Американская мечта – это идеализированное представление о счастливой жизни среднестатистического американца.
Концепция «американской мечты» и американская трагедия
«Американская мечта» - одна из самых популярных тем американского литературоведения. Этой проблеме посвящены десятки исследований, антологий, хрестоматий, в которых приводятся самые разные оценки «американской мечты» и ее роли в литературе. Однако все разнообразие оценок можно свести к двум подходам к определению этого понятия: критическому и апологетическому.
Апологетический подход исходит из того, что история американской литературы – это история утверждения «американской мечты». Все положительное в развитии американской литературе обусловлено тем, насколько она передает позитивный дух «американской мечты». Этот подход наиболее ярко выражен в сборнике С. Вернера «Американская мечта в литературе». Концепцию «американской мечты» как ключевого стержня американской литературы принимают многие зарубежные литературоведы.
Критический подход к соотношению «американской мечты» и американской литературы прямо противоположен. Он основывается на том, что особенно плодотворные периоды развития американской литературы связаны с осознанием кризиса «мечты» и попытками критического осмысления. Например, такая концепция лежит в основе книги Дж. Мэлдена «Американские мечты, американские кошмары». По мнению Мэлдена, подлинно художественной американской литературе всегда была присуща критика общественного устройства США за неспособность превратить мечту в реальность.
Тема «американской мечты» привлекала внимание и советский авторов. Например, А. Зверев в статье «Американская трагедия и «американская мечта»» пытается проследить литературную судьбу «американской трагедии».
«Американская трагедия», по мнению многих литературоведов, это одна из модификаций «американской мечты», один из моментов ее развития. Они считают, что «американская трагедия» и «американская мечта» - это две стороны одного явления.
Образ «американской мечты» присутствует во всей американской литературе 20 века. «Американская мечта» является одной из традиционных тем американских романов. На разных этапах развития литературы эта тема получала различную оценку и интерпретацию.
Так, первоначальный вариант «американской мечты» представлен в многочисленных романах Горацио Алджера. Популярность его произведений относится к концу 19-началу 20 века. В этот период классовые противоречия американского капитализма пока не получили явного антагонистического выражения, а миф об обществе «равных возможностей» сохранял иллюзию реальности.
В эпоху экономического процветания стали очевидны недостатки капиталистической цивилизации. Так, широкую реалистическую картину американской действительности описал Теодор Драйзер. «Американская мечта», ее подъемы и падения, столкновение реальности и мечты, превращение мечты в «американскую трагедию» стали главными темами романов Т. Драйзера. Для писателя характерен совершенно новый подход к «американской мечте». Он показывает ее реальную судьбу, включая в контекст реальной жизни американского общества конца 19 – начала 20 в. В «Трилогии желания» Т. Драйзер изображает развитие капитализма в Америке.
Писатель в своих романах показывает трагедию «американской мечты», которая заключается в том, что ее невозможно осуществить нравственными средствами.
Судьба «американской мечты» отражена в творчестве Ф. Фицджеральда. В своих произведениях он ярко и красочно отразил дух 20-х годов, «эпоху джаза». 20-е годы для Америки были временем экономической стабилизации. В этот период официальная пропаганда рекламировала идеи безграничного накопления, потребительства и процветания. Особенно ярко эта атмосфера передана в романе «Великий Гэтсби».
«Американская мечта» в литературе 30-х годов
Массовые потрясения 30-х годов не могли не отразиться в духовной культуре США. В этот период появилось множество исследовательских работ, в которых авторы пытались рассмотреть, переоценить это десятилетие. Э. Вильсон, известный американский литературовед, писал, что «американская мечта» о бедном юноше, ставшем миллионером, утратила свою привлекательность. Реальность общества миллионеров – уродства капитализма. «Американская мечта», как миф об успехе развенчивается многими писателями. Яркими произведениями этого периода, в которых раскрывается тема краха «американской мечты», являются:
- «По ком звонит колокол» Э. Хемингуэй;
- «Глубинный источник» А. Мальц;
- «Джимми Хиггинс» Э. Синклер;
- «Марширующие люди» Ш. Андерсен;
- «Американская трагедия» Т. Драйзер;
- «Трагическая Америка» Т. Драйзер;
- «Говорят горняки Харлана» Т. Драйзер.
В литературе появился новый герой – герой труженик, работающий не ради самообогащения, а для блага других, таких же тружеников, как и он сам.
В новой американской литературе, получившей специфически американскую окраску протеста, сосуществуют несколько течений:
- Социалистическая литература (Джон Рид, Л. Стеффенс, А. Р. Уильямс);
- Антифашистские романы (С. Льюис «Это у нас невозможно», «Они не пройдут», Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол»);
- Книги о фермерах (Э. Колдуэлл «Табачная дорога», Д. Стейнбек «Гроздья гнева»).
В 1933 году Джордж О'Нил написал пьесу «Американская мечта». Произведение дает панораму американской истории с истории первых поселенцев и до 30-х годов 20 века.
Послевоенные годы для американской литературы стали трудным периодом. И в романах американских писателей все чаще «американская мечта» оказывалась «американским кошмаром». Поляризация мечты и кошмара в современной литературе рассматривается в книге «Американские мечты, американские кошмары».
К теме «американской мечты» обратился и известный американский драматург Э. Олдби. В 1960 году вышла в свет его пьеса «Американская мечта». Произведение получило резкую критику буржуазной прессы. Пьесу обвиняли в аморализме, нигилизме, пораженческих настроениях.
Олдби, критикуя мещанство, бездуховность и опустошенность жизни, за красивой внешностью «американской мечты» обнаруживает кошмар и пустоту.