Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Этапы научного исследования. Подготовительный этап.

  • 👀 1915 просмотров
  • 📌 1845 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Этапы научного исследования. Подготовительный этап.» pdf
ЛЕКЦИЯ 3. ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 1. Этапы научного исследования. 2. Тема научного исследования. 3. Актуальность научного исследования. 4. Постановка цели и задач исследования. 5. Определение объекта и предмета исследования. 6. Научные методы познания в исследованиях. 1. Этапы научного исследования Любое научное исследование состоит из трех этапов – подготовительного, основного и заключительного. Сначала рассмотрим содержательную основу и результаты этих этапов кратко, затем более подробно. I. Подготовительный этап Содержательная основа 1. Определение темы, актуальности исследования, формулировка проблемы/актуальности, цели, выделение объекта и предмета исследования. 2. Постановка задач исследования и составление плана исследования. 3. Определение методов исследования. 4. Определение практической базы исследования. 5. Составление списка литературы по выбранной проблеме. Результат: первый вариант введения и план работы. II. Основной этап Содержательная основа 1. Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий. 2. Исследование опыта решения данной проблемы. Разработка теоретической модели. Поиск форм и методов ее реализации. 3. Реализация теоретической модели. Создание опытного образца и его тестирование. Обобщение и интерпретация экспериментального (практического) материала. Результат: написание теоретической и практической части работы. III. Заключительный этап Содержательная основа 1. Определение новизны исследования, его теоретической и 1 практической значимости. 2. Определение обоснованности и достоверности результатов исследования. 3. Анализ выполненной работы и перспектив ее продолжения. 4. Оформление и литературная редакция работы. Подготовка доклада и презентации. 5. Защита исследовательской работы. Результат: оформление работы в соответствии с требованиями. Защита исследовательской работы. Приступим к рассмотрению подготовительного этапа. 2. Тема научного исследования По целевому назначению научные исследования бывают теоретические и прикладные. Теоретические исследования направлены на создание новых принципов. Это обычно фундаментальные исследования. Цель их — расширить знания общества и помочь более глубоко понять законы природы. Такие разработки используют в основном для дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными и др. Прикладные исследования направлены на создание новых методов, на основе которых разрабатывают новое оборудование, новые машины и материалы, способы производства и организации работ и др. Они должны удовлетворять потребность общества в развитии конкретной отрасли производства. Прикладные разработки могут быть долгосрочными и краткосрочными, бюджетными или хоздоговорными. Каждое научное исследование имеет тему. Темой могут быть различные вопросы науки и техники. Обоснование темы — это важный этап в разработке научного исследования. Темы могут быть различными, их можно классифицировать следующим образом: а) по видам связи с общественным производством — научные исследования, направленные на создание новых процессов, машин, конструкций и т. д., полностью используемых для повышения эффективности производства;  научные исследования, направленные на улучшение производственных отношений, повышение уровня организации производства без создания новых средств труда; 2  теоретические работы в области общественных, гуманитарных и других наук, которые используются для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей и др.; б) по степени важности для народного хозяйства  работы, выполняемые по заданию министерств и ведомств;  исследования, выполняемые по плану (по инициативе) научноисследовательских организаций; в) в зависимости от источников финансирования  госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;  хоздоговорные, финансируемые в соответствии с заключаемыми договорами между организациями-заказчиками, которые используют научные исследования в данной отрасли, и организациями, которые выполняют исследования; г) по длительности разработки:  долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет;  краткосрочные, выполняемые обычно за один год  долгосрочные. Выбрать тему зачастую более сложно, чем провести само исследование. К теме предъявляют ряд требований. Тема должна быть актуальной, т. е. важной, требующей разрешения в настоящее время. Это требование одно из основных. Критерия для установления степени актуальности пока нет. Так, при сравнении двух тем теоретических исследований степень актуальности может оценить крупный ученый данной отрасли или научный коллектив. При оценке актуальности прикладных научных разработок ошибки не возникают, если более актуальной окажется та тема, которая обеспечит большой экономический эффект. Тема должна решать новую научную задачу. Это значит, что тема в такой постановке никогда не разрабатывалась и в настоящее время не разрабатывается, т.е. дублирование исключается. Дублирование возможно только в том случае, когда по заданию руководящих организаций одинаковые темы разрабатывают два конкурирующих коллектива в целях разрешения важнейших государственных проблем в кратчайшие сроки. Таким образом, оправданное дублирование тем (разработок) иногда может быть одним из требований. Грань между научными и инженерными исследованиями с каждым годом все более стирается. Однако при выборе тем новизна должна быть не инженерной, а научной, т. е. принципиально новой. Если разрабатывается пусть 3 даже новая задача, но на основе уже открытого закона, то это область инженерно-экономических, не научных разработок. Поэтому необходимо отличать научную задачу от инженерно-экономической. Все то, что уже известно, не может быть предметом научного исследования. Тема должна быть экономически эффективной и должна иметь значимость. Любая тема прикладных исследований должна давать экономический эффект в народном хозяйстве. Это одно из важнейших требований. На стадии выбора темы исследования ожидаемый экономический эффект может быть определен, как правило, ориентировочно. Иногда экономический эффект на начальной стадии установить вообще нельзя. В таких случаях для ориентировочной оценки эффективности можно использовать аналоги (близкие по названию и разработке темы). При разработке теоретических исследований требование экономичности может уступать требованию значимости. Значимость, как главный критерий темы, имеет место при разработке исследований, определяющих престиж отечественной науки или составляющих фундамент для прикладных исследований, или направленных на совершенствование общественных и производственных отношений и др. Тема должна соответствовать профилю научного коллектива. Каждый научный коллектив по сложившимся традициям имеет свой профиль, квалификацию, компетентность. Такая специализация, способствующая накоплению опыта исследований, дает свои положительные результаты, повышается теоретический уровень разработок, качество и экономическая эффективность, сокращается срок выполнения исследования. Однако нельзя впадать в крайность, применяя этот принцип. Если допускать монополию в науке, то исключается соревнование идей. Это может снизить эффективность научных исследований. Заказчику будет предоставляться научная продукция, которая не всегда может отражать наилучшие показатели. Тема – это лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Тема отражает заключенное в проблеме противоречие, её формулировка одновременно уточняет проблему. 3. Актуальность научного исследования Актуальность темы исследования является одним из требований, предъявляемых ко всем исследовательским 4 основных работам, выполняемым в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Актуальность темы означает, что поставленные в исследовании задачи и проблемы имеют существенное значение для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности и в настоящее время требуют скорейшего решения. Обоснование актуальности темы излагается во введении работы и заключается в аргументации необходимости проведения исследования по выбранной тематике. При этом основное внимание уделяется нерешенным проблемам, малоизученным вопросам. К основным доводам, определяющим актуальность темы работы, можно отнести следующие:  важность решения поставленных задач для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности;  новые перспективы развития рассматриваемой отрасли науки;  потребность в разработке рекомендаций по применению известных теоретических подходов для нужд практики;  потребность в разработке рекомендаций по реализации ИТинноваций в практической деятельности предприятий и организаций;  потребность в разработке рекомендаций по применению лучших мировых ИТ-практик в российских условиях;  необходимость учета влияния изменений социальноэкономических условий на поставленные задачи;  потребность в обобщении российского и мирового опыта решения поставленных задач. Так, происходящий в настоящее время переход информационнокоммуникационной отрасли на новую технологическую платформу определяет актуальность тематики многих исследований. Компания Gartner определила 10 главных технологических трендов на 2020 год[1]: 1. Гиперавтоматизация 2. Мультиопыт 3. Демократизация экспертизы. 4. Расширение человеческих возможностей. 5. Прозрачность и прослеживаемость 6. Edge Computing набирает силу. 7. Распределенное облако. 8. Автономные вещи. 9. Практичный блокчейн. 10. ИИ-безопасность. 5 В каждом из этих направлений существуют нерешенные задачи, как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Это обуславливает необходимость развития теоретических основ и методологической базы, а также разработки научно-обоснованных рекомендаций по применению ИТ-инноваций в практике бизнеса и деятельности госструктур. При обосновании актуальности рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе следует проанализировать общее состояние дел в предметной области исследования. Привести факты или статистические данные, результаты известных научных или практических достижений, нормативные документы (если такие имеются) или другие доводы, которые подтверждают важность и необходимость проведения исследования по выбранной теме. Пояснить, что определяет своевременность исследования, т.е. почему данная тема должна быть исследована именно сейчас. На втором этапе необходимо установить и описать существующее противоречие - выявить несогласованность, несоответствие между какимилибо противоположностями внутри единого объекта, несоответствие между желательным и действительным, несоответствие между известным и неизвестным. Например, при обосновании выбора ИТ-решения для информационной системы предприятия анализ рыночных предложений вендоров может показать, что имеется несоответствие между функциональными требованиями, предъявляемыми бизнес-пользователями, и имеющимися на рынке программными продуктами. Таким образом, выявленное несоответствие между желательным и действительным обуславливает противоречие между необходимостью удовлетворения требований и отсутствием нужных программных продуктов. На третьем этапе на основании установленного противоречия необходимо сформулировать нерешенную или не в полной мере решенную проблему в теории и/или практике. В научном смысле, проблема - это "возникающий в ходе изучения чего-либо вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес". При обосновании актуальности выявленная проблема излагается на содержательном уровне в краткой форме. Её конкретная постановка приводится при изложении решения в основной части работы. Постановка проблемы определяет, что предстоит сделать. Например, противоречие, приведенное в примере предыдущего этапа, обуславливает следующую проблему: как следует устранить несоответствие между функциональными требованиями, предъявляемыми бизнес-пользователями, и имеющимися на рынке программными продуктами: разработать новый программный 6 продукт или доработать типовой коммерческий программный продукт под требования предприятия. На четвертом этапе нужно сделать выводы об актуальности темы исследования. Актуальность темы предполагает её увязку со степенью изученности и научной разработанности. При обосновании актуальности темы рекомендуется использовать типовые лексико-синтаксические конструкции, приведенные в таблице 1. Таблица 1. Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для употребления при обосновании актуальности темы исследования Группа Лексико-синтаксические  конструкции, рекомендуемые для употребления при обосновании актуальности темы ис следования         Примеры Отсутствие отработанных методик (подходов, концепций) ... препятствует эффективному принятию решений в области…., что определяет необходимость разработки (подготовки, проведения)..... Анализ практического опыта проведения ИТ-проектов... выявил наличие таких проблем, как….Это обуславливает целесообразность разработки (подготовки, проведения)..... Многочисленные исследования... показали, что одной из основных проблем в области… является…., поэтому необходимо.... Необходимость создания (подготовки, разработки).... обусловлена отсутствием.... При проведении ИТ-проектов…. существует ряд трудностей, поэтому … Выявленная проблема … ещё не решена. Актуальность темы исследования определяется следующими факторами: 1. ... 2. ... 3. ... Необходимость проведения исследования на выбранную тему обусловлена…. Для решения проблемы… необходимо… , что определяет актуальность темы исследования Пример обоснования актуальности темы "Организация перехода к ИТ-аутсорсингу на предприятии". В настоящее время ИТ-аутсорсинг является важнейшим сегментом рынка ИТ-услуг и занимает стабильную долю в его общем объеме, которая по данным отчётов IDC в течение ряда последних лет составляет от .. до ..%. В 20.. году объем российского рынка ИТ-аутсорсинга составил от $ .. млрд (данные IDC) до $.. млрд (данные "АСТРА"). Для сравнения: мировой рынок ИТ-аутсорсинга в 20.. году составил более … млрд. долларов, что составляет более чем ..% глобального ИТ-рынка (данные ForresterResearch). Для России ИТ-аутсорсинг - сравнительно новый бизнес-инструмент, но доля организаций, использующих различные виды аутсорсинговых услуг, 7 постепенно возрастает. Типичными причинами перехода предприятий к ИТаутсорсингу являются необходимость внедрения передовых технологий, низкая квалификация собственного ИТ-персонала, отсутствие или недостаток ресурсов для выполнения работ, более низкая стоимость / высокое качество оказания услуг на основе внешних ресурсов, обеспечение большей гибкости, совершенствование структуры организации. Вместе с тем, развитие рынка ИТ-аутсорсинга нельзя назвать быстрым. Существует ряд причин, препятствующих его полномасштабному распространению. К факторами, тормозящим развитие ИТ-аутсорсинга, относятся:  практически полное отсутствие в России законодательных актов и иных правовых норм, регулирующих предоставление услуг аутсорсинга;  низкая степень проработанности методологической базы, в том числе отсутствие индустриальных стандартов;  сложность оценки эффективности аутсорсинга;  внутренняя незрелость бизнес-процессов заказчиков. На многих предприятиях бизнес-процессы не формализованы, нет четкого представления об их границах, ответственных. Такая ситуация затрудняет передачу их внешней компании;  информационная закрытость организаций;  отсутствие достаточного предложения со стороны компанийаутсорсеров. Несоответствие между стремлением предприятий сократить ИТ-расходы за счет использования аутсорсинговой модели и отсутствием общепринятых деловых практик, стандартов и методологий для планирования и организации перехода к ИТ-аутсорсингу обуславливает следующую проблему: каким образом следует выделять функции/задачи/сервисы для передачи внешнему провайдеру услуг и как обосновать целесообразность такого решения. Для решения поставленной проблемы необходима разработка научнообоснованной методики организации перехода к ИТ-аутсорсингу, что определяет актуальность темы исследования. Примеры типовых ошибок, допускаемых студентами при обосновании актуальности темы исследования приведены в таблице 2. Таблица 2. Типовые ошибки, допускаемые обосновании актуальности темы исследования Группа ошибок Примеры Типовые ошибки, допускаемые  Обоснование актуальности не студентами при темой исследования. 8 студентами связано при с обосновании актуальности темы исс  Не употребляется сам термин "актуальность". ледования  Не используются ключевые слова.  Анализ ситуации в выбранной области не подкреплен конкретными фактами, статистическими данными, тенденциями, известными результатами научных и практических достижений.  Отсутствует формулировка проблемы.  Не изложены малоизученные вопросы в науке и/или решении прикладных задач, которые определяет проблему исследования 4. Цель, гипотеза и задачи исследования Цель исследования - это конечный результат, который должен получиться после окончания исследования. Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими. Гипотеза выдвигается с целью решения поставленной проблемы и определяет главное направление научного поиска, в результате которого должны быть получены выводы об истинности или ложности гипотезы. В качестве научного предположения гипотеза должна отвечать определенным требованиям с точки зрения методологии науки, а именно, должна быть:  логически непротиворечивой;  принципиально проверяемой;  не противоречащей ранее установленным фактам, не относящимся к предметной области;  приложимой к возможно более широкому кругу явлений;  эффективной в познавательном или практическом отношении (в частности, позволяющей разработать или конкретизировать программу дальнейших исследований). Гипотеза выдвигается на основе результатов изучения относящихся к предметной области исследования фактов, результатов научно-практических достижений и других материалов. Её подтверждение направлено на то, чтобы доказать реальное существование предполагаемого положения. В результате проведенного исследования гипотеза либо опровергается, либо подтверждается и становится положением теории. Гипотеза в исследовательских работах, выполняемых в учебном процессе, может касаться существования объекта, его структуры, свойств, 9 элементов и связей, образующих объект, механизма функционирования и развития. При формулировке гипотезы рекомендуется использовать ключевые слова выбранной темы исследования. Например, гипотеза работы на тему "Ключевые факторы успеха в ИТконсалтинге" может быть сформулирована так: "В области ИТ-консалтинга существует набор ключевых факторов успеха, позволяющий сконцентрировать ресурсы (материально-технические, инвестиционные) в тех областях, где компания может достичь значительного преимущества над основными конкурентами и завоевать лучшую позицию на целевом рынке". Задачи исследования - это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ. Задачи являются конкретизацией цели. Задачи исследования – это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. При формулировании цели рекомендуется сначала указать основной научный результат, который должен быть получен, а затем связать его с практической потребностью, для удовлетворения которой осуществляется решение поставленной задачи. Формулировка цели обычно начинается словами: "Цель настоящей работы - …". Например, цель работы на тему "Ключевые факторы успеха в ИТконсалтинге" может быть сформулирована так: "Разработать набор ключевых факторов успеха, обеспечивающих укрепление конкурентных позиций компании в ИТ-консалтинге". В работах, выполняемых в учебном процессе на первой ступени обучения (в бакалавриате), цель работы чаще всего носит практический характер, поскольку наличие элементов научной новизны не является обязательным требованием для работ этого уровня. Например, цель работы бакалавра на тему: "Влияние развития ИТ на портфель консалтинговых услуг системных интеграторов" может быть сформулирована так: "Для повышения привлекательности услуг и поддержания конкурентоспособности системных интеграторов разработать обоснованные рекомендации по развитию портфелей консалтинговых услуги на основе ИТ-инноваций". Сформулированная цель исследования определяет задачи исследования, которые чаще всего являются частными подцелями в некоторых условиях. Задачи исследования обеспечивают достижение общей цели исследования. В работе обычно формулируется несколько задач, рекомендуемое количество 4-5. Задачи излагаются списком, в виде перечисления. Перечисление задач может определяться либо временной 10 последовательностью проведения исследования, либо логикой процесса исследования. Поставленные задачи определяют структуру работы, описание их решения составляет содержание разделов и глав работы. Задачи часто формулируются с помощью глаголов: выявить, исследовать, обосновать, определить, проанализировать, разработать, установить, или соответствующих существительных. Рассмотрим примеры задач. 1. Тема: построение модуля пополнения знаний для экспертной системы. Проблема: отсутствие эффективных систем автоматического пополнения знаний в экспертных системах. Цель: разработать модуль пополнения знаний для оболочки продукционной экспертной системы на основе метода репертуарных решеток. Задачи: – исследовать методы пополнения знаний в экспертных системах; – проанализировать существующие системы пополнения знаний; – построить модель пополнения знаний на основе репертуарных решеток; – реализовать программный модуль пополнения знаний для оболочки экспертной системы. Объект исследования: экспертные системы. Предмет исследования: процессы пополнения знаний в экспертных системах. 2. Тема: сравнительный анализ последовательных и параллельных алгоритмов формирования минимального остовного дерева графа. Проблема: противоречие между современными потребностями решения задач с большими массивами данных и существующими последовательными алгоритмами обработки информации. Цель: анализ некоторых последовательных и параллельных алгоритмов нахождения минимального остовного дерева для выявления из них наиболее эффективных. Задачи: – пояснить важность задачи нахождения минимального остовного дерева графа для решения практических задач; – проанализировать эффективность последовательных алгоритмов Борувки, Соллина, Краскала и Прима нахождения минимального остовного дерева; – разработать параллельную реализацию каждого алгоритма; – провести сравнительный анализ производительности и эффективности обеих реализаций. 11 Объект исследования: алгоритмы на графах. Предмет исследования: алгоритмы формирования минимального остовного дерева графа. Для поставленных в работе цели и задач необходимо установить условия, определяющие рамки исследования: перечислить и описать ограничения и допущения. Ограничения могут касаться:  времени рассмотрения объекта исследования;  места его нахождения в границах системы более высокого порядка, чем он сам;  аспекта, в котором этот объект существенен. Например, в работах, выполняемых в учебном процессе по направлению подготовки "Информационные системы и технологии", часто выделяют следующие группы ограничений: нормативные, технические, информационные, стоимостные, временные. 5. Определение объекта и предмета исследования Объектом исследования в общем смысле выступает часть объективной реальности, то есть явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Таким образом, Объект исследования – это явление, процесс, который подлежит изучению. Определение объекта исследования отвечает на вопрос: что изучается? Предмет исследования — это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Научная проблема – это противоречивая ситуация, выступающая в виде неоднозначных позиций в объяснении каких-либо объектов, процессов и требующая создания теории для её разрешения. На рисунке 1 визуально представлна суть выделения объекта и предмета исследования. 12 Рисунок 1 – Суть выделения объекта и предмета исследования Объект и предмет исследования как категории научного познания соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Например, если объектом исследования является проект внедрения, то предметом исследования могут быть его ключевые факторы успеха. Следует отметить, что то, что выступает предметом в одних исследованиях, в других может рассматриваться как объект. Например, в одних исследованиях объектом исследования может быть предприятие, а предметом информационная система предприятия. В других исследованиях объектом исследования может являться информационная система предприятия, а предметом исследования - одна из её подсистем. Рассмотритм на простейшем примере выделение объекта и предмета исследования: Тема реферата «Основные принципы функционирования электронной почты». Объект: электронная почта. Предмет: основные принципы функционирования электронной почты. Рассмотрим пример выделения объекта и предмета исследования на примере научно-исследовательской работы: Тема: «Компьютерное моделирование тактических действий нападения квалифицированных команд по волейболу и методика их совершенствования», объект исследования: «Соревновательная деятельность квалифицированных команд по волейболу»; предмет исследования: «методика совершенствования командно-тактических действий нападения квалифицированных команд по волейболу». Также примеры объекта и предмета исследования преведены в главе постановка целей и задач исследования. 6. Научные методы познания в исследованиях 13 В основе любого исследовательского процесса лежат определенные концепции, идеи, теории, методологические принципы, подходы, а также комплекс применяемых методов и методик. Для качественного выполнения работы и оформления полученных результатов необходимо четко представлять себе суть и взаимосвязь таких основных понятий, как методология, метод и методика. Указанный понятийный аппарат приведен на рисунке 2. Рисунок 2 - Взаимосвязь понятий методология, метод и методика Успешность выполнения работы во многом определяется правильностью выбора совокупности методов исследования, позволяющих решить поставленные задачи и достичь цели. Применение в исследовании тех или иных методов должно быть обоснованным, методы должны дополнять друг 14 друга, быть взаимосвязанными и объединенными на основе принципов системности. Выбранная совокупность методов исследования является уникальной для каждого исследования. В научной литературе существует множество различных классификаций методов исследования по различному основанию, например, выделяют:  экспериментальные методы, методы обработки эмпирических данных, методы построения научных теорий и их проверки, методы изложения научных результатов;  всеобщие (философские), общенаучные и специальные (конкретнонаучные) методы;  методы качественного и количественного изучения реальности. Классификация методов исследования по степени общности и широте применения приведена на рисунке 3. Рисунок 3 - Классификация методов научного исследования В научном познании выделяют эмпирические и теоретические исследования. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на реальный объект исследования и опирается на данные наблюдения и эксперимента. В его задачи входит сбор, накопление и первичная обработка данных опыта, фиксация фактов, внешних общих признаков исследуемых объектов. 15 В теоретическом исследовании центральное место занимает деятельность, связанная с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки, работа с различными концепциями и моделями. Оба этих вида исследования взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. В соответствии с видом научно-познавательной деятельности общенаучные методы обычно делят на три группы: методы эмпирического исследования, методы теоретического исследования, методы, используемые как в эмпирическом, так и в теоретическом исследовании (рисунок 4). Рисунок 4 - Классификация общенаучных методов исследования Рассмотрим кратко общенаучные методы исследования, наиболее часто применяемых при написании исследовательских работ, выполняемых в учебном процессе по ИТ-направлению. Наблюдение - это метод научного познания, опирающийся на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Под наблюдением за исследуемыми объектами понимается сбор данных посредством регистрации событий, действий, а также их предварительное описание. При использовании наблюдения получают информацию о свойствах 16 и отношениях исследуемых объектов. Наблюдение применяется, когда вмешательство в естественное течение процесса не допустимо. Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений действительности. При этом должно выполняться два основных требования: 1. Сравниваться должны только те предметы и явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. 2. Сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам. Измерение - это процедура определения численного значения некоторой величины путем её сравнения с эталоном. Эксперимент представляет собой процесс изучения объекта (явления) в специально созданных, управляемых условиях и позволяющий наблюдать, сравнивать и измерять его свойства, устанавливать их зависимость от внешних воздействий. Восхождение от абстрактного к конкретному - согласно данному методу мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него - к конкретному в мышлении. В этом случае процесс познания разбивается на два этапа:  На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к абстрактным определениям. Единый объект разделяется, описывается при помощи суждений и понятий, превращается в совокупность зафиксированных мышлением абстракций.  Второй этап - это восхождение от абстрактного к конкретному. Происходит переход от абстрактных определений объекта к конкретному в познании и мышлении. Исходная целостность объекта восстанавливается во всей многогранности, но уже в мышлении. Идеализация - это мысленное конструирование идеальных объектов, которые не существуют в действительности. Формализация - метод изучения разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме какого-либо искусственного языка. Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам. Абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от несущественных связей, свойств, отношений и выделении сторон предметов, явлений, интересующих исследователя. 17 Анализ представляет собой разложение целого на составные части, т.е. выделение признаков предмета для изучения их в отдельности как части единого целого. Синтез - метод научного познания, который состоит в объединении отдельных частей предмета в единое целое. Анализ и синтез представляют собой единство противоположностей. Аналогия является методом научного познания, в котором знание о предметах и явлениях приобретается на основании того, что они имеют сходства с другими. Индукция - умозаключение от частного к общему, когда на основании знания об отдельных предметах класса формулируется общий вывод о классе в целом. Дедукция - умозаключение от общего к частному, когда вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества. Моделирование - исследование объектов познания на их моделях. Модель должна соответствовать объекту познания в изучаемых свойствах, но может отличаться по ряду некоторых признаков, что обуславливает удобство модели при исследовании изучаемого признака или объекта. Моделирование может быть предметным, физическим, знаковым, математическим, логическим и др. В силу многозначности понятия "модель" в науке и технике существуют различные подходы к классификации видов моделирования. В научных работах, выполняемых ИТ-направлению, часто применяется:  имитационное моделирование,  моделирование бизнес-процессов,  математическое моделирование,  статистическое моделирование. Обобщение - определение общего понятия, в котором находит отражение основное, характеризующее объекты данного класса. В исследованиях широко используются как общенаучные методы исследования, адаптированные к конкретному исследованию, так и специальные методы, которые определяются характером предмета исследования, поставленными целью и задачами. Конкретно-научные (частные) методы научного познания представляют собой специфические методы конкретных наук. Эти методы формируются в зависимости от целевой функции данной науки и характеризуются взаимным проникновением в однородные отрасли наук. К основным методам информатики, используемых в научных 18 исследованиях, относят: - всеобщие (диалектический и метод системного анализа); общенаучные (сравнение, экспериментирование, обобщение, абстрагирование, формализация, анализ, синтез, индукция, дедукция, традукция, аналогия, моделирование, идеализация, аксиоматические, гипотетические, исторический, системные, наблюдение, экспериментирование; формализация, абстрагирование; аксиоматические, гипотетические, эвристические, аналитические); - специальные (алгоритмизация, моделирование, программирование (планирование); имитационные; поиска, анализа, выбора вариантов, решений; обнаружения и исправления ошибок; распознавания образов; постановки и решения задач; естественнонаучные, эмпирические, аксиоматические (математические); инженерные, изобретательские, моделирующие, информационные и т.п.) Описание используемых методов исследования (в виде перечисления) приводится во введении письменной работы. В совокупности использованные методы исследования обуславливают достоверность анализа и выводов, полученных в выполненной работе. 19
«Этапы научного исследования. Подготовительный этап.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot