Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Исследование факторов, определяющих конкурентоустойчивость сервисного предприятия в условиях динамично меняющейся внешней среды (на примере предприятий индустрии гостеприимства)

  • 👀 515 просмотров
  • 📌 441 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Исследование факторов, определяющих конкурентоустойчивость сервисного предприятия в условиях динамично меняющейся внешней среды (на примере предприятий индустрии гостеприимства)» docx
Тема 1: ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТЬ СЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИЧНО МЕНЯЮЩЕЙСЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА) 1. Конкурентоспособность гостинично-ресторанного бизнеса Понятие конкурентоспособности является одним из ключевых в экономике и менеджменте. Главная цель любого предприятия сервиса – это победа в конкурентной борьбе, поддержание конкурентоспособности как предприятия в целом, так и его услуг. В России происходит усиление конкуренции, предприятиям сервиса необходимо постоянно повышать эффективность работы, внедрять новые технологии и методы инноваций, улучшать уровень обслуживания посетителей, повышать квалификацию сотрудников предприятия. Это конкурентные преимущества, позволяющие выиграть в борьбе между конкурентами. Конкуренция – это соперничество с целью максимизации прибыли посредством привлечения большего числа потребителей. Рост и в целом существование конкуренции заставляют хозяйствующие субъекты улучшать производство, повышать качество услуг и продукции, переориентировать деятельность, расширять ассортимент и, таким образом, повышать уровень конкурентоспособности. Конкурентоспособность – это возможность бороться с конкуренцией в сравнении с похожими объектами на том или ином рынке. Конкурентоспособность услуги – это комплексная характеристика ее свойств, показывающая способность максимально возможно удовлетворить желания и потребности потребителя в сравнении с товарами и услугами аналогами на данном рынке. Она рассматривается как привлекательность услуги или товара для покупателя. Признание конкурентоспособности товаров, услуг и предприятий происходит на рынке, также оценивается не только потребителем, но и самим производителем. Конкурентоспособность гостиницы – это не только конкурентоспособность оказываемых ею услуг, но и организация эффективной маркетинговой деятельности, высококвалифицированный персонал, профессионализм в принятии управленческих решений, финансовая независимость и в целом организация деятельности гостиничного бизнеса. Гостиничные предприятия направляют свою деятельность на одни и те же сегменты потребителей, поэтому каждая из гостиниц должна иметь присущие только ей и привлекательные для посетителей качества, то есть конкурентные преимущества. Наличие характеристик, параметров и свойств гостиничного предприятия, дающих превосходящие позиции над конкурентными организациями, является конкурентным преимуществом гостиничного бизнеса. Это услуги проживания, дополнительные, методы организации деятельности, продвижения услуг. Факторы конкурентоспособности – это непосредственные причины, наличие которых необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Основные внутренние факторы конкурентоспособности услуг гостинично-ресторанного комплекса указаны на рис. 1. Таким образом, конкурентоспособность предприятия в области гостеприимства включает в себя преимущества не только по качеству предлагаемых услуг, но также и преимущества, которые дает удачное размещение гостиницы, высокий профессиональный уровень персонала, эффективный маркетинг на предприятии, рациональность принятия управленческих решений, эффективное управление персоналом, финансовая независимость и устойчивость. Факторы конкурентоспособности гостинично-ресторанного бизнеса могут быть тактические и стратегические. Первые – обеспечивают конкурентоспособность на текущий период времени, вторые - в будущем. Предприятию индустрии гостеприимства следует ориентироваться на стратегические факторы, от них зависит сервис и качество обслуживания, инновации, результаты деятельности предприятия. Производственный технический уровень производства; технический уровень услуг; уровень организации; уровень развития инноваций Управленческий уровень управления, оргструктура, Качество услуг стандарты качества. Этика, культура обслуживания Цена услуги затраты на производство; на управление; на маркетинг и рекламу; прибыль на научно-исследовательскую работу; продажная цена. Гибкая ценовая политика (бонусы) Издержки при потреблении Эксплуатационные издержки; экономия при потреблении, энерго- сбережение, ресурсосбережение Качество сервиса эксплуатационный срок; система технического обслуживания. Персонал Система управления персоналом, отбор, текучесть кадров, система мотивации, квалификация, компетенции, система обучения, командная работа, организационная культура, текучесть кадров. Темпы роста производительности труда опережают темпы роста оплаты труда Финансы Финансовая независимость, кредитоспособность, собственные источники финансирования инновационной модернизации материально-технической базы Инновации Позволяют сокращать расходы, потери и сберегать ресурсы. Повышение функциональной полезности услуг размещения Комплекс маркетинга Информационная поддержка, реклама, лояльные клиентов, интернет-маркетинг Информационные системы Доступность для клиента современных информационных технологий, Интернета, сотовой связи и других сетевых сервисов Система безопасности Безопасность пребывания гостя и сохранность имущества, экологическая безопасность Местоположение Удобство пользования с точки зрения доступности транспортных средств для перемещения к месту проживания; наличие красивого вида из окна; внешней инфраструктуры: автомобильной стоянки, необходимых учреждений (почта, банк, торговые предприятия, учреждения культуры, развлекательные комплексы и др.). Бренд, репутация Положительная деловая репутация, договороспособность Оборотные средства в ресторанном сегменте Обеспеченность собственными средствами должна быть 70-80%. Доля расходов на питание у клиента должна сокращаться, чтобы появилась возможность приобретать дополнительные услуги, например, экскурсионные поездки Рис. 1. Факторы конкурентоспособности предприятия индустрии гостеприимства С учетом специфики деятельности предприятия группируют и ранжируют факторы, влияющие на конкурентоспособность. Типичные группы характеризуют: организацию, услуги, уровень обслуживания, маркетинговую деятельность. Так, уровень репутации очень значимый фактор. Репутация гостиницы включает в себя: цену, качество обслуживания, маркетинговые мероприятия, престижность, социальное положение посетителей, имидж организации, социальный статус гостиницы. Уровень репутации формируется самими посетителями, по оценке уровня обслуживания. Хорошая репутация гостиничного предприятия – это конкурентное преимущество, стимулирующее выбрать данное гостиничное предприятие и предпочесть его услуги. Маркетинговые исследования нацелены на перспективу и дают возможность предвидеть, как будет развиваться рынок в перспективе. Результатами проведения маркетинговых исследований являются: а) рост объема реализации услуг и, соответственно, рентабельности деятельности; б) расширение и исследование занимаемой рыночной доли; в) повышение уровня репутации гостиничного бизнеса; г) повышение уровня обслуживания посетителей; д) разработка и внедрение мероприятий. Грамотная маркетинговая деятельность улучшает финансово- хозяйственную деятельность предприятия и его экономические показатели. Качество, как конкурентное преимущество, представляет собой совокупность характеристик услуги, определяющих способность соответствовать ожиданиям и потребностям посетителей, и административным стандартам. Оценку качества обслуживания дают не только клиенты гостиницы, но и ее руководство. Руководство проводит оценку в соответствии с международными стандартами и нормами. Анализ качества гостиничных услуг помогает гостинице выявить имеющиеся недостатки в качестве своих услуг, определить их слабые и сильные стороны, наметить основные направления работы по улучшению их качества, выбрать соответствующую стратегию. 2. Предприятие как «черный ящик» Модель «черного ящика» акцентирует внимание исследователя на взаимодействии предприятия с внешней средой (рис. 2). Рис. 2. Модель «черный ящик» В результате целенаправленного функционирования предприятие влияет на среду за счет целевого продукта (услуги), который предназначен для потребления за ее пределами. В модели «черного ящика» этому соответствуют дуги, направленные от ящика к внешней среде – выходы. Гостинично-ресторанный комплекс реализует свое назначение и цель, действуя на внешнюю среду через выходы. Со своей стороны, внешняя среда оказывает влияние на предприятие с помощью ресурсного обеспечения, управления и разного рода контролируемых и неконтролируемых факторов, способствующих или препятствующих нормальному функционированию системы. Такие связи внешней среды с системой называются входами. В модели «черного ящика» этому соответствуют дуги, направленные от среды к системе. Модель называется «черным ящиком», поскольку состав, структура, причинно- следственные связи и механизмы функционирования системы не рассматриваются или не известны. Они постоянно меняются в силу рыночных рисков, конкуренции и неопределенности событий. В этой модели заданы, фиксируются и перечисляются только входные и выходные связи со средой. Граница системы, на которой сосредоточено внимание исследователя, подчеркивает ее целостность и обособленность, но не изолированность от внешней среды. Для построения модели типа «черный ящик» нужно описать границу системы, входы и выходы, а также внешнюю среду системы. Внешняя среда – это совокупность всех объектов вне границы предприятия, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства изменяются в результате поведения системы. Исследователь, который отделяет факторы внешней среды, руководствуется определенными целевыми критериями. При построении модели гостинично-ресторанного комплекса из всего множества объектов, находящихся вне границы системы, выделяют наиболее важные с точки зрения активности взаимодействия с системой через входы и выходы. Любое предприятие имеет практически бесконечное количество связей с внешней средой. При построении модели «черного ящика» исследователь отбирает из этого множества связей конечное число для включения в перечень входов и выходов. Критерием отбора при этом является целевое назначение модели, существенность той или иной связи по отношению к цели. Связи между системой и внешней средой существуют независимо от решения исследователя о включении их в результирующую модель «черного ящика», поэтому ошибки, допущенные при формировании моделей входов и выходов, могут иметь в дальнейшем непредсказуемые последствия. Входными потоками для гостинично-ресторанного комплекса являются ресурсные потоки, обеспечивающие условия для эффективной деятельности: • материальные (мебель, офисная оргтехника, постельное белье, портьеры, продукты питания, посуда, оборудование для кухни, вода, моющие и чистящие средства и т.п.); • энергетические (электроэнергия, автомобильное топливо, газ); • трудовые (квалифицированный персонал, консультанты); • финансовые (денежные средства на счетах и в кассе, ценные бумаги и др.); • информационные (учредительные и разрешительные документы, бухгалтерские акты, нормативно- правовые, стандарты, аналитические обзоры рынка и др.) • интеллектуальные (патенты, программные продукты для ЭВМ, бренд). Выходные потоки – услуги, налоги в бюджеты всех уровней, информация (цены, реклама, финансовые результаты), отходы в окружающую среду. Внешняя среда представлена потребителями, посредниками, партнерами, конкурентами, контролирующими государственными органами, рынком инноваций, заграницей, природно- климатическими условиями и др. Модель типа «черный ящик», рассматривается как первый этап моделирования объекта, имеет важное самостоятельное значение. Для целей исследовательской практики достаточным является содержательное описание входов и выходов. Следует начертить квадрат (символ ящика), в котором написать «производственный процесс ГРК ООО «Пилот»), слева указать стрелку по направлению из внешней среды в ящик (вход), а справа, наоборот, из ящика в окружающую среду (выход). Под каждой стрелкой четко обозначить элементы потоков, например, персонал – это вход, а цена услуги – это выход. 3. Анализ рынка услуг гостеприимства Деятельность гостинично-ресторанных предприятий характеризуется как производство и предоставление ассортимента услуг (продуктов) в секторе индустрии гостеприимства, предложение удобств и сервиса потребителю на коммерческой основе в жестко конкурентной динамично развивающейся рыночной среде с высокой вероятностью риска потерь и специфическими ресурсами (рис. 1). Рис. 1. Организационная среда предприятия индустрии гостеприимства Похомчикова Е.О. предложила критерии отнесения деятельности к индустрии: ◦ Размер. Сфера гостеприимства охватывает огромное количество предприятий различных видов деятельности (гостиничный, ресторанный, туристский бизнес, организация досуга и развлечений, транспортное обслуживание). В мире более 400 тысяч гостиниц, в России – 9316 (3 %); годовой оборот российских предприятий в лучшие годы превышал 520 млрд. руб., а темпы роста 4-4,5 %. ◦ Темп роста. В докоронавирусный период по прогнозам зарубежных экспертов, темп роста в 2020 г. оценивался на 4,2 % в год. В нормальной макроэкономической ситуации сфера гостеприимства характеризуется значительными темпами роста и высокими показателями деятельности, имеет положительные тенденции развития; что соответствует понятию индустрии. ◦ Взаимосвязь (родственность) видов деятельности. Предприятия индустрии гостеприимства являются сервисными, они тесно взаимосвязаны друг с другом: так, спрос на туристские услуги влечет за собой спрос на услуги размещения, питания, транспортные услуги и иное. Клиентоориентированный характер деятельности является основной концепцией их коммерческого успеха. Самый высокий рейтинг у Японии, государства Катар, Швейцарии, Тайваня, Австрии, Новой Зеландии, Объединенных Арабских Эмиратов, Швеции, Дании, Гонконга. Россия по «уровню ориентации на потребности клиентов» занимает 113 место из 140 мест. ◦ Количество работников. Сфера гостеприимства создает рабочие места, например, в секторе туризма создается более 140 миллионов рабочих мест в мире (каждый 11-й работник занят в индустрии гостеприимства). Проявляется косвенный эффект, т.к. в процесс оказания услуг включены предприятия, осуществляющие рекламную, финансово-кредитную и иные виды деятельности. По данным Росстата численность работников торговли, гостиниц и ресторанов составляет 18 % от всех занятых; для сравнения в промышленности – 20,2 %. ◦ Вклад в национальный доход. На долю мирового туризма приходится 3,6 % ВВП (с учетом влияния туризма на смежные с ним отрасли – 10,6 %); 5 % всех налогов; 7 % мировых инвестиций. В некоторых странах доходы от сферы туризма являются определяющей статьей ВВП: Бермудские острова – 34,7 %, Сейшельские острова – 27,4 %, Антигуа – 58,5 %, Багамы – 52,1 %. Особое значение в создании национального дохода сфера гостеприимства приобретает с учетом мультипликативного эффекта: так, доход, полученный от туристской деятельности, направляется в дальнейшем на потребительские расходы, в результате осуществления которых появляются новые доходы, получаемые предприятиями других сфер деятельности. Зарубежные авторы делают акцент на гостеприимстве как заботе, проявленной по отношению к клиентам, природа этой деятельности ассоциируется у потребителей с дружелюбием, щедростью, вниманием по отношению к гостям. Так, британский специалист Р.А. Браймер выделяет характер взаимодействия продавца и потребителя в качестве специфики индустрии гостеприимства, а американский ученый, Дж.Р. Уокер четко указывает на основные составляющие - туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, отдых и развлечения, организацию конференций и совещаний. Н Уэбстер называет индустрию гостеприимства сферой предпринимательства, состоящей из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям. Гостеприимство связано с дружелюбным приемом и хорошим обслуживанием, а системные элементы индустрии гостеприимства - гостиничный и ресторанный бизнес, отдых и развлечения, туризм, общественное питание. Услугами гостеприимства пользуются посетители (визитеры) - туристы, свободные путешественники, командировочные лица, местные жители, гости. Анализ рынка – ответственный этап исследования. Важнейшие показатели состояния и развития рынка – емкость рынка, его динамика (рост рынка), уровень конкуренции. Рассмотрим эти показатели рынка: 1. Емкость рынка (Ер) – объем реализованных на рынке товаров (услуг), произведенных при помощи новой технологии, в течение определенного периода времени, рассчитанный в денежном и натуральном выражении. Знание емкости рынка и тенденции ее изменения позволяет оценить перспективность рынка в долгосрочном периоде. Наиболее перспективным представляется растущий рынок. Емкость рынка – это существующее предложение услуг со стороны всех фирм: Ер = ∑ = Q1 + Q2 + Q3 + … + Qn (1), где: n – число фирм; i – конкретная фирма;Q – объем продаж. 2. Рост рынка (РР, %): РР= 100% х Eрt/Eр(t-1) (2), где: Eit – емкость рынка за период t; Ei(t-1) – емкость рынка за предшествующий период. Если значение РР=1, то рынок стагнирующий; РР˃1 – рынок медленно растущий; РР˃˃1 – рынок быстрорастущий; РР < 1 – рынок падающий, сокращающийся. 3. Доля фирмы на рынке (Дiр) Дiр= 100% х Qi/Eр (3), где: Qi – годовой объем продаж продукта «i-ой» фирмой; Eр емкость рынка. 4. Относительная доля рынка (ОДРi). Характеризует отношение рыночной доли «i-ой» фирмы (Дiр) к аналогичному показателю конкурента-лидера (Дк-лр): ОДРi = Дiр/Дк-лр (4). Если ОДРi=1, то рыночные позиции фирмы и конкурента-лидера одинаковы; ОДРi˃1, то фирма превосходит конкурента-лидера; ОДРi<1, то отстает от лидера. 5. Коэффициент концентрации рынка (ККР3). Это сумма рыночных долей фирм, занимающих первые три места в ранжированном ряду (по росту объема продаж): ККР3 = ∑Qi, i=1,2,3 (5) Концентрация продавцов отражает относительную величину и число фирм на рынке. Уровень концентрации будет наиболее высоким при минимальном числе фирм и может определять поведение всех участников рынка, как правило, чем он выше, тем в большей степени фирмы будут зависеть друг от друга или от доминирующей фирмы. Рассчитывают значение ККР для трех крупных фирм рынка и выделяют следующие критерии сопоставления: рынок неконцентрированный ККР3<45%; умеренно концентрированный при значениях CR3 45–70%; высококонцентрированный при значениях индекса CR3 > 70%. Пример. На рынке, кроме гостиницы «Космос», действуют 7 компаний: Фирма 1 2 3 4 5 6 7 «Космос» Оборот, млн. руб. 2019 г. 250 600 350 400 420 750 500 370 Оборот, млн. руб. 2018 г. 250 570 320 430 400 720 470 350 Рассчитать показатели состояния и развития регионального рынка гостеприимства, рыночное положение агрофирмы «Космос». Сделать выводы об эффективности деятельности фирмы. Решение 1. Определим емкость рынка индустрии гостеприимства в регионе по периодам с учетом объема услуг гостиницы «Космос»: Ер2019 = (250+570+320+430+400+720+470)+ 370 = 3530,0 т/год Ер2018 = (250+600+350+400+420+750+500)+ 350= 3620,0 т/год 2. Определим рост рынка (РР): РР = 100% * 3620/3530 = 102,55% (растущий рынок) 3. Определим конкурента-лидера рынка и его рыночную долю. Это фирма № 6, реализующая максимальный объем услуг. Доля рынка конкурента-лидера в 2019 году: Дк-лр = 100% * 750 т/ 3530 т = 21,2%. 4. Определим рыночную долю фирмы «Космос» в 2019 году: Дфр = 100% * 370/3530 = 10,5% 5. Определим относительную долю рынка фирмы «Космос»: ОДР = 10,5% / 21,2% = 0,50 (фирма уступает позиции лидеру рынка) 6. Коэффициент концентрации рынка ККР3 с учетом, что второе и третье места на рынке занимают фирмы № 2 и № 7: ККР3 = 21,2% + (100%*600/3530) + (100%*500/3530) = 21,2%+17%+14,2% = 52,4% (рынок умеренно концентрированный) Вывод: гостиница «Космос» работает на растущем умеренно концентрированном региональном рынке (сегмент – 3слуги гостеприимства), лидер рынка занимает 21,2%, а фирма 10,6%, относительная доля рынка фирмы 0,5, что свидетельствует о сильных позициях конкурента-лидера и возможности эффективной деятельности на этом рынке. 7. Емкость ресторанного рынка (Ерестор), как максимально возможный объем реализации продуктов и услуг, может быть рассчитана по следующей формуле: (Ерестор) = Ч * П * К * Д * СП * СЧ (6), где Ч – численность населения района/ бизнес-центра; П – процент посещаемости; К – доля конкуренции; Д – сегмент по доходам; СП – средняя посещаемость; СЧ – средний чек. Например, в крупном микрорайоне административного центра проживает 3,2 тыс. чел., доля населения, посещающего ресторан «Восточный» составляет 48%, доля конкуренции – 0,85, сегмент по доходам 0,3; средняя посещаемость - 8; средний чек – 1200 руб./чел. Тогда (Ерестор) = 3200*0,48*0,85*0,3*8*1200 = 3760128 руб., или 3,76 млн. руб. 4. Прибыль (доход) как цель бизнес-деятельности Предпринимательская (производственно-хозяйственная) деятельность и бизнес- деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, выполнения работ или оказания услуг, продажи товаров субъектами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Обсудим общую схему формирования коммерческого результата экономической деятельности – получения дохода и чистой прибыли. Доход (Д) – в широком смысле слова – это получение экономических выгод в денежной и имущественной форме, приводящих к росту рыночной стоимости предприятия. В узком смысле слова – это денежные поступления, как итог коммерческой деятельности, остающиеся в распоряжении предприятия и состоящие из чистой прибыли (ЧП) и амортизационных отчислений (А): Д = ЧП + А. Получение дохода является необходимым условием деятельности предприятий, так как он является источником развития, из него формируется прибыль, финансируются текущие затраты и выполняются налоговые и иные финансовые обязательства. Получение дохода свидетельствует о наличии потребительского спроса на выпускаемую продукцию, услуги. Каждое предприятие обосновывает производственную программу и планирует годовой объем выпуска продукции (Q) с учетом рыночного спроса. Для производства товарной продукции оно закупает необходимые ресурсы – сырье, материалы, энергоносители, труд работников, арендует помещение и оплачивает коммунальные услуги, использует оборудование (амортизация), осуществляет транспортные перевозки, организует рекламные акции, формирует торговую сеть. Эти расходы образуют производственную себестоимость или производственные затраты (З). Произведенная продукция реализуется по определенной цене (Ц). Денежный поток, поступающий на расчетный счет предприятия после реализации продукции, называют выручкой (В). Выручка равна произведению цены на количество продукта: В = QхЦ. Она покрывает затраты, а разница между выручкой и затратами (себестоимостью) образует денежный поток, называемый валовой прибылью (ВП) или прибылью до налогообложения: ВП = В – З. Валовая прибыль является базой налога на прибыль (НП). В России ставка налога на прибыль равна 20%, поэтому налога на прибыль рассчитывают по фиксированной ставке: НП = ВП * = 0,2хВП. После уплаты налога остается чистая прибыль (ЧП): ЧП = ВП - НП. Чистая прибыль — это показатель того, насколько в действительности выгодно работать в том или ином секторе экономики, стоит ли развивать бизнес дальше или лучше его приостановить. Это важнейший фактор, влияющий на рентабельность любого предприятия. Рентабельность (R) – важнейший финансовый результат коммерческой деятельности, показывающий отношение чистой прибыли к затратам, выраженное в процентах: R = 100% х ЧП/З. По оценкам британских экономистов нормальная рентабельность в среднем равна 10-15 %. Предприятия, получающие меньше, имеют шансы в скором времени стать убыточными. По оценкам американских экономистов рентабельность в реальном секторе экономики должна быть в два раза выше банковского процента по депозитам (что мотивирует вкладывать деньги не в депозит, а в реальное дело). В целом рентабельность бизнеса должна покрывать инфляционное обесценивание денег на 7-10%. В российской практике приемлемым показателем считается 18-25%. Чистая прибыль распределяется по определенным фондам предприятия, что обеспечивает долгосрочную устойчивую деятельность. Обязательно формируются страховой (15%) и резервный (15%) фонды, фонд социального развития, фонд инновационного развития, фонд увеличение уставного капитала, дивидендный фонд, фонд благотворительности и др. (рис. 2). Чистая прибыль – это ключевая часть дохода, но не единственная. Второй денежный поток – амортизация (А), т.е. денежное списание износа основных производственных фондов. Рис. 2. Распределение чистой прибыли предприятия Годовая амортизация рассчитывается так: Аг = БСОПФ * Наг%/100%, где: Аг – годовая сумма амортизации, руб.; БСОПФ – балансовая стоимость основных производственных фондов, руб.; Наг% - годовая норма амортизации в%. Итак, доход предприятия складывается из двух потоков – чистой прибыли и амортизации. Пример 1. В регионе лидерами рынка индустрии гостеприимства являются две гостиницы. Администрация региона проводит сравнительную оценку их деятельности (таблица 1). Рассчитать годовую выручку, чистую прибыль и доход гостиниц индивидуально и в целом. Построить круговую диаграмму, отражающую структуру общего дохода участникам и по составляющим элементам дохода. Рассчитать рентабельность деятельности и сравнить со средним рыночным значением по стране (18%). Рассчитать величину отчислений из прибыли в резервный фонд. Сделать выводы. Решение Таблица 1. Исходные данные к примеру Гостиница «Уют» Q1 = 5000 койко-мест/год Цена Ц1 = 3000,0 руб. Годовые затраты – 12,3 млн. руб. Резервный фонд – 15% БС ОПФ= 32 млн. руб. Наг = 8% Гостиница «Отдых» Q1 = 6000 койко-мест/год Цена Ц1 = 3000,0 руб. Годовые затраты – 12,8 млн. руб. Резервный фонд – 15% БС ОПФ= 36 млн. руб. Наг = 10% Решение выполним в табличной форме (таблица 2). Таблица 2. Расчеты по примеру Показатель Гостиница «Уют» Гостиница «Отдых» 1. Выручка от реализации 1. В1= 5000*3000 =15000000 руб. (15 млн. руб.) 1. В2= 6000*3000 =18000000 руб. (18 млн. руб.) 2. Валовая прибыль 2. ВП1 = 15 – 12,3 = 2,7 млн. руб. 2. ВП2 = 16 – 12,8 = 3,2 млн. руб. 3. Налог на прибыль 3. НП1 = 0,2*2,7 = 0,54 млн. руб. 3. НП2 = 0,2*3,2 = 0,64 млн. руб. 4. Чистая прибыль 4. ЧП1 = 2,7 – 0,54 = 2,16 млн. руб. 4. ЧП2 = 3,2 – 0,64 = 2,56 млн. руб. 5. Амортизация 5. Аг = 32*8%/100%= 2,56 млн. руб. 5. Аг = 36*10%/100%= 3,6 млн. руб. 6. Доход 6. Д1 = 2,16 + 2,56 = 4,72 млн. руб. 6. Д1 = 2,56 + 3,6 = 6,16 млн. руб. 7. Рентабельность 7. R1 = 100%*2,16/12,3= 17,6 % 7. R2 = 100%*2,56/12,8= 20,0% 8. Фонд резервный Фрез1= 2,16 *15%/100%= 0,32 м.р . Фрез2= 2,56 *15%/100%= 0,38млн. руб. 9. Общая чистая прибыль 10. Общая амортизация ЧП общ = 2,16 + 2,56= 4,72 млн. руб. Аг общ = 2,56+3,60 = 6,16 млн. руб. 11. Общий доход Добщ = 4,72+6,16 = 10,88 млн. руб. 12. Структура дохода по продуктам (рис. 3) Доля объекта «Уют» = 100%*4,72/10,88 = 43,4% Доля объекта «Отдых» = 100%*6,16/10,88 = 56,62% 13. Структура дохода по составляющим Рис.3. Структура дохода Доля чистой прибыли = 100%*4,72/10,88 = 43,40% Доля амортизации = 100%*6,16/10,88 = 56,62% 14. Резервный фонд Фрез = 0,32 + 0,38 = 0,70 млн. руб. Сформулируем выводы по полученным результатам расчета. Выводы: 1. Коммерческая деятельность двух гостиниц неоднозначна, хотя и рентабельна: гостиница «Уют» имеет меньший доход (на 1,44 млн. руб.) и меньшую (на 2.4%) рентабельность. Это объясняется большим вкладом амортизации в финансовый приток второй гостиницы. 2. Общий годовой доход 10,88 млн. руб., при этом вклад в его формирование у гостиницы «Отдых выше, чем у гостиницы «Уют». 3. Амортизационные отчисления у первого объекта на 1 миллион рублей меньше, чем у второго. Доля амортизации в общем доходе равна 56,62%. 4. Совокупные отчисления в резервный фонд составляют 0,70 млн. руб. 5. Общий поток выручки равен 33,0 млн. руб. в год. В ходе исследовательской практики следует осмыслить алгоритм получения дохода и проиллюстрировать расчет дохода за два определенных периода (года) по имеющимся исходным данным. Построить диаграмму сравнения, оценить структуру дохода и сделать вывод. 5. Методы исследования Исследовательская работа направлена на познание определенного вопроса, темы, области знаний или сферы деятельности. Исследовать, значит, изучать, анализировать закономерности, систематизируя при этом имеющиеся факты. Научное исследование определяется несколькими критериями: четко сформулированная цель; желание выявить неизвестное; систематизация процесса и результатов; пояснение и верификация выводов. Способы и пути достижения цели максимально быстрым, точным и эффективным путем определяют как методы. К общелогическим методам познания относятся такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Анализ – мысленное или реальное расчленение целостного предмета или объекта на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) для их всестороннего изучения. Элементы анализа являются составной частью любого научного исследования и предстают в виде его первой стадии, когда ученый переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его структуры, свойств и признаков. Вместе с тем анализ присутствует и на других этапах научного исследования, выступая в единстве с другими процедурами исследования. Синтез – мысленное или реальное соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета или объекта в единое целое. Синтез – процедура, обратная анализу. Абстрагирование – особый прием, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого объекта или явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений. Абстрактные понятия позволяют изучить объект на уровне его внутренних существенных свойств и отношений. Вид абстрагирования, при котором мысленно вносятся определенные изменения в изучаемый объект в соответствии с целями научного исследования, называется идеализацией . При идеализации мысленно конструируются объекты, процессы или явления, которые не существуют в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире. Например, в физике существуют такие понятия, как «материальная точка» – объект, лишенный размеров, или «абсолютно черное тело» – объект, который только поглощает и не пропускает энергии. Идеализация позволяет формулировать законы, строить абстрактные схемы реальных процессов, она часто используется в моделировании. Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению. Принято различать два вида общего. Первый вид – это абстрактно-общее как результат установления внешнего сходства, простой одинаковости у ряда единичных явлений, предметов. Второй вид – это конкретно-общее как результат установления внутренней, существенной, повторяющейся у группы сходных явлений основы, т. е. это закон существования и развития единичных явлений в составе целого. Индукция – процесс выведения общего положения из ряда частных утверждений, из единичных фактов. Энциклопедическая трактовка: индукция - вид обобщений, связанных с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных прошлого опыта. Основанием применения индуктивного метода в практике научного исследования служит познавательная необходимость общего взгляда на группы однородных фактов, что позволяет объяснять и предсказывать явления природы и общественной жизни. Индукция способствует расшифровке скрытого смысла наблюдаемых явлений, она как бы наводит человеческую мысль на открытие общих закономерностей. Дедукция – процесс рассуждения, противоположный индукции, идущий от общего к частному или менее общему . Дедукция обозначает процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных положений или посылок к их следствиям (заключениям). Аналогия – такой метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делается вывод и об их сходстве в других признаках. Аналогия означает соответствие, подобие или равенство в известных отношениях одного объекта с другим объектом. Аналогия с тем, что уже известно, позволяет понять то, что неизвестно, что является относительно простым, помогает понять то, что является более сложным. Аналогию можно рассматривать, как попытку продолжить сходство несходного, причем продолжить его в новом, неизвестном направлении. При этом аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, то это еще не означает, что и его заключение будет истинным. Следует отметить, что аналогию, дающую высоковероятное знание, принято называть строгой. Именно строгая аналогия характерна для научных исследований. Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, знаковым. В ходе предметного моделирования исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы, предложения, анализируемые с использованием естественного или искусственного языка. Одним из видов такого моделирования является математическое моделирование, производимое средствами математической науки. Любая модель призвана имитировать реальный экономический процесс или поведение объекта, может многократно использоваться и позволяет сократить материальные и трудовые затраты, присущие экспериментальным исследованиям. К общенаучным методам эмпирического исследования относятся наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Наблюдение – целенаправленное изучение предметов и явлений, в ходе которого исследователь получает знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях объекта. К структурным компонентам наблюдения относятся сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения и средства наблюдения – установки, приборы, измерительные инструменты. Наблюдение является активной (целенаправленной, избирательной, теоретически обусловленной) деятельностью. Существуют следующие особенности научного наблюдения: • опирается на развитую теорию или отдельные концептуальные положения; • направлено на решение определенной теоретической или практической задачи, на постановку новых проблем и задач, на выдвижение новых или проверку существующих гипотез; • имеет планомерный и организованный характер; • является систематичным процессом, исключающим или сводящим к минимуму ошибки случайного происхождения; • может использовать специальные средства – микроскопы, телескопы и т.п., тем самым существенно расширяя область и возможности наблюдения. Важное условие научного наблюдения состоит в том, что собранные данные не носят субъективного характера и при тех же условиях могут быть получены другим исследователем. Экономическое наблюдение является специфическим видом социального наблюдения, при котором планомерно и целенаправленно собирается первичная информация о различных экономических событиях. Фактом является любое событие хозяйственной деятельности, которое может быть зафиксировано заинтересованным субъектом с помощью различных специальных приемов (сплошное и выборочное наблюдение, опрос, анкетирование и т.д.). В качестве примеров экономического наблюдения можно привести перепись населения, регистрацию цен на товары и услуги, различные обследования занятости, уровня жизни, предпринимательской и инновационной активности и т.д. Одной из форм экономического наблюдения является экономический мониторинг, под которым понимается специально организованная и постоянно действующая система сбора и анализа социально-экономической информации, необходимая для оценки (диагностики) состояния и тенденций развития экономики на макро- или микроуровнях. Сущность мониторинга заключается именно в систематическом (постоянном), а не однократном слежении за протеканием социально-экономических процессов. Его целью является сбор информации для принятия управленческих решений по исправлению или улучшению экономической ситуации. В этом смысле мониторинг можно рассматривать как форму экономического контроля, направленного на предотвращение негативных событий в хозяйственной деятельности предприятий. Описание – метод, связанный с закреплением и передачей результатов наблюдения с помощью определенных знаковых средств (естественного и искусственного языков). С помощью описания исходная информация переводится на язык знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей обработки. Описание подразделяется на качественное и количественное. В последнем случае описание осуществляется с применением языка математики и предполагает проведение различных измерительных процедур. Измерение – процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующий изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Введение метода измерения в естествознание открывает путь к его математизации, превращению естественных наук в точные. Измерение относится к количественным методам, в основе которых лежат количественные отношения, позволяющие установить числовые соотношения между свойствами объектов. Измерение можно также определить как деятельность, направленную на применение измерительной техники. При этом сама техника (измерительные приборы, установки и т.д.) создана на основе тех или иных эмпирических и теоретических концепций, что позволяет уйти от субъективизма, присутствующего при обыденном наблюдении, существенно повысить точность результатов. Часто выделяют прямое и косвенное измерения. В первом случае искомое значение физической величины получают непосредственно, во втором – на основании результатов прямых измерений других физических величин, функционально связанных с искомой величиной. Серьезной проблемой является применение метода измерения в социальных и гуманитарных науках. Это связано, прежде всего, с трудностями сбора количественной информации о многих социальных, политических, экономических явлениях, для которых во многих случаях отсутствуют объективные инструментальные средства измерения. Затруднительны также способы измерения не только в силу особенностей объекта, но и из-за влияния различных вненаучных факторов, таких как идеологические догмы, запреты, религиозные взгляды и т.д. Многие социальные оценки, например знаний учащихся, рейтинги и другие социальные измерения, часто зависят от квалификации, честности, корпоративности и иных субъективных качеств конкретных людей. Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент имеет перед наблюдением ряд преимуществ: • изучаемое явление может не только наблюдаться, но и воспроизводиться; • возможно обнаружение таких свойств явлений, которые нельзя наблюдать в естественных условиях; • позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстоятельств путем варьирования условий и изучать явление в чистом виде; • резко возрастает роль и расширяется арсенал используемых приборов, инструментов, установок. Особенностью эксперимента является то, что он принадлежит как к познавательной, так и к практической деятельности человека. Если целью эксперимента является приращение знания, то в этом случае он относится к познавательной деятельности (поисковый эксперимент). Если эксперимент ставит целью подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся знания (проверочный или контрольный эксперимент), то он тогда представляет собой форму практики. Особым видом эксперимента является мысленный эксперимент, который чаще всего относят к теоретическим, а не к эмпирическим методам исследования. К общенаучным методам теоретического исследования относятся идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы исследования. Идеализация – мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. В ходе идеализации объекту приписываются свойства, возможные лишь в предельном, чистом случае. Результатами идеализации являются такие абстрактные объекты, как материальная точка, прямая в геометрии, абсолютно черное тело или идеальный газ в физике, идеальное государство в социальной науке и т. п., которые в действительности не существуют. Эти объекты называют еще идеальными или идеализированными объектами, теоретическими конструкциями. Данные объекты не есть чистые фикции, они служат опосредованным выражением реальных процессов, средством их анализа и построения теорий о них. Идеализацию можно считать частным случаем абстрагирования, примерами которого в экономических исследованиях являются такие типы рыночных структур, как совершенная конкуренция и чистая монополия. Их можно рассматривать в качестве идеализированных объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообразов в реальной экономике, в частности в виде монополистической конкуренции. Формализация – обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. С ее помощью происходит отображение результатов мышления в точных понятиях и утверждениях. При формализации изучаемым объектам, их свойствам и отношениям ставятся в соответствие некоторые устойчивые, хорошо обозримые конструкции, дающие возможность выявить и зафиксировать существенные стороны объектов. Метод качественно упрощает получение необходимых выводов, делает их надежнее и точнее. Формализация связана с использованием знаков, символов, языка математики, логики, кибернетики. Использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов естественного языка, в формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен. Аксиоматический метод – метод построения теоретического знания, связанный с принятием исходных положений, не требующих доказательств (аксиом или постулатов), и с выведением на их основе по правилам логики следствий. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия. Следует критически относиться к аксиоматическому методу (в его традиционном понимании) в экономических и гуманитарных исследованиях. Гипотетико-дедуктивный метод – специфический метод построения и развития теоретического знания, связанный с выдвижением гипотез, из которых дедуктивно выводятся следствия, подлежащие проверке. В ходе проверки гипотеза может уточняться, конкретизироваться, подтверждаться или опровергаться. В основе данного метода лежат выдвижение и обоснование гипотез, т.е. положений (предположений), выступающих в качестве предварительного или условного объяснения некоторого явления или группы явлений. Гипотеза является вероятным знанием, поскольку оно не доказано логически и не подтверждено опытом. Получив подтверждение, гипотеза становится истиной, не получив такового, – ложью. В любом случае гипотеза носит временный характер, поскольку с ее подтверждением или опровержением она прекращает свое существование как доказанное или недоказанное научное положение. Основное содержание гипотетико- дедуктивного метода – не столько выдвижение, сколько обоснование гипотезы. Способы обоснования гипотезы делятся на теоретические и эмпирические. В первом случае гипотеза исследуется на непротиворечивость, проверяемость, приложимость ко всему классу изучаемых объектов, процессов или явлений, выводимость из более общих положений или теорий. Так, непротиворечивость означает, что любая гипотеза должна соответствовать установившимся в науке законам, теориям, принципам. При этом данное условие не тождественно требованию полного, пассивного приспособления к тому, что в момент выдвижения гипотезы считается фактом. Возможна ситуация, когда оригинальная гипотеза, не опровергая установленных фактов, позволяет посмотреть на них под другим углом зрения, повышает вероятность обнаружить в них новые связи и закономерности. Эмпирическое обоснование гипотезы включает наблюдение или измерение явлений, описываемых гипотезой, а также экспериментальное подтверждение следствий, вытекающих из нее. Эти действия можно назвать эмпирической верификацией (проверкой или подтверждением), которая бывает прямой и опосредованной. Прямая верификация – непосредственная проверка гипотезы с помощью приборов или органов чувств человека. Метод восхождения от абстрактного к конкретному – метод, предполагающий движение мысли от абстрактных, бедных содержанием понятий, к богатому (системному) знанию об объекте. Суть метода заключается в таком изучении действительности, при котором осуществляется последовательный переход от абстрактных и односторонних представлений о ней к все более конкретному ее воспроизведению. Исходным пунктом познания является конкретный и непосредственно воспринимаемый объект (конкретное, чувственно воспринимаемое целое). Мысль вычленяет отдельные свойства и связи этого целого и формирует абстракции, которые односторонне, неполно отражают этот объект. От отдельных абстракций мысль идет к их системе, к восстановлению конкретности, но уже не как непосредственно данной органам чувств, а как знания существенных свойств и связей объекта, закономерных тенденций его развития, свойственных ему внутренних противоречий. Конкретное знание – это знание системное, дающее целостный образ исследуемого объекта в единстве его многообразных сторон (единство многообразного). Исторический метод связан с исследованием хозяйственных процессов и явлений в их историческом развитии. Его главный принцип заключается в том, что не существует единых, универсальных законов развития экономических систем, которые бы подходили для любого общества и в любой момент времени. Не существует также единых рецептов улучшения хозяйственной жизни. Различия в историческом развитии и географическом положении во многом определяют характер и масштабы экономической деятельности разных стран. Методы научного исследования приведены на рис. 4. Они разделены на две группы – теоретические и эмпирические методы поиска. В ходе исследовательской практики в основном применяются теоретические методы – абстрагирование, анализ, сравнение, аналогия и др. Рис. 4. Методы научного исследования Описанные методы в реальном научном исследовании (экономическом, социологическом, физическом и т.д.) работают во взаимодействии. В процессе развития науки развивается и система ее методов, формируются новые приемы и способы исследовательской деятельности. Вопросы для самоконтроля 1. В чем могут проявляться конкурентные преимущества предприятия индустрии гостеприимства? 2. В чем состоит информационно-аналитический потенциал модели предприятия, называемой «черный ящик» ? 3. В чем состоит цель и задачи исследования рынка ? 4. Охарактеризуйте общенаучные методы эмпирического исследования 5. В чем состоит суть теоретического исследования гипотезы? 6. Как распределяется получаемая предприятием индустрии гостеприимства прибыль ? 7. Если годовая валовая прибыль отеля ООО «ДОЛГОЖДАННЫЙ ВИЗИТ» составляет 3 млн. руб., то какова величина чистой прибыли? 8. Почему анализ и синтез являются взаимосвязанными методами исследования ? 9. Охарактеризуйте основные приемы увеличения выручки, получаемой предприятием 10. В чем проявляется отличие прямого измерения от косвенного? 11. В чем состоят особенности научного наблюдения ? 12. Может ли фирма увеличить свою рыночную долю ? Литература 1. Черкесова Э. Ю., Гайдатова В. В. Повышение конкурентоспособности предприятий розничной торговли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 191–195. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46198.htm. 2. Едронова В.Н., Овчаров А.О. Система методов в научных исследованиях //Экономический анализ: теория и практика, 2013. - № 10 )313).- С. 33-47. 3. Бурда А. Г. Основы научно-исследовательской деятельности : учеб. пособие (курс лекций) / А. Г. Бурда; Кубан. гос. аграр. ун-т. – Краснодар, 2015 – 145 с. Тема 2: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДИНАМИКИ КАК ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТЬ СЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА) 1. Сравнительный анализ Любое научное исследование начинается с обозначения проблемы (отвечающей общественным или частным потребностям), постановки цели и задач ее решения, а также выбора метода исследования. Сравнительный анализ - общенаучный метод исследования, в котором ученый-правовед М.М. Ковалевский видел две возможности (1880 г.): а) средство построения новой науки, когда метод не приводит к появлению новых научных фактов, но помогает их объяснить и б) прием изучения фактов жизни. Развивающиеся явления можно сравнивать как во времени, так и в пространстве (пространственно- временная организация исследования). Критерием для сравнения систем выступает структурная однородность, или однотипность. Сравнение позволяет выявить и индивидуальное своеобразное проявление общих закономерностей функционирования и развития объекта исследования Литературовед Жирмунский В.М. выделил четыре разновидности сравнения: • простое сопоставление (описание) явлений; • историко-типологическое сравнение, объясняющее сходство генетически между собой не связанных явлений сходными условиями общественного развития; • историко-генетическое сравнение, рассматривающее сходные явления как результат их генетического родства и последующих исторически обусловленных расхождений; • сравнение, устанавливающее генетические связи между явлениями на основе культурных взаимодействий. Сравнение производится с помощью определенной модели, которая воспроизводя общую структуру сопоставляемых процессов, затем накладывается на нее с целью установления и сведения воедино отличающих их индивидуальных признаков. Две структурные модели сопоставляются друг с другом. Сравнительный анализ, как самостоятельный прием логической операции, направлен на изучение сущностно-временных изменений социально-экономической реальности путем осмысления последовательности этапов (моментов) в возникновении, развитии, смены и завершении определенных событий в рамках конкретной исторической ситуации Три направления сравнительного анализа: 1 – получение представления об исходном содержании процесса (объекта) и его внешних характеристиках; 2 – выделение качественно определенных стадий (фаз) и однотипных событий, которые образуют функционирующие в объекте элементы; 3 – выявление динамики отдельных систем (явлений, процессов) или их совокупности на фоне развития более широкой системы, по отношению к которой исследуемая система выступает как подсистема. Итак, сравнение результатов деятельности предприятия индустрии гостеприимства следует рассматривать как прием сопоставления нескольких родственных фактов или ряда этапов развития одного и того же явления. Задача анализа - нахождение сходства и различия в состояниях объекта или группы родственных объектов. Под сходством понимают обнаруживаемую повторяемость в характеристиках объектов и явлений, свойствах, отношениях, элементах, структуре, изучаемых признаках. Важно не только обозначить повторяющиеся явления, но и выявить существенные признаки изучаемого явления и, исходя из этого, определить понятия о нем; закономерные тенденции развития, общую направленность (вектор) развития. В результате нахождения сходств или различия между отдельными отношениями можно установить и иные отношения, например, «часть – целое». Ученые определяют условия выполнения сравнительного анализа: • сравнение должно основываться на конкретных фактах, которые отражают существенные признаки явлений, а не их формальное сходство; • при проведении сравнения необходимо учитывать общий характер исторических эпох (макроэкономическую ситуацию), в которых протекали сравниваемые исторические события (осуществлялась производственно- хозяйственная и коммерческая деятельность), стадийность развития и типологию сравниваемых событий, процессов и явлений; • при сравнении однотипных и разнотипных объектов и явлений в первом случае сущность будет раскрываться на основе выявления сходств, во втором – различий. Сравнение – сопоставление объектов для выявления соответствия или различия в состоянии объектов. Основная цель сравнительного анализа состояния и функционирования предприятий индустрии гостеприимства – нахождение определенной модели деловой активности в конкретных обстоятельствах. Путем сравнения делается вывод обоснованного или предположительного характера об однородности деловой активности отелей или гостиниц, аналогичности изменения показателей прибыльности, экономической эффективности, общей направленности управленческого воздействия с целью повышения конкурентоустойчивости. Этот метод исследования позволяет использовать данные о состоянии одного субъекта хозяйствования при изучении другого, например, конкурента. Существование различий в направленности изменения показателей может свидетельствовать об особенности, специфики и уникальность одного предприятия по отношению к другому. Этапы сравнительного анализа: ◦ сбор и обработка всей полученной информации. При этом все данные должны быть объективными, точными и доказуемыми; ◦ все данные систематизируются, т.е. распределяются на разные категории и собранному материалу придается структурный вид; ◦ толкование полученных данных. На основании анализа и сопоставления информации делаются конкретные выводы. Правила осуществления сравнительного анализа: ◦ сравнение осуществляется на разных уровнях с использованием аналогии, системно-исторического анализа и логики; ◦ важно правильно выбрать объекты для осуществления процесса сравнения, конкретизировать цели, метод сравнительного анализа, конкретные критерии и четко определить признаки сравниваемых объектов и явлений; ◦ данные, полученные в процессе исследования, должны быть четкими, однозначными и доказуемыми. Метод позволяет отразить актуальную и реальную ситуацию по отношению к исследуемому объекту или явлению. Положительные стороны метода: ◦ все данные статистически обоснованы; ◦ в процессе исследования можно вносить корректировку сравниваемых явлений или объектов; ◦ при наличии большого количества информации метод очень прост в осуществлении и дает надежные и достоверные результаты. Недостатки метода: • для достоверных и точных данных нужно большое количество информации; • зависимость результатов анализа от статичности, стабильности объекта; • риск устарения информации на момент обработки полученных данных; • необходимость использования дополнительных методов для получения более полной информации. Любые сравнения осуществляются на основе единого принципа – соотнесения явлений с «эталоном», которым могут оказаться слова, понятия, идеальные конструкции или математические модели. Тилле А.А. рассматривает метод сравнения как способ познания действительности путем сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов), в сравнении известного и неизвестного, выявления ясности качества явления в сопоставлении с качествами другого явления. Ильин М.В. так определяет природу сравнения: «При сопоставлении вещи или явления «становятся рядом». Затем они «делаются равными» - сравниваются. При этом выявляются сходства – «перемещение в одно место» - и совпадения - «наложения друг на друга», равно как и различия – «умножение ликов», т.е. масок, обликов чего-то единого». Рассмотрим примеры – таблица 1 и таблица 2 В таблице 2 приведены данные о результатах использования труда в двух конкурирующих туристическо-гостиничных комплексах одного разряда, требуется оценить динамику показателей в каждом комплексе, определить ее соответствие условию эффективности, сравнить предприятия и сделать вывод. Таблица 2. Данные об использовании фактора «труд» на предприятиях-конкурентах Показатели 2015 г.* 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. ЗАО «БЕРЕГ» Исходные данные для расчета 1. Выручка от продаж услуг, млн. руб. 43,76 45,12 48,70 51,64 52,40 2. Годовой фонд оплаты труда, млн. руб. 3,8 4,08 4,53 4,87 4,96 3. Численность персонала, чел. 20 20 21 22 22 Результаты расчеты 4. Производительность труда, млн. руб./чел. (п. 1 : п.3) 2,19 2,26 2,32 2,35 2,38 5. Средняя заработная плата в расчете на одного работника, млн. руб./чел. (п.2 : п.3) 0,19 0,20 0,21 0,22 0,23 6. Темп роста производительности труда, % 100,0 103,2 102,7 101,3 101,3 7. Темп роста заработной платы, % 100,0 105,26 102,7 104,8 104,5 ООО «ВОЛНА» Исходные данные для расчета 1. Выручка от продаж услуг, млн. руб. 47,12 50,24 55,76 59.31 62,40 2. Годовой фонд оплаты труда, млн. руб. 4,85 4,97 5,57 5,65 5,87 3. Численность персонала, чел. 22 23 25 26 27 Результаты расчеты 4. Производительность труда, руб./чел. (п.1 : п.3) 2,14 2,18 2,23 2,28 2,31 5. Средняя заработная плата в расчете на одного работника, тыс. руб./чел. (п.2 : п.3) 0,220 0,222 0,224 0,227 0,229 6. Темп роста производительности труда, % 100,0 101,9 102,3 102,2 101,3 7. Темп роста заработной платы, % 100,0 100,9 100,9 101,3 100,9 * Первый год в динамическом (хронологическом) ряду принимаем за базу сравнения, поэтому допускаем, что темпы роста показателей равны 100%. Как видно, в период с 2015 по 2019 годы в обоих комплексах наблюдался рост объем выручки от продаж услуг, рост фонда оплаты труда и численности персонала. В то же время объемы продаж и годового фонда оплаты труда в фирме «Волна» были заметно выше, что связано, в том числе, и с большей численностью персонала. При этом производительность труда на этом предприятии была ниже, а средняя зарплата, напротив, несколько выше. Эффективное развитие бизнес-процессов обуславливается соблюдением важнейшего правила (условия): темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста оплаты труда. Это условие выполняется только в ООО «Волна», поэтому вероятность роста конкурентоспособности у этого субъекта хозяйствования гораздо выше. В таблице 3 приведены результаты коммерческой деятельности рассмотренных выше предприятий. Требуется сравнить темпы изменения ключевых показателей и оценить соответствие требованию эффективности бизнес-процессов: темпы роста чистой прибыли должны значительно опережать темпы роста выручки, которые в свою очередь должны опережать темпы роста затрат. Таблица 3. Коммерческие результаты деятельности предприятий Показатели 2015 г.* 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. ЗАО «БЕРЕГ» Исходные данные для расчета 1. Выручка от продаж услуг, млн. руб. 43,76 45,12 48,70 51,64 52,40 2. Себестоимость (затраты), млн. руб. 35,46 36,47 39,80 42,32 42,80 Результаты расчеты 3. Валовая прибыль, млн. руб. (п.1 – п.2) 8,30 8,65 8,90 9,32 9,50 4. Налог на прибыль, млн. руб. (п.3х0,2) 1,66 1,72 1,78 1,86 1,90 5. Чистая прибыль, млн. руб.(п.1 – п.4) 6,64 6,93 7,12 7,46 7,60 6. Темп роста затрат, % 100,0 102,8 109,1 106,3 101,2 7. Темп роста выручки, % 100,0 103,1 107,9 106,3 101,4 8. Темп роста чистой прибыли, % 100,0 104,4 102,7 104,8 101,9 ООО «ВОЛНА» Исходные данные для расчета 1. Выручка от продаж услуг, млн. руб. 47,12 50,24 55,76 59.31 62,40 2. Себестоимость (затраты), млн. руб. 38,64 41,70 43,36 47,70 50,56 Результаты расчеты 3. Валовая прибыль, млн. руб. (п.1 – п.2) 8,48 8,54 12,4 11,61 11,84 4. Налог на прибыль, млн. руб. (п.3х0,2) 1,70 1,7 2,48 2,32 2,37 5. Чистая прибыль, млн. руб.(п.1 – п.4) 6,78 6,84 9,92 9,29 9,47 6. Темп роста затрат, % 100,0 107,9 104,0 110,0 106,6 7. Темп роста выручки, % 100,0 106,6 111,0 106,4 105,2 8. Темп роста чистой прибыли, % 100,0 100,9 145,0 93,6 101,9 Как видно, для обоих предприятий индустрии гостеприимства наблюдался поступательный рост прибыли, выручки и затрат, что можно объяснить, с одной стороны, ростом деловой активности в ответ на рост потребительского спроса, с другой стороны, сохранением инфляционного процесса в экономике. Однако заданное соотношение темпов роста у ЗАО «БЕРЕГ» наблюдалось эпизодически – в 2016 г. и в 2019 г. У предприятия ООО «ВОЛНА» - наблюдалось единожды, в 2017 году. Такое состояние вызывает высокие риски потери конкурентоспособности и рыночных позиций у этих субъектов хозяйственной деятельности в перспективе. Напомним, что темп роста – это важный относительный экономический показатель, показывающий процентный рост (или падение) одного показателя над аналогичным показателем прошлого периода: Тр = 100% х Пt/Пt-1, где Тр –темп роста, t – год, П – показатель. Долговременный процесс развития, когда Тр поступательно увеличивается, характеризуется как экономический рост. 2. Сегментация как разновидность сравнительного анализа Сегментация – выделение части из целого по определенным признакам. Сегментирование – поиск различий между образующими рынок потенциальными покупателями, это процесс разделения рынка на группы покупателей со схожими характеристиками. Дифференцирование – поиск оснований, предоставляющих поставщику возможность обращаться к определенным покупательским мотивам. Основу информационного обеспечения управления конкурентоспособностью отеля или гостинично-ресторанного комплекса составляет глубокое многоуровневое исследование рынков по широкому спектру показателей. Конкуренция – основной фактор, который приходится учитывать компаниям, чтобы быть коммерчески успешными. Основой рентабельности является конкурентное преимущество, которое можно поддерживать длительное время и которое вырастает из превышения потребительской ценности, которую компания может создать для клиентов, гад затратами на ее создание. Два вида конкурентных преимуществ – низкая себестоимость и дифференцируемость услуг. Сегментация – одна из форм сравнительного анализа рынка, которая помогает понять, какой потенциал продаж услуг есть у отеля, с кем будет он конкурировать. Существует множество видов и критериев сегментации (рис. 5). Рис. 5. Виды сегментирования Сегмент - совокупность, группа потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же предлагаемый продукт и на комплекс маркетинга. Сегментация, как метод сравнительного анализа, предполагает исследование не только характеристик отдельных элементов рынка услуг индустрии гостеприимства, но также характера и тенденции их функционирования и развития в рамках целого (информация о рынке делится на отдельные части). Виды сегментационного анализа (направление исследования рынка) представлены на схеме рис. 6. Критерии сегментации –демографический, стиль жизни и потребительское поведение. Рис. 6. Виды сегментационного анализа рынка Методика /техника/ сегментации – это совокупность апробированных приемов, методов, способов и правил для выполнения определенной работы (решения задачи исследования). Часто применяют следующие методы: Априорный метод. Его основой является предшествующее знание исследователя о рынке. Перед началом сегментирования рынка исследователь уже имеет базовые представления о нуждах, потребностях, желаниях потребителей. После эта гипотеза проверяется в ходе маркетинговых исследований. Поэтому этот метод называется априорным, то есть доопытным. Кластерный метод. Происходит поиск естественных кластеров (сегментов рынка) и подбор товара под сегмент. Производится выделение многих характеристик покупателя и среди них выбираются те, которые наиболее важны для реализации данного товара. Так постепенно составляется примерный портрет потенциального покупателя. Затем происходит подбор характеристик, чуть менее важных в данном случае (и так в течение нескольких этапов). Компонентный анализ. Основан на определении типа потребителя, которому будут интересны некоторые характеристики товара. Есть три вида сегментирования рынка: сегментация по группам потребителей (географические, социально-экономические, поведенческие, демографические. Все это помогает изучению потенциального покупателя.), сегментация по группам товаров и услуг (полезность, экономичность, внешний вид, надежность), сегментация по конкурентам (финансовые, рыночные, производственные; выявляет преимущества компании-производителя перед другими аналогичными организациями). 3. Анализ пространственно-временной динамики Важным элементом сравнительного анализа служит характеристика динамики исследуемого явления, его вектора и скорости изменения. Рынок явление динамическое, потому что он постоянно изменяется, время выступает в качестве абсциссы экономической кривой, отражающей его тенденции. Развитие рынка - поступательный процесс. Предприниматель всегда задает себе вопрос: продано ли сегодня товаров меньше или больше, чем вчера, растут или сокращаются прибыли и т.д.? Необходимо сознавать, что рынок развивается не только в пространстве, но и во времени. Исходной информацией о развитии и изменении рынка служат динамические ряды, которые представляют собой характеристики показателей, последовательно расположенные в хронологическом порядке, отражающие изменение изучаемого явления во времени. Продажа услуг в сфере гостеприимства может расти, может сократиться, но может и оставаться стабильной. Неизменность продажи – тоже динамический процесс, показывающий, что рынок остался на прежнем уровне. Конечно, отдельные акты купли-продажи дискретны, но в целом процесс обмена товаров на деньги непрерывен. Изменение – важнейшая философская категория, отражающая процесс динамического развития. Динамика рынка – это процесс изменения во времени объема, структуры и уровня продажи товаров или услуги, рентабельности числа предприятий. Исследование динамики рынка в целом, составных элементов и этапов этого процесса, факторов, которые обусловливают те или иные темпы развития и т.п. - представляют собой важную задачу поискового исследования. Изменению рыночной ситуации могут быть даны качественные характеристики • растущий (развивающийся), стабильный, сокращающийся. Рост рынка определяется как отношение емкости рынка в текущем году (Ерt) к таковой в предыдущем (Ерt-1): РР= Ерt / Ерt-1. Если показатель более единицы (РР˃1), то рынок растущий, если равен 1 (РР=1), то стабильный и если менее единицы (РР<1), то сокращающийся. Тренды приведены на рис. 7. Основным показателем динамики, используемым в анализе развития рынка, является темп роста, а также его вариант - темп прироста. Темп роста представляет собой отношение объема или уровня изучаемого явления (например, товарооборота) текущего периода к соответствующему показателю базисного (прошлого) периода. Существует два типа темпов роста базисные и цепные.: базисные темпы роста, т.е. отношение каждого уровня к начальному уровню динамического ряда, а цепной темп роста (Тр) рассчитывается как отношение величины показателя за текущий период времени t к аналогичной величине за предыдущий период (t-1), выраженное в процентах: Тр = 100% х Пt/П(t-1). Разница между темпом роста и 1 (100%) представляет собой темп прироста. Тренд – графическое или математическое выражение закономерности динамического развития, т.е. отражение основной тенденции изменений изучаемого явления Тенденции: • роста • падения • стабильности (горизонтальности) • сезонные колебания • цикличности Рис. 7. Визуализация трендов В таблице 4 приведены данные о динамике коллективных средств размещения в Астраханской области. На региональном рынке сложились сегменты: ◦ мини-отели с вместимостью до 20 номеров, сочетающие удобное местоположение с приемлемым уровнем услуг («Приват отель», «Сакура» и др.); ◦ гостиницы корпоративных гостиничных цепей (AZIMUT Park Inn) и крупные гостиницы, имеющие собственные стандарты качества (Апарт-отель «Золотой затон», «Виктория Палас», «Al Pash Гранд отель»); ◦ гостиницы среднего уровня малой и средней вместимости (15-40 номеров), позиционирующих себя как бизнес-отели с высоким уровнем услуг («7 Небо», «Волга- Волга», «Визит», «Лотос» и другие); ◦ гостиничные предприятия с муниципальным или ведомственным участием, управлением уровнем качества в которых затруднено административно- бюрократическими барьерами Таблица. 4. Динамика коллективных средств размещения в Астраханской области Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 1. Численность размещенных клиентов, тыс. чел. 101 158 162 191 205 194 186 Темп роста, % (цепной) 100,0 156,4 102,5 117,9 107,3 94,6 95,9 2. Число коллективных средств размещения 74 123 117 135 140 172 175 Темп роста, % 100,0 166,2 95,1 115,4 103,7 122,8 101,7 3. Численность гостей в расчете на одно место размещения, чел. 1364,9 1284.5 1384,6 1414,8 1464,3 1127,9 1062,9 Темп роста, % 100,0 94,1 107,8 102,2 103,5 77,0 94,2 За период с 2013 по 2019 годы в Астраханской области число коллективных средств размещения увеличилось от 74 в 2013 году до 175 в 2019 году, или на 101 единицу. Темпы роста в 2014 году по сравнению с 2013 годом был максимальный – 66,2% , в конце периода в 2019 году – 1,7%. В этот же период число гостей выросло от 101 до 186 тыс. чел., или на 85 тыс. чел. Однако поступательный рост численности размещаемых лиц наблюдался только до 2017 года включительно, затем она сокращалась, но в итоге превысила значение показателя 2013 года. Аналогично максимальный рост приходился на 2014 год (56,4%). На одно средство размещения приходилось в 2013 году 1364,9 человек, а в 2019 году уже 1062,9 человека, что позволяет сделать вывод о преобладании отелей в формате мини-гостиниц, которые в основном располагаются на берегу реки Волги. Вопросы для самоконтроля 1. Поясните сущность сравнительного анализа 2. Назовите условия выполнения сравнительного анализа 3. Назовите достоинства и недостатки сравнительного анализа 4. Как соотносятся темпы роста производительности и оплаты труда в коммерчески успешных и эффективных компаниях ? 5. Как соотносятся темпы роста прибыли и затрат в коммерчески успешных и эффективных компаниях в условиях инфляционной экономики? 6. Охарактеризуйте основные показатели состояния рынка услуг 7. В чем суть сегментации рынка как направления сравнительного анализа.
«Исследование факторов, определяющих конкурентоустойчивость сервисного предприятия в условиях динамично меняющейся внешней среды (на примере предприятий индустрии гостеприимства)» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Кузнецова О. Н.
Смотреть все 22 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot