«Новая драма» — это историко-литературное понятие, обозначающее период в истории развития драматургии рубежа 19-20 вв.
Драматургия Юджина О'Нила
Юджин О'Нил по праву считается основателем американской драмы. На протяжении долгого времени в литературе США драма была самым слабым звеном. В 19-начале 20 вв. американский театр носил откровенно развлекательный, комический характер, тон в репертуаре задавали «хорошо сделанные пьесы» - мелодрамы и легкие комедии преимущественно европейского происхождения. Драматургические опыты М. Твена, Т. Драйзера, Г. Джеймса и т. д. были незначительными и оставались на периферии их творчества. В начале 20 века популярностью пользовались драматурги среднего уровня, которые представляли американскую действительность в оптимистическом, даже слащавом, духе. Заслуга Юджина О'Нила заключается в том, что он обновил американскую драму, реформировал театр. Писатель оказался в русле плодотворных исканий, характеризовавших «новую драму», которая заявила о себе в конце 19-начале 20 вв. в разных литературах мира.
Творческий стиль Юджина О'Нила сформировался в канун Первой мировой войны. Общественные взгляды писатели в тот период носили социалистическую окраску. В своем стихотворении «Братоубийство», написанном в 1914 году, он осудил американскую интервенцию в Мексике. Тогда же писатель дебютировал своим сборником «Жажда и другие одноактные пьесы», выпущенном на средства отца. После выхода книги О'Нил написал Бейкеру, своему наставнику, что у него появилась цель – «стать драматургом или никем».
Период 1915-1925 гг. отмечается интенсивным обновлением театра и драмы. Ведущую роль в «театральном Ренессансе» сыграл Юджин О'Нил. Он в своих произведениях отзывался на важные перемены в общественной и художественной жизни США. С начала 1910-х годов в Америке активно функционировали так называемые малые театры – небольшие по численности труппы, появившиеся в разных городах. Эти театры создавались энтузиастами-новаторами и на первых порах носили любительский характер, но позже выросли в профессиональные коллективы. «Малые театры» ориентировались на демократического зрителя и дали сценическую жизнь образцам мировой драматургии и пьесам молодых американских писателей. В числе этих авторов был и Юджин О'Нил. «Малые театры» в целом утверждали реалистические сценические принципы и отказывались от шаблонов коммерческого бродвейского театра.
В 1915 году разрозненные театральные труппы сформировали объединение «Провинстаун плейере», которое возглавил Дж. К. Кук. Это объединение просуществовало до 1929 года и сыграло значительную роль в развитии новых реалистических принципов американской драматургии и режиссуры. На сцене «Провинстаун плейере» увидели свет ранние пьесы Юджина О'Нила:
- «Луна над Карибами»,
- «Жажда»,
- «Туман»,
- «Неистовство» и т. д.
Персонажи ранних пьес писателя бросали вызов коммерциализированному театру Бродвея, его искусственным сюжетам, далеким от реальности, и респектабельным героям. Юджин О'Нил на сцену выводит бродяг, моряков, проституток, люмпенов, людей «дна», использовавших в речи грубые жаргонизмы, а не правильный рафинированный слог. Действие в пьесах Юджина О'Нила происходит в портовом кабаке, в матросском кубрике, на палубе, в экзотических тропических странах.
Юджин О'Нил был проницательным знатоком человеческой души и считал, что корни расовых предрассудков заключены не в общественных отношениях, а запрятаны на уровне подсознания, в тайниках человеческой души.
«Любовь под вязами»
«Любовь под вязами» - одна из самых известных пьес Юджина О'Нила. Произведение написано в 1924 году. Глубинным мотивом произведения является власть собственности над людьми. Этот мотив определяет социально-психологические коллизии в драме. Действие драмы разворачивается на одной из ферм Новой Англии в 1850-е годы. Дом Эфраима Кэбота – старое угрюмое здание, перед которым растут два мощных вяза. Деревья «не только защищают дом», они его и подавляют. В этих вязах есть что-то от «эгоистической материнской любви» и от «изнуряющей ревности».
Героям драмы являются Эфраим Кэбот и трое его сыновей – Питер, Симеон, Эбин. В основе сюжета драмы – ожесточенная борьба за наследство. Сыновья Эфраима работают на ферме отца. Писатель подчеркивает схожесть облика крепких, кряжистых героев с самой природой, в которую они органично вписываются.
Эфраиму ферма досталась в качестве приданого от второй жены, матери младшего сына Эбина. Сыновья жаждут получить долю фермы. Однако после смерти второй жены Эфраим женится в третий раз. Тогда старшие сыновья – Симеон и Питер – решают продать свои доли Эбину и отправляются в Калифорнию, ослепленные золотой лихорадкой. По мнению Эбина, ферма должна принадлежать ему, так как отец ее похитил у его матери и присвоил ее деньги. Эфраим спорит с сыном, убежденный, что того в заблуждение ввели родственники. Кроме сыновей Эфраима, на ферму претендует и его третья жена Абби Пугнем. Абби – молодая, чувственная и очень алчная женщина. Эбин обвиняет ее в том, что она «продалась» его отцу «как блудница». Женщина оправдывается тем, что у нее была тяжелая жизнь, полная несчастий, и работа по чужим домам.
Абби вытягивает у Эфраима обещание, что тот ей подарит ферму, если она ему родит ребенка. Абби рожает ребенка, но не от Эфраима, а от Эбина, которого соблазнила. Рождение мальчика приводит старика в восторг. Эфраим объявляет Эбину, что он лишен права на ферму. И казалось бы, Абби достигла цели. Но она испытывает влечение к Эбину и очень боится его потерять. Эбин убежден, что любовь женщины притворна и грозит рассказать всю правду отцу и уехать в Калифорнию. Абби, чтобы доказать свою любовь к Эбину, убивает ребенка.
Название произведения многозначно. Юджин О'Нил оставлял зрителям и актерам возможность разных вариантов интерпретаций драмы, несводимой к одной идее. «Любовь под вязами» - это пьеса о губительной власти собственничества, о величии страсти, об антигуманности пуританских запретов. Глубокий психологизм и драматизм обеспечили произведению место в мировом театральном репертуаре.