Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Биографический метод изучения литературы

Определение 1

Биографический метод изучения литературы – это способ восприятия, оценки и анализа художественной литературы, при котором определяющим моментом творчества является личность и биография писателя.

Методы изучения литературы

Одной из основных задач теории литературы является определение и построение методологической основы исследования литературы как объекта изучения литературоведения. Методы учения литературы являются способами, принципами и приемами в изучении своего актуального предмета, которым они и обуславливаются – для каждого метода исследования свой актуальный предмет. Поэтому при рассмотрении методики изучения литературы как в совокупности методов, так и в случае каждого отдельного метода необходимо учитывать его связь со своим предметом.

Выделяют следующее основные методы изучения литературы:

  • Биографический
  • Сравнительно-исторический (компаративистика)
  • Художественный
  • Культурно-исторический
  • Социологический (социально-исторический)
  • Формальный метод
  • Метод литературной герменевтики
  • Структурный метод.

Биографический метод изучения литературы

В литературоведении биографический метод заключается в том, что при исследовании произведения внимание акцентируется именно на самом авторе, на его научной биографии. Творчество писателя рассматривается как выражение его личного жизненного опыта, которое считается важнейшим творческим началом искусства.

Замечание 1

Суть биографического метода состоит в научном соотнесении фактов биографии и творчества писателя.

На формирование биографического метода большое внимание оказал романтизм и характерный ему культ жизнетворчества. Также важным для биографического метода является герменевтическая теория, разработанная Ф. Шлейрмахером, согласно которой ценности и идеи не могут быть поняты без проведения анализа их генезиса, а следовательно, без изучения биографии конкретного автора. По Шлейермахеру, каждый человек индивидуален и для того, чтобы понять текст, необходимо приблизиться к автору и с объективной, и с субъективной стороны – через понимание языка автора и фактов его жизни, внешней и внутренней.

«Биографический метод изучения литературы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основоположником и крупнейшим представителем биографического метода в литературоведении является Шарль Огюстен Сент-Бёв. Согласно его мнений, непосредственное влияние на формирование творческой личности автора, следовательно, и его произведений, оказывает его наследственность, политическое и литературное окружение – оппоненты, ученики и даже враги. Каждый писатель неповторим и индивидуален, а произведение является «заговорившей личностью» автора и для того, чтобы его постичь, необходимо «рассмотреть в поэте человека». Литературный портрет становится излюбленным критическим жанром Ш. О. Сент-Бёва. Установка на исследование генезиса творчества делает биографический метод в какой-то степени психологическим. Сент-Бёв подчеркивал, что говорит не столько о произведениях, сколько о самой личности писателей.

Биографический метод оказал большое влияние на становление культурно-исторического метода. Основатель этого метода И. А. Тэн, приняв ключевые положения биографического метода, развил их в новую теорию, усилил роль "расы, среды и момента" в творчестве и системные исторические акценты.

Датский критик Георг Брандес использовал элементы биографического метод при разработке историко-психологического метода изучения литературы.

В России биографический метод использовался Н. А. Котляревским, который говорил о том, что каждый литературный памятник следует оценивать в первую очередь в качестве документа своей эпохи и в качестве документа, объясняющего психику автора. В работах Котляревского отражается определенная тенденция развития биографического метода, а именно тяготение к культурно-историческому методу.

Замечание 2

В начале прошлого столетия биографический метод видоизменился: из сферы применения метода были выведены художественные и социальные направления мысли, влияние расы, среды и момента, «внешние» по отношению к творчеству. Этот подход получил название импрессионистского.

Сторонники импрессионистского подхода интересуется отражением в тексте «сокровенного «я»» автора. Видными представителями импрессионисткого эссеизма являются: С. Маковский, М. Кузмин, Ю. Айхенвальд, Р.де Гурмон, А. Франс, Дж. Сантаяна, А. Саймонс.

Сен-Бёв в своих работах «Беседы по понедельникам», «Литературные портреты», «Пор-Рояль» стремился не только как можно глубже проникнуть во внутренний мир писателя, но и в его домашнюю обстановку. Он считал, что бытовые обстоятельства, изменчивые душевные состояния, случайные встречи, свойства психики автора являются факторами, которые образуют художественное и идейное своеобразие литературного произведения, а также творчества того или иного писателя.

В современном зарубежном литературоведении многие монографические исследования строятся по такому же методу.

В. Г. Белинский отмечал, что узко биографический подход к произведениям искусства является эмпирической крайностью. Истинную реальность личности писателя придает эпоха со всеми ее противоречиями, общественной борьбой, заблуждениями, открытиями и идейными исканиями. Эти факторы обогащают биографический и личный опыт писателя, но нередко вынуждают его изменять обыденным привычками порой даже отказываться от образа жизни, идеалов и мыслей, которые свойственны его биографии, социальному положению, происхождению, заставляют формировать новые идеалы, переходить на другие позиции. Идеалы прежде всего и определяют пафос творчества.

Наиболее продуктивным биографический метод является в следующих случаях:

  • При изучении творческого пути и творческой эволюции художника. В этом случае биография писателя является основой для периодизации его творческого наследия (например, творческий путь А. С. Пушкина: лицейская лирика, Михайловская, Болдинская осень и т.д.)
  • При изучении автобиографических жанров: объектом художественного исследования становятся факты личной жизни и опыта. В этом случае автобиографический персонаж отделяет от автобиографической личности. Чаще всего в автобиографической прозе герой носит другое имя (например, в трилогии Л. Н. Толстого – Николенька Иртеньев).
Дата последнего обновления статьи: 13.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot