Роды и виды литературы
Существуют три рода литературы – лирика, драма, эпос.
Лирика – это произведения преимущественно стихотворной формы, в которых выражается эмоциональное состояние автора. К лирическим жанрам относятся ода, элегия, послание, баллада, сонет, мадригал, эпиграмма.
Эпос – это произведения повествовательного характера. К этому роду относятся роман, повесть, эпопея, новелла, роман-эпопея, очерк. В фольклоре к эпосу относятся сказки, былины и анекдот.
Драма – это произведения, предназначенные для постановки на сцене, обычно строятся на диалогах действующих лиц. К драматическим жанрам относятся комедия, трагедия, водевиль, драма, мелодрама, фарс.
Впервые литературные роды выделил Аристотель. В своем научном труде «Поэтика» он указал на то, что поэзия – это подражание, которое существует в трех формах. Эти три формы подражания и называются родами литературы.
Возникновение родов литературы непосредственно связано с возникновением искусства, которое формировалось на самых ранних этапах развития общества. А. Н. Веселовский говорил, что литературные роды образовались из первобытных обрядовых песен, исполнявшихся в связи с тремя главными событиями в жизни человека – рождением ребенка, вступлением в брак и смертью. Эти песни исполнялись хором. В них выражалось эмоциональное состояние представителей рода или племени. Эмоции выражались в издававшихся участниками обряда возгласах, из которых и возникла лирика. Впоследствии лирика обособилась от обряда и стала самостоятельным родом.
В хоре обязательно присутствовали запевалы, которые исполняли партии. Впоследствии из этих партий появились сначала лиро-эпические, затем героические поэмы. Они и положили начало эпосу. На основе обрядового диалога, в который часто ступали участники хора, сформировался третий род литературы – драма.
Литературные роды сформировались в разное время. Раньше всего возникла лирика, позже эпос. Драма сформировалась на самом позднем этапе. Отличительные признаки родов:
- Для эпоса- повествование о событиях
- Для лирики - оценка, эмоция, отношение
- Для драмы - действие и диалог.
В пределах каждого из трех родов имеются элементы, характерные для другого рода. Например, в эпосе есть элементы, свойственные драме.
Литературный род всегда проявляется через вид. Видов литературы гораздо больше, понятие вида менее широкое, чем понятие рода. В разные периоды развития литературного искусства в пределах каждого рода выделяли виды:
- В лирике – эпитафию, эпиталаму, эпиграмму, песню, эклогу, романс, идиллию, элегию, гимн, думу, мадригал, оду, дифирамб, кацону;
- В эпосе – сказку, былину, повесть, роман, очерк, поэму, анекдот, басню;
- В драме – комедию, трагедию, драму, водевиль, мелодраму и т.д..
При этом однородные виды не всегда имели четкую границу (повесть-роман, рассказ-повесть, рассказ – новелла и т.д.).
Виды не являются окончательными конкретными формами произведений, он имеют еще неповторимые жанровые формы. Категория вида наиболее конкретна и очень изменчива, при ее характеристике учитывается кроме тематического своеобразия еще и особенности идейно-эмоциональной трактовки изображаемого (например, лирическая комедия, сатирический роман).
Межродовые и внеродовые формы
Литературные роды не являются абсолютно изолированными друг от друга. Наряду с теми произведениями, которые полностью и безусловно принадлежат к одному из родов литературы, существует и те, в которых соединяются свойства двух родовых форм. Такие произведения называют двухуровневые образования. О произведениях и группах произведений, относящихся к двум литературным родам, неоднократно говорилось на протяжении 19-20 веков. Например, Шеллинг характеризовал роман как соединение эпоса и драмы. Присутствие эпического начала отмечалось в драматургии А. Н. Островского. Б. Брехт характеризовал свои пьесы как эпические, а за произведениями А. Блока и М. Метерлинка закрепился термин «лирическая драма». Популярна в литературе лиро-эпика, которая включает в себя баллады, лиро-эпические поэмы, лирическую прозу, а также произведения. в которых к рассказу о событиях подключены лирические отступления.
В литературоведении 20 века предпринимались попытки дополнить традиционные роды литературы и обосновать понятие четвертого и т.д. рода. Например, рядом с эпосом, лирикой и драмой ставились роман, сценарий, сатира. Эти суждения вызывают споры, однако в литературе существуют группы произведений, которые не обладают в полной мере свойствами какого-либо из родов литературы либо лишены их совсем. Такие группы произведений называются внеродовыми формами. К таким формам относятся:
- Очерк
- Литература «потока сознания»
- Эссеистика.
В очерке внимание автора сосредоточено на внешней реальности, что дает основание относить их к эпическим жанрам. Но событийные ряды в очерках и повествование не играют организующей роли, доминируют описания, которые часто сопровождаются рассуждениями.
В литературе «потока сознания» преобладает не повествовательная подача событий, а бесконечная цепь впечатлений, душевных движений, воспоминаний носителя речи. Сознание предстает хаотичным, и действительность оказывается «застланной» хаосом ее созерцаний.
Эссеистика на современном этапе является чрезвычайно влиятельной областью литературного творчества. Истоками эссеистики является труд М. Монтеня «Опыты». Форма эссеистики – это непринужденно-свободное соединение описаний реальности, сообщение о единичных фактах и размышлений. Мысли в эссеистской форме допускают возможность иных суждений, не претендуя на исчерпывающую трактовку предмета. В эссеистике художественные начала соединяются с философскими и публицистическими.