Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Система средств восстановления и повышения спортивной работоспособности гандболистов

  • 👀 322 просмотра
  • 📌 294 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Система средств восстановления и повышения спортивной работоспособности гандболистов» pdf
Слайд 1 ЛЕКЦИЯ Система средств восстановления и повышения спортивной работоспособности гандболистов Слайд 2 Характеристика нагрузок в гандболе • Для создания комплексной целевой программы подготовки тренеру необходимо постоянно сопоставлять достижения в соревновательном упражнении с уровнем тренировочной нагрузки, чтобы определить наиболее эффективные средства подготовки для каждого игрока в команде. • Под понятием «нагрузка» подразумевают прибавочную функциональную активность организма, вносимую выполнением упражнений и степенью преодолеваемых при этом трудностей. Термин «нагрузка» передает количественную меру тренировочных воздействий. Слайд 3 Двигательная нагрузка полевых игроков в соревнованиях Квалификация команд Показатель Передача Бросок Ведение Рывки в нападении Рывки в защите Прыжки в нападении Прыжки в защите МСМК М 410 49 74 74 381 56 18 Ж 456 61 52 235 237 50 5 МС М 406 54 85 230 301 50 31 Ж 356 49 78 178 214 30 4 I разряд М 327 49 117 118 147 63 5 Ж 330 49 163 146 184 40 2 II, III Без разряд разряда М 260 47 127 110 99 49 М 201 30 69 94 65 38 Слайд 4 Сенситивные периоды соревновательной деятельность гандболистов • • • • Мальчики 10 лет отводят на ведение мяча 39 % всего запаса приемов нападения. При этом чаще всего это одноударное ведение, которое они используют для того, чтобы осмотреться и найти партнера для дальнейшей игры. 46 % всех приемов нападения у них приходится на передачи мяча. В 12–13 лет мальчики значительно ускоряют темп игры, ведений у них 29 %, а передач – 56 %, но с огромным количеством ошибок из-за желания скорее забросить мяч в ворота – 15 %. В 14 лет количество бросков у юношей не увеличилось, а вот передачи мяча стали более интенсивными – 71 %. Можно сказать, что в этом возрасте юноши уже проявляют на площадке уверенность в действиях, осознанно готовят ситуацию для броска. В 16 лет спортсмены снова увеличивают количество ведения мяча до 23 %. Пройти к воротам и создать голевую ситуацию становится труднее, чем в возрасте 14 лет, из-за роста подготовленности защитников соперника. Кроме того, вратарей уже необходимо обыгрывать, а это возможно только из удобного для броска положения. Слайд 5 Психическая нагрузка полевых игроков в соревнованиях • Гандбол – игра высокой степени конфликтности, прямого противостояния сторон. В процессе соревнования команд игроку приходится испытывать психическое напряжение прежде всего от борьбы с собственными слабостями: усталостью, боязнью травмы, нерезультативностью бросков. • В процессе всей игры приходится бороться с противником, который постоянно создает конфликтные ситуации. Наконец, взаимодействия с собственными партнерами не всегда ладятся, что вызывает взрыв отрицательных эмоций. Слайд 6 • • • • Особое место отводится процессам приема, переработки, хранения и передачи информации. Для правильного решения тактических задач игроки должны располагать оптимальной информацией о расположении партнеров на площадке, месте нахождения мяча, возможном противодействии противника, сигналах тренера и партнеров. Важное значение при этом имеют характеристики зрительного восприятия и прежде всего глубинного зрения (глазомера) и объема зрения (периферического зрения). Если первое связано с дистанционно-динамическими особенностями восприятия движущегося объекта, со способностью оценить расстояние до летящего мяча, движущегося партнера, то второе – с местонахождением их в игровом пространстве. Как правило, сосредоточив внимание на основном в данный момент объекте, других гандболистов игрок контролирует периферическим зрением. Слайд 7 • • • • • • • Специфические особенности деятельности формируют у гандболиста комплексное восприятие, в основе которого лежит тонкая дифференцировка раздражителей, поступающих от различных анализаторов: мышечно-двигательного, вестибулярного, зрительного, слухового, тактильного. К таким специализированным восприятиям относятся «чувство мяча», «чувство ворот», «чувство площадки» и др. Такое специализированное восприятие доступно игрокам высокого класса. Слайд 8 • • • • Тактические решения – это плод оперативной мыслительной деятельности. В ситуации выбора игрок мгновенно перебирает несколько вариантов и применяет тот, который более всего, по его мнению, согласуется с данной обстановкой. В основном гандболисты выбирают вариант из числа известных и ранее изученных, однако оперативное мышление включает в себя и элементы творческого мышления. К профессионально значимым свойствам личности гандболиста относятся интенсивность и концентрация внимания, его устойчивость и быстрота переключения. Не последнюю роль в успешном выполнении игровых действий имеют свойства личности, обеспечивающие воссоздающее воображение. На основе информации о положении мяча, расстановке партнеров и соперников игрок строит пространственно-зрительный образ последующей ситуации. Этот образ – не только пространственный, но и динамический, так как игрок предвосхищает расположение движущихся объектов через некоторый промежуток времени. На основе этого образа игрок и принимает решение о дальнейших действиях. Слайд 9 Структура подготовленности игроков • • • • Факторная структура подготовленности гандболисток обозначилась основными семью факторами Первый фактор – показатель аэробно-анаэробного энергообеспечения. Он вместил в себя семь показателей. Из них четыре – данные аэробной производительности: МПК (мл/мин/кг), ЧСС порога анаэробного обмена (ПАНО, уд./мин), ПАНО (%) и аэробная емкость. Показателем анаэробного энергообеспечения оказалась мощность гликолитического источника (ГЛИЭ, вт/кг). Вклад этого фактора в общую дисперсию выборки – 24,85 %. Второй фактор – скоростная и силовая выносливость. Этот фактор вместил в себя шесть тестовых заданий, включающих бег по дистанциям: «Бег и ведение по дистанции 30 м», «Челночный бег 30 и 100 м», «Бег по дистанции 400 м», «Бег 6 минут» и два силовых теста на время выполнения: «Отжимание в упоре лежа за 40 с», «Отжимание в упоре лежа за 20 с». Вклад этого фактора в общую дисперсию выборки – 19,46 %. Третий фактор – анаэробная производительность. Он вместил показатели анаэробной емкости, анаэробной утилизации и аэробной утилизации. Вклад этого фактора в общую дисперсию выборки – 16,75 %. Слайд 10 • • • • Четвертый фактор – скоростно-силовые способности. Этот фактор выражен пятью показателями в прыжках и метаниях. Кроме того, здесь обозначился показатель мощности креатин-фосфатного источника энергии – КФИЭ, вт/кг. Вклад этого фактора – 13,56 %, он представляет интерес для программирования подготовки гандболисток. Пятый фактор – силовые способности. В нем выявились два показателя: наиболее весомый вклад результатов теста «Упор сидялежа» и показатель тестового задания «Складной нож». Вклад этого фактора в общую дисперсию выборки небольшой -6,81 %. Шестой фактор – взрывная сила ног. В нем – показатели прыжка по Абалакову и тройного прыжка с места. Сюда же были отнесены данные мощности ГЛИЭ. Вклад этого фактора незначительный – всего 5,35 %. Седьмой фактор – координационные способности. В него вошли показатели по прыжкам, метанию мячей массой 1 кг левой рукой, двумя руками и сидя. Вклад этого фактора в общую дисперсию выборки – 4,67 %. Слайд 11 Тренировочные нагрузки игроков • • • • Зависимость физиологического эффекта от характера физической нагрузки Величина ЧСС при мышечной деятельности зависит от особенностей выполняемой мышечной работы, индивидуальных особенностей, текущего состояния игроков, влияния внешней среды. Суммарное количество сердечных сокращений, необходимое для выполнения данной работы (пульсовая сумма работы), может служить субъективным показателем реакции сердечно-сосудистой системы в ответ на величину мышечной работы. Принято ориентироваться на пять групп физической нагрузки, которая выделена по характеру энергетических превращений при работе различной интенсивности. Слайд 12 • • Нагрузка преимущественного аэробного воздействия. Верхняя граница интенсивности этого вида нагрузки у игроков высокой квалификации соответствует частоте пульса не менее 160 уд./мин. Участие анаэробных источников ограничивается только пусковой фазой. Такую нагрузку в гандболе принято называть малой. При нагрузке умеренной интенсивности организм работает в истинно устойчивом состоянии, когда кислородный запрос тут же во время работы удовлетворяется за счет текущего потребления кислорода. Нагрузка смешанного аэробно-анаэробного воздействия. В гандболе нагрузку с интенсивностью 150– 168 уд./мин принято называть средней. Такую интенсивность нагрузки гандболисты получают, участвуя в контрольных и товарищеских играх, в поточных упражнениях для совершенствования приемов игры. Слайд 13 • • • Нагрузка анаэробного гликолитического воздействия при пульсе свыше 180 уд./мин сопровождается усилением гликолиза, образованием кислородного долга. Такая работа вызывает утомление, требуя большого напряжения спортсмена, и называется высокой. Высокую интенсивность нагрузки, превышающую соревновательные требования, можно получить, создавая специальные комплексы упражнений с рывками, прыжками в субмаксимальном и максимальном режимах деятельности. При такой тяжелой работе продолжительность отдельных серий упражнений не превысит 2–3 мин. Нагрузка анаэробного алактатного воздействия. Это в основном упражнения скоростно-силового характера. Их интенсивность нельзя оценить по пульсу. Критериями их оценки служат предельное время (обычно не более 10–15 с) и высокая (близкая к максимальной) интенсивность выполнения. Нагрузка, усиливающая анаболический обмен (силовая). Критериями оценки служит высокая степень локальной нагрузки на отдельные группы мышц. ЧСС не учитывается. Это силовые упражнения. Силовые нагрузки способствуют увеличению мышечной массы и улучшению силовой выносливости. Слайд 14 • В практике физической подготовки спортсменов современные методы тренировки сведены к двум формам тренировочной работы: однократной непрерывной работе (равномерной или переменной) и прерывистой работе через определенные интервалы отдыха. • При организации тренировки методом равномерной работы на протяжении большого промежутка времени поддерживается умеренный темп. Физиологическое воздействие такой работы носит преимущественно аэробный характер. Работа выполняется в условиях «истинно устойчивого состояния». Слайд 15 • • • При однократной переменной тренировке в ходе длительной непрерывной нагрузки скорость планомерно изменяется. На заранее установленных отрезках дистанции интенсивность повышается настолько, что возникает кислородный долг, который на очередном отрезке должен быть погашен. В повторном методе тренировки интервалы отдыха произвольны. Перед каждым новым повторением спортсмен отдыхает ровно столько, сколько ему потребуется для полного восстановления сил. При данной форме тренировки основное тренирующее воздействие достигается во время самого упражнения, а паузы отдыха обеспечивают восстановление после каждой нагрузки. Такой метод применяется для совершенствования скоростных способностей, к примеру: повторные рывки, повторные броски. В интервальной тренировке основное физиологическое воздействие достигается за счет подобранных определенным образом интервалов отдыха между повторениями. Суть этого режима работы состоит в том, что регуляция нагрузки происходит по ЧСС, но ее уровень не снижается до полного восстановления. В процессе работы предполагается увеличение пульса до 180 уд./мин, а далее в паузе снижение его до 120 уд./мин. Установлено, что интервальная тренировка ведет к значительному усилению деятельности сердечно-сосудистой системы и улучшает также показатели аэробной производительности. Слайд 16 • • Комплексный метод построения упражнений широко применяется в процессе занятия на основе сопряжения различных видов подготовки. При этом работа оказывает воздействие на функциональные системы организма, повышает разнообразные двигательные способности и одновременно совершенствует технико-тактическое мастерство. Для организации процесса таким методом используются методические приемы: сокращения времени, отводимого на выполнение приема игры; уменьшения пространства для выполнения технико-тактических действий; увеличения количества мячей в упражнении; сокращения количества игроков в двусторонних играх; использования небольших отягощений. И все это в условиях, близких к соревновательным. Слайд 17 Характеристика тренировочных заданий • • • Специфическими в гандболе следует считать двигательные задания, сходные по форме и характеру проявляемых способностей с соревновательным упражнением, выполняемые при ЧСС не менее 144 уд./мин. Все остальные тренировочные задания составляют группу неспецифических нагрузок. Координационная сложность определяется тремя уровнями. К повышенной координационной сложности относятся упражнения, выполняемые с мячом и в условиях противодействующего соперника. Среднюю координационную сложность гандболисты проявляют в упражнениях с мячом, но при отсутствии соперника, или при наличии противодействующего соперника, но при отсутствии мяча. Малой координационной сложностью характеризуются тренировочные задания, выполняемые без мяча и без активного противодействия. Это простые задания. По энергообеспечению тренировочные задания характеризуются по преимуществу источника обеспечения работы как аэробные, смешанные и анаэробные. Слайд 18 Понятие физической работоспособности и факторы ее определяющие • • Под термином «физическая работоспособность» обычно понимают потенциальную способность человека проявлять максимум физического усилия в статической, динамической или смешанной работе. В повседневной жизни и в своей профессиональной деятельности человек использует только небольшую долю физической работоспособности. Физическая работоспособность тесно связана с уровнем двигательной активности и состоянием здоровья. У лиц, страдающих гипокинезией, развивается гиперхолестеринемия, гиперлипидемия, в тканях происходит накопление продуктов перекисного окисления липидов. У физически активных индивидуумов смертность от коронарной болезни в возрасте до 55 лет в 2-3 раза ниже, чем у людей с сидячей работой. Слайд 19 Физическая работоспособность – это комплексное качество, зависящее от многих факторов: • 1. Телосложения; • 2. Физического развития; • 3. Состава тела (морфологические показатели); • 4. Аэробной и анаэробной энергопродукции; • 5. Силы мышц и локальной мышечной выносливости; • 6. Нейромышечной координации (ловкости); • 7. Состояния опорно-двигательного аппарата (подвижность суставов); • 8. Состояния здоровья (наличие острых и хронических заболеваний); • 9. Психического состояния (способность противостоять утомлению, работать «до отказа»). Слайд 20 Компоненты комплексного механизма физической работоспособности Слайд 21 • • • Различают эргометрические (характер, мощность, продолжительность и интенсивность выполненной работы) и физиологические (биохимические) показатели физической работоспособности. Говоря об эффективности проделанной работы, нужно учитывать «физиологическую цену», которую организм «заплатил» за достижение высоких результатов. Чем выше работоспособность, тем ниже эта «цена». Например, работоспособность будет тем выше, чем меньше увеличивается частота сердечных сокращений и дыхания во время физической нагрузки. Слайд 22 • Количественной мерой физической работоспособности принято считать единицы работы: килограммометр (кгм), ватт (Вт), джоуль (Дж), ньютон (Н). • Есть возможность произвести сравнение отдельных единиц работы: • 1 Вт = 0,001 кВт = 0,1433 ккал/мин = 1 Дж/с = 6,12 кгм/мин; 1 Н = 1 кг м/с (ньютон – сила которая телу массой 1 кг сообщает ускорение 1 м/с); • 1 ккал/мин = 69,767 Вт = 0,093557 лошадиных сил; • 1 лошадиная сила = 745,7 Вт; • 1 кгм/мин = 0,1635 Вт. Слайд 23 • В более узком смысле физическую работоспособность понимают как функциональное состояние кардиореспираторной системы, поскольку, в повседневной жизни интенсивность физической нагрузки невысокая, она имеет выраженный аэробный характер, поэтому обычную повседневную работу лимитирует именно система транспорта кислорода. Слайд 24 • Нельзя, однако, по уровню отдельных факторов (даже и главных) судить о физической работоспособности в целом. Это может привести к совершенно неправильным выводам особенно тогда, когда обследуемое лицо главное внимание уделяет тренировке мышечной силы. Поэтому необходимо помнить о том, что чем больше будет количество измеренных факторов, тем точнее станет представление о физической работоспособности обследуемого. Слайд 25 • • Изменение функционального состояния сердечнососудистой системы выявляется с помощью ряда функциональных проб (тестов). Применение функциональных проб с дозированными физическими нагрузками позволяет получить объективные данные о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы и организма спортсмена в целом, выявить ранние нарушения работоспособности, т. е. усталости и перетренированности и т. д. Динамические исследования с использованием функциональных проб позволяют наблюдать за тренированностью спортсменов, а так же изучать у них адаптацию сердечно-сосудистой системы к изменениям режима тренировки и условиям внешней среды (например, в условиях измененного барометрического давления, жаркого климата и т. д.). Слайд 26 • Исследование системы кровообращения с применением физических нагрузок (функциональных проб) имеет важное значение для спортивной медицины. Любая спортивная деятельность, тренировки или соревнования, постоянно связана с различной степенью выраженности физического напряжения. • Характер приспособляемости к нему организма в значительной степени и определяет работоспособность спортсмена и его возможности в достижении высоких спортивных результатов. Слайд 27 • Установлено, что в процессе регулярной спортивной тренировки приспособительные механизмы системы кровообращения к нагрузкам совершенствуются. Прежде всего, это проявляется в характере ответных реакций организма на предлагаемые ему физические нагрузки, и в первую очередь реакций сердечно-сосудистой системы. Слайд 28 Восстановление работоспособности в процессе подготовки • Под восстановлением необходимо понимать систему специальных средств и методов, с помощью которых можно обеспечить требуемый уровень физической, функциональной и психической подготовленности как отдельного игрока, так и команды в целом. • Нельзя игнорировать тот вред, который приносят организму тренировки в состоянии острого или хронического недовосстановления, что ведет к травмам опорно-двигательного аппарата, возникновению соматических и инфекционных заболеваний. Слайд 29 • Нельзя игнорировать тот вред, который приносят организму тренировки в состоянии острого или хронического недовосстановления, что ведет к травмам опорно-двигательного аппарата, возникновению соматических и инфекционных заболеваний. Слайд 30 Педагогические методы коррекции Программирование процесса Оптимальное построение тренировочного занятия Ведение здорового образа жизни Научно обоснованное планирование деятельности Оптимальное программирование микро-, мезо- и макроцикпов Разнообразие средств и методов подготовки Соответствие тренировочной нагрузки уровню подготовленности Соблюдение принципов тренировки Педагогический, врачебный контроль, самоконтроль Соответствие занятия циклу тренировки Проведение общей и специальной разминки Проведение заключительной части тренировки Рациональное чередование нагрузки и отдыха Преемственность и сочетаемость упражнений Индивидуализация нагрузки тренировочных заданий Использование упражнений на расслабление Культура труда и быта Культура личностного общения Культура сексуального поведения Самоуправление и самоорганизация Оптимальные режимы питания, сна, отдыха Соблюдение санитарии и гигиены Отказ от вредных привычек Слайд 31 • • • • Эти методы реализуются преимущественно в виде физических упражнений. Процесс коррекции в данном случае заключается в том, что после утомления определенных мышечных групп при спортивной деятельности выполняются движения с вовлечением в работу мышц, не принимавших заметного участия в предыдущей работе. Восстановительный эффект проявляется также при переключении с одного вида работы на другой. Педагогические методы коррекции являются основными, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузки и отдыха. Выбор того или иного средства повышения работоспособности и их сочетание должны осуществляться в зависимости от характера и степени утомления игрока, его индивидуальных особенностей. Слайд 32 • Важное место среди методов коррекции занимают медико-биологические методы, которые имеют два уровня. • К первому уровню медико-биологических методов относятся постоянно используемые методы – физические упражнения, питание, витамины, режим труда и отдыха, закаливание, очищение организма. • Ко второму уровню методов восстановления относятся методы, применяемые по необходимости. Это – фитотерапия, физиотерапия, фармакология, терапия, массаж, ускоряющие восстановительные процессы и борьбу с утомлением. Слайд 33 • Важное место в комплексе медико-биологических средств восстановления работоспособности занимают физические упражнения. Особенно полезны упражнения на растягивание мышц, при выполнении которых происходит восстановление подвижности в суставах, нарушенной в результате укорочения мышц, связок, сухожилий из-за напряжений при спортивной деятельности. • Упражнения на расслабление, координацию движений, равновесие, а также дыхательные упражнения способствуют устранению утомления. Слайд 34 Психологические методы коррекции Психогигиена Психопрофилактика Психотерапия Формирование целевых установок Здоровый стиль жизни Культура общения в семье, коллективе Предупреждение перенапряжения и отрицательных эмоций Самоуправление, самоорганизация Самоконтроль Мотивация деятельности Формирование ценностных ориентаций Профессиональная ориентация Профессиональный отбор Предупреждение конфликтных ситуаций Использование физических упражнений Врачебно-педагогическое наблюдение и контроль Коррекция установки ценностных ориентаций Психическая саморегуляция (самовнушение, аутогенная тренировка, мышечная релаксация, дыхательная гимнастика) Специальная психотерапия (врачебные консультации, психическая тренировка, социально-психологический тренинг) Слайд 35 • Однако в практике подготовки к соревнованиям и в учебно-тренировочной деятельности их применение пока ограничено стихийными и интуитивными действиями тренера. • Это происходит из-за отсутствия необходимых знаний спортивной психологии у наставников команд и недостатка специалистов в этой области. • Важно знать, что полноценный комплекс коррекционных мероприятий может осуществляться только при активном включении самого гандболиста в этот процесс. Слайд 36 ? Вопросы и задания • • • • • • • • • • • • • • • • 1. Как проявляются физические качества в соревновательной деятельности? 2. Особенности двигательной деятельности полевых игроков различного амплуа. 3. Как изменяется ЧСС полевых игроков? 4. Каковы особенности энергообеспечения соревновательной деятельности игроков разного пола и квалификации? 5. Какие приемы задержания мяча выполняют вратари в соревнованиях? 6. Сколько и каких двигательных актов выполняет вратарь в игре? 7. Какова ЧСС у вратаря в игре? 8. Охарактеризуйте фазы мобилизационной готовности вратаря. 9. Опишите структуру подготовленности гандболисток. 10. Какое воздействие оказывают нагрузки при пульсе до 150 уд./мин? 11. Какое воздействие оказывают нагрузки при пульсе 150–180 уд./мин? 12. Какое воздействие оказывают нагрузки при пульсе выше 180 уд./мин? 13. Дайте характеристику тренировочным заданиям для гандболистов. 14. Охарактеризуйте педагогические методы восстановления. 15. Охарактеризуйте медико-биологические методы восстановления. 16. Охарактеризуйте психологические методы восстановления.
«Система средств восстановления и повышения спортивной работоспособности гандболистов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Талаи В.А., Уткин Е.Г., Железной А.В.
Автор(ы) Хуббиев Ш. З., Баранова Т. И.
Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot