Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Виды исследований

  • 👀 364 просмотра
  • 📌 335 загрузок
  • 🏢️ ШЭМ ДВФУ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Виды исследований» pptx
Курс « Дизайн исследовательского проект а» . Лекция 2 « Виды исследований» ШЭМ ДВФУ, курс лекций Автор Рыжова Н.П. « Мот ивация» 2 лекции: Не всегда мож но сразу пост авит ь « крутой» исследовательский вопрос (2б). РДВ, несмотря на 150 летние попытки государства, направленные на его развитие остается одним из самых малонаселенных и слаборазвитых в России. Современные работы, посвященные дискуссиям о факторах неравномерности экономического развития, все большее внимание уделяют историческим, географическим, культурным факторам. Акцент настоящего исследования – на влиянии культуры. Ключевой сложностью в оценке эффектов культуры является их эндогенность к экономическому развитию. Иначе говоря, невозможно понять, порождаются ли особенности культуры экономической динамикой, или сама динамика роста является следствием культурных особенностей. В нашем проекте мы делаем ставку на «естественный эксперимент», пытаясь оценить, как «советская культура» влияет на экономическое, социальное и политическое развитие региона. Основу проекта составляет уникальный «естественный эксперимент» - введение стокилометровой зоны вдоль советской границы за пределы О чем лекция? О разны х т ипах исследований Прежде чем добраться до «крутого» вопроса, исследователь преодолевает разные этапы. Выполняя ✓поисковые, ✓описательные, ✓аналитические, ✓интерпретативные… И вновь описательные – аналитические - ... Ст рукт ура лекции 1. Классификация исследований • По предмету: теоретическое vs эмпирическое. • По типам данных: ✓количественные vs качественные; • По целям: ✓поисковое/ разведывательное; описательное; аналитическое; интерпретативное. По предмет у: теорет ические vs эмпирические Цели и стратегии Теорет ические Эмпирические Создание теоретических (= математических) моделей явлений и ключевых понятий (спрос, предложение, равновесие, рост и т.п.). Тестирование гипотез, не опирающихся на формальные математические модели. Получение значимых статистичесих результатов, затем – обоснование математической модели. Вариант – качественное обоснование. Например, Маркс Затем – тестирование для реальной экономики Пример Неоклассическая модель экономического роста Солоу, опирающаяся на производственную функцию Кобба-Дугласа. Рост нормы сбережения ведет к ускорению темпов экономического роста. Гравитационная модель международной торговли предсказывает объемы взаимной торговли в зависимости от «тяжести» экономики (ВВП) и расстояния между странами. Мое исследование Классиф икация по т ипу данны х 1. Качест венны е методы : кто? что? как ? когда? почему ? • Неколичественный характер данных (язык, эмоции, стереотипы). Получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования Этнография, интервью, наблюдение, фокус-группа, экспертные оценки (Дельфи) и т.д. 2. Количест венны е методы : сколько? • Понятие о масштабе, частоте выпадения, взаимосвязи Эксперимент и квазиэксперимент, наблюдение, опрос, корреляционный анализ Классиф икация эмпирического ИП по целям • Поисковое. Понимание нового феномена. Сбор данных, формирование концептов (ПРИМЕР. неформальная экономика = скрытый характер неформальных практик предполагает «разведку». К.Харт) • Описание. «Сложить все данные вместе». Классификация феномена, определение концепта, производство таксономий (ПРИМЕР-1. Оценка доли неформальной экономики в ВРП разных стран. ПРИМЕР-2. Неформальная экономика, очевидно, разнообразна и может быть классифицирована по степени нелегальности. Канцелененбойген). • Анализ. Изучение причинно-следственных связей между переменными. Тестирование формальных гипотез. (ПРИМЕР. Оценка влияния неравенства на распространение неформальной активности). • Интерпрет ация. Вписать результаты эмпирического исследования в теоретическую дискуссию/ предложить более глубокое объяснение каналов влияния одних факторов на другие. (ПРИМЕР. Как формальные правила / барьеры исключают предпринимателей из легальной экономики. Де Сото) Анализ не обязательно только на количественны х данны х!!! Качественны е методы Поисковое Описательно е Аналитическо е Количественны е методы Интерпретативное АКАДЕМИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬС КИЙ Идея «Полоса отселения» Усовершенствовать программу ДВ гектар Стать предпринимателем в рамках программы ДВ г Поиск Почему и как была создана приграничная полоса отселения? Дескрипци я Как изменялось пространственное расселение Юга РДВ в 1927-2010 гг Как воспринимается программа ДВ гектар населением региона? Каков социальный портрет заявителей на программу ДВ гектар Анализ Оказывает ли советская культура влияние на современное экономическое развитие? Каковы ограничения использования ДВ гектара для предпр.д.? Различия в видах возможного пред-ва на гектарах в зависимости от географического положения участка Как влияет доступность рынков сбыта на потенциальную эффективность бизнеса? (город далеко – близко) Как можно решить проблему транспортной удаленности при условии, что незанятым осталось ограниченное кол-во участков Интерпрета Что такое «советская ция культура» и как она проявляется в современных поселках «полосы отселения» Как влияет освещение программы ДВ гектар на динамику подачи заявок? Почему при большом количестве заявок их значительная часть не удовлетворяется? Рефлексия • Зачем нам нуж но знат ь о мот ивации, проблеме, исследовательском вопросе? • Зачем нам нуж но знат ь о том, какие т ипы исследований сущест вуют ? Техническое задание • Техническое задание (план исследования) — документ, в котором описывается, как будет проводиться исследование, какие результаты будут получены, а также отражаются сроки и стоимость работ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на проведение исследования миграционного потенциала работ ников предприят ий Дальнего Востока, осущест вляющих работ у вахтовы м методом • Определение возможностей переезда на постоянное место жительства в городские агломерации Хабаровска и Владивостока сотрудников предприятий, осуществляющих работу вахтовым методом на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (далее – регионы Дальнего Востока). • Определение предложений по территориальному размещению и экономической целесообразности создания новых поселений в пределах городских агломераций Хабаровска и Владивостока для постоянного проживания сотрудников дальневосточных предприятий, осуществляющих работу вахтовым методом в регионах Дальнего Востока. • Для составления программы исследования/ ТЗ – подбора источников данных – метода сбора данных – подбора методов анализа данных – планирования этапов работ ПРОБЛЕМА: В рамках создания территорий опережающего развития Дальнего Востока в ближайшие годы будет создано более 100 тыс. рабочих мест, в т.ч. в инновационных сферах экономики. Уже сейчас многие компании, в т.ч. созданные в ТОРах, вынуждены использовать труд вахтовых работников (сотрудников предприятий, проживающих за пределами субъектов Дальнего Востока и осуществляющих работу вахтовым методом на территории субъектов). При этом далеко не во всех сферах деятельности эта стратегия оправдана. Кроме того, вахтовые работники – как непостоянное население – в меньшей степени участвуют в формировании внутреннего спроса по сравнению с населением, постоянно проживающим на территории. Цель: Определить, каковы возможности переезда вахтовых работников (и членов их семей) на постоянное место жительства в городские агломерации Хабаровска и Какие данны е есть? (почти никаких) Какие данны е мож но получить? (опрос) И как ? (если опрос, то кого Возмож но опрашивать только ?) Качественн ое исследован ие? Только оценки – экспертны Дизайн е опросы ! Поискового Два разных – для вахтовиков и для рук-лей. + Для HR С открытыми вопросами, с минимум гипотез Какой проводник? Кого опрашивать? Руководители дальневосточных предприятий и их сотрудникивахтовики. Выборка рук-лей – по видам деятельности. По продолж-ти работы в ДВФО Вахтовики – по видам деят-ти, по категориям Какие вопросы Если исследование – поисковое, то… преимущественно качественны е методы … Почему привлекают вахтовиков? Что заставит тратится на укоренение? Что заставит переехать? Рекрутинг Проведение интервью (сколько интервьюеров) Транскрипты Базы данных Как кодировать? Какие аналитические таблицы нужны? АНАЛИТИЧЕСК ИЙ Выборка - кого включать? - сколько? - как находить Инструменты - 2 проводника Объем данных ПОЛЕВОЙ ЭТАП ПОДГОТОВКА Если понимаем, что дизайн поисковы й и качест венны й, то мож ем перейти к … ПЛАНИРОВАНИЮ ЭТАПОВ Общие т ребования к ТЗ Проблема (управленческая, социальная, академическая) Цели • Конкретные (измеримые), по степени достижения которых можно будет судить об эффективности исследования. 3 макс География исследования (объ ект исследования) • Четко ограниченный Задачи (каждая – это определенный метод) • Думаем о наличии / отсутствии количественных и качественных данных. Возможности их получения Содержание и эт апы работ (с указанием источников данных) • Как будет проводиться исследование? – Информация, которую необходимо получить (какие данные?), – Методы, с помощью которых она будет получена; – Выборка (и генеральная совокупность) Календарны й план. Бюдж ет Работа над блогом Прислать единый список ссылок на блоги всех студентов группы преподавателю, ведущему практические занятия 1) Постоянная работа по наполнению 2) В блоге должно появиться 4 эссе. Едины й срок для групп «первой волны»: 25.10, 8.11, 22.11, 6.12 Едины й срок для групп «второй волны»: 3.11, 17.11, 1.12, 15.12 3) Комментирование эссе коллег. Преподаватель, ведущий практику «открывает» дискуссию (после дедлайн). В течении недели Вы можете поспорить с коллегами (тем, что они написали в своих блогах). Преподаватель будет модерировать эту дискуссию. И в его руках распределение !дополнительных! баллов. Всего в его руках 5 на каждую тему. Он может их отдать одному студенту, или разделить между ними Что т акое эссе? Что ож идается в блоге Эссе - чет ко вы раж енная позиция автора по проблеме (конкрет ны й тезис). a) Введение – основной тезис (сформируете из вопроса, который предложит преподаватель / обязательное чтение «базового текста»), замечание о структуре статьи b) Основная часть с перечнем доводов (аргументов), соотносящихся с тезисом + эмпирические примеры (дополнительное чтение текстов из списка преподавателей) c) Заключение Как написат ь эссе? ✓Прочитать «обязательный текст» ✓По возможности прочитать дополнительные тексты ✓Написать эссе по «обязательному тексту» (можно использовать технологию «письмо в зонах») ✓Иллюстрировать эссе примерами дополнительных текстов Основная литература • Норт Д. Институты, институциональные изменения Дополнительная литература. Вопросы : • Институты имеют значение. Почему это утверждение Д.Норта (не)актуально с современном мире. Или • Институциональная экономическая теория – новый экономический мейнстрим. Прокомментируйте это утверждение, используя работу Д.Норта Лекция 3. Количест венны е методы Задание на работ у в группе Генерирование идей для исследовательского, предпринимательского и социального проекта (опираясь на теоретический текст – напр, Полтерович о трансплантации рыночных институтов) и используя «затравочный» материал: - закончите работу по мотивации, проблеме и вопросу трех типов проекта - Подготовьте презентацию. Презентация – 1-2 слайда – должны быть распечатаны (преподавателю + по одной на малую группу). Не забудьте в распечатке указать № группы, название группы, фамилии участников (оценки!!) Ст рукт ура презент ации Академичес кий проект Идея (может бы ть одна на все три типа проекта) Мотивация Проблема (противоречие) Исследовательск ий вопрос Социальны й проект Предпринимате льский проект
«Виды исследований» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot