Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Внеурочная деятельность современных школьников
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ
ШКОЛЬНИКОВ
Пряникова Марина Геннадьевна
почётный работник общего образования РФ, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ
СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Аннотация: статья посвящена вопросам организации внеурочной деятельности в начальной школе как социализации детей. Автор раскрывает задачи,
формы и виды внеурочной деятельности. На основе анализа проведения внеурочной кружковой работы на примере МБОУ «СОШ №6» города Новокузнецка
определяется степень социализации детей младшего школьного возраста на основе формирования ценностного отношения к социальной реальности.
Ключевые слова: социализация, внеурочная деятельность, начальная
школа, раскрытие способностей, ориентация внеурочной деятельности.
Начальная школа – новый и очень значимый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется
сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус
и увеличивается потребность в самовыражении, а также ответственность.
Начальная школа совпадает с важным периодом формирования личности
ребенка. Младший школьник впервые оказывается в коллективе сверстников, которые не просто являются товарищами по играм, но конкурентами в новой для
учащихся учебной деятельности. Младший школьный возраст благоприятен для
успешной социализации в силу большой любознательности детей 6–9 лет: эмоциональность восприятия, подражательный характер и ориентация на авторитет
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
взрослого в поведении и деятельности, высокое доверие учителю и стремление
связывать приобретенный личный социальный опыт с изучаемым материалом.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие
требования к обучающимся и их воспитанию. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие формированию ценностного отношения обучающихся к окружающей действительности.
Уже в раннем возрасте дети должны получить возможность раскрыть свои
способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном
мире. Развить в себе те или иные способности поможет внеурочная деятельность,
которая в нашей школе служит одним из самых важных инструментом социализации младшего школьника. Социализация‐ процесс усвоения индивидом образ-
цов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного
функционирования в данном обществе, охватывает все процессы приобщения к
культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает способность участвовать в социальной жизни. Основными параметрами личностного развития ребенка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на
общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинство, независимость в суждениях. Внеурочная деятельность способствует возможности выбора широкого спектра занятий,
направленных на развитие ребенка. Учащиеся нашей школы вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и
способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Программы внеурочной деятельности ориентированы на обозначенные новым стандартом начального общего образования направления воспитательной
работы в школе: спортивно‐оздоровительное, духовно‐нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Школа XXI века: тенденции и перспективы
Внеурочная деятельность современных школьников
В нашей школе они все реализуются в форме кружков и секций – это «Театральная», «Разговор о правильном питании», «Оригами», «Тестопластика», «Подвижные игры», «Интеллектика», «Весёлый английский», «Краеведение», «Загадочная информатика», «Танцы». Все занятия проводятся в разнообразных формах: игры, беседы, викторины, проектная деятельность, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет
сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает
выводы, анализирует свою деятельность.
Работа в этих кружках даёт хорошую возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимся и классным руководителем.
Спортивно‐оздоровительное направление: «Здоровейка», «Здоровое пита-
ние», «Подвижные игры», «Танцевальная площадка» – способствует всесторон-
нему гармоническому развитию личности ребенка, формированию физически
здорового человека, а также мотивации к сохранению и укреплению здоровья.
На занятиях учащиеся с удовольствием реализовывают различные проекты:
«Накрой стол для друзей», «Создадим зоны здоровья в школе», «Какие продукты
полезны»; создают и распространяют различные буклеты «Мы выбираем
дружбу», «Мы выбираем здоровье», «Вежливым ты должен стать». В процессе
выбора темы проектов или буклетов дети должны для себя ответить на вопросы:
Что мне интересно больше всего? О чём хотелось бы узнать, как можно больше?
Чем я мог бы гордиться? Чем я могу заинтересовать окружающих? В проектах
младших школьников прослеживается связь с повседневной жизни, личный интерес и жизненный опыт.
Общекультурное направление: «Тестопластика», «Оригами». Занятия в
кружках – это создание творческих проектов, посещение выставок, конкурсы.
Способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного,
творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
компетенций. Дети изготавливают сувениры к праздникам, участвуют в коллективных проектах по составлению различных панно как из бумаги, так и теста: «В
синем море рыбы плещут», «Птицы нашего края», «К нам приходит Новый год».
Общеинтеллектуальное направление: «Умники и умницы», «Интеллектика», «Занимательный французский», «Весёлый английский». Занятия в кружках проходят в форме логических игр, составления диалогов, беседы, занимательных игровых занятий. Способствуют формированию функциональной грамотности, логического мышления, основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы, обогащению словарного запаса учащихся, формированию коммуникативной и общекультурной
компетенций, универсальных учебных действий. Ребята на занятиях вырабатывают привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному
решению. Знакомятся с культурой разных стран.
Социальное направление: «Кукольный театр» – способствует формированию функциональной грамотности, обогащение словарного запаса учащихся,
развитие фонематического слуха, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций, универсальных учебных действий.
Этот кружок развивает удивительное умение непринуждённо вести диалог,
актёрские способности, умение чувствовать и сопереживать, развивает художественный вкус детей. Перед тем как создать спектакль сами актёры вместе с родителями изготавливают кукол и весь реквизит. Дети с огромным желанием и
вдохновением показывают спектакли не только в школе, но и подшефном детском суду.
Духовно‐нравственное направление: «Краеведение». Занятия проходят в
виде: бесед, экскурсий, целевых прогулок, игр нравственного и духовно‐нрав-
ственного содержания по изучению и приобретению знаний об истории своего
города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях
Кемеровской области, познакомить с достопримечательностями и, что немало
Школа XXI века: тенденции и перспективы
Внеурочная деятельность современных школьников
важно, людьми, строившими и прославившими родной край. Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников,
она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Наши учащиеся участвуют в разных конкурсахпроектах «Профессии нашего города», викторина – «Экознайка», «Сбережём
ёлочку», реализовывают проекты «Экологии Кузбасса», «Мы хотим вам рассказать», «Красная книга Кузбасса», «Кем из моих близких (предков) я горжусь»,
«Люди, которыми славится наш Кузбасс». Дети с огромной заинтересованностью изучают особенности родного края, создают книги «Страницы истории
родного края», «Кузнецкая Земля в прошлом», создание кроссворда «Наш край»,
участвуют в экскурсиях музея Боевой славы, музея-заповедника «Томская писаница», музея-заповедника «Красная горка» и др.
Приобретение школьниками социальных знаний, формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение опыта самостоятельного
социального действия в ходе реализации программ внеурочной деятельности помогает нашим учащимся успешно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях, социальных благотворительных акциях как
муниципального, так и всероссийского уровней.
Список литературы
1. Аникеев М.В. Формирование духовных ценностей у младших школьников через актуализацию веры в нравственный идеал: Автореф. дис…. канд. нед.
наук [Текст]. Тула, 2004. 23 с.
2. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой
школе / Т.Н. Ивочкина, Т.И. Григус, Л.А. Спирина и др. Новокузнецк: Издво
МОУ ДПО ИПК, 2004. 51 с.
3. Вульфов, Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка/
Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе
социализации личности ребенка / Б.З. Вульфов – Челябинск, 1996. – 652 с.
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших
школьников / Научные сообщения // Педагогика. 2009. №5. С. 7–27.
6. Кривов, Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике
/ Педагогика / Ю.И. Кривов – 2003. – №2. – 342 с.
7. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов – Завуч начальной школы, №6, 2011.
8. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство
реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа», №2,
2007.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования / М‐во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Школа XXI века: тенденции и перспективы