Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Физическая культура как средство подготовки студентов и курсантов ВУЗОВ гражданской авиации

  • ⌛ 2019 год
  • 👀 429 просмотров
  • 📌 394 загрузки
  • 🏢️ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации»
Выбери формат для чтения
Статья: Физическая культура как средство подготовки студентов и курсантов ВУЗОВ гражданской авиации
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Физическая культура как средство подготовки студентов и курсантов ВУЗОВ гражданской авиации» docx
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» Кафедра физического воспитания ЛЕКЦИЯ Тема: «Физическая культура как средство подготовки студентов и курсантов ВУЗОВ гражданской авиации». Старший преподаватель кафедры Исаков Е.Ю. для студентов всех специальностей очного и заочного обучения Москва 2019 План лекции (слайд №2) 1. Физическое воспитание 2. Цель физической культуры 3. Физическая подготовка 4. Спорт в ВУЗах гражданской авиации 5. Контроль состояния здоровья 6. Физическое развитие 7. Комплекс ГТО на современном этапе 1. Физическое воспитание (Слайд №3) Система физического воспитания в ВУЗах гражданской авиации (ГА) представляет собой целостное образование, основной функцией которого является организация и управление деятельностью по физическому совершенствованию обучаемых. Объектом системы физического воспитания является студент (курсант). Предметом — развитие физических и духовных способностей человека. Цель системы физического воспитания в ВУЗах ГА — формирование основ физической культуры личности, важного условия укрепления здоровья и совершенствования образа жизни будущих специалистов ГА в современных условиях. Система физического воспитания неразрывно связана с другими сторонами воспитания — умственным, трудовым, нравственным, эстетическим. Физическое воспитание определяется как «процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры». В физическом воспитании студентов (курсантов), присутствуют две специфические стороны: первая — обучение движениям или двигательным действиям, вторая — воспитание и развитие физических качеств (способностей). С помощью физических упражнений и других средств физического воспитания можно менять функциональное состояние организма, целенаправленно его регулировать и, тем самым, вызывать прогрессивные изменения, такие как совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Это выражается в прогрессировании силовых, скоростных и других двигательных способностей, повышении общего уровня работоспособности и укреплении здоровья. Таким образом, развитию физических качеств в ВУЗах ГА придаётся направленный характер, что и позволяет говорить об управлении их развитием. Средства физического воспитания (Слайд №4) К средствам физического воспитания относятся: • физические упражнения; • оздоровительные силы природы; • гигиенические факторы. Основными средствами физического воспитания студентов (курсантов) ВУЗов ГА являются физические упражнения. Физическое упражнение — это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания. В теории физического воспитания выделяют несколько классификаций физических упражнений. Наиболее приемлемой из них является классификация упражнений по их требованиям к физическим качествам (сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость). Для овладения методикой развития силы, быстроты, выносливости и других физических качеств, необходимо знать, что они собой представляют. Для этого можно выделить следующие виды упражнений: • скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (спринтерский бег, прыжки, поднимание штанги и т. п.); • упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, длительное плавание и т. п.); • упражнения, требующие проявления координационных и других способностей в условиях строго регламентированной программы движений (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, прыжки на батуте и т. п.); • упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях перемененных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (различные виды борьбы, бокс, рукопашный бой, спортивные игры и т. п.). Помимо представленной нами относительно общей классификации существуют и частные классификации физических упражнений в отдельных специальных дисциплинах. Так, например, в биомеханике (Слайд №5) принято делить упражнения в основном на статические, динамические, циклические и ациклические. К циклическим движениям относятся такие, в которых все элементы, составляющие один цикл, обязательно присутствуют в одной и той же последовательности во всех циклах. Каждый цикл движений тесно связан с предыдущим и последующим (ходьба, бег, плавание, гребля). Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью циклов и представляют собой стереотипно следующие фазы движений, имеющие чёткое завершение (прыжки в высоту или в длину, сальто, кувырки и т. п.). При нестандартных движениях характер их выполнения целиком зависит от возникших в данный момент условий, в которых они должны быть выполнены. Нестандартные движения делятся на две группы: на единоборства и спортивные игры. В единоборствах сложность выбора нужного движения определяется действиями противника, с которым спортсмен находится в условиях непосредственного контакта. Степень сложности действий в спортивных играх определяется числом участников, размерами площадки, быстротой перемещения, продолжительностью игры, её правилами. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека. Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий учебно-педагогического процесса на организм занимающихся. Гигиенические факторы. Гигиенические факторы представляют собой процесс способствующий укреплению здоровья и повышению эффективности воздействия физических упражнений на организм обучаемых. К ним относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.), соблюдение учебного режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна. Нарушение этих требований ослабляет положительный эффект занятия физическими упражнениями. Общим результатом физического воспитания, является физическая подготовленность, которая характеризуется повышенной работоспособностью, двигательными умениями и навыками. В этом смысле физическое воспитание можно обозначить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизни, в том числе, к трудовой, учебной, военной и др. видам деятельности. В п. 26 ст. 2 329-ФЗ физическая культура названа как «часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития». Физические способности Под физическими способностями понимаются относительно устойчивые, врождённые и приобретённые функциональные возможности органов и систем организма, взаимодействие которых определяет эффективность выполнения двигательных действий. Формирование и развитие физических способностей совершается под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации. В формировании способностей большое значение имеют и врождённые, и средовые факторы. Однако при равных условиях решающую роль в развитии физических способностей играет двигательная активность, направленная на совершенствование психофизиологической природы человека. Вот почему морфологические и функциональные показатели различных органов и систем, двигательная подготовленность в целом выше у людей, занимающихся физическими упражнениями. Значение деятельности упражнения как необходимого фактора функционального и морфологического совершенствования организма, впервые было показано Жаном Ламарком (Слайд №6). Формулируя свой «Первый закон», «закон упражнения», он писал: «Частое и неослабевающее употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмерную с длительностью самого употребления, тогда как постоянное неупотребление органа неприметно ослабляет его, приводит в упадок, последовательно сокращает его способности и, наконец, вызывает его исчезновение». Важную роль в построении нужных режимов, прежде всего, играют фазовые колебания работоспособности человека. В процессе выполнения физических упражнений уровень работоспособности постепенно снижается в связи с расходованием энергетических и функциональных ресурсов организма. При отдыхе (после окончания упражнения) происходит восстановление работоспособности. Организм человека при этом проходит ряд состояний: фазу пониженной работоспособности; фазу полного восстановления работоспособности и, наконец, фазу сверхвосстановления, т. е. повышенной работоспособности. В зависимости от того, в какой фазе отдыха повторяется каждое последующее упражнение, можно выделить три основных режима двигательной активности, которые оказывают различное влияние на развитие физических способностей: 1-й режим, при котором каждое последующее упражнение в уроке повторяется через короткие интервалы отдыха. Происходит систематическое снижение всех показателей работоспособности. Такой режим чередования работы и отдыха соответствует развитию выносливости. 2-й режим, где каждое последующее упражнение будет повторяться через такие интервалы отдыха, которые обеспечивают возвращение ряда функциональных показателей организма к дорабочему уровню. Такой режим характерен для занятий, направленных на развитие скоростных, силовых и координационных возможностей. 3-й режим, при котором каждое последующее упражнение повторяется через более длительные интервалы отдыха, совпадающие с фазой повышенной работоспособности. При таком режиме от повторения к повторению наблюдается разнонаправленное изменение двигательных возможностей человека — мышечная сила и быстрота будут увеличиваться, а выносливость — снижаться. Психические качества (Слайд №7) Наиболее отчетливо качества психики представлены в: • характере; • темпераменте; • интеллекте. Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках. Понятие «характер» употребляется в разных значениях, например, когда мы хотим оценить поведение человека, когда говорим о постоянных, привычных для человека формах поведения или о тех формах поведения, в которых выражается личность человека. В зависимости от преобладающего влияния на деятельность различных психических процессов могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера. Выделяют следующие основные особенности темперамента человека: • биологический фундамент, на котором формируется личность; • свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными; • согласно современным данным темперамент обусловлен свойствами нервной системы конкретного человека. В научной литературе, в теории об основах темперамента существует традиционное его деление на четыре типа (Слайд №8): 1. Холерический. 2. Сангвинический. 3. Флегматический. 4. Меланхолический. У меланхолика это высокая сенситивность (чувствительность), у сангвиника — пластичность, у флегматика — высокая активность, у холерика — быстрота, энергичность. Чувства у холерика ярко выражены в мимике, пантомимике. Люди этого типа отличаются быстрыми, энергичными движениями, общей подвижностью, общительностью, стремлением постоянно действовать. Человек с таким темпераментом очень активен. Любит общество сверстников, массовые игры. Ему свойственны обидчивость и гнев. Состояние обиды и гнева может быть устойчивым и продолжительным. Шумные, буйные, неугомонные. Злопамятны. Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, по-вышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций. Сангвиники очень продуктивны, но только тогда, когда дело им интересно. Эмоции легко возникают и легко сменяются. Склонны к остроумию, быстро схватывают новое, легко и быстро переключают внимание, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни. Сангвиники очень интересны и трудны, они за многое берутся, но часто не доводят начатое до конца. Для них ничего не стоит попросить прощения и тут же нарушить обещание. Они могут легко обидеться, но быстро забывают обиды. Не злопамятны. Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, уравновешенность. Чувства флегматиков внешне выражены слабо. Спокойны, уравновешенны, медлительны, неторопливы, настойчивы, терпеливы. Увлекаются надолго, однолюбы. Итак, под темпераментом понимается совокупность устойчивых, индивидуально-своеобразных свойств человека, определяющих динамику его психической деятельности Особенности проявления типов темперамента в спорте обозначил Б. А. Вяткин. Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный) предпочитает виды спорта, связанные с подвижностью, активностью, смелостью. Работоспособен, общителен, легко переходит от одного вида упражнений к другому, но недостаточно усидчив и сосредоточен, быстро схватывает новые упражнения, не любит кропотливой работы по совершенствованию техники. Холерик (сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения) предпочитает высоко-эмоциональные виды спорта, интенсивные и темповые движения. Охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом спорта, но энтузиазм его быстро исчезает. Неохотно выполняет длительную тренировочную работу на силу и выносливость, но способен многократно повторять трудное и опасное упражнение, если оно вызвало интерес. Соревновательные результаты недостаточно стабильны, имеет склонность к «предстартовой лихорадке», что довольно часто не позволяет полностью реализовать свои возможности в соревнованиях. Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) предпочитает небыстрые, спокойные виды спорта, однообразные упражнения, которые не требуют быстрой реакции, переключения внимания. Очень работоспособен, не общителен, настойчив, склонен к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений и т. д. Устойчив к внешним раздражителям, соревновательные результаты стабильны, перед стартом чаще всего находятся в «боевой готовности». Меланхолик (слабый) отдаёт предпочтение индивидуальным видам спорта, не связанным с единоборством и командной борьбой. В спорте меланхолика отличает чрезмерно высокая ответственность, высокоразвитая мышечно-двигательная и психическая чувствительность, недостаточная работоспособность и малая устойчивость к внешним раздражителям, порождающая неуверенность в своих силах. Соревновательные результаты их нестабильны, т. к. присущая им высокая тревожность способствует возникновению неблагоприятных предстартовых состояний, которые затрудняют достижение высоких результатов. В любом темпераменте есть достоинства и недостатки, поэтому их следует выявлять и учитывать при формировании индивидуального стиля деятельности, индивидуализации процесса подготовки. Длительное время в психологии существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них интеллект — это исключительно наследственная черта, человек рождается либо умным, либо глупым. Соответственно со второй точкой зрения интеллект связан с быстротой реагирования на внешние стимулы. Однако учёные, разработавшие первые тесты интеллекта (Слайд № 9) (А. Бине, Т. Симон), рассматривали это свойство более широко. По их мнению, человек, обладающий интеллектом — это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто, благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности», может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни». В 1939 году Д. Векслер (Слайд №10) создал первую шкалу интеллекта для взрослых. Он полагал, что «интеллект — это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами». Сегодня большинство психологов придерживаются именно такого определения интеллекта, которое учитывает способность индивидуума приспосабливаться к окружающей среде. Принято также выделять конкретный и абстрактный. Конкретный, или практический, интеллект помогает нам решать повседневные проблемы и ориентироваться во взаимоотношениях с различными предметами В свою очередь с помощью абстрактного интеллекта мы оперируем словами и понятиями. Он относится ко второму уровню интеллекта — уровню когнитивных способностей (умственное восприятие и переработка внешней информации). Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии. Учёные психологи различают три вида внимания: непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное. Память — это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Основная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно. Без памяти человек всегда оставался бы в состоянии новорожденного. Классификация видов памяти по характеру психической активности впервые была проведена советским психологом П. П. Блонским (Слайд №11). Он выделяет четыре вида памяти: двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая. Несмотря на то, что эти виды памяти не существуют независимо друг от друга и находятся в тесном взаимодействии, П. П. Блонскому удалось найти различия между отдельными видами памяти. Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Эмоциональная память — это память на чувства. Этот вид памяти заключается в способности человека запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и интересы, как осуществляются отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. На уроках физической культуры проявляются все виды памяти: при показе физических упражнений ведущая роль принадлежит зрительной памяти; при объяснении (описании, рассказе) — слуховая и словесно-логическая; при выполнении физических упражнений — двигательная, тактильная, вестибулярная. Образная память (Восприятие) — это отражение в сознании предметов, событий, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие — это, прежде всего, чувственное познание Различают восприятие величины и формы предметов, их удалённость от наблюдателя, восприятие пространства, движения, времени и т. д. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Волевые качества (Слайд №12) Воля — это сознательное управление человека своими действиями и поступками. Волевую активность характеризуют как преднамеренную, произвольную. Такая активность человека отличается применением волевых усилий. Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой, которое является толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия. В наличии волевого усилия человек убеждается тогда, когда необходимо преодолеть значительные трудности. Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Волевые усилия характеризуются интенсивностью, длительностью и направленностью. Направленность волевых усилий — это функции активации и торможения.. Длительность волевых усилий зависит от силы мотива к действию (если человек очень хочет достичь какой-либо цели, то он будет проявлять более длительные волевые усилия) и от энергетики активности (чем больше энергетических ресурсов имеется у человека, тем длительнее он может сохранять волевые усилия). Интенсивность волевых усилий определяется силой мотива к действию, энергетикой активности и нравственными качествами личности человека. Сила воли — это деятельная сторона разума и морального чувства человека. При учёте специфики проявления воли в различных ситуациях, психологи выделяют определённые волевые качества. Относительно проблем физического воспитания определяют две основные группы волевых качеств, которые характеризуют упорство и самообладание. Упорство выражается через терпеливость (однократное, но длительное использование волевых усилий), настойчивость (стремление достичь цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности). Волевые качества, относящиеся к группе, характеризующей самообладание человека, учёные определяют как смелость (способность качественно выполнять задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха), сдержанность (способность подавлять импульсивные, малообдуманные реакции), собранность (способность концентрировать внимание на выполняемом задании, несмотря на помехи). 2. Цель физической культуры Целью освоения дисциплины «Физическая культура» студентами (курсантами) ВУЗов ГА является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) физическая культура является обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Физическая культура как социальное явление общества Основной социальной функцией физической культуры является укрепление здоровья и роста его уровня, а также всестороннее развитие физических способностей человека в соответствии с современными требованиями производства и для защиты Родины. Результатом занятий физической культурой является физическая подготовленность и уровень развития двигательных умений и навыков, достижения в спорте, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие. Личностный уровень освоения ценностей ФК (Слайд №13) Структуру физической культуры студентов (курсантов) образовательных учреждений ГА можно условно разделить на три компонента: операциональный, мотивационно-ценностный и практико-деятельностный. Физическая культура личности способствует развитию нижеперечисленных компонентов. Мотивационно-ценностный компонент влияет на активно-положительное отношение к физической активности и являются центральным компонентом. Этот компонент рассматривается как выработанная потребность в физическом совершенствовании через систему знаний, умений и убеждений, которые способствуют познавательной и практической деятельности студента. Знания — нужны для самопознания личности студента в процессе занятий физкультурой и спортом. Знания можно разделить на: • теоретические, охватывающие историю развития физической культуры, закономерности работы организма студента в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования; • методические, обеспечивающие возможность использовать теоретические знания на практике, самостоятельно заниматься различными видами спорта, самосовершенствоваться в области физической культуры; • практические, дающие навыки в эффективном выполнении того или иного физического упражнения или двигательного действия. Убеждения — обуславливают направленность оценок и взглядов студента в сфере физической культуры и спорта, побуждают его активность, становятся принципами его поведения. Убеждения придают его поступкам особую важность и направленность. Ценностные ориентации студента к использованию средств физической культуры и спорта, проходя через фильтр его самосознания, объединяются на уровне его значения в повседневной жизни, или переходят на уровень личностного смысла. Отношение человека к спортивной деятельности существенно определяется мотивами и мотивацией этой деятельности. Практико-деятельностный компонент — это виды деятельности: познавательная, пропагандистская, инструкторская, судейская, профессиональная, а также физическое самовоспитание и здоровый образ жизни. Перечисленные компоненты взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены, воздействие на один из них выявляет отношение в целом. 3. Физическая подготовка (Слайд №14) Физическая подготовка — процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учётом вида его деятельности и социально-демографических характеристик (п. 27 ст. 2329-ФЗ). Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП является основой для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта. Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его на протяжение многих лет и содействовать тем самым сохранению здоровья и увеличению продолжительности жизни. Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в учебных занятиях, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. Специальная физическая подготовка (СФП) — это процесс воспитания и развития физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной профессиональной или учебной деятельности, вида спорта, при этом она направлена на преимущественное развитие данных способностей. По мере роста профессионального или спортивного мастерства доля средств ОФП в тренировочном процессе уменьшается, а доля средств СФП — увеличивается. Физическая подготовка в Вооружённых силах (Слайд №15) Физическая подготовка личного состава Российской армии является составной частью системы физического воспитания в стране и неразрывно связана с другими её звеньями — физическое воспитание в общеобразовательных школах, колледжах и высших учебных заведениях, так как ученики и студенты (курсанты) со временем призываются в ряды Вооружённых сил. В связи с особенностями процесса обучения и воспитания в Вооружённых силах существуют следующие формы физической подготовки: 1. Учебные занятия; 2. Утренняя физическая зарядка; 3. Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности; 4. Спортивно-массовая работа; 5. Самостоятельная физическая тренировка. Учебные занятия являются основной формой физической подготовки. Они обязательны для всех категорий военнослужащих. Продолжительность учебных занятий составляет: в воинских частях — 1–2 учебных часа, в военно-учебных заведениях — 2 учебных часа. Учебные занятия проводятся в виде теоретических и практических. Теоретические занятия направлены на овладение военнослужащими необходимыми знаниями, предусмотренными программой обучения, и проводятся в виде лекций и семинаров. Практические занятия являются основным видом учебных занятий и подразделяются на учебно-тренировочные и методические. Утренняя физическая зарядка (УФЗ) проводится ежедневно с целью быстрого приведения организма после сна в бодрое состояние и систематической физической тренировки. Зарядка является обязательным элементом распорядка дня, начинается через 10 минут после подъёма. Продолжительность УФЗ 30–50 мин. и она проводится, как правило, в форме комплексного занятия. Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности проводится для поддержания и повышения профессиональной работоспособности военнослужащих. Она организуется с учётом решаемых учебных и боевых задач, включает физические упражнения в условиях дежурств, попутную физическую тренировку, физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами. Физические упражнения на дежурствах (боевых дежурствах) организуются и проводятся с учётом выполняемых задач и особенностей военно-профессиональной деятельности. Попутная физическая тренировка направлена на повышение уровня физической подготовленности, совершенствование военно-прикладных навыков и полевой выучки военнослужащих. В содержание попутной физической тренировки включаются: • марш-броски и передвижение на лыжах с попутным преодолением искусственных и естественных препятствий; • тренировка в посадке и высадке из боевой техники; • буксирование на лыжах за боевой техникой и другие приёмы и действия, входящие в содержание боевой подготовки. Спортивно-массовая работа направлена на физическое совершенствование военнослужащих, гражданского персонала Вооружённых Сил и членов их семей, и предназначена для организации и проведение физкультурно-спортивных мероприятий, повышение физической подготовленности, организацию досуга и пропаганду здорового образа жизни. Спортивно-массовая работа в воинской части (военно-учебном заведении) включает массовый спорт и подготовку сборных команд по военно-прикладным видам спорта. Основными видами спортивно-массовой работы являются: учебно-тренировочные занятия по видам спорта, военно-спортивные и спортивные соревнования, смотры спортивно-массовой работы, спортивные праздники. Военнослужащие, проходящие службу по контракту, самостоятельной физической тренировкой занимаются индивидуально, пользуясь методическими рекомендациями специалиста физической подготовки и врача. 4. Спорт в ВУЗах гражданской авиации (Слайд №16) Спорт — сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. В процессе и в результате занятий спортом создаются наиболее совершенные формы движений, выявляются и расширяются физические и психические способности человека Массовый спорт (Слайд №17) — часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных или самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях. Цель массового спорта — активный отдых, укрепление здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности. Спорт высших достижений (большой спорт) — часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях. Целью спорта высших достижений является достижение максимальных результатов или побед на важнейших спортивных соревнованиях. Высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится и национальным достоянием, так как рекорды и достижения спортсменов на международных соревнованиях вносят большой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. В ВУЗах ГА проводится большое количество соревнований, в которых студенты принимают активное участие. Многие студенты (курсанты) входят в сборные команды своих регионов, в сборную команду России и выступают на международных соревнованиях. 5. Контроль состояния здоровья (Слайд №18) Врачебный контроль при занятии ФК и С — комплексная программа медицинского наблюдения за лицами, занимающимися ФК и С. Врачебный контроль включает в себя: 1) врачебные освидетельствования Периодичность обследования — не реже одного раза в год. На основании данных врачебного освидетельствования, обследуемые распределяются на 3 группы: основ- ная, подготовительная, специальная. В основную медицинскую группу зачисляют студентов (курсантов) не имеющих отклонений в состоянии здоровья и с достаточ- ной физической подготовкой. В подготовительную группу включают обучаемых, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и недостаточную физи- ческую подготовку. В специальную медицинскую группу включаются студенты (курсанты) с существенными отклонениями здоровья и очень низким уровнем физи- ческой подготовки. 2) врачебно-педагогическое наблюдение (проводится врачом совместно с тренером, преподавателем физической культуры, непосредственно в процессе тренировки, соревнований, учебных занятий и является важным звеном врачебного контроля) 3) врачебно-спортивную консультацию (по вопросам, связанных с ФК и С проводит врач специалист по врачебному контролю. Эта консультация будет полезной для тренеров, преподавателей, студентов-спортсменов, так как она включает вопросы режима тренировки, её объём и характер тренировочных нагрузок) 4) санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий ФК и С и соревнованиями 5) гигиеническое воспитание физкультурников и студентов-спортсменов (направлена на пропаганду здорового образа жизни) 6) медико-санитарные обеспечения спортивных соревнований и массовых культурно-оздоровительных мероприятий (осуществляют врачи физкультурного диспансера или других учреждений. Включает в себя: проверку медицинской документации о допуске к участию к соревнованиям, оказаний первой медицинской помощи при травмах и заболеваниях, при необходимости госпитализация заболевших и травмированных, проверка санитарно-гигиенического состояния места проведения соревнований, соблюдение правил проведения соревнований и контроль за применение допинг средств и на половую принадлежность. Основная задача врачебных обследований: ▪ допуск к спортивным занятиям, систематическое изучение влияния этих занятий на физическое развитие, состояние здоровья и функциональное состояние лиц, занимающихся оздоровительной ФК и спортом; ▪ определение тренированности студентов (курсантов), занимающихся физической культурой и спортом. Врачебные наблюдения состоят из: а) первичных; б) повторных и в) дополнительных врачебных обследований. Первичные врачебные обследования проводятся для всех обучаемых, начинающих занятия оздоровительной ФК и спортом. При этом определяются состояние здоровья, физическое развитие и приспособляемость организма к дозированным физическим нагрузкам. Если при обследовании в состоянии здоровья и физическом развитии выявляются незначительные отклонения, то в занятия ФК и спортом вносятся ограничения, рекомендуется коррекция характера и режима спортивной тренировки. Повторные врачебные обследования имеют задачу — определение влияния регулярных занятий оздоровительной ФК и спортом на состояние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности студента-спортсмена (курсанта). При этих обследованиях выясняется также степень сдвигов в функциональном состоянии организма студента (курсанта) — спортсмена в связи с динамикой тренированности. Обследования спортсменов-студентов (курсантов) проводятся не реже 1 раза в год. Обучаемые, находящиеся на диспансерном наблюдении, проходят регулярные обследования не менее 4 раз в год. Дополнительные врачебные обследования направлены на решение вопроса о допуске к соревнованиям, а также к тренировкам после перенесённых заболеваний (и травм), длительных перерывов в занятиях, при явлениях переутомления, по рекомендации тренеров или по просьбе спортсмена. Всем учащимся определяют медицинскую группу (Слайд №19) для занятий на уроках физического воспитания или в спортивных секциях: основную, подготовительную и специальную. В основную группу включают здоровых студентов (курсантов), а также имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья, но достаточно физически подготовленных. Этой группе разрешают в полном объёме занятия по учебным программам физического воспитания, занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях. В подготовительную группу зачисляют обучаемых с незначительными отклонениями в состоянии здоровья и физического развития, либо при недостаточной физической подготовке. Специальную группу составляют студенты (курсанты), имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья (постоянного или временного характера), но допущенные к выполнению отдельных физических упражнений. Они занимаются по специальным программам учебно-педагогического процесса по физической культуре. Кроме того, в заключение врач даёт рекомендации по характеру и режиму тренировки, вносит ограничения, а в случае необходимости определяет лечебно-профилактические мероприятия, назначает срок повторного врачебного обследования. Углублённое медицинское обследование (УМО) преследует цель — получение наиболее полной и всесторонней информации о состоянии здоровья, физическом развитии, функциональном состоянии организма и общей работоспособности спортсменов сборных команд на основных этапах тренировочного цикла подготовки. 6. Физическое развитие (Слайд №20) Уровень физического развития определяется совокупностью методов, основанных на измерении морфологических и функциональных показателей. При помощи антропометрии получают объективные данные о важнейших параметрах человеческого тела (вес, рост, окружность различных частей тела) и о важнейших функциональных признаках (жизненная ёмкость лёгких, амплитуда движения грудной клетки, становая сила, динамометрия кистей). Различают тотальные (общие) и парциальные (частичные) антропометрические показатели: 1. Тотальные (рост, масса тела, окружность грудной клетки, силу кистей и становую силу мышц спины) 2. Парциальные (рост сидя, окружность шеи, живота, бёдер, голени, размер плеча) Антропометрия использует следующие методы: 1. Метод индексов: весо-ростовой (Кетле), жизненный (когда жизненная ёмкость лёгких в литрах делиться на вес в килограммах), силовой (становая сила мышц спины умноженная на сто и делённая на вес в килограммах), развитие грудной клетки по Эрисману (окружность грудной клетки делится на рост в сантиметрах). 2. Метод стандартов — это средние величины полученных при обследовании большого количества лиц однородных по полу, возрасту и профессии. 3. Метод корреляции — антропометрические признаки физического развития, особенно такие, как длина, масса тела, окружность грудной клетки взаимосвязаны. Эта взаимосвязь (корреляция) может быть выявлена при обработке антропометрических данных, полученных в результате обследования больших однородных групп Показатели телосложения (Слайд №21) Существует множественное количество классификаций, в основе которых лежит телосложение человека (рис. 1.11). В спортивной медицине принято рассматривать следующую классификацию: - нормостенический тип. К нему относятся люди с пропорциональным телом, соответствием в развитии костной и мышечной систем. - астенический тип. Такие люди имеют стройное высокое тело. Их грудная клетка преобладает над размерами живота, а конечности более длинные, если сравнить их с туловищем. Мышцы у людей астенического типа развиты плохо. - гиперстенический тип. Такие люди отличаются от нормостеников меньшим ростом, плотным телосложением и преобладанием поперечных размеров над продольными. Показатели (критерии здоровья) Основными критериями здоровья являются: 1. Наличие или отсутствие недугов, болезней. 2. Нормальная работа в системе «окружающий мир — индивид». 3. Благополучие в социальной жизни, умственном труде, духовной деятельности, физические способности человека. 4. Умение приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. 5. Возможность качественно выполнять отведённые индивиду функции в социальной жизни. Под оценкой физического состояния мы понимаем выявление различных биологических дефектов, болезней, устойчивости к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, возможности работать в сложных условиях. Одним словом, за основы здоровья принимаются приспособительные возможности организма человека. 7. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне (ГТО)» (Слайд №22) История развития ГТО (Слайд №23) Идея разработки нормативов ГТО с целью организации массового физкультурного движения, укрепления здоровья населения, его подготовленности к решению задач экономического развития и обеспечения обороноспособности страны впервые была опубликована в «Комсомольской правде» в мае 1930 г. Инициатива комсомольцев была поддержана ЦК ВКП(б) и Совнаркомом СССР — в марте 1931 г. первый проект комплекса ГТО был утверждён. Он содержал одну ступень из 15 нормативов физических упражнений для укрепления здоровья и привития полезных навыков в повседневной жизни. Популярность введённого комплекса быстро росла в среде молодёжи. Уже в 1931 г. значком ГТО было награждено 24 тыс. чел. В 1932 г. была принята вторая ступень, количество нормативов увеличилось до 22, а знаки ГТО получили 465 тыс. чел. В 1933 г. нормы ГТО выполнили 835 тыс. чел. Начиная с 1935 г., значкисты ГТО становятся призерами международных соревнований, в стране создаются спортивные общества и секции по различным видам спорта на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, в учебных заведениях. В 1937 г. в нескольких видах спорта (лёгкая и тяжёлая атлетика, бокс и борьба, гимнастика, фехтование и стрельба, гимнастика, плавание, конькобежный спорт) введена разрядная система, через 2 года первый, второй и третий спортивные разряды получили более 100 тысяч спортсменов. В 1939 г. разработан новый более прогрессивный комплекс ГТО с меньшим количеством норм, сочетающий обязательные нормы с нормами по выбору физкультурника, что способствовало развитию спортивной специализации В годы Великой отечественной войны миллионам подготовленных комплексом ГТО физкультурникам ловкость, сила, выносливость, скорость, навыки метания гранат, стрельбы, преодоления препятствий, умение плавать, бегать на лыжах позволили в кратчайшие сроки стать боеспособными воинами. Многолетний перерыв в развитии норм ГТО, связанный с войной и ликвидацией послевоенной разрухи, привёл к необходимости совершенствования системы физической культуры и спорта в стране. Поэтому (Слайд №24) в 1972 г. был введён новый комплекс ГТО, который был направлен на профилактику профессиональных заболеваний, внедрение научной организации труда, борьбу с алкоголизмом и никотиновой зависимостью, укрепление трудовой дисциплины. Распад СССР и переход Российской Федерации на рыночные условия повлекли изменения всех сторон жизни страны, в т. ч. развития физической культуры и спорта. Полувековая история развития комплекса ГТО попала в число этих необдуманно ликвидированных сфер. Разработка нормативов ГТО, выполненная по поручению Правительства РФ 2014 г. в соответствии с медицинскими нормами двигательного режима для каждого возраста, позволила возобновить (Слайд №25)массовое физкультурное движение в стране, улучшить физическую подготовку и увеличить продолжительность жизни населения. Комплекс ГТО на современном этапе развития (Слайд №27) Сегодня комплекс ГТО возрождается, преобразившись в новой форме и новых условиях. Внедрение комплекса преследует следующие цели и задачи: • повышение эффективности использования возможностей̆ физической̆ культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения; • увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической̆ культурой и спортом в Российской Федерации; • повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан Российской Федерации; • модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях. (ГТО) предусматривает подготовку к сдаче и выполнение установленных нормативов различными возрастными группами населения России по 3-м уровням сложности, которые соответствуют золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия комплекса ГТО. Принципы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО): • добровольность и доступность; • оздоровительная и личностно ориентированная направленность; • обязательность медицинского контроля; • учёт региональных особенностей и национальных традиций Виды испытаний (тесты), позволяющие Основные разделы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (рис. 1.12): Таблица 1 Программа тестирования физической подготовленности населения I–XI ступеней Наименование физического качества, умения или навыка Испытания (тесты) Скоростные возможности 1. Челночный бег 3 x 10 м (с) 2. Бег на 30 м (с) 3. Бег на 60 м (с) 4. Бег на 100 м (с) Сила 1. Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) 2. Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (количество раз) 3. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (количество раз) 4. Сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью (количество раз) 5. Сгибание и разгибание рук в упоре о сиденье стула (количество раз) 6. Рывок гири 16 кг (количество раз) за 4 мин Выносливость 1. Бег на 1 км (мин, с) 2. Бег на 1,5 км (мин, с) 3. Бег на 2 км (мин, с) 4. Бег на 3 км (мин, с) 5. Смешанное передвижение на 1 км (без учёта времени) 6. Смешанное передвижение на 3 км (мин, с) 7. Смешанное передвижение на 3 км (без учёта времени) 8. Смешанное передвижение на 4 км (мин, с) 9. Смешанное передвижение на 4 км (без учёта времени) 10. Скандинавская ходьба 3 км (мин, с) 11. Скандинавская ходьба 4 км (мин, с) Гибкость Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) Скоростно-силовые возможности 1. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 2. Прыжок в длину с разбега (см) 3. Метание мяча весом 150 г (м) 4. Метание спортивного снаряда весом 500 г (м) 5. Метание спортивного снаряда весом 700 г (м) 6. Поднимание туловища из положения лёжа на спине (количество раз за 1 мин) 7. Поднимание туловища из положения лёжа на спине (количество раз Координационные Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (количество попаданий) Прикладные навыки 1. Бег на лыжах на 1 км (мин, с) 2. Бег на лыжах на 2 км (мин, с) 3. Бег на лыжах на 2 км (без учёта времен) 4. Бег на лыжах 3 км (мин, с) 5. Бег на лыжах 3 км (без учёта времен) 6. Бег на лыжах 5 км (мин, с) 7. Передвижение на лыжах 2 км (мин, с) 8. Передвижение на лыжах 3 км (мин, с) 9. Передвижение на лыжах 4 км (мин, с) 10. Кросс по пересечённой местности на 2 км (без учёта времени) 11. Кросс по пересечённой местности на 3 км (без учёта времени) 12. Кросс по пересечённой местности на 5 км (без учёта времени) 13. Смешанное передвижение по пересечённой местности на 1,5 км (без учёта времени) 14. Смешанное передвижение по пересечённой местности 3 км (без учёта времени) 15. Смешанное передвижение по пересечённой местности 2 км (без учёта времени) 16. Плавание на 10 м без учёта времени 17. Плавание на 15 м без учёта времени 18. Плавание на 25 м без учёта времени 19. Плавание на 50 м без учёта времени 20. Плавание на 25 м (мин, с) 21. Плавание на 50 м (мин, с) 22. Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку и с упора для винтовки на дистанции 10 м (количество очков) 23. Стрельба из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку на дистанции 10 м (количество очков) Используемая литература: 1. Болонский П.П. Память и мышление [Текст] /П.П.Болонский. – М.: ОГНИЗ-СОЦЭКГИЗ,1935 2. Конституция Российской Федерации. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) 3. Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50. Ст.6242. С последующими изменениями и дополнениями. 4. Указ Президента РФ № 172 от 24.03.2014 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) 5. Постановление Правительства РФ от 11.06.2014 № 540 «Об утверждении Положения «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) 6. Приказ Министерства спорта РФ от 08.07.2014 г. № 575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) 7. Приказ Министерства спорта РФ от 28.01.2016 г. № 54 «Об утверждении порядка организации и проведения тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) 8. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). М.: ФиС, 1985 г. 9. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы / Н.В. Паршикова, В.В. Бабкин, П.А. Виноградов, В.А. Уваров / под общей ред. В.Л. Мутко; Министерство спорта Российской Федерации. – М.: Советский спорт, 2014. – 60 с.: ил. 10. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 021100 «Юриспруденция» и 022300 «Физическая культура и спорт» / Под ред. проф. П.В. Крашенинникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. 11. Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные, правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации / Автор-сост. А.В. Царик – М.: Советский спорт, 2002. 12. Уваров В.А. Научные и организационно-методические основы экспериментального внедрения комплекса ГТО. Сборник докладов «Россия – спортивная держава. Международный спортивный форум». Чебоксары, 2014. 13. Ламарк Ж. Л.. Большое собр. соч. Т. 1. — М., 1935). 14. Спортивная психология [Текст] : учебник для академического бакалавриата / ред. В. А. Родионов, А. В. Родионов, В. Г. Сивицкий. — М. : Юрайт, 2015. Контрольные вопросы: (Слайд №28) 1. Что относится к средствам физической культуры и их краткая характеристика? 2. Характеристика физических качеств. 3. Какие вы знаете типы темперамента? Их характеристика. 4. Какова основная социальная функция физической культуры? 5. Физическая подготовка и каковы её составляющие? 6.Что представляют собой формы физической подготовки? 7.Что включают в себя антропометрические данные? 8. Какой бывает контроль за состоянием здоровья? 9. Как и по каким группам здоровья распределяются студенты для занятий физическими упражнениями? 10. Какова история развития ГТО? 11. Опишите структуру современного комплекса ГТО. 12. Когда и какими документами введён современный комплекс?
«Физическая культура как средство подготовки студентов и курсантов ВУЗОВ гражданской авиации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Вагин А. В., Мироньчев А. В., Терехин С. Н., Кондрашин А. В., Филиппов А.Г.
Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot