Тип данных.Структура данных.Абстрактный тип данных (АТД).
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Информатика
Алгоритмы и
структуры данных
Программирование
Основные термины
Тип данных.
Структура данных.
Абстрактный тип данных (АТД).
Основные термины
Тип данных.
Структура данных.
Абстрактный тип данных (АТД).
… Тип данных определяет множество значений и операции
над ними… + способ размещения данных в памяти.
Структура данных определяет способ
хранения/размещения элементов данных в памяти и связи
между ними.
АТД – определяет совокупность операций, способ
реализации не учитывается (описывает что нужно
сделать, но не декларирует как).
Примеры АТД
Вектор…
Список…
Дерево… ?
Список разделов курса АиСД
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Вводная часть. Базовые понятия. Анализ алгоритмов.
Линейные структуры данных.
Деревья, графы, многосвязные списки.
Сортировка.
Поиск (сбалансированные деревья, хеш-таблицы).
Алгоритмы на графах.
Строковые алгоритмы.
Литература
Романов Е. Л. - Практикум по программированию на C++.
Ахо А.В., Хопкрофт Д.Э., Ульман Д.Д. Структуры данных
и алгоритмы.
Вирт Н. Алгоритмы+структуры данных = программы.
Кнут, Д. Э. Искусство программирования.
Седжвик Р. Фундаментальные алгоритмы на С++. Анализ.
Структуры данных. Сортировка. Поиск.
Каррано Ф.М., Причард Дж. Абстракция данных и
решение задач на C++. Стены и зеркала.
АНАЛИЗ АЛГОРИТМОВ
Критерии оценки эффективности:
Временная сложность измеряется количеством операций
совершаемых для решения поставленной задачи.
Пространственная сложность – это объем затраченной
алгоритмом памяти.
Различают оценки в лучшем, худшем и среднем
случае.
Для оценки в среднем требуется модель входного
потока.
При значительном увеличении объема входных данных
вклад постоянных множителей и слагаемых низших
порядков становится ничтожным.
Поэтому обычно используют
асимптотические оценки:
O-большое – верхняя асимптотическая оценка;
(омега большое) – нижняя;
(тетта)– верхняя и нижняя (асимптотически точная).
Пример
f (n) ( g (n))
C2 g (n)
f (n) O( g (n))
f ( n)
C g (n)
f (n) ( g (n))
f ( n)
f ( n)
C1 g (n)
n
C g (n)
n
n
Определения
Пусть f(n) и g(n) – положительные функции положительного
аргумента.
f (n) ( g (n)) :
C 0, n0 0 : (n n0 ) f (n) C g (n)
f (n) ( g (n)) : C 0, n0 0 : (n n0 ) C g (n) f (n)
f (n) ( g (n)) : C1 0, C2 0, n0 0 : (n n0 ) C1 g (n) f (n) C2 g (n)
Запись O(g(n)) обозначает класс функций, таких, что
все они растут не быстрее, чем функция g(n) с
точностью до постоянного множителя.
Основные правила асимптотического анализа
1. Постоянный множитель отбрасывается:(C f (n)) ( f (n)),
где C – константа.
2. Оценка сложности произведения или частного:
( g (n) f (n)) ( f (n)) ( g (n)),
( g (n) / f (n)) ( f (n)) / ( g (n)).
3. Оценка сложности суммы:
( g (n) f (n)) max[( f (n)), ( g (n))].
Наиболее распространенные классы сложности:
O(1) – константная сложность;
O(n) – линейная сложность;
O(log(n)) – логарифмическая сложность;
O(n2) – квадратичная сложность;
O(nc) –полиномиальная сложность, где c – константа (c> 1);
O(cf(n)) – экспоненциальная сложность, где c – константа (c> 1),
f(n) –полиномиальная функция;
O(n!) – факториальная сложность.
В логарифмических оценках основание логарифма не
указывают, это связанно со следующим свойством:
log b ( x)
log a ( x)
log b (a)
Способы записи алгоритмов
1.
2.
3.
4.
Описание на естественном языке.
Графически: блок-схемы, UML-диаграммы и т.п.
Псевдокод.
Язык программирования.
i 1, n
i 1, n
j 1, n
j i, n
…
…
а
Рисунок 2.3. Вложенные циклы.
б
Начало
function(n)
нет
n 1
…
…
да
Конец
Рисунок 2.4. Пример рекурсии.
n
function
2
…
…
Начало
Начало
func1(n)
нет
n 1
func1 n 1
func2(n)
нет
func2 n 1
n 1
да
да
Конец
Конец
а
б
Рисунок 2.5. Примеры рекурсии.
func2 n 1
Схемы структур данных
Для наглядной иллюстрации на схемах и
используются стрелки.
Стрелки проводятся из ячеек указателей,
курсоров или ссылок к данным на которые они
указывают (ссылаются)
Линейные структуры данных
и АТД с линейным порядком элементов
Массивы
- последовательности однотипных элементов
расположенных непосредственно друг за другом.
1
n 1
...
2
int a[3];
int *a= new int[3];
a
int a[3][3];
a[0][0] a[0][1]
a[0]
a[1]
a[0][2] a[1][0]
Двумерный массив – массив массивов.
a[2]
a[2][2]
Списки (связные списки)
- последовательности элементов размещенных в
памяти произвольным образом и связанных
указателями, которые определяют логический
порядок.
Односвязный список.
head
tail
Двусвязный список.
head
Циклический список.
Стек
- линейная последовательность элементов, добавление и
удаление в которую осуществляется с одного конца,
называемого вершиной.
Операторы:
PUSH(x, S) – помещает значение x в стек S;
POP(S) – извлекает элемент из стека S;
TOP(S) – возвращает значение элемента в вершине стека S;
CLEAR(S) – удаляет все элементы из стека S;
ISEMPTY(S) – возвращает значение «истина» если стек S пустой,
«ложь» в противном случае.
POP(S )
x
PUSH( x, S )
x
Стек может быть эффективно реализован с помощью массива:
Зафиксировав «дно» стека как начало массива, можно
использовать курсор или указатель top, определяющий
положение вершины.
1
...
top
Последний элемент
Первый элемент
n
Реализация стека с помощью массива.
Очередь
- линейная последовательность элементов, добавление с
одного конца – заднего (rear), а удаление с другого –
переднего (front).
ENQUEUE(x, Q) – помещает значение x в очередь Q;
DEQUEUE(Q) – извлекает элемент из очереди Q;
FRONT(Q) – возвращает значение первого элемента
очереди Q;
ENQUEUE( x, Q)
DEQUEUE(Q)
x
Работа с очередью.
Реализация с помощью массива: процедуру увеличения
индекса на единицу определим так: i i mod n 1
rear
front
1
...
Первый элемент
front
rear
n
Последний элемент
1
...
Последний элемент
n
Первый элемент
а)
б)
Реализация очереди с помощью «циклического массива».
Дек
- двусторонняя очередь, позволяет добавлять и
удалять элементы с обоих концов.
PushBack( x, D)
PopBack( D)
PushFront( x, D)
PopFront( D)
Двусторонняя очередь.