Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Программа конкретного социологического исследования. Выборка: виды и методы.

  • 👀 388 просмотров
  • 📌 373 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Программа конкретного социологического исследования. Выборка: виды и методы.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Программа конкретного социологического исследования. Выборка: виды и методы.» pdf
Курс «Введение в профессию» Дисциплина «Практикум по социологическим исследованиям» 1 семестр 4 семестр Преподаватель – к.пс.н. доцент Ванновская Ольга Васильевна Программа конкретного социологического исследования. Выборка: виды и методы Тема №1 «Психология как профессия» www.akme.edu.ru Программа конкретного социологического исследования. Выборка: виды и методы Тема: Программа конкретного социологического исследования. Выборка: виды и методы. Три основных этапа: социологического исследования 1) подготовительный; 2) основной (полевой); 3) заключительный. Основные задачи этапов представлены в таблице № 1. Таблица № 1 Этапы социологического исследования Определение предмета и задач исследования, рабочей гипотезы, методов исследования, исполнителей и сроков исполнения. Разработка документов программиро2. Подготовка к сбору информации ванного сбора информации, пилотажное исследование. Наблюдение, изучение документов, 3. Сбор информации опрос, эксперимент. Проверка, группировка, сводка, вычисление относительных величин, по4. Обработка информации. строение статистических рядов, составление таблиц. Интерпретация данных, формулирование выводов, оформление отчета об 5. Оценка результатов исследовании, разработка предложений. 6. Реализация результатов исследования 1. Разработка программы и организация плана На подготовительном этапе разрабатывается программа исследования (стратегия). www.akme.edu.ru -1 - Программа конкретного социологического исследования. Выборка: виды и методы Таблица № 2 Структура программы исследования Методологический раздел Методический раздел 1. Определение проблемы, объекта и предмета исследования. 2. Определение цели и задачи исследования. 3. Предварительный анализ объекта исследования. 4. Интерпретация основных понятий. 5. Разработка гипотез исследования. 6. Определение модели исследования. 1. Принципиальный план исследования. 2. Методы и процедуры сбора и анализа первичных данных. Методика социологического исследования - совокупность операций, приемов и процедур сбора информации их обработка и анализ. Совокупность навыков, умений, приемов деятельности по организации и проведению социологического исследования (например, искусство составления анкет, построения шкал и т.п.) называется его техникой. Формулировка проблема исследования: провести анализ проблемной ситуации, которую можно определить как реальное противоречие. Формулировка проблемы исследования предполагает проведение определенной теоретической работы, в частности, выявление того, какие именно аспекты проблемы может решить социология, какие элементы проблемы являются главными, а какие второстепенными, и главное - какие аспекты проблемы уже решены другими исследованиями, а какие - предстоит решить в данном исследовании, т.е. четко определить границы поиска в проблеме. В результате анализа определяется тема исследовательского проспекта, которая содержит в себе указание на предмет исследования. Для этого вначале определяется ОБЪЕКТ исследования. В качестве объекта выступают те или иные общности людей (носители проблемы), а затем ПРЕДМЕТ исследования: те стороны и те свойства объекта, непосредственно подлежащие изучению, чтобы получить ответ на интересующий исследователя вопрос. Ни одно исследование не в состоянии охватить все многообразие взаимодействий, характеризующее данный объект. Поэтому в предмете исследования обозначаются пространственные границы, в пределах которых изучается объект исследования, временная граница. В качестве временной границы служит www.akme.edu.ru -2 - Программа конкретного социологического исследования. Выборка: виды и методы определенный период времени. Это может быть конкретный год или даже месяц. Под ЦЕЛЬЮ исследования понимается тот конечный результат, который исследователь намерен получить после завершения работы. В задачах исследования содержится тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Могут быть основными и дополнительными. Интерпретация понятий - теоретическое уточнение основных (исходных) понятий проводится для того, чтобы исследователь ясно и четко представлял себе содержание (смысл) понятий (терминов), с которыми он работает, употреблял их разнообразно, не допуская различных толкований одного и того же понятия. В результате уточнения понятий у социолога складывается некоторая модель (словесный аналог) реального объекта, которая позволяет уточнить, поставить более конкретно, а, иногда, выявить новые свойства и отношения изучаемого предмета анализа. Цель операционализации понятий – установить связь концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов. От правильного проведения этого этапа зависит успех дальнейшего процесса исследования, в том числе в разработке гипотез. ГИПОТЕЗА: (от греч. hypothesis - основание, предложение) - обоснованное научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки. Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся значение носит вероятностный характер. Можно разделить: - по задачам исследования выделяют основные и не основные гипотезы, - по содержанию - объяснительные, описательные гипотезы и гипотезы следствия. Выдвигаемая гипотеза должна отвечать ряду требований: - не должна содержать понятий, которые не имеют эмпирических показателей в рамках данного исследования; - должна быть доступна проверке (верификации) в ходе исследования; - должна содержать в своей формулировке указание на способ ее проверки; www.akme.edu.ru -3 - Программа конкретного социологического исследования. Выборка: виды и методы - должна быть простой и не содержать различного рода условий и оговорок. Отвечающие данным требованиям гипотезы как предварительные (предположительные) объяснения явления, называются рабочими. Они повышают оперативность исследования, подсказывают правильность выбора объекта и предмета исследования, а также методов сбора социальной информации. После формирования гипотез можно переходить к разработке инструментария исследования, то есть совокупности методических и технических приемов проведения исследования, воплощенных в соответствующих операциях и процедурах. В состав инструментария входят методики сбора первичных данных, опросные листы (анкеты) и перечень соответствующих социальных показателей (индикаторов) и шкал, служащих инструментом для оценки информации. Шкалы могут быть: вербальными, то есть иметь словесное выражение (например, показатель - уровень образования, шкала: начальное, среднее высшее); числовыми, графическими, номинальными (неупорядочными), состоящими из перечня качественных объективных характеристик (например, пол, возраст или мотивы, мнения и т.д.); ранговыми (порядковыми) - шкала упорядочения проявлений изучаемого свойства в строгом порядке от наиболее значимого к наименее и наоборот; интервальными (метрическими) - шкалы разностей (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального свойства (например, возраст, пол, стаж работы и др.). В социологической практике, как правило, используются ранговые шкалы с тремя или пятью позициями, расположенными симметрично. www.akme.edu.ru -4 - Программа конкретного социологического исследования. Выборка: виды и методы Таблица № 3 Типы шкал Номинальная шкала Ранговая шкала Интервальная (порядковая) (метрическая) шкала - применяется для измерения прежде всего объективных признаков респондентов (пол, семейное положение, профес- - изменяет множество - измеряет свойства и свойств и признаков со- признаки, которые мож- циальных явлений но выразить числом сия) Основной характеристикой качества измерения в социологии является степень соответствия измеренного показателя (средства измерения) тому, что подлежит измерению - валидность (от лат valid - имеющий силу, обоснованный). Определением объекта исследования не завершается решение вопроса о количестве и характере той совокупности объектов, которая должна быть непосредственно охвачена данным исследованием. Обследование всей совокупности индивидов объекта – «генеральная совокупность» требует значительных финансовых затрат и затрат времени, что удлиняет сроки исследования. Поэтому, как правило, непосредственно обследуется часть элементов генеральной совокупности, отобранной при помощи специальных методов (выборочная совокупность). Процедура отбора подмножества элементов генеральной совокупности, позволяющей делать выводы обо всем множестве элементов называется выборкой. Помимо экономии средств и сокращения сроков исследования, выборка реализует фундаментальный принцип рандомизации, то есть случайного отбора. Равенство шансов попадания в выборку для каждого исследования, то есть отбор «наугад» гарантирует от намеренных и непреднамеренных искажений. Сама процедура выборки заключается в том, что вначале определяется единица выборки - элемент генеральной совокупности, выступающий в качестве единицы отсчета. www.akme.edu.ru -5 - Программа конкретного социологического исследования. Выборка: виды и методы Наилучшей моделью образования выборки из генеральной совокупности считается вероятностная или случайная выборка - метод, при котором строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку для всех единиц изучаемой совокупности и для любых последовательностей таких единиц. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности называется репрезентативностью. Разумеется, при осуществлении выборки возможны ошибки как при ее построении, так и в ходе использования списков элементов, которые могут оказаться неполными (ошибки выборки). Каждое конкретное социологическое исследование – это уникальное сочетание объекта и предмета исследования, целей, задач и, соответственно, методов исследования. www.akme.edu.ru -6 -
«Программа конкретного социологического исследования. Выборка: виды и методы.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot