Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теоретические основы оценки бизнеса

  • 👀 412 просмотров
  • 📌 352 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теоретические основы оценки бизнеса» pdf
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Курс лекций ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА 2 Раздел 1 НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА   Повышение эффективности менеджмента, нацеленного на увеличение стоимости бизнеса в интересах акционеров; обоснование условий реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования, ликвидации)          определение стоимости вкладов в УК (в случае, если такими вкладами являются акции или доли в УК других организаций); продажа бизнеса целиком или частично; дополнительная эмиссия акций; приватизация имущества (бизнеса); банкротство; раздел (в случае развода супругов-владельцев) доверительное управление бизнесом; обоснование залоговых операций; страхование бизнеса. 3 ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕСА КАК ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ Бизнес, или предприятие как имущественный комплекс, является товаром (недвижимостью) и может быть объектом оценки.  Предприятие, будучи юридическим лицом, одновременно является еще и хозяйствующим субъектом (ст. 48 ГК РФ), поэтому при расчете его стоимости нужно учитывать наличие определенных юридических прав.  Бизнес – это не только имущественный комплекс, но и совокупность нематериальных активов, включающих систему управления, финансовую систему, деловую репутацию и так далее.  4 ЭТАПЫ ОЦЕНКИ 1. Определение задачи 2. План проведения оценки стоимости бизнеса 3. Сбор и подтверждение информации 4. Применение подходов и методов определения рыночной стоимости 5. Согласования результатов 6. Оформление результатов оценки 5 СТРУКТУРА ОТЧЕТА ОБ ОЦЕНКЕ 1 • Титульный лист 2 • Резюме 3 • Экономическая информация 4 • Отраслевая информация 5 • Характеристика компании 6 • Финансовый анализ 7 • Применяемые подходы к оценке 8 • Согласование результатов 9 • Приложения 6 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ    Стоимость – экономическая категория, отражающая величину ценности товаров и услуг в данный момент времени. Экономическая концепция стоимости отражает взгляд рынка на выгоды, получаемые теми, кто является собственником товаров и услуг. Оценка бизнеса – акт или процесс выработки заключения или расчёта стоимости предприятия или доли в нём. Рыночная стоимость объекта оценки – наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. 7 ВИДЫ СТОИМОСТИ 1. 2. 3. 4. 5. Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком – стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров. Стоимость замещения объекта оценки – сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату оценки с учётом износа объекта оценки. Стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных технологий и материалов, с учётом износа объекта оценки. Стоимость объекта оценки при существующем использовании – стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и целей его использования. Инвестиционная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях. 8 ВИДЫ СТОИМОСТИ 6. 7. 8. 9. Стоимость объекта оценки для целей налогообложения – стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативно-правовых актов. Ликвидационная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчуждён в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов. Утилизационная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учётом затрат на утилизацию объекта оценки. Специальная стоимость объекта оценки – стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включённые в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в стандартах оценки. 9 ВИДЫ СТОИМОСТИ (ОТ ЦЕЛИ) Стоимость в обмене – это цена, которая будет преобладать на свободном, открытом и конкурентном рынке на основе равновесия, устанавливаемого факторами предложения и спроса. Стоимость в обмене является стоимостью, признанной рынком, на котором умозрительно происходит обмен прав собственности на актив. Обычной формой стоимости в обмене является рыночная стоимость. Стоимость в пользовании – это стоимость собственности для конкретного пользователя или группы пользователей, которую собственность будет иметь при данном способе использования. Стоимость в пользовании не зависит от наиболее эффективного использования объекта собственности или от суммы средств, которая может быть выручена при его продаже. 10 ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА Принципы, связанные с рыночной средой Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования 11 ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОБСТВЕННИКА  Принцип полезности основан на том постулате, что объект оценки обладает стоимостью только в том случае, если он полезен какому-либо потенциальному собственнику, т.е. способен удовлетворить его потребности в течение определенного времени.  Принцип замещения основан на том факте, что, несмотря на разнообразие объектов оценки, они являются сопоставимыми с точки зрения своей способности удовлетворять определенные потребности собственника или приносить ему доход. Осведомленный покупатель на открытом рынке не заплатит за объект собственности цену, превышающую затраты на приобретение другого объекта, столь же привлекательного для него, что и данный объект собственности. Определение принципа: максимальная стоимость собственности определяется наименьшей ценой или стоимостью, по которой может быть приобретена другая собственность с эквивалентной полезностью. Таким образом, принцип замещения дает возможность установить верхний пре-дел стоимости оцениваемого имущества. Данный принцип лежит в основе применения метода сделок (метода сравнения продаж).  Принцип ожидания основан на том, что стоимость объекта оценки прежде всего зависит не от прошлых данных по ценам продажи сопоставимых объектов или затрат на замещение этого имущества, а от тех выгод, которые участники рынка предполагают получить в будущем от приобретения этого имущества. Ожидание – это установление текущей стоимости доходов или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения объектом оценки. Ожидание может принимать как позитивный, так и негативный характер. 12 Экономический спад, высокая безработица, напряженная социальная обстановка, государственные ограничения на застройку территории способны отрицательно повлиять на стоимость объекта. ПРИНЦИПЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЫНОЧНОЙ СРЕДОЙ Принцип зависимости  обусловлен местоположением объекта оценки. Местоположение является одним из наиболее важных факторов, влияющих на стоимость объекта оценки. Стоимость конкретного объекта оценки подвержена влиянию и сама влияет на природу и величину стоимости других объектов в районе его расположения.  Принцип соответствия между спросом и предложением: изменение цен на объект оценки зависит от изменения величины спроса и величины предложения. Предложение – это количество товаров, имеющихся в наличии по определенным ценам на данный момент времени; спрос –количество товаров, желаемых по определенным ценам в течение данного периода времени, взаимодействие предложения и спроса определяет цену.  Принцип конкуренции: конкуренция на рынке объектов собственности возникает среди покупателей, продавцов, которые стремятся заключить сделку по куплепродаже объекта собственности. Каждый объект собственности конкурирует с другими объектами, имеющими аналогичное функциональное назначение. Возможность извлечения прибыли порождает конкуренцию, но возможность извлечения сверхвысоких прибылей порождает разрушительную конкуренцию. Когда прибыли на рынке превышают уровень, необходимый для оплаты факторов производства, на данном рынке обостряется конкуренция, что, в свою очередь, приводит к снижению среднего уровня чистых доходов. 13  Принцип изменения. Стоимость объектов собственности обычно не остается постоянной, но меняется с течением времени. ПРИНЦИП ННЭИ Это синтез всех групп принципов, которые были рассмотрены, и является основополагающим в оценке объекта собственности. Из возможных вариантов выбирается вариант наилучшего и наиболее эффективного использования имущественного комплекса, который  физически возможен  финансово осуществим  экономически обоснован  при котором наиболее полно реализуются функциональные возможности объекта оценки и который приводит к наивысшей стоимости объекта. Данный принцип основывается на следующей предпосылке: верхняя граница цены, которую готов заплатить покупатель, определяется его мнением относительно наиболее выгодного использования объекта собственности. 14 ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА Затратный подход Доходный подход Сравнительный подход Метод чистых активов Метод прямой капитализации Метод рынка капитала Метод ликвидационной стоимости Метод дисконтирования денежных потоков Метод сделок Метод отраслевых коэффициентов 15 ДОХОДНЫЙ ПОДХОД 16 Раздел 2 ДОХОДНЫЙ ПОДХОД Подход основан на принципе ожидания: потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса 17 МЕТОД ДИСКОНТИРОВАНИЯ ДП Область применения метода: оценка компаний, находящихся в процессе структурных изменений, требующих инвестиций, приносящих нестабильный до-ход.  При использовании модели дисконтирования денежного потока необходимо располагать соответствующей информацией о доходах бизнеса:     в течение ретроспективного периода (обычно 3–5 л.); в расчете на прогнозный период; информацией, характеризующей условия развития компании в постпрогнозный период. 18 РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ             – номенклатура выпускаемой продукции; – объем производства и цены на продукцию; – ретроспективные темпы роста предприятия; – спрос на продукцию; – темпы инфляции; – имеющиеся производственные мощности; – перспективы и возможные последствий капитальных вложений; – общая ситуация в экономике, определяющая перспективы спроса; – ситуация в конкретной отрасли с учетом существующего уровня конкуренции; – доля оцениваемого предприятия на рынке; – долгосрочные темпы роста в постпрогнозный период; – планы менеджеров данного предприятия. 19 РАСЧЕТ ЧДП В ПРОГНОЗНОМ ПЕРИОДЕ Косвенный метод ЧДП = ЧП + Ам Прямой метод + _ ЧДП = ДП + ДП 20 РАСЧЕТ ЧДП ПРЯМЫМ МЕТОДОМ + ЧДП = ДП + ДП _ 21 МЕТОДЫ РАСЧЕТА СТАВКИ ДИСКОНТИРОВАНИЯ Методы расчета Метод кумулятивного построения Метод CAPM Многофакторная модель Метод WACC 22 МЕТОД КУМУЛЯТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ Rдиск = Rб + R 23 МЕТОД CAPM 24 МЕТОД WACC , где: ki – стоимость i-того источника финансирования; di – доля источника в структуре капитала 25 ПОСТПРОГНОЗНЫЙ ПЕРИОД Для определения стоимости предприятия за пределами прогнозного периода применяется так называемая модель Гордона. Она капитализирует годовой доход послепрогнозного периода в показатели стоимости при помощи ставки капитализации (при отсутствии темпов роста ставки равны). V = CF(t+1)/(r – g), где CF(t+1) – денежный поток доходов за первый год постпрогнозного (остаточного) периода; r – ставка дисконтирования; 26 g – долгосрочные темпы роста денежного потока. РАСЧЕТ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ CF – чистый денежный поток за один год прогнозного периода; r – ставка дисконтирования; Vterm – стоимость в постпрогнозном периоде 27 МЕТОД КАПИТАЛИЗАЦИИ ДОХОДА  Область применения метода: оценка компаний, не требующих начальных инвестиций, со сложившимися условиями финансирования деятельности, приносящих стабильный доход.  Основными виды дохода, используемые при расчете методом капитализации дохода, являются: • чистый денежный поток; • чистая прибыль; • дивиденд;  Период расчета – год (в отдельных случаях может быть использован другой временной интервал – месяц, квартал). 28 МЕТОД КАПИТАЛИЗАЦИИ ДОХОДА 29 СТАВКА КАПИТАЛИЗАЦИИ Метод рыночной выжимки Метод, предполагающий нахождение разницы между ставкой дисконтирования и среднегодовыми темпами прироста доходов 30 МЕТОД РЫНОЧНОЙ ВЫЖИМКИ 1. 2. 3. 4. Отбор компаний-аналогов, информация о продаже которых (или долей в них) имеется в открытых общедоступных источниках или акции которых котируются на рынке; Определение фактического дохода по каждой из сопоставимых компаний; Определение рыночной капитализации сопоставимых компаний; Расчет величины ставки капитализации по каждой сопоставимой компании путем деления значения величины дохода на величину рыночной капитализации; 5. Получение итогового значения ставки 31 капитализации путем обобщения ставок капитализации сопоставимых компаний (среднее значение). МЕТОД РЫНОЧНОЙ ВЫЖИМКИ 32 МЕТОД, ОСНОВАННЫЙ НА РАЗНИЦЕ СТАВКИ ДИСКОНТИРОВАНИЯ И ТЕМПОВ РОСТА ДОХОДА g g 33
«Теоретические основы оценки бизнеса» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 54 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot