Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теоретические основы профессионально-прикладной физической подготовки в системе профессионального образования

  • 👀 8063 просмотра
  • 📌 8031 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теоретические основы профессионально-прикладной физической подготовки в системе профессионального образования» pdf
Лекция 5 по теме «Теоретические основы профессионально-прикладной физической подготовки в системе профессионального образования» 1. 2. 3. 4. 5. ПЛАН: Профессионально-прикладная физическая подготовка как одна из разновидностей прикладной физической культуры: основные понятия и разновидности. Профессионально-прикладная физическая подготовка в системе профессионального образования. Краткая характеристика профессиональной деятельности специалистов. Особенности методики профессионально-прикладной физической подготовки. Организация профессионально-прикладной физической подготовки в учебных заведениях. Литература Основная: 1. Сулейманов И.И. Общее физкультурное образование: учебник. Том 2. – Тюмень, 2000. – 128 с. 2. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448 с. Дополнительная 1. Загорский, Б.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка в советской системе физического воспитания: Метод. разработка для студентов ИФК /Б.И. Загорский. – М., 1981. – 30 с. 2. Маркиянов, О.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка: Учебное пособие /О.А. Маркиянов. – Чебоксары, 1993. – С.10-25. 3. Мельникова Ю.А. Основы прикладной физической культуры: учеб.пособие / Ю.А. Мельникова, Л.Б. Спиридонова. – Омск: СибГАФК, 2002. – 76 с. 4. Полиевский, С.А. Физкультура и профессия /С.А. Полиевский, И.Д. Старцева. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 160 с. 5. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: Учеб.для студентоа вузоа/А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Мн., Тесей, 2003. – 528с. Электронные ресурсы 1. Cуворов Ю.А., Платонова В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов: учебно-методическое пособие - СПб: СПб ГУИТМО, 2006. - 90 с. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=27832 2. Электронный учебник Основы ФК в вузе - Самарский государственный аэрокосмический университет сnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/tema8/index.htm 1. Профессионально-прикладная физическая подготовка как одна из разновидностей прикладной физической культуры: основные понятия и разновидности Многообразие форм функционирования ФК обусловливает и многообразные формы ее проявления. В течение дня человек может выполнять различные виды упражнений, и в каждом случае назначение, содержание и формы ФК будут различны. В ТФК принята классификация форм ФК по социальным сферам. В этой классификации ФК проявляется в таких формах, как базовая, прикладная и бытовая. В течение жизни человек стремится достичь определенного уровня совершенствования в его профессиональной деятельности. Для этого используются не только знания в избранном виде деятельности, но и практические умения и навыки, направленные на повышение работоспособности. Профессиональное совершенствование человека будет не в полной мере, если не использовать ФК, а именно прикладную физическую культуру. Прикладная ФК – это вид ФК, характеризующий уровень до- 1 стижения физического совершенства человеком применительно к его специализированной деятельности. К прикладной ФК относятся: учебно-прикладная, профессионально-прикладная, военноприкладная физические культуры. Таким образом, профессионально-прикладная ФК является одной из разновидностью прикладной ФК. Остановимся на основных понятиях. Профессионально-прикладная ФК – это вид прикладной ФК, сущность которой заключается в формировании профессионально важных физических качеств, двигательных умений и навыков, поддержании работоспособности, ускорении восстановительных процессов, формировании соответствующих знаний и потребностей в единстве со ЗОЖ. ППФК – часть культуры труда и ФК в целом, специфика которой заключается в направленности на содействие развитию и оптимизации условий для реализации психофизических качеств и психофизиологических процессов в организме человека в профессиональной деятельности. Основная причина появления ППФК как части физической и профессиональной культур обусловлена тем, что каждая специальность имеет свою специфику, предъявляет свои, вполне определенные, требования к специалисту, в том числе к его физическим и психическим качествам. В процессе общей физической подготовки, которая в основном проводится в общеобразовательных школах и на начальных этапах профессионального обучения, практически невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который обеспечил бы высокопроизводительную деятельность специалиста во всех многообразных проявлениях (профессиях и специальностях). Во многих случаях необходимы специальные занятия ФУ, которые позволяют существенно повысить освоение профессии, оптимизировать профессиональную деятельность на более поздних этапах. О тесной взаимосвязи ФК и профессиональной деятельности говорит уже тот факт, что существует целый ряд понятий, которые с одной стороны, характеризуют те или иные элементы и стороны профессиональной деятельности, а с другой – входят в структуру понятий ФК. Это такие понятия, как профессионально важные физические и психофизиологические качества и способности, профессиональные двигательные умения и навыки, профессиональное здоровье, работоспособность, трудоспособность, адаптационные возможности организма и т.д. Однако нам необходимо рассмотреть профессионально-прикладную физическую подготовку в образовательных учреждениях профессионального образования. Под ППФП понимается ППФП относится к ППФК и является одной из разновидностью. 2. Профессионально-прикладная физическая подготовка в системе профессионального образования В нашей стране готовят специалистов по 2017 профессиям. И, конечно, тому, кто занимается физической культурой и спортом доступно больше число профессий, чем вялым и хилым девушкам и юношам. Однако, не все так просто. Целью физического воспитания в СПОУ является формирование физической культуры личности, наличие которой обеспечивает готовность к социально-профессиональной деятельности, включение в здоровый образ жизни (ЗОЖ), в систематическое физическое самосовершенствование. Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач: 1. Создание целостного представления о физической культуре общества и личности, ее роли в личностном, социальном и профессиональном развитии специалиста. 2. Приобретение основ теоретических и методических знаний по физической культуре и спорту, обеспечивающих грамотное, самостоятельное использование средств, форм и методов. 3. Формирование осознанной потребности к физическому самовоспитанию, самосовершенствованию, ЗОЖ. 4. Воспитание нравственных, физических, психологических качеств, свойств, необходимых для личностного и профессионального развития. 2 5. Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности. 6. Приобретение опыта творческого использования деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей. Таким образом, профессионально-прикладная физическая подготовка является одним из видов физического воспитания, которая способствует решению вышеперечисленных задач. ППФП непосредственно направлена на обеспечение таких результатов обучения и воспитания, как формирование профессионально важных качеств и двигательных навыков. При этом должен использоваться комплекс средств, методов физического воспитания, адекватный конкретной профессиональной деятельности. Вместе с тем эта подготовка не является чем-то обособленным от системы физического воспитания, а органически связана со всеми ее основными направлениями и использует многие ее средства, методы, формы. Под ППФП следует понимать специализированный педагогический процесс, обеспечивающий оптимальное развитие и совершенствование психических и физических качеств, двигательных навыков и функций организма в соответствии с требованиями той или иной профессии (Загорский Б.И., 1981; Кабачков В.А., 1988). Однако о специализированном педагогическом процессе ППФП можно говорить в том случае, если она составляет по своему содержанию определенный курс специальной физической подготовки с учетом определенной профессиональной деятельности. В других случаях мы имеем дело с элементами ППФП, например, в процессе ОФП. Профессионально-прикладная физическая подготовка, как педагогический процесс, существует с 1891 года (П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский). До недавнего времени считалось, что ППФП будущих специалистов должна быть направлена главным образом на формирование профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков, необходимых ряду категорий работников в особых условиях их профессиональной деятельности. Целевая установка – способствовать повышению эффективности освоения профессии на всех этапах обучения и дальнейшего профессионального совершенствования. Современные условия производственной деятельности, а именно переход к автоматизированному производству, требует расширения представлений о значении и содержании ППФП будущих специалистов. Автоматизация и компьютеризация производства влечет за собой интенсификацию труда, это, в свою очередь, приводит к изменению условий, характера и содержания трудовой деятельности, что требует специфической подготовленности специалиста. В процессе ППФП воспитываются и совершенствуются психические качества; приобретаются знания и умения в области производственной физической культуры; развиваются различные профессионально важные двигательные и организаторские навыки; обеспечивается высокий уровень функционирования всех основных органов и систем человеческого организма. Таким образом, основная цель ППФП в СПОУ – способствовать повышению эффективности освоения профессии на всех этапах обучения и дальнейшему профессиональному совершенствованию специалиста. На основе общей физической подготовки ППФП решает специфические задачи. ППФП обеспечивает эффективную адаптацию организма к сложным факторам трудовой деятельности. Ряд видов профессиональной деятельности связан с воздействием на организм работающего специфических факторов условий трудового процесса, которое при известных обстоятельствах может быть неблагоприятным (перегревание, вибрация, укачивание и т.д.). Использование средств ППФП может способствовать быстрому приспособлению человека к микроклиматическим условиям производства, повысить устойчивость к профессиональным вредностям - шуму, вибрации и т.д. ППФП расширяет арсенал прикладных двигательных координаций, активно участвующих в переносе и закреплении двигательных навыков. Так, в период освоения профессии мобилизируется вся функциональная система человека. После теоретического ознакомления происходит «просеивание» и «удаление» лишней информации на практике. Формируются и совершенствуются стереотипы рабочих движений. Рождаются динамические стереотипы. В резуль3 тате доведения двигательного навыка до автоматизма обеспечивается быстрое выполнение рабочих движений. Известно, что обучение происходит эффективнее в том случае, если у человека ранее сформирован определенный объем движений. Чем богаче двигательный опыт, совершеннее координация движений, тем успешнее проходит процесс формирования разнообразных двигательных навыков. Таким образом, применение средств физической культуры и спорта в профессиональной деятельности также должно основываться на явлении переноса навыков В настоящее время многие специалисты отмечают необходимость формирования теоретических и методических знаний по ППФП, обеспечивающих самостоятельное использование средств, методов и форм для успешного освоения профессиональной деятельности. Данное положение отражено в программе по физическому воспитанию для СПОУ (1996 год), где предусмотрено ознакомление учащихся с теоретическими основами ППФП, обучение их некоторым профессионально-прикладным физическим упражнениям, способам воспитания и самовоспитания основных физических качеств, необходимых специалистам того или иного профиля. Отсюда следует, что ППФП способствует формированию знаний по профессиональной подготовке специалистов и успешному использованию в процессе трудовой деятельности. ППФП увеличивает диапазон функциональных возможностей организма специалистов, а именно улучшает те физические качества, которые, прежде всего, необходимы в конкретной профессиональной деятельности. Овладение новыми движениями возможно только при наличии необходимого уровня развития основных физических качеств. Физические качества составляют предпосылку для успешного овладения двигательными навыками, а совершенствуя навыки, можно повысить уровень развития физических качеств. ППФП способствует воспитанию психических свойств организма человека. С развитием автоматизированного производства физические нагрузки на человека в процессе трудовой деятельности постоянно уменьшаются, а увеличивается доля умственного труда, что требует от специалиста устойчивости к психическим напряжениям, быстрого восприятия, осмысливания большого потока информации о ходе производства. Кроме того, в процессе труда человек должен иметь самообладание, выдержку, находчивость при встрече с объективными и субъективными трудностями. В процессе ППФП обеспечивается не только специфический тренировочный эффект в известной мере (повышение профессионально-прикладных физических качеств и навыков), но и общеукрепляющий (генерализованный) эффект. Параллельно происходит общее укрепление организма и здоровья человека, повышается уровень его всестороннего физического развития. Более того, ППФП строится на основе и в единстве с общей физической подготовкой. Всестороннее воспитание физических способностей и систематическое обогащение фонда двигательных умений и навыков гарантирует общие предпосылки продуктивности любой деятельности, в том числе и профессиональной. Поэтому ППФП содействует всестороннему физическому развитию и достижению высокого уровня физической подготовленности учащихся ССУЗов. В ходе учебного процесса необходимо определить успешность ППФП учащихся среднеспециальных учебных заведений. Критерий эффективности ППФП – это оценка мастера производственного обучения за практику, данные хронометража производственных операций. По мнению Загорского Б.И. (1981) основными критериями эффективности решения задач ППФП могут служить затраты времени на обучение определенным трудовым действиям и качественные результаты их освоения. Практически же необходимо ориентироваться на выполнение специальных нормативов, которые устанавливаются с учетом высокой степени корреляции с отмеченными показателями. Система нормативов и требований по ППФП, в зависимости от специфики профессии, может включать как контрольные упражнения в виде двигательных заданий, так и специальные функциональные пробы. В виде контрольных упражнений применяют те, в которых проявляются профессионально значимые способности и, прежде всего, ведущие в структуре профессиональных качеств. Посредством некоторых функциональных проб возможно выявление степе- 4 ни развития психофизических функций и устойчивости организма к действию ряда неблагоприятных факторов внешней среды. 3. Краткая характеристика профессиональной деятельности специалистов С целью определения задач, необходимых средств и методов ППФП следует проанализировать профессиональную деятельность специалиста. Профессиональная деятельность – это динамический рабочий стереотип, состоящий из сложного ряда условных рефлексов, отражающих в коре головного мозга всю действительность, связанную как с обучением профессии, так и совершенствованием в ней. Таким образом, направленность физического воспитания тесно связана с профессиографией. Под профессиографией понимается совокупность всех знаний, относящихся к описательно-технической и психофизиологической характеристикам различных профессий. Для определения физической подготовки особо важным в профессиональной деятельности является оценка степени напряжения отдельных систем и функций организма. Выявление интегральной оценки тяжести и напряженности труда по его влиянию на организм затрудненно, поэтому следует всесторонне оценивать трудовой процесс с составлением профессиограммы и спортограммы. Спецификой профессиограммы должна быть установка на выявление психофизиологических и физических свойств организма, которые подвержены значительному развитию в процессе профессионального труда и совершенствуются в наибольшей степени (Сирис П.З., Кабачков В.А., 1988). Только после анализа сферы деятельности, условий труда, психофизиологических особенностей деятельности специалистов, требований к их физической подготовленности можно разработать программу ППФП данной категории профессий. Профессиограмма должна содержать три раздела: 1) описательный, включающий характеристику производственного процесса с описанием приемов работы, характеристикой типичных аварий и травм, организацией труда; 2) санитарно-гигиенический, включающий описание санитарных условий труда (микроклимат, требования к освещению, вентиляции) и профессиональных вредностей (запыленности, загазованности, уровня шума и вибрации); 3) требования к физическим качествам, навыкам и психофизиологическим функциям специалиста ( в процессе работы и профессионального обучения). Профессиограмма составляется на основе изучения литературы (профессионально важные физические качества), собственных наблюдений и анализа показателей работоспособности, сравнения уровня физических качеств у рабочих и учащихся и т.д. На основе анализа профессиограммы можно сформулировать задачи физической подготовки для изученной профессии. Подбор профилированных видов спорта и их элементов для различных профессий осуществляется с помощью сопоставления профессиограмм и спортограмм, учитывающих направленность влияния вида спорта или его отдельных элементов на организм человека. Пригодность вида спорта для целей ППФП оценивается по следующим направлениям: общность формируемых навыков, идентичность требуемых физических качеств, одинаковая направленность на совершенствование психофизических функций. При полном совпадении направленности влияния вида спорта на организм с основными требованиями специальности прикладной эффект спортивной тренировки будет самый высокий. Классификация профессий по группам труда для профессионально-прикладной физической подготовки трудящихся Ученые и специалисты разработали классификацию профессий, которая позволяет дифференцировать ППФП. Классификация включает семь групп. 1-я группа. Профессии умственного и преимущественно умственного труда. К ним относятся творческий, умственный и управленческий труд, операторские виды деятельности. Сюда же относятся учащиеся, студенты и преподаватели. Многочисленные профессии, объединенные в эту 5 группу, имеют одну основную особенность — наибольшая нагрузка в процессе труда приходится на ЦНС. Большинство перечисленных профессий относится к видам малоподвижного труда и требует небольших затрат физической энергии. Чаще всего работа протекает в рабочей позе сидя, двигательные действия минимальные и обычно сводятся к малоамплитудным и незначительным напряжениям мышц пальцев рук. Успешная деятельность лиц этих профессий во многом зависит от психофизической устойчивости и общей выносливости. Если эти качества достаточно развиты, человек может в течение продолжительного времени сохранять высокий уровень профессиональной работоспособности. Хорошая эмоциональная устойчивость помогает быстро оценить обстановку и выбрать наиболее подходящий путь решения возникших проблем. 2-я группа. К ней относятся водители автотранспорта, хлопкоуборочных машин, машинисты локомотивов, башенных кранов, бульдозеристы и др. Свою работу они выполняют в вынужденной рабочей позе сидя, в ограниченном пространстве. Основные двигательные действия, связанные с манипуляциями рычагами управления, требуют значительной нервно-психической напряженности. Организм испытывает неблагоприятное влияние шума и вибрации. Физическая нагрузка небольшая. Для успешной производственной деятельности людям этих профессий необходимо развивать прежде всего такие качества, как высокая точность дифференциации движений и их координация, пространственная ориентация, точность глазомера, быстрота реакции, высокий уровень устойчивости и распределения внимания, устойчивость к укачиванию. 3-я группа. Профессии, связанные с монтажом, наладкой и ремонтом оборудования. К ним относятся слесари по ремонту машин и оборудования, электромонтеры, монтажники различного оборудования. Их деятельность протекает чаще всего в неудобной рабочей позе (согнувшись, в положении приседа, лежа на животе или на спине, сидя верхом на конструкциях и т.д.), иногда связана с пребыванием на высоте. Она требует значительного статического напряжения мышц рук и плечевого пояса, удерживающих определенную рабочую позу. Общая физическая нагрузка на организм средняя или большая. Для успешного выполнения работ по монтажу, наладке и ремонту оборудования необходимо развивать силу и статическую выносливость мышц рук и плечевого пояса, способность дозировать мышечные усилия, общую выносливость, чувство равновесия. Рабочие этих профессий должны владеть навыками лазания, умением прыгать вниз из различных положений, сохранять равновесие в условиях ограниченной опоры. 4-я группа. Профессии станочного профиля. Это токари, фрезеровщики, шлифовщики, сверловщики, прядильщицы, ткачихи и т.д. Они работают стоя на месте, или передвигаясь. Основными двигательными действиями являются сложно координированные движения рук, пальцев. Их работа требует устойчивого внимания, точности глазомера, тонкой дифференциации слуховых раздражителей, быстроты действий. Физические нагрузки в процессе труда средние. Для успешного выполнения производственных операций у специалистов названных профессий должна быть хорошо развита общая выносливость, сила мышц туловища, удерживающих рабочую позу, координация движений рук, устойчивость внимания, мышечная чувствительность и возможность визуального контроля за выполнением рабочих движений. Кроме того, у станочников должны быть хорошая подвижность суставов рук и навык быстрого и точного передвижения между станками. Качество управления станком во многом зависит от устойчивости вертикальной позы. 5-я группа. Профессии поточно-конвейерного производства. К ним относятся многие виды работ в пищевой, обувной, химической промышленности, машиностроении и других отраслях. Эти виды деятельности характеризуются однообразием рабочих движений, которые повторяются в определенной последовательности через одинаковые промежутки времени, обусловленные скоростью движения конвейера. Работа на конвейере характеризуется монотонностью, так как в течение трудового дня приходится многократно (по несколько тысяч раз) выполнять одни и те же движения. Как правило, на конвейере с крупногабаритными предметами преобладает рабочая поза стоя, с небольшими предметами — сидя. 6 Необходимость успевать за скоростью движения конвейера делает этот вид труда нервнонапряженным. Физические усилия при выполнении рабочих операций сидя незначительные, при выполнении рабочих действий стоя — средние, а при некоторых операциях даже большие. Успешное выполнение работы в условиях поточно-конвейерного способа производства зависит от уровня развития общей выносливости, быстроты и координации движений. 6-я группа. Профессии повышенной точности движений. К ним относятся сборщики изделий из мелких деталей, швеи-мотористки, чертежники, ювелиры, обувщики и др. Их труд малоподвижный, рабочая поза сидя, с выраженным наклоном туловища и головы вперед. Повышенные требования предъявляются к зрительному анализатору, устойчивости внимания. По величине энергозатрат это легкий физический труд. Успешное выполнение рабочих операций зависит от подвижности нервных процессов, остроты зрения, реакции, устойчивости внимания. Очень важным является развитие глазомера, умение дозировать усилия, точно направлять движения кистью и пальцами. Необходима общая выносливость. 7-я группа. Профессии, связанные со специфическими условиями труда. Они подразделяются на несколько подгрупп по внешним особенностям условий труда: повышенная температура помещения; работа под землей; загазованность и большая влажность воздуха; на открытом воздухе; работы, связанные с водной средой. В перечисленных подгруппах можно выделить: а) строительные профессии — каменщики, штукатуры, маляры, плиточники, плотники, монтажники строительных конструкций и др. Отличительной особенностью перечисленных профессий является работа на открытом воздухе, в большинстве случаев с пребыванием на высоте. Рабочая поза часто бывает неудобной (в наклоне, с поднятыми вверх руками и т.д.), физические нагрузки — средние или большие. Предъявляются повышенные требования к терморегуляционной системе, так как работа часто выполняется при повышенной или пониженной температуре воздуха, на ветру и т.д. Практически все виды строительных работ требуют общей выносливости, статической выносливости мышц плечевого пояса, хорошей координации движений, умения сохранять равновесие на высоте и в условиях ограниченной опоры. Рабочие строительных профессий должны уметь лазать по канату, конструкциям, лестницам, а также прыгать вниз из различных исходных положений; б) профессии горнорудной промышленности — шахтеры, электрослесари шахтного оборудования, крепильщики и другие. Особенность этих видов деятельности — пребывание в условиях подземных выработок, характеризующихся отсутствием естественного освещения, повышенной влажностью воздуха, сочетающейся с повышенной или пониженной температурой, сквозняками, ограниченным рабочим пространством, неудобной позой. Большая нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса, спины, ног. Характер нагрузки чаще всего статический. Дополнительную трудность в работе создает запыленность окружающей среды. Успешное выполнение физически тяжелых видов работ в подземных условиях связано с развитием общей выносливости мышц плечевого пояса и спины, ловкости и гибкости. Требуется высоко развитая система терморегуляции. Кроме того, специалисты этих профессий должны владеть навыками переползания, передвижения в разных позах; в) профессии сталеваров, литейщиков, термистов, обрубщиков, пильщиков и др. Основная особенность работы — сочетание напряженной мышечной деятельности с повышенной температурой окружающей среды и лучистой энергией. Условия работы отличаются загазованностью воздуха, шумом, резким перепадом температур. Большая нагрузка приходится на зрение, внимание. Рабочие действия выполняют стоя на месте или передвигаясь. Профессионально важными в этих видах деятельности являются общая и скоростная выносливости, сила мышц плечевого пояса и спины, ловкость, концентрация внимания, высокие возможности системы терморегуляции; 7 г) профессии химической промышленности и других отраслей, в которых труд протекает в условиях большой влажности воздуха с примесью различных химических соединений. Работа обычно связана со значительными психическими нагрузками, напряжением внимания и многочисленными перемещениями, нередко при повышенном уровне шума. Работа требует высокой общей выносливости, хорошей реакции, ловкости. Необходимы также навыки передвижения по ограниченной опоре и лазанья. Такой дифференцированный подход к описанию основных профессиональных факторов дает возможность составить профессиограмму более точно. Имея полные данные о профессиях, их можно классифицировать, сгруппировав согласно общности психофизиограмм. Это облегчит профориентацию и поможет в выборе подходящей по психофизическим требованиям профессии. В связи с различной прикладной направленностью видов спорта с целью ППФП их разделяют на семь групп. Первую группу составляют виды спорта, которые предъявляют повышенные требования к координации движений. Это акробатика, гимнастика, прыжки в воду. Во вторую группу входят виды спорта, характеризующиеся циклическими движениями, главная черта которых - развитие выносливости. К ним относятся: бег, лыжный спорт, конькобежный спорт, велоспорт, гребля и др. Для третьей группы характерна сила и быстрота движений, Это в свою очередь она делится на две подгруппы: перемещения максимальной массы (тяжелая атлетика) и создание максимального ускорения при постоянной массе (легкоатлетические метания). Четвертая группа объединяет виды спорта, которые способствуют быстрому сбору и освоению информации в условиях борьбы с соперником. Это все виды единоборств. Пятая группа особенно успешно тренирует центральную нервную систему в связи с необходимостью обеспечить опережающее и предупреждающее действие. К ним относятся: мотоспорт, конный, водно-моторный спорт. Шестая группа «воспитывает» нервную систему при малых физических нагрузках. В эту группу входят шахматы, шашки и т.д. Седьмая группа тренирует способность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Это современное пятиборье, биатлон, триатлон. Чтобы выяснить механизм воздействия различных видов спорта на рост Для наглядности отдельной профессиограммы мы рассмотрим особенности профессиональной деятельности специалистов гражданской авиации (техников по технической эксплуатации - авионики; техников по технической эксплуатации электрифицированных и пилотажнонавигационных комплексов; техников по технической эксплуатации радиотехнических систем обслуживания воздушного движения; техников по технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей; пилотов вертолета Ми-8). В литературе выделяют три вида труда: физический, умственный и смешанный. Труд специалистов гражданской авиации относится к смешанным видам труда. С развитием техники тяжелые производственные операции перекладываются на долю различных механизмов, а на долю же человека все чаще остаются функции управления и контроля. Доля физического труда специалистов гражданской авиации (авиатехников, пилотов) достаточно велика, так как в течение рабочей смены приходится много ходить, переносить предметы, что требует высокого уровня физической подготовленности. Кроме того, специалисты данного профиля в процессе монтажа, наладки решают сложные алгоритмические задачи, что позволяет отнести труд работников гражданской авиации к умственному виду труда. В современном производстве смешанные виды труда предъявляют повышенные требования к различным особенностям человеческого организма: быстроте реакции, точной координации движения, общей выносливости, в зависимости от преобладания компонентов физической тяжести и нервно-психической напряженности. Под физической тяжестью понимают суммарный объем физических усилий за время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы. 8 При характеристике условий труда следует уточнить, где проводится работа, в каком микроклимате, режиме труда и отдыха, каков характер рабочих поз, границы зон рабочих мест, основные виды профессиональных вредностей. Психофизиологическими особенностями профессиональной деятельности являются прием, хранение и переработка производственной информации, принятие решений, моторные действия, нагрузка на отдельные физиологические органы и системы, эмоциональные состояния, утомляемость и динамика работоспособности, психологические трудности, тяжесть работы и др. Данные особенности позволяют выявить необходимые для успешной работы сенсорные, умственные, двигательные, волевые навыки, физические и психические качества, уровень функционирования отдельных органов и систем организма. Практическая деятельность техника-механика включает обслуживание воздушных судов, силовых установок и их систем, оценку технического состояния летательного аппарата, устранение обнаруженных неисправностей, обеспечение безопасности и регулярности полетов. Техник-электрик обслуживает различные типы авиаприборов и электрооборудования на борту воздушных судов. Радиотехник осуществляет техническое обслуживание и текущий ремонт самолетного радиооборудования. Основной профиль работы техников-авиоников и техников-электроников связан с эксплуатацией различного радиоэлектронного оборудования и электрооборудования на борту самолетов. При этом в их деятельности имеют место монтаж-сборка, ремонт, наладка, регулирование радиоаппаратуры и электрооборудования, для выполнения которых используются мелкие и микроскопические детали, тонкие инструменты, высокочувствительные приборы. Такая работа отличается большим зрительным и умственным напряжением, требует от человека быстродействия, общей ловкости и координации движений. Кроме того, рабочие позы однообразны и неудобны (сидя на корточках, в согнутом положении с поднятыми вверх руками), сопряжены с длительными статическими напряжениями. Длительные статические усилия приводят к быстрому утомлению, и способность человека к мышечному расслаблению резко ухудшается. При выполнении работы человек задерживает дыхание, что ведет к накоплению в организме углекислоты, развивается кислородное голодание. Это, в свою очередь, приводит к быстрому утомлению. Поэтому данная работа требует от человека развитие специальной мышечной выносливости. В течение смены техникам-механикам приходится много ходить, работать на открытом воздухе при различных метеорологических условиях (низкой и высокой температуре). Их деятельность может проходить на высоте до 15 м, на ограниченной площади опоры (стремянках). Поэтому условия труда данных специалистов требуют хорошей разносторонней физической подготовки, а именно силы основной группы мышц, специальной выносливости, позволяющей длительное время выполнять специфическую нагрузку, ловкости и гибкости для свободного передвижения по плоскости самолета и возможности добираться до самых труднодоступных мест. Авиатехники рассматриваемых специальностей должны обладать острым зрением, отличным цветовосприятием, поскольку в схемах и при маркировке применяемых ими деталей часто используются цветовые обозначения. Для качественной работы специалисту необходимо развивать подвижность нервных процессов, тактильную и кинестетическую чувствительность пальцев рук. Так как данная работа связана с напряжением пальцев рук и кисти, то это может привести к появлению болей в мышцах рук, сухожилиях кисти и пальцев. Надежными профилактическими средствами являются самомассаж, специальные физические упражнения. От специалиста требуется большая ловкость, точность движений рук, пальцев, подвижность их суставов, навыки быстро и сноровисто манипулировать небольшими предметами, статическая выносливость мышц спины, туловища. Важна хорошая память, системное мышление для быстрого восприятия, осмысливания большого потока информации о ходе производства. Специалисты гражданской авиации также имеют специфику в своей деятельности, связанную с длительным наблюдением за работой приборов, с выполнением быстрых и точных движений, зачастую сложных по координации, при значительном эмоционально-волевом 9 напряжении. Это, в свою очередь, требует от работников высокой устойчивости к психическим напряжениям. Техник по технической эксплуатации самолетов и двигателей, пилоты должны обладать хорошим слухом, позволяющим им при испытании пилотажно-навигационных систем, двигателей, электрооборудования воздушных судов выявлять неисправности. В структуре производственной деятельности пилота следует развивать быстроту двигательной реакции, эмоциональную устойчивость, наблюдательность и необходимо совершенствовать отдельные виды координационных способностей (способность к сохранению равновесия и ориентировочную способность). Для более наглядной характеристики профессиональной деятельности специалистов гражданской авиации необходимо рассмотреть комплекс требований к организму человека на основе классификации труда по степени тяжести и напряженности. Все виды труда подразделяются на четыре категории: легкий и малонапряженный (первая категория), средней тяжести и напряженности (вторая категория), тяжелый и значительно напряженный (третья категория), очень тяжелый и напряженный (четвертая категория). С целью определения категорий используются следующие показатели: величина статической нагрузки, эмоциональное напряжение, интеллектуальная напряженность, объем оперативной памяти, степень напряженности зрения и слуха. Такой дифференцированный подход к описанию основных профессиональных факторов дает возможность точнее охарактеризовать профессиональную деятельность специалиста. Таким образом, анализ труда по степени тяжести и напряженности специалистов гражданской авиации свидетельствует о том, что в работе преобладает значительное эмоциональное напряжение, напряжение слуха и зрения, однообразие рабочих движений, наличие статического компонента мышечного сокращения, фиксированная рабочая поза. Суммируя вышеизложенное, следует отметить, что данным специалистам необходимо иметь хороший вестибулярный аппарат, обеспечивающий высокую координацию и точность движений рук. Особенности содержания и условий труда требуют от авиатехников выносливости и устойчивости к воздействиям различных неблагоприятных факторов внешней среды (высокая и низкая температура, шум, вибрации). Им необходимы навыки рациональной ходьбы, передвижения по ограниченной опоре, лазания, работы на высоте, переноски небольших грузов. Нужно вырабатывать устойчивость к различным вестибулярным раздражением, умение сохранять равновесие. От специалиста требуется высокий уровень внимания, эмоциональной устойчивости, самообладания, уравновешенности. 4. Особенности методики профессионально-прикладной физической подготовки Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП являются: а) анализ профессиографической деятельности той или иной области труда; б) характер рабочей позы и движений; в) особые внешние условия профессиональной деятельности. Эти факторы обусловливают следующие задачи ППФП: 1) развитие ведущих для данной профессии физических качеств; 2) воспитание профессионально важных для данной деятельности волевых и других психических качеств; 3) формирование и совершенствование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями данной профессии; 4) сообщение специальных знаний для успешного освоения практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в профессиональной деятельности. Решение этих задач непосредственно связано с повышением производительности труда (эффективности учебы), его характером (монотонность, статичность, особенности рабочих поз), ускорением процесса врабатываемости, спецификой двигательной деятельности в трудовом (учебном) процессе. 10 Осуществление ППФП у учащихся, обучающихся по конкретной специальности, сводится к решению общих и специальных задач, обусловленных специфическими психофизиологическими требованиями к специалистам данного профиля. При этом следует учитывать, что специфической задачей ППФП представителей отдельных профессий может быть и достижение более высокого уровня отдельных качеств, необходимых для всех специальностей. Например, дополнительными задачами ППФП курсантов специальности «Техническая эксплуатация летательного аппарата и двигателей» являются развитие хорошего слуха, высокой тактильной и кинестетической чувствительности. Дополнительными задачами для специальности «Техническая эксплуатация воздушных судов» являются: совершенствование техники двигательных действий в условиях эмоционального напряжения, совершенствование функций внимания (сосредоточенности и переключения); развитие статической выносливости мышц спины и рук. Специальность «Пилот вертолета Ми8» требует решения следующих задач: совершенствование координационных способностей, а именно способности к сохранению равновесия, пространственной ориентировки; формированию эмоциональной устойчивости, самообладания и уравновешенности. Средства ППФП – это обычные средства физического воспитания, но подобранные в полном соответствии с задачами ППФП будущих специалистов. К ним относятся физические упражнения, естественные факторы природы и гигиенические факторы. Кроме того, в процессе занятий можно применять общепедагогические и специальные технические средства. Однако основным средством ППФП будут являться физические упражнения из арсенала основных, подготовительных и специальных упражнений отдельных видов спорта, общей физической подготовки, лечебной физической культуры и трудовой деятельности. По своей направленности физические упражнения подразделяются на прикладные упражнения и упражнения для развития: выносливости (легкая атлетика, велоспорт, футбол, гребля, бокс и т.д.), силовых способностей (тяжелая атлетика, гимнастика), координационных способностей (спортивные игры, гимнастика). Среди разнообразных средств следует отбирать лишь те, которые соответствуют принципам оптимальной реализации требований к личности со стороны профессиональной деятельности и положительного переноса качеств. Прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта представлены в табл. 2. Для решения задач ППФП наряду с физическими упражнениями активно используются природные факторы: солнце, воздух и вода. Правильное их применение усиливает эффект использования физических упражнений и вместе с тем они могут служить относительно самостоятельными средствами ППФП. К гигиеническим факторам, способствующим решению задач ППФП, относятся: санитарно-гигиеническая обстановка мест занятий, режим дня, гигиена кожи, вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности (массаж, душ, баня и т.д.). Соблюдение режима дня, сна и питания способствует улучшению функционального состояния организма, обеспечению высокого уровня профессиональной работоспособности. Правильный уход за кожей улучшает ее барьерные функции и тем самым способствует повышению устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды. Регулярное использование контрастного душа повышает профессиональную работоспособность и устойчивость к резким колебаниям температуры. Принятие тепловых ванн, пользование баней, тепловой камерой способствует быстрому восстановлению организма и развитию выносливости к высокой температуре. С помощью данного средства воспитывается устойчивость человека к воздействию неблагоприятных метеорологических и производственных факторов. Кроме того, можно использовать сочетание мышечной тренировки и закаливающих процедур. Таблица 2 Средства, применяемые для развития физических и психических качеств Качество Средства ВынослиПродолжительная работа с умеренной интенсивностью, вовле11 вость кающая более 2/3 мышц тела (бег, ходьба, плавание, ходьба на лыжах, гребля и т.д.) Сила и сиПоднимание штанги, упражнения в сопротивлении с партнером, ловая выносли- силовые упражнения, упражнения на снарядах и тренажерах вость Быстрота Упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью и к концу выполнения не должна снижаться вследствие утомления (бег на короткие дистанции, спортивные игры, прыжки, метания) КоординаИспользуются различные упражнения, которые являются в ция определенной степени новыми для занимающихся (гимнастические и акробатические упражнения, прыжки, преодоление препятствий, спортивные игры, единоборства) ЭмоциональИспользуются упражнения, способствующие мобилизации всех ная устойчивость сил занимающихся, приобретению опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности (передвижения на значительной высоте по узкой опоре, прыжки вниз, через препятствия, акробатические упражнения, бокс, эстафеты и т.д.) СпособУпражнения в равновесии, упражнения на специальных тренаность к сохране- жерах, акробатические упражнения нию равновесия ОперативБег по закрытому маршруту, гимнастические упражнения с изное мышление менением направления, ритма и темпа движений, спортивные игры, бокс, эстафеты с ведением мяча Выносливость и устойчивость к высокой температуре достигаются с помощью физических упражнений, сопровождающихся значительным теплообразованием (бег 500, 1000, 3000 м, передвижение на лыжах, игра в футбол, баскетбол), а также при выполнении упражнений в условиях высокой температуры и затрудненной теплоотдачи. Выносливость и устойчивость к резким перепадам температур достигается с помощью упражнений, выполняемых в условиях резких колебаний температуры (физические упражнения зимой выполняются в помещении, а затем на открытом воздухе, упражнения выполняются на солнце и в тени). Для развития общей и специальной выносливости можно использовать легкую атлетику, велоспорт, футбол, греблю, бокс, хоккей, лыжный спорт. Для всех профессий важна мышечная сила, а именно сила мышц спины и туловища. Поэтому рекомендуется применять на практике тяжелую атлетику, греблю, метания, гимнастические упражнения. Развитию способности быстро переключать внимание, эмоциональной устойчивости способствуют спортивные игры, бег на короткие дистанции, прыжки, метания. Точность движений меняется под воздействием таких видов спорта, как баскетбол, гимнастика, легкая атлетика. В ППФП ведущими прикладными видами спорта являются спортивные игры. Тренировка в спортивных играх представляет большие возможности для развития многих психофизиологических функций, являющихся ведущими для сложных профессий, которые предъявляют повышенные требования к высшей нервной деятельности, работе зрительного, кожного и кинестетического анализаторов. Необходимую подвижность и ловкость мышц кисти, точность движений, координацию, динамическую выносливость рук и плечевого пояса развивают такие элементы волейбола, как верхняя передача мяча над собой, в движении, прием подачи, прямая подача и элементы баскетбола (ведение мяча, передачи мяча одной и двумя руками, броски по кольцу). В заключение следует отметить, что не каждый вид спорта может подойти для той или иной специальности. Например, упражнения со штангой не рекомендуется использовать специалистами по ремонту электронно-вычислительных машин. Поэтому каждый педагог должен 12 тщательно подбирать упражнения, направленные на развитие профессионально важных качеств. 5. Организация профессионально-прикладной физической подготовки в учебных заведениях Реализация задач ППФП может эффективно осуществляться в рамках всех общепринятых формах физического воспитания. Как уже отмечалось выше, разносторонняя физическая подготовленность создает необходимые предпосылки для специализированного совершенствования организма человека. Приобретаемые же в процессе общей физической подготовки многообразные двигательные умения и навыки являются тем самым фондом, благодаря которому легче и быстрее образуются новые формы движений, в том числе и трудовые. Отсюда следует, что ППФП должна строится на основе и в единстве с ОФП. Содержание последней определено программой по физическому воспитанию для учебных заведений. Раздел учебной программы по физическому воспитанию, связанный с планированием ППФП студентов, разрабатывается непосредственно кафедрой. При разработке данного раздела учебной программы необходимо ориентироваться на профессионально важные свойства и качества личности специалистов. Соотношение видов подготовки (ОФП, ППФП) может быть различным, что зависит в первую очередь от сложности и объема требований конкретной профессии, уровня физической подготовленности обучаемого контингента. Общие затраты времени на ППФП возрастают с увеличением сложности и объема профессиональных требований. ППФП в средних специальных учебных заведениях необходимо начинать с первого курса и тесно сочетать с разносторонней подготовкой. Объем часов, отводимый на ППФП, увеличивается к третьему и четвертому курсу. На первом году обучения отводится примерно 30% учебного времени по физическому воспитанию, на втором – до 50%, на третьем и четвертом – до 70% времени. Задачи ППФП следует решать параллельно с практическим курсом во всех формах физического воспитания на учебных занятиях в основной сетке часов и в период учебной практики, на спортивно-прикладных соревнованиях, а также в рамках дополнительных занятий (самостоятельные тренировочные занятия, туристические походы, лыжные переходы и др.). Необходимость теоретических занятий обусловлена тем, что будущий специалист должен представлять собой всесторонне развитую личность. В программе по теоретическому разделу предусмотрены специальные лекции. Содержание лекций по ППФП должно включать основные понятия, термины, значимость, содержание по специальной физической подготовке будущих специалистов. Обязательный материал лекций может дополняться теоретическими занятиями, беседами, сообщениями. Их тематика определяется каждым преподавателем самостоятельно. В процессе занятий учащиеся не должны ограничиваться только теми знаниями, которые они получают на лекциях, поэтому следует рекомендовать перечень литературы по ППФП для самоподготовки. Практические занятия по ППФП обеспечивают высокий уровень физической и психической работоспособности, формирование профессиональных двигательных, волевых навыков, физических и психических качеств. На методико-практических занятиях учащиеся и студенты должны освоить и самостоятельно воспроизвести основные методы и способы формирования умений ППФП с помощью средств физической культуры и спорта. Учебные занятия по ОФП и ППФП помогут будущему специалисту накопить определенный арсенал средств и методов ППФП, что будет способствовать дальнейшему профессиональному самоопределению, самовоспитанию. Учебно-тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и методических умений в применении разнообразных средств ППФП для приобретения практического опыта. На учебно-тренировочных занятиях необходимо «испробовать на себе» все основные прикладные упражнения, что поможет значительно улучшить свою профессионально-прикладную направленность. Учебные занятия по ППФП могут быть: специализированными, комбинированные и комплексными. 13 Специализированные учебные занятия по ППФП направлены на решение прикладных задач (обучение прикладным навыкам, совершенствование их, углубленное развитие отдельных качеств и функций). Относительная одно направленность таких занятий позволяет обеспечить значительные воздействия на отдельные функциональные системы с тем, чтобы получить наибольший эффект в их развитии. Комбинированные учебные занятия содержат различные виды учебного материала. С одной стороны, решается задача специальной направленности физического воспитания к избранному разделу программного материала. С другой стороны, используются упражнения, близкие к трудовому характеру движений. Комплексные учебные занятия выполняют разнообразные дидактические цели, которые достигаются с помощью различных видов учебного материала. Комплексные учебные занятия могут включать средства и ОФП, и ППФП или только средства ППФП из различных ее разделов. С физиологической точки зрения применение комплексных занятий наиболее эффективны. Это связано с закономерностями адаптации организма одновременно к воздействию нескольких факторов. В содержание учебно-тренировочного занятия, кроме традиционных видов спорта, следует включать прикладные виды спорта с целью достижения поставленных целей и задач ППФП. Занятия с использованием прикладных средств способствуют углублению приобретаемых знаний, умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Структура учебного занятия с профессиональной направленностью не является постоянной, а может носить гибкий, подвижный характер. Учебное занятие по ППФП состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Исключительно большое внимание следует уделять вводной части, подготавливающей к предстоящей физической работе. Она состоит из комплекса специальных физических упражнений, которые выполняются с постепенным повышением нагрузки. Составляющие разминку упражнения должны способствовать и общей и профессионально-прикладной физической подготовленности. Разминка состоит из двух частей. Средствами первой части являются медленный бег в спокойном темпе, с ускорением, чередованием с ускоренной спортивной ходьбой, разогревающие упражнения для рук, плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на гибкость и растягивание, игра в баскетбол, футбол по упрощенным правилам. В эту часть следует включать упражнения, обеспечивающие проявления профессиональных качеств. Первая часть может проводиться круговым методом с повторным бегом 2-3 раза по 200-400 м, чередуемым с упражнениями, которые выполняются в паузах между бегом. Специальные упражнения подготовительной части подбираются прежде всего в зависимости от рода трудовой деятельности и направлены на совершенствование необходимых физических и психических качеств и навыков, чаще всего они представляют собой имитацию основных движений, присущих данному виду труда, но могут быть направлены и на более тщательную проработку отдельных групп мышц. Заканчивается подготовительная часть, как правило, спокойной ходьбой и дыхательными упражнениями. Во второй части (разминки) занимающиеся должны не только подготовиться к выполнению первого тренировочного комплекса, но и настроиться на выполнение всего комплекса упражнений ППФП, запланированного на занятие. С этой целью выполняются упражнения для формирования конкретных профессиональных умений. Основная часть занятий подчинена главной задаче – совершенствованию профессиональных качеств и функций организма будущего специалиста. Физические упражнения, составляющие ППФП, следует выполнять в определенной последовательности: 1. Упражнения для овладения сложными профессиональными навыками и их совершенствования, для воспитания смелости, решительности. 2. Упражнения для развития быстроты реакции, координации, оперативного мышления. 3. Упражнения для развития силовых качеств. 4.Упражнения для развития общей и специальной выносливости и стойкости. 14 Упражнения, направленные на овладение навыками, требуют больших усилий, их можно применять в конце занятий. Упражнения на быстроту движений, реакцию целесообразно включать непосредственно после разминки. Большое внимание следует уделять заключительной части занятия, во время которой решаются задачи снижения нагрузки, организм приводится в состояние, близкое к норме. Для этой части наилучшим средством служит бег в спокойном, равномерном темпе. В конце занятия рекомендуется выполнять упражнения на расслабление и концентрацию внимания, а также стретчинг. Необходимо применять стретчинг в том случаи, когда в основной части занятия использовались средства, направленные на развитие силовых качеств. В зависимости от конкретных условий в каждом отдельном случае могут вноситься коррективы: к примеру, может быть перераспределено время между частями занятия. Однако общие принципы построения занятий соблюдаются. Помимо урочной формы занятий используются комплексы физических упражнений профессиональной направленности. В комплексы ППФП включаются 10-15 упражнений, наиболее эффективно содействующие решению задач ППФП и развитию основных качеств. При подборе и применении упражнений соблюдают принципы чередования нагрузки на отдельные системы, органы и мышечные группы, постепенности и последовательности ее повышения и снижения. С целью дальнейшего профессионального самосовершенствования учащимся и студентам следует заниматься ППФП в дополнительных формах: -выполнение физических упражнений и реактивных мероприятий в режиме учебного дня, особенно необходимо выполнение комплекса производственной гимнастики в процессе учебной практики; -занятия в секциях, группах по интересам; -самодеятельные занятия; -массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. На занятиях в секциях, группах по интересам учащиеся и студенты, используя практические рекомендации преподавателя, продолжают решать задачи ППФП. Внедрение самостоятельных занятий необходимо начинать на 2 курсе с 3-4 занятий в неделю по 20-30 минут с тем, чтобы на 3 курсе можно было перейти на ежедневные занятия по 30-45 минут. Профилированные спортивные занятия (ПСЗ) в наибольшей степени развивают профессионально важные физические и психические качества. Проведение их основывается на явлении переноса тренированности, что позволяет использовать эффект занятий для достижения определенных результатов в труде. Этот перенос может быть прямым, когда полученные в процессе тренировки навыки и умения облегчают выполнение трудовых действий, и опосредованным, когда создаются потенциальные условия для улучшения результатов в предстоящей работе. В процессе проведения занятий необходим, в частности, дифференцированный подход к занимающимся, так как они, как правило, различаются по возрасту, физическому развитию и физической подготовленности, стажу и профилю работы. Характер и степень неблагоприятных влияний труда на организм занимающегося также учитываются при подборе средств ППФП. Кроме того, все занятия сочетают с лечебными и профилактическими мероприятиями, массажем и самомассажем. В зависимости от характера труда и рабочей позы чередуют выполнение упражнений на напряжение и расслабление мышечных групп в различных положениях: стоя, лежа, сидя. Кроме того, в процессе занятий используют виды спорта и их элементы, имеющие достаточно выраженный эффект неспецифического воздействия. Они повышают устойчивость организма к недостатку кислорода, активизируют умственную работоспособность, способствуют развитию общей выносливости, которая, в свою очередь, лежит в основе высокоэффективной трудовой деятельности. Основная часть занятия длится 33-60 мин. Она направлена на тренировку непосредственно профессионально-прикладных качеств. В свою очередь, основная часть занятия подразделяется на две части. В первой повторяются изученные ранее приемы и разучиваются но15 вые, а вторая носит исключительно тренировочный характер: все изученные приемы выполняются в комплексе в самых различных сочетаниях, с большой двигательной нагрузкой. В этой части занятия упражнения располагают по мере возрастания сложности и интенсивности нагрузки. На начальной стадии занятия не слишком продолжительны, не сложны по содержанию, отличаются невысокой интенсивностью. Задача заключительной части занятия — создать условия, которые обеспечат наиболее плавный переход к обычной, повседневной деятельности. За 5-10 мин, используя медленный бег, спокойную ходьбу, упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием, организм приводится в относительно спокойное состояние. Быстрый переход от интенсивной работы к полному покою нежелателен. Нагрузка в заключительной части снижается постепенно. В зависимости от конкретных условий в каждом отдельном случае могут вноситься определенные коррективы: к примеру, может быть перераспределено время между частями занятия. Однако общие принципы построения занятия непременно соблюдаются. В различных видах трудовой деятельности отдельные профессионально важные физические и психические качества и их сочетания неодинаковы. Известны конкретные виды физических упражнений, использование которых развивает определенные, нужные для каждой из профессиональных групп качества (табл. 2). При построении занятий учитывают характер и условия труда занимающегося, рабочую позу и нагрузку на различные органы и системы, уровень общей и специальной физической подготовленности. Помимо урочной формы занятий в группах ППФП широко используются применение комплексов физических упражнений. В комплексы ППФП включаются 10-15 упражнений, наиболее эффективно содействующих решению задач ППФП и развитию основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, координации движений, гибкости). При подборе и применении упражнений соблюдают принципы чередования нагрузки на отдельные органы, системы и мышечные группы, постепенности и последовательности ее повышения и снижения. Спортивно-массовая работа в учебных заведениях должна иметь профессиональноприкладную направленность. Предпочтительно культивировать те виды спорта, которые в большей степени содействуют развитию профессиональных качеств, адаптации к условиям трудовой деятельности. Высокая действенность спортивно-прикладных соревнований связана с их максимальными психофизическими нагрузками, возможностью совершенствования прикладных умений и навыков и их проверки в экстремальных ситуациях, что является немаловажным в процессе трудовой деятельности пилотов, авиатехников. Вместе с тем, соревнования носят игровой характер, эмоциональную насыщенность, что позволяет психологически легче перенести предельные физические нагрузки. Проверка и оценка специальной физической подготовленности – обязательное условие осуществления прикладной физической подготовки. С этой целью используются контрольные упражнения и тесты, определяющиеся кафедрой физического воспитания в каждом колледже на основе профессиограммы (табл. 3). Таблица 3 Примерные контрольные упражнения по профессионально-прикладной физической подготовке Профессиональные свойства и качеКонтрольные упражнения ства специалиста 1. Статическая выносливость мышц верхнего 1. Удержание угла в упоре на брусьях. плечевого пояса 2. Удержание угла в висе на перекладине. 2. Специальная силовая выносливость верх- 1. Сгибание, разгибание рук в упоре лежа. него плечевого пояса 2. Подтягивание на перекладине. 3. Выполнение гимнастических комбинаций на снарядах (брусьях, перекладине). 16 3. Реагирующая способность 1. Реакция хватания вертикально падающего предмета (линейки 40 см) по методике С.А. Думанина. 4. Способность переключения внимания 1. Перебрасывание мяча. 2. Ведение мяча двумя руками, через 4 препятствия, попеременно меняя правую и левую руки. 5. Способность распределения внимания 1. Хождение по бревну с жонглированием двумя мячами. 2. Ведение двух мячей через препятствия. 6. Способность к сохранению равновесия 1. Проба Ромберга. 2. Выполнение 4 поворота (влево и вправо), не падая. 7. Тактильная и кинестетическая чувстви- 1. Метание теннисного мяча в цель. тельность пальцев рук 2. Удержание гимнастической палки указательным и большим пальцами кисти рук. 3. Жонглирование теннисного мяча одной рукой. 8. Силовая выносливость мышц спины и жи- 1. Из положения лежа на спине, руки за головота вой поднимание туловища. 9. Выносливость 12-минутный беговой тест Купера 17
«Теоретические основы профессионально-прикладной физической подготовки в системе профессионального образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Хуббиев Ш. З., Баранова Т. И.
Автор(ы) Новикова Е.А.
Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot