Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сетевые формы организации в сфере услуг: теория и современная практика. Факторы развития сектора услуг

  • 👀 318 просмотров
  • 📌 288 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сетевые формы организации в сфере услуг: теория и современная практика. Факторы развития сектора услуг» pdf
РАЗДЕЛ 1. Сетевые формы организации в сфере услуг: теория и современная практика 1. Введение в дисциплину. Сущность и содержание теории сетей. 2. Межфирменные стратегические альянсы. 3. Цепочки создания ценности и фокальные сети. 4. Виртуальные цепи. 5. Кластеры как форма межорганизационного и межотраслевого взаимодействия. РАЗДЕЛ 2. Методология формирования сетевой структуры на базе сервисной организации 6. Обоснование и организационное проектирование сетевой структуры на базе event-организации 7. Особенности менеджмента в сетевых структурах. Проблемы управления сетевыми взаимодействиями event-организации. Точка контроля  Минимум (нижняя граница) За одну единицу работы Максимум (Верхняя граница) Текущая аудиторная работа 2 19 Поиск информации по заданию преподавателя с презентацией и докладом 5 10 Подготовка статьи, тезисов докладов по теме курса 5 10 Подготовка и презентация самостоятельного проекта 15 25 Зачет (тестирование) 23 36 ИТОГО 55 100 1. Из каких элементов состоит event-индустрия? 2. Какие виды event-организаций вы знаете? 3. Какие типы мероприятий Вы знаете? 4. Перечислите основные этапы технологического цикла проектирования и организации мероприятий? Групповая аналитическая работа «Исследование мирового и национального рынков event-услуг» 1. Факторы развития сектора услуг. 2. Интеграционные процессы и формы. Квазиинтеграция. 3. Эволюция сетевой концепции в теориях экономики, управления. Основные положения сетевой концепции организации. 4. Понятийный аппарат дисциплины. Типология и классификация сетей. 5. Различные секторы услуг как драйверы реализации сетевой концепции развития бизнеса.  Влияние глобализации на сектор услуг  Влияние технологического прогресса  Влияние цифровизации на сектор услуг Понятие интеграции?  Ключевые аспекты:  Слияния и поглощения – основной инструмент интеграции  Создание крупных интегрированных структур в течение последних 3-х десятилетий  Вынос на аутсорсинг неспецифических компании функций  Интеграция: • как состояние связанности системы в единое целое; • как процесс соединения частей в одно целое;   Результат – интегрированные структуры. Основной критерий – степень централизации субъектов: • Децентрализованные структуры (пул, картель) • Частично централизованные (консорциум, синдикат) • Централизованные (трест, концерн)  Виды интеграции: • Горизонтальная (производство однотипной продукции) • Вертикальная (по стадиям производства продукции, прямая и обратная)  Преимущества и недостатки Универсальная интеграция Горизонтальная интеграция Стадия 2 Отрасль А Стадия 3 Отрасль В Стадия 2 (2) Отрасль С Стадия 1 Стадия 2 Вертикальная интеграция     Современный тренд - гибридные формы интеграции - квазиинтеграция - контроль над управлением активов юридически независимых компаний при отсутствии контроля над собственностью. Квазиинтеграция - объединение экономических субъектов, предполагающее развитие устойчивых долгосрочных связей между ними при отсутствии юридически оформленного трансфера прав собственности. Истоки: • Внутренняя сетевая организация (концерн) - путем ≪внутренней виртуализации≫ — введения элементов рыночного регулирования во внутрифирменную деятельность; • Сетевая организация - вывод активов из собственности компании и переход к аутсорсингу, т.е. перевод активов и функций внутреннего подразделения или самих этих подразделений во внешнюю организацию, которая выступает как сторонний подрядчик по их выполнению. Преимущества квазиинтеграции: • •  Сохранение преимуществ вертикальной интеграции Снижение рисков вертикальной интеграции и жесткости Формат интегрированной структуры – гибридная организация – межфирменная сеть: • • • Группа экономических агентов, связанных общими правилами, регулирующими хоз. деятельность; Долгосрочный характер взаимодействий, а значит большая информационная открытость внутри и усиление центростремительных сил внутри сети; Объекты контроля сохраняют возможность легитимного воздействия на поведение регулятора.  Интерес к сетям в науке проявился в 60-70 годы (точечно), в 80-90-е годы резко усилился: • «восточная модель» – родилась в Японии в бизнес-группах кейрецу - распространилась на Корею, Тайвань, Гонконг, Сингапур - характеризуется сращением крупных корпораций и централизованного государства; • «Европейская» и «американская» модель имеют разнообразные формы, частично поддерживаются государствами, например в части малых и средних фирм-участников сети;  В основе сети – понятие кооперации деятельности, когда компании объединяют ресурсы (материальные и нематериальные) для осуществления деятельности, но при этом остаются автономными, работая на основе заключенного контракта. 2 подхода: 1. Кооперация как сотрудничество равноправных, основанное на доверии (альтруистический подход) • доверие как принципиальная основа кооперации Кооперация как вынужденная форма сотрудничества с неравным распределением затрат и выгод при отсутствии доверия (подход ограниченной рациональности) 2. • власть, контроль, зависимость, конкуренция и неравноправные обмены, недостаточность уровня доверия как сопутствующие признаки кооперации Междисциплинарность теории сетей:  Науки о человеке (психология социально-культурная антропология, социология) – формальный подход: • сетевой называют любую человеческую деятельность, по определению предполагающую взаимодействие с другими акторами, а весь мировой рынок объявляется единой сетью, поскольку через ряд итераций можно проследить косвенные связи для практически любых игроков рынка;    Экономические науки (институциональная теория, ресурсная концепция) – механизм координации экономических агентов; Экологические науки (биология, организационная экология, теория инновационных экосистем) - сеть как сложная единая экосистема не свободная от траекторной зависимости; Управленческие науки (теория стратегического управления, теория конкурентных преимуществ) – сетевое взаимодействие как источник создания и поддержания конкурентных преимуществ;  Современную теоретическую базу теории сетей формируют ресурсный, эволюционный, отношенческий подходы.  Ресурсный подход: •  фирма как единица анализа в стратегическом управлении. Основной источник ее конкурентных преимуществ считаются стратегические активы (совокупность редких и сложных для имитации материальных или нематериальных ресурсов и способностей), которые обеспечивают квазиренту за счет обладания правами собственности на эти активы Отношенческий подход: • в центре внимания отношения, способность межфирменных отношений генерировать отношенческие ренты - сверхприбыль, извлекаемую в результате этих взаимоотношений, которая является результатом совместных усилий и не может быть создана каждым из участников в отдельности  Эволюционный подход: • В центре внимания вопросы траекторной зависимости и структурной инерции, присущей большинству организаций, определяющейся фиксированным набором действий (как генотип у живых организмов) и характеристиками, впечатанными в них с момента возникновения. Общее определение:  Сеть как специфическая форма сотрудничества и взаимозависимости между субъектами, для которой характерны следующие признаки: • Как минимум три компании-контрагента – участники сети; • Согласование партнерами своих функций, но не объединяя их. 5 ключевых организационных принципов сети: 1. Единая цель. Долгосрочное целеполагание. 2. Независимые участники. 3. Добровольная связанность. 4. Наличие нескольких лидеров. 5. Интегрированные уровни. + 6. Наличие отношенческого контракта с неопределенным сроком действия (необходимость анализа взаимоотношений и управления ими) Участники (агенты) Индивиды, команды, организации, группы организаций Ресурсы Человеческие, материальные, нематериальные (гетерогенны и взаимозависимы) Деятельность Процессы трансформации, трансакции, трансакционные цепи, циклы Механизм координации «Рынок» «Сеть» «Иерархия» Степень интеграции Дезинтеграция Квазиинтеграция «Полная» интеграция Социальная сеть Нет Есть Есть Длительность взаимоотношений Краткосрочные Среднесрочные/ долгосрочные Долгосрочные Вид контрактации Классические контракты Неоклассические контракты, исполняемые в рамках отношенческих Отношенческие контракты Автономность сторон Отсутствие взаимозависимости сторон вне сделки Взаимозависимость при формальной автономности Единое юридическое лицо Юридически оформленный трансфер прав собственности Нет Нет Есть Контрактные предосторожности Нет Есть Есть Трансфер прав по управлению Нет Есть Есть Трансфер знаний / информации Эксплицитная информация Эксплицитная и имплицитная информация Эксплицитная и имплицитная информация Профессиональное определение: Межорганизационная сеть - система контрактов между формально независимыми агентами с целью оптимального комбинирования и использования ресурсов. Преимущества сетей:  Адаптивность и быстрота реакции на изменение рыночной конъюнктуры;  Возможность концентрации деятельности каждого участника на наилучших компетенциях и уникальных процессах;  Существенное сокращение издержек, их рациональная структура;  Возможность привлечения к совместной деятельности в рамках сети оптимальных партнеров т.е. фокус на создание стоимости (быстрый выход на рынок, стимулирование инноваций, репутация на рынке, разделение финансовых рисков, доступ к ценным знаниям) И/ или снижение издержек (в краткосрочной и долгосрочной перспективе, внутренние издержки, транзакционные издержки – издержки выявления альтернатив, издержки ведения переговоров и заключения контрактов) Недостатки сетей:  Опасность чрезмерного усложнения сети, вытекающая из неоднородности участников, неясности членства, неопределенности планирования и т.д.  Чрезмерная зависимость от кадрового состава, риски текучести кадров (отсутствие «зажатости» кадров, характерной иерархическим стр-рам)  «дефицит» автаркии и мотивации участников сети, что может тормозить развитие (присуще компаниям, объединяющимся вокруг крупной компании по ее инициативе, разрыв уровней рыночной власти)  Нестабильность сетей, обусловленная рисками расхождения целей.  Стратегические альянсы – • форма горизонтальной квазиинтеграции, состоят, как правило, из крупных компаний и отличаются стабильностью, закрытостью, отсутствием внутренней конкуренции, могут быть как фокальными так и полицентрическими.  Цепочки создания ценности – • сеть организаций, вовлеченных в последовательный многоступенчатый процесс создания ценности для конечного потребителя. Полицентрична, стабильна, между участниками возможна конкуренция  Фокальная цепь поставок – • Форма вертикальной квазиинтеграции, харакеризующейся наличием доминирующей центральной единицы. Схожи с ЦСЦ, но имеет обязательно доминирующего партнера.  Динамическая фокальная сеть – • Фокальная сеть, но характеризующаяся отсутствием стабильности, наличием внутренней конкуренции и стремлением к увеличению размеров сети  Виртуальные организации – • Форма квазиинтеграции, характеризующейся наличием виртуальной сетевой платформы, объединяющей динамичный пул мелких и средних компаний для реализации проектов, которые они не в состоянии осуществить поодиночке. Критерий классификаци Стратегически й альянс Цепочка создания ценности Фокальная цепь поставок Динамическая фокальная сеть Виртуальная организация Тип квазиинтеграц ии Горизонтальная (иногда с элементами вертикальной) Вертикальна я (м/б в элементами горизонталь ной) Вертикальная Вертикальная, горизонтальная Вертикальная, горизонтальна я Соотношение степеней влияния Фокальная (реже полицентричес кая) Полицентрич еская Фокальная Фокальная Полицентричес кая Стабильность группы Стабильная Стабильная Стабильная Динамическая Динамическая Внутренняя конкуренция Как правило, отсутствует Конкуренция возможна По отношению к лидеру отсутствует, возможна между поставщикам и Конкуренция за участие в выполнении заказа Конкуренция за участие в проекте Вход в сеть Закрыт Закрыт Закрыт Открыт Открыт или закрыт Критерий классификаци Стратегически й альянс Цепочка создания ценности Фокальная цепь поставок Динамическа я фокальная сеть Виртуальная организация Размер компаний Как правило крупные, но м/б МСП Крупные и МСП Один крупный игрок и МСП Часто крупный игрок и МСП МСП Задачи кооперации Улучшение показателей, инновации, распределение риска Улучшение деловых способностей Улучшение деловых способностей Рост, выбор наилучших услуг Рост (достижение «виртуального размера»), обучение Варианты терминов Alliance groups, Alliance networks, Strategic networks Value creation networks, Value-chain partnerships, Value-added partnerships Supplier networks, Buyer-supplier relationships Dynamic networks, Virtual organization, Virtual company, Virtual factory, Virtual web Примеры действующих сетей Авиаперевозки (Sky Team, Star Alliance Oneword Alliance) РСТ, АТОР и др. Туристские с сети и кластеры (Бирюзовая катунь) Автомобильная промышленность Пищевая промышленность Nike Крупные международные исследовательски е проекты TASIS, TEMPUS, ERASMUS  Услуги общественного питания  Гостиничные услуги  Услуги торговли  Туристские услуги  Финансовые услуги  Деловые услуги или бизнес-услуги  Event-услуги  Прочие секторы услуг  Доля сетевых ресторанов не превышает 20% (в США – не менее 50%) есть потенциал развития.  Доля затрат на питание вне дома в общих затратах на питание – 11,5% (в США – 47%).  44,7 % сетевых ресторанов расположены в Москве и СПб (12 % жителей России).  За 1 год на рынок вышли около 20 новых глобальных сетей. Всего присутствует около 470 сетей, объединяющих 12970 ресторанов.  Основной сегмент сетевого рынка – фаст-фуд – самые высокие темпы роста (47,5 % новых открытий за год).  51 иностранная сеть (11 % сетевых игроков) сконцентрировала в своих руках 21 % сетевых ресторанов, открытых в России.   В мире – более 300 гостиничных сетей, 7 млн. номеров (около 50%)  Россия – примерно 10% сетевых объектов.  Динамичный рост, прогноз к 2020 году откроется 194 гостиницы с номерным фондом 37 000 номеров.  Интерес инвесторов к гостиничному рынку сохраняется.  Лидер на рынке – Carlson Rezidor Hotel Group – 41 отель с номерным фондом 11 000 номеров. Всего 131 отель под международными сетевыми брендами, 136 отелей на стадии строительства.  Тренд – выход гостиничных операторов в города с населением от 300тыс.чел.   Какой тип сетей наиболее характерен?     В Европе сетевая розничная торговля – 70-75%, в России – не более 20-30%. Тренд - переток покупателей в сетевые магазины, рост доли отечественной продукции. Сегментация по видам продукции и типам торговых центров. Доля сетевых форматов торговли продовольственными товарами – 62%, в том числе 22% приходится на ТОП-10, и 24 % на почти 700 прочих сетей (включая специализированные магазины и магазины на АЗС). К следующему занятию индивидуальный доклад с презентацией: 1. Глобальное мероприятие «Конференция TED» (краткая концепция мероприятия; характеристика компаний занятых в подготовке и проведении мероприятия; технология проведения мероприятия) 2. Глобальное мероприятия по выбору студента (краткая концепция мероприятия; характеристика компаний занятых в подготовке и проведении мероприятия; технология проведения мероприятия) 3. Тенденции развития мирового и национального рынков event-услуг К следующему и последующим занятиям: Индивидуальный доклад с презентацией на тему: «Анализ вклада наиболее авторитетных отечественных и зарубежных авторов в исследование сетевого межорганизационного взаимодействия» Отразить: • •  направление теоретических исследований в работах автора; суть вклада автора; Авторы: • • • • • • • • • • • Стенли Милграм (терия шести рукопожатий, теория маленького мира) Джейкоб (Якоб) Леви Морено (социометрия, теория графов) Дж.К. Митчелл (социальная сеть) П.Бурдье (социальный капитал) А.Маршалл (сетевые экстерналии, территориально-отраслевые комплексы) О. Уильямсон (сетевой механизм координации) М. Гранноветтер Третьяк О.А. Клейнер Б.Г. Катькало В.С. Шерешева М.Ю. По всему курсу: 2. Сквозное индивидуальное самостоятельное задание в форме проекта «Стратегия формирования сетевой структуры на базе сервисной организации (на примере конкретной компании)» (по этапам ЖЦ): 1. Необходимость вхождения в предпринимательскую сеть / создания сети 2. 3. Выбор типа межфирменной сети. Оценка преимуществ и ограничений сети. Поиск партнеров. Формирование портфеля взаимоотношений в системе взаимоотношений сервисной компании с партнерами. Факторы создания дополнительной ценности. 4. 5. Формализация отношений в предпринимательской деятельности Работа в условиях предпринимательской сети. Анализ взаимоотношений с 6. партнерами. Устойчивое развитие деятельности предприятия в условиях предпринимательской сети. 7. 8. Оценка результативности сетевой структуры. Выход из предпринимательской сети. Срок сдачи - последнее занятие по дисциплине.
«Сетевые формы организации в сфере услуг: теория и современная практика. Факторы развития сектора услуг» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 22 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot