Теоретические основы учения об афазии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Теоретические основы учения об афазии
Лекция 1.
(2 часа)
Ключевые слова: афазия, нарушение мозгового кровообращения, инсульт,
ишемия, геморрагия, речевой аппарат, речевая деятельность, подкорковые
двигательные механизмы, речедвигательный анализатор.
Вопросы для изучения:
1. История изучения афазии.
2. Причины изучения афазии.
Источники информации:
1.
Логопедия:
учебник
для
студентов
дефектологических
факультетов
педагогических высших учебных заведений / [Л. С. Волкова и др.]; под ред. Л. С.
Волковой. Изд. 5-е, перераб. и доп. Москва: ВЛАДОС, 2008.703 с.: ил.; 22.
2. Комплексное восстановление речи у взрослых пациентов: Альбом логопеда /
В.А.
Тинин.
-
М.:
ИЦ
РИОР:
НИЦ
ИНФРА-М,
2013.
-
111
с
http://znanium.com/bookread.php book=398265
1. История изучения афазии.
Афазия (от греч. a - частица, означающая отрицание, и phasis - речь) полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями
головного мозга. Первое (1749 г.) описание афазии принадлежит К. Линнею, а
сам термин «афазия» предложил в 1864 г. французский терапевт Арман Труссо.
Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и
синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при
сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное
произношение, и элементарных форм слуха.
Афазии следует отличать от других расстройств речи, возникающих при
мозговых поражениях: дизартрии (нарушений произношения без расстройства
восприятия речи на слух, чтения и письма), аномии (трудностей называния
стимулов определенной модальности вследствие нарушения и межполушарного
взаимодействия), алалий (расстройств
речи
в
детском
возрасте
в
виде
недоразвития всех форм речевой деятельности), моторных нарушений речи,
связанных с поражением подкорковых двигательных механизмов, и др.
Большой вклад в понимание нарушения речи при афазиях внесен как
нейрофизиологией, так и нейропсихологией и нейролингвистикой. В 1861 г.
французский врач П. Брока продемонстрировал мозг больного афазией с
обширным
размягчением
в
области
левой
средней
мозговой
артерии,
захватывающим задние отделы третьей лобной извилины. Брока считал, что
получил доказательство локализации центра устной речи в лобных отделах
мозга. В 1874 г. Вернике описал 10 больных с поражением височных отделов
коры головного мозга слева с нарушением понимания речи и своеобразными
расстройствами экспрессивной речи, письма и чтения. Открытия Брока и
Вернике
положили
начало
дискуссии
ученых
двух
направлений:
«локализационистов» и «антилокализационистов». Дискуссия длилась в течение
пятидесяти лет. Первые привязывали сложные психические функции к
определенным участкам мозга (Лихтгейм, 1885; Либманн, 1905). Они стояли на
прогрессивных позициях. Однако среди «локализационистов» (Клейст) были и
парадоксальные
узколокализационистские
направления.
Так,
Клейст
локализовал не только целые функции — счет, письмо, чтение — в отдельных
областях мозга, но и «личное и общественное Я», «любовь к Родине» и т. п.
Несомненно, что ранние работы Клейста и других узких «локализационистов»
породили бурные выступления «антилокализационистов» (Хьюлинг Джексон.
Монаков, Хейд, Гольдштейн, Финкельбург). Но среди них, в свою очередь, были
и ортодоксальные взгляды, например П. Мари считал больных с афазией
дементными, душевнобольными. Крупнейший афазиолог Гольдштейн считал,
что нарушения сложных функций нельзя соотносить с отдельными участками
коры и что мозг человека работает как единое целое. Он связывал нарушение
сложных
психических
изменениями
функций
интеллектуальной
при
заболеваниях
деятельности
с
головного
поражением
мозга
с
глубинных
«инстинктов», с нарушением «абстрактной установки» и «категориального
поведения». Особый вклад в понимание сложных психических функций был
внесен Джексоном, который еще в 1863 г. показал, что каждая функция имеет
сложную «вертикальную» организацию, и утверждал, что можно локализовать
симптом, но нельзя локализовать функцию, так как она имеет сложное
иерархическое строение от низшего звена к высшему. В России изучению
проблем локализации высших психических функций предшествовал выход
монографии И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», которая оказала
большое влияние на работы В. М. Тарковского, Н. Д. Родосского, С. И.
Давиденкова.
2. Причины изучения афазии.
Причинами
возникновения
афазии
являются
нарушения
мозгового
кровообращения, травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга.
Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В
результате
разрыва
аневризм
сосудов
головного
мозга,
вызванных
ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм афазии нередко
наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста. Афазия — одно из
наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно
нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства
при афазии зависит от локализации поражения (например, расположение очага
поражения при кровоизлиянии в подкорковых отделах мозга позволяет
надеяться на спонтанное восстановление речи), величины очага поражения,
особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой
деятельности, при левшестве. Реакция личности больного на речевой дефект и
особенности
преморбидного
строения
функции
(например,
степень
автоматизации чтения) определяют фон восстановительного обучения. В основе
любой
формы
афазии
нейрофизиологическая
и
лежит
та
или
иная
нейропсихологическая
первично
нарушенная
предпосылка
(например,
нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического
слуха, апраксии артикуляционного аппарата), которая ведет к специфическому
системному нарушению понимания речи, письма, чтения, счета. При афазии
специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов
речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух,
понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т.д.).
Вопросы по теме:
1. Что означает термин «афазия»?
2. У кого чаще встречается афазия – у детей или у взрослых?
3. Кто впервые сделал научное описание афазии?
4. Какие особенности речи были у пациента Брока?
5. Какие особенности были у пациента Вернике?
6. Что обнаружили Брока и Вернике на секции головного мозга их
пациентов?