Мир литературного произведения – это предметность, воссозданная в произведении при помощи речи и при участии вымысла.
Текст и мир героя произведения
Фундаментальное значение для поэтики имеет разграничение двух аспектов художественного произведения – текса и мира героя. Если посмотреть на это разграничение со стороны проблемы читателя, можно убедиться, что отношение воспринимающего субъекта принципиально отличается.
Текст является предметом наблюдений заинтересованного, но при этом спокойного, объективного восприятия.
Необходимо понять его состав:
- Количество частей
- Авторские способы выделения частей
- Разряды или типы слов
- Особенности ритмики и метрики и т.д.
Много информации можно получить из наблюдений за повторами– лексическими, синтаксическими, звуковыми и в прозе, и в поэзии. Во всех этих случая можно достаточно точно установить определенные факты, при этом выводы и наблюдения являются повторимыми и допускают проверку. Однако пока читатель занят этим, он не может свое основное внимание направлять на персонажей, воспринимать их как живых людей, которые находятся в определенных условиях времени и места, которые совершают поступки и т.д.
Если главным предметом является текст, то читатель находится на внешней точке зрения относительно мира героев. Наоборот, для того, чтобы воспринимать произведение в качестве другой действительности (относительно нашей реальности), где нет читателей, а герои действуют и живут, необходимо совмещение читательской точки зрения с точкой зрения одного из персонажей, то есть чтобы читатель, как и персонажи, считал все, что окружает героя, реальным миром, забыв о существовании писателя и текста.
Однако культурный читатель должен быть способным сочетать обе точки зрения – внешнюю и внутреннюю; он должен уметь приобщаться к миру героев и сопереживать им, думать над этическим значением поступков и сочетать это умение со способностью видеть, как устроен текст и размышлять над авторскими приемами.
Таким образом, между двумя позициями для читателя относительно текста и мира героев должно быть какое-то промежуточное или соединительное звено. Таким звеном можно считать систему ценностей, которая представлена строением изображенного в произведении мира и соотношением героев. К примеру, в произведении «Прости! Во мгле воспоминанья…» А. Фета противопоставление сферы жизни, где герой находился в прошлом, и сферы жизни, где он находится на данный момент, имеет ценностный характер и связано с оценкой – дом для героя теплый, светлый и замыкает в «волшебном круге», а мир – запутан, бесприютен, холоден и лишен света. В этом примере как раз совмещается человеческий аспект противопоставления – что оно значит для персонажа и аспект устройства мира, изображенного в произведении – о чем это устройство говорит читателю и автору. Также в этом случае читатель видит мир героя, но воспринимает его как эстетический объект, а не как сферу обитания героя-реального человека. произведение, как эстетический объект, является единым событием общения автора, читателя и героя произведения. Эстетическое единство произведения или художественное целое является результатом «тотальной реакции автора на целое героя» (М. М. Бахтин).
Связь читателя с миром героев произведения
Также читатель реагирует на героя и одновременно - на авторскую реакцию. Таким образом, так выглядит общее содержание «события общения». Из перечисленного видно, что по своей природе единое эстетическое событие является глубоко противоречивым и двойственным.
В теории художественного произведения разграничиваются два аспекта событийной полноты литературного произведения. Организующими центрами каждого из них являются события.
Предмет изображения, а также сопереживания и осмысления – это событие, о котором идет речь в произведении. Но при этом и само повествование тоже является событием.
Первое событие связано со структурой мира героев, изображенного в произведении. Второе событие создается во время контакта повествующего субъекта с читателем – адресатом. Отсюда возникает связь читателя с миром героев. В качестве частных понятий в данном случае выступают:
- Художественное пространство и время
- Комплекс мотивов и типы сюжетных схем, являющихся основой построения сюжета
- Событие, коллизия и ситуация, мотив как единицы сюжета
- Сюжет как целое.
Также понятие «читатель» связано с группой понятий, которые характеризуют субъектов повествования и изображения:
- Субъекты повествования – рассказчик, повествователь, образ автора
- Композиция, точка зрения, композиционные формы
- Повествование.
Таким образом, исходя из такого разграничения, в первом случае следует говорить о понятиях сюжетологии, во втором случае – о понятиях нарратологии.
При определении понятия «читатель» необходимо иметь ввиду, что термин имеет два противоположных значения:
- Конкретный, исторически – реальный читатель (читатели, публика), для которых произведение является объективно существующим предметом наблюдения и осмысления;
- Образ читателя – созданный автором определенный персонаж, который существует внутри произведения.
Ряд определений фиксируют только первое значение, в других определениях есть оба значения. Но для поэтики более важным является еще одно значение, которое связывает эти два полюса. Читатель также является субъектом сотворческой деятельности, задуманной автором.
В современной нарратологии существует специальный термин, фиксирующий этот аспект – имплицитный читатель.
В рамках этого значения возможны разные трактовки. В своих концепциях художественного произведения Б. О. Корман и Ю. М. Лотман учитывали сотворческую деятельность читателя – понятие «идеальный читатель» является характерным для них. Однако «активное восприятие», которое формально имеется в виду, не равно адекватному воспроизведению готового и даже не равно сотворчеству в том случае, если оно понимается как «достраивание» преднамеренно «недосозданного» автором эстетического объекта.