Биографический метод изучения литературы – это способ восприятия, оценки и анализа художественной литературы, при котором определяющим моментом творчества является личность и биография писателя.
Методы изучения литературы
Одной из основных задач теории литературы является определение и построение методологической основы исследования литературы как объекта изучения литературоведения. Методы учения литературы являются способами, принципами и приемами в изучении своего актуального предмета, которым они и обуславливаются – для каждого метода исследования свой актуальный предмет. Поэтому при рассмотрении методики изучения литературы как в совокупности методов, так и в случае каждого отдельного метода необходимо учитывать его связь со своим предметом.
Выделяют следующее основные методы изучения литературы:
- Биографический
- Сравнительно-исторический (компаративистика)
- Художественный
- Культурно-исторический
- Социологический (социально-исторический)
- Формальный метод
- Метод литературной герменевтики
- Структурный метод.
Биографический метод изучения литературы
В литературоведении биографический метод заключается в том, что при исследовании произведения внимание акцентируется именно на самом авторе, на его научной биографии. Творчество писателя рассматривается как выражение его личного жизненного опыта, которое считается важнейшим творческим началом искусства.
Суть биографического метода состоит в научном соотнесении фактов биографии и творчества писателя.
На формирование биографического метода большое внимание оказал романтизм и характерный ему культ жизнетворчества. Также важным для биографического метода является герменевтическая теория, разработанная Ф. Шлейрмахером, согласно которой ценности и идеи не могут быть поняты без проведения анализа их генезиса, а следовательно, без изучения биографии конкретного автора. По Шлейермахеру, каждый человек индивидуален и для того, чтобы понять текст, необходимо приблизиться к автору и с объективной, и с субъективной стороны – через понимание языка автора и фактов его жизни, внешней и внутренней.
Основоположником и крупнейшим представителем биографического метода в литературоведении является Шарль Огюстен Сент-Бёв. Согласно его мнений, непосредственное влияние на формирование творческой личности автора, следовательно, и его произведений, оказывает его наследственность, политическое и литературное окружение – оппоненты, ученики и даже враги. Каждый писатель неповторим и индивидуален, а произведение является «заговорившей личностью» автора и для того, чтобы его постичь, необходимо «рассмотреть в поэте человека». Литературный портрет становится излюбленным критическим жанром Ш. О. Сент-Бёва. Установка на исследование генезиса творчества делает биографический метод в какой-то степени психологическим. Сент-Бёв подчеркивал, что говорит не столько о произведениях, сколько о самой личности писателей.
Биографический метод оказал большое влияние на становление культурно-исторического метода. Основатель этого метода И. А. Тэн, приняв ключевые положения биографического метода, развил их в новую теорию, усилил роль "расы, среды и момента" в творчестве и системные исторические акценты.
Датский критик Георг Брандес использовал элементы биографического метод при разработке историко-психологического метода изучения литературы.
В России биографический метод использовался Н. А. Котляревским, который говорил о том, что каждый литературный памятник следует оценивать в первую очередь в качестве документа своей эпохи и в качестве документа, объясняющего психику автора. В работах Котляревского отражается определенная тенденция развития биографического метода, а именно тяготение к культурно-историческому методу.
В начале прошлого столетия биографический метод видоизменился: из сферы применения метода были выведены художественные и социальные направления мысли, влияние расы, среды и момента, «внешние» по отношению к творчеству. Этот подход получил название импрессионистского.
Сторонники импрессионистского подхода интересуется отражением в тексте «сокровенного «я»» автора. Видными представителями импрессионисткого эссеизма являются: С. Маковский, М. Кузмин, Ю. Айхенвальд, Р.де Гурмон, А. Франс, Дж. Сантаяна, А. Саймонс.
Сен-Бёв в своих работах «Беседы по понедельникам», «Литературные портреты», «Пор-Рояль» стремился не только как можно глубже проникнуть во внутренний мир писателя, но и в его домашнюю обстановку. Он считал, что бытовые обстоятельства, изменчивые душевные состояния, случайные встречи, свойства психики автора являются факторами, которые образуют художественное и идейное своеобразие литературного произведения, а также творчества того или иного писателя.
В современном зарубежном литературоведении многие монографические исследования строятся по такому же методу.
В. Г. Белинский отмечал, что узко биографический подход к произведениям искусства является эмпирической крайностью. Истинную реальность личности писателя придает эпоха со всеми ее противоречиями, общественной борьбой, заблуждениями, открытиями и идейными исканиями. Эти факторы обогащают биографический и личный опыт писателя, но нередко вынуждают его изменять обыденным привычками порой даже отказываться от образа жизни, идеалов и мыслей, которые свойственны его биографии, социальному положению, происхождению, заставляют формировать новые идеалы, переходить на другие позиции. Идеалы прежде всего и определяют пафос творчества.
Наиболее продуктивным биографический метод является в следующих случаях:
- При изучении творческого пути и творческой эволюции художника. В этом случае биография писателя является основой для периодизации его творческого наследия (например, творческий путь А. С. Пушкина: лицейская лирика, Михайловская, Болдинская осень и т.д.)
- При изучении автобиографических жанров: объектом художественного исследования становятся факты личной жизни и опыта. В этом случае автобиографический персонаж отделяет от автобиографической личности. Чаще всего в автобиографической прозе герой носит другое имя (например, в трилогии Л. Н. Толстого – Николенька Иртеньев).