Теории механизмов возникновения конфликтов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 12. Теории механизмов возникновения конфликтов
Изучив материал, студент должен знать:
− Формулы конфликта, виды конфликтогенов.
− Транзактный анализ.
Изучив материал, студент должен владеть:
− Различными способами разрешения конфликтных ситуаций при
проектировании межличностных, групповых и
организационных
коммуникаций на основе современных технологий управления
персоналом, в том числе в межкультурной среде.
План лекции:
1 Формулы конфликта, виды конфликтогенов
2 Трансактный анализ
1 Формулы конфликта, виды конфликтогенов
Один из отечественных исследователей в области конфликтологии В. П.
Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение»
приводит три формулы конфликтов (А, Б и В). Практическое значение
формул конфликтов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро
проводить анализ многих конфликтов и находить пути их разрешения. При
этом следует помнить, что приводимые ниже формулы не могут быть
универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов. Во
многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и
противоречивом процессе управления конфликтами.
Первая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от
конфликтогенов (КФГ).
Конфликтогены– это вербальные или невербальные средства общения, а
также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно
одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому,
которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные
переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению
к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.
Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на
отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой
применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой
реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть
нарастания.
Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно
выразить следующим образом:
1
КФГ1 → КФГ2 → КФГ3 → … → КФ,
где КФГ1 – первый конфликтоген; КФГ2 – второй конфликтоген,
ответный на первый; КФГ3 – третий конфликтоген, ответный на второй, и
т. д.
При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ1, КФГ3 > КФГ2 и т. д., то
есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на
который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).
Конфликты, возникающие по первой формуле, условно будем называть
конфликтами типа А. Важно отметить, что, по наблюдениям специалистов,
80 % конфликтов возникает помимо желания их участников и по
вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила
бесконфликтного взаимодействия.
Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.
Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
Для успешного применения сформулированных правил важно знать
конкретные проявления конфликтогенов. В таблице 1 дается характеристика
некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в
отношениях между людьми.
Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной
ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:
КС + И = КФ.
Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов,
которые условно будем называть конфликтами типа Б: устранить
конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.
Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких
конфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следующим образом:
КС1 + КС2 +… + КСn = КФ, при этом n ≥ 2
Словами эту формулу можно выразить так:
Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
Конфликты, возникающие по третьей формуле, условно будем называть
конфликтами типа В. Разрешение таких конфликтов сводится к устранению
всех конфликтных ситуаций.
2
Таблица 1 - Классификация конфликтогенов
2 Конфликты и трансактный анализ
Теория трансакционного (трансактного) анализа была разработана
американским психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах ХХ века.
Основные положения этой теории изложены им в книге «Люди и игры» и
широко используются в психотерапии при лечении различных психических
расстройств, а также в работе психологов по коррекции поведения человека.
Теория трансактного анализа может быть с успехом применена в
практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в
межличностном взаимодействии (МЛВ).
Основные положения теории трансактного анализа
Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий.
Центральной категорией этой теории является «трансакция».
Трансакция – это единица взаимодействия партнеров по общению,
сопровождающаяся заданием их позиции.
Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные
позиции по отношению друг к другу, что находит свое отражение во
взаимодействии (трансакциях). Основными позициями при этом являются
3
три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и
Ребенок (Дитя). В дальнейшем сокращенно мы их будем обозначать
соответственно буквами: Р, В и Д.
Поведенческие характеристики основных трансакций
Ребенок– проявляет чувства (обиды, страха, вины и т. п.), подчиняется,
шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы: «Почему я?», «За что
меня наказали?», извиняется в ответ на замечания и т. п.
Родитель– требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит,
покровительствует и т. п.
Взрослый– работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет
ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике и т. п.
Алгоритм трансактного анализа
1. Составить матрицу:
2. Выделить субъекты МЛВ (Sи – инициатор, Sм – «мишень»).
3. Уяснить, с каких позиций выступает каждый из субъектов МЛВ: Р, В,
Д.
4. Уяснить направленность позиции каждого субъекта МЛВ и обозначить
стрелками в матрице.
5. По матрице определить сумму расхождений в позициях.
6. Сделать вывод:
а) сумма расхождений равна нулю – отсутствие конфликтной ситуации;
б) сумма расхождений от одного до четырех свидетельствует о наличии
конфликтной ситуации.
Примеры
1. На переговорах одна сторона заявляет другой: «Вы сорвали нам
поставки, в результате мы понесли ощутимые потери». Другая сторона: «Нет,
это вы виноваты, задержав предоплату».
4
Сумма расхождений составляет четыре, что свидетельствует о
наличии серьезной конфликтной ситуации между участниками переговоров.
2. Студент обращается к экзаменатору: «Почему вы поставили мне
четверку, а не пятерку?». Экзаменатор: «Давайте разберемся». И, используя
аргументы, обосновывает выставленную оценку.
Сумма расхождений равна нулю, что свидетельствует об отсутствии
конфликтной ситуации.
Литература:
1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. Издательство: Питер,
2009 г.; 384 с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. –
СПб.; М.: «Университетская книга» АСТ, 1998.
3. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.
4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 3.
5