Анализ былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник" представляет собой последовательное изучение особенностей сюжета, выявление особенностей былины как фольклорного жанра, а также его трансформаций на материале представленной былины.
Былина как фольклорный жанр имеет многовековую историю. В процессе эволюции жанра былины активно взаимодействовали с фольклорными и литературными жанрами, включая сказки, исторические песни, повести, романы, поэмы. К XVIII былины окончательно оформились в самобытное явление русской литературы, а некоторые богатыри стали известными литературными героями.
На сегодняшний день былинные традиции известны, прежде всего, по сборнику К. Данилова и по изданию «Былины в записях и пересказах XVII-XVIII веков» под ред. А. Астаховой. Последний сборник содержит 26 рассказов, которые можно условно разделить на две группы:
- «себежская» версия, в которое эпизоды болезни Ильи, его встречи с разбойниками отсутствуют. В конце Илья освобождает Себеж от трех заморских царевичей, эпизод поединка с Соловьем заканчивается допросом и казнью последнего;
- «черниговская» версия: Илья освобождает Чернигов от басурманского войска. Данная версия сохранила значительную близость к устной традиции.
Образ Ильи Муромца
В обеих версиях былины в центре повествования – Илья Муромец. Как отмечают ученые, по своему происхождению Илья – более поздний герой, который обрел популярность намного позже своих «товарищей» - Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Все былины об Илье условно делятся на несколько циклов:
- «Получение силы»;
- «Илья Муромец и идолище»;
- «Илья Муромец и татарское нашествие»;
- «Илья Муромец и богатырь-нахвальщик»;
- «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
- «Бунт Ильи Муромца против князя Владимира».
Причем, биографические сведения об Илье в различных циклах не совпадают. Например, сюжет о получении силы, который должен был бы предшествовать всем остальным, появился намного позднее. Его появление связано со сказками о сидне. Илья – сидень, обладающий огромной потенциальной силой, однако не умеющий ее использовать:
«…сиднем сижу цело тридцать лет…»
Обладая огромной силой, он словно вне всего мира, ему не нужно ни славы, ни власти, ни богатства.
Но вот появляются калики перехожие, которые заставляют Илью подняться с печи: выпив «чарочку питъица медвяного», Илья вдруг осознает собственную силу, осознает себя индивидуальностью, происходит новое рождение героя. Важно добавить, что это рождение происходит в 30 лет, в возрасте пророков, а сами калики напоминают волхвов, пришедших в Вифлеем. В данном аспекте, на появление былины влияние оказали христианские верования. Калики (волхвы?) провозглашают появление нового героя (пророка?), ограничивая при этом его победоносность, запрещая драться с:
- Святогором - символ первопредка, изначального героя, реминисценция древнего могущественного божества, в котором воплощена вся мощь земли;
- Самсоном с «семью власами ангельскими» - образ, сформировавшийся в русском фольклоре и культуре под влиянием христианства, «полуангел-полугерой»;
- Микулой – олицетворение исконной земной мощи, всего народа, победить которую невозможно;
- Вольгой – герой-шаман, который черпает свою силу из сопричастности с Природой, обладает хитростью, оружием стихий, оборотничеством.
Но Илья предостережению калик не внемлет. Его первый бой именно со Святогором. Этот же бой убеждает Илью, что победить древнего великана невозможно, он братается со Святогором, признавая его старшим братом, который уже обречен: поскольку время древних великанов, первопредков уже минуло. Святогор по собственной воле ложится в гроб, передавая перед смертью Ильи часть своей силы.
Встреча с Соловьем-разбойником
Обретя новую силу, Илья спешит в Киев, но по дороге вступает в конфликт с Соловьем – мифологическим персонажем, который не остался в образе птицы, но и не обрел полностью человеческой наружности. Соловей обладает нечеловеческими возможностями:
Засвистел Соловей по-соловьиному,
Зашипел проклятый по-змеиному,
Закричал собака по-звериному...
По сегодняшний день, образ Соловья привлекает внимание исследователей. Большая часть ученых понимает под указанным образом мифологический персонаж, шамана, властвующего над природными силами. О тесной связи с природой свидетельствуют и способности Соловья к оборотничеству. Победа над Соловьем таким образом может символизировать победу человека над природными силами, стихиями, появление умений противостоять стихийным бедствиям.
Победив Соловья, Илья привозит его в Киев, поступает на службу к Владимиру. На данном этапе развития образа героя он представлен как защитник народа от несправедливости могущественного властелина.
Хотелось бы остановиться на противодействии Ильи установлению христианской религии:
«А стрелил-то он тут по божьим церквам…»
В данном аспекте былина отражает достаточно сложный, противоречивый характер принятия христианства на Руси, когда новая вера, навязанная народу «сверху» по воле властителей, встречала сопротивление со стороны народа.
Выступает Илья и защитником Земли русской от иностранных захватчиков, орд, гиперболизированных чудищ: Идолищ, Калинов-царей. С этой «страницей» жизни богатыря связаны сюжеты о татарском нашествии, Илье и чужеземном богатыре и пр. Илья представлен как оборонитель родной земли, свершающим
«…подвиги во славу родине…»
Богатырская сила Ильи теперь приобретает направленный характер, осознанность.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что былина представляет собой фольклорный жанр, в котором в метафорической иносказательной форме отражаются особенности формирования национального мировосприятия. В мотивах былин об Илье Муромце наглядно отображаются наиболее значимые события истории России: принятие христианства, переход от язычества к христианству, борьба с иностранными захватчиками и пр.