Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Медико-биологические основы физической культуры.

  • ⌛ 2019 год
  • 👀 381 просмотр
  • 📌 345 загрузок
  • 🏢️ СПбГУАП
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Медико-биологические основы физической культуры.» pdf
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ» КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА «Утверждаю» Заведующий кафедрой №64 В. М. Башкин (подпись, дата) (инициалы, фамилия) Раздел 3 Медико-биологические основы физической культуры. ТЕМА № 3.3 Основы самоконтроля студентов на занятиях физической культурой и спортом по дисциплине: Физическая культура по специальности: для всех специальностей Обсуждено и утверждено на заседании кафедры №64 от «___» ______2019г Протокол №_________ Составитель: к.п.н., доцент, доцент кафедры №64 А.С Сидоренко Санкт-Петербург 2019 Оглавление ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................. 3 1. ВИДЫ КОНТРОЛЯ ................................................................................................................................. 5 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ...................................................................................................... 5 ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ……………………………………………………………………… ............... 5 САМОКОНТРОЛЬ ................................................................................................................................ 6 2. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ................................................................................................................ 7 3. ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ (ЧСС) ....................................................................................... 9 3.1. Величина пульса .............................................................................................................................. 9 3.2. Проблемы с пульсом ...................................................................................................................... 10 4. АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ .................................................................................................................... 11 4.1. Понятие АД .................................................................................................................................... 11 4.2. Правила измерения АД ................................................................................................................. 12 4.3. Таблица нормально АД ................................................................................................................. 13 4.4. Проблемы с АД............................................................................................................................... 13 5. АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ................................................................................................. 14 5.1. Определения ................................................................................................................................... 14 5.2. Соматометрия ................................................................................................................................ 14 5.3. Соматоскопия................................................................................................................................. 16 5.4. Физиометрия .................................................................................................................................. 18 Силовой показатель (СП) : ................................................................................................................................ 19 6. МЕТОД АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ .............................................................................. 19 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ ................................................................................................................... 21 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ................................................... 23 9. ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ ..................................................................................................................... 24 ВВЕДЕНИЕ Здоровый образ жизни и систематические занятия физическими упражнениями, в сочетании с оздоровительными силами природы, служат главной движущей силой развития и укрепления организма молодого человека, создавая на долгие годы «задел здоровья», ведущий к долголетию. В последнее время с пугающей частотой в средствах массовой информации появляются сообщения о внезапных смертях школьников и студентов на занятиях по физической культуре. Визуально сильные здоровые и допущенные доктором молодые люди погибают при выполнении казалось бы элементарных упражнений, таких как подтягивание на перекладине или прыжки на скакалке. На телеэкранах мы становимся свидетелями внезапных смертей на соревнованиях спортсменов высокого класса, которые должны быть физически и функционально подготовлены к выполнению тяжелых физических нагрузок большой мощности или длительных по времени, и которые постоянно проходят глубокую диагностику состояния своего организма. Все эти факты говорят не только о слабом контроле со стороны родителей, халатном непрофессиональном отношении педагогов, тренеров и врачей к проблемам своих подчиненных, но и о недостаточной заботе самих занимающихся о своем собственном здоровье. Для качественной сбалансированной подготовки занимающихся на каждом этапе учебно-тренировочного процесса, необходим постоянный глубокий контроль за состоянием их здоровья и уровнем физического развития и функциональных возможностей. Но получение полной объективной информации возможно только при полном взаимодействии спортсмена, тренера и доктора, т.е. при выполнении педагогического, врачебного контроля и самоконтроля конкретного спортсмена. Самостоятельная оценка своего самочувствия является наиболее важным звеном диагностики, т.к. спортсмен лучше других чувствует себя изнутри, а организм в кратчайшее время выдает предупредительные сигналы, если что-то пошло не так. Поэтому обучение молодых людей основам самоконтроля является актуальной задачей в учебных заведениях разного уровня. Перед началом самостоятельных занятий по физической культуре студент должен знать: - рекомендации по режиму физической активности, полученные от врача; - рекомендации специалиста по физической культуре; - наиболее эффективные и полезные для своего здоровья виды упражнений и формы физической активности; - правила построения индивидуальные планы и графики занятий. 1. ВИДЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФК СЛАЙД 2 Цель контроля на занятиях по физической культуре и спорту оптимизация процесса занятия на основе объективной оценки различных сторон состояния занимающихся. Виды контроля:  Педагогический контроль  Врачебный контроль  Самоконтроль СЛАЙД 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания, для оценки применяемых средств, методов и нагрузок. Он включает в себя: Педагогический контроль подразумевает: - контроль за текущим физическим и психоэмоциональным состоянием занимающихся; - контроль теоретических знаний; - контроль уровня физических нагрузок; - контроль техники выполнения движений; - контроль физической подготовленности. СЛАЙД 4 ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ — это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Он направлен на изучение влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля — врачебное обследование. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены — 2 раза в год. • Первичное обследование проводится, чтобы: - решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом (определение медицинской группы: основной, подготовительной, специальной) - проанализировать показатели: ● телосложения, ● физического развития, ● функционального состояния организма. • Повторное врачебное обследование проводится, чтобы убедиться, насколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс. • Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перенесенных заболеваний или травм. СЛАЙД 5 САМОКОНТРОЛЬ – самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленности и их изменениями под влиянием физических упражнений, занятий спортом. Перед началом самостоятельных занятий студент должен знать:  рекомендации по режиму физической активности, полученные от врача,  рекомендации специалиста по физической культуре,  должен уметь подбирать для себя наиболее эффективные и полезные виды упражнений и формы физической активности, строить индивидуальные планы и графики занятий. СЛАЙД 6 Субъективные показатели Объективные показатели самоконтроля самоконтроля • самочувствие, • ЧСС (пульс), • настроение, • вес и другие антропометрические • сон, показатели, • сила мышц, • аппетит, • умственная и физическая • жизненная емкость легких, работоспособность, • отношение к занятиям. • результаты физической подготовленности. 2. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЛАЙД 7 Самочувствие - хорошее (ощущение силы и бодрости), - удовлетворительное (некоторая вялость, но нет выраженного упадка сил), - неудовлетворительное (заметная слабость, угнетенное состояние). Настроение - настроение хорошее (жизнерадостное), - настроение удовлетворительное (спокойное, ровное), - настроение неудовлетворительное (подавленное). Работоспособность - повышенная, - обычная, - пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться. Желание заниматься - «сильное желание тренироваться», - «охотно пошел на тренировку», - «не было особого желания, но пошел», - «насильно заставил себя пойти на занятия», - «было сильное желание тренироваться, но забил на тренировку», - «полное отвращение к занятиям» («не могу видеть лыж, мяча, байдарки, тренажеров, тренера»). СЛАЙД 8 Усталость и утомление При нервно-физическом напряжении спортсмен утомляется, его работоспособность снижается. Чем более выражено утомление, тем энергичнее протекают процессы восстановления сил. Если спортсмен в процессе тренировок или состязаний щедро расходует свою энергию, то во время отдыха он восполняет ее с избытком. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в состояние переутомления, когда оно не исчезает на следующий день, к очередному занятию. СЛАЙД 9 Сон Во время сна восстанавливается работоспособность всех органов, всех клеток нервной системы. Чем тяжелее дневной труд и интенсивнее спортивная деятельность, тем полноценней должен быть ночной отдых. Чтобы отдых во время сна был полноценным, нужно спать в благоприятных условиях внешней среды: • Однообразные раздражители: темнота, тишина, монотонные звуки (тиканье часов, журчание воды). • Последний прием пищи за 1,5—2 часа до сна. • Перед сном не следует курить, пить крепкий чай и кофе. • В период усиленных тренировок полезно спать днем после еды, послеобеденный сон должен быть непродолжительным и вызывать чувство бодрости. СЛАЙД 10 Аппетит - хороший (нормальный), - удовлетворительный (непостоянный), - плохой (отсутствие аппетита, отвращение к еде, повышенная жажда). Чем больше физическая нагрузка, тем лучше должен спортсмен питаться, так как потери энергетических веществ (белков, жиров и углеводов) в организме тренирующегося человека увеличиваются. СЛАЙД 11 Боли в мышцах Часто появляются боли в мышцах в подготовительном периоде. Обычно боли чувствуются в тех мышцах, которые раньше не вовлекались в напряженную работу. Боли появляются не во время тренировки, а после нее — в период отдыха, когда спортсмен долго не тренировался или данная тренировка оказалась для него непривычной. ● Боли в мышцах не причиняют никакого вреда организму. ● После пары регулярных тренировок мышечная боль бесследно исчезнет. ● Предупредить боли в мышцах можно массажем. 3. ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ (ЧСС) СЛАЙД 12 3.1. Величина пульса ЧСС – важный объективный показатель работы сердечно-сосудистой системы. ● Пульс - это периодическое толчкообразное колебание стенок артерий, вызываемое током крови, выбрасываемой сердцем в аорту при каждом его сокращении. - В состоянии покоя пульс у здорового нетренированного мужчины равен 6080 ударам в минуту. У женщин пульс, как правило, чаще, чем у мужчин (на 5-10 ударов). Самый редкий пульс наблюдается у человека, находящегося в положении лежа, в положении сидя пульс чаще на 4-6 ударов, в положении стоя - на 10 и больше ударов. Частота пульса зависит и от возраста. Чем моложе человек, тем чаще у него пульс. СЛАЙД 13 Возраст (лет) Величина нормального пульса (уд/мин) Средний показатель Допустимые границы 98 88 80 75 70 74 79 78-118 68-108 60-100 55-95 60-80 64-84 69-89 6-8 8-10 10-12 12-15 15-50 50-60 60-80 СЛАЙД 14 Пульс учащается: - при выполнении физических упражнений, - в результате нервного возбуждения, при волнении, испуге, радости, - после приема пищи и возбуждающих напитков (алкоголя, кофе, крепкого чая), - при повышения температуры при острых и хронических заболеваниях (грипп, ангина), - при повышенной функции щитовидной железы, малокровии. Пульс чаще всего измеряют на лучевой артерии у основания большого пальца руки. Пульс можно подсчитать также на височной, сонной артериях. После большой физической нагрузки пульс приходит к исходным величинам через 20-30, иногда через 40-50 минут. Если в указанное время пульс не возвращается к исходным величинам, это свидетельствует о наступлении утомления в связи с недостаточностью физической подготовленности или наличием каких-то отклонений в состоянии здоровья. 3.2. Проблемы с пульсом СЛАЙД 15  Тахикардия – вид аритмии, характеризующийся частотой сердечных сокращений более 90 ударов в минуту. Вариантом нормы тахикардия считается при увеличении физической или эмоциональной нагрузки. Патологическая тахикардия – следствие заболеваний сердечно-сосудистой или других систем. Проявляется ощущением сердцебиения, пульсацией сосудов шеи, беспокойством, головокружением, обмороками. Может привести к развитию острой сердечной недостаточности, инфаркта миокарда, ишемической болезни, остановки сердца. СЛАЙД 16  Брадикардия – вид аритмии, с частотой сердечных сокращений менее 60 ударов в минуту. Встречается как вариант нормы у тренированных спортсменов, но чаще сопровождает различную сердечную патологию. Проявляется слабостью, полуобморочными состояниями и кратковременной потерей сознания, холодным потом, болями в области сердца, головокружением, нестабильностью АД. При выраженной брадикардии (ЧСС менее 40 ударов в минуту), ведущей к развитию сердечной недостаточности, может потребоваться операция по имплантации электрокардиостимулятора. 4. АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ СЛАЙД 17 4.1. Понятие АД Измеряется автоматическими или полуавтоматическими тонометрами или с помощью неавтоматического сфигмоманометра и стетоскопа. СЛАЙД 18 Артериальное характеризующих давление — один работу кровеносной из важнейших системы. параметров, Давление крови определяется объёмом крови, перекачиваемым в единицу времени сердцем и сопротивлением сосудов. Наибольшее давление крови будет на выходе крови из сердца (в левом желудочке), несколько меньшее давление будет в артериях, ещё более низкое в капиллярах, а самое низкое в венах и на входе сердца (в правом предсердии). Верхнее систолическое артериальное давление, показывает давление в артериях в момент, когда сердце сжимается и выталкивает кровь в артерии, оно зависит от силы сокращения сердца, сопротивления, которое оказывают стенки кровеносных сосудов, и числа сокращений в единицу времени. Нижнее диастолическое артериальное давление, показывает давление в артериях в момент расслабления сердечной мышцы. Это минимальное давление в артериях, которое отражает сопротивление периферических сосудов. Разница между систолическим артериальным давлением и диастолическим называется пульсовым давлением и в норме составляет 30—40 мм рт. ст. СЛАЙД 19 4.2. Правила измерения АД  Начинать измерять АД нужно на двух руках. За истинное АД принимается большее значение. В дальнейшем измерение АД проводится на той руке, на которой оно было выше.  АД измеряется два раза подряд с интервалом в минуту. Если разница в измерении существенна (более 10 мм.рт.ст.) измерение проводится в третий раз.  Не следует измерять АД после употребления кофеинсодержащих или энергетических напитков, а также сразу после приема пищи.  При измерении АД следует обязательно освободить руку от одежды, не нужно закатывать рукав рубашки или поднимать рукав свитера. Это может существенно исказить результат измерения.  Нижний край манжеты должен находиться не менее чем на 2 см выше локтевого сгиба. СЛАЙД 20 4.3. Таблица нормально АД 4.4. Проблемы с АД СЛАЙД 21  Артериальная гипотензия (гипотония) – стойкое снижение артериального давления до отметок, ниже на 20% от обычного значения, или же до отметок 90/60 мм. рт. ст. и ниже.  Артериальная гипертензия (гипертония) — стойкое повышение артериального давления (АД) от 140/90 мм рт. ст. и выше. По статистике, гипертония является одним из самых распространенных и опасных сердечно-сосудистых заболеваний в мире, которому подвержен каждый пятый житель Земли. Она способствует развитию таких опасных заболеваний, как инсульт, инфаркт миокарда, некоторых заболеваний других внутренних органов. стенокардия, а также Причинами гипертонии являются: стрессы, склероз артерий, лишний вес, гормональные нарушения, заболевания внутренних органов, нарушение обмена веществ, наследственная предрасположенность. К основным симптомам гипертонии относятся:  головная боль;  боль в области сердца;  нарушения зрения;  носовые кровотечения;  одышка;  отечность ног, рук (чаще встречается у женщин);  повышенная раздражительность. 5. АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ СЛАЙД 22 5.1. Определения Антропометрия - система измерений физических характеристик тела. Она включает показатели: ● Соматометрические измерения - длина и масса тела, окружности шеи, грудной клетки, талии и т.д. ● Соматоскопические измерения – состояние опорно-двигательного аппарата, осанка, форма грудной клетки, ног, спины, телосложение, жироотложение. ● Физиометрические (функциональные) измерения - жизненная емкость легких, мышечная сила рук. Антропометрические измерения следует проводить всегда в одно и то же время суток, лучше в утренние часы, по общепринятой методике, с использованием специальных, стандартных, проверенных инструментов. 5.2. Соматометрия СЛАЙД 23 ● Рост (длина тела) измеряется ростомером с точностью до 0,5 см. ● Вес (масса тела) имеет существенное значение для оценки воздействия физических нагрузок на организм человека. Особое значение в тех видах спорта, где спортсмены подразделяются на весовые категории (бокс, борьба, тяжелая атлетика). Веса тела определяется на медицинских весах с точностью до 50 г. ● Окружность грудной клетки измеряется в 3 состояниях: при максимальном вдохе, во время паузы и при максимальном выдохе. Физические нагрузки увеличивают размеры грудной клетки, ее подвижность, повышают частоту и глубину дыхания, поэтому оценить работу органов дыхания можно по показателю экскурсии грудной клетки (ЭГК), который оценивается по увеличению окружности грудной клетки (ОГК) при максимальном вдохе после глубокого выдоха. СЛАЙД 24 ● Тип телосложения можно определить измерив запястье рабочей руки: женщины мужчины < 14,5 см < 16,0 см Нормостеники 14,5-16,5 см 16,0-18,0 Гиперстеники >16,5 см > 18,0 см Астеники Астеники худощавы, у них длинные тонкие конечности, узкие плечи и плоская грудная клетка. Такие люди очень выносливы. У них мало подкожного жира, и мало мышечной массы. Имея очень быстрый обмен веществ, они не только не набирают жир, но сталкиваются с большими сложностями при наборе мышечной массы. Нормостеники имеют задатки атлетического телосложения и обладают хорошей выносливостью и высокими силовыми показателями. У них достаточно широкие плечи и грудная клетка. Они имеют ярко выраженные мышцы при низком количестве подкожного жира. Благодаря, умеренной, средней скорости обмена веществ, такие люди могут относительно просто набирать сухую мышечную массу и быстро избавляться от жира. Для гиперстеников характерно повышенное накопление жира из-за замедленного метаболизма, Гиперстеники очень легко набирают вес и нередко страдают ожирением. Имеют короткие и массивные конечности, широкие бёдра, нет выраженной талии. 5.3. Соматоскопия СЛАЙД 25 ● Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения. Хорошая осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиологическое значение, она обеспечивает правильное положение и нормальную деятельность внутренних органов, особенно легких и сердца, ведет к наименьшей затрате энергии, что значительно повышает работоспособность. Правильное положение частей тела при нормальной осанке: - стопы на ширине ступни, параллельны; - колени выпрямлены; - живот подтянут; - туловище вертикально, угол наклона таза - 45°; - плечи отведены назад и опущены, лопатки приближены к позвоночнику; - руки свободно опущены по средней линии туловища; - голова прямо, лоб и подбородок располагаются на одной вертикальной линии. СЛАЙД 26 ● Форма спины - нормальная, круглая и плоская. Нормальная форма спины имеет естественные изгибы позвоночника в передне-заднем направлении, в пределах 3-4 см по отношению к вертикальной оси, соответственно в поясничной и грудной частях позвоночника. Увеличение изгиба позвоночника назад более чем на 4 см называется кифозом, вперед - лордозом. В норме не должно быть боковых искривлений позвоночника - сколиозов. Сколиозы бывают лево- и правосторонние, Sобразные. СЛАЙД 27 Сколиозы бывают 3-х степеней: 1-я степень – искривление исчезает при активном напряжении мышц спины, например, в стойке; 2-я степень – искривление исчезает только при вытяжении позвоночника весом тела (при висах); 3-я степень – искривление не исчезает даже при висе. Искривления 1-й и 2-й степеней поддается исправлению с помощью специальных физических упражнений. Одной из основных причин искривления позвоночника является недостаточная двигательная активность, общая функциональная слабость организма. СЛАЙД 28 ● Форма стопы - полая, нормальная, уплощенная и плоская. Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством их отпечатков. Нормальной стопой считают такую, при которой ее площадь занимает от 35 до 50% от общей площади стопы. Эта форма имеет два хорошо выраженных свода – наружный и внутренний. Наружный свод несет на себе основную тяжесть тела, внутренний играет роль амортизатора, имеющего большое значение в предохранении внутренних органов человека, а также спинного и головного мозга от излишних сотрясений во время передвижения. К уплощенным стопам относят стопы с площадью опоры, лежащей в пределах от 50 до 60%. У плоских стоп площадь опоры лежит в пределах от 60 до 100%. 5.4. Физиометрия СЛАЙД 29 ● Жизненная емкость легких измеряется с помощью спирометра. Обследуемый, сделав максимальный вдох, выдыхает воздух до отказа. Жизненная емкость легких у спортсменов различных специализаций СЛАЙД 30 ● Измерения силы мышц кисти. Для используется динамометр, который берется в руку и сжимается с максимальной силой. При измерении силы кисти испытуемый сидит на стуле; рука, для которой производят измерения, вытянута вперед, согнута в локтевом суставе; свободная рука на колене. Результат учитывается в кг. Сила у неподготовленных колеблется в пределах: • у мужчин: правая кисть 35—50 кг, левая кисть — 32—46 кг, • у женщин: правая кисть 25—33 кг, левая кисть - 23—30 кг. СЛАЙД 31 Силовой показатель (СП) определяется в процентах по формуле: СП=Сила кисти (кг) / Общая масса тела (кг) х 100 %. Показатель мужчины женщины Ниже среднего < 70% < 50% Средний 70-80 % 50-60 % Выше среднего > 80% > 60% 6. МЕТОД АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ - Антропометрические стандарты физического развития определяются путем вычисления средних величин антропометрических данных, полученных при обследовании различных групп людей, одинаковых по полу, возрасту, профессии и др. - Средние величины (стандарты) антропометрических признаков вычисляются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (Х) и среднее квадратическое отклонение (σ). - При определении оценки по стандартам определяется, на сколько показатели обследуемого больше или меньше аналогичных стандартных показателей. - Для определения уровня физического развития часто пользуются методом индексов. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. СЛАЙД 32 ● Индекс массы тела используется всемирной организацией здравоохранения для характеристики степени соответствия массы тела и роста. ИМТ = масса тела (кг)/ рост в м2 Индекс массы Соответствие между массой человека тела и его ростом 16 и менее Выраженный дефицит массы тела 16—18,5 Недостаточная (дефицит) масса тела 18,5—24,99 Норма 25—30 Избыточная масса тела (предожирение) 30—35 Ожирение первой степени 35—40 Ожирение второй степени 40 и более Ожирение третьей степени (морбидное) СЛАЙД 33 ● Весо-ростовой индекс (по Кетле): Тип телосложения женщины мужчины Астеники Вес=Рост∙0,325 Вес=Рост∙0,375 Нормостеники Вес=Рост∙0,340 Вес=Рост∙0,390 Гиперстеники Вес=Рост∙0,355 Вес=Рост∙0,410 СЛАЙД 34 ● Индекс Эрисмана (пропорциональности развития грудной клетки) равен разности между величиной окружности грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. ИЭ= ОГКвп (см) – 0,5*рост (см) В норме окружность грудной клетки должна равняться полуросту. Средние величины Индекса Эрисмана: - для хорошо развитого взрослого мужчины = 5,8 см, - для хорошо развитой взрослой женщины = 3,8 см. Величина индекса Грудная клетка больше 30 см отлично развита 20 – 30 см хорошо развита 10 – 20 см средне развита 0 – 10 см слабо развита 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ Функциональные пробы проводятся для характеристики работы сердечной и дыхательной систем при реакции на физическую нагрузку. Часто в спортивной практике неблагоприятные реакции на нагрузку при проведении функциональных проб являются наиболее ранним признаком ухудшения состояния организма, т.е. занимающийся еще не чувствует никаких симптомов, например, переутомления, перетренировки, а реакция на функциональные пробы уже показывает это. При проведении любой функциональной пробы необходимо в первую очередь определить ЧСС. Если в покое ЧСС больше 100 ударов в минуту, то функциональная проба не проводится. СЛАЙД 35 ● Состояние сердечно-сосудистой системы можно контролировать ортостатической пробой. Испытуемый лежит на спине на кушетке в течение 5 минут. У него определяют ЧСС (до получения стабильных цифр). После этого он спокойно встает и вновь измеряется ЧСС. ЧСС хорошая удовлетворительная неудовлетворительная Учащение на 11 уд и < Учащение на 12-18 уд Учащение на 19 уд и > СЛАЙД 36 ● Проба Генчи характеризует состояние кровеносной и дыхательной систем организма при задержке дыхания на фоне глубокого выдоха. В положении сидя (спина прямая, мышцы расслаблены) выполняются последовательно 3 обычных вдоха и выдоха. После третьего неполного выдоха зажимают нос пальцами и задерживают дыхание на время, которое фиксируют по секундомеру. Длительность времени задержки дыхания определяется периодом в течение которого получится спокойно, без волевых усилий воздерживаться от вентиляции легких. Оценка состояния Задержка дыхания на выдохе (в секундах) Отличное больше 40 Хорошее 30 — 40 Среднее 25 — 30 Плохое меньше 25 СЛАЙД 37 ● Задержка дыхания на вдохе - проба Штанге. После 5-7 минут отдыха в положении сидя следует сделать полный вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80-90% от максимального) и задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки до ее прекращения. Продолжительность задержки дыхания в большей степени зависит от волевых усилий человека, поэтому в задержке дыхания различают время чистой задержки и волевой компонент. Начало последнего фиксируется по первому сокращению диафрагмы (колебанию брюшной стенки). У здоровых детей и подростков в возрасте 6-18 лет длительность задержки дыхания на вдохе колеблется в пределах 16-55 секунд. Здоровые взрослые, нетренированные лица задерживают дыхание на вдохе в течение 40-50 секунд, а тренированные спортсмены – от 60 секунд до 2-2,5 минут. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при утомлении снижается. Оценка состояния Задержка дыхания на вдохе (в секундах) Отличное больше 60 Хорошее 40 — 60 Среднее 30 — 40 Плохое меньше 30 СЛАЙД 38 ● Проба на дозированную нагрузку - 20 приседаний за 30 секунд, характеризует реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Испытуемый стоит в неподвижном, расслабленном состоянии тела. Трижды с интервалом равным 1 минуте подсчитывается ЧСС за 1 минуту. Минимальный по своему абсолютному значению результат подсчета используется в дальнейшем для расчета показателя. Далее выполняются 20 приседаний за 30 секунд (темп приседаний задается метрономом). И.П. – стоя, ноги врозь, руки на поясе. При каждом приседании руки выводятся вперед, туловище остается в вертикальном положении, спина прямая. После 20 приседаний подсчитывается ЧСС после нагрузки (уд/мин). Оцениваемый показатель рассчитывается по формуле: ПДН=(ЧССнагр.-ЧССисх / ЧССисх)×100%. Оценочная шкала результатов пробы на дозированную нагрузку: Баллы % 10 9 8 7 6 5 4 3 2 до 10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-68 69-70 76-80 1 >80 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ● Уровень физической подготовленности определяется с помощью различных контрольных упражнений и тестов. Самыми распространенными средствами оценки физической подготовленности являются упражнения определяющие основные двигательные качества спортсмена: выносливость, быстроту, силу, гибкость, координацию, которые входят в нормативы ГТО. СЛАЙД 39 ● Тест Купера — общее название ряда тестов на физическую подготовленность организма человека, созданных американским доктором Кеннетом для Купером в 1968 году армии США. Наиболее распространенный тест – 12-минутный бег. Рассчитывается и оценивается пройденное расстояние в метрах. Возра ст 13 19 20 29 Пол Превосход но Отлично Хорошо Удовлетво Плохо рит. Очень плохо М > 3000 2750-3000 2500-2750 2200-2500 2200-2500 < 2100 Ж > 2400 2300-2400 2100-2300 1900-2100 1600-1900 < 1600 М > 2800 2600-2800 2400-2600 2100-2400 1950-2100 < 1950 Ж > 2300 2100-2300 1900-2100 1800-1900 1550-1800 < 1550 9. ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ Самоконтроль самостоятельные регулярные наблюдения занимающегося с помощью простых доступных приемов за состоянием своего здоровья, физическим развитием, влиянием на организм занятий физическими упражнениями, спортом. СЛАЙД 40 Пример дневника самоконтроля: Число, месяц, год, время дня: 17.06.17 18:00 Показатель ЧСС утром лежа, за 15 с ЧСС утром стоя, за 15 с Результат 13 18 Разница пульса Масса тела до тренировки Масса тела после тренировки Жалобы Самочувствие Сон Аппетит Боли в мышцах Желание тренироваться Потоотделение Ортостатическая проба (утром) Настроение Болевые ощущения Работоспособность Спортивные результаты 5 70,5 68,9 Нет Хорошее Хороший, 8.5 часов, сны плохие Нормальный Боли при пальпации в икрах Большое Умеренное 3 Хорошее Нет Обычная Ни о чём
«Медико-биологические основы физической культуры.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot