Врачебно-педагогические наблюдения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 5
Тема: ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ
ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
1.
2.
3.
4.
План:
Цель и задачи врачебно-педагогических наблюдений (ВПН).
Формы организации и методика ВПН.
Врачебно-педагогические наблюдения, проводимые для определения
воздействия учебно-тренировочного занятия на организм.
ВПН с дополнительными нагрузками.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
НАБЛЮДЕНИЙ (ВПН)
Врачебно-педагогические наблюдения – исследования, проводимые
совместно врачом и тренером (преподавателем физической культуры) во время
учебно-тренировочных занятий или соревнований. Это одна из основных форм
врачебного контроля.
Цель. Оценка воздействия на организм тренировочных или учебнооздоровительных нагрузок, установление уровня функциональной готовности
(тренированности).
Задачи:
1. Изучение соответствия условий занятий гигиеническим и
физиологическим нормам. и организации проведения учебнотренировочных занятий или соревнований (соответствие полу,
возрасту, квалификации, состоянию здоровья).
2. Изучение соответствия средств и систем тренировки (урока) ее
задачам и функциональным возможностям занимающихся.
3. Оценка общей и специальной тренированности.
4. Уточнение особенностей текущего и перспективного планирования в
процессе физического воспитания и в спортивной тренировке.
5. Выбор и оценка педагогических, психологических и медицинских
средств восстановления.
Тренер (преподаватель) определяет при этом работоспособность
спортсмена, выполнение им намеченного плана тренировки, результативность и
качество выполнения движений, а врач оценивает состояние занимающегося, его
реакцию на нагрузку и восстановление.
Сопоставление этих данных позволяет наиболее точно и полно
охарактеризовать нагрузку на занятии или соревновании, и ее соответствие
состоянию спортсмена, помогает тренеру своевременно внести необходимые
изменения в тренировочный процесс.
Наибольшее значение ВПН имеет для совершенствования управления
учебно-тренировочным процессом. Проводится, прежде всего, в интересах
тренера и спортсмена.
1
2.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКА ВПН
Эффективность тренировочного занятия зависит от того, насколько
правильно выбраны средства тренировки и их дозировка в одном занятии,
микро- или мезоцикле. С целью выяснения этих воздействий принято изучать
срочный, отставленный и кумулятивный тренировочный эффект. В
соответствии с этим выделяют 3 вида врачебного контроля: оперативный,
текущий и этапный контроль. Каждому из них соответствуют определенные
формы организации ВПН.
Оперативный контроль позволяет оценить срочный тренировочный
эффект – изменения, происходящие в организме непосредственно во время
выполнения физических упражнений или в ближайший восстановительный
период.
Формы организации исследования:
а) непосредственно на занятии (в течение всего занятия, после отдельных
упражнений или отдельных частей занятия);
б) до тренировочного занятия и через 20-30 мин после занятия (в покое
или с применением дополнительной физической нагрузки);
в) в день тренировки утром и вечером (при проведении 2-3 тренировок в
день).
Текущий контроль проводится для оценки отставленного тренировочного
эффекта - изменения, возникающие в поздних фазах восстановления (на
следующий день после занятия или через несколько дней).
Формы организации исследований:
а) ежедневно утром перед тренировочными занятиями;
б) ежедневно утром и вечером;
в) в начале и в конце одного или двух микроциклов (обычно утром);
г) на следующий день после тренировки (через 18-20 часов).
Этапный
контроль
проводятся
для
оценки
кумулятивного
тренировочного эффекта – изменения в организме, происходящие
на
протяжении длительного тренировочного периода тренировки, в результате
суммирования срочных и отставленных эффектов общего числа отдельных
тренировочных занятий.
Форма организации: исследования проводятся каждые 2-3 месяца утром
после дня отдыха.
Методика ВПН обусловлена конкретными задачами и условиями
обследования.
Методика обследования зависит от конкретных задач и условий,
количества обследуемых, наличия аппаратуры и др. Однако во всех случаях
необходимо стремиться к тому, чтобы исследование было комплексным и
отражало сдвиги в состоянии основных функциональных систем,
2
обеспечивающих работоспособность организма в данном виде мышечной
деятельности.
Подбор методов в значительной степени определяется контингентом,
спецификой вида спорта и характером выполняемой работы. Для видов
двигательной деятельности, сопряженных преимущественно с работой на
выносливость, особенно важно изучение устойчивости организма к
кислородному голоданию, сдвигов в деятельности кровообращения и дыхания,
внутренней среды организма. В технически сложных видах спорта на первый план
выдвигается изучение функционального состояния центральной нервной
системы и анализаторов. Для скоростно-силовых видов спорта важно
исследование функционального состояния нервно-мышечного аппарата. В
зависимости от характера выполняемой на данном занятии работы
преимущественное значение приобретает исследование определенных видов
метаболизма, обязательно исследование восстановительных процессов.
До и после занятий надо оценить одни и те же показатели. Во время
занятия комплекс методов сокращается с тем, чтобы не нарушать нормальный
ход тренировки. Лучше всего к этим условиям подходят телеметрические
методы исследования.
3. ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ,
ПРОВОДИМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ НА ОРГАНИЗМ
В процессе врачебно-педагогических наблюдений решаются следующие
задачи:
1. Изучение организации занятий и их соответствие гигиеническим и
физиологическим нормам.
2. Определение
воздействия
занятий
на
организм
и
течение
восстановительного периода.
Изучение организации занятий и их соответствие гигиеническим и
физиологическим нормам
Прежде всего, врач знакомится с планом занятий и условиями, в которых
они проводятся, (температура и влажность воздуха, состояние мест занятий,
спортивного инвентаря, наличия необходимых защитных приспособлений),
контингентом
занимающихся
(возраст,
пол,
здоровье,
уровень
подготовленности), оценивает правильность комплектования групп.
Например, объединение в одну группу для занятий, а тем более для
соревнований, лиц с существенными различиями в возрасте, физическом
развитии, уровне подготовленности не только значительно снижает
эффективность занятий, но и может привести к различным нарушениям
здоровья.
Слишком большое число занимающихся у одного преподавателя или
тренера также нецелесообразно. Возрастные градации должны строго
соответствовать принятым нормативам.
3
К данным исследованиям прибегают в тех случаях, когда тренера или
педагога интересуют вопросы сочетания и последовательности различных
тренировочных средств в одном занятии, доступность используемого
количества повторений, соответствие интенсивности упражнений решению
поставленных задач урока, правильность установленных интервалов отдыха.
При этом оценивается срочный тренировочный эффект.
Методика занятия определяется путем изучения плана их проведения,
объема и интенсивности нагрузки, последовательности упражнений,
интервалов отдыха, характера вводной и заключительной частей. Необходимо
фиксировать нагрузки (их продолжительность, интенсивность, интервалы),
проводить хронометраж работы обследуемых. Сопоставляя эти данные с
объективными показателями, характеризующими реакцию организма
занимающихся на нагрузку и течение процессов восстановления, можно в
определенной степени судит о состоянии тренированности, о рациональности
принято методики и принимать меры к устранению выявленных недочетов.
Очень важно оценить нагрузку, адекватность ее состоянию
занимающегося, а также его тренированность. Для этого определяют исходное
состояние тренирующегося, предстартовые реакции, реакцию на нагрузку и
течение процессов восстановления.
Исходное состояние существенно влияет на реакцию организма на
нагрузку. Надо знать обычное ли сегодня состояние человека, обусловленное
его здоровьем, тренированностью, типологическими особенностями или в силу
каких либо причин (недомогание, утомление, нарушение режима, плохое
настроение и пр.) оно нарушено. Проводят опрос и сравнение простейших
объективных показателей в этот день с обычным для данного спортсмена
состоянием. Надо знать также, какую работу выполнил спортсмен до этого
занятия и накануне, чувствует ли еще усталость, были ли нарушения режима.
Определение воздействия занятий на организм и течение
восстановительного периода
В процессе ВПН используются следующие методические приемы.
1. Определение моторной плотности занятия.
Путем хронометража действий одного или двух занимающихся
определяется общее время, потраченное на выполнение упражнений. Плотность
занятий определяется как соотношение времени, потраченного на выполнение
упражнения, к общему времени занятия (в %). Квалифицированно проведенное
занятие имеет плотность 60-70%.
2. Построение и оценка физиологической кривой урока.
На различных этапах занятия (перед занятием, после вводной части,
основной и заключительной) регистрируется ЧСС или другой физиологический
показатель (АД, ЖЕЛ, ДК и др.). Строится график, демонстрирующий
динамику исследуемого показателя в процессе выполнения физической
нагрузки.
Анализируя эту кривую, можно оценить эффективность вводной части
занятия, интенсивность физической нагрузки в его основной части (170аэробный тип энергообеспечения, 170-190 – аэробно-анаэробный, более 190 –
4
анаэробный) и ее адекватность состоянию организма занимающегося, степень
восстановления к концу занятия.
3.Оценка степени утомления.
Проводится с помощью субъективных и объективных методов, которые
используются обычно после проведения отдельных упражнений (как правило
после основной части занятия) или после занятия.
К субъективным методам относят опрос и визуальное наблюдение
(внешний осмотр). С помощью данных методов можно определить степень
утомления, согласно которой определяется переносимость нагрузки. Различают
легкую, среднюю и выраженную степень утомления (патологическую) (табл. 1)
Таблица 1
Субъективная оценка степени утомления
Признаки
Легкая
Средняя
Выраженная
Самочувстви Самочувствие Самочувствие хорошее, Самочувствие
е
хорошее,
ощущение
общей неудовлетворительное,
ощущения
усталости (сохраняется недомогание,
усталости нет не более 2 часов после ощущение
сильной
тренировки), ощущение усталости (более 2
«мышечной радости»
часов), боли в области
сердца,
головокружение.
Цвет
Розовый
Значительное
Синюшность
или
кожных
покраснение лица
бледность
покровов
Потливость Умеренная
Усиленное
Выраженное
потоотделение
потоотделение
(кристаллы соли на
висках и майке)
Дыхание
Ритмичное,
Частое и глубокое
Частое, поверхностное
свободное,
или прерывистое
слегка
учащенное
Координаци Не нарушена Нарушение координации Значительное
я
при
выполнении нарушение
техники,
упражнений,
покачивание, падение
неуверенный шаг при
ходьбе
Внимание
Нормальные
Рассеянное
Отсутствует
Речь
Вязкая
речь,
голос Невнятная
хриплый
Для количественной оценки степени утомления в баллах оценивается
каждый показатель (табл. 2), затем рассчитывается общая сумма баллов
Таблица 2
5
Балл
1
2
3
4
5
Балльная оценка степени утомления по субъективным признакам
Перенос
Цвет
Самочувств имость Потоотде
Координац
кожи
Дыхание
ление
ия
ие
нагрузк
лица
и
хорошее,
легко
отсутств обычный нормальная равномерн
отсутствие
перенос ие
ое,
усталости
ится
потоотде
глубокое
ления
легкая
чувству испарина легкая
легкое
Учащенно
усталость
ется
гипереми нарушение, е,
я
походка
глубокое
обычная
общая
умеренн пот на
умеренна умеренные частое,
ая
лице
я
нарушения, глубокое
усталость,
ощущение
гипереми покачивани
«мышечной
я
е при
радости»
ходьбе
самочувстви тяжело пот на
выраженн выраженны частое
е
перенос спине
ая
е
поверхнос
гипереми нарушения, тное,
неудовлетво ится
рительное,
я
резкое
прерывист
недомогание
нарушение ое
техники,
падение.
общая
_
пот течет бледность
_
_
слабость,
по ногам
боли в
области
сердца,
головокруже
ние.
Общая оценка степени утомления (сумма баллов):
легкая – 6-11 баллов,
средняя – 12-23 балла,
тяжелая – 24-31 балл.
Объективные методы:
• Пульсометрия
• Тонометрия – измерение артериального давления
• Кистевая динамометрия – при легкой степени утомления не изменяется
после нагрузки, при средней степени – снижается не более, чем на 5 кг.
6
• Измерение веса – при средней степени утомления снижается на 300-500г – у
тренированный, на 700-1000 у новичков.
• ЖЕЛ – снижается на 100-200 мл
• Различные функциональные пробы или тесты
• Инструментальные методы исследования (ЭКГ, КИГ, холтеровское
мониторирование, радиотелеметрические методы исследования)
• Клинико-биохимические методы исследования (содержание мочевины в
крови).
Для правильно построенного занятия характерно адекватное изменение
пульса и АД, средняя степень утомления после основной части занятия и
полное восстановление к концу занятия.
4. ВПН С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ НАГРУЗКАМИ
Проводится с целью воздействия тренировочных и соревновательных
нагрузок на организм спортсмена.
ВПН с дополнительными нагрузками широко используются в практике
физической культуры и спорта благодаря простоте, доступности и надежности
информации. При этом они не мешают тренировочному процессу.
При испытании с дополнительной нагрузкой выполняется одна и та же
нагрузка до тренировки или соревнования (1-я дополнительная нагрузка) и
после тренировки (2-я дополнительная нагрузка).
Роль тренера (преподавателя) в проведении ВПН заключается в
планировании исследования, определении тренировочной программы, контроле
за её реализацией, оценке результативности или координации спортсмена. Роль
врача заключается в регистрации физиологических параметров и наблюдении
за степенью утомления спортсмена. Оценка результатов производится с учётом
показанной спортсменом результативности и изменения реакции сердечнососудистой, дыхательной и других систем на дополнительную нагрузку.
В качестве дополнительной могут применяться также специфические
нагрузки, выбранные тренером в зависимости от специализации и
квалификации спортсмена. Дополнительная специфическая нагрузка первый
раз выполняется после разминки, вторая - по окончанию тренировки.
ВПН с дополнительными неспецифическими нагрузками. В качестве
дополнительной физической нагрузки применяют дозированную стандартную
нагрузку: проба с 20 приседаниями – проба Мартине-Кушелевского, бег на
месте (проба Котова-Дешина), работа на велоэргометре, степ-тест и др.
Дополнительная дозированная физическая нагрузка служит тестом, на
основании которого по реакции сердечно-сосудистой системы определяют
степень утомления организма занимающегося.
Методика. В покое измеряют ЧСС и АД, затем выполняется 1-я
дополнительная нагрузка. Сразу после окончания 1-й дополнительной нагрузки
на каждой минуте восстановления измеряют ЧСС за первые 10 с и АД за 50с.
Время восстановления 3 минуты.
7
После этого проводится тренировочное занятие. В процессе
тренировочного занятия, как правило, никаких исследований не проводится,
однако врач ведет визуальное наблюдение за спортсменом, отмечает внешние
признаки утомления и заносит в протокол. В протокол также заносятся данные
субъективной оценки переносимости нагрузки, которую дает занимающийся
после окончания занятия.
После занятия на 10-й минуте восстановления измеряется ЧСС и АД,
после чего занимающийся выполняет 2-ю дополнительную нагрузку.
Исследования в восстановительном периоде после 2-й дополнительной
нагрузки проводится в таком же порядке, что и после 1-й дополнительной
нагрузки.
Оценка адаптации к тренировочному занятию проводится путем учета
разницы в показателях, полученных после 2-й дополнительной нагрузки, по
сравнению с теми же показателями, полученными после 1-й дополнительной
нагрузки. В зависимости от величины разницы показателей определяется
степень воздействия тренировочной или соревновательной нагрузки на
организм. Чем значительнее воздействие нагрузки и больше степень утомления,
тем хуже будут показатели в ответ на 2-ю нагрузку по сравнению с первой.
В зависимости от изменения реактивности систем на дополнительную
неспецифическую нагрузку можно сделать заключение об адекватности
тренировочной нагрузки и об общей тренированности спортсмена. В качестве
иллюстрации алгоритма оценки позвольте предложить вашему вниманию
пример оценки на основе одномоментной пробы сердечно-сосудистой системы.
По результатам дополнительной нагрузки (ДН1), проведенной до
тренировки, устанавливаются:
1. Тип реакции на нагрузку (нормотонический или какой-либо атипический
вариант).
2. Прирост систолического артериального давления (∆АДс1Н) (разница между
АДс на первой минуте и исходным уровнем, который принимают равным 100
%).
3. Количество ударов сердца за 10 с на первой минуте восстановления
(ЧСС110с), которое принимают за нулевой уровень.
По результатам дополнительной нагрузки (2Н), проведенной через 10 - 20
мин после тренировки, устанавливаются также тип реакции, ∆АДс2Н,
ЧСС2Н10с.
Затем определяют, сколько процентов составляет ∆АДс2Н от ∆АДс1Н, и
находят разницу (∆ЧСС10с) между ЧСС2Н10с и ЧСС1Н10с.
Возможны четыре варианта заключения в зависимости от полученных
результатов.
1. Если в ответ на обе дополнительные нагрузки были получены
нормотонические реакции, в ответ на ДН2 прирост систолического давления
∆АДс2Н составил 75 - 100 % от ∆АДс1Н, прирост частоты сердечных
сокращений ∆ЧСС10с составил 0 - 3 удара за 10 с, то:
1.1. общая тренированность очень высокая
8
1.2. тренировочная нагрузка неадекватно низкая (легкая или очень легкая).
2. Если в ответ на ДН1 была получена нормотоническая, а в ответ на ДН2 нормотоническая или гипотоническая реакция, прирост систолического
давления ∆АДс2Н составил 50 - 75 % от исходного прироста, прирост
частоты сердечных сокращений ∆ЧСС10с составил 0 - 3 удара за 10 с, то:
2.1. общая тренированность высокая
2.2. тренировочная нагрузка адекватная (умеренная).
3. Если в ответ на ДН1 была получена нормотоническая реакция, в ответ на ДН2
- гипотоническая реакция, прирост систолического давления ∆АДс2Н
составил 25 - 50 % от исходного прироста, прирост частоты сердечных
сокращений ∆ЧСС10с составил 4 и более удара за 10 с, то:
3.1. общая тренированность удовлетворительная
3.2. тренировочная нагрузка оптимальная (большая).
4. Если в ответ на ДН1 была получена нормотоническая реакция, в ответ на
ДН2 - гипотоническая или иная атипическая реакция, прирост
систолического давления ∆АДс2Н составил 0 - 25 % от исходного прироста,
∆ЧСС10с составил 4 и более удара за 10 с, то:
4.1. общая тренированность низкая
4.2. тренировочная нагрузка неадекватно высокая (чрезмерная).
5. ВПН С ПОВТОРНЫМИ НАГРУЗКАМИ
Используются для определения
динамики уровня специальной
тренированности. Выполняется серия упражнений с определенными
интервалами отдыха.
Педагог оценивает результат, а врач – адаптивные возможности
спортсмена. В качестве критериев адаптации обычно применяют показатели
кровообращения или дыхания.
ВПН с повторными нагрузками имеют ряд преимуществ перед другими
методами ВПН. Прежде всего, это возможность проводить исследования в
относительно одинаковых условиях (одно и то же место проведения, те же
специфические нагрузки, интервалы отдыха между ними, те же методы
исследования).
Результаты при других формах ВПН во многом определяются объемом и
интенсивностью тренировочной нагрузки, которые, как известно, различны в
зависимости от периода подготовки, характера микроцикла, задач, стоящих на
данном этапе подготовки.
При проведении ВПН с повторными нагрузками следует придерживаться
следующих принципов выбора нагрузки:
1. Исследования должны проводиться в естественных условиях
деятельности спортсмена (на стадионе, в бассейне, гимнастическом
зале и др.).
9
2. Нагрузка подбирается с учетом конкретного вида спорта и того какие
двигательные
качества
планируется
оценивать
(быстрота,
выносливость, сила и др.).
3. Повторные нагрузки по своей интенсивности и величине должны
приближаться к максимальной для обследуемого, с оптимальными по
продолжительности интервалами отдыха и числом повторений.
4. Функциональные показатели (ЧСС, АД, ЧД, ЭКГ) регистрируются в
исходном состоянии, после разминки и в период восстановления после
каждой нагрузки.
1. Спортивная работоспособность оценивается по качеству и количеству,
продолжительности и интенсивности нагрузок, выраженных в
секундах, метрах, км, баллах и др.
Методика. Сначала выполняется небольшая разминка, затем серия
повторных нагрузок с определенными интервалами отдыха. После каждой
нагрузки спортсмен возвращается к старту.
Таблица 6
Примерное содержание испытания с повторными нагрузками в разных видах
спорта
Дистанция
или Количество Интервалы
Вид спорта
характер упражнения повторений отдыха, мин.
Легкая атлетика
Спринт
бег 60 м
4-5
3-4
Средние дистанции
100 м
4-5
3-5
Длинные дистанции 200 - 400 м
5-8
5-8
Марафон
1000 - 3000 м
3-4
7 - 10
Ходьба
1000 - 3000 м
3-4
7 - 10
Метание
Метание 3 серии
3
5 5-6
попыток
Прыжки
Прыжки 3 серии
3 прыжка
4-5
Плавание:
Короткие дистанции 50 м
3-4
3-5
Длинные дистанции 200 м
3-4
3-5
Скоростной бег на коньках
Короткие дистанции 300 - 500 м
5-6
5-6
Длинные дистанции 800 - 1000 м
4-5
5-7
Другие виды спорта
Бокс
Бой с тенью 3 мин.
3
3
Борьба
Броски муляжа назад 3 - 4
2-3
прогибом, 30 с
Гимнастика
Обязательные
3
3-5
вольные упражнения
Фигурное катание
Обязательная
3
3-4
программа
Тяжелая атлетика
Поднятие
штанги 3 - 4
3-5
10
Футбол
весом
75 - 80 % от
максимального
Бег сериями 5 м х 3 с 3
возвращением
на
старт лёгким бегом
2-3
Путем сопоставления данных результативности выполнения повторных
нагрузок и степени вызванных ими сдвигов в организме дают оценку уровня
специальной тренированности.
В полученных результатах оценивается:
а) уровень показанных результатов,
б) стабильность показанных результатов,
в) уровень функциональных сдвигов на нагрузку,
г) устойчивость адаптивных реакций.
О хорошей работоспособности свидетельствует высокая стабильная
работоспособность при всех нагрузках, о недостаточной — низкая или явно
ухудшающаяся, при повторных нагрузках работоспособность может быть оценена
как удовлетворительная. Приспособляемость можно считать хорошей при
нормальной реакции со значительной степенью восстановления в интервалах
между нагрузками, не ухудшающейся при повторении нагрузки.
Критериями для оценки реакции служат функциональные сдвиги после на
грузки, их соответствие выполненной работе и стабильность при ее повторении,
быстрота врабатывания и восстановления. Быстрая врабатываемость
проявляется хорошей реакцией уже на первую нагрузку, в то время как при
медленном врабатывании наилучшей обычно бывает реакция на вторую и
даже на третью нагрузку.
О недостаточной приспособляемости свидетельствуют такие признаки,
как: атипические реакции, отсутствие должной сопряженности в изменении
отдельных показателей, медленное восстановление, явное ухудшение реакции по
мере повторений нагрузок, неблагоприятные изменения ЭКГ и других
изучаемых показателей после пробы.
При оценке теста можно различать следующие основные варианты сочетания
работоспособности и приспособляемости:
1) высокие стабильные показатели работоспособности и приспособляемости,
что свидетельствует о высоком уровне подготовленности спортсмена;
2) недостаточная
или
снижающаяся
при
повторении
нагрузок
результативность
или
качество
выполнения
движения при
неблагоприятной или нестабильной реакции указывает на недостаточную
специальную подготовленность спортсмена;.
3) удовлетворительный уровень готовности
проявляется
средними
показателями результативности и приспособляемости либо хорошей
реакцией при недостаточно высокой работоспособности;
11
4) высокая результативность при неблагоприятных или ухудшающихся от
нагрузки к нагрузке показателях приспособляемости и резко выраженных
внешних признаках утомления показывает, что результат достигается ценой
чрезмерного напряжения функций, за счет мобилизации воли. Если в этих
случаях вовремя не ввести соответствующие изменения в тренировку, то
работоспособность и результат, не будут стабильными, возможно развитие
перенапряжения и перетренированности;
5) хорошая реакция при низкой или неустойчивой результативности
(работоспособности) свидетельствует о недостаточной тренированности или
недостаточных волевых усилиях спортсмена, в связи с чем, можно увеличить
тренировочную нагрузку.
Тесты с повторными нагрузками целесообразно проводить не реже
одного раза в 1—1,5 месяца после достижения достаточно высокого (для
данного вида спорта) уровня общей подготовленности.
12