Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Управление финансовым состоянием организации

  • 👀 3044 просмотра
  • 📌 2973 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате rtf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Управление финансовым состоянием организации» rtf
Лекция 3. Управление финансовым состоянием организации 3.1. Основные элементы процесса управления В связи с развитием производственных отношений в рыночных условиях возникла необходимость в эффективном управлении финансами, анализе финансового состояния, эффективном использовании финансовых ресурсов организации для обеспечения её финансовой устойчивости. Для этого необходимо изучение сущности процессов управления финансами и основных подходов к анализу, который занимает значительное место в системе управления финансами и используется для изучения взаимосвязей между основными экономическими показателями и определения эффективности использования источников финансирования. Поскольку финансовые ресурсы любой организации ограничены, при управлении финансами возникает необходимость в: 1) обеспечении предприятия необходимым количеством финансовых ресурсов; 2) эффективном распределении и использовании этих ресурсов в соответствии с выбранной структурой основных бизнес-линий. А для этого необходимо изучать, исследовать хозяйственные ситуации в организации, оценивать состояние финансов в конкретный момент времени, выявлять причины, влияющие на него. Т.е. необходимо уметь анализировать финансовое состояние и определять направления его улучшения; выбирать из множества альтернативных решений наиболее приемлемые в конкретный момент времени. Для выполнения этих условий необходимо обладать лишь необходимой информацией, позволяющей оценивать вероятные последствия рассматриваемых вариантов. Управление финансами организации, как было отмечено на прошлой лекции, является одной из функций управления, и представляет собой целенаправленную деятельность по принятию управленческих решений и организацией их выполнения. Составными элементами процесса управления финансами являются: 1) изучение текущей ситуации и выявление основных проблем, связанных с финансовой работой в организации, на основе сбора, обработки и анализа необходимой информации; 2) установление целей и задач, которые необходимо решить в текущем периоде и в перспективе, для устранения выявленных проблем; 3) выработка управленческих решений: установление последовательности действий по достижению целей и для решения поставленных задач; 4) контроль над выполнением управленческих решений в целях отслеживания полученных результатов (сравнение достигнутых показателей с плановыми); 5) выявление и анализ причин отклонений достигнутых показателей от плановых; 6) корректировка цели, задач, плана действий или процесса организации его выполнения, необходимая для устранения выявленных негативных отклонений. Чтобы осуществлять этот процесс в организации, необходимо рассмотреть основные виды финансовых потоков, которые связывают организацию с её финансовым окружением. 3.2. Классификация финансовых потоков При рассмотрении расчетно-денежных потоков, которые принято называть финансовыми, между предприятием и внешней средой следует учитывать, что эти потоки могут быть классифицированы по следующим признакам: -наличием или отсутствием встречных товарных потоков; -наличием или отсутствием долговых обязательств, которые позволяют отложить выполнение поставки товаров или денежных средств на определенный период времени; -количеством участников финансовых отношений предприятия. К первому виду финансовых потоков могут быть отнесены товарно-денежные потоки (рис.1 )и чисто финансовые потоки (рис.2). ОСТАВИТЬ МЕСТО для рисунков 1,2. Товарно-денежные потоки предусматривают обязательный обмен товаро-материальных ценностей (ТМЦ) на деньги и наоборот. (Поступление денежных средств в обмен на поставленную потребителю продукцию; перечисление денежных средств в обмен на приобретенные ТМЦ и услуги). В этом случае деньги выполняют функцию средства платежа. Чисто финансовые потоки характеризуются тем, что деньги выполняют функцию накопления. Происходит процесс перераспределения ВВП, т.к. потоки денежных средств поступают от предприятия в бюджет и внебюджетные фонды в форме налогов и сборов, или поступают на предприятие из бюджета в виде дотаций, субсидий. Ко второму виду относятся долговые обязательства в связи с поставкой продукции с отсрочкой платежа (предприятие кредитует покупателя, и покупатель выдает долговое обязательство о перечислении денег), либо приобретением продукции на условиях предоплаты (предприятие кредитует поставщика, получая обязательство о поставке продукции в заранее оговоренный срок – рис.3). ОСТАВИТЬ МЕСТО для рисунка 3. Третий вид финансовых потоков может быть представлен двухсторонними (рис.1,2 и 3) или трехсторонними отношениями (рис.4). ОСТАВИТЬ МЕСТО для рисунка 4. 3.3.Понятие финансового состояния Финансовое состояние организации – это обобщающая характеристика соответствия результатов её деятельности внешним условиям, которые постоянно меняются и отклоняются относительно ожиданий в налоговом законодательстве, цен поставщиков, цен на производимую продукцию, относительно ставок по кредитам, сроков кредитов и т.д. Единого показателя, по которому можно было бы судить о степени финансового благополучия, на сегодня не существует: зачастую используемые показатели противоречат друг другу, когда увеличение одного из них ведет к снижению другого. Хотя есть методы, позволяющие упростить процедуру оценки финансового состояния. Например, сегодня используется система контроллинга, основанная на управленческом учете; система сбалансированных показателей и др. Однако следует помнить, что устойчивое финансовое состояние – это компромисс между различными показателями, при котором ликвидность, рентабельность, оборачиваемость и финансовая устойчивость находятся в разумных пределах. Поэтому анализ финансового состояния нацелен на поиск этих пределов; выяснение того, насколько далеки угрозы финансового неблагополучия или банкротства, какие финансовые последствия могут возникнуть в результате тех или иных хозяйственных решений. Параллельно ведется оценка эффективности управления организацией в прошедших периодах, так как финансовое состояние организации в конкретный момент времени является результатом ее работы в предшествующие периоды, последствием тех решений, которые были в эти периоды приняты. Финансовое состояние характеризуется совокупностью параметров, отражающих потенциал и результаты его использования в организации. К этим параметрам относятся: -размеры активов и их соответствие объемам производства и реализации; -обеспеченность собственным капиталом и зависимость предприятия от заемных источников финансирования; - способность предприятия генерировать прибыль, достаточную для покрытия затрат на поддержание имеющегося потенциала. Эту способность характеризуют: рентабельность активов, оборота и продукции; -соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, показатели текущей ликвидности; -отдача активов в целом и их составляющих; -поток наличности, его формирование и использовании и др. 3.4.Содержание и методы анализа финансового состояния Главным элементом управления финансами предприятия и контроля над формированием и рациональным распределением финансовых ресурсов является экономический анализ. Однако с помощью экономического анализа решаются и другие задачи. А именно: • вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия; • обосновываются планы и управленческие решения; • осуществляется контроль над их выполнением; • выявляются резервы повышения эффективности производства; • оцениваются результаты деятельности предприятия и др. Повышение самостоятельности предприятий, их экономической и юридической ответственности за результаты деятельности приводит к возрастанию значения их финансовой устойчивости. Все это значительно увеличивает роль экономического анализа, результаты которого нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. Сегодня без экономического анализа предприятие не может эффективно функционировать. Сегодня предприятия проводят анализ: • обоснования и выполнения бизнес-планов; • возможности производства и сбыта; • внутренних и внешних экономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт продукции; • соотношения спроса и предложения; • производимых продукции, услуг, работ; • затрат труда и уровня его оплаты; • конечных финансовых результатов производственной, сбытовой, маркетинговой деятельности предприятия; • рисков, сопряженных с деятельностью предприятия. Предметом экономического анализа являются: • хозяйственные процессы; • конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности; • эффективность деятельности. Частью экономического анализа является анализ финансово-хозяйственной деятельности, к задачам которого относятся: 1. Оценка: ◦ обоснованности бизнес-планов и нормативов в процессе их разработки; ◦ степени выполнения плана; ◦ динамики производства продукции; ◦ степени финансовых и операционных рисков. 2. Определение: ◦ экономической эффективности использования ресурсов предприятия; ◦ влияния всевозможных факторов на изменение величины показателей эффективности использования ресурсов предприятия. 3. Выявление внутренних резервов увеличения: ◦ выпуска продукции; ◦ реализации продукции. 4. Разработка мероприятий: ◦ по освоению выявленных внутрихозяйственных резервов увеличения и выпуска, и реализации продукции; ◦ использованию внутренних механизмов управления финансовыми и операционными рисками на предприятии; ◦ улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 5. Контроль: ◦ выполнения планов; ◦ эффективности и правильности управленческих решений. Эти задачи могут меняться в соответствии с изменениями требований и подходов к нему. Анализ заключается в исследовании влияний факторов на финансово-хозяйственную деятельность организации, оценке количественной характеристики и группировке влияний этих факторов путем обработки системы показателей. Цель анализа достигается при помощи применения методики анализа, т.е. совокупности определенных способов и приемов изучения экономических процессов.*) Основные методы анализа финансовой отчетности, применяющиеся на практике: • горизонтальный анализ – это сравнение каждой позиции с предыдущим периодом; • вертикальный анализ – это определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом; • трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируется возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный анализ; • метод финансовых коэффициентов – это расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей; • сравнительный анализ – это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов и т.п., а также межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными; • факторный анализ – это анализ отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приемов исследования.**) Для того чтобы выяснить причины анализируемых процессов и явлений экономической деятельности организации, а также оценить место и роль каждого фактора в формировании результативного показателя, факторы систематизируются и группируются. Для эффективной и результативной хозяйственной деятельности организации важно своевременно выявить ведущее звено в повышении эффективности производства и употребить резервы роста производства. Резервы – это неиспользованные возможности роста производства и снижения затрат, а также повышения эффективности производства. 3.5. Информационное обеспечение анализа финансового состояния Для проведения анализа финансового состояния используется большой объем экономической информации. 3.5.1.Пользователи финансовой отчетности. В первую очередь – это внешние пользователи: 1)не участвующие в непосредственном управлении владельцы (акционеры); 2)потенциальные инвесторы и кредиторы, в т.ч поставщики, предоставляющие товарный кредит;3) заказчики; 4)государство (налоговые и статистические органы; 5)общественность в лице органов местного самоуправления, экологических и социальных организаций, профессиональные союзы. Внутренние пользователи: руководители предприятия и его подразделений, работники предприятия. Каждый из перечисленных пользователей преследует свои цели при изучении информации, позволяющей им принимать соответствующие решения. Эти цели могут быть индивидуальными и общими. В соответствии с законодательством все организации, за исключением бюджетных, предоставляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, территориальным органа государственной статистики по месту регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия предоставляют бухгалтерскую отчётность (БО) органам, уполномоченным управлять госимуществом. Другим органам власти, а также банкам и иным пользователям БО предоставляется в соответствии с ФЗ №129-ФЗ от 21.111996 г. «О бухгалтерском учете». 3.5.2. Основные источники информации Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия является: • информация о технической подготовке производства; - нормативная и инструктивная информация. Нормативная и инструктивная: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы, указы президента, постановления и распоряжения Правительств РФ; нормативные документы государственных органов (Минфина России, Центрального банка России, Министерства экономики России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и другие); -планово-прогнозная информация (бизнес-план). Планово-прогнозная: проекты бюджетов; курсы СКВ; ценных бумаг; информация о конъюнктуре рынка; бизнес-справки и заключения аудиторских фирм; справки и прогнозные модели трастовых и инвестиционных компаний; собственные расчеты предприятий для планирования инвестиций; перспективные и бизнес-планы, расчеты эффективности инвестиционных проектов; соответствующие формы отчетной и статистической информации; • данные хозяйственного (экономического), оперативного, бухгалтерского и статистический учета; • данные отчетности (публичной финансовой отчетности (годовой), квартальной отчетности (непубличная, представляющая собой коммерческую тайну), выборочная статистическая и финансовая отчетность (коммерческая отчетность, производимая по специальным указаниям), обязательная статистическая отчетность); • прочая информация: публикации в прессе, опросы руководителя, экспертная информация). В составе годового бухгалтерского отчета предприятия представляют следующие формы: • Форма №1 «Бухгалтерский баланс». В нем фиксируется стоимость (денежное выражение) остатков внеоборотных и оборотных активов капитала, фондов, прибыли, кредитов и займов, кредиторской задолженности и прочих пассивов. Баланс содержит обобщенную информацию о состоянии хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация представляется «на начало периода» и «на конец периода», что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, выявления их роста или снижения. Однако отражение в балансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных служб. Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников; • Форма № 2 «Отчет о финансовых результатах»; • Форма № 3 «Отчет о движении капитала»; • Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»; • Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»; «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния. Практически все пользователи финансовой отчетности предприятий (кто относится к пользователям?) используют методы финансового анализа для оценки наличия, размещения и использования денежных средств и принятия решений по оптимизации своих интересов. 3.5.3 Оформление результатов анализа. Любые результаты аналитического исследования деятельности предприятия должны быть оформлены в виде документов. Это может быть аналитический отчет, справка, заключение. Содержание аналитического отчета должно быть достаточно полным. Кроме выводов о результатах хозяйственной деятельности и предложений по их улучшению, он должен содержать общие вопросы – экономический уровень развития предприятия, условия хозяйствования. Аналитическая часть отчета должна быть обоснованной, конкретной по стилю. Справки и заключения, то их содержание в отличие от пояснительной записки может быть более конкретным, акцентированным на отражение недостатков или достижений, выявленных резервов. На практике наиболее существенные результаты анализа могут, заносится, в специально предусмотренные для этого разделы экономического паспорта предприятия. Наличие таких данных за несколько лет позволяет рассматривать результаты хозяйственной деятельности в динамике. 3.5.4. АИС для анализа финансового состояния. Значительно сократить объем необходимых натурных измерений позволяет математическое моделирование реальности с использованием соответствующего программного обеспечения для персональных компьютеров. Если модель адекватно отражает информационные потребности пользователей к состоянию и динамике реальности, то многие необходимые сведения можно получать с помощью такой модели, избегая тем самым натурных измерений, с существенно меньшими затратами времени, а возможно, и при более низкой стоимости. Для поддержки таких моделей служит специальный класс систем обработки данных ─ автоматизированные информационные системы (АИС). АИС - это комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал. Для АИС характерна высокая производительность, надежность, простота эксплуатации, умеренная цена. Использование АИС позволяет упростить обработку всех экономических данных целиком и осуществлять ее на более высоком уровне. 3.6.Использование бухгалтерского баланса при оценке финансового состояния предприятия 3.6.1.Бухгалтерский баланс. Б.Б. является важнейшим источником информации о текущем финансовом состоянии предприятия и его динамике, а также об имущественном положении. По сути – это отчет о финансовом и имущественном положении предприятия. Но он м.б. не только отчетным, но и плановым (прогнозным), в котором показывается, как должны измениться активы предприятия и его капитал в результате осуществления хозяйственных операций в планируемом периоде. Составление баланса и его структура регламентированы (стандартами финансовой отчетности).Это сделано как для удобства пользователей, так и для уменьшения произвола при составлении отчетной документации. Стандартную форму бланка ББ Вы изучали в двух дисциплинах. Что показывают актив и пассив баланса мы с Вами вспоминали на прошлой лекции. Так как Б.б. отражает изменения отдельных разделов за отчетный пе6риод, он позволяет руководителю контролировать и оценивать результаты управленческой деятельности, определять, как управленческие решения повлияли на эти изменения, а также на финансовое состояние предприятия в целом. 3.6.2.В чем отличие документов финансовой отчетности (Б.Б.) России и в странах Европы от этих документов в США? В России в верхней части актива баланса указываются данные о наименее ликвидной части имущества – внеоборотных активах, большую часть которых составляют основные средства. Их материально-вещественное содержание зависит от принадлежности предприятия к отрасли. В средней и нижней актива баланса расположены в порядке возрастания ликвидности элементы оборотных средств. В верхней части пассива баланса указываются источники долгосрочного капитала, а в нижней – краткосрочного капитала (предоставленного на короткий срок). В США и странах, использующих американские формы отчетности, группы имущества в активе и источники капитала в пассиве размещаются в противоположной от российской документации последовательности. В верхней части актива – наиболее ликвидное имущество, пассива – наиболее срочные обязательства; в нижней части актива – наименее ликвидное (наименее мобильное) имущество, пассива – наименее мобильные (долгосрочные) части капитала. 3.6.3.Оценка надежности бухгалтерской отчетности Удовлетворительна ли надежность бухгалтерской отчетности для оценки текущего финансового состояния? Нет, не всегда. Основная причина – особенность Б.У. Отчетность составляется после завершения отчетного периода и характеризует ситуацию на момент его окончания. Оперативно изменить, в случае необходимости, сложившуюся ситуацию с финансовым состоянием по данным Б.У. невозможно. Другие причины: - основные средства в балансе отражаются по остаточной стоимости (первоначальная стоимость за минусом нормативного износа), а не по их текущей рыночной цене. А эти стоимости, как правило, не совпадают. Например, Кост полностью амортизированного здания равна нулю, а его рыночная цена может быть высокой; -стоимость запасов, отраженная в балансе по затратам на приобретение, не соответствует их реальной рыночной стоимости, особенно в условиях высоких темпов инфляции; -составление баланса предполагает, что все дебиторы во время и полностью оплатят свои счета. На практике это происходит не всегда. Нарушение сроков оплаты счетов дебиторами искажает истинное финансовое состояние предприятия. В связи с этим возникает необходимость в корректировке Б.Б. 3.6.4.Корректировка б.б. В целях финансового анализа Б.Б. целесообразно корректировать как минимум по трем направлениям. Первое направление. Чтобы судить о существующей структуре задолженности предприятия , ту часть долгосрочных займов, которая должна быть погашена в ближайшие 12 месяцев. Следует рассматривать как краткосрочную. Второе направление. Стоимость основных средств следует скорректировать на величину учитываемого на забалансовом счете имущества, взятого в лизинг. Это необходимо для более точного отражения в балансе фактической величины используемых активов. В пассиве при этом следует увеличить размер долгосрочной задолженности. Третье направление. При анализе баланса, проводимом до распределения прибыли, полученной в текущем году, необходимо распределить прибыль, а затем определять размер собственного капитала и величину кредиторской задолженности (в части выплат дивидендов акционерам). Кроме этого следует регулярно проводить переоценку основных средств, чтобы приводить в соответствие их остаточную стоимость с рыночной ценой. В противном случае (при значительном отклонении Рр от Кост) показатели рентабельности активов и собственного капитала будут искаженными, не соответствующими действительному положению дел. 3.6.5.Агрегированная форма б.б. и ее анализ Цель анализа баланса – оценить финансовое состояние предприятия и произошедшие в нем изменения. 3.6.6.Сравнительный анализ баланса Задачи - выявление и оценка изменений, произошедших в имущественном состоянии и источниках финансирования. На основе этого выявляются отклонения ожидаемых руководством изменений от фактических, устанавливаются причины этих отклонений. Порядок проведения сравнительного анализа баланса: -определение абсолютных величин изменений (величина прироста или снижения) по каждой статье баланса и в целом по активу и пассиву; -определение темпа изменений каждой статьи по отношению к показателям базового периода; -определение удельного веса отдельных статей в активе и пассиве соответственно, т.е. выявление структуры активов и пассивов; - определение величины процентных пунктов и направления изменения удельных весов отдельных составляющих актива и пассива баланса; сравнение структуры базового и отчетного периодов; -определение темпов изменения удельного веса отдельных статей баланса; -выявление причин отклонений и в случае необходимости принятие соответствующих управленческих решений. 3.6.7.Анализ обеспеченности оборотных средств финансированием (агр. Форма баланса и определение ЧОК, ОПОС и ЧПДС) 3.6.8.Анализ структуры финансирования активов *) Элементами методики анализа являются 1. Этапы анализа: ◦ определение цели, задач и плана анализа; ◦ разработка показателей, характеризующих объект анализа; ◦ подготовка информационной базы анализа; ◦ сравнительный анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия – сравнение данных анализируемого периода с данными прошлых лет, с прогнозными, нормативными данными и т.д.; ◦ факторный анализ – выявление и оценка факторов, повлиявших на результаты хозяйственной деятельности предприятия; ◦ выявление внутренних резервов повышения эффективности деятельности предприятия; разработка практических рекомендаций и мероприятий по использованию выявленных резервов. 2. Приемы и способы анализа: ◦ методы оптимизационного решения экономических задач (исследование операций, теория игр, линейное и нелинейное программирование и т.д.); ◦ способы детерминированного факторного анализа (абсолютных и относительных разниц, цепной подстановки, индексный и т.д.); ◦ способы стохастического факторного анализа (корреляционный, компонентный, дисперсионный и т.д. анализы); ◦ логические способы обработки информации (сравнение, группировка, эвристические и другие). Специальные способы и приемы, применяющиеся в процессе анализа, можно условно подразделить на две группы: • традиционные; • математические. К традиционным относятся: • использование абсолютных, относительных и средних величин; • прием сравнения, сводки и группировки; • прием цепных подстановок. Прием сравнения заключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода. Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя, характеризующего финансовую устойчивость. Сущность этого приема заключается в том, что при последовательном изменении каждого отчетного показателя базисным, все остальные показатели рассматриваются неизменными. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный исследуемый финансовый показатель. Под факторами подразумеваются показатели (причины), которые воздействуют на результативный показатель. **) Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, то есть представляет собой синтез (соединение отдельных элементов в общий результативный показатель). В экономическом анализе также применяются: • математические методы (корреляционный анализ, регрессивный анализ и др.); • методы экономической кибернетики; • экономические методы; • методы исследования операций и теории принятия решения. Все методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Существуют и неформализованные методы, основанные на описании аналитических процедур на логическом уровне, такие как: • экспертных оценок; • сценариев; • психологические; • морфологические и другие.
«Управление финансовым состоянием организации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) А.О. Ткаченко
Смотреть все 207 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot