Нативизм — это философско-психологическая концепция, согласно которой человеку присущи врожденные идеи, независимые от опыта, с помощью которых он познает мир.
Предпосылки возникновения американского романтизма
Н. Уэбстер в начале 19 века писал о том, что Америке необходимо обрести литературную независимость. А Дж. К. Полдинг в своем эссе «Национальная литература» говорил о том, что американским писателям следует освободиться от привычки к имитации, научиться думать, чувствовать и выражать чувства по-своему. Для развития американской литературы были все условия: молодая нация, талантливые писатели, подходящие темы, развивающееся издательское дело, книжные магазины, библиотеки, школы. Оставалось только создать по-настоящему самобытную национальную литературу, которая бы не воспринималась как провинциальная ветвь английской литературы. Для этого была нужна оригинальная идея, которая смогла бы одухотворить нацию, направить развитие литературы в новое русло.
И такой идеей стало романтическое движение, давно развернувшееся в европейских странах. В Америку романтизм пришел с опозданием на двадцать лет. Причина этого опоздания заключалась не только в «культурной отсталости» США. Предпосылки в возникновению романтизма – исторический момент неопределенности и кризиса, разочарований и надежд – сложились лишь в 1820 году. Этот кризис в Европе был связан с результатами Великой Французской революции. В США прорыв воодушевления после побед Американской революции начал спадать уже к концу второго десятилетия 19 века и вылился в недоумение относительно судьбы культуры.
Но воодушевление не покидало американцев еще долгое время, постоянно подпитываясь движением на Запад, освоением новых пространств.
Романтизм был ведущим направлением в американской литературе до Гражданской войны между Севером и Югом. Только после Гражданской войны, когда в стране утвердилось индустриальное капиталистическое общество, исчезла питательная среда для разного рода надежд и сомнений, и значит, и для романтического мироощущения. А с исчерпанием свободного фонда необжитых территорий на Западе и исчезновением остатков южного аристократизма и пуританской духовной культуры Новой Англии, завершилась и эпоха романтизма.
Выделяют три этапа американского романтизма:
- ранний 1820-1830 гг. (Ф. Купер, В. Ирвинг);
- зрелый 1840-1850 гг. (Э. По, Г. Мелвилл, Н. Готорн);
- поздний – 1860-1880-е годы.
В основе американского романтизма лежат те же принципы, что и в основе европейского:
- внимание к внутреннему миру героя;
- романтическое двоемирие. Романтики утверждают о несовершенстве реального мира, противопоставляют этот мир своей фантазии. И оба этих мира постоянно сопоставляются, сравниваются;
- интерес к фольклору. Идеализация европейской старины и древней культурной жизни становится одной из форм протеста против буржуазного существования.
Специфика американского романтизма
Специфика американского романтизма заключалась в смещенных хронологических рамках, по сравнению с европейским, и долгим периодом ее господства, а также в тесной связи с просветительским рационализмом. В Америке, как и в Европе, связь романтизма и Просвещения имела негативно-преемственный характер. Однако компонент преемственности здесь был выражен ярче – творчество ряда романтиков (например, Дж.К. Полдинга, В. Ирвинга) начиналось в русле просветительской эстетики. В произведениях американских романтиков, известных «иррационалистов» (Э. По, Н. Готорн, Г. Мелвилл) отсутствует момент дискредитации человеческого разума и отрицания его возможностей.
Национальными особенностями американского романтизма являются:
- поиск национального характера, утверждение национальной независимости и самобытности;
- популярность индейской темы;
- тесная связь с просветительским рационализмом;
- смещение хронологических границ.
Выделяют три направления американского романтизма:
- Новая Англия. Для романтизма этой ветви характерны философичность и этические вопросы.
- Южные штаты. Здесь приоритет отдавался защите рабовладельческих порядков.
- Средние Штаты. Писатели поднимали социальную проблематику, занимались поиском национального героя.
Развитие романтизма в США
Романтизм в США на протяжении своего развития претерпевал эволюцию. Писатели-романтики в начале 20-х годов 19 века выступили в качестве зачинателей самобытной американской литературы, что было естественной потребностью сформировавшегося самосознания нации.
Романтический нативизм - это движение в американском романтизме 1820-1830 гг.
Движение за освоение национального достояния, которое определяется как романтический нативизм, получило особенно широкий размах. Писатели-романтики с энтузиазмом принялись за исследование своей родной страны, где многое еще было неизведанно, не осмыслено, открытия подстерегали на каждом шагу. Америка – страна с огромным разнообразием пейзажей и климатов, жизненных укладов и культур, специфических социальных институтов.
Первопроходцами американского романтического нативизма были Дж. Ф. Купер и В. Ирвинг. К концу 1820-х годов американская литература могла гордиться следующими достижениями:
- «Книга эскизов» В. Ирвинга,
- «Тамерлан и другие стихотворения» Э. По,
- «Пионеры», «Прерия», «Последний из могикан» Ф. Купера (три романа из знаменитой пенталогии о Кожаном Чулке);
- «Стихотворения» У. К. Брайента.
В начале 1830-х годов к романтическому движению присоединились писатели Юго-Запада – Симз, Кеннеди, Снеллинг, Лонгстрит, а затем и писатели Новой Англией – Готорн, Лонгфелло, Торо, Уиттьер.
Романтизм в США к 1840 гг. обретает зрелость, и нативистский энтузиазм постепененно сменяется иными настроения. Однако нативизм как таковой не исчезает, оставаясь одной из основных традиций американской литературы.
Для американского романтизма была сквозной индейская тема. В Америке индейцы с самого начала были не условным понятием, которое фигурировало в европейском романтизме, а реальностью, с которой был связан сложный психологический комплекс – враждебности и чувства вины, страха и восхищения. И несомненной заслугой писателей-романтиков является искренний интерес к индейскому народу, глубокое уважение к нему, к его мироощущению, фольклору, культуре.