Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы статистики

  • 👀 432 просмотра
  • 📌 367 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы статистики» doc
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина «Основы статистики» Лекция 1. Предмет, задачи статистики. Основные категории и понятия теории статистики. Цели лекции – образовательная, развивающая. Тип лекции по способам подачи учебного материала – информационная, лекция-визуализация; по месту лекции в учебном курсе – вводная. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ: 1. Предмет и метод статистики как общественной науки. 2. Теоретические основы и основные понятия статистики. 3. Современная организация статистики в Российской Федерации. ОПОРНАЯ СХЕМА ЛЕКЦИИ: Вводная часть: ◦ сообщение цели лекции, задач, плана лекции; ◦ определение места и назначения дисциплины в системе других наук. Изложение материала: ◦ индукция: примеры, факты, приводящие к научным выводам; ◦ дедукция: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. Заключение: ◦ выводы; ◦ указания; ◦ ответы на вопросы. Конспект лекции. 1. Предмет и метод статистики как общественной науки Статистика — самостоятельная общественная наука, имеющая свой предмет и методы исследования, которая возникла из потребностей общественной жизни. Статистика — это наука, изучающая количественную сторону всех социально-экономических явлений. Термин «статистика» происходит от латинского слова «статус», которое обозначает «положение, порядок». В первый раз его употребил немецкий ученый Г. Ахенваль (1719-1772). Главной задачей статистики является математически правильно описать собранные сведения. Статистику можно назвать специальным разделом математики, которая описывает ту или иную сторону жизнедеятельности человека. Статистика использует самые различные математические методы и приемы, чтобы человек мог проанализировать ту или иную проблему. Статистика может оказать неоценимую помощь любому руководителю на любом предприятии, если уметь ею правильно пользоваться. На сегодняшний день термин «статистика» применяется в трех значениях: 1) особая отрасль практической деятельности людей, направленная на сбор, обработку и анализ данных, которые характеризуют социально-экономическое развитие страны, ее регионов, отдельных отраслей экономики или предприятий; 2) наука, которая занимается разработкой теоретических положений и методов, употребляемых в статистической практике; 3) статистика – статистические данные, представленные в отчетности предприятий, отраслей экономики, а также данные, публикуемые в сборниках, различных справочниках, бюллетенях и т. п. Объект статистики – явления и процессы социально-экономической жизни общества, в которых отображаются и находят свое выражение социально-экономические отношения людей. Общая теория статистики является методологической основой, ядром всех отраслевых статистик. Она разрабатывает общие принципы и методы статистического исследования общественных явлений и является наиболее общей категорией статистики. Задачами экономической статистики являются разработка и анализ синтетических показателей, отражающих состояние национальной экономики, взаимосвязи отраслей, особенности размещения производительных сил, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Социальная статистика вырабатывает систему показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений. Статистика – общественная наука, которая занимается сбором информации различного характера, ее упорядочиванием, сопоставлением, анализом и интерпретацией (объяснением). Она обладает следующими отличительными особенностями: 1) изучает количественную сторону общественных явлений. Данная сторона явления представляет его величину, размер, объем и имеет числовое измерение; 2) исследует качественную сторону массовых явлений. Предоставленная сторона явления выражает его специфику, внутреннюю особенность, отличающую его от других явлений. Качественная и количественная стороны явления всегда существуют вместе, образуют одно единое целое. Все общественные явления и события протекают во времени и пространстве, и в отношении любого из них всегда можно определить, в какое время оно возникло и где оно развивается. Таким образом, статистика изучает явления в конкретных условиях места и времени. Постигаемые статистикой явления и процессы общественной жизни находятся в постоянном изменении и развитии. На базе сбора, обработки и анализа массовых данных об изменении изучаемых явлений и процессов обнаруживается статистическая закономерность. В статистических закономерностях проявляются действия общественных законов, определяющих существование и развитие социально-экономических отношений в обществе. Предметом статистики является исследование общественных явлений, динамики и направления их развития. При помощи статистических показателей статистика устанавливает количественную сторону общественного явления, наблюдает закономерности перехода количества в качество на примере данного общественного явления. На основании предоставленных наблюдений статистика производит анализ полученных данных в конкретных условиях места и времени. Статистика занимается исследованием социально-экономических явлений и процессов, которые носят массовый характер, а также изучает множество определяющих их факторов. Для выведения и подтверждения своих теоретических законов большинство общественных наук пользуются статистикой. Заключениями, сформированными на статистических исследованиях, пользуются экономика, история, социология, политология и множество других гуманитарных наук. Статистика необходима и общественным наукам для подтверждения их теоретической основы, и ее практическая роль очень велика. Ни крупные предприятия, ни серьезные производства, разрабатывая стратегию экономического и социального развития объекта, не могут обойтись без анализа данных статистического учета. Для этого на предприятиях и производствах организовываются специальные аналитические отделы и службы, привлекающие специалистов, которые закончили профессиональную подготовку по данной дисциплине. Статистика, как и любая другая наука, обладает определенной совокупностью методов изучения своего предмета. Методы статистики выбираются в зависимости от изучаемого явления и конкретного предмета исследования (связи, закономерности или развития). Методы в статистике образуются в совокупности из разработанных и применяемых специфических способов и приемов исследования общественных явлений. К ним имеют отношение наблюдение, сводка и группировка данных, исчисление обобщающих показателей на основе специальных методов (метод средних, индексов и т. д.). В связи с этим различают три этапа работы со статистическими данными: 1) сбор – это массовое научно-организованное наблюдение, посредством которого получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления. Данный статистический учет большого числа или всех входящих в состав изучаемого явления единиц является информационной базой для статистических обобщений, для формулирования выводов об изучаемом явлении или процессе; 2) группировка и сводка. Под этими данными понимают распределение множества фактов (единиц) на однородные группы и подгруппы, итоговый подсчет по каждой группе и подгруппе и оформление полученных итогов в виде статистической таблицы; 3) обработка и анализ. Статистический анализ заключает стадию статистического исследования. Он содержит в себе обработку статистических данных, которые были получены при сводке, интерпретацию полученных результатов с целью получения объективных выводов о состоянии изучаемого явления и о закономерностях его развития. В процессе статистического анализа исследуются структура, динамика и взаимосвязь общественных явлений и процессов. Основными этапами статистического анализа являются: 1) утверждение фактов и установление их оценки; 2) выявление характерных особенностей и причин явления; 3) сравнение явления с нормативными, плановыми и другими явлениями, которые приняты за базу сравнения; 4) формулирование выводов, прогнозов, предположений и гипотез; 5) статистическую проверку выдвинутых предположений (гипотез). 2. Теоретические основы и основные понятия статистики Для статистической методологии теоретической базой является диалектико-материалистическое понимание законов процесса развития общества. Вследствие этого статистика нередко применяет такие категории, как количество и качество, необходимость и случайность, закономерность, причинность и др. Основные положения статистики базируются на законах социальной и экономической теории, так как именно они рассматривают закономерности развития общественных явлений, определяют их значение, причины и последствия для жизни общества. С иной стороны, законы многих общественных наук созданы на основе показателей статистики и закономерностей, выявленных с помощью статистического анализа, вследствие этого можно сказать, что связь между статистикой и другими общественными науками является бесконечной и непрерывной. Статистика устанавливает законы общественных наук, а они, в свою очередь, корректируют положения статистики. Теоретическая основа статистики также близко связана с математикой, так как для измерения, сравнения и анализа количественных характеристик необходимо использовать математические показатели, законы и методы. Глубокое изучение динамики явления, его изменения во времени, а также взаимосвязи его с другими явлениями невозможны без применения высшей математики и математического анализа. Очень часто статистическое исследование опирается на разработанную математическую модель явления. Такая модель теоретически отображает количественные соотношения изучаемого явления. При ее наличии задача статистики состоит в численном определении параметров, входящих в модели. Особенно большое распространение в статистической науке получили такие направления математики, как теория вероятностей и математическая статистика. В статистике употребляются операции, которые прямым образом рассчитываются с помощью правил теории вероятностей. Это выборочный метод наблюдения. Основное из этих правил – ряд теорем, выражающих закон больших чисел. Суть этого закона заключается в исчезновении в сводном показателе элемента случайности, с которой связаны индивидуальные характеристики, по мере объединения в нем все большего их числа. Математическая статистика также близко связана с теорией вероятностей. Рассматриваемые в ней задачи можно отнести к трем категориям: распределение (структура совокупности), связи (между признаками), динамика (изменение во времени). Широко используется анализ вариационных рядов, прогнозирование развития явлений осуществляется с помощью экстраполяций. Причинно-следственные связи явлений и процессов вводятся с помощью корреляционного и регрессионного анализа. Наконец, статистическая наука обязана математической статистике такими важнейшими своими категориями и понятиями, как совокупность, вариация, признак, закономерность. Статистическая совокупность относится к основным категориям статистики и является объектом статистического исследования, под которым понимается планомерный научно обоснованный сбор сведений о социально-экономических явлениях общественной жизни и анализ полученных данных. Для того чтобы осуществить статистическое исследование, нужна научно аргументированная информационная база. Такой информационной базой является статистическая совокупность – совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных общей связью, качественной основой, но отличающихся друг от друга некоторыми признаками (например, совокупность домохозяйств, семей, фирм и т. д.). С точки зрения статистической методологии статистическая совокупность – это множество единиц, обладающих такими характеристиками, как однородность, массовость, определенная целостность, наличие вариации, взаимозависимость состояния отдельных единиц. Таким образом, статистическая совокупность состоит из отдельных единиц. Предмет, человек, факт, процесс могут быть единицей совокупности. Единица совокупности является первичным элементом и носителем ее основных признаков. Элемент совокупности, по которому собираются необходимые данные для статистического исследования, называется единицей наблюдения. Количество единиц совокупности называется объемом совокупности. Статистической совокупностью могут выступать население при переписи, предприятия, города, сотрудники фирмы. Выбор статистической совокупности и ее единиц зависит от конкретных условий и характера изучаемого социально-экономического явления, процесса. Массовость единиц совокупности тесно связана с ее полнотой. Полнота обеспечивается охватом единиц исследуемой статистической совокупности. Например, исследователь должен сделать вывод о развитии банковского дела. Следовательно, ему необходимо собрать информацию обо всех банках, функционирующих в данном регионе. Так как любая совокупность имеет достаточно сложный характер, то полноту следует понимать как охват множества самых различных признаков совокупности, достоверным и существенным образом описывающих изучаемое явление. Если в процессе наблюдения за банками, например, не будут учтены финансовые результаты, то нельзя произвести окончательные выводы о развитии банковской системы. Кроме того, полнота полагает изучение признаков единиц совокупности за максимально длительные периоды. Довольно полные данные являются, как правило, массовыми и исчерпывающими. Исследуемые на практике социально-экономические явления весьма многообразны, поэтому охватить все явления сложно и порой вообще нельзя. Исследователь вынужден изучать только часть статистической совокупности, а выводы делать по всей совокупности. В таких ситуациях важнейшим требованием является обоснованный отбор той части совокупности, по которой исследуются признаки. Эта часть должна отображать основные свойства, явления и быть типичной. В реальности в исследуемых явлениях и процессах могут одновременно взаимодействовать несколько совокупностей. В этих ситуациях объект изучения находят так, чтобы ясно выделить исследуемые совокупности. Признаком единицы совокупности называют ее характерную черту, конкретное свойство, особенность, качество, которое может быть наблюдаемо и измерено. Совокупность, изучаемая во времени или в пространстве, обязана быть сопоставима. Следовательно, на признаки единиц совокупности накладывается требование их сопоставимости и единообразия. Для этого необходимо использовать, например, единые стоимостные оценки. Для того чтобы качественно исследовать совокупность, изучают наиболее значительные или взаимосвязанные признаки. Количество признаков, характеризующих единицу совокупности, не должно быть излишним. Это усложняет сбор данных и обработку результатов. Признаки единиц статистической совокупности нужно комбинировать так, чтобы они дополняли друг друга и обладали взаимозависимостью. Требование однородности статистической совокупности означает выбор критерия, по которому та или иная единица относится к изучаемой совокупности. Например, если изучается инициативность молодых избирателей, то необходимо установить границы возраста таких избирателей, чтобы исключить людей более старшего поколения. Признаки делятся на атрибутивные и количественные. По способу измерения признаки делятся на первичные (учитываемые) и вторичные (расчетные). Первичные (учитываемые) выражают единицу совокупности в целом, т. е. абсолютные величины. Вторичные (расчетные) непосредственно не измеряются, а рассчитываются (себестоимость, производительность). Первичные признаки лежат в основе наблюдения статистической совокупности, а вторичные определяются в процессе обработки и анализа данных и представляют собой соотношение первичных признаков. По отношению к характеризуемому объекту признаки делятся на прямые и косвенные. По отношению ко времени различают моментальные и интервальные признаки. Моментальные признаки характеризуют изучаемый объект в какой-то момент времени, установленный планом статистического исследования. Интервальные признаки характеризуют результаты процессов. Их значения могут возникать только за интервал времени. Кроме признаков, состояние исследуемого объекта или статистической совокупности характеризуют показатели. Показатели – одно из главных понятий статистики, который представляет ставляет собой обобщенную количественную оценку социально-экономических процессов и явлений. По целевым функциям статистические показатели делятся на учетно-оценочные и аналитические. 3. Современная организация статистики в Российской Федерации Статистика играет важную роль в управлении экономическим и социальным развитием страны, так как верность любого управленческого заключения во многом зависит от той информации, на базе которой оно принято. Только точные, достоверные и правильно проанализированные данные должны приниматься во внимание на высоких уровнях управления. Исследованием экономического и социального развития страны, отдельных регионов, отраслей, фирм, предприятий занимаются специально образованные для этого органы, составляющие статистическую службу. В Российской Федерации функции статистической службы исполняют органы ведомственной статистики и органы государственной статистики. Наивысшим органом управления статистикой является Государственный комитет по статистике Российской Федерации. Он решает основные задачи, стоящие в настоящее время перед российской статистикой, обеспечивает целостную методологическую основу учета, сводит, анализирует полученную информацию, обобщает данные, публикует результаты своей деятельности. Государственный комитет по статистике Российской Федерации выполняет следующие функции: 1) осуществляет сбор, обработку, защиту и хранение статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальность данных; 2) обеспечивает функционирование единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) на основе учета всех хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации с присвоением им идентификационных кодов, исходя из общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации; 3) разрабатывает научно обоснованную статистическую методологию, отвечающую потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам; 4) осуществляет проверку за выполнением всеми юридическими и другими хозяйствующими субъектами законов Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам статистики; 5) издает постановления и инструкции по вопросам статистики, обязательные для исполнения всеми юридическими и другими хозяйствующими субъектами, находящимися на территории Российской Федерации. Совокупность методов статистических показателей, методы и формы сбора и обработки статистических данных, принятые Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации. Наряду с государственными статистическими службами существует ведомственная статистика, которая ведется в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в объединениях и фирмах всевозможных отраслей экономики. Ведомственная статистика занимается сбором, обработкой и анализом статистической информации. Эта информация необходима для принятия руководством управленческих решений, для планирования деятельности организации или органа власти. Лекция 2. Статистическое и выборочное наблюдение. Цели лекции – образовательная, развивающая. Тип лекции по способам подачи учебного материала – информационная, лекция-визуализация; по месту лекции в учебном курсе – тематическая (текущая), обзорная. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ: 1. Понятие о статистическом наблюдении, этапы его проведения. 2. Виды и способы статистического наблюдения. 3. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения. 4. Точность наблюдения и методы проверки достоверности данных. ОПОРНАЯ СХЕМА ЛЕКЦИИ: Вводная часть: ◦ сообщение цели лекции, задач, плана лекции; ◦ содержание предыдущей лекции, связь его с новым материалом. Изложение материала: ◦ индукция: примеры, факты, приводящие к научным выводам; ◦ дедукция: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. Заключение: ◦ выводы; ◦ указания; ◦ ответы на вопросы. Конспект лекции. 1. Понятие о статистическом наблюдении, этапы его проведения. Статистическое исследование начинается со сбора статистической информации, характеризующей изучаемые социально-экономические явления и процессы. Данный этап называется статистическим наблюдением. Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за социально-экономическими явлениями и процессами, заключающееся в регистрации необходимых признаков у каждой единицы изучаемой совокупности. Например, при переписи населения по каждому жителю страны регистрируются сведения о поле, возрасте, семейном положении, образовании и др. Статистическое наблюдение, как правило, носит массовый характер. Это прояв­ляется в том, что при проведении наблюдения необходимо получить данные от максимально возможного числа изучаемых единиц совокупности. Массовый охват совокупности позволяет получать наиболее точные данные, характеризующие изучаемое социально-экономическое явление, выявить имеющиеся закономерности и взаимосвязи. Планомерность проведения статистического наблюдения заключается в том, что любое исследование проводится по заранее разработанному плану, который включает в себя ряд вопросов, касающихся подготовительных работ, непосредственного сбора необходимой информации и обработки полученных данных. 2. Виды и способы статистического наблюдения. Сегодня в статистике существует следующие формы статистического наблюдения: отчетность, специально организованное статистическое наблюдение, регистры. Отчетность – способ получения статистической информации от юридических лиц. Отчетность представляет собой специально разработанные формы, включающие в себя те признаки, которые подлежат регистрации. Формы статистической отчетности разрабатываются и утвержденные органами государственной статистики РФ. Любое юридическое лицо, яв­ляющееся субъектом экономики РФ, обязано предоставлять отчетность органам государ­ственной статистики по месту своей регистрации по установленным отчетным формам и в установленные сроки. Особо следует выделить такой вид специально организованного наблюдения, как перепись. Перепись – это специально проводимые широкомасштабные работы по сбору не­обходимой статистической информации об изучаемых объектах в границах отрасли, ре­гиона или страны в целом. Так, например, переписи населения, кото­рые проводятся примерно один раз в 10 лет и направлены на получение необходимой ин­формации о населении страны. Примером также могут служить переписи крупного рога­того скота, которые проводятся в конце календарного года и позволяют получить инфор­мацию о численности и структуре поголовья крупного рогатого скота у сельхозпроизво­дителей. Органами статистики также проводятся переписи многолетних насаждений, жи­лого фонда, незавершенного строительства и пр. Кроме переписей, к специально организованному наблюдению также относятся и другие единовременные работы по сбору необходимой статистической информации, в ча­стности, в рамках социологических или маркетинговых исследований. Регистровое наблюдение представляет собой постоянный мониторинг состояния и развития наблюдаемых единиц, заключающийся в первичном размещении и своевре­менной актуализации информации в ведущейся базе данных. В статистической практике ряда стран находят применение регистры населения, т.е. постоянно актуализируемые спи­ски жителей страны с указанием их основных социально-демографических признаков, а также регистры предприятий, содержащие информацию организационно-правового и эко­номического характера. По охвату единиц совокупности наблюдение бывает двух видов: сплошное и не­сплошное. Принято выделять следующие виды несплошного статистического наблюде­ния: выборочное, метод основного массива, монографическое обследование По срокам регистрации наблюдение может быть непрерывным (текущим) и пре­рывным. При этом прерывное наблюдение бывает двух видов: периодическое и единовременное. По источнику сведений различают непосредственное наблюдение, документальное наблюдение и опрос. 3. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения. В статистике применяются следующие способы сбора сведений: отчетный, экспедиционный, самоисчисление, анкетный, корреспондентский. План статистического наблюдения состоит из двух частей, первая включает про­граммно-методологические вопросы, а вторая организационные вопросы. Программно-методологическая часть плана включает: определение объекта наблюдения; определение единицы объекта наблюдения; составление программы статического наблюдения; составление программы разработки материалов наблюдения; проектирование формуляра наблюдения; определение времени проведения статистического наблюдения и его критического момента; составление инструкции. При планировании статистического наблюдения необходимо, прежде всего, опре­делить его объект и единицу. Программа наблюдения – это перечень признаков, подлежащих регистрации при проведении статистического наблюдения. К программе наблюдения предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять, а именно: а) программа должна включать только существенные признаки, характеризующие изучаемый объект; б) в программу не следует включать второстепенные вопросы, которые могут затруднить работу по сбору информации, а в дальнейшем ее обработку и анализ; в) разрабатывая программу, необходимо стремиться к полноте собираемых сведений; г) в программу наблюдения должны включаться только такие вопросы, на которые действительно можно получить объективные и достаточно точные ответы; д) в программу иногда следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения собираемых сведений. В целях успешного проведения наблюдения разрабатываются организационные вопросы плана статистического наблюдения, которые фиксируются в организационном плане. 4. Точность наблюдения и методы проверки достоверности данных. Также следует обратить внимание на точность статистического наблюдения. Под точностью в статистике понимают степень соответствия данных, полученных в результате статистического наблюдения, реальным их значениям. Возникающие расхо­ждения между данными статистического наблюдения и реальными значениями признака называются ошибками. Ошибки определяются как разность или как отношение между этими значениями. Как правило, ошибки возникают в результате следующих причин: ошибки при регистрации, ошибки при измерении. В статистике выделяют ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. В зависимости от характера ошибки наблюдения бывают случайными и системати­ческими. С целью выявления ошибок проводят контроль полученных материалов. С этой целью после проведения наблюдения весь собранный материал проверяют на полноту охвата объекта наблюдением и на качество заполнения формуляров и других докумен­тов наблюдения. В последнем случае используют два вида контроля: логический и арифметический. Лекция 3. Сводка и группировка статистических данных. Цели лекции – образовательная, развивающая. Тип лекции по способам подачи учебного материала – информационная, лекция-визуализация; по месту лекции в учебном курсе – тематическая (текущая), обзорная. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ: 1. Задачи сводки и ее содержание. 2. Основные задачи и виды группировок. 3. Статистические таблицы. ОПОРНАЯ СХЕМА ЛЕКЦИИ: Вводная часть: ◦ сообщение цели лекции, задач, плана лекции; ◦ содержание предыдущей лекции, связь его с новым материалом. Изложение материала: ◦ индукция: примеры, факты, приводящие к научным выводам; ◦ дедукция: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. Заключение: ◦ выводы; ◦ указания; ◦ ответы на вопросы. Конспект лекции. 1. Задачи сводки и ее содержание. В результате проведения статистического наблюдения получают данные о признаках каждой обследованной единицы статистичес­кой совокупности. Однако эти массивы данных, содержащие по­дробные сведения о каждой единице совокупности, собирают не для того, чтобы получить характеристики каждой из них, а с целью изучить совокупность в целом, выявить ее характерные группы и закономерности. Для этого необходимо обобщить и систематизировать сведения, полученные в ходе статистического наблюдения. Обобщение и систематизация первичных статистических дан­ных – это самостоятельный этап статистического исследования, основная задача которого получить полную и всестороннюю ха­рактеристику как совокупности в целом, так и отдельных ее частей и представить полученную информацию об изучаемой совокупно­сти в наиболее удобной для пользователей форме. В статистической практике этот этап статистического исследо­вания именуют этапом сводки и группировки статистических дан­ных. Сводка – это научная обработка первичных данных с целью получения обобщен­ных характеристик изучаемого социально-экономического явления по ряду существенных для него признаков с целью выявления типичных черт и закономерностей, присущих изу­чаемому явлению в целом. По глубине и точности обработки материала различают сводку простую и сложную. Проведение сводки включает следующие этапы: • выбор группировочного признака; • определение порядка формирования групп; • разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом; • разработка макетов статистических таблиц для представления результатов сводки. 2. Основные задачи и виды группировок. Группировкой называется разбиение общей совокупности единиц объекта наблю­дения по одному или нескольким существенным признакам на однородные группы, раз­личающиеся между собой в количественном и качественном отношении и позволяющие выделить социально-экономические типы, изучить структуру совокупности и проанализи­ровать связи между отдельными признаками. С помощью метода группировок решаются следующие задачи: • выделение социально-экономических типов явлений; • изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем; • выявление взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями. В соответствии с познавательными задачами, решаемыми в ходе построения стати­стических группировок, различают следующие их виды: типологические, структурные, аналитические. В статистике при изучении связей социально-экономических явлений признаки не­обходимо делить на факторные и результативные. По способу построения группировки бывают простые и комбинационные. Построение статистических группировок осуществляется по следующим этапам: 1. Определение группировочного признака. 2. Определение числа групп. 3. Расчет ширины интервала группировки. 4. Определение признаков, которые в комбинации друг с другом будут характери­зовать каждую выделенную группу. При небольшом объеме совокупности (n<50) не следует образовывать большого количества групп, так как группы будут включать недостаточное число единиц объекта. Показатели, рассчитанные для таких групп, не будут представительными и не позволят получить адекватную характеристику исследуемого явления. Определение числа групп можно осуществить несколькими способами. Формально-математический способ предполагает использование формулы Стерджесса: , (1) где n – число групп; N – число единиц совокупности. Согласно этой формуле выбор числа групп зависит только от объема изучаемой совокупности. Другой способ определения числа групп основан на применении показателя сред­него квадратического отклонения (σ). Если величина интервала равна 0,5σ, то совокуп­ность разбивается на 12 групп, а когда величина интервала равна 2/3σ и σ, то совокуп­ность делится, собственно, на 9 и 6 групп. Когда определено число групп, то следует определить интервалы группировки. Интервалы группировки бывают: равные и неравные; открытые и закрытые. Ширина равного интервала определяется по следующей формуле: (2) Интервалы группировок могут быть закрытыми и открытыми. От группировок следует отличать классификацию. Классификацией называется систематизированное распределение явлений и объектов на определенные группы, клас­сы, разряды на основании их сходства и различия. 3. Статистические таблицы. Ряды распределения представляют собой простейшую группировку, в которой каждая выделенная группа характеризуется только частотой. В зависимости от признака, положенного в основу образования ряда распределе­ния, различают атрибутивные и вариационные ряды распределения. Вариационный ряд состоит из двух элементов: вариантов и частот. Вари­антами называются отдельные значения признака, которые он принимает в вариационном ряду, то есть конкретное значение варьирующего признака. Частотами называются чис­ленности отдельных вариант, или каждой группы вариационного ряда. Частоты показы­вают, как часто встречаются те или иные значения признака в изучаемой совокупности. Сумма всех частот определяет численность всей совокупности, ее объем. Частостями на­зываются частоты, выраженные в долях единицы или в процентах к итогу. В зависимости от характера вариации признака различают дискретные и интер­вальные вариационные ряды. Правила построения рядов распределения аналогичны правилам построения груп­пировки. Анализ рядов распределения наглядно можно проводить на основе их графического изображения. Для этой цели строят полигон, гистограмму, огиву и кумуляту распределения. Для графического изображения вариационных рядов может использоваться куму­лятивная кривая. При помощи кумуляты изображается ряд накопленных частот. Накоп­ленные частоты определяются путем последовательного суммирования частот по груп­пам. Накопленные частоты показывают, сколько единиц совокупности имеют значения признака не больше, чем рассматриваемое значение. При построении кумуляты интервального вариационного ряда по оси абсцисс (х) откладываются варианты ряда, а по оси ординат (у) накопленные частоты, которые нано­сят на поле графика в виде перпендикуляров к оси абсцисс в верхних границах интерва­лов. Затем эти перпендикуляры соединяют и получают ломаную линию, то есть кумуляту. Если при графическом изображении вариационного ряда в виде кумуляты оси х и у поменять местами, то получим огиву. Лекция 4. Статистические величины. Цели лекции – образовательная, развивающая. Тип лекции по способам подачи учебного материала – информационная, лекция-визуализация; по месту лекции в учебном курсе – тематическая (текущая), обзорная. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ: 1. Назначение и виды статистических показателей и величин. 2. Абсолютные статистические величины. 3. Относительные статистические величины. ОПОРНАЯ СХЕМА ЛЕКЦИИ: Вводная часть: ◦ сообщение цели лекции, задач, плана лекции; ◦ содержание предыдущей лекции, связь его с новым материалом. Изложение материала: ◦ индукция: примеры, факты, приводящие к научным выводам; ◦ дедукция: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. Заключение: ◦ выводы; ◦ указания; ◦ ответы на вопросы. Конспект лекции. 1. Назначение и виды статистических показателей и величин. Исходной, первичной формой выражения статистических показателей являются показатели в абсолютном выражении или абсолютные величины. Статистические показа­тели в форме абсолютных величин характеризуют абсолютные размеры изучаемых стати­стикой процессов и явлений, а именно их массу, площадь, объем, протяженность, отра­жают их временные характеристики, а также могут представлять объем совокупности, т.е. число составляющих ее единиц. Индивидуальные абсолютные показатели, как правило, получают непосредственно в процессе статистического наблюдения как результат замера, взвешивания, подсчета и оценки интересующего количественного признака. В ряде случаев индивидуальные абсо­лютные показатели имеют разностный характер: разность между численностью работни­ков предприятия на конец и на начало года, разность между выручкой от реализации предприятия и общей суммой затрат и т.п. Сводные абсолютные показатели, характеризующие объем признака или объем совокупности как в целом по изучаемому объекту, так и по какой-либо его части, получа­ют в результате сводки и группировки индивидуальных значений. К таким показателям относятся общая численность занятых в отрасли, совокупные активы коммерческих бан­ков региона и т.п. 2. Абсолютные статистические величины. Абсолютные статистические показатели всегда являются именованными числа­ми. В зависимости от социально-экономической сущности исследуемых явлений, их физических свойств они выражаются в натуральных, стоимостных или трудовых еди­ницах измерения. В международной практике используются такие натуральные единицы измерения, как тонны, килограммы, квадратные, кубические и простые метры, мили, километры, гал­лоны, литры, штуки и т.д. В группу натуральных также входят условно-натуральные измерители, используе­мые в тех случаях, когда какой-либо продукт имеет несколько разновидностей и общий объем можно определить только исходя из общего для всех разновидностей потребитель­ского свойства. Перевод в условные единицы измерения осуществляется на основе специальных коэффициентов, рассчитываемых как отношение потребительских свойств отдельных раз­новидностей продукта к эталонному значению. В отдельных случаях для характеристики какого-либо явления или процесса одной единицы измерения недостаточно, и используется произведение двух единиц. Примером этому могут служить такие показатели, как грузооборот и пассажирооборот, оцениваемые соответственно в тонно-километрах и пассажиро-километрах, производство электроэнер­гии, измеряемое в киловатт-часах и т.д. В условиях рыночной экономики наибольшее значение и применение имеют стои­мостные единицы измерения, позволяющие получить денежную оценку социально-экономических явлений и процессов. При анализе и сопоставлении стоимостных показателей необходимо иметь в виду, что в условиях высоких или относительно высоких темпов инфляции они становятся не­сопоставимыми. К трудовым единицам измерения, позволяющим учитывать как общие затраты тру­да на предприятии, так и трудоемкость отдельных операций технологического процесса, относятся человеко-дни и человеко-часы. 3. Относительные статистические величины. Относительный показатель представляет собой результат деления одного абсолют­ного показателя на другой и выражает соотношение между количественными характери­стиками социально-экономических процессов и явлений. Поэтому, по отношению к абсо­лютным показателям, относительные показатели или показатели в форме относительных величин являются производными, вторичными. Без относительных показателей невозмож­но измерить интенсивность развития изучаемого явления во времени, оценить уровень раз­вития одного явления на фоне других взаимосвязанных с ним явлений, осуществить про­странственно-территориальные сравнения, в том числе и на международном уровне. Относительные показатели могут выражаться в коэффициентах, процентах, про­милле, продецимилле или быть именованными числами. Если база сравнения принимает­ся за 1, то относительный показатель выражается в коэффициентах, если база принимается за 100, 1000, то относительный показатель соответственно выражается в про­центах (%), промилле (‰) и т.д. Все используемые на практике относительные статистические показатели можно подразделить на следующие виды: 1) Относительный показатель динамики (ОПД) представляет собой отношение уровня исследуемого процесса или явления за данный период времени (по состоянию на данный момент времени) к уровню этого же процесса или явления в прошлом. 2) Относительные показатели плана и реализации плана (ОПП) и (ОПРП). Все субъекты финансо­во-хозяйственной деятельности, от небольших индивидуальных частных предприятий и до крупных корпораций, в той или иной степени осуществляют как оперативное, так и стратегическое планирование, а также сравнивают реально достигнутые результаты с ра­нее намеченными. 3) Относительный показатель структуры (ОПС) представляет собой соотношение струк­турных частей изучаемого объекта и их целого. 4) Относительный показатель координации (ОПК) представляет собой отношение одной части совокупности к другой части этой же совокупности. 5) Относительный показатель интенсивности (ОПИ) характеризует степень распростра­нения изучаемого процесса или явления и представляет собой отношение исследуемого показателя к размеру присущей ему среды. 6) Относительный показатель сравнения (ОПСр) представляет собой соотношение одно­именных абсолютных показателей, характеризующих разные объекты (предприятия, фир­мы, районы, области, страны и т.п.). Лекция 5. Статистика населения и рынка труда. Цели лекции – образовательная, развивающая. Тип лекции по способам подачи учебного материала – информационная, лекция-визуализация; по месту лекции в учебном курсе – вводная. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ: 1. Объекты наблюдения и источники информации о населении 2. Текущий учет населения 3. Механическое движение населения ОПОРНАЯ СХЕМА ЛЕКЦИИ: Вводная часть: ◦ сообщение цели лекции, задач, плана лекции; ◦ определение места и назначения дисциплины в системе других наук. Изложение материала: ◦ индукция: примеры, факты, приводящие к научным выводам; ◦ дедукция: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. Заключение: ◦ выводы; ◦ указания; ◦ ответы на вопросы. Конспект лекции. 1. Объекты наблюдения и источники информации о населении Население как объект изучения статистикой представляет собой совокупность людей, проживаю­щих на определенной территории и непрерывно возобновляющихся за счет рождений и смертей. Насе­ление выступает в процессе экономической деятельности, с одной стороны, как производитель матери­альных благ и услуг, а с другой – как их потребитель. Население в целом и его основная часть – трудоспособное население – принимает активное уча­стие в экономической деятельности и являются носителями трудового потенциала. Таким образом, при изучении трудовых ресурсов страны население исследуют как базу его формирования. К основным статистическим показателям демографической статистики относятся такие как: по­казатели численности и состава населения; числа родившихся, умерших, браков, разводов; численно­сти прибывших в страну и выбывших из нее, а также числа прибытий и выбытий внутри страны и ее регионов. Наиболее точные данные о численности и составе населения дает перепись населения. Перепись населения – процесс сбора демографических и социальных данных, характеризующих каждого жите­ля страны или территории по состоянию на определенный момент времени. Различают две категории населения, учитываемые при переписи: наличное и постоянное население. Наличное население – население, находящееся на момент переписи в данном населенном пунк­те (независимо от того, постоянно или временно они здесь жили). Постоянное население – населе­ние, постоянно проживающее в данной местности, в данный момент времени. 2. Текущий учет населения Важнейшей характеристикой населения являются показатели структуры населения по полу и возрасту. Для наглядности они представляются в виде возрастной пирамиды. При графическом изображении возрастной пирамиды по вертикальной оси откладывается или их доля в общей числен­ности населения, возраст или год рождения, по горизонтали – численность людей каждого возраста влево от оси – мужчины, вправо – женщины. Пирамида характеризует некоторое состояние структу­ры населения по полу и возрасту в ходе непрерывного процесса воспроизводства населения. Показатель демографической нагрузки – обобщенная количественная характеристика возрастной структуры населения, показывающая нагрузку на общество непроизводительным населением. Общее движение населения представляет собой совокупность показателей естественного и ми­грационного движения населения. Интенсивность миграции характеризует частоту случаев перемены места жительства в совокупности населения за определенный период. Естественное движение насе­ления характеризуется показателями числа родившихся, умерших, браков, разводов и относительны­ми показателями, рассчитанными на их основе. 3. Механическое движение населения Основную часть населения составляют трудовые ресурсы. Рассмотрим основные классифика­ции статистических данных о составе трудовых ресурсов страны. Экономически активное население (рабочая сила) – часть населения, обеспечивающая пред­ложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного на­селения включает занятых и безработных. К занятым в экономике относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, и лиц пенсионного возраста, которые в рассматри­ваемый период: а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного, либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу. Не включаются в состав занятых зарегист­рированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, и учащиеся, и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные ра­боты по направлению учебных заведений; б) временно отсутствовали на работе из-за болезни, ухода за больными, ежегодного отпус­ка, обучения или переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска, других подобных причин; в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии. К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: а) не имели работу (занятия, приносящего доход); б) занимались поиском работы, обращаясь в службу занятости или использовали личные связи, а также предпринимали шаги к организации собственного дела; в) были готовы приступить к работе. Уровень безработицы – удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения. Экономически неактивное население – население обследуемого возраста, которое не входит в состав рабочей силы, т.е. занятых и безработных. Величина экономически неактивного населения включает следующие категории: а) учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры); б) лица, получающие пенсии по инвалидности, по старости; в) лица, занятые ведением домашнего хозяйства; г) лица, которые прекратили поиск работы, исчерпав все возможности, ее получения, но ко­торые могут и готовы работать; д) другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода. Экономически активное население делится на группы: наемные работники; лица, работающие не по найму. Наемные работники – это лица, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителем предприятия любой формы собственности или отдельным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату на­личными деньгами или натурой. Наемными работниками считаются также директора и управляющие предприятиями, служители религиозных культов. Наемные работники распределяются на группы: гражданское население, военнослужащие. Для более глубокого ознакомления со статистикой трудовых ресурсов, занятости и безработицы не­обходимо воспользоваться статистическими разработками территориальных органов госстатистики, ко­торые ежегодно разрабатывают баланс трудовых ресурсов. Конечным результатом баланса трудовых ресурсов наряду с другими показателями является определение численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, которое не имело доходного занятия, занималось поиском работы и было готово приступить к ней, т.е. проводится расчет общей численности безработных – той части на­селения, которая составляет рынок труда. Данные статистики рынка труда используются при проведе­нии социальной политики, в целях сокращения безработицы, усиления социальной мобильности и т.д. Лекция 6. Статистика макроэкономических показателей. Цели лекции – образовательная, развивающая. Тип лекции по способам подачи учебного материала – информационная, лекция-визуализация; по месту лекции в учебном курсе – вводная. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ: 1. Социально-экономическая сущность методов расчета показателя валового внутреннего 2. Расчет валового внутреннего продукта и национального дохода ОПОРНАЯ СХЕМА ЛЕКЦИИ: Вводная часть: ◦ сообщение цели лекции, задач, плана лекции; ◦ определение места и назначения дисциплины в системе других наук. Изложение материала: ◦ индукция: примеры, факты, приводящие к научным выводам; ◦ дедукция: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. Заключение: ◦ выводы; ◦ указания; ◦ ответы на вопросы. Конспект лекции. 1. Социально-экономическая сущность методов расчета показателя валового внутреннего Показатели результатов функционирования экономики в целом на народном хозяйственном уровне (макроэкономическом) формируются как суммарный результат деятельности всех производителей, ма­териальных благ, т.е. микроэкономических показателей. Показатель результатов на всех уровнях долж­ны быть сопоставимы, т.е. необходимо их рассчитывать на основе единых и методологических принци­пов, что обеспечивает их сопоставимость. Система показателей – такой набор показателей, которые взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и ориентированы на достижение целей исследования. В данном случае – на характеристику результатов экономической деятельности. Основным макроэкономическим показателем, являющимся центральным показателем СНС (систе­ма национальных счетов) является ВВП, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц – резидентов, на экономической территории страны за тот или иной период времени как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг. Наряду с ВВП в нашей стране определяется объем ВНП (валовой национальный продукт), кото­рый характеризует стоимостной объем конечной продукции и услуг, созданный гражданами этой страны, как на ее территории, так и за ее пределами, т.е. ВНП включает деятельность резидентов на экономические территории данной страны и за границей и не включает деятельности нерезидентов на экономической территории данной страны. Рассмотрим этот и другие показатели СНС более подробно. Валовой выпуск (ВВ) товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов в отчетном периоде. Вы­пуск оценивается на основе данных стоимости реализованной продукции и изменений запасов готовой продукции и стоимости незавершенного производства. Основным принципом оценки рыночного вы­пуска товаров и услуг является использование рыночных цен, преобладающих в период, к которому отно­сится производство продукции. Изменение запасов готовой продукции и незавершенного производства определяется как разница между поступлениями в запасы и изъятиями из них в оценке по ценам, дейст­вующим в момент их поступления и изъятия. Выпуск розничной и оптовой торговли измеряется величиной торговой наценки (реализованного наложения). В жилищном хозяйстве к рыночным услугам отнесены доходы от сдачи жилья в аренду (квартирная плата). К нерыночным услугам отнесены затраты на текущее содержание жилья всех видов собственности, кроме муниципального. Продукция рассчитывается по затратам, которые несут вла­дельцы жилья при его эксплуатации. Нерыночные услуги в большинстве отраслей оцениваются по фактическим текущим расходам на оказание этих услуг (за вычетом пенсий, пособий и стипендий с добавлением потребления основного капитала), К текущим расходам относятся: материальные затраты; оплата услуг, потребленных в про­цессе производства; расходы на заработную плату и др. Выпуск банковских услуг состоит из двух частей: непосредственной оплатой услуг банков (за веде­ние счетов и т.д.) и косвенно измеряемых услуг финансового посредничества, определяемых как разни­ца между процентами, полученными банками за предоставленные кредиты и процентами, выплаченны­ми за полученные кредиты. Промежуточное потребление (ПП) равно стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в отчетном периоде в процессе производства. Потребление основного ка­питала не включается в состав промежуточного потребления. Валовая добавленная стоимость (ВДС) исчисляется на уровне отраслей как разность между вы­пуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Термин "валовая" указывает на то, что пока­затель включает потребленную в процессе производства стоимость основного капитала. Чистые налоги (ЧН) на продукты и на импорт включают налоги, размер которых прямо зависит от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг. К налогам на продукты относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы и др. Налог на импорт – это налоги на импортируемые товары и услу­ги. Термин "чистые" означает, что налоги показаны за вычетом соответствующих субсидий на продукты и на импорт. Субсидии – текущие некомпенсируемые выплаты из Государственного бюджета пред­приятиям при условии производства ими определенного вида товаров и услуг. Валовой внутренний продукт (ВВП) на стадии производства получается путем суммирования ва­ловых добавленных стоимостей секторов или отраслей экономики. ВВП рассчитывается в рыночных ценах, т.е. включая чистые налоги на продукты и на импорт, и может быть рассчитан тремя методами: производственным, использования и методом формирования ВВР по источникам доходов. 2. Расчет валового внутреннего продукта и национального дохода При расчете производственным методом ВВП получается как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением; или как сумма добавленных стоимостей, соз­даваемых в отраслях экономики. ВВП, рассчитанный методом использования (по расходам), представляет собой сумму расходов всех экономических секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистого экспорта. Расхо­ды на конечное потребление подразделяются на расходы домашних хозяйств, государственных учреж­дений (организаций бюджетной сферы) и некоммерческих организаций (НКО), обслуживающих до­машние хозяйства. Формирование ВВП по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые единицами, непосредственно участвующими в производстве, а также органами государственного управления (орга­низации бюджетной сферы) и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйст­ва. Данный метод используется Госкомстатом России только для анализа стоимостной структуры ВВП, а не для определения его номинального объема или динамики. Оплата труда наемных работников (ОТ) определяется суммой всех вознаграждений в денежной или натуральной форме, выплачиваемых работодателями наемным работникам за работу, выполненную в течение отчетного периода. Оплата труда наемных работников учитывается на основе начисленным сумм и включает в себя фактические и условно исчисленные отчисления на социальное страхование (включая государственный пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования), налоги на доходы и другие выплаты, которые подлежат уплате наемными работниками, даже если фактически удерживаются нанимателями в административных интересах или по иным причинам и выплачиваются ими непосредственно органам социального страхования, налоговым службам и так далее от лица наем­ного работника. Другие налоги на производство состоят из всех налогов, которыми облагаются производящие единицы в связи с их производством или использованием факторов производства, кроме налогов на продукты. Валовая (чистая) прибыль и валовые (чистые) смешанные доходы представляют собой ту часть добавленной стоимости, которая остается у производителя после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников, и чистых налогов на производство и на импорт. Эта статья измеряет при­быль (или убыток), полученную от производства, до учета доходов от собственности. Чистая прибыль равняется валовой прибыли за вычетом потребления основного капитала. Потребление основного капитала (ПОК) представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа и случайных повреждений. Доходы от собственности включают доходы, получаемые или выплачиваемые институционными единицами в связи с предоставлением в пользование финансовых активов, земли и других нефинансо­вых непроизведенных активов. Сальдо первичных доходов характеризует доходы, образующиеся у институционных единиц-резидентов в результате их участия в производстве и от собственности. Оно определяется как разница между всеми первичными доходами полученными и выплаченными единицами-резидентами. На уровне экономики в целом сальдо первичных доходов, определенных на валовой основе, т.е. до вычета потреб­ления основного капитала, равно валовому национальному доходу. Сальдо первичных доходов, опреде­ленных на чистой основе, т.е. за вычетом потребления основного капитала, равно чистому национальному доходу. Трансферт представляет собой операцию, когда одна институционная единица предоставляет то­вар, услугу или актив (финансовый или нефинансовый) другой единице, не получая взамен от нее воз­мещения в виде товара, услуги или актива. Различают текущие и капитальные трансферты. Текущие трансферты включают следующие основные виды: текущие налоги на доходы, богатство и тому подобные отчисления на социальное страхование, социальные пособия, добровольные взносы и подарки, не имеющие капитального характера, штрафы и т.д. Капитальные трансферты представляют собой безвозмездную передачу права собственности на активы (кроме наличных денег и материальных оборотных средств) или средств для их приобретения от одной институционной единицы к другой. Капитальные трансферты обычно являются единовременны­ми и значительными по величине операциями, связанными с приобретением или выбытием активов у участников операции. Они включают налоги на капитал, инвестиционные субсидии, прочие капиталь­ные трансферты. Располагаемый доход представляет собой доход, которым институционная единица располагает для конечного потребления и сбережения. Он равен сальдо первичных доходов, минус доходы, пере­данные в качестве текущих трансфертов, плюс полученные текущие трансферты. Сумма располагаемых доходов всех институционных единиц-резидентов равна валовому национальному располагаемому доходу (ВНРД). На стадии использования валовой внутренний продукт рассчитывается как сумма ко­нечного потребления товаров и услуг, валового накопления и чистого (за вычетом импорта) экспорта. Конечное потребление складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, расходов на конечное потребление государственных учреждений, удовлетворяющих индивидуальные и коллективные потребности домашних хозяйств и общества в целом, а также расходов на конечное по­требление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Такая группировка по­казывает, кто финансирует расходы на конечное потребление. Сбережение – часть располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление товаров и услуг. Валовое накопление в целом по экономике показывает чистое приобретение резидентами товаров и услуг, произведенных в текущем периоде или поступивших по импорту, но не потребленных в нем. Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материаль­ных оборотных средств и чистое приобретение ценностей. Чистое кредитование или чистое заимствование представляет собой превышение или дефицит источников финансирования по сравнению с расходами на чистое приобретение нефинансовых активов. На уровне экономики в целом чистое кредитование или чистое заимствование показывает количество ресурсов, которое страна предоставляет в распоряжение "остального мира" или которое "остальной мир" предоставляет стране. Чистый экспорт рассчитывается во внутренних ценах как разница между экспортом и импортом и включает в себя оборот российской торговли с зарубежными странами. Основной проблемой переходной экономики является обеспечение экономической безопасности, поддержание стабильности и устойчивости социально-экономической системы как для субъектов Феде­рации, так и в целом для страны. Одним из важных оценочных показателей экономической безопасности является валовой регио­нальный продукт (ВРП), характеризующий уровень экономического развития и результаты экономиче­ской деятельности всех хозяйствующих субъектов области. Валовой региональный продукт – ключевой показатель СНС на областном уровне, рассчитывае­мый как сумма валовых добавленных стоимостей (ВДС) всех отраслей экономики. Валовая добавленная стоимость представляет собой разность выпуска товаров, услуг и промежу­точного потребления, т.е. стоимости товаров и услуг, полностью трансформированных или потреблен­ных в процессе производства.
«Основы статистики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 270 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot