Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предмет и метод статистики

  • 👀 380 просмотров
  • 📌 337 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предмет и метод статистики» doc
Модуль 1. Введение в статистику Тема 1.1. Предмет, метод и задачи статистики 1.1.1. История статистики 1.1.2. Предмет статистики 1.1.3. Место статистики в системе наук и управлении 1.1.4. Основные понятия статистики 1.1.5. Статистическая методология Самоконтроль Тема 1.2. Задачи и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации 1.2.1. Система государственной статистики в РФ. Статистические стандарты РФ 1.2.2. Задачи и принципы организации государственного статистического учета 1.2.3. Иерархическая структура органов государственной статистики 1.2.4. Функции органов государственной статистики 1.2.5. Современные технологии организации статистического учета Самоконтроль Рубежный контроль (тестирование) по модулю 1 Рекомендуемая литература к модулю 1 «Статистика знает все. Точно учтено количество пахотной земли в СССР с подразделением на чернозем, суглинок и лес. Все граждане обоего пола записаны в аккуратные толстые книги … книги загсов. Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики. Известно, сколько этот средний гражданин выпивает в среднем водки, с примерным указанием потребляемой закуски. Известно, сколько в стране охотников, балерин, револьверных станков, собак всех пород, велосипедистов, памятников, девушек, маяков и швейных машинок. Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц.» И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев. Глава XV. Тема 1.1. Предмет и метод статистики В результате изучения темы, Вы должны: иметь представление: • О предмете и методе статистики; • О значении учебной дисциплины «Статистика» для подготовки специалистов экономического профиля; • О взаимосвязи с другими науками; • О современных тенденциях в области статистического учета. 1.1.1. История статистики Статистика имеет многовековую историю. Её возникновение и развитие обусловлены общественными потребностями: подсчет населения, скота, учета земельных угодий, имущества и т.д. Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к XIII в. до нашей эры. В Древнем Риме проводились учеты свободных граждан и их имущества. Считается, что основы статистической науки заложены английским экономистом У. Петти (1623-1687). Он рассматривал статистику как науку об управлении. В 1746г. немецкий профессор философии и права Г. Ахенваль (1719-1772) впервые в Марбургском университете начал читать новую дисциплину, названную им статистикой. В развитии статистики видное место принадлежит представителям отечественной науки и практики. В эпоху Петра I статистика трактовалась преимущественно как описательная наука. Но уже со второй половины XIX в. выдвигается познавательное значение статистики. Профессор петербургского университета Ю.Э. Янсон (1835-1893) назвал статистику общественной наукой. Видный экономист А.И. Чупров (1842-1908) отмечал необходимость массового статистического исследования при помощи метода количественного наблюдения большого числа факторов для того, чтобы описать общественные явления, подметить законы и определить причины, их вызвавшие. Развитие статистики в России тесным образом связано с созданной после отмены крепостного права земской статистикой, которая пользовалась заслуженным авторитетом за объективность и профессионализм. История развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством передового опыта учетно - статистических работ, обусловленных, прежде всего, потребностями управления жизни общества. 1.1.2. Предмет статистики Статистика - от латинского "статус" (status) - "определенное положение вещей". Понятие об исследовании количественных сторон объектов и явлений сформировалось очень давно, с момента развития у человека элементарных навыков работы с информацией. Однако, термин "статистика", дошедший до нашего времени заимствован гораздо позднее из латинского языка и происходит от слова "status", что означает "определенное состояние вещей". "Status" употреблялось также в значении "политическое состояние" и закрепилось почти во всех европейских языках именно в этом смысловом значении: английское "state", немецкое "Staat", итальянское "stato" и производное от него "statistа" - знаток государства. Широкое применение слово "статистика" получило в XVIII веке и применялось в значение "государствоведение". Статистика - общественная наука, изучающая количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени. Статистика изучает: • массовые общественные явлений при помощи статистических показателей (количество произведенной продукции разнообразных видов за определенный период времени, численность населения и т.д.) • количественную сторону общественных явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени. • количественные связи между общественными явлениями с помощью специальной методологии. Термин "статистика" употребляется в трех значениях: • отрасль практической деятельности людей, направленная на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое развитие страны, ее регионов, отраслей экономики, отдельных предприятий; • отрасль общественных наук, занимающаяся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой; • совокупность статистических данных, представленных в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономик, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые представляют собой результат статистической работы. 1.1.3. Место статистики в системе наук и управлении Если классифицировать существующие научные направления по предметам, которые они исследуют, то статистика находится на стыке естественных и гуманитарных наук. Количественные методы статистического анализа базируются на методах математической статистики, теории вероятностей, теории размытых множеств и других математических методах. Тогда как, основанием для качественного анализа служат методы, разработанные социологией, экономическими науками, биологией, географией и др. Таким образом, статистика находится на "перекрестке" наук, или, другими словами, является связующим звеном и базой для различными отраслей знаний. Взаимосвязь статистики с другими отраслями науки нагляднее всего отражает ее методология. Система статистических методов и способов, изучающих количественные закономерности, применяется в таких отраслях науки, как социометрия, биометрия, эконометрика, метеорология, социогеография, история и др., то есть, практически в каждой научная ветви знаний, изучающих общество или результаты человеческой деятельности. 1.1.4. Основные понятия статистики Статистическая совокупность - совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, общей связью, объединенных качественной основой, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Пример: При определении объема розничного товарооборота все предприятия торговли, осуществляющие продажу товаров населению, рассматриваются как единая статистическая совокупность — "розничная торговля". Статистические совокупности могут быть однородными и разнородными. Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц. Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Единица совокупности - первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Пример: При проведении переписи торгового оборудования единицей наблюдения является торговое предприятие, а единицей совокупности - их оборудование (прилавки, холодильные агрегаты и т.д.). Признак - качественная особенность единицы совокупности. Основания классификации По характеру их выражения По способу измерения По отношению к характеризуемому объекту По характеру вариации По отношению ко времени • Качественные или атрибутивные • Количественные • Первичный или учитываемые • Вторичные или расчетные • Прямые или непосредственные • Косвенные • Альтернативные • Дискретные • Непрерывные • Моментные • Интервальные Рис. 1.1.4.1. Классификация признаков в статистике По характеру их выражения: • Качественные (атрибутивные) признаки выражаются словесно. • Количественные признаки выражены числами. Они играют преобладающую роль в статистике. Пример: Объектом изучения является предприятие, а его атрибутивным признаком - вид продукции, количественным - объем выпуска, численность работающих и т.д. Или объект - отдельный человек, а атрибутивные признаки - пол, национальность, количественными - возраст, рост, вес и т.д. По способу измерения: • Первичные (учитываемые) признаки характеризуют единицу совокупности в целом. Это абсолютные величины. Они могут быть измерены, сосчитаны, взвешены. Они существуют сами по себе, независимо от их статистического изучения. Пример: Площадь пашни, мощность двигателей на предприятии, численность населения города, число автомобилей, произведенных в стране. • Вторичные (расчетные) признаки не измеряются непосредственно, а рассчитываются. Они являются продуктами человеческого сознания, результатом познания изучаемого объекта. Пример: Себестоимость единицы продукции, производительность труда, рентабельность, урожайность и т. п. Вторичные признаки представляют собой соотношения первичных признаков. Пример: Деление объема выпущенной продукции на численность работников дает показатель производительности труда; деление суммы затрат на произведенную продукцию на число единиц данной продукции дает себестоимость и т. п. Несмотря на расчетный характер признаков, они тоже имеют субъективные характер. Процесс познания есть отражение объективных свойств явлений и процессов, и расчеты, статистические методы познания являются таким же необходимым средством отражения объективных свойств совокупности, как измерение, взвешивание. По отношению к характеризуемому объекту: • Прямые (непосредственные) признаки – это свойства, непосредственно присущие тому объекту, который ими характеризуется. Пример: Возраст человека, поголовье коров колхоза, объем продукции завода, численность его рабочих. • Косвенные признаки являются свойствами, присущими не самому объекту, а другим совокупностям, относящимся к объекту, входящим в него. Пример: Продуктивность коров – косвенные признак колхоза, для коров – это их прямой признак, но продуктивность характеризует и колхоз, которому принадлежат эти коровы (или ферму, или даже целую область). Такова же оплата труда рабочих по отношению к заводу. Это косвенный признак завода, но очень важный для того, кто собирается поступать на работу и выбирает предприятие. По характеру вариации: • Альтернативные - признаки, которые могут принимать только два значения. Таковыми являются признаки обладания или необладания чем-то. Пример: Все садовые участки по признаку наличия посадок вишни можно разделить на имеющие посадки вишни и не имеющие их. Альтернативным признаком являются пол человека, место проживания (город, село), движитель трактора (гусеничный или колесный). • Дискретные признаки – это количественные признаки, которые могут принимать только отдельные значения, без промежуточных значений между ними – чаще целочисленные. Пример: Число членов семьи, число этажей здания, число комнат в квартире. • Непрерывные, точнее, непрерывно варьирующие признаки способны принимать любые значения, конечно, в определенных границах. К непрерывным относятся расчетные вторичные признаки. Ведь их значения – результат деления, а оно может приводить к любым числам – целым, дробным, иррациональным. По отношению ко времени: • Моментные признаки характеризуют изучаемый объект в какой-то момент времени, установленный планом статистического исследования. Пример: Численность населения, стоимость фондов, количество скота, размеры жилой площади на определенный момент времени. • Интервальные признаки – признаки, характеризующие результаты процессов. Поэтому их значения могут возникать только за интервал времени: год, месяц, сутки, но не на момент времени. Пример: Число родившихся, умерших, объемов промышленной продукции, надой молока, сумма полученной прибыли. Единицы измерения моментных признаков относятся только к характеризуемым им свойствам объектов, а единицы измерения интервальных признаков содержат еще и указание того отрезка времени, за который определено значение признака. Пример: Стоимость основных производственных фондов предприятия на 1 января выражается в миллионах рублей, а объем продукции за январь – в тысячах или миллионах рублей за месяц. Вариация - это многообразие, изменяемость величины признака у отдельных единиц совокупности наблюдения. Пример: Вариация признака - пол - мужской, женский. Вариация заработная плата – 1000 руб., 10 000 руб., 100 000 руб. Отдельные значения признака называются вариантами этого признака. Статистический показатель - это количественная оценка свойств изучаемого явления. Статистические показатели подразделяются на: • учетно-оценочные; • аналитические. Учетно-оценочные показатели отражают объем или уровень изучаемого явления. Аналитические показатели используются для характеристики особенностей развития явления, распространенности в пространстве, соотношения его частей, взаимосвязи с другими явлениями. Система статистических показателей - это совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. 1.1.5. Статистическая методология Статистическая методология представляет собой совокупность общих правил (принципов) и специальных приемов и методов статистического исследования. Общие правила статистического исследования исходят из положений социально-экономической теории и принципа диалектического метода познания. Они составляют теоретическую базу статистики. Теоретический (качественный) анализ явления, основанный на социально-экономических науках, всегда предшествует его статистическому изучению. Он является необходимым условием правильной организации статистического исследования и безошибочного толкования его результатов. Необходимым условием статистического изучения является: • понимание сущности изучаемого объекта или процесса; • знание законов развития; • знание особенностей конкретной обстановки. Так, прежде чем провести статистическое исследование влияния отдельных факторов на изменение производительности труда работников необходимо предварительно уяснить понятие производительности труда, обосновать метод расчета показателя для той отрасли экономики, к которой относится предприятие, определить состав факторов и характер их воздействия. Решение этих вопросов требует соответствующих знаний экономики отрасли. Руководствуясь положениями социально-экономической теории, статистика занимается следующим: • обогащает социально-экономические науки фактическими данными, полученными в статистическом исследовании; • дает статистическую информацию для проверки, обоснования или иллюстрации их теоретических положений. В процессе исследования своего предмета, статистика может использовать и другие общенаучные методы: • аналогию (перенесение свойств одного предмета на другой); • гипотезу (научно-обоснованное предположение о возможных причинных связях между явлениями). Опираясь на теоретическую базу, статистика применяет специфические методы цифрового освещения явления, которые находят свое выражение в трех этапах (стадиях) статистического исследования: 1. Массовое научно организованное наблюдение, с помощью которого получают первичную информацию об отдельных единицах (фактах) изучаемого явления. Пример: При переписи населения регистрируются заранее обусловленные признаки всех жителей страны по тщательно разработанному плану. Массовое статистическое наблюдение (учет большого числа или всех входящих в состав изучаемого явления единиц) представляет исходный материал для статистических обобщений, для получения объективных выводов об изучаемом явлении. Получение сведений о достаточно большом числе единиц дает возможность освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта. 2. Группировка и сводка материала, представляющие собой расчленение всей массы случаев (единиц) на однородные группы и подгруппы, подсчет итогов по каждой группе или подгруппе и оформление полученных результатов в виде статистической таблицы. Группировки дают возможность выделить из состава всех случаев единицы разного качества, показать особенности явлений, развивающихся в разных условиях. После проведения группировки приступают к обобщению данных наблюдения по выделенным частям и целому, т.е. к получению статистических показателей в форме абсолютных величин (учетно-оценочные показатели), при помощи которых измеряют объемы (размеры) явлений. Эта ступень работы носит название сводки. Пример: Первичная информация, полученная при переписи населения, подразделяется на социальные группы, группы по полу, возрасту и т.д.; по каждой выделенной группе подсчитывается численность населения. 3. Обработка статистических показателей, полученных при сводке, и анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития. Выводы, как правило, излагаются в текстовой форме и сопровождаются графиками и таблицами. При обработке данных исчисляют аналитические показатели, отражающие особенности отдельных однородных групп (подгрупп), соотношения и взаимосвязи между ними. Они определяются в форме средних, относительных величин, показателей вариации, индексных показателей. Для этого этапа исследования характерно применение всего арсенала статистических методов; применение специальных методов предопределяется поставленными задачами и особенностями первичной информации. Таким образом, специфический метод статистики основан на соединении анализа и синтеза. Сначала выделяются в составе изучаемого явления и раздельно изучаются части (группы и подгруппы), оценивается существенность или не существенность наблюдаемых различий в величине признака, выявляются причины различий, а затем дается характеристика явления в целом, во всей совокупности его сторон, тенденций и форм развития. Все стадии статистической работы тесно связаны друг с другом; недостатки, возникающие на одной из них, сказываются на всем исследовании в целом. Поэтому строгое соблюдение правил статистической науки обязательно на всех стадиях статистического исследования. Самоконтроль Вопросы: 1. Что означает термин "статистика"? 2. Что является предметом исследования статистической науки? 3. Дайте определение статистического показателя. 4. В чем заключается сущность статистической методологии? Задания: 1. Выберите один правильный ответ. Научное значение термина «статистика» - это: А. сбор сведений о различных общественных явлениях; В. различные статистические сборники; С. особая отрасль науки; D.различного рода цифры и числовые данные. 2. Выберите один правильный ответ. Предметом статистики как науки являются: А. метод статистики; В. статистические показатели; С. группировки и классификации; D. количественные закономерности массовых варьирующих общественных явлений. 3. Выберите один правильный ответ. Статистическая наука зародилась: А. до начала современной эры летоисчисления; В. в VII в.; С. в XVII в.; D. в XIX в. 4. Выберите один правильный ответ. Основным разделом статистической науки является: А. математическая статистика; B. теория вероятностей; C. промышленная статистика; D. общая теория статистики. 5. Выберите один правильный ответ. Совокупность - это: A. любое предметное множество явлений природы и общества; B. множество элементов, обладающих общими признаками; C. реально существующее множество однородных элементов, обладающих общими признаками и внутренней связью; D. математическое множество. 6. Выберите один правильный ответ. Элемент совокупности - это: A. признак совокупности; B. элемент математического множества; C. носитель информации; D. элемент таблицы Менделеева. 7. Выберите один правильный ответ. Статистическая совокупность - это: A. набор статистических признаков, отражающий взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями; B. конкретные численные значения статистических показателей; C. множество социально-экономических объектов, объединенных единой качественной основой. 8. Выберите один правильный ответ. Статистический признак - это: A. количественная характеристика изучаемого явления; B. качественная характеристика свойства изучаемого явления; C. первичный элемент статистической совокупности. 9. Выберите один правильный ответ. Какой признак является варьирующим: A. цена одного килограмма товара; B. температура кипения воды; C. курс доллара; D. скорость падения тела в пустоте. 10. Выберите один правильный ответ. Признаки элементов статистической совокупности бывают только: A. количественные; B. количественные и качественные; C. качественные; D. безразмерные. 11. Выберите один правильный ответ. Укажите, какой из перечисленных статистических показателей не относится к группе учетно-оценочных: A. прибыль предприятия; B. средняя заработная плата рабочих предприятия; C. численность рабочих предприятия. 12. Выберите один правильный ответ. Укажите, какой из перечисленных не относится к группе аналитических показателей: A. средний стаж работы рабочих бригады; B. прирост прибыли предприятия в отчетном периоде; C. стоимость имущества предприятия. 13. Выберите один правильный ответ. Вариация - это: A. изменение массовых явлений во времени; B. изменение структуры статистической совокупности в пространстве; C. изменение значений признака; D. изменение состава совокупности. Инструкция : К заданиям 14-20. Среди перечисленных ниже вариантов выберите несколько правильных ответов, которые наилучшим образом отвечают условиям заданий. Основания классификации По характеру их выражения По способу измерения По отношению к характеризуемому объекту По характеру вариации По отношению ко времени • Качественные или атрибутивные • Количественные • Первичный или учитываемые • Вторичные или расчетные • Прямые или непосредственные • Косвенные • Альтернативные • Дискретные • Непрерывные • Моментные • Интервальные Вводное утверждение: Для каждого признака определите его классификацию. Задания: 14. Признак «цена товара». 15. Признак «разряд рабочего». 16. Признак «пол человека». 17. Признак «товарооборот магазина». 18. Признак «состояние в браке». 19. Признак «урожайность зерновых культур в центнерах с 1 га». 20. Признак «вид школы (начальная, средняя и т. п.)». Ответы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 А D C D B A C B C B B B C BDEIJ ACEHJ AEGH BEIK AEGK BDFIK AEGJ Тема 1.2. Задачи и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации В результате изучения темы, Вы должны: иметь представление: • О принципах и схеме организации государственной статистики в РФ; • О направлениях реформирования российской статистики; • О задачах и функциях органов государственной статистики в современных условиях. 1.2.1. Система государственной статистики в РФ. Статистические стандарты РФ Федеральная служба государственной статистики является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны. В своей деятельности Федеральная служба статистики руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными актами. Федеральная служба государственной статистики РФ, ее органы в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге, других городах и районах, а также подведомственные ей организации, учреждения и учебные заведения составляют единую систему государственной статистики страны. Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей, установленные Госкомстатом, являются статистическими стандартами РФ. 1.2.2. Задачи и принципы организации государственного статистического учета В соответствии с Положением о порядке представления государственной статистической отчетности в Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 130 основными задачами Федеральной службы госстатистики Росси являются: • Предоставление официальной статистической информации Президенту, правительству, федеральному собранию РФ, федеральным органам исполнительной власти, общественности; • Разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей международным стандартам; • Координация статистической деятельности в государстве; • Разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, проведение необходимых балансовых расчетов. 1.2.3. Иерархическая структура органов государственной статистики Рис. 1.2.3.1. Органы государственной статистики Российской Федерации 1.2.4. Функции органов государственной статистики Основные функции Федеральной службы госстатистики Росси состоят в том, что она: • Организует проведение государственных статистических наблюдений по разработанным им или согласованным с ним программам, формам и методикам; • Обеспечивает функционирование ЕГРПО (Единого государственного регистра предприятий и организаций); • Обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальность данных (конфиденциальность – секретный, доверительный); • Сопоставляет основные социально-экономические показатели России с аналогичными показателями других стран, совместно с Центробанком составляет платежный баланс страны; • Проводит единую техническую политику в области сбора, обработки и передачи статистической информации, в разработке и формировании федеральных программ по вопросам, порученным Федеральной службе. 1.2.5. Современные технологии организации статистического учета В современных условиях необходим новый подход к реформам в статистике. Одно из основных направлений – разработка методологии и организации получения информации о теневой экономике. Очень важное значение в настоящее время приобретает разворачивание системы мониторингов – специально организованных систематических наблюдений, особенно в социальной сфере (изучение уровня жизни населения). Также важна программа компьютеризации статистики на основе создания информационно-вычислительной сети, включающей локальные вычислительные сети во всех органах государственной статистики федерального и регионального уровней. Интеграция России в международную систему учета обусловливает необходимость внедрения Системы национального счетоводства (СНС). В этой связи важно развитие профессиональных контактов с международными статистическими службами ООН. Статистическая комиссия ООН осуществляет разработку методологии статистических работ, сопоставимости показателей, подготавливает рекомендации для статистического бюро Секретариата ООН, координирует статистическую работу специализированных органов ООН, осуществляет консультации по вопросам сбора, накопления, разработки, анализа и распространения статистической информации. Так, при переписи населения Российской Федерации в 2002 г. проводились предварительные консультации органов отечественной статистики со статистической комиссией ООН по организационным и программно-методологическим вопросам. Деятельность статистических служб стран – членов Содружества независимых государств координируется Статистическим комитетом СНГ, созданным прежде всего для разработки и осуществления на основе взаимных консультаций единой статистической методологии. Самоконтроль Вопросы: 1. Какова структура органов государственной статистики на современном этапе. 2. Какие функции выполняют органы государственной статистики? Рубежный контроль (тестирование-1) по модулю 1 Рекомендуемая литература к модулю 1 Литература основная 1. Бендина Н.В. Общая теория статистики (конспект лекций). - М.: ПРИОР, 1999. 2. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник / под ред. Чл.-корр. РАН И. И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 368 с.: ил. 3. Ефимова М.Р., петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. - М.: Инфра-М, 1998. 4. Гусаров В.М. Теория статистики. - М.: Аудит,1998. 5. Общая теория статистики. Под. Ред. А. Я. Боярского, Г. А. Громыко. – 2-е изд. – М: Издательство Моск. ун-та. 1985г. 6. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / А. И. Харламов, О. З. Башина, В. Т. Бабурин и др.; Под ред. А. А. Спирина, О. З. Башиной. – М.: Финансы и статистика, 1994г. 7. Ниворожкина Л. И. Теория статистики (с задачами и примерами по региональной экономике) / Л. И. Ниворожкина, Т. В. Чернова. – Ростовн/Д: «Мини Тайп», «Феникс», 2005. – 220 с. – (Высшее образование). 8. Статистический словарь / Гл. ред М. А. Королев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1989г. 9. Толстик Н.В., Матегорина Н.М. Статистика. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2000. Литература дополнительная 1. Акимова Л. Роль статистики в подготовке специалистов в области менеджмента // Вопросы статистики - 1998. - № 2. - С. 49-50. 2. Блинов В.В. Информатизация органов управления на региональном уровне // Вопросы статистики. - 1999. - №8. - С. 73-76. 3. Борисова С.И. Планирование статистической деятельности в органах государственной власти // Вопросы статистики. - 2000. - № 7. - С. 66-69. 4. Бурцева С. Геостатистический подход к пространственно-временному развитию общества // Вопросы статистики. - 1998. - № 5. - С. 51-55. 5. Елисеева И.И., Костеева Т.В., Хоменко Л.Н. Международная статистика. - Минск: Высшая школа, 1995. 6. Кетле А. Социальная физика или Опыт исследования о развитии человеческих способностей. Т. 1. Киев. - 1911. - С. 16-17. 7. Колесникова А.А. Первые шаги муниципальной статистики // Вопросы статистики. - 2000. - № 1. 8. Пашинцева Н.И. О международном сотрудничестве по вопросам распространения статистической информации // Вопросы статистики. - 2000. - № 5. 9. Пашинцева Н.И. Региональная статистика: задачи, проблемы, опыт // Вопросы статистики. - 1999. - № 7. - С. 35-39. 10. Ревайкин А.С. Шмелев В.Б. Какая статистика нужна регионам // Вопросы статистики. - 1999. - № 8. - С. 70-71. 11. Система показателей социальной статистики: концепция, методология, практика. - М.: ИСЭПН РАН, 1991. 12. Статистический словарь / л. ред. Королев М.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика
«Предмет и метод статистики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Пуляшкин В. В.
Смотреть все 270 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot