Ретардация – это подробное описание предмета или события (например, щита Ахилла в «Илиаде» Гомера).
Особенности гомеровского языка и стиля
Язык поэм Гомера на протяжении многих столетий был для греческой литературы языком эпического жанра и представлял собой в историческом отношении смешение различных греческих диалектов, когда-то бывших самостоятельными языками отдельных племен. Проблема возникновения гомеровского языка тесно связана с проблемой становления эпоса. Наиболее ранним слоем гомеровского языка является деловая лексика микенского государства. Позже древние эолийские языковые формы, которые включили в себя и микенские, объединились с формами ионийского языка периода создания поэм.
В языковых слоях гомеровского эпоса отражается хронология создания эпического языка. Наиболее поверхностным слоем стал аттический, привнесенный вследствие записи поэм в Афинах в конце 6 в. Многослойность гомеровского языка была отмечена еще древними критиками, которые искали объяснение такому необычному явлению. Они связывали его с путешествиями Гомера, его длительными пребываниями среди греческих родов и племен.
Гомеровский эпический язык является древнейшим литературным языком. Он оказал влияние на всю греческую поэзию.
Гомеровский язык формировался в ходе творчества ионийских рапсодов, которые обращались к древней эолийской песенной традиции.
Формирование гомеровской лексики происходило в течение длительного времени. В гомеровской лексике в разных синонимах и эпитетах зафиксированы понятия и представления разных эпох. Например, в эпитетах, которые связаны с Троей, можно найти соответствия с лексикой пилосских табличек.
Для эпического стиля поэм Гомера характерны признаки устной народной поэзии. Так, в обеих поэмах Гомера из 28 тысяч стихов пятую часть составляют формульные стихи, для которых типичными являются эолийские языковые формы. В этих формульных стихах описываются часто повторяющиеся ситуации, такие, как жертвоприношения, пир, начало поединка, снаряжение корабля, начало и конец речи и т.д. Эпитеты поясняют, определяют, характеризуют качество или свойство объекта описания. Эпитеты – наиболее распространенный прием эпоса.
В поэме «Илиада» эпитеты иногда подвергаются чуждому устной народной поэзии поэтическому переосмыслению. Например, в сцене поединка Гектора и Ахилла варьируются два эпитета Ахилла – «божественный» и «быстроногий».
Особенности эпического стиля Гомера:
- Поэма о событиях прошлого;
- Повествование ведется от лица автора;
- Нарочитая архаизация и гиперболичность;
- Наслоение эпох;
- Сцены собрания богов, их активное участие в действиях героев;
- Объективное изложение, отсутствие четко выраженной авторской позиции;
- Ретардация;
- Повторы важных событий;
- Эпитеты, твердо закрепившиеся за героями;
- Сравнения батальных сцен с эпизодами мирной жизни, стремление к наглядности;
- Перескоки в повествовании;
- Неравномерность в описании событий.
Гомеровское поэтическое искусство является родственным господствующему в искусстве 9-8 в. до н.э. геометрическому стилю.
Стилевые особенности «Илиады»
Даже неискушенному читателю в глаза бросаются две стилевые особенности поэмы «Илиада»: неторопливость повествования, детальное описание всего, что оказывается в поле зрения автора и многочисленные повторения.
Эти стилевые приемы, являющиеся характерными для устной поэзии всех народов и всех времен, говорят о том, что поэма создана в русле устойчивой фольклорной традиции, которая своими корнями уходит в глубокую древность.
Но наряду с очевидными элементами фольклорного повествования в поэме встречаются и явные признаки индивидуального творчества Гомера. Особое внимание следует уделить гомеровским сравнениям.
Сравнения у Гомера приобретают характер самостоятельной картины, а содержанием сравнений являются или явления природы, или бытовые зарисовки, которые сами по себе необычны для героического эпоса.
Содержанием «Илиады», как заметил еще Аристотель, является не вся Троянская война и даже не судьба героя, а лишь один эпизод – «гнев Ахилла», точнее, последствия этого гнева. Именно благодаря тому, что Ахилл в гневе покидает поле боя, появляется возможность изобразить в действии других героев. Ахилл настолько превосходит других, что для них, когда он вступает в битву, места не остается. Таким образом, гнев Ахилла – организующее начало поэмы, подчиняющее себе ее составные элементы. При этом составные элементы «Илиады» располагаются строго в продуманной композиционной последовательности.
Действие «Илиады» охватывает пятьдесят дней, большая часть из которых заполнена событиями, упоминаемыми автором лишь вкратце. Эти события являются предпосылками экспозиции и развязки сюжета.
«Илиада» задумывалась и воспринималась как литературное произведение индивидуального автора, причем не аэда, а распода, который, опираясь на фольклорную традицию, ее использует в соответствии со своим планом.
Аэд – певец-сказитель.
В событиях под Троей большую роль играют боги, которые не только сочувствуют или враждебно настроены тем или иным предводителям, но и непосредственно вмешиваются в сражения, внушают своим любимцам отвагу и предостерегают их от необдуманных поступков. Разумеется, боги превосходят людей силой, и они вечны. Люди же знают, что их жизнь находится во власти судьбы. Но утверждение, что гомеровские герои «скованны» божественным присутствием и осознанием своей недолговечности не совсем справедливы.
Во времена, когда создавалась поэма, иного осмысления мира и природы, кроме религиозного, не существовало. И проблема соотношения божественного промысла с человеческим знанием будет главной для греческой литературы до конца 5 в. до н.э.
Кроме того, осознание быстротечности жизни не обрекает героев поэмы на пассивное бездействие в ожидании неизбежного конца. Наоборот, они дают простор своим силам и стараются оставить о себе бессмертную славу. Гомеровские герои стремятся в бой, любят и ненавидят, страдают и негодуют в полную силу.