Справочник от Автор24
Статистика

Конспект лекции
«Вводная лекция по статистике»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по статистике / Вводная лекция по статистике

Выбери формат для чтения

doc

Конспект лекции по дисциплине «Вводная лекция по статистике», doc

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Вводная лекция по статистике». doc

txt

Конспект лекции по дисциплине «Вводная лекция по статистике», текстовый формат

Вводная лекция по статистике Коренные экономические преобразования в России, связанные с переходом на рыночные условия хозяйствования, существенно изменили требования к качеству подготовки экономистов. Сегодня, для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, необходимо владеть современным статистическим инструментарием анализа экономической информации. Одним из результатов изучения студентами данной дисциплины является формирование представления об основных статистических методах, их возможностях и границах применения. Независимо от уровня и стадии экономического развития, характера политической системы статистика на протяжении сотен лет своего существования всегда была необходимым и эффективным инструментом государственного управления. Одновременно она является и наукой, исследующей количественную сторону массовых явлений, выявляющей конкретные закономерности на основе закона больших чисел (закон Я. Бернулли). Выполняя самые разнообразные функции сбора, систематизации и анализа сведений, характеризующих экономическое и социальное развитие общества, статистика всегда играла роль главного поставщика фактов для управленческих, научно-исследовательских и прикладных нужд различного рода структур, организаций и населения. Роль статистики в жизни современного общества настолько значительна, что люди, зачастую и не осознавая этого, постоянно используют элементы статистической методологии не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Каждый человек, независимо от рода деятельности, занятий, принимает те или иные решения, пользуясь при этом определенной системой сведений и фактов. Он систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает необходимые для себя выводы и принимает определенные решения. Таким образом, в каждом индивиде заложены элементы статистического мышления как способность к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире. Это так называемый обыденный компонент статистического мышления. Цель изучения статистики – развить у студентов научно-исследовательский компонент статистического мышления. Для этого планируется изучить множество специальных научных методов, правил и приемов количественного анализа разного рода информации. Статистика базируется на таких дисциплинах, как математика, теория вероятностей, экономическая теория, финансы и других и может изучаться как одновременно с этими предметами, так и после их постижения. Основными объектами приложения статистической теории и методологии являются экономическая деятельность, народонаселение, условия жизни людей и управление экономическими общественными процессами. Ядро статистической системы знаний – теория статистики – обеспечивает теоретическую и методологическую подготовку профессиональных статистиков, экономистов, демографов и социологов, а также лиц иных профессиональных интересов. Основной задачей курса теории статистики является овладение знаниями общих основ статистической науки, искусством организации и проведения статистических исследований, анализа и обобщения их результатов, навыками прогнозирования. Результатом изучения курса теории статистики должно стать знание принципов современной организации национальных и зарубежных статистических служб, категорий и понятий статистики; владение методами организации сбора, обработки материалов статистического наблюдения, их анализа с помощью различных показателей, методов статистического моделирования и прогнозирования. Студенты, изучившие курс, должны уметь организовать сплошное и несплошное наблюдение; строить статистические графики и таблицы; анализировать массивы статистических данных; исчислять и интерпретировать статистические показатели; формулировать выводы, вытекающие из проведенного анализа; осуществлять консалтинговые услуги заказчикам и потребителям статистической информации. Многие исследователи разделяют теорию статистики на две большие части: общая теория статистики и социально-экономическая статистика (рис. 1). Общая теория статистики разрабатывает общие принципы и методы статистического исследования общественных явлений и процессов, наиболее общие категории (показатели) статистики. Она является учебной дисциплиной, формирующей необходимые профессиональные знания у экономистов, руководителей предприятий, социологов и других специалистов, которые применяются в процессе изучения социально-экономической статистики. Общая теория статистики – наука о методах, способах и приемах исследования, применяемых при изучении массовых явлений, где имеет место вариация (различие) признаков у отдельных единиц совокупности, в целом однородной по каким-либо существенным признакам. Рис. 1. Классификация статистической теории Эти методы касаются: • получения итоговых обобщающих показателей; • изучения особенностей распределения единиц совокупности по тому или иному признаку; • определения средней величины того или иного количественного показателя и его вариации; • организации выборочных обследований и оценки точности полученных выборочных характеристик; • выявления взаимосвязи между отдельными показателями; • изучения динамики отдельных показателей (как единичных, так и агрегированных); • расчета экономических индексов и др. Общая теория статистики разрабатывает общие принципы и методы статистического исследования, используемые во всех отраслевых статистиках. Поэтому вполне правомерно утверждение, что общая теория статистики является методологической основой социально-экономической статистики, а, следовательно, и всех отраслевых статистик. В общей теории статистики выделяют два основных направления: описательная (дескриптивная) статистика и аналитическая (выводная) статистика. В описательной статистике рассматриваются, во-первых, сущность статистики как науки и сферы ее практической деятельности; принципы и особенности статистической методологии; отраслевая структура статистики, ее основные понятия и категории. Во-вторых, раскрываются методы сбора статистической информации (формы, виды и способы статистического наблюдения); особенности методологии и практики проведения статистической сводки и группировки; методология построения различных видов статистических таблиц и графиков; методы исчисления абсолютных, относительных и средних величин, их использование в анализе социально-экономических явлений. В аналитической статистике подробно изучаются методы анализа вариации и частотных распределений; вопросы теории и практики выборочного наблюдения; методы и показатели оценки взаимосвязей признаков; методы и показатели изучения структуры и структурных сдвигов и различий; методология статистического изучения динамики; основные характеристики, виды и способы исчисления экономических индексов, а также вопросы анализа и обобщения статистических данных. Социально-экономическая статистика – самостоятельная отрасль знаний и практической деятельности. Она изучает количественную сторону массовых экономических, социальных процессов и явлений в неразрывной связи с их качественной стороной в масштабе экономики страны, регионов и отраслей. Курс социально-экономической статистики включает различные отраслевые статистики, которые можно объединить в следующие основные разделы: статистику системы национальных счетов (СНС); статистику национального богатства; статистику населения, занятости и безработицы; статистику цен и финансов; статистику уровня и качества жизни населения. В свою очередь, каждый из этих разделов состоит из нескольких тем (таблица 1). Например, в разделе «Статистика СНС» можно выделить следующие темы: «Методологические особенности построения СНС», «Макроэкономические показатели и их взаимосвязь», «Исчисление макроэкономических показателей в постоянных ценах и построение системы индексов-дефляторов», «Определение эффективности общественного производства». Таблица 1 Краткое содержание курса социально-экономической статистики № п/п Название раздела № п/п Темы 1 Статистика системы национальных счетов (СНС) 1.1 Методологические особенности построения СНС 1.2 Макроэкономические показатели и их взаимосвязь 1.3 Исчисление макроэкономических показателей в постоянных ценах и построение системы индексов-дефляторов 1.4 Определение эффективности общественного производства 2 Статистика национального богатства 2.1 Характеристика объема и состава национального богатства 2.2 Статистика основных фондов и оборотных средств 3 Статистика населения, занятости и безработицы 3.1 Статистика численности и состава населения 3.2 Статистика трудовых ресурсов и использования рабочего времени 3.3 Статистика производительности труда 3.4 Статистика оплаты труда и затрат на рабочую силу 4 Статистика цен и финансов 4.1 Статистика цен и тарифов в отраслях экономики 4.2 Статистика общегосударственных финансов и денежного обращения 4.3 Показатели статистики себестоимости и результатов финансовой деятельности предприятий и организаций 5 Статистика уровня и качества жизни населения 5.1 Интегральные показатели социального развития и уровня жизни населения 5.2 Показатели личных доходов населения 5.3 Показатели расходов и потребления населения 5.4 Показатели дифференциации населения по уровню жизни 5.5 Социальные индикаторы качества жизни населения Следует отметить, что социально-экономическая статистика по объектам исследования разделяется на микроэкономическую статистику (статистику предприятий и организаций) и макроэкономическую статистику (рис. 2). Микроэкономическая статистика исследует экономику и социальные процессы на уровне предприятия. Именно микроэкономическая статистика является исходной базой для рассмотрения всей совокупности социально-экономических процессов, протекающих на уровне макроэкономики. Закономерности функционирования предприятия, условия применения и потребления ресурсов основного и оборотного капитала, характеристики результатов деятельности предприятия – все эти вопросы рассматриваются в микроэкономической статистике. С помощью микроэкономической статистики выявляются значимые характеристики и стороны деятельности предприятия. Выделение микроэкономической статистики в отдельную науку (дисциплину) обусловлено практической потребностью в систематизации методов и методик анализа в условиях значительного усложнения хозяйственных связей. Главная задача микроэкономической статистики – оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия и выявление факторов, обусловивших успехи и неудачи в анализируемом периоде. Методы микроэкономической статистики помогают в обработке и интерпретации исходных данных. При этом особенно тщательно нужно подходить к отбору необходимых данных и базовых показателей. При проведении аналитических процедур показатели деятельности предприятия всегда с чем-то сравниваются. Сравнения могут производиться с предыдущим периодом, с планом и со среднеотраслевыми показателями. Рис. 2. Социально-экономическая статистика по объектам исследования Любые отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться. Совокупность анализируемых показателей должна иметь некую основу, объясняющую логику ее построения. Объектами изучения макроэкономической статистики являются социальные и экономические процессы и явления, происходящие в рамках стран, регионов и отраслей экономики. Макроэкономическая статистика тесно связана с общей теорией статистики и макроэкономикой (мировой экономикой). Задача макроэкономической статистики состоит в расчете макроэкономических показателей и выявлении связей между ними в разнообразных формах: в форме СНС или форме баланса. На основе макроэкономической статистики работники органов государственного управления федерального уровня – министерств, комитетов, агентств – получают возможность комплексной характеристики состояния и развития экономики стран в целом или какой-либо отрасли. Представители исполнительной власти на местах также являются пользователями макроэкономической статистики для регионального уровня. Сводные статистические показатели и их взаимоувязка служат основой управления субъектами Федерации. На основе макроэкономических показателей формируются региональные и федеральные программы; они используются в международных переговорах, внешнеторговых соглашениях, при разработке совместных программ экономической деятельности (освоение нового месторождения полезных ископаемых, строительство газопровода, нефтепровода, проектирование международного морского порта и т.д.). СНС используется в 150 странах мира для решения целого ряда задач. Данные национальных счетов широко используются органами государственного управления при принятии решений по вопросам формирования макроэкономической политики. СНС используется для построения эконометрических моделей и прогнозирования, она необходима на всех уровнях экономической деятельности при оценке финансовых результатов, определения направлений инвестирования, оценке степени риска, развития внешнеэкономических связей и международных сопоставлений. Данные СНС позволяют узнать, имеется ли экономический рост, каковы уровень занятости и благосостояния населения, как изменяются цены, насколько достигнуто внешнеэкономическое равновесие и т.д. Экономические балансы призваны решить конкретные практические задачи, позволяя установить сбалансированность или ее отсутствие в производстве и использовании конкретных видов продукции, в использовании основных фондов, доходов и расходов участников экономического производства и населения в целом, эффективность использования трудовых ресурсов и рабочего времени. Таким образом, статистика является весьма разнообразной, многогранной и сложной наукой, изучение которой требует большой усидчивости и внимания. Однако, принимая во внимание важность данной дисциплины, ее изучение в высших учебных заведениях обязательно, причем не только студентами экономических специальностей.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Статистика

Основы статистики

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина «Основы статистики» Лекция 1. Предмет, задачи статистики. Основные категории и понятия теории статистики. Цели л...

Психология

Дискуссионные методы активного обучения

Лекция 3. Дискуссионные методы активного обучения План 1. Краткая историческая справка о дискуссионных методах обучения 2. Дискуссионные методы активн...

Социальная работа

Основные формы образовательного процесса - лекция, семинар, практическое занятие. Виды семинаров.

Оглавление Введение 3 1. Основные формы образовательного процесса – лекция, семинар, практическое занятие 4 2. Виды семинаров 9 Список использованной ...

Педагогика

Один из методов устного изложения материала — лекция. Определение темы нового материала и выделение основных вопросов

Введение Лекция – один из методов устного изложения материала. Слово «лекция» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «чте...

Педагогика

Методики подготовки.Юридическая дисциплина

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ методики подготовки и чтения лекции по юридическим дисциплинам 5 1.1. Понятие и сущ...

Языкознание и филология

Основы риторики. Аргументация в устной публичной убеждающей речи

КУЛЬТУРА РЕЧИ ЮРИСТА МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ РИТОРИКИ Лекция 3. Аргументация в устной публичной УБЕЖДАЮЩЕЙ РЕЧИ I. Операция доказательства Убеждающая речь, к...

Экономика

Судебно-бухгалтерская экспертиза

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Джалалов Кахриман Загидинович Учебное пособие по дисциплине «Судебно-бухгалтерская экспер...

Автор лекции

Джалалов Кахриман Загидинович

Авторы

Эконометрика

Задачи эконометрики

Лекция 1 02.09.2020 г. Эконометрика Кеткина Ольга Сергеевна контакты: [email protected] Гоголя 25, ауд. 226, кафедра эконометрики и статистики Консу...

Автор лекции

Кеткина О.С.

Авторы

Эконометрика

Сущность эконометрики

Вводная лекция Сущность эконометрики Эконометрика как научная дисциплина получила свое развитие с середины 20 века. Экономические законы, процессы и я...

Педагогика

Методика преподавания экономики

Фрагмент конспекта лекций по дисциплине «Методика преподавания экономики» Тема 2 Дидактика и методика преподавания экономических дисциплин 2.1. Цели, ...

Смотреть все