Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы риторики. Аргументация в устной публичной убеждающей речи

  • 👀 659 просмотров
  • 📌 622 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Основы риторики. Аргументация в устной публичной убеждающей речи
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы риторики. Аргументация в устной публичной убеждающей речи» doc
КУЛЬТУРА РЕЧИ ЮРИСТА МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ РИТОРИКИ Лекция 3. Аргументация в устной публичной УБЕЖДАЮЩЕЙ РЕЧИ I. Операция доказательства Убеждающая речь, как правило, аргументирующая. Во многих случаях, например на лекции, в докладе, в ходе полемики, на защите диссертации и т.д., приходится доказывать, обосновывать и аргументировать высказанные суждения, убеждать в правильности собственной точки зрения, противопоставлять свое мнение суждению оппонента. Важно это умение для людей многих профессий, так как является показателем и профессионального уровня, и личностного уровня развития. Доказательство – это понятие логики. Это выведение из истинных посылок истинного следствия. Убеждение – это понятие риторики. Оно более широкое, чем понятие «доказательство». Цель – добиться, чтобы мнение оратора стало мнением слушателя. Аргументация в широком смысле слова – операция обоснования каких-либо суждений, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие нелогические методы и приемы убеждающего воздействия. Целью оратора при аргументации является убеждение оппонента в правоте сказанного с помощью таких слов и речевых конструкций, которые способны вызвать необходимые мысли и чувства. Убеждающее воздействие суждений в коммуникативном процессе зависит от логического фактора, т.е. правильного построенного обоснования, а также важная роль в этом принадлежит нелогическим факторам: лингвистическому, риторическому, психологическому и другим. В процессе убеждения необходимо обстоятельно и глубоко проанализировать факты, продемонстрировать аудитории и оппоненту творческий подход к ним и на этой основе сделать соответствующие выводы. В большинстве частных риторик, например в судебной речи, в основе убеждения лежит доказательство. Это основа всей речи, ее логический каркас. Операция доказательства состоит из трех элементов: ТЕЗИС, АРГУМЕНТАЦИЯ, МЕТОДЫ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА (СПОСОБЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА). ТЕЗИС – утверждение, которое требует обоснования через аргументы и иллюстраций через примеры. В информирующей речи выдвигается один тезис и возможны дополнительно субтезисы. В убеждающей речи тезис должен быть один. Причем 1) он должен быть четко сформулирован прежде всего для самого оратора; 2) тезис нельзя менять, он должен быть неизменным. ВИДЫ ТЕЗИСОВ: 1. По структуре: 1) простой тезис – содержит доказательства одного признака в одном предмете: «подсудимый невиновен», «простому гражданину нужен адвокат»; 2) сложный тезис – фиксирует несколько признаков в одном предмете: «подсудимый невиновен по статье 54 УК РФ, но виновен по статье 71», «простому гражданину нужен адвокат и он ему по карману». 2. По качеству информации: 1) фактологический тезис – констатирует факт: «Губернатор – невыборная должность», «Избирательная комиссия отказала в регистрации новой партии». 2) оценочный тезис – оценивает факт: «То, что губернатор – невыборная должность, есть нарушение демократии», «Избирательная комиссия без реальных оснований отказала в регистрации новой партии». 3) нормативный тезис – задает норму и включает слова «надо», «нужно», «давайте»: «Росии нажен суд присяжных», «Росии не нужна смертная казнь». 3. По степени проявленности: 1) явно сформулированный тезис – звучит в речи; 2) неявно сформулированный тезис – очевиден из подтекста (в речи не прописан и явно не звучит). Ошибки и уловки в выдвижении тезиса: Ошибки – непреднамеренные, случайные приемы; уловки – специальные приемы, например, в речи дипломата, адвоката. 1. Подмена тезиса: полная подмена или частичная. То есть доказывается не совсем то или совсем не то, что обсуждалось ранее, аргументация переходит на другой тезис. 2. Потеря тезиса. То есть участники спора или оратор забывают тезис. 3. Отсутствие ответа на задаваемый вопрос. Это прерывание диалога и обсуждения. 4. Переход на личность. Неэтичное поведение, при котором обсуждается не проблема, а собеседник. АРГУМЕНТ – мысль для обоснования тезиса, истинность которой проверена и доказана. Другое определение: аргумент – суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение истинности тезиса. Под аргументацией понимается собрание доводов в пользу тезиса в его композиционном единстве и процесс предъявления этих доводов. Основой неориторики как науки является теория аргументации. Другими словами, аргументы – доводы в подтверждение тезиса. Требования к аргументации: 1. Аргументы должны быть достаточными (не менее 3). 2. Аргументы должны быть истинными. 3. Аргументы должны быть непротиворечивыми. Есть много классификаций аргументов по разным признакам. Одна из них – выделение 3-х групп аргументов в зависимости от сферы их влияния на человека: 1. ЛОГИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ (воздействуют на логическое мышление, обращены к разуму человека): 1) аргументы-факты: справки специалистов, документы, цифры и статистика, ссылки на источники, данные словаря, статья закона, показания свидетелей, улики, события; 2) аргумент к опыту: опора на историческую практику, практику людей («вспомним годы войны»); 3) аргумент к здравому смыслу («сами подумайте, по-другому и быть не может»); 4) аргумент к смыслу (с его помощью определяется ценность предмета); 5) аргумент к составу; 6) аргумент к обстоятельствам (обстоятельства тяжелого детства подсудимого, установление алиби); 7) аргумент к причине (мотивы преступления); 8) аргумент от абсурдного или сведение к абсурду, т.е. доказательства нелепости речи противника, ложности тезиса, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности; 9) аргумент к уступке или поворот аргумента: попытка поймать противника на слове, использовать сделанное им утверждение в свою пользу («Вы утверждаете …, а сами не делаете»): а) стратегия маневра: подлинное или мнимое согласие с оппонентом, поддержка его точки зрения, а затем противопоставление своей («Да, да,…, но…», усыпление противника, а затем контрудар); б) бумеранг или возвратный довод, т.е. тезис обращается против того, кто его высказал; 10) аргумент к незнанию: указание на незнание оппонента («А как же Вы судите о теории, если Вы не читали книг этого автора!», «Мал еще, не знаешь многого!»). 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ (воздействуют на эмоциональную сферу, обращены к чувствам человека): 1) аргумент к жалости («Проявите снисходительность, у подсудимой маленькие дети и больная мать на руках»); 2) аргумент к личности (к лицу): зачитывание характеристики человека, оценка человека положительная или отрицательная («Да что еще от него ждать!», «Подсудимый не мог совершить такое жестокое преступление, он характеризуется на работе только как высокоморальный человек »); 3) аргумент к тщеславию: похвала оппонента или аудитории («Вы такие чудные слушатели», «Давайте обратимся к нашему справедливому, честному, грамотному, знающему жюри»). 3. ЭТИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ (воздействуют на взаимоотношения с оппонентом и аудиторией, обращены к убеждениям человека; с их помощью оратор проявляет себя как личность, в данной группе могут быть и неэтические аргументы): 1) риторический этос: проявление отношения оратора к аудитории (уважение, скромность, согласие и т.п.); 2) аргумент к авторитету: к священной книге – для верующих; к авторитету – для ученых-специалистов; к родителю, учителю – для детей; т.е. ссылка на кого-то, цитирование кого-то; 3) аргумент к модели поведения или антимодели поведения («Все зубы чистят 2 раза, утром и вечером, и ты так делай»); 4) аргумент к прецеденту как норме: ссылка на то, что уже было; 5) аргумент к норме: подведение факта под определенную норму (закона, морали); 6) аргумент к пользе = прагматический аргумент = к карману («А чё, 10 баксов-то не лишние» – в телерекламе оператора сотовой связи). Ошибки в аргументации: 1. Порочный круг. Используется тавтология, т.е. повторы ранее сказанного: тезис доказывается аргументами, а они опять тезисом, и т. д. 2. Ложность оснований (ложный довод). Используются непроверенные или ложные сведения, аргументы недостоверны. 3. Произвольный довод. Такой довод-аргумент требует доказательства сам по себе. Демонстрация – логическая связь тезиса и аргументов. Продемонстрировать – показать, что тезис вытекает из аргументов. Требование к демонстрации – тезис и аргументы должны быть связаны по законам логики. Соответствие между методами изложения материала (способами доказательства) и определениями: 1. Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному, т.е. от выдвижения общего положения до разъяснения его на конкретных примерах, фактах. Если посылки дедукции истинны (общее), то истинны и ее следствия (частное). Дедукция – основное средство доказательства. 2. Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему, т.е. от конкретного примера к обобщениям. 3. Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Умозаключение по аналогии – знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам объект; такие умозаключения – один из источников научных гипотез. Недостаток такого обоснования тезиса, при котором формулируется утверждение о сходстве двух предметов на основании одного или ряда признаков, – доказательство может быть логически уязвимо. Например, аналогии относительно человека могут быть ложными. Человек – особое, уникальное явление. Неверно сказать, так как это нелогично: «Он позавчера опоздал, вчера опоздал и сегодня опоздает», «Вы всегда меня перебиваете, значит, и сегодня сказать не дадите!» 4. Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание изменений с течением времени. 5. Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. 6. Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Ошибки и уловки в демонстрации: 1. Одно не следует из другого. Например, «она некрасива, следовательно, должна быть скромной». 2. Ложная аналогия. 3. Поспешное обобщение (в индуктивной речи). Т.е. по одной-двум частным деталям судят о целом. 4. Софизм (в дедуктивном умозаключении). Софи́зм (от греч. σόφισμα – «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка») – ложное умозаключение, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики: – «Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное». – «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего». – «Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога». – «Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше» Софизм может быть выражен вопросом, например: «Часто ли Вы избивали отца?», «Вы давно участвуете в оппозиционных выступлениях?», «Вы редко ездите без прав?». При этом и утвердительный, и отрицательный ответ будет ложным, так как он заведомо неверен и зависит от неправильной постановки вопроса. II. Приемы эффективной аргументации Для повышения силы убеждения целесообразно использовать принципы и приемы эффективной аргументации: 1. Целесообразно использовать интересы аудитории, а на их основе создавать новые. Уместно в таком случае использовать прием сравнения уже известных фактов и подключение новых, сопоставления мнений, нахождение общего между объектами. 2. Новое должно перемежаться со старым. Для убеждающей публичной речи норма – 70 % старой информации и 30 % новой. Причем 30 % всей информации теряется при восприятии речи. 3. Речь необходимо квантовать, т.е. разбивать на доли. Это связано с периодами внимания слушателя. Как правило, внимание удерживается 15 минут, причем происходит его подъем, пик в течение 5-7 минут и спад, при котором мозг «впадает в спячку» на несколько минут. При порционной подаче информации важным приемом будет отвлечение от изложения, чтобы аудитория отдохнула. Способы отвлечь: шутка (но в целом связанная с темой выступления), запись на доске, пауза, демонстрация предмета, конкретный вопрос одному из слушателей и т.п. 4. Принцип эмоциональности изложения предполагает передачу эмоций в устном публичном выступлении. Приемы: 1) звуковое воздействие на слушателей: а) вербальными (лингвистическими) средствами: словами с эмоционально-экспрессивной окраской, междометиями, частицами, восклицательными предложениями; б) паралингвистическими средствами: сменой громкости, скорости, темпа речи, изменением тона, тембра голоса, интонацией; 2) визуальное воздействие: а) невербальными (экстралингвистическими) средствами: жестами, мимикой, позой; движением в пространстве с изменением границ между оратором и аудиторией; б) активным взаимодействием с предметом. 5. К числу приемов эффективной аргументации относится персонификация своих идей (ср. лат. persona – «лицо»): абстрактные идеи воплощать в образах конкретных людей. Например, идея фашизма – через Гитлера, идея тоталитаризма – через Сталина, идея ЛДПР – через Жириновского, идея красоты – через Клеопатру. 6. Эффективны в речи ссылки на авторитеты (источники или лица). Это вызывает доверие слушателей к оратору и содержанию выступления. 7. Принцип наглядности позволяет аудитории лучше усваивать информацию. Виды наглядности: 1) зрительная: схемы, рисунки, таблицы, диаграммы, конкретные предметы, информация на экране; 2) слуховая: устные примеры, записи пластинок с речью или музыкой, фоновая музыка, связанная с темой выступления. Зрительная наглядность эффективней, так как зрительные нервы в 25 раз толще, чем слуховые. Правила использования наглядности: 1) нельзя выставлять заранее, так как это отвлечет внимание аудитории; 2) должно быть доступно и видно всем. Не рекомендуется пускать по рядам, так как это нерационально по времени, организованности и вниманию. 8. Принцип снятия напряжения предполагает использование юмора в речи оратора. Правило шутки: она должна быть понятна, уместна в речи и не должна ущемлять интересы слушателей, касаться здоровья, материального положения, половой или национальной принадлежности. 9. Принцип диалога предполагает использование двух подходов: 1) прием ведения диалога с аудиторией в какой-то части выступления (чаще во вступлении или в заключении): а) конкретный вопрос конкретному человеку; б) реальный вопрос для всей аудитории, предполагающий быстрый ответ («да» или «нет»); в) вопрос-опрос мнений, предполагающий голосование поднятыми руками и т.п.; 2) прием диалогизации, при котором в монологе оратора создается впечатление ведения диалога с аудиторией, но реального диалога нет. Языковые средства диалогизации речи: а) риторический вопрос (он не предполагает ответа): «Кто из нас не мечтает стать богатым?», «Кому незнакомо чувство страха?»; б) риторический диалог (оратор сам задает вопрос и сам отвечает на него); в) употребление личных местоимений в речи и других частей речи с целью обобщения, объединения оратора и слушателей: я – вы, ваш, (с) вами, я – мы, наш, (с) нами, по-нашему; г) употребление форм глагола в настоящем или будущем времени в 1-м лице мн. числа: (мы) победим, сплотимся, сохраним и т.п; д) использование восклицательных предложений с призывом; е) вставка в речь оратора прямой речи другого человека. 10. Принцип повтора обеспечивает доверие аудитории к новой информации и к оратору, способствует запоминанию речи. Необходим повтор основной мысли несколько раз в ходе выступления в разных формах. Главная мысль должна быть сформулирована кратко и четко (ср. слоганы в рекламе, призывы на митингах). 11. Принцип контраста при подаче материала способствует усилению внимания, лучшему запоминанию информации. Прием антитезы: «Это твоя рука, а это – моя», прием противопоставления разных объектов снаружи и внутри, до и после, положительных и отрицательных черт человека или явления и т.д. 12. Опережающее обсуждение возражений – это прием, при котором оратор предполагает другое мнение слушателей и, опережая его высказывание вслух, озвучивает и комментирует его. Использование операции доказательства (тезис – аргументы – методы изложения) в совокупности с перечисленными приемами эффективной аргументации делает речь яркой, живой, легко запоминающейся и действительно убеждающей. Приведем отрывок из речи Уинстона Черчилля, произнесенной 13 мая 1940 г. в палате общин по случаю формирования коалиционного военного правительства, в которой использованы приемы сравнения, повтора, диалогизации, эмоционального изложения: «Я заявляю палате, как уже заявил министрам, вошедшим в состав правительства, что могу только предложить кровь, труд, слезы и пот. Нам предстоят самые горестные испытания. Пред нами долгие, долгие месяцы борьбы и страданий. – Тезис № 1. Вы спросите – в чем наша политика? Скажу вам – начать войну на суше, на море и в воздухе, войну со всей нашей мощью, со всей силой, дарованной богом; начать войну против ужасной тирании, невиданной даже в самых темных, самых прискорбных списках человеческих преступлений. Такова наша политика. – Тезис № 2. Вы спросите – какая наша цель? Могу ответить одним словом: победа. Победа любой ценой, победа, невзирая на все ужасы, победа, каким бы долгим и тяжелым ни был путь к ней, – Тезис № 3 – ибо без победы мы погибнем. – Аргумент № 1. Представим это себе с предельной ясностью. Не станет существовать Британская империя, погибнет все, что она отстаивала, исчезнут и вековые импульсы, толкающие человечество вперед к его цели. – Аргумент № 2. Я принимаю возложенные на меня обязанности, преисполненный бодрости и надежды. Я верю, что люди не допустят, чтобы наше дело постигла неудача. – Риторический этос. Я чувствую себя вправе в данном положении, в данное время потребовать содействия у всех и сказать: «Так идите же, вместе пойдем вперед, объединив наши силы!»» [Сопер Поль Л. Основы искусства речи. 1995. Приложение III. Выборки для устных упражнений. № 39. – http://www.krotov.info/lib_sec/18_s/sop/er_00.htm]. Прием диалогизации в речи: 1) употребление личных местоимений в речи и других частей речи с целью обобщения, объединения оратора и слушателей: я, вы, ваш, мы, наша, наши, с нами; 2) риторический диалог дважды; 3) употребление форм глагола в настоящем или будущем времени в 1-м лице мн. числа: (мы) погибнем, представим, пойдем; 4) использование восклицательного предложения с призывом; 5) вставка в речь оратора прямой речи. Общий вывод лекции: в основе убеждающей речи лежит доказательство, в структуру которого входят выдвижение тезиса, аргументация, включающая аргументы разного типа и вида (к разуму, чувствам, убеждениям человека), демонстрация. При убеждении, т.е. обосновании каких-либо суждений, наряду с логическими методами применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие нелогические методы и приемы убеждающего воздействия. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем отличие понятий «доказательство» и «убеждение»? 2. Из каких трех элементов состоит операция доказательства? 3. Какие виды тезисов Вы знаете? 4. Чем отличаются типы тезисов: логические, психологические, этические? 5. Какие виды логических аргументов Вы знаете? 6. В чем отличие дедукции и индукции как способов доказательства? 7. В чем отличие исторического и ступенчатого методов изложения материала? 8. Какие существуют ошибки и уловки в выдвижении тезиса, аргументации, демонстрации? 9. Что такое софизм? 10. Какие существуют принципы и приемы эффективной аргументации? 11. Какие приемы диалогизации речи Вы знаете? Лекция 4. Композиция публичной речи I. Чтобы речь прозвучала, затронула слушателей, нужно расположить материал определенным образом, выделить и связать друг с другом его смысловые части. Композиция публичной речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом автора расположение всех частей выступления. Структура выступления включает ВСТУПЛЕНИЕ, ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Как в архитектурном сооружении блоки занимают положенные им места и соединены друг с другом, так и все части выступления любого вида взаимно связаны и составляют неразрывное целое. Композиция выступления меняется в зависимости от темы и цели речи, состава аудитории. Однако для любой речи есть общие принципы построения [Трофимова Г. К. Русский язык и культура речи. М., 2005. С. 137]: – принцип последовательности – каждая последующая мысль должна вытекать из следующей; – принцип усиления – убедительность и доказательность должны нарастать постепенно (самый сильный довод приберегают к концу, так как он лучше всего запомнится); – принцип органического единства – организация материала должна соответствовать намерению оратора и самому материалу; – принцип экономии – умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом. Из перечисленного выше – мысль, последовательность, доказательность, единство – очевидно, что при создании речи необходимо соблюдать законы формальной логики: 1. Первый закон логики – закон тождества: Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание. Т.е. во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим. 2. Второй закон логики – закон противоречия: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными» (Аристотель). Разделяют два вида противоречий: 1) противоречие в природе и обществе, 2) противоречие в рассуждениях, т.е. логическое противоречие. Написанную речь необходимо проверять на непротиворечивость высказываемых мыслей. 3. Третий закон логики – закон исключенного третьего: Из двух противоречащих высказываний в одно то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинное. Если в речи сформулировано какое-то положение в виде высказывания, а затем его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое – ложным. 4. Четвертый закон логики – закон достаточного основания: Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Кроме использования общих принципов построения и законов логики при создании речи необходимо правильно располагать основные части текста с учетом их задач, содержания и способов связи друг с другом. Диспозиция (расположение) предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. В виду линейности речи выделяется следующая структура: Модель композиции I. Вступление. II. Основная часть: 1. Определение темы (для речи, доклада) или выдвижение тезиса (для убеждающей речи). 2. Изложение: 1) описание, 2) повествование. 3. Подтверждение или доказательство. 4.* Опровержение (факультативные части показаны звездочкой, но они обязательны в судебной, митинговой речи). 5.* Призыв или воззвание. III. Заключение. Рассмотрим особенности важных частей композиции: 1. ВСТУПЛЕНИЕ Для устной публичной речи принят термин «вступление», отличный от термина «введение» для текста в письменной форме или от общеупотребительного слова «начало». Эта часть выступления – сильная позиция текста, так как лучше всего запоминается то, что в начале или в конце речи. Вступление должно быть информативно насыщенным. Задачи вступления: – Психологически подготовить слушателя к содержанию речи: предполагается, что у слушателя появиться настрой на выступление, ожидание новой, интересной информации, переключение внимание на оратора и его речь. – Дать представление о предмете речи: вступление определяет сферу, цель, тему выступления, вводит слушателя в интеллектуальную деятельность. – Понравиться аудитории: вступление знакомит слушателя с оратором, дает возможность создать доверие и интерес между выступающим и аудиторией. Как видно, взаимодействие оратора и аудитории начинается именно во время вступления. При любом выбранном варианте вступления оратору необходимо начать с приветствия и обращения к публике. Варианты вступлений как приемы захвата внимания аудитории: – Изложение цели и задач, темы выступления. – Постановка вопросов, которые будут рассмотрены. – Обращение к данному событию, времени, месту. – Обращение к жизненным интересам аудитории (здоровье, деньги, карьера, преступность и т.п.) в контексте темы выступления через рассуждение или вопрос. – Обращение к столкновению мнений, к конфликту сторон, к драме. – Необычные сведения и факты, впечатляющая статистика. – Ссылка на источник информации. – Цитирование известного или неизвестного автора. – Вопрос к аудитории как элемент диалогизации речи. – Риторический диалог: оратор задает вопрос и сам на него отвечает. – Ссылка на эмоциональное состояние оратора: «я очень взволнован», «я рад выступать перед вами…», «я с горечью вспоминаю день, когда …», «События последних дней вызывают тревогу...». – Случай из жизни оратора, пример из личного опыта в контексте темы выступления. – Демонстрация конкретного предмета с целью привлечения внимания к теме выступления. – Комплимент аудитории, в том числе в юмористическом тоне. – Прямые выпады в адрес противника при полемике (такой вид вступления редок, он должен быть обусловлен ситуацией и не переходить границы этики). Как нельзя начинать речь: – без вступления вообще. Слушатель останется не подготовлен к восприятию содержания; – извиняться за приход, за качество речи. Недопустимы фразы типа: «Я не хотел выступать, а пришлось», «Не знаю, что сказать», «Извините за мою речь»; – начинать с шутки не по теме выступления. Это отвлечет внимание слушателя; – общаться долго с одним слушателем из аудитории. Интерес остальной аудитории будет утрачен; – оценивать аудиторию как несведущую в теме выступления. Слушатели могут из заинтересованных в речи или лояльно настроенных групп перейти в протестную группу. 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Ораторская речь представляет собой монологический тип речи и имеет функционально-смысловые разновидности (типы речи): 1) монологическое описание; 2) монологическое повествование; 3) монологическое рассуждение. Описание – это текст, который сообщает об одновременных признаках предмета, явления, человека. Перечисление признаков в такой констатирующей речи дает представление о свойствах, характерных чертах, качествах объекта изучения. Это картина в статике. Чаще всего при описании используются прилагательные и причастия, передающие признаки предметов. Судебная речь, например, имеет свои особенности: описание в ней – это характеристика личности подсудимого, т.е. описание личности. Это связано с целью описания в речи прокурора или адвоката – доказать, что человек мог или не мог совершить преступление. Рекомендации при описании человека: – выделить четко главные стороны внешнего и внутреннего мира, исключить мелкие детали, не характеризующие личность; – выбирать эпитеты и сравнения как основное языковое средство; – оставлять на конец описания самые положительные или отрицательные черты человека. Повествование – текст, в котором отражается временная последовательность событий. Это действие в динамике. Чаще всего используются глаголы, передающие действие, преобладают формы прошедшего времени. Оратор может выступать как участник событий, излагать события от 3-го лица и не указывать вообще на источник событий. В судебной речи повествование – это изложение фактических обстоятельств дела. Это рассказ о хронологии дела, реже оратор излагает, какова хронология узнавания фактов. Иногда эти две хронологии могут быть связаны, когда автору речи важно показать последовательность узнавания улик, соотнести события дела и принятые следствием решения. Структура повествования: 1) завязка – начало действия: «однажды…», «дело было так…», «20 мая 2009 года гражданин N встретил гражданина S…»; 2) развитие действия: излагается сжато, без лишних деталей, энергично; 3) кульминация – высшая точка действия и вследствие этого – пик внимания слушателей; 4) развязка – окончание действия. Развязки может не быть, тогда есть открытый финал и его необходимо выделить интонационно и паузой. Выделяют развернутое и неразвернутое повествование. Развернутое повествование показывает последовательность действий или состояний. Рассуждение – тип речи, в котором исследуются предметы или явления, доказываются определенные положения. Создается цепь умозаключений на какую-либо тему, логически связанных между собой. Рассуждение характеризуется причинно-следственными отношениями. Рассуждение уместно, когда необходимо привлечь внимание, убедить слушателя. Существуют 1) собственно рассуждение, 2) доказательство, 3) объяснение. Цель собственно рассуждения – выведение нового знания. Цель доказательств – обоснование ложности или истинности положений (см. лекцию 22 модуля 4). Цель объяснения – конкретизация положений, установление их достоверности. Одна из форм рассуждений – общие места, т.е. отвлеченные рассуждения, усиливающие аргументацию. Их темы – проблемы добра и зла, личного и общественного, чести и долга, войны и мира, проблемы современности, понятные в целом всем слушателям речи. Инвенция предполагает поиск идей, содержания, смысла будущей речи. То есть на первом этапе инвенции фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые “общие места” или топы – смысловые модели развития речи. Топ – система понятий, предполагающих способы мыслей о любой речи. Подробно об этом смотрите в части II. этой лекции. 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Эта часть выступления – сильная позиция текста, так как лучше всего запоминается то, что в начале или в конце речи. У аудитории, чувствующей приближающееся окончание слушания, происходит всплеск внимания. Финал речи оратор показывает и ходом изложения мысли, и языковыми средствами (вводными словами), и невербальным поведением. Варианты заключений: – Обобщающий вывод: «итак…», «таким образом, …», «в заключении обобщим…». – Резюме с перечислением сказанного: «мы рассмотрели, во-первых…, во-вторых…». – Клаýзула – эффектная концовка с цитатой, крылатым выражением, риторической фигурой. – Благодарность за внимание: «благодарю за внимание …», «спасибо за внимание…», «Я признателен вам за внимание…» – Комплимент аудитории. – Пожелание аудитории подумать о вопросах, рассмотренных в речи. – Призыв к действию. – Чтение стихотворения наизусть в контексте темы выступления. – Завершение шутливой фразой. Нельзя заканчивать речь: – без заключения вообще; это воспринимается как обрыв мыслей; – фразами типа: «Это все, что я хотел сказать», «У меня все», «Вот и все», «На этом все», так как по любой теме можно добавить и больше, и глубже информации и предполагается, что кругозор оратора не ограничивается произнесенным; – извинениями; уровень убедительности речи понизится, если сам оратор оценивает ее низко; – второпях, так как мысли оратора не будут восприняты слушателями; – на пессимистической ноте; оптимизм финала стимулирует к активным мыслям и действиям. Идеал – заканчивать речь, когда аудитория еще активно слушает. В целом, основными недостатками композиции речи являются нарушение логической последовательности в изложении материала, перегрузка текста логическими рассуждениями, отсутствие доказательности, большое количество затронутых вопросов. При расположении содержания речи уместно использовать указательные (дейктические) элементы, которые связывают различные части текста, выделяют основные положения в выступлении, облегчают их восприятие. Выделяют три вида связи частей текста выступления: Дейктические элементы Средства выражения 1. Когезия – вид сцепления, который обеспечивает взаимосвязи отдельных частей и их последовательность и позволяет запомнить содержание речи Реализуется с помощью вводных слов: во-первых, во-вторых, итак, таким образом 2. Ретроспекция – элемент речи, отсылающий слушателей к предшествующей информации Реализуется с помощью вводных конструкций: как вы помните, как мы знаем, как было установлено или с помощью риторических вопросов и восклицаний: как не вспомнить мысль классика?! 3. Проспекция – элемент речи, относящий информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях Реализуется с помощью риторических диалогов (вопрос к самому себе): Почему это происходит? Потому что… , мини-оглавления, когда перечисляются свойства явления, а потом они же подробно объясняются В третьей части книги «Краткое руководство к красноречию», названной «О расположении», М. В. Ломоносов писал о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей: «Что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом? Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков». II. Топосы как структурно-смысловые модели порождения высказывания Инвенция предполагает поиск идей, содержания, смысла будущей речи. То есть на первом этапе инвенции фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые “общие места” или топосы – смысловые модели развития речи. Топос – система понятий, предполагающих способы мыслей в любой речи на любые темы. Топосы (др.-греч. τόπος – букв. «место»; перен. «тема», «аргумент») – структурно-смысловые модели, позволяющие развертывать замысел речи, на основании которых создаются отдельные отрезки текста, минитексты, а также целые тексты. Знание топосов подсказывает, как развернуть предложенный тезис. Синонимы: топ, «риторическое место», «общее место» = общезначимое утверждение или тема. Задача оратора – предложить общие места в новой, стилистически привлекательной форме для аудитории. Каждому из топосов наименование дается на основе его ФУНКЦИИ. ВИДЫ ТОПОСОВ ИЛИ СИСТЕМА ОБЩИХ МЕСТ (базовый минимум по мнению проф. В. Аннушкина) 1. Топос определение. Виды определения (дефиниции): 1) возведение к общему понятию: родовая принадлежность и дифференцирующие признаки: Россия – страна в Евразии. 2) метафорическое определение: «Россия – это океан земель» (Н. Рерих). 3) метонимическое определение – через смежность предмета: «Россия – это бесконечные снега» (Н. Рерих). 4) парадоксально-юмористическое определение: «Россия – страна богатая, но временно бедная». 2. Топос целое-части: 1) предмет речи рассматривается как часть целого и рассказывается об этом в целом; 2) рассматриваются элементы (части) предметов речи и говорят о них в отдельности – анализ; и вновь возвращаются к целому на новом познавательном уровне – синтез; 3) выделяются или перечисляются только те части предмета, которые функционально значимы. Самые заметные признаки и свойства. 3. Топос Род-вид. Этот топ отражают универсальный закон речи или мышления, умение рассуждать, от общего к частному – дедукция, от частного к общему – индукция. 4. Топос свойства-качества-характеристика. Дается описательная оценка тех или иных качеств или свойств. 5. Топос сравнение: 1) уподобление (сравнение одинаковых свойств); 2) противопоставление; 3) количество (большее или меньшее); 6. Топос антитеза (противоположность): «стихи и проза, лед и пламень» (А. С. Пушкин), «где гнев, там и милость» (пословица). 7. Топос имя позволяет развернуть речь исходя из имени через его этимологию или толкование его значения: «Виктор – победитель». 8. Топос причина-следствие использует вопрос «Почему?» 9. Топос условие раскрывает мысль: при каком условии данное положение верно? 10. Топос уступление: «Труд – радость, хотя он требует терпения». 11. Топос время предполагает рассмотрение предмета речи в разных временах. Логические вопросы: Когда? После чего? Во сколько? Как долго? 12. Топос место описывает предмет речи в определенном месте. 13. Топос пример:1) литературные; 2) фактические; 3) авторитетные. 14. Топос свидетельство: афоризм, цитата, фраза авторитетного лица. Совокупность “общих мест” – отражает общие законы мышления или смысловой модели, по которой любой оратор творит речь. Топика позволяет без напряжения разработать любую идею. Общий вывод лекции: в основе убеждающей речи лежит доказательство, в структуру которого входят выдвижение тезиса, аргументация, включающая аргументы разного типа и вида (к разуму, чувствам, убеждениям человека), демонстрация. При убеждении, т.е. обосновании каких-либо суждений, наряду с логическими методами применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие нелогические и приемы убеждающего воздействия. Для развития мысли целесообразно использовать разные топосы – структурно-смысловые модели порождения высказывания. Вопросы для самоконтроля: 1. Что обозначает термин «композиция публичного выступления»? 2. Какие части композиции традиционно выделяются? 3. Каковы общие принципы построения публичной речи? 4. Какие законы формальной логики необходимо соблюдать при построении речи? 5. Как расположены части в традиционной модели композиции? 6. Какие варианты вступлений как приемов захвата внимания аудитории Вы знаете? 7. В чем отличие функционально-смысловых типов речи: описания, повествования, рассуждения? 8. Что такое топосы (топы)? Какие виды «общих мест» можно использовать в речи для усиления аргументации? 9. Перечислите возможные правильные способы завершения речи и ошибки в заключении выступления. 10. Какие указательные элементы могут быть использованы в речи для связи различных частей текста?
«Основы риторики. Аргументация в устной публичной убеждающей речи» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 138 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot