Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мотив игры в рассказе Пелевина "Ника"

Определение 1

Архетип — это часто повторяющийся образ, мотив, сюжет в фольклорных и литературных произведениях.

Анализ рассказа В. Пелевина «Ника»

В рассказе «Ника» главный герой произведения рассказывает о Нике, своей любимой, к которой несмотря на ее отстраненность, глупость, бесчувственность он испытывает очень нежные чувства. Герой пытается проникнуть в мир Ники, понять ее мысли и постоянно убеждается в том, что она недоступна. Она живет в своем мире, в своих иллюзиях, не отличая реальное и нереальное, возможное и невероятное. Писатель вводит читателя в заблуждение, не используя при этом ни одного слова, сбивающего с толку. Читатель до самой последней фразы находится в неведении, радуется и печалится вместе с главным героем.

Статья: Мотив игры в рассказе Пелевина "Ника"
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В этом произведении прослеживаются черты постмодернизма. Он показывает хаотический сверхсложный мир. Постмодернизм выражает неопределенность, иронию, выступает против тоталитаризма. Это особый вил философствования, порождаемый ситуацией. Писатель часто использует этот метод. При этом он смешивает приемы, которые используются в других методах. Так он создает что-то новое. Постмодернизм обращается к прошлому, готовому, состоявшемуся с целью восполнить недостаток своего содержания.

Постмодернистская чувствительность, хаотичность проявляются в постоянных размышлениях героя об отношениях, о жизни. Он себя мучает мыслями, ищет ответы, но мирится с тем, что имеет. Таким образом, писатель показывает современного человека сомневающимся - именно таким, каким он себя ощущает в этом мире.

В последних строчках раскрывается ирония рассказа, которая заключается в игре с читателем. Оказывается, что человек живет в иллюзиях, он одинок. Он описывает жизнь кошки как жизнь возлюбленной. Но несмотря на это, он пытается заглянуть в ее внутренний мир и понять, чем она живет.

«Мотив игры в рассказе Пелевина "Ника" » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Еще одна тема, которая прослеживается в рассказе – тема ушедшего советского времени. Главный герой часто описывает предметы, показывает связь настоящего и советского прошлого. Этим писатель демонстрирует постепенное освобождение, уход России от жесткого режима тоталитаризма.

В рассказе «Ника» В. Пелевин описывает думающего человека, размышляющего о мире. Этим обусловлено использование философских слов, показывающий глубину мыслей главного героя: истина, логическое умозаключение, предвидение, небытие. В самих мыслях главного героя писатель подчеркивает интеллектуальность рассказа.

Мотив игры в рассказе

Рассказ «Ника» В. Пелевин неоднократно оказывался предметом исследовательского интереса. Большинство исследователей считает, что «Ника» - это рассказ от первого лица, и особенностью этого произведения является игра автора с читателем. Заключается игра в следующем: до самого конца читатель верит, что героиня, о котором идет речь – девушка, напоминающая героинь произведений русской классической литературы, и только после прочтения последнего предложения он понимает, что ошибся, и в рассказе речь идет о кошке. Главными инструментами манипуляции читательским восприятием являются:

  • Каламбуры – лексика, которая позволяет описывать и кошку, и девушку;
  • Отсылки к русской литературной традиции.

Кроме очевидной функции – «обмануть» читателя – возникающие подтексты имеют и другую функцию – помочь автору создать текст, в котором проблема взаимоотношения между женщиной и мужчиной, между разными восприятиями и разными человеческими типами оказывается проблемой постмодернистского всеединства разнонаправленных начал.

Герой на протяжении рассказа пытается не просто понять внутренний мир Ники, но и научиться у нее чему-то (например, спокойствию, равнодушию, естественному взгляду на вещи). Эта архетипическая ситуация «учитель – ученик» в рассказе Пелевина воспроизводится на уровне отношений «читатель – автор»: автор хочет научить читателя спокойному взгляду на мир.

Замечание 1

Ключом к пониманию строения произведения является осознание «промежутка» между рассказчиком, героем и имплицитным автором рассказа. Этот «промежуток» «зазор» - это разница в оценочной и психологической точке зрения.

Все подтексты, присутствующие в тексте, должны не только запутать читателя, но и намекнуть ему на структуру пелевинского текста. Например, первое предложение произведения отсылает к последнему предложению рассказа «Легкое дыхание» И.А. Бунина. И так как герой рассказа Пелевина только что читал И.А. Бунина, логичным будет соотношение местоимения «ее» с героиней Бунина. Но в конце предложения в тексте Пелевина становится понятно, что местоимение «ее» соотносится не только с героиней. Уже в первом предложении произведения последнее слово может изменить сформировавшуюся читательскую интерпретацию.

Еще одна особенность рассказа «Ника» - соотнесение персонажей Пелевина и Бунина. Сходство между Никой и Олей Мещерской очевидно, но не только это связывает тексты на уровне персонажей. Если обратить внимание на сходство мотивов, то можно увидеть, что герой Пелевина соотносится с одной из героинь рассказа «Легкое дыхание» - классной дамой Оли Мещерской. Именно герой Пелевина мучается от того, что не может изменить свои взгляды на жизнь, избавиться от умственных построений, которые мешают воспринимать мир. Он додумывает, какой является Ника, видит иллюзии вместо реальности – как классная дама в рассказе «Легкое дыхание».

Замечание 2

В каком-то смысле читатель рассказа «Ника» «живет выдумкой» - он повторяет поведение героя, пытаясь додумать Нику.

Каждая отсылка в рассказе В. Пелевина – игровая. Смыслы, возникающие в сознании читателя, потенциально безграничны, но все отсылки имеют две основные функции:

  • Намек на истинную структуру рассказа;
  • Введение мотива ошибки повествователя.

Повествователь в нескольких случаях прямо обманывает читателя, когда для описания Ники использует слова и конструкции, применимые для описания девушки, но не кошки. В других случаях повествователь нарушает основополагающие принципы текста. В языке существует тенденция описывать лишь то, что от нормы отклоняется, подразумевая, что остальное по умолчанию нормально. Если что-то не проговаривается, значит оно находится в рамках нормы. Пелевин пользуется системой условностей, которая характерна не для литературной традиции и литературы, но для речи вообще. И нарушает эту систему. В итоге у читателя должно появиться недоверие к речи вообще, типичное для постмодернизма.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot