«Серапионовы братья» - это сборник рассказов Э. Т. А. Гофмана в четырех томах.
История создания, жанр, направление произведения
Замысел сказки «Щелкунчик и Мышиный король» у Э. Гофмана появился в результате общения с детьми его близкого друга Ю. Э. Г. Хитцига – Фрицем и Мари (именно поэтому герои произведения носят эти имена). Гофман часто мастерил им к Рождеству игрушки, и среди них вполне мог быть и Nubknacker - Щелкунчик.
Слово «Nubknacker» в переводе с немецкого означает «раскалыватель орехов». Этим объясняются и нелепые названия первых переводов произведения: «История щипцов для орехов», «Грызун орехов и царек мышей», хотя вполне понятно, что в сказке Гофмана речь идет не о щипцах.
Щелкунчик представлял собой механическую куклу, очень популярную в те времена – солдатика с завитой бородой, косичкой и огромным ртом. Чтобы расколоть орех, нужно было его положить в рот кукле, дернуть ее за косичку – челюсти смыкались, и орех раскалывался.
Сюжет и композиция произведения
Для «Щелкунчика» свойственна характерная для Гофмана двойственность сюжета. В происходящие в произведении чудесные события можно верить, а можно их списать на фантазию девочки, что и делают, как правило, взрослые.
В сказке присутствуют сильные композиционные позиции, к которым обычно относят начало текста и финал. Начало – приглашение к беседе, а финал – вершина, которая позволяет по-другому взглянуть на прочитанное. Заданная в начале сказки рождественская атмосфера накладывает на развитие сюжета особый отпечаток. Гофман строит произведение по принципу «рассказа в рассказе», соединенных двумя персонажами – Дроссельмейером и его племянником, молодым Дроссельмейером. В настоящем времени, перед глазами читателя, на первом плане разворачивается история о том, как дочь советника медицины Штальбаума Мари спасает Щелкунчика, который оказался заколдованным молодым Дроссельмейером. И в это повествование вкраплен рассказ из прошло о том, как Дроссельмейер стал Щелкунчиком – сказка о твердом орехе Кракатук и принцессе Пирлипат.
История Щелкунчика и Мари «отзеркаливает» историю Щелкунчика и Пирлипат. Злобная фея Мышильда превратила Пирлипат в чудовище. Дроссельмейер расколол для нее орех Кракатук. Принцесса съела его ядрышко и возвратила себе свой прежний прекрасный облик. Но Мышильда превратила за это молодого Дроссельмейера в Щелкунчика. Король обещал, что герой, который сумеет расколдовать его дочь, получит ее руку и королевство. Но когда Дроссельмейер предстал перед Пирлипат во всем своем безобразии, она его прогнала.
Щелкунчик показался Мари не очень складной и забавной игрушкой. Неожиданно оказавшись в водовороте удивительных событий, девочка спасла Щелкунчика, помогла ему победить Мышиного короля. Мари узнала, что Щелкунчик – правитель волшебной страны. Услышав от крестного рассказ об орехе Кракатук, девочка поняла, что Щелкунчик – это заколдованный молодой Дроссельмейер. Девочка продолжала в это верить даже тогда, когда над ней все смеялись. Мари мечтает о том, что если бы Дроссельмейер был на самом деле, она бы не отвергла его, как Пирлипат. После этой фразы Мари потеряла сознание. Очнувшись, девушка узнала, что к ним в гости приехал молодой племянник Дроссельмейера. Он благодарит девушку и просит ее руки. Заканчивается сказка рассказом о свадьбе Мари и молодого Дроссельмейера.
Мотив «красавица и чудовище» в сказке «Щелкунчик и Мышиный король»
Сказка «Щелкунчик и мышиный король» в литературоведческих работах представляет собой вариации на тему мотива «Красавица и чудовище». Обычно в рамках этой сюжетной схемы действуют три персонажа:
- красавица – главная героиня произведения;
- отец красавицы, из-за которого она оказывается вовлеченной в историю;
- чудовище, которое на самом деле является заколдованным принцем и которого спасает красавица.
В сказке Гофмана первая линия строится вокруг Мари, ее крестного Дроссельмейера и заколдованного молодого Дроссельмейера – Щелкунчика.
Вторая сюжетная линия – сказка об орехе Кракатук и принцессе Пирлипат. Действующими лицами здесь являются принцесса Пирлипат, король – ее отец, Дроссельмейер и молодой Дроссельмейер.
Гофман с присущим для него юмором и виртуозностью играет мотивом «красавица и чудовище».
Тематика, главная идея
История, рассказанная Э. Гофманом, динамична и очень увлекательна. Хоть стиль автора сложно назвать легким, читатель без труда постигает смысл этого произведения. Но в сказке не все так однозначно. И задача читателя - увидеть, что скрывают символы, и понять мысли, воплощенные автором в них. «Щелкунчик и Мышиный король» - произведение, не ориентированное на определенную возрастную категорию. Каждый читатель интерпретирует ее по своему усмотрению. В сказочной повести Гофмана нет ни одной забавной или смешной сцены. В произведениях писателя вообще мало юмористических эпизодов. Но при этом они оптимистичны и светлы.
Основная тема этого произведения – внутренний мир человека. Писатель показывает, что внешняя красота часто оказывается ненадежной и неблагодарной. Главное – красота сердца, внутренняя красота, способная творить настоящие чудеса.
Система персонажей
Главными героями сказки являются Мари и Щелкунчик.
Мари – добрая, храбрая девочка. В ней всякая несправедливость вызывает не только искреннее сочувствие, но и желание исправить ситуацию. Поэтому Мари вступилась за Щелкунчика. Девочка не привыкла судить людей по внешности, гораздо важнее для нее то, что скрывается в душе.
Щелкунчик соответствует положительной героине. Он воплотил в себя все черты прекрасного сказочного принца. Щелкунчик храбр, добр, благороден, и даже уродливая внешность не может скрыть эти качества. Как истинный рыцарь, Щелкунчик ценит положительные качества окружающих.
Второстепенные персонажи:
- Дроссельмейер. Именно он заставил Мари обратить внимание на игрушку. Именно он рассказал девочке сказочную историю. Каждое слово и действие заставляет задуматься, так ли он прост, как кажется. Дроссельмейер производит впечатление доброго волшебника, помогающего героям найти свой путь.
- Мышиный король. Он вобрал в себя все отрицательные черты и представляет универсального злодея. Этот персонаж мстителен, жаден и жесток, но зло всегда бывает наказано.
- Загадочный старец. Он всегда готов помочь советом, подтолкнуть к каким-либо действиям. Если бы не он, не было бы этой удивительной истории.