Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Внеурочная деятельность современных школьников

  • 👀 630 просмотров
  • 📌 548 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Внеурочная деятельность современных школьников» pdf
Внеурочная деятельность современных школьников ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Пряникова Марина Геннадьевна почётный работник общего образования РФ, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №6» г. Новокузнецк, Кемеровская область ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Аннотация: статья посвящена вопросам организации внеурочной деятельности в начальной школе как социализации детей. Автор раскрывает задачи, формы и виды внеурочной деятельности. На основе анализа проведения внеурочной кружковой работы на примере МБОУ «СОШ №6» города Новокузнецка определяется степень социализации детей младшего школьного возраста на основе формирования ценностного отношения к социальной реальности. Ключевые слова: социализация, внеурочная деятельность, начальная школа, раскрытие способностей, ориентация внеурочной деятельности. Начальная школа – новый и очень значимый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении, а также ответственность. Начальная школа совпадает с важным периодом формирования личности ребенка. Младший школьник впервые оказывается в коллективе сверстников, которые не просто являются товарищами по играм, но конкурентами в новой для учащихся учебной деятельности. Младший школьный возраст благоприятен для успешной социализации в силу большой любознательности детей 6–9 лет: эмоциональность восприятия, подражательный характер и ориентация на авторитет Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» взрослого в поведении и деятельности, высокое доверие учителю и стремление связывать приобретенный личный социальный опыт с изучаемым материалом. Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их воспитанию. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие формированию ценностного отношения обучающихся к окружающей действительности. Уже в раннем возрасте дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Развить в себе те или иные способности поможет внеурочная деятельность, которая в нашей школе служит одним из самых важных инструментом социализации младшего школьника. Социализация‐ процесс усвоения индивидом образ- цов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе, охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает способность участвовать в социальной жизни. Основными параметрами личностного развития ребенка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинство, независимость в суждениях. Внеурочная деятельность способствует возможности выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие ребенка. Учащиеся нашей школы вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Программы внеурочной деятельности ориентированы на обозначенные новым стандартом начального общего образования направления воспитательной работы в школе: спортивно‐оздоровительное, духовно‐нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Школа XXI века: тенденции и перспективы Внеурочная деятельность современных школьников В нашей школе они все реализуются в форме кружков и секций – это «Театральная», «Разговор о правильном питании», «Оригами», «Тестопластика», «Подвижные игры», «Интеллектика», «Весёлый английский», «Краеведение», «Загадочная информатика», «Танцы». Все занятия проводятся в разнообразных формах: игры, беседы, викторины, проектная деятельность, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Работа в этих кружках даёт хорошую возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимся и классным руководителем. Спортивно‐оздоровительное направление: «Здоровейка», «Здоровое пита- ние», «Подвижные игры», «Танцевальная площадка» – способствует всесторон- нему гармоническому развитию личности ребенка, формированию физически здорового человека, а также мотивации к сохранению и укреплению здоровья. На занятиях учащиеся с удовольствием реализовывают различные проекты: «Накрой стол для друзей», «Создадим зоны здоровья в школе», «Какие продукты полезны»; создают и распространяют различные буклеты «Мы выбираем дружбу», «Мы выбираем здоровье», «Вежливым ты должен стать». В процессе выбора темы проектов или буклетов дети должны для себя ответить на вопросы: Что мне интересно больше всего? О чём хотелось бы узнать, как можно больше? Чем я мог бы гордиться? Чем я могу заинтересовать окружающих? В проектах младших школьников прослеживается связь с повседневной жизни, личный интерес и жизненный опыт. Общекультурное направление: «Тестопластика», «Оригами». Занятия в кружках – это создание творческих проектов, посещение выставок, конкурсы. Способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» компетенций. Дети изготавливают сувениры к праздникам, участвуют в коллективных проектах по составлению различных панно как из бумаги, так и теста: «В синем море рыбы плещут», «Птицы нашего края», «К нам приходит Новый год». Общеинтеллектуальное направление: «Умники и умницы», «Интеллектика», «Занимательный французский», «Весёлый английский». Занятия в кружках проходят в форме логических игр, составления диалогов, беседы, занимательных игровых занятий. Способствуют формированию функциональной грамотности, логического мышления, основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы, обогащению словарного запаса учащихся, формированию коммуникативной и общекультурной компетенций, универсальных учебных действий. Ребята на занятиях вырабатывают привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Знакомятся с культурой разных стран. Социальное направление: «Кукольный театр» – способствует формированию функциональной грамотности, обогащение словарного запаса учащихся, развитие фонематического слуха, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций, универсальных учебных действий. Этот кружок развивает удивительное умение непринуждённо вести диалог, актёрские способности, умение чувствовать и сопереживать, развивает художественный вкус детей. Перед тем как создать спектакль сами актёры вместе с родителями изготавливают кукол и весь реквизит. Дети с огромным желанием и вдохновением показывают спектакли не только в школе, но и подшефном детском суду. Духовно‐нравственное направление: «Краеведение». Занятия проходят в виде: бесед, экскурсий, целевых прогулок, игр нравственного и духовно‐нрав- ственного содержания по изучению и приобретению знаний об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Кемеровской области, познакомить с достопримечательностями и, что немало Школа XXI века: тенденции и перспективы Внеурочная деятельность современных школьников важно, людьми, строившими и прославившими родной край. Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Наши учащиеся участвуют в разных конкурсахпроектах «Профессии нашего города», викторина – «Экознайка», «Сбережём ёлочку», реализовывают проекты «Экологии Кузбасса», «Мы хотим вам рассказать», «Красная книга Кузбасса», «Кем из моих близких (предков) я горжусь», «Люди, которыми славится наш Кузбасс». Дети с огромной заинтересованностью изучают особенности родного края, создают книги «Страницы истории родного края», «Кузнецкая Земля в прошлом», создание кроссворда «Наш край», участвуют в экскурсиях музея Боевой славы, музея-заповедника «Томская писаница», музея-заповедника «Красная горка» и др. Приобретение школьниками социальных знаний, формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение опыта самостоятельного социального действия в ходе реализации программ внеурочной деятельности помогает нашим учащимся успешно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях, социальных благотворительных акциях как муниципального, так и всероссийского уровней. Список литературы 1. Аникеев М.В. Формирование духовных ценностей у младших школьников через актуализацию веры в нравственный идеал: Автореф. дис…. канд. нед. наук [Текст]. Тула, 2004. 23 с. 2. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе / Т.Н. Ивочкина, Т.И. Григус, Л.А. Спирина и др. Новокузнецк: Издво МОУ ДПО ИПК, 2004. 51 с. 3. Вульфов, Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка/ Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка / Б.З. Вульфов – Челябинск, 1996. – 652 с. 4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения). Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников / Научные сообщения // Педагогика. 2009. №5. С. 7–27. 6. Кривов, Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Педагогика / Ю.И. Кривов – 2003. – №2. – 342 с. 7. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов – Завуч начальной школы, №6, 2011. 8. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа», №2, 2007. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М‐во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. Школа XXI века: тенденции и перспективы
«Внеурочная деятельность современных школьников» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot