Урок в процессе обучения физической культуре
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 8
УРОК В ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
План
1. Урок как форма организации дидактических процессов
2. Урок в процессе обучения физической культуре
3. Содержание и структура урока физической культуры в общеобразовательной школе
4. Формы организации деятельности педагога и учащихся на уроке физической культуры
5. Требования к уроку физической культуры в школе
Литература
1. Железняк Ю. Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «физическая культура». - М, 2004.
2. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. М., 1998.
1. Урок как форма организации дидактических процессов
Уже давно люди осознали необходимость предварительной подготовки подрастающих поколений к жизни. В Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Руси практиковалась индивидуальная форма обучения детей жизненно важным двигательным действиям: бегу, метанию, прыжкам, лазанию, плаванию, передвижению по снежной поверхности, по льду, стрельбе из лука, верховой езде, кулачному бою, борьбе и др.
В последующие периоды истории возникла необходимость в массовой подготовке служителей духовенства и военного класса. Стали проводить групповые занятия.
В Средние века формируется классно-урочная система обучения, опыт которой обоснован выдающимся философом и педагогом Я.А. Коменским (1592—1670) в трудах «Великая дидактика», «Законы благоустроенной школы» и др.
Прогрессивные педагогические идеи выдающихся мыслителей XVII—XIX вв. Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и других сыграли большую роль в становлении классно-урочной системы как основной формы обучения в школе и организации занятий по физическому воспитанию. Физическое воспитание становится одним из компонентов обучения и воспитания в школах — филантропах, которые возникли в Германии и Великобритании в конце XVIII в.. Появились новые системные направления занятий физическими упражнениями — немецкая гимнастическая система, шведская гимнастическая система Хенрика Линга.
Урок еще не имел определенной структуры. Вместе с тем Линг выдвинул тезис о том, что каждое занятие — это замкнутое единство, поэтому его следует начинать с разминки. В основной части урока он рекомендовал наиболее интенсивную физическую нагрузку, а завершалось занятие упражнениями на расслабление.
В практике физического воспитания учащихся общеобразовательных школ шведская и немецкая гимнастические системы постепенно слились и распространились во все государства, где осуществлялось физическое воспитание школьников, включая Россию.
В середине XIX в. большое распространение в восточноевропейских государствах получила Сокольская гимнастика, основанная Мирославом Тыршем (1832— 1884). Урок по Сокольской гимнастике состоял из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Содержание урока отличалось разнообразием средств физического воспитания.
Работы П.Ф.Лесгафта поставили физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ России на подлинно научную основу. Он конкретизировал цель и задачи урока физического воспитания, его структуру, содержание, формы организации деятельности педагога и учащихся.
Идеи выдающихся русских педагогов К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, Н.И. Пирогова, П.Ф.Лесгафта, Е.А.Покровского и других о необходимости физического воспитания детей школьного возраста нашли свое отражение в директивных документах Советской России.
Уроки по предмету «Физическая культура» школ I и II ступеней имели оздоровительно-гигиеническую направленность. Одновременно осуществлялись морально-волевое воспитание занимающихся и обучение их жизненно важным двигательным действиям.
Структура урока физической культуры, разработанная одними из первых советских специалистов по теории и методике урока А.А. Зикмундом и В.В. Белиновичем, состояла из 6—8 частей. Каждая часть подчинялась решению конкретной педагогической задачи, и содержание частей составляли определенные комплексы физических упражнений с учетом характера их воздействий на организм занимающихся.
В 1918—1930 гг. главным в обучении считалось осознание учеником того, что и как надо выполнить. Повторение, способствующее автоматизации движения, считалось дрессурой и поэтому исключалось. Изучались многие разновидности одного и того же спортивного упражнения. К методам обучения относили объяснение, команду, страховку и имитацию.
Большинство ученых единственно целесообразной системой обучения физическим упражнениям считали повторение изучаемого движения в целом.
Со становлением социалистической системы физического воспитания на основе комплекса ГТО были разработаны программы, направленные на формирование и развитие двигательных умений и навыков в ходьбе на лыжах, скоростном беге, прыжках, метаниях, гимнастических упражнениях, играх.
На Московской Международной гимнастической конференции 1933 г. была принята пятичастная схема урока. Она включала: введение занимающихся в работу, общую проработку мускулатуры и укрепление органов дыхания и кровообращения; совершенствование общей координации движений, выработку и совершенствование навыков, применяемых в трудовой и боевой деятельности; овладение умением применять усвоенные навыки и выработанные психофизические качества в сложных и незнакомых условиях среды; завершение работы занимающихся.
Одновременно наметилась тенденция к дифференцированию уроков по видам учебного материала, составляющего наибольший объем содержания урока («урок с акцентом на спортивные игры», гимнастики, лыжной подготовки и др.), и по направленности («комплексный урок физической подготовки», «тренировочный урок» и др.). Возникла необходимость классификации уроков физической культуры.
Уже в 1935 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР утвердил схему урока по данной дисциплине, состоявшей из четырех частей.
В 1930— 1940-е гг. интенсивно развивались научно-методические основы системы физического воспитания, в обучении все более стала подчеркиваться познавательная сторона. Из методов упражнений практиковалось целостное выполнение двигательного действия. Такой метод назывался ускоренным изучением. Многократное повторение двигательных действий продолжали рассматривать как «дрессуру».
В теории и практике урока физической культуры этого периода (1946—1959) была предпринята попытка выдвижения на передний план его образовательной направленности при принципиально строгом обеспечении оздоровительного и воспитательного воздействий на занимающихся. Появились попытки классифицировать уроки физической культуры, обосновать их трехчастную или четырехчастную структуру. Начиная с 1960-х гг. доминирующие позиции занимает трехчастная структура.
В 1961 —1985 гг. физическое совершенство утверждается как один из трех компонентов структуры гармонически развитой личности.
Достижения психологии и педагогики потребовали перестройки содержания и структуры урока физической культуры на образовательно-инструктивной направленность.
Современный урок физической культуры, его направленность, содержание, структура — это результат многолетних поисков ученых-специалистов по теории и методике физического воспитания и учителей физического воспитания.
2. Урок в процессе обучения физической культуре
Уже давно урок определяется как основная форма организации учебно-воспитательного процесса. От других форм организации учебной и воспитательной работы его отличают: постоянство состава учащихся, регламентированность содержания, продолжительности, места и времени проведения, обязательность посещения, ведущая роль учителя и др.
Однако, функции урока в структуре процесса обучения остаются как бы вне определяемого понятия. Из определения предмета выпадал основной признак процесса обучения. Только, выделение структурного элемента процесса обучения, «шага», позволило выявить функциональную взаимосвязь урока как организационной формы и процесса обучения.
«Шаг» дидактических процессов содержит в себе виды непосредственного и опосредованного взаимодействия учителя и учащихся(6 звеньев).
Непосредственное дидактическое взаимодействие педагога и коллектива класса, направленное на достижение частичной, но завершенной цели обучения реализуется только на уроке физической культуры.
Урок физической культуры можно принять за один микроцикл функционирования учебно-воспитательного процесса, образующий впоследствии циклы сравнительно больших уровней — недельные, месячные, четвертные, годичные, ступенчатые и одиннадцатилетние.
Понятие «урок физической культуры» определяется как ограниченная во времени единица учебно-воспитательного процесса, ориентированная на достижение завершенной, но частичной цели предмета «Физическая культура».
Такая интерпретация урока физической культуры согласуется с определением урока как элемента процесса обучения.
Урок физической культуры отличается от уроков по другим дисциплинам специфичностью функций, цели, задач данного предмета, связанной с этим особенностью содержания, формами организации деятельности учащихся, методами обучения, воспитания и развития, комплексным характером их применения. На уроках физкультуры реализуются во взаимосвязи и взаимозависимости образовательно-инструктивные, оздоровительно-рекреационные и воспитательно-развивающие задачи. Учебно-воспитательный процесс проходит дифференцированно с учетом особенностей возраста, пола, физического развития, состояния здоровья, двигательной подготовленности учащихся. Уроки могут быть организованы на площадках, в спортивных залах, бассейне, на местности при различных температурных режимах с использованием специального инвентаря и оборудования.
Таким образом, урок физической культуры, будучи основной формой организации учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине, выступает как один из элементов дидактической системы, представленный в структуре дидактических процессов.
3. Содержание и структура урока физической культуры в общеобразовательной школе
Согласно исследованиям многие учителя физической культуры под содержанием урока физической подразумевают лишь физические упражнения, выполнение которых составляет предмет деятельности учащихся. Часть поурочного плана, где написано «Содержание», обычно посвящается описанию физических упражнений.
Учитывая взаимосвязь урока с процессом обучения, содержание урока рассматривают как совокупность сущностных сторон процесса обучения, куда входят:
1. деятельность учителя и учащихся;
2. результаты, на достижение которых ориентировано взаимодействие педагога и учащихся, выраженные в знаниях, навыках (умениях), а также морфологических и функциональных изменениях в организме учащихся;
3. физические упражнения, выполнение которых обеспечивает достижение намеченной цели урока.
Деятельность учителя — важнейший компонент содержания урока физической культуры. Она предшествует активной познавательной деятельности учащихся и направляет ее.
Наиболее значимые моменты деятельности учителя:
◦ определение и конкретизация цели урока;
◦ обоснование педагогических задач урока, решение которых обеспечивает достижение соответствующей цели;
◦ подготовку места проведения урока;
◦ организацию учащихся для активной учебной деятельности;
◦ постановку перед учащимися учебной задачи;
◦ обеспечение ее восприятия;
◦ осознание учебной задачи;
◦ психофизиологическую подготовку учащихся к решению задач основной части урока;
◦ организацию активной учебной деятельности;
◦ получение конкретной информации о качестве учебной деятельности школьников;
◦ оценку полученной информации;
◦ анализ и обсуждение результатов учебной деятельности с учащимися;
◦ коррекцию собственных педагогических воздействий на коллектив учащихся класса (группы учащихся или отдельных из них);
◦ определение содержания самостоятельных учебных заданий для учащихся;
◦ помощь и страховку при выполнении практических учебных действий;
◦ регулирование учебной нагрузки учащихся;
◦ подведение итогов урока;
◦ организованное завершение урока определением групповых, общих и индивидуальных заданий на дом.
Данный перечень элементов деятельности учителя и их последовательность может быть иной.
Наибольшую трудность испытывают учителя при постановке цели и задач перед коллективом класса, т. е. переводе собственных целей и задач в цели и задачи коллектива класса.
Деятельность учащихся, реализуемая в соответствии с деятельностью учителя, может иметь следующие разновидности:
• подготовку к уроку (приобретение формы, одежды, обуви, соблюдение норм личной и общественной гигиены, выполнение домашних заданий, психологической настройки к активной деятельности на уроке);
• явку на место проведения урока;
• сосредоточение внимания на его педагогических воздействиях (словесных, зрительных и др.);
• выполнение команд, распоряжений, заданий учителя;
• восприятие и осознание учебных заданий (задач);
• проектирование собственных действий;
• активную интеллектуальную и практическую познавательную работу;
• само- и взаимоконтроль за результатами практической работы;
• получение конкретной информации о качестве собственной учебной деятельности;
• самооценку учебной деятельности (взаимооценка);
• само- и взаимоанализ оценочных суждений;
• обсуждение результатов учебной деятельности с другими учащимися и учителем;
• внесение корректив в собственную учебно-познавательную деятельность и др.
Деятельность учащихся на уроке по данной дисциплине сопряжена с выполнением физических упражнений. Но физические упражнения без учета совместной деятельностью учителя и коллектива учащихся, педагогических, физиологических и психологических закономерностей процесса обучения, вне взаимосвязи с заранее намеченной дидактической целью урока не могут обеспечить ожидаемого образовательно-воспитательного и оздоровительно-рекреационного результата.
Физические упражнения составляют важнейший по объему и значимости компонент содержания урока физической культуры. Из 45 минут школьного урока физической культуры на непосредственное выполнение физических упражнений в VI—VII классах общеобразовательных школ (учащиеся 13 — 15 лет) используется до 90 % общего времени.
Моторная плотность тесно связана с типом урока. Наибольшей моторной плотностью отличаются уроки по изучению нового материала (89,8 %), повторения пройденного (80,6 %), смешанные (83,8 %) и наименьшей — контрольные (60,6 %).
Результаты взаимодействия учащихся с педагогом, регламентируемого задачами урока и его предметным содержанием, зависят от определенных функциональных процессов, происходящих в различных системах организма. Сдвиги в психофизиологических процессах и изменения в состоянии занимающихся обусловливают последующие сдвиги в развитии функций различных систем организма, сформированность конкретных знаний, двигательных и инструктивно-методических умений школьников, которые не всегда возможно точно определить на каждом уроке. Результаты взаимодействия учителя и учащихся составляют внутреннюю, относительно скрытую сторону содержания урока физической культуры.
Все перечисленные составляющие содержания урока тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эта взаимосвязь характеризует Другой значимый признак урока физической культуры — его структуру.
Проблема структуры урока широко освещалась в отечественной литературе. Однако общепризнанного и исчерпывающего определения понятия «структура урока» пока нет ни в дидактике, ни в теории и методике физического воспитания.
Интерпретация урока как взаимосвязь и последовательность физических упражнений справедлива лишь отчасти и при этом необходимо учитывать взаимосвязи и последовательность деятельности педагога и учащихся. Решающей является именно структура деятельности преподавания и учения.
Понимание урока как ограниченной во времени функциональной единицы процесса обучения связывает структуру урока с самим процессом обучения. Структура урока в одном случае будет в основном повторять структуру целостного обучения, а в другом — частично отразит данный процесс. За структурные элементы урока нельзя принимать такие его компоненты, как традиционный опрос, изучение нового, закрепление и т.д. В качестве структурных элементов урока рассматриваются «шаги», обусловливающие движение к цели, т.е. усвоению его содержания. Содержание этих «шагов», их объем и порядок изменчивы, зависят от содержания учебного материала, дидактической цели, закономерностей процессов усвоения, состава класса и методического почерка учителя.
Структура урока физической культуры отражает последовательность учебно-воспитательного процесса: постепенное вовлечение учащихся в познавательную деятельность, достижение требуемого уровня психофизического состояния; поддержание достигнутого уровня на протяжении определенного времени урока; постепенное доведение учащихся к состоянию, близкому к исходному, и переключение на очередной вид деятельности в режиме учебного дня школы. Здесь требуются четкая структура и строгий переход от одной части к другой в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений, навыков и развития двигательных качеств. Это также сопряжено с соблюдением оздоровительной и воспитательной направленности каждого урока.
Однако части урока формируются из определенных циклов взаимодействия педагога и коллектива класса, своеобразных «шагов» движения учебно-воспитательного процесса на уроке.
Выделим основные элементы — структурные компоненты урока:
а) организация подготовки учащихся к уроку;
б) постановка цели урока и обеспечение ее восприятия учащимися;
в) психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и активная познавательно-рекреационно-двигательная деятельность занимающихся;
г) обучение двигательным действиям;
д) развитие двигательных качеств;
е) воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности;
ж) контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельности занимающихся;
з) коррекция учебно-воспитательных воздействий;
и) снижение физической нагрузки учащихся;
к) подведение итогов урока;
л) задание на дом;
м) организованное завершение.
Эти элементы, будучи объединенными, составляют вводную, основную и заключительную части урока физической культуры, обеспечивают реализацию его педагогической цели и задач.
Например, структура урока, схематично записанная с использованием букв, обозначающих тот или иной названный его элемент: Г (а б в г д е ж з и к л м). Буква, вынесенная за скобки, обозначает тип урока — обучение, а буквы в скобках — взаимосвязь и последовательность действий педагога.
Такая форма записи содержания и структуры урока позволяет:
• наглядно воспринимать тип и вид урока;
• со временем составить картотеку уроков определенного содержания и структуры по годам обучения школьников;
• не испытывать затруднений в разработке планов или планов-конспектов уроков физической культуры;
• привлекать к анализу и оценке своей деятельности документальные материалы, хранящиеся в картотеке уроков;
• комбинировать содержание и структуру путем перестановки цифр и букв, символизирующих части и элементы урока физической культуры;
• обеспечить максимально возможное варьирование элементов по частям урока при подготовке учителя к очередному уроку физической культуры с учетом метеорологических условий, материально-технической базы, направленности физкультурных и спортивных интересов школьников и других факторов;
• четко выразить технологическую направленность дидактических процессов по физической культуре в школе.
Под структурой урока физической культуры следует понимать взаимосвязь и последовательность деятельности педагога и коллектива класса, осуществляемые в соответствии с логикой достижения его цели.
В общеобразовательных школах используется преимущественно трехчастная структура урока физической культуры.
Вводная часть урока создает предпосылки для основной учебно-воспитательной работы.
Цель вводной части урока физической культуры — обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность учащихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установки.
Достижение цели осуществляется решением следующих педагогических задач урока:
1) организовать коллектив учащихся класса, овладеть их вниманием;
2) дать учащимся установку на активную познавательную деятельность;
3) создать благоприятные психические и эмоциональные условия взаимодействия деятельностей преподавания и учения;
4) организовать постепенное включение в работу органов и систем, общее разогревание опорно-двигательного аппарата учащихся;
5) сформировать готовность к выполнению учебной работы в основной части урока.
По мере необходимости можно решать и некоторые образовательные и воспитательные задачи, но не в ущерб специфической функции — введению учеников в работу.
Средства — разнообразные физические упражнения, техника которых уже хорошо освоена или же поддается быстрому усвоению:
◦ различные построения и перестроения;
• варианты ходьбы, бега и прыжков, выполняемых в рамках постепенно повышающихся, но относительно умеренных нагрузок;
• хорошо знакомые игры (не связанные с большим напряжением или длительными паузами в деятельности отдельных учеников).
В основной части урока должны быть достигнуты результаты, предусмотренные учебной программой, документами оперативного и текущего программирования и планами образовательных, воспитательных, развивающих (оздоровительных) мероприятий.
Цель — обеспечить активную учебную работу учащихся класса для получения конкретных знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, выраженных сдвигами психических и морфофункциональных показателей развития двигательных, духовно-нравственных и волевых качеств занимающихся.
Достижению цели основной части способствует решение следующего комплекса педагогических задач:
• общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также воспитание и поддержание хорошей осанки, закаливания организма;
• вооружение учащихся общими и специальными знаниями:
• формирование и совершенствование двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера;
• общее и специальное воспитание двигательных (физических), а также проявляемых в двигательной деятельности моральных, интеллектуальных и волевых качеств.
Одновременно решаются задачи нравственного и эстетического воспитания.
Средства — разнообразные виды физических упражнений, которые обеспечивают эффективное решение перечисленных задач.
В основную часть могут включаться и упражнения, характерные для вводной и заключительной частей, если необходимо создать какие-либо дополнительные предпосылки для проведения основных упражнений, восстановить временно снизившуюся работоспособность и т.п.
Заключительная часть урока. Цель — приведение организма в оптимальное для последующей деятельности состояние, а также создание по возможности установки на предстоящую учебную деятельность.
Наиболее характерные задачи этой части:
• снижение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и
нервной систем до нормы;
• снятие излишнего напряжения отдельных групп мышц;
• подкрепление навыка правильной осанки;
• регулирование эмоционального состояния;
• подведение итогов учебной деятельности, краткий разбор, если необходимо, отдельных моментов поведения учащихся;
◦ задания на дом.
Средства:
▪ варианты ходьбы и других естественных движений, направленные на постепенное снижение напряжения функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
▪ упражнения на расслабление и осанку;
▪ специальные упражнения на внимание;
▪ танцевальные упражнения и игры относительно спокойного характера;
▪ художественные формы передвижений под музыку, песню.
Временные рамки и содержание рассмотренных частей урока весьма изменчивы, так как зависят от особенностей и состояния занимающихся, задач, намеченных для данного занятия, специфики избранных средств, общей продолжительности урока, внешних условий работы и других факторов.
Таблица 1
Соотношение частей урока физической культуры и их зависимость от возраста учащихся (класса)
(по А.Н.Хану, 1975)
Класс
Кол-во учеников
Длительность частей урока, мин (X ± 5)
Учеников
подготовительной
основной
заключительной
I
47
13,20 ±2,40
19,55+ 6,14
11,45 ± 2,21
II
52
13,41 + 1,55
20,06 ± 5,09
11,13+ 1,14
III
57
11,10 ±2,16
22,45 ±4,51
10,55 ±2,07
IV
58
11,33 ± 2,31
24,47 ±6,15
8,40 ±3,15
V
46
10,00 ±3,53
28,55+ 8,10
6,05+ 2,11
VI
49
9,40 ±3,18
29,40 ±9,13
5,40 ±2,21
VII
53
9,33 ±2,44
31,16+9,01
4,11 ±1,55
VIII
57
8,25+ 4,01
31,58 + 9,17
4,37 ±3,16
IX
47
7,33+ 3,10
33,06 ±8,15
4,21 ±3,00
X
46
8,18 ±3,46
32,27 ±8,05
4,15+ 3,31
В начальной школе объем времени урока (45 мин) равномерно распределяется на вводную и заключительную части и составляет 11 — 13 мин, или по 20 —25 %. При этом в I и II классах на первую часть урока выделяют в среднем по 13 мин и на третью — примерно по 11. Основная часть урока физической культуры в младших (I —III) классах занимает 45 —46 % общего времени (19 — 22 мин).
Начиная с IV класса, опытные учителя физической культуры выделяют сравнительно меньше времени на подготовительную и особенно заключительную части урока, одновременно увеличивая объем основной части.
Младшим школьникам в силу известных особенностей возрастного развития по сравнению с подростками и юношами из V— VIII и IX—XI классов требуется больше времени для организации их к учебной деятельности и психофизической адаптации к познавательной деятельности, сопряженной с использованием физических упражнений.
Кроме того, объяснение и показ подготовительных физических упражнений в младших классах ведутся учителем в несколько замедленном темпе по сравнению со старшими классами.
4. Формы организации деятельности педагога и учащихся на уроке физической культуры
Общение, реализуемое непосредственно на уроках двумя сторонами дидактического взаимодействия, в общей дидактике получило название формы организации деятельности учителя и учащихся на уроке.
В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике физического воспитания выделена и «особая организационно-методическая форма проведения упражнений» — круговая тренировка, упрочившая свои позиции в практике с начала 1970-х гг.
Фронтальная форма организации предусматривает выполнение учащимися всего класса одинакового для всех задания под руководством учителя. Ведущее место при этом отводится совместной работе. Все учащиеся слушают объяснения учителя, или наблюдают за его действиями, или выполняют физические упражнения, т.е. возникают специфические коммуникативные отношения между учителем и коллективом класса. Учитель направляет работу учащихся непосредственно или косвенно (опосредованно).
Одинаковые задания могут выполняться одновременно всем классом поочередно, по одному, по двое, несколькими учениками (с паузами) или потоком. Потоком можно выполнять только те физические упражнения, которые прочно усвоены учащимися. Поточная организация учебной деятельности требует хорошей дисциплины и относительной простоты выполняемых упражнений, надежную страховку.
Положительная сторона данной формы организации заключается в том, что в активные двигательные действия вовлекаются все ученики класса; отрицательная — ограничены возможности учителя внимательно наблюдать за каждым учеником, нельзя вовремя предотвратить, обнаружить и исправить ошибки, постоянно следить за поведением учащихся. Физические упражнения можно выполнять в группах, отделениях, всем классом.
Педагог осуществляет прямое, непосредственное психоэмоциональное воздействие на коллектив класса, побуждает ответную реакцию (мысли, чувства, переживания, практические действия). Здесь учитель имеет возможность взаимодействовать со всем классом.
Эффективной фронтальная форма организации может быть только в том случае, если у учителя сформированы умения держать в поле своего внимания всех учащихся класса, обеспечивать одновременную и активную деятельность каждого ученика, поддерживать рабочую дисциплину.
Фронтальная форма особенно рациональна на уроках физической культуры в I — IV классах, поскольку младшие школьники отличаются большей подвижностью и не могут подолгу оставаться в бездеятельном состоянии. Кроме того, содержание обучения состоит из сравнительно несложного материала, учитывающего учебные возможности данного контингента учащихся. Фронтальная форма успешно применяется и в работе с учащимися средних и старших (V—IX и X—XI) классов, особенно в вводной и заключительной частях урока. Однако это не исключает возможности применения фронтальной формы и в основной части урока, если такая необходимость обусловлена его педагогической целью и конкретными задачами.
Групповая форма организации предусматривает временное деление коллектива класса на несколько групп (команд, звеньев, отделений) и выполнение каждой группой «своих» заданий по указанию учителя и с помощью подготовленного им еще задолго до этого урока актива учащихся.
Группы не должны быть постоянными, поскольку в их составе учащиеся разного уровня успеваемости (подготовленности), что в последующем может затруднить реализацию принципа единства обучения, равное право на образование и на развитие способностей. Учебная деятельность учащихся при этом выполняется группами — одновременно всей группой и в группе — поочередно.
По команде учителя начинается и заканчивается работа групп и смена заданий в группах. Групповая форма применяется преимущественно в основной части урока, когда изучаются два или более разнородных и сложных физических упражнения.
Положительные моменты: стимулируется самостоятельная работа школьников, которая содействует формированию у них потребности в самообразовании, что наиболее важно на данном этапе. Учитель имеет возможность уделить больше внимания группе учащихся, выполняющих наиболее сложные упражнения, оказывать им помощь и страховать их. Групповая форма занятий активизирует учащихся, повышая их интерес к уроку, позволяет выполнять упражнения в индивидуальных темпе и ритме, подбирать упражнения, наиболее соответствующие силам и способностям состава данной группы и каждого ученика в отдельности. На группы ученики распределяются с учетом пола, уровня физической подготовленности, состояния здоровья. Выполняется эта работа в начале учебного года.
Осуществляя руководство всем классом, учитель занимается непосредственно с тем отделением, которое выполняет упражнения, требующие страховки, когда упражнения еще только разучиваются. Остальными отделениями руководят специально подготовленные учащиеся-активисты. Когда на уроке повторяются ранее изученные упражнения, учитель может, наблюдая за всем классом, переходить от одного отделения к другому. Если же в классе нет подготовленного актива и коллектив учащихся все еще не приучен к самостоятельной работе, то не рекомендуется создавать более двух групп. А возможно, следует временно избегать проведение такого урока. В этом случае необходима систематическая и целенаправленная подготовка коллектива к групповой форме занятий:
• постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя;
• обсуждение и составление плана учебного задания в группе;
• определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей;
• организация работы по выполнению учебного задания;
• наблюдения учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся, взаимный контроль за выполнением задания в группе;
• краткие сообщения учащихся (по вызову учителя) о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение, исправление дополнительной информации и подведение итогов деятельности;
◦ оценка работы групп и коллектива класса в целом.
По мнению Ю. К. Бабанского, в хорошо продуманной и подготовленной группой работе, кроются большие воспитательные возможности. Кооперация побуждает учащихся обмениваться опытом, мнениями, формировать собственное мнение, обсуждать целесообразный путь выполнения поставленных заданий, познавать усвоенное.
Индивидуальная форма организации: каждый ученик получает индивидуальное задание, которое он должен выполнить независимо от других. Такая форма организации деятельности отвечает способностям и возможностям отдельных учащихся (и хорошо успевающих, и среднеуспевающих, и слабоуспевающих), позволяет отрегулировать темп выполнения заданий в соответствии с индивидуальными учебными возможностями учащихся при решении одних и тех же задач, например в развитии двигательных качеств на подготовительном этапе. При этом учитель наблюдает за деятельностью каждого учащегося, помогает определить рациональный способ достижения поставленной задачи. Педагогическая ценность данной формы в том, что она содействует активизации деятельности каждого учащегося. На уроке применяются так называемые учебные карточки, где в доступной форме предписан алгоритм индивидуального задания. Заданиям придается частично или полностью поисковый, исследовательский характер. В этом случае перед учащимися ставятся учебные задачи с определением или без определения конкретных двигательных заданий, путей решения задачи, это содействует формированию самостоятельности. Выполнение индивидуальных заданий начинается и заканчивается по команде учителя.
Индивидуальная форма может быть применена на уроках физической культуры всех типов.
Особую ценность они представляют на подготовительном этапе, когда в процессе самостоятельных занятий формируются двигательные и инструктивно-методические умения.
В структуре школьного урока физической культуры индивидуальная форма организации используется во всех трех его частях, чаще всего в IX—XI классах. Однако это не исключает ее применения в младших и средних классах.
Задания учителя могут быть выполнены:
• одновременно всеми учащимися, получившими задание в течение определенного времени (30 с - 1,5 мин) свободно бегать, прыгать, лазать, бороться, играть и т.д.;
• одновременно всеми учащимися, получившими разрешение
в течение определенного времени заняться любым
из предложенных учителем физических упражнений;
• отдельными учениками по особым заданиям (облегченным или усложненным с учетом индивидуальных особенностей детей) учителя.
Используя индивидуальную форму на уроках, учитель полнее удовлетворяет запросы и интересы учащихся, создает оптимальные возможности для их физической подготовки, предлагая упражнения-задания, наиболее соответствующие их учебным возможностям и потребностям, целенаправленно организуя педагогический процесс.
Круговая тренировка представляет собой наиболее развитую ступень групповой формы организации и рекомендована для систематического использования на уроках физической культуры с IV—V классов.
В литературе описаны несколько разновидностей круговой формы, наибольшей популярностью пользуются «станционные занятия» и круговая тренировка. Круговая тренировка дает возможность самостоятельно получать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки. Для школьного урока физической культуры эта форма приобретает особое значение, так как позволяет организовать учебную деятельность одновременно всего коллектива класса с относительной самостоятельностью и использованием большого количества оборудования и инвентаря.
В зависимости от конкретных задач урока круговая форма организации уместна во всех трех его частях.
Включение круговой формы в вводную часть урока считается целесообразным в тех случаях, когда предстоит еще более интенсивная работа в его основной части, требующая большего напряжения, в освоении определенных умений и навыков различных движений. Комплекс подводящих упражнений подготавливает учащихся к предстоящей работе.
Применение круговой тренировки в основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большом объеме и при оптимальных условиях нагрузки. В заключительной части круговая форма применяется редко.
Сущность круговой формы организации заключается в том, что коллектив класса разделяется на несколько групп по 4 —6 учащихся. Группы распределяются учителем по местам занятий (станциям). При составлении комплексов упражнений учитель должен стремиться к тому, чтобы каждое последующее было «разгрузочным» по отношению к предыдущему и чтобы в работу поочередно включались основные мышечные группы.
Выполнение упражнений начинается одновременно на всех «станциях» и по команде учителя. Справившись с заранее обусловленным заданием (по содержанию, объему и интенсивности), группы в установленном порядке (обычно по направлению часовой стрелки) переходят на очередное место занятий. Они отдыхают там и знакомятся с содержанием нового задания, опробуют его и по команде учителя начинают выполнение нового задания, и так до тех пор, пока не пройдут через все «станции».
Круговая форма организации требует предварительной подготовки учащихся. После того как учащиеся прочно усвоили используемые в комплексах круговой формы физические упражнения, |их знакомят с организацией работы (деятельности) на станциях (их расположение, последовательность выполнения физических упражнений, порядок перехода к очередным «станциям», формы учета результатов деятельности и представление их учителю). На следующем уроке учащиеся вместе с учителем определяют максимальный тест (МТ) выполнения упражнений на каждой «станции». Физическая нагрузка регулируется по схеме МТ/2 или МТ/4 в зависимости от уровня развития учебных возможностей учащихся, в частности их важного компонента, физической подготовленности.
В цикле уроков (3 — 6) объем нагрузки устанавливается по схеме МТ/4 + 1 или МТ/2 + 1 с последующим его увеличением на каждом уроке на одно или несколько повторений. Уже на седьмом или восьмом уроке определяется новый МТ с повторением предыдущего цикла. Использование круговой формы организации возможно почти по всем разделам школьной программы: гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию, борьбе, спортивным играм.
Круговая тренировка, организованная по методу интервального упражнения, с четко определенными интервалами отдыха, как между упражнениями, так и между кругами. В последней разновидности также выделены три варианта. В первом и втором из них упражняются на «станциях» по 15 с (отдых 30 с).
Физические упражнения должны быть хорошо знакомы учащимся, не требовать подстраховки, избирательно воздействовать на определенные системы организма, соответствовать возрасту и подготовленности.
В специальной литературе предпринята попытка выделить в самостоятельную организационную форму сочетание групповой формы с работой отдельных учащихся, выполняющих так называемые дополнительные упражнения.
Применение дополнительных заданий объясняется тем, что при групповой форме организации приходится ждать своей очереди, чтобы выполнить упражнение, поэтому используются, в частности, подвижные игры, которые можно проводить уже начиная с I — II класса. Простейшие варианты таких заданий представляют собой как бы цепочки, составленные из тематически оформленных, регламентированных двигательных действий, например: «Пожарные», «Космонавты», «Пограничники».
Более сложный по содержанию и условиям проведения игровой вариант представляет собой комплекс из 3 — 4 подвижных игр. Характер и число основных движений в каждой игре довольно точно оговаривается правилами. Устанавливается желательное чередование нагрузки и отдыха. Выделенные ученики подсчитывают очки, следят за порядком.
Такой вариант приемлем начиная с IV класса: игровые действия с мячами разных размеров: бег, прыжок, метание, броски, т.е. с использованием элементов спортивных и подвижных игр.
Игровые варианты применяются в основной части урока с установкой на развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, скорости передвижения. Они приобретают особое воспитательное значение: приучают детей к взаимоответственности и взаимоподдержке в команде, способствуют проявлению творческой активности и инициативы, вызывают яркие положительные эмоции. Группы учеников играют в эти игры на разных местах площадки, начиная и заканчивая их по сигналу учителя. Играющие последовательно переходят от одной игры к другой.
Дополнительные упражнения должны быть хорошо знакомы, доступны для самостоятельного выполнения, разнообразны по воздействию, родственны по структуре движений основному физическому упражнению.
Регулирование нагрузки
1. При фронтальной форме организации интенсивность нагрузки должна быть рассчитана на средние показатели, характерные для данного классного коллектива. При этом первыми прекращают деятельность учащиеся с низкими возможностями, затем со средними и т.д. В каждой части урока рекомендуется предусмотреть такое разнообразие физических упражнений, которое позволит чередовать их в зависимости от возможного воздействия на занимающихся.
2. Физическую нагрузку можно регулировать путем изменения исходного положения упражнения, массы и формы снаряда, направления движения, степени нервно-мышечного напряжения, координационной сложности выполняемого упражнения.
3. После выполнения физических упражнений, вызывающих усиление частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания, не рекомендуются упражнения на силу и координационную точность.
4. Регулирование физической нагрузки в играх и единоборствах достигается увеличением или уменьшением абсолютного времени встречи (игры) или перерывов между играми (или встречами); ростом количества повторений, увеличением или уменьшением площадки и количества участников.
Для того чтобы урок был интересным, учитель должен знать подход к детям, Понимать их запросы, учитывать силы и возможности. Приемы, способствующие повышению интереса учащихся к уроку физкультуры:
◦ использование элементов новизны;
• умелое варьирование физических упражнений;
• подвижные игры (до IX класса включительно) с последовательным усложнением их правил;
◦ применение разнообразных форм организации занятий;
◦ создание проблемно-поисковых ситуаций;
• использование ТСО, упражнений максимальной, но обязательно выполнимой трудности;
• включение элементов состязаний при выполнении физических упражнений (например, соревнования между отделениями, группами на лучшую осанку, на качество выполнения физических упражнений, демонстрацию лучших количественных и качественных показателей);
• использование музыкального сопровождения;
• показ упражнения учителем, его объяснения, манеры, команды, внешний вид, окружающая среда и др.
5. Требования к уроку физической культуры в школе
Самые общие требования — соответствие содержания урока принципам дидактики и системы физического воспитания.
Дидактические принципы (общедидактические требования к уроку физической культуры):
• содержание обучения должно быть научным, доступным, тесно связанным с социальной практикой общества, систематичным и последовательным;
• на уроках должны быть обеспечены активность и сознательность усвоения школьниками учебного материла;
◦ в преподавании следует оптимально сочетать словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые методы;
◦ обучение должно обеспечить прочность усвоения изучаемого, единство обучения, воспитания и развития школьников. Исходя из этого, учитель физической культуры должен намечать на уроке задачи образовательного, воспитательного и развивающего характера.
Частнодидактические требования к уроку:
1. Образовательная направленность, обеспечение физкультурной
образованности школьников при обязательной воспитательной
направленности. Это значит, что процесс формирования системы теоретических сведений (знаний), двигательных навыков, умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями и развития двигательных качеств одновременно направлен на укрепление здоровья учащихся и формирование их мировоззрения и убеждений.
2. Планомерность реализации цели, образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, т. е. на каждом уроке решаются конкретные и заранее намеченные задачи, представляющие собой систему задач для достижения конечной или поэтапной цели обучения, воспитания и оздоровления детей в соответствии с программой. Учебно-воспитательная работа должна быть дифференцирована с учетом коллективных и индивидуальных особенностей учащихся класса: быть доступной для выполнения, в меру индивидуализированной и требующей определенных усилий, вызывать положительные эмоции. Результаты урока, так же как его цели и задачи, должны быть доведены до учащихся и осознаны ими.
3. Урок физической культуры независимо от его педагогических целей и задач должен быть подчинен целям нравственного воспитания, конкретные задачи которого решаются попутно, в единстве co специфическими, в соответствии со складывающимися условиями (или специально созданными). Аналогичным путем решаются задачи эстетического воспитания.
4. Учебная деятельность учащихся должна быть разнообразной
по содержанию и по форме проявления. Физические и интеллектуальные усилия должны варьироваться по интенсивности так, чтобы обеспечить максимально возможную занятость, оптимальный уровень работоспособности на протяжении всего урока.
5. Содержание урока должно соответствовать конкретным особенностям каждого класса. Отсюда вытекает необходимость систематически изучать учащихся. Если учитель располагает сведениями о состоянии здоровья, физическом развитии, физической подготовленности своих учеников, ему следует дополнительно выяснить, каковы их общественная активность, отношение к учебе вообще и физической культуре в частности, ведущие интересы, склонности, навыки учебного труда, успеваемость, волевые и моральные качества, работоспособность и влияние на них микро- и макросреды и др., т. е. все основные компоненты структуры личности школьников. Без систематического изучения учащихся невозможно конкретизировать цели, задачи, содержание, методы урока физической культуры.
6. Разнообразие приемов организации урока, методов обучения и воспитания в рамках цели и задач каждого урока. Здесь недопустимы шаблон, использование узкого круга приемов организации, средств и методов обучения и воспитания.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные этапы становления урока как формы организации занятий физической культурой в школе.
2. Каково место урока в структуре педагогической системы учебного предмета «Физическая культура»?
3. Что определяет вид урока физической культуры?
4. Что определяет тип урока физической культуры?
5. Дайте классификацию уроков физической культуры по их видам и
типам.
6. Что составляет содержание урока физической культуры?
7. Что называется структурой урока физической культуры?
8. Назовите элементы структуры урока физической культуры по их
частям.