Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекции по дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора» для обучающихся – бакалавров дневной и заочной формы групп 3-17-01-03 ( 23 марта 2020 года) и 3-18-30,31 ( 23 марта 2020 года).
Разработаны профессором кафедры ГиМУ , доктором экономических наук Бабкиной Людмилой Николаевной.
ЛЕКЦИЯ 1. Введение. Предмет экономики государственного и муниципального сектора . Понятие «государственный и муниципальный сектор» экономики. Понятие «благо» и виды благ. Подходы к изучению экономики государственного и муниципального сектора.
1.1. Введение.
В настоящее время на территории Российской Федерации существуют три системы управления – государственная, общественного самоуправления (муниципальная) и рыночная. Рыночная система управления представлена на всех уровнях управления – федеральном, региональном ( субъекта РФ) , районном ( на примере Санкт-Петербурга), муниципальном и локальном – уровне хозяйствующего субъекта.
Пояснение. Для бакалавров дневной формы обучения групп 3-17-01-03 эти три системы представлены на рис.1 – Уровни и системы управления на территории Российской федерации. Для бакалавров-заочников групп 3-18-30,31 описание двух систем - государственной и общественного самоуправления и уровней управления представлено в лекции по дисциплине «Государственный и муниципальный финансовый контроль».
1.2. Предмет экономики государственного и муниципального сектора. Предметом изучения в данной дисциплине являются экономические процессы по производству общественных благ, происходящие в двух секторах экономики – государственном и муниципальном и соответствующие двум системам управления – государственной и общественного самоуправления , с целью удовлетворения постоянно растущих потребностей населения общественных благах. в тех товарах , которые не могут быть произведены в системе рыночного управления по различным причинам.
1.3. Понятие «государственный и муниципальный сектор» экономики. Под государственным сектором экономики понимается совокупность, во-первых, коммерческих хозяйствующих субъектов – государственных унитарных предприятий (ГУП) , экономическая цель которых – обеспечить получение и рост прибыли. Учредителем таких ГУПов являются государственные структуры. Во-вторых, к государственному сектору относится совокупность некоммерческих хозяйствующих субъектов , экономическая цель которых – обеспечить рациональное расходование средств, полученных из консолидированного бюджета и дополнительных источников финансирования. К таким хозяйствующим субъектам, прежде всего , относятся учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта и физической культуры.
К муниципальному сектору относятся также две группы хозяйствующих субъектов – коммерческие как муниципальные унитарные предприятия (МУП) и некоммерческие хозяйствующие субъекты в сфере образования, культуры, здравоохранения, спорта и физической культуры.
Экономическая цель МУПов, также как и ГУПов – обеспечить получение и рост прибыли, а экономическая цель некоммерческих – обеспечить рациональное расходование средств , полученных из консолидированного бюджета и дополнительных источников финансирования.
Примечание. Виды хозяйствующих субъектов были рассмотрены группами бакалавров дневной формы обучения на предыдущих лекциях , а заочниками в дисциплине «Государственный и муниципальный финансовый контроль».
Следует обратить внимание на то, что государственный и муниципальный сектор экономики является частью ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА.
И в узкой трактовке понятие «общественный сектор» отождествляется с государственным и муниципальным сектором экономики.
В широкой трактовке под общественным сектором понимается совокупность, состоящая из государственного и муниципального сектора экономики и некоммерческих хозяйствующих субъектов , например, частных ( рыночных).
Примечание. Дисциплина «Экономика общественного сектора» изучается в процессе обучения магистров.
Кроме экономической цели, которая является ВНУТРЕННЕЙ целью системы управления любым хозяйствующим субъектом, существует ВНЕШНЯЯ цель.
Для коммерческих хозяйствующих субъектов под внешней целью понимается желаемый результат производственно-хозяйственной деятельности в виде произведенного товара . Этот товар предназначен для удовлетворения потребностей выбранных целевых сегментов (частей) клиентурных рынков. Для некоммерческих хозяйствующих субъектов внешней целью является производство общественных благ.
1.4. Понятие «Благо» и виды благ.
Под благом можно понимать любой конечный результат производственно-хозяйственной деятельности, предназначенный для удовлетворения каких-либо потребностей государственных и муниципальных структур, органов управления, потребителей ( физических лиц и домашних хозяйств ) , производственных отраслей. Благо может быть в виде любого товара.
Основными видами благ являются общественные блага и частные блага.
Частные блага имеют вид товара, предназначенного для удовлетворения потребностей клиентурных рынков ( потребительского , производителей товаров, государственных и муниципальных учреждений, промежуточных продавцов и международного ).
Под ОБЩЕСТВЕННЫМ БЛАГОМ понимается вид экономических благ, которые не могут быть произведены рыночной системой в виде товара по каким –либо причинам.
ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ :
Чистые общественные блага – это те блага, которые не производятся рыночной системой . Например, национальная оборона.
Смешанные общественные блага – это те блага, которые рыночная система может производить в виде товара, но в недостаточном (ограниченном количестве ) . К таким благам относятся социально значимые , такие как блага образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта , производимые некоммерческими частными хозяйствующими субъектами. К этому виду относятся и, так называемые , клубные блага ( для ограниченного количества потребителей) и квазиобщественные блага.
Клубные блага производятся организациями гражданского общества , которое принадлежит к контактным аудиториям ( см. Котлер Ф. Основы маркетинга . Любой год издания) и не участвуют в процессах производства товара. Так, например, к гражданскому обществу относятся различные международные движения ( Зеленые, Антиглобалисты, Защитники животных, Защитники прав различных меньшинств). На территории РФ – это общество защиты прав потребителей, например.
Под квазиобщественными благами понимаются якобы, как будто общественные блага, создаваемые в отраслях естественных монополий, например.
1.5. Подходы к изучению экономики государственного и муниципального сектора.
Исходя из уровней управления, описание которых приводится в лекциях , прочитанных ранее, все уровни всех систем управления разделяется на две части. Первая часть включает – федеральный , региональный ( субъекта РФ) уровни управления и называется ( ещё раз напоминаем) МАКРОуровень управления. Нижестоящие уровни управления – районный ( для СПб), муниципальный и локальный называются микроуровнем управления. Отсюда и происходят два подхода к изучению дисциплины – Макроэкономический и Микроэкономический.
Первый - макроэкономический подход предполагает изучение экономических процессов, происходящих на уровнях Российской Федерации и субъекта РФ, например, Санкт-Петербурга.
Пояснение.
Следует обратить внимание на то, что к макроуровню управления в государственной статистической отчетности относится уровень федеральных округов ( см. Регионы России. Социально-экономические показатели . 2019: Стат.сб. Росстат. - М., 2019 ). Несмотря на то, что федеральные округа не имеют статуса, отчетность по всем процессам ведется и может быть использована при написании бакалаврских выпускных квалификационных работ и проведении научных исследований. Кроме того, экономические процессы составляют экономическую среду, которая является одной из шести макросред.
Перечень макросред:
Первая - политическая ( нормативная или правовая , или законодательная ) среда представлена на федеральном уровне управления такими документами как:
Конституция РФ.
Кодексы РФ ( например, Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой, Административный, Жилищный, Воздушный, Водный, Лесной, Таможенный, Земельный );
Законы Российской Федерации, регламентирующие деятельность в какой-либо сфере деятельности;
Указы президента РФ;
Постановления Правительства РФ.
На уровне субъекта РФ политическая среда представлена соответствующими :
Законами субъекта РФ;
Распоряжениями Губернатора (например, Санкт-Петербурга) ; Постановлениями Правительства ( например, Санкт-Петербурга). Вторая – экономическая среда представлена показателями ежегодной государственной статистической отчетности ( Россия в цифрах; Регионы России .Социально-экономические показатели ; Санкт-Петербург в цифрах (например) .
Так, к экономической среде на федеральном уровне, уровнях федерального округа и субъекта РФ относятся показатели, входящие в следующие разделы государственной статистической отчетности: Труд, Уровень жизни населения; Валовой региональный продукт, Основные фонды ( в некоторые годы этот раздел назывался Национальное богатство) ; Предприятия и организации; Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства , производство и распределение электроэнергии, газа и воды; Сельское и лесное хозяйство; Рыболовство и рыбоводство; Строительство; Транспорт; Торговля и услуги населению; Финансы, Инвестиции, Цены и тарифы; Внешнеэкономическая деятельность. ( см. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб. Росстат . - М., 2019. ) Изучение экономических показателей позволяет выявить тенденции изменения конкретного экономического процесса ( роста, снижения) , определить темпы ежегодного изменения процесса и построить прогнозы с помощью статистических методов прогнозирования на краткосрочную перспективу до трех лет. Примечание. На практическом занятии по данной дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора» будет решена задача : Расчет прогнозов доходов консолидированного бюджета Санкт- Петербурга на 2019 год с помощью статистических методов .
На практическом занятии по дисциплине «Государственный и муниципальный финансовый контроль» предполагается решение аналогичной задачи : Расчет прогнозов Расходов субъекта РФ на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан . Следует обратить внимание на то, что каждый обучающийся выбирает самостоятельно из государственной статистической отчетности ( см. Регионы России .Социально-экономические показатели .2019: Стат.сб. Росстат.- М., 2019 ) :
а) данные по одному из трех показателей : Израсходовано по обязательствам субъекта Российской Федерации; В том числе на предоставление мер социальной поддержки в натуральной форме; В том числе на денежные выплаты ; б) данные выбираются по какому-либо одному субъекту РФ ( причем, субъекты РФ в группах 3-18-30 и 31 не должны повторяться . На всех хватит по одному субъекту РФ; поскольку их всего 85) . в) статистический данные ( ряд ) должен быть представлены за 12 лет и не меньше , поэтому необходимо найти такой же статистический сборник или несколько сборников за предыдущие годы.
Третья - Демографическая среда также представлена показателями государственной статистической отчетности в разделах: Население, Уровень жизни населения , Здравоохранение);.
Четвертая – культурная среда представлена показателями государственной статистической отчетности в разделах : Образование; Культура , отдых, туризм ( в более ранних статистических сборниках этот раздел называется просто Культура ) .
Пятая среда – научно-техническая представлена показателями государственной статистической отчетности в разделах: Связь, Информационные и коммуникационные технологии; Научные исследования и инновации.
Шестая среда – природная в государственной статистической отчетности называется ОКРУЖАЮЩАЯ среда и представлена показателями в разделе Окружающая среда.
Кроме того, состояние и динамика изменения кадров государственных органов и органов местного самоуправления ( муниципальных ) представлена в разделе Труд, той же государственной статистической отчетности и позволяет в дальнейшем определить плотность населения на одного государственного и муниципального служащего, динамику изменения кадров и рассчитать эффективность их деятельности на одного человека.
Такое рассмотрение перечня из шести макросред позволяет осуществить системный подход к изучению экономических процессов на макроуровне управления, поскольку все процессы взаимосвязаны и оказывают значительное влияние на деятельность государственных и муниципальных хозяйствующих субъектов и систем управления на микроуровне управления.
Исследование влияния макросред, в том числе и экономической на деятельность государственного или муниципального хозяйствующего субъекта называется ПЭСТ ( PEST ) – анализом. Цель проведения такого ПЭСТ – анализа – выявить прогнозный фон деятельности хозяйствующего субъекта . Прогнозный фон – это совокупность факторов – показателей тех макросред, которые оказывают наиболее сильное влияние на деятельность хозяйствующего субъекта. Такое совокупное влияние должно составлять чуть более 50% .
Эти показатели называются ЭКЗОГЕННЫМИ НЕУПРАВЛЯЕМЫМИ ПЕРЕМЕННЫМИ и подлежат : а) мониторингу б) прогнозированию . Пояснение. Во-первых, система управления хозяйствующим субъектом не может влиять на эти показатели , поэтому они называются неуправляемыми, во-вторых , эти показатели поступают из внешней среды макроуровня и поэтому называются экзогенными ( внешними, по аналогии со словом экзотика) . Выше приведены условия по которым следует отбирать показатели для цели прогнозирования одной из экзогенных неуправляемых переменных . Микроэкономический подход к изучению дисциплины «Экономика государственного и муниципального сектора» предполагает исследование позиции существующего или вновь создаваемого государственного или муниципального хозяйствующего субъекта на микроуровне уровне управления. Эта позиция определяется на рынках поставщиков ресурсов, поскольку для осуществления любого производственного процесса нужны ресурсы пяти видов. Напоминаем еще раз.
Виды ресурсов : трудовые ( кадры, персонал) ; материальные ; финансовые ( денежные ); информационные ; основные фонды или основные средства.
Пояснение. Часто спрашивают о существовании интеллектуальных ресурсов. Объясняю, интеллект , если им обладают кадры или персонал, является качественной характеристикой трудовых ресурсов. Если интеллектуальные разработки в форме изобретений, патентов или других новаций никому не принадлежат , а находятся в какой-либо базе, то это информационные ресурсы.
Позиция хозяйствующего субъекта по сравнению с конкурентами определяется с помощью составления КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ УСПЕХА.
Методика выявления позиции хозяйствующего субъекта на основе определения ключевых факторов успеха.
Первое условие. Выявляют одного ( желательно двух ) основных конкурентов по признакам : производство такого же или подобного, аналогичного, схожего, типичного товара. Напоминаем, что к товару относится все то, что предлагается клиентурным рынкам – продукция, услуга, работа, идея, проект, имидж, место.
Второе условие. Выявленные конкуренты ( один или два ) должны предлагать товар с целью удовлетворения потребностей для того же самого целевого сегмента клиентурного рынка, выделенного по двум количественным признакам. Например: возраст, среднедушевые денежные доходы населения, доля затрат на покупку товаров и оплату услуг в структуре использования денежных доходов населения. Количественные значения этих признаков можно взять из государственной статистической отчетности, о источниках которой сказано выше.
Третье условие . Конкуренты должны осуществлять деятельность на том же самом географическом рынке . Например, Василеостровский район Санкт-Петербурга.
Четвертое условие: определяют три группы ключевых факторов успеха конкурентной позиции.
Первая группа – это цена .
Вторая группа – это показатели качества товара . Рекомендуем брать не менее пяти показателей. Наиболее сложной задачей является поиск показателей качества. Рекомендуем взять эти показатели из таких источников как: Международные стандарты качества , так называемые ИСО или ISO с соответствующим номером; Государственные стандарты качества Российской федерации .
Например, для пищевой продукции – это система менеджмента безопасности пищевой продукции в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 22000. Кроме того, на один из показателей качества ( массовая доля жира) действует ГОСТ 31454-2012. Поиск этих стандартов качества следует осуществлять в интернете . Этот поиск займет некоторое время.
Третья группа показателей – это свойства товара. Рекомендуем выбрать не более четырех свойств. Например, наличие ( отсутствие) собственной торговой сети, транспорта для доставки, филиалов , транспортной или пешеходной доступности, фирменной упаковки, известности бренда или марки, дополнительных допродажных или послепродажных услуг.
Пятое условие. Выбираются две шкалы экспертных оценок – прямая и обратная. Рекомендуем пятибалльную шкалу экспертных оценок. Прямая шкала означает, что один балл соответствует худшему состоянию показателей качества и свойств, а пять баллов – лучшему. Обратная шкала экспертных оценок применяется для цены, исходя из того мнения, что наиболее высокая цена заслуживает одного балла, а самая низкая – пяти баллов.
Шестое условие. Определяется вес каждого показателя ( напоминаем, что у нас их десять - цена, пять показателей качества и четыре показателя , характеризующих свойства).
Рекомендуем а) взять общий вес , равный 100% или одной единице (1); б) Затем распределить эту единицу по степени важности между тремя группами показателей на усмотрение экспертов . Например, оценить вес цены в 0,5 по одному варианту или 0,3 по второму варианту. Вес качества , соответственно, по первому варианту составит 0,3 или 0,5 по второму варианту. И тогда свойства оцениваются по тому и другому варианту в 0,2. в) распределить веса между пятью показателями качества, так, чтобы веса показателей не повторялись. Например, по второму варианту веса можно распределить так: 0,1 ; 0,12 ; 0,08; 0, 09; 0,11. Так, чтобы общая сумма составила 0,5. То есть, одним показателям прибавляем вес за счет веса других показателей. То же самое сделать для показателей свойств. Например, 0,06; 0,03; 0,04, 0,07. Общий вес 0,2.
Седьмое условие. Эксперты оценивают позиции исследуемого хозяйствующего субъекта и его конкурента ( ов) по цене ( по обратной шкале) от 1 балла до 5 баллов ( от худшей – наивысшей цены до наилучшей – наименьшей цены ) .
Соблюдается правило обязательное – экспертные оценки не должны совпадать . Для хозяйствующего субъекта и его конкурента одного, например, НЕ МОЖЕТ быть двух одинаковых баллов - 5, двух 4 или двух 3 .
Восьмое условие. Каждый полученный балл по каждому из 10 показателей умножается на его вес или, иначе, ВЗВЕШИВАЕТСЯ. Восьмое условие. Определяется взвешенная сумма а) по каждой из трех группе показателей – ЦЕНЕ, КАЧЕСТВУ и СВОЙСТВАМ. б) итоговая сумма , с помощью сложения взвешенной оценки по цене, качеству и свойствам. Девятое условие. По итоговой сумме взвешенных оценок проводится анализ конкурентной позиции хозяйствующего субъекта по сравнению с конкурентом (ами) . Большая итоговая сумма баллов означает лучшую позицию, меньшая – худшую. С помощью деления большей итоговой суммы на меньшую определяем, во СКОЛЬКО РАЗ позиция одного хозяйствующего субъекта лучше или хуже позиции другого хозяйствующего субъекта – конкурента.
Позиции хозяйствующего субъекта на рынках посредников исследуется также с помощью методов экспертизы и называется SWOT- анализом или ССВУ-анализом, целью которого служит определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз позиции хозяйствующего субъекта.
Типы посредников: торговые, посредники по товародвижению, посредники по товаропродвижению и финансовые посредники. ( см. Котлер Ф. Основы маркетинга ) .
Также с помощью ССВУ-анализа определяются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы деятельности хозяйствующего субъекта на клиентурных рынках ( потребительском, производителей товаров, государственных и муниципальных учреждений , перепродавцов, международном ) .
Аналогичный ССВУ-анализ производится и для определения позиции хозяйствующего субъекта в контактных аудиториях, к которым относятся семь типов.
ТИПЫ КОНТАКТНЫХ АУДИТОРИЙ:
средства массовой информации; гражданское общество ; финансовые круги; органы государственного и муниципального управления ( в том числе контроля) ; широкая публика; местные контактные аудитории; внутренние контактные аудитории.