Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сущность и функции корпоративных финансов

  • 👀 15800 просмотров
  • 📌 15777 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Сущность и функции корпоративных финансов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сущность и функции корпоративных финансов» pdf
1 ТЕМА КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ (ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ) Вопрос 1. Сущность и функции корпоративных финансов (финансов предприятий) Финансы коммерческих организаций и предприятий как часть финансовой системы охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном создается общественный продукт и национальный доход. В ходе финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства, реализацией продукции, формированием финансовых ресурсов, распределением и использованием доходов. Финансы коммерческих организаций и предприятий представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образование собственных финансовых ресурсов, привлечение внешних источников финансирования, их распределения и использования. По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений предприятий можно систематизировать по следующим направлениям: связанные с формированием уставного капитала хозяйствующего субъекта. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования. Уставный капитал является основным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальных активов любой коммерческой организации и предприятия; связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. К ним относятся денежные отношения между поставщиком и покупателем, транспортом и клиентурой, заказчиком и подрядчиком и т. д; между коммерческими организациями и предприятиями, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг, с взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий; между хозяйствующим субъектом и его подразделениями, вышестоящей организацией, союзами и ассоциациями, членами которых они являются при выполнении взаимных финансовых обязательств; между коммерческими организациями и предприятиями и отдельными работниками, возникающие при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций, облигаций, выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям; между хозяйствующими субъектами и финансовой системой государства при уплате налогов и других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, получении ассигнований из бюджета, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций; 2 между хозяйствующими субъектами и банковской системой в процессе хранения денег в банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за кредит, оказания банковских услуг; между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, предпринимательского и коммерческого рисков. Очевидно, что финансовые отношения, являясь частью денежных отношений, возникают лишь при реальном движении денежных средств и сопровождаются созданием или изменением величины денежных фондов. Финансам коммерческих организаций и предприятий присущи, те же функции, что и общегосударственным финансам, - распределительная и контрольная. Обе функции тесно связаны между собой. Посредствам распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, создание основных корпораций в распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. Объективная основа контрольной функции – стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции (выполнение работ и оказание услуг) и формирование доходов и денежных фондов. Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс (распределительная функция) и тем самым связывают воедино все фонды воспроизводственного процесса: производство, обмен и потребление. Однако распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессе производства и получено после реализации продукции (выполнение работ, оказание услуг), невозможно. Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий свидетельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами. И, наоборот, отрицательный результат или отсутствие его говорит о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства и может привести к банкротству хозяйственного субъекта. Вопрос 2. Принципы организации корпоративных финансов Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами. 1. Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйственные субъекты не зависимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники 3 финансирования, направления вложения денежных средств с целью получения прибыли. Развитие рыночных отношений существенно расширило самостоятельность хозяйственных субъектов, появились новые возможности в инвестировании денежных средств. Коммерческие организации и предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществить финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций, государства, участие в формировании уставного капитала другого хозяйствующего субъекта, хранение денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Однако сказать о полной финансовой самостоятельности хозяйствующих субъектов в процессе формирования финансовых ресурсов и использования принадлежащих им денежных средств нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, коммерческие организации и предприятия всех форм собственности в соответствии с законодательством уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Начисление амортизации также происходит по нормам, установленным законодательством. 2.Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности и обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных вложений и при необходимости. Банковских и коммерческих кредитов. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей народного хозяйства, выпуская продукцию, необходимую потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить еѐ достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают дополнительные ассигнования из бюджета на разных условиях. 3. Принцип материальной заинтересованности. Его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельностью - получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща коллективам предприятий и организаций, отдельных рабочих комбинатов и государству в целом. Реализация этого принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли и накопления. 4 4. Принцип материальной ответственности. Означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа осуществляются через пени и неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств, несвоевременности возврата краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства, а также в случае неэффективной деятельности путем применения к данному хозяйствующему субъекту процедуры банкротства. 5. Принцип обеспечения финансовых резервов. Необходимость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. В экономической борьбе за покупателя хозяйственные субъекты вынуждены продавать свою продукцию в кредит с риском не возврата денег в срок. При наличии временно свободных денежных средств хозяйствующий субъект вправе размещать их в виде денежных вкладов или ценных бумаг с риском получения недостаточного процента дохода в сравнении с темпами инфляции или новыми более доходными сферами приложения денежных средств. Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в разработке производительной программы. Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Финансовые резервы могут образовывать и хозяйственные субъекты других организационно-правовых форм собственности по своему усмотрению, но из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. ТЕМА ВЫРУЧКА ОТ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ, ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ Первоначально при создании хозяйствующих субъектов, источником приобретения производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств является уставный капитал. За счет его средств создаются необходимые условия для осуществления предпринимательской деятельности. Затем в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) создается новая стоимость, которая определяется ценой реализованной продукции (работ, услуг). Результатом ее реализации является выручка от продажи продукции (работ, услуг), которая поступает на расчетный счет предприятия. 5 В = q1*ц1 + q2*ц2 + …+ qn*цn = ∑ qi*цi Выручка от продажи продукции (работ, услуг) является основным источником возмещения затраченных на производство продукции средств. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность производственного процесса. Несвоевременное поступление выручки влечет простой в производстве, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции. Выручка от продажи продукции отражается в форме №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах». Наименование показателя Код За Январь Декабрь 2019 г. За Январь Декабрь 2018 г. Выручка Себестоимость продаж Валовая прибыль (убыток) Коммерческие расходы Управленческие расходы Прибыль (убыток) от продаж Доходы от участия в других организациях Проценты к получению Проценты к уплате Прочие доходы Прочие расходы Прибыль (убыток) до налогообложения Текущий налог на прибыль в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы) Изменение отложенных налоговых обязательств Изменение отложенных налоговых активов Прочее Чистая прибыль (убыток) 2110 2120 2100 2210 2220 2200 2310 2320 2330 2340 2350 2300 2410 765 228 (598 191) 167 037 (11 641) 155 396 29 986 (111 131) 41 706 (27 064) 88 893 (2 701) 648 429 (526 043) 122 386 (24 763) 97 623 15 688 (102 203) 70 600 (45 535) 36 173 (1 554) - - (1 696) 84 496 (1 661) 32 958 2421 2430 2450 2460 2400 Прибыль как экономическая категория представляет собой чистый доход, созданный прибавочным трудом: П = В – ПС, где В – выручка от продажи продукции; ПС – полная себестоимость. Прибыли присущи три функции: - экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности; - стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования; 6 - одного из основных источников формирования финансовых ресурсов организаций и предприятий, а также одного из основных источников формирования доходной части бюджетов разных уровней. На величину прибыли хозяйствующего субъекта оказывают влияние факторы, связанные с его производственной деятельностью и носящие субъективный характер, и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта. К субъективным факторам можно отнести: организационнотехнический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию. Объективные факторы включают: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктуру рынка. Современное состояние экономики, выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, приводит к тому, что рост прибыли происходит за счет роста цен на товары, т.е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов, интересы отдельных работников. Объектом распределения является валовая прибыль. Законодательно распределение прибыли реализуется в части, поступающей в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в виде налогов и других обязательных платежей. Для акционерных обществ законодательно установлен порядок формирования резервного фонда до налогообложения прибыли. Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой хозяйствующего субъекта. При распределении прибыли исходят из следующих принципов: первоочередное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом; прибыль, оставшаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, распределяется на накопление и потребление в соответствии с экономически обоснованными пропорциями. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должны быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В процессе распределения чистой прибыли хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определить способ распределения прибыли. Цель предпринимательской деятельности не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли рентабельность – относительный показатель и отражает степень доходности предприятия. 7 Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность) Наименование показателя Способ расчета Рентабельность продаж Р1 = Рентабельность продукции (основной деятельности) Р2 = Пояснение Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции *100 Показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 рубль затрат *100 Рентабельность собственного капитала Р3 = Рентабельность перманентного капитала Р4 = *100 Р5 = *100 Рентабельность основных фондов (фондорентабельность) Общая экономическая рентабельность И т.д. Р6 = *100 *100 Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика Р3 оказывает влияние на уровень котировки акций предприятия Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок Показывает эффективность использования основных производственных фондов предприятия Показывает эффективность использования всего имущества организации ТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Вопрос 1. Основные фонды предприятия Та часть средств производства, которая полностью или частично сохраняет свою натуральную форму в течение ряда производительных циклов называется основными фондами. К ним относятся: здания и сооружения; различные передаточные устройства (газо-, водопроводы, электросети); силовые машины и оборудование (паровые котлы, турбины, электродвигатели); рабочие машины и оборудование; средства контрольно-измерительных приборов и автоматики, лабораторное оборудование; инструменты и приспособления (срок службы более 1 года, стоимость больше 100 min окладов); транспортные средства (конвейеры, автомобили); производственный и хозяйственный инвентарь (рабочие столы, стулья); 8 многолетние насаждения; капитальные затраты на улучшения земель; купно рогатый скот, лошади; Удельный вес стоимости каждой из групп основных фондов в общей их стоимости называется производственной структурой. Структура основных фондов зависит от особенностей технологии, режима работы предприятия, уровня автоматизации и механизации, возраста оборудования, географического положения предприятия. Производственная структура основных производственных фондов, ее изменения в динамике за определенный промежуток времени позволяют выявить, на сколько и в каком направлении меняется технический уровень предприятия и на сколько эффективно используется капитальные вложения. Производственная структура основных фондов должна быть рациональна, то есть доля активной части основных фондов должна быть выше доли пассивной части, к которой относятся здания, сооружения, инвентарь. Со временем основные фонды изнашиваются. Есть два вида износа: физический и моральный. Под физическим износом понимается материальная снашиваемость основных средств, разрушение их внутренней структуры. Физический износ может происходить как в процессе производства, так и в период бездействия. В процессе производства он происходит от трения, изнашивания, вибрации; в бездействии – от коррозии, гниения. Физический износ зависит от качества материала, конструкции, технического совершенствования, продолжительности работы, особенностей технического процесса. Моральный износ означает потерю экономической эффективности основных средств до наступления полного срока их износа. В процессе планирования и учета основных фондов производятся амортизационные отчисления. Амортизация – это плановое денежное возмещение стоимости износа основных фондов, которое переносится на себестоимость готовой продукции. Амортизация начисляется ежегодно равными долями от себестоимости основных фондов на протяжении всего срока их службы. По мере реализации продукции амортизационные отчисления накапливаются, образуя амортизационный фонд. Он предназначен для реновации, т.е. полного восстановления основных фондов. Годовой размер амортизационных отчислений определяется по формуле: A  Фср  М 100 ; Н – норма амортизации; Фср – среднегодовая стоимость основных фондов; 9 Фср  ФН . Г .  ФВВЕД ,  Т1 Т  ФВЫБ  2 12 12 Фн.г – стоимость основных фондов на начало года; Фввед. – стоимость фондов, введенных в течение года; Т1- количество месяцев в году, которое отработали введенные основные фонды; Фвыб. - стоимость основных фондов, выбывших в течение года; Т2 – количество месяцев в году, которое выбывшие фонды не работали. Норма амортизации – это плановая величина ежегодного погашения стоимости износа основных фондов. Еѐ величина должна быть такой, чтобы обеспечить достаточное количество амортизационных отчислений, однако ее величина не должна быть слишком завышена, так как это приводит к увеличению себестоимости продукции. Н Фср  Л  D Фср  Т Л – ликвидационная стоимость, т.е. выручка от реализации ликвидируемых основных фондов. D – стоимость демонтажа оборудования. Т – амортизационный период или срок службы основных фондов. Учет и оценка основных фондов. При учете планирования основных фондов используется натуральные и стоимостные показатели. Натуральные показатели необходимы для определения количества основных фондов, их технического состав и характеристики, учета и переучета основных фондов, зданий и сооружений. Учет основных фондов в натуральных показателях осуществляется на основе технического паспорта предприятия или в результате периодически проводимых инвентаризаций. Однако учет в натуральных показателях не позволяет давать обобщающую характеристику основным фондам и осуществлять их учет в совокупности по предприятию. Более обобщающим показателем для учета служит денежная оценка. Стоимостные показатели позволяют учитывать динамику, структуру, износ, начислять амортизацию, формировать себестоимость и др. В зависимости от времени функционирования и состоянии, основные фонды оцениваются: 1. по первоначальной стоимости; 2. по восстановительной стоимости; 3. по остаточной стоимости. Первоначальная стоимость – это фактическая стоимость основных фондов на момент их создания или приобретения и ввода в эксплуатацию. Однако условия производства основных фондов в течении времени изменяются и стоимость основных фондов с течением времени определяется уже не теми затратами труда, которые затрачены на производство основных 10 фондов в прошлом, а общественно необходимыми затратами для восприятия этих фондов в современных условиях. При росте общественной производительности труда снижается стоимость воспроизводства основных фондов и появляется расхождение между первичной стоимостью и стоимостью их в настоящее время. Стоимость основных фондов в настоящее время называется восстановительной. Для перехода от первичной к восстановительной стоимости 1 раз в 5-10 лет производится переоценка основных фондов. Остаточная стоимость – это первоначальная или восстановительная стоимость с учетом износа. Она определяется вычитанием стоимости износа за годы эксплуатации основных фондов из первоначальной или восстановительной стоимости: О  ФИ  ФН  Н  t 100 ФН – первоначальная или восстановительная стоимость; Н – норма амортизации; t – фактический срок службы основных фондов. Показатели эффективности использования основных фондов: 1. Фондоотдача ФО  ТП ФСР ТП – стоимости товарной продукции, произведенной за данный период ФСР. – среднегодовая стоимость основных фондов 2. Фондоемкость ФЕ  3. ФСР. ТП Фондовооруженность ФВ  ФСР, ЧППП ЧППП – численность промышленно – производительного персонала 4. Фондорентабельность ФР  ПБ ФСР Эффективность использования основных фондов характеризуется главным образом степенью вовлеченности оборудования в производственный процесс. Для определения степени загрузки оборудования во времени используется показатели: календарный, режимный, плановый и фактический фонд времени работы оборудования. Календарный фонд времени – это общий фонд времени: ФК = D  24, где D – число дней в данном календарном периоде. Режимный или номинальный фонд времени: ФР = ( D – DП)Т, 11 DП – число выходных или праздничных дней в данном периоде; Т – продолжительность работы оборудования в сутки (ч.). Плановый или нормативный фонд: ФП = ФР -t, t – суммарное время на наладку, ремонт оборудования в течении года Фактический фонд – сколько в действительности проработало оборудование. Коэффициент интенсивной нагрузки оборудования: КЭ  ВФ ВП , ВФ – время фактической работы оборудования; ВП - время по плану. Коэффициент интенсивной нагрузки оборудования: КИ  QФ Qn , QФ – количество продукции, фактически изготовленной на данном оборудовании; Qn – паспортная производительность оборудования. Интегральный коэффициент: КИНТ. = КЭКИ На ряду с обобщающими и частичными показателями, характеризующими использование основных фондов для анализа процесса обновления основных фондов используется: 1. Коэффициент прироста основных фондов: К ПР  ФВВЕД  ФВЫБ ФК .Г . Фк.г. – стоимость фондов на конец года. 2. Коэффициент выбытия основных фондов: К ВЫБ  ФВЫБ , ФН .Г . Фвыб. – стоимость выбывших основных фондов; Фн.г. – стоимость фондов на начала года. 3. Коэффициент обновления основных: КОБНОВ.  ФВВЕД . ФК . Г . . Вопрос 2. Оборотные средства предприятия Для нормальной работы предприятие должно иметь определенное количество товарно-материальных ценностей и денежных средств. Все это – совокупность оборотных фондов и фондов обращения. 12 Совокупность оборотных фондов и фондов обращения в денежной оценке называется оборотными средствами. Оборотные фонды – это часть производственных фондов предприятия, целиком потребляемая в одном производственном цикле и полностью переносящая свою стоимость на изготовляемую продукцию. Оборотные фонды делятся на следующие группы: 1.Производственные запасы. 2.Незавершенное производство. 3.Расходы будущих периодов. Различаются следующие виды производственных запасов: 1) Минимальные постоянно необходимые (текущие нормативные запасы) – это запасы необходимые для нормальной производственной деятельности предприятия. Они непрерывно используются в процессе производства и реализации продукции и вместе с тем систематически восстанавливаются на предприятии в тех же размерах. Отличительной особенностью этих запасов является неустойчивый размер в течении всего планового периода. Они предусматриваются планом в min размерах в пределах нормативов для того, чтобы деятельность предприятия протекала без боев. 2) Сезонные (сверхнормативные) запасы – временные запасы, создающиеся на предприятии в связи с сезонными условиями снабжения, производства и сбыта готовой продукции. Эти запасы являются сверхнормативными, так как они превышают размеры текущих нормативных запасов. 3) Случайные запасы – временные запасы, создающиеся на предприятии в связи с сезонными условиями производства и обращения, а вызывается причинами, не зависящими от деятельности предприятия. Часто они образуются из-за неравномерной отгрузки поставщиками сырья и материалов, из-за роста незавершенного производства, из-за задержки отгрузки готовой продукции. 4) Излишние запасы – запасы, образовавшиеся в результате неудовлетворительной деятельности предприятия В состав производственных запасов входят следующие элементы: 1. Сырье и основные материалы – предметы труда, образующие материально-вещественную основу готовых продуктов и непосредственно входящие в готовый продукт. 2. Покупные полуфабрикаты – предметы труда, не получившие вида законченной продукции и поступающее на предприятие со стороны и подлежащие дополнительной обработке на данном предприятии. 3. Вспомогательные материалы – предметы труда, которые способствуют изготовлению и оформлению продукции (Этикетки, моющие средства). 4. Топливо и горючее. 5. Тара. 6. Запасные части для ремонта и др. 13 Незавершенное производство – это предметы труда, вступившие в процесс производства и находящиеся на определенных стадиях технологической обработки или на промежуточных стадиях производства (например, в процессе транспортировки из цеха в цех). Расходы будущих периодов – все затраты предприятия произведенные в настоящем периоде, по которым будут включены в себестоимость продукции в последующие периоды. Фонды обращения – часть оборотных средств, которые участвуют в сфере обращения. К ним относятся: готовая продукция на складе; готовая продукция отгруженная, но еще не оплаченная; денежные средства в кассе предприятия, на его расчетном счете в банке, в расчетах. Оборотные активы предприятия Дебиторская задолженность Денежные средства Готовая продукция, отгруженная покупателям Фонды обращения Готовая продукция на складе Расходы будущих периодов Незавершенное производство Производственные запасы Оборотные производственные фонды Соотношение между отдельными частями и элементами оборотных средств, выраженные в процентах к общей сумме, показывает структуру оборотных средств. Их структура неодинакова в различных отраслях. Различие в структуре обусловлено особенностями организации снабжения и сбыта, особенностями технологии производства, различие в длительности производственного цикла, материалоемкостью производства и т.д. Источниками оборотных средств являются: 1.Прибыль предприятия. 2.Часть уставного фонда. 3.Кредит банка. 4.Заемные оборотные средства. 5.Задолжность по заработной плате, по социальным нуждам. 14 Кругооборот и показатели оборачиваемости оборотных средств. Оборотные средства находятся в постоянном движении, непрерывно переходя из сферы производства в сферу обращения и наоборот. Последовательный и непрерывный переход средств из сферы производства в сферу обращения называется кругооборотом средств. Оборотные средства в процессе кругооборота проходят 3 стадии: Денежную (заготовка предметов труда). Производственную (процесс производства продукции). Товарную (реализация готовой продукции). На первой стадии денежные средства предприятия расходуются на создание производственных запасов и переходят из сферы обращения в сферу производства. На второй стадии производственные запасы меняют свою натуральновещественную форму, превращаясь в незавершенное производство и готовую продукцию. На третьей стадии готовая продукция реализуется, предприятие получает новые денежные средства, которые должны быть больше суммы авансированных средств на величину прибавочного продукта и НДС. Стадии кругооборота оборотных активов Денежная (снабжение) Д-Т Производительная (производство) Т – П - Т` Товарная (реализация) Т`- Д` Формы изменения оборотных активов Денежная Товарная Товарная Товарная Производительная Денежная Товарная Кругооборот авансированных средств Денежные средства Производственные запасы Готовая продукция Производственные запасы Производство Денежные средства Готовая продукция Рисунок 2 - Стадии кругооборота оборотных активов 15 Совершая полный кругооборот (Д-Т-П-Т`-Д`), оборотные активы обеспечивают непрерывность процесса производства и обращения. Для финансовых подразделений организации кругооборот оборотных средств очень важен для оценки длительности производственного, финансового и операционного циклов. Производственный цикл предприятия отражает период полного оборота материальных элементов оборотных активов, которые используются для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции покупателям. Финансовый цикл начинается с момента оплаты поставщикам данных материалов (погашение кредиторской задолженности), а заканчивается в момент получения денег от покупателей за отгруженную продукцию (погашение дебиторской задолженности), т.е. это период времени между сроком платежа по своим обязательствам перед поставщиками и получением денег от покупателей (дебиторов). Операционный цикл начинается с момента поступления сырья и материалов на склад предприятия и заканчивается в момент получения оплаты от покупателя за реализованную продукцию. Поскольку продолжительность операционного цикла больше длительности финансового цикла на период оборота кредиторской задолженности, то сокращение финансового цикла обычно влечет уменьшение операционного цикла, что оценивается как положительная тенденция. Эффективность использования оборотных средств зависит от соотношения между оборотными фондами и фондами обращения. Чем больше удельный вес оборотных средств влияет также и время, затрачиваемое предприятием на движение оборотных средств через все стадии кругооборота, а также длительность их пребывания в каждой фазе. Показатели использования оборотных средств: 1.Коэффициент оборачиваемости оборотных средств. К ОБ .  Товарооборот об.средства 2.Скорость оборота оборотных продолжительность одного оборота Т средств характеризует длительнос тьпериода КОБ . 3.Коэффициент загрузки оборотных средств – величина оборотная КОБ. КЗ  ОС Товарооборот 4.Экономия оборотных средств. 16 Э  Товарооборот Товарооборот  КОБ .БАЗ . КОБ .ОТЧ . Пути повышения эффективности использования оборотных средств. Повышение эффективности происходит на основании следующих факторов: I. Сокращение продолжительности кругооборота оборотных средств. 1. По производственным запасам пути повышения эффективности. 1.1. Сокращение продолжительности перевозки материальных ресурсов. 1.2. Сокращение продолжительности нахождения запасов на складе. 1.3. Ликвидация (сокращения) сверхнормативных производственных запасов. 2. По НЗП. сокращение продолжительности технологического процесса за счет механизации и автоматизации, внедрения поточного производства, проведения более интенсивных биохимических процессов. 3.По запасам готовой продукции. 3.1. Равномерная реализация продукции покупателем по прямым связям. 3.2. Обеспечение предприятий необходимым количеством транспортных средств. 3.3. Увеличение производства фасованной и упакованной продукции. 3.4. Предварительное формирование крупных партий готовой продукции для отправки потребителям. 3.5. Обеспечение предприятия различной тарой. 3.6. Качественное оформление документации на отгрузку. II. Экономное использование предметов труда. 1. Понижение затрат сырья в результате повышения выхода готовой продукции. 2. Ликвидация производственного брака. 3. Комплексное использование сырья. III. Экономическое стимулирование по всем группам оборотных средств. 1. Выплата премий за экономию сырья, материалов, топлива и энергии. 2.Рациональное использование банковских кредитов. ТЕМА ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ Предприятие в процессе своей деятельности несет различные по экономическому содержанию и целевому назначению затраты. Затраты организации — это средства, израсходованные на приобретение ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и иных), имеющихся в наличии. Выделяют три вида затрат. 17 Текущие затраты обеспечивают текущую деятельность предприятия по производству и реализации продукции и возобновляются при каждом цикле. Затраты, связанные с инвестиционной деятельностью, – это затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов для расширения и обновления производства. Затраты па социально-культурные и другие непроизводственные мероприятия – это затраты на корпоративные мероприятия, отдых и т.п. Текущие затраты относятся на себестоимость продукции, инвестиционные и затраты на социально-культурные мероприятия относятся на прибыль предприятия. Затраты на производство и реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг) классифицируются по различным признакам. Признак классификации Вид затрат По роли в процессе Основные — непосредственно связаны с технологическим производства процессом производства. Накладные — связаны с организацией, обслуживанием производства и управления им (общепроизводственные и общехозяйственные расходы). По способу включения в Прямые — непосредственно относятся на конкретный вид себестоимость продукции продукции. Это затраты на сырье, оплату труда основных производственных рабочих и т.п. Косвенные — невозможно прямо отнести на какое-либо изделие, распределяются между изделиями по определенным правилам. К ним относятся общепроизводственные расходы (топливо и электроэнергия, заработная плата обслуживающего и управленческого персонала и т.д.) По периодичности Постоянные (текущие, ежедневные) затраты — это затраты, возникновения производимые ежедневно или с некоторым интервалом, не реже одного раза в месяц. Периодические затраты (единовременные) — реже чем один раз в месяц. Это расходы на подготовку и освоение выпуска новой продукции; расходы, связанные с пуском новых производств, ремонтные работы и т.п. По целесообразности Производительные — относятся непосредственно к расходования (в производству продукции установленного качества при зависимости от наличии рациональной технологии и организации эффективности) производства и соотносятся с доходами, полученными от производственной деятельности. Непроизводительные — вызваны недостатками в технологии и организации производства, системе сохранности имущества и организации производства; внешними обстоятельствами. По возможности охвата Планируемые — рассчитаны на определенный объем планом производства в соответствии с нормативами, лимитами и сметами, включаются в плановую себестоимость продукции. Непланируемые — не включаются в план, отражаются только в фактической себестоимости продукции. По отношению к объему Переменные — изменяются пропорционально изменению производства объема производства. Это затраты на сырье, материалы, 18 зарплата основных рабочих и отчисления с нее. Увеличение объема производства, например, на 20%, приводит к увеличению переменных затрат на 20%. Постоянные затраты — относительно постоянные — не изменяются с изменением уровня производства (амортизация, зарплата управленческого персонала, налог на имущество и т.п.) Полупеременные затраты — включают одновременно как постоянные, так и переменные компоненты (например, плата за телефон — каждый месяц производятся постоянные выплаты и дополнительные за междугородние разговоры — переменная). Условно-переменные затраты зависят от объема производства, но эта зависимость не является прямо пропорциональной (затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, заработная плата управленческого персонала в составе общепроизводственных расходов и т.п.) Условно-постоянные затраты — практически не зависят от изменения объема производства продукции (общехозяйственные расходы (амортизация по зданиям, сооружениям, машинам и оборудованию и т.п.), расходы на продажу (реклама продукции), с увеличением объема производства их величина на единицу продукции уменьшается). Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов. Элементы затрат: 1. материальные затраты; 2. затраты на оплату труда; 3. отчисления на социальные нужды; 4. амортизация основных средств; 5. прочие затраты. Материальные затраты занимают основную долю себестоимости в производственных отраслях. В их состав входят: сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д. Оценка материальных ресурсов, по которой они включаются в себестоимость продукции, определяется исходя из цены приобретения (без налога на добавленную стоимость). Из расходов на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов - остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, образующихся в процессе производства. Возвратные отходы оцениваются в зависимости от возможности их использования. Затраты на оплату труда отражают участие в себестоимости продукции необходимого живого труда. В эти затраты включаются любые начисления работникам в денежной и натуральной форме, компенсационные начисления, премии и другие поощрительные начисления работникам предприятия. 19 Отчисления па социальные нужды представляют собой форму перераспределения национального дохода на финансирование общественных потребностей, т.е. начисления с заработной платы работников, направляемые для формирования государственных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования). Амортизация основных фондов – это затраты, направляемые на полное восстановление основных фондов, определяемые на основе балансовой стоимости основных фондов и действующих норм амортизационных отчислений. Прочие затраты включают суммы налогов и сборов, относимых по законодательству на себестоимость продукции (налог на имущество, налог за загрязнение окружающей среды и т.д.), уплату процентов за кредит, командировочные и представительские расходы, износ нематериальных активов, арендная плата, расходы на рекламу и другие коммерческие расходы, расходы на страхование и иные расходы, связанные с производством и реализацией продукции. Совокупность всех элементов затрат представляет собой смету затрат, т.е. отражает общую сумму затрат на весь объем производства. Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения. Основные статьи калькуляции: 1. сырье и материалы; 2. возвратные отходы (вычитаются); 3. покупные изделия и полуфабрикаты; 4. топливо и энергия на технологические цели; 5. основная и дополнительная зарплата производственных рабочих; 6. отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих; 7. расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования; 8. общепроизводственные расходы; 9. общехозяйственные расходы; 10. потери от брака; 11. прочие производственные расходы; 12. коммерческие расходы. 20 ТЕМА УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ Вопрос 1. Экономическая сущность и классификация капитала предприятия Капитал - это накопленный путем сбережений запас экономических благ в форме денежных средств и реальных капитальных товаров, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс с целью получения дохода. Капитал предприятия классифицируется по следующим основам признакам: По титулу собственности формируемого капитала: - собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и используемых им для формирования определенной части его активов. Эта часть активов, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия. - заемный капитал характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Все формы заемного капища, используемого предприятием, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки. По группам источников привлечения капитала по отношению к предприятию: - капитал, привлекаемый внутренних источников - капитал, привлекаемый из внешних источников По национальной принадлежности владельцев капитала, предоставляющих его в хозяйственное использование - национальный (отечественный) капитал - иностранный капитал По формам собственности капитала, предоставляемого предприятию - частный капитал - государственный капитал По организационно-правовым формам привлечения капитала предприятием - акционерный капитал формируется предприятиями, созданными в форме акционерных обществ. - паевой капитал формируется партнерскими предприятиями, созданными в форме обществ с ограниченной ответственностью и т. п. - индивидуальный капитал характеризует форму его привлечения при создании индивидуальных предприятий — семейных и т. п. По натурально-вещественной форме привлечения капитала - капитал в денежной форме - капитал в финансовой форме привлекается предприятием в виде разнообразных финансовых инструментов, вносимых в его уставный фонд. Такими финансовыми инструментами могут выступать акции, облигации, 21 депозитные счета и сертификаты банков и т.д. - капитал в материальной форме привлекается предприятием в виде разнообразных капитальных товаров (машин, оборудования, зданий, помещений), сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д. - капитал в нематериальной форме привлекается предприятиям в виде разнообразных нематериальных активов. К этому виду капитала относятся права пользования отдельными природными ресурсами, патентные права на использование изобретений, «ноу-хау», на промышленные образцы и модели, товарные знаки, компьютерные программы и др. По временному периоду привлечения капитала - долгосрочный (перманентный) капитал - со сроком использования более одного года. - краткосрочный капитал - до одного года. По сферам использования в экономике - капитал, используемый в реальном секторе экономики, т.е. задействованный на предприятиях промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, в торговле и т.п. - капитал, используемый в финансовом секторе экономики, т.е. задействованный в разнообразных финансовых институтах — в коммерческих банках, инвестиционных фондах, страховых компаниях и т.п. По степени задействованности в производственном процессе - работающий капитал - неработающий капитал По уровню риска использования - безрисковый капитал - низкорисковый капитал - среднерисковый капитал - высокорисковый капитал По соответствию правовым нормам использования - легальный капитал - «теневой» капитал Вопрос 2. Сущность и задачи управления капиталом Управление капиталом представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с оптимальным его формированием из различных источников, а также обеспечением эффективного его использования в различных видах хозяйственной деятельности предприятия. Управление капиталом предприятия направлено на решение следующих основных задач: Формирование достаточного объема капитала, обеспечивающего необходимые темпы экономического развития предприятия. Эта задача реализуется путем определения общей потребности в капитале для 22 финансирования необходимых предприятию активов, формирования схем финансирования оборотных и внеоборотных активов, разработки системы мероприятий по привлечению различных форм капитала из предусматриваемых источников. Оптимизация распределения сформированного капитала по видам деятельности и направлениям использования. Эта задача реализуется путем исследования возможностей наиболее эффективного использования капитала в отдельных видах деятельности предприятия и хозяйственных операциях. Обеспечение условий достижения максимальной доходности капитала при предусматриваемом уровне финансового риска. Максимальная доходность (рентабельность) капитала может быть обеспечена за счет оптимизации соотношения собственного и заемного видов привлекаемого капитала, привлечения его в таких формах, которые в конкретных условиях хозяйственной деятельности предприятия генерируют наиболее высокий уровень прибыли. Необходимо иметь в виду, что максимизация уровня доходности капитала постигается, как правило, при существенном возрастании уровня финансовых рисков. Поэтому максимизация доходности формируемого капитала должна обеспечиваться в пределах приемлемого финансового риска, конкретный уровень которого устанавливается собственниками или менеджерами предприятия. Обеспечение минимизации финансового риска, связанного с использованием капитала, при предусматриваемом уровне его доходности. Если уровень доходности формируемого капитала задан или спланирован заранее, важной задачей является снижение уровня финансового риска операций, обеспечивающих достижение этой доходности. Такая минимизация уровня рисков может быть обеспечена путем диверсификации форм привлекаемого капитала, оптимизации структуры источников его формирования, избежания отдельных финансовых рисков, эффективных форм их внутреннего и внешнего страхования. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития. Такое равновесие характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на всех этапах его развития и обеспечивается формированием оптимальной структуры капитала и его авансированием в необходимых объемах в высоколиквидные виды активов. Обеспечение достаточного уровня финансового контроля над предприятием со стороны его учредителей. Такой финансовый контроль обеспечивается контрольным пакетом акций в руках первоначальных учредителей предприятия. На стадии последующего формирования капитала в процессе развития предприятия необходимо следить за тем, чтобы привлечение собственного капитала из внешних источников не привело к утрате финансового контроля и поглощению предприятия сторонними инвесторами. 23 Обеспечение достаточной финансовой гибкости предприятия. Она характеризует способность предприятия быстро формировать необходимый объем дополнительного капитала при неожиданном появлении высокоэффективных инвестиционных предложений. Оптимизация оборота капитала. Эта задача решается путем эффективного управления потоками различных форм капитала в процессе отдельных циклов его кругооборота на предприятии; обеспечением синхронности формирования отдельных видов потоков капитала. Обеспечение своевременного реинвестирования капитала. В связи с изменением условий внешней экономической среды или внутренних параметров хозяйственной деятельности предприятия, ряд направлений и форм использования капитала могут не обеспечивать предусматриваемый уровень его доходности. В связи с этим важную роль приобретает своевременное реинвестирование капитала в наиболее доходные активы и операции, обеспечивающие необходимый уровень его эффективности в целом. Вопрос 3. Принципы формирования капитала создаваемого предприятия Основной целью формирования капитала создаваемого предприятия является привлечение достаточного его объема для финансирования приобретения необходимых активов, а также оптимизация его структуры с позиций обеспечения условий последующего эффективного использования. Процесс формирования капитала создаваемого предприятия имеет ряд особенностей, основными из которых являются следующие: К формированию капитала создаваемого предприятия не могут быть привлечены внутренние источники финансовых средств которые на этой стадии его жизненного цикла отсутствуют. Так потребность в собственном капитале создаваемого предприятия не может быть удовлетворена за счет его прибыли, а потребность в заемном капитале — за счет текущих обязательств по расчетам, которые до начала функционирования предприятия еще не сформировались. Основу формирования стартового капитала создаваемого предприятия составляет собственный капитал его учредителей. Без внесения определенной части собственного капитала в создание нового предприятия привлечь заемный капитал довольно сложно. Стартовый капитал, формируемый в процессе создания нового предприятия, может быть привлечен его учредителями в любой форме. Такими его формами могут выступать денежные средства; различные виды основных средств; различные виды материальных оборотных активов (запасы сырья, материалов, товаров, полуфабрикатов и т.п.); разнообразные нематериальные активы (патентные права на использование изобретений, права на промышленные образцы и модели, права использования торговой 24 марки или товарного знака и т.п.); отдельные виды финансовых активов (различные виды ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке). Собственный капитал учредители (участников) создаваемого предприятия вкладывается в него в форме уставного капитала. Его первоначальный размер декларируется уставом создаваемого предприятия. Особенности формирования уставного капитала нового предприятия определяются организационно-правовыми формами его создания. Это формирование осуществляется под регулирующим воздействием со стороны государства. Так, государственные нормативноправовые акты регламентируют минимальный размер уставного фонда капитала предприятий, создаваемых в форме открытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью. Возможности и круг источников привлечения заемного капитала на стадии создания предприятия крайне ограничены. Хотя в финансовых кругах бытует утверждение, что любая хорошая предпринимательская идея обязательно получит свое финансирование, это утверждение следует рассматривать как явное преувеличение. Современная практика показывает, что финансирование нового бизнеса кредиторами является довольно сложной, а иногда и трудноразрешимой задачей. формирование капитала создаваемого предприятия за счет заемных и привлеченных источников требует, как правило, подготовки специального документа — бизнес-плана. Бизнес-план - это основной документ, определяющий необходимость создания нового предприятия, в котором в общепринятой последовательности разделов излагаются его основные характеристики и прогнозируемые финансовые показатели. Для подготовки бизнес-плана учредители создаваемого предприятия должны осуществить определенные предстартовые расходы капитала. Эти расходы связаны с оплатой труда разработчиков бизнес-плана и финансированием связанных с этим исследований. Риски, связанные с формированием капитала создаваемого предприятия характеризуются довольно высоким уровнем. Это предопределяет соответственно высокий уровень стоимости отдельных элементов заемного капитала, привлекаемого на стадии создания предприятия. Начальным этапом управления формированием капитала создаваемого предприятия является определение потребности в необходимом его объеме. Недостаточный объем формирования капитала на этом этапе существенно удлиняет период открытия и освоения производственных мощностей нового предприятия, а в ряде случаев вообще не дает возможности начать его операционную деятельность. В то же время избыточный объем формируемого капитала приводит к последующему неэффективному использованию активов предприятия, снижает норму доходности этого капитала. 25 В системе управления формированием капитала создаваемого предприятия важная роль принадлежит обоснованию схемы и выбору источников его финансирования. Схема финансирования нового бизнеса определяет принципиальные подходы к формированию структуры капитала, конкретные методы его привлечения, состав участников и кредиторов, уровень финансовой независимости и ряд других важных параметров создаваемого предприятия. При формировании структуры капитала создаваемого предприятия рассматриваются обычно две основные схемы его финансирования: Полное самофинансирование предусматривает формирование капитала создаваемого предприятия исключительно за счет собственных его видов, соответствующих организационно-правовым формам нового бизнеса. Такая схема финансирования, характеризуемая в зарубежной практике термином «финансирование без левериджа» характерна лишь для первого этапа жизненного цикла предприятия, когда его доступ к заемным источникам капитала затруднен. Смешанное финансирование предусматривает формирование капитала создаваемого предприятия за счет как собственных, так и заемных его видов, привлекаемых в различных пропорциях. На первоначальном этапе функционирования предприятия доля собственного капитала обычно существа превосходит долю заемного капитала. Выбор схемы финансирования нового бизнеса неразрывно связан с особенностями использования как собственного, так и заемного капитала. Собственный капитал характеризуется следующими положительными особенностями: Простотой привлечения, так как решения, связанные с увеличением собственного капитала принимаются собственниками и менеджерами предприятия без необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов. Более высокой способностью генерирования прибыли во всех сферах деятельности, т.к. при его использовании не требуется уплаты ссудного процента. Обеспечением финансовой устойчивости развития предприятия, его платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкротства. Вместе с тем, ему присущи следующие недостатки. Ограниченность объема привлечения, а следовательно и возможностей существенного расширения операционной и инвестиционной деятельности предприятия. Неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств. Таким образом, предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема 26 активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли. Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями. Достаточно широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя. Обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности. Способностью генерировать прирост рентабельности собственного капитала. В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки. Использование этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски в хозяйственной деятельности предприятия — риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удельного веса использования заемного капитала. Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента. Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней ставки ссудного процента на рынке использование ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов. Сложность процедуры привлечения (особенно в больших размерах), так как предоставление кредитных ресурсов зависит от решения других хозяйствующих субъектов (кредиторов), требует в ряде случаев соответствующих сторонних гарантий или залога (при этом гарантии страховых компаний, банков или других хозяйствующих субъектов предоставляются, как правило, на платной основе). Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности роста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала). На выбор схемы финансирования и конкретных источников формирования капитала создаваемого предприятия оказывает влияние ряд факторов: Организационно-правовая форма создаваемого предприятия. 27 Отраслевые особенности операционной деятельности предприятия. Размер предприятия. Стоимость капитала, привлекаемого из различных источников. Свобода выбора источников финансирования. Конъюнктура рынка капитала. Уровень налогообложения прибыли. Мера принимаемого учредителями риска при формировании капитала. Задаваемый уровень концентрации собственного капитала для обеспечения требуемого финансового контроля. ТЕМА ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ Вопрос 1. Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия Финансовое состояние предприятия - это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени. Под финансовым состоянием понимается способность организации финансировать свою деятельность. Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платеже- и кредитоспособностью, финансовой устойчивостью. В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние предприятия. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самовоспроизводства. Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности, находить резервы улучшения финансового состояния организации. 28 Основные задачи анализа: 1. Своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. 2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных средств, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов. 3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия. Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки - для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики - для своевременного получения платежей, налоговые инспекции - для выяснения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель - обеспечить планомерное вступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли и исключения риска банкротства. Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери. Основными источниками информации для оценки финансового состояния предприятия служат бухгалтерский баланс, отчеты о финансовых результатах, о движении капитала, о движении денежных средств и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса. При оценке финансового состояния используют различные методы анализа: 1. горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом; 2. вертикальный (структурный) анализ - определение структуры финансовых показателей (удельные значения каждого показателя в их сумме); 29 3. трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции изменения показателя; 4. метод относительных показателей (финансовых коэффициентов) расчет числовых отношений в разных формах отчетности, определение взаимосвязей показателей; 5. сравнительный анализ, который делится на: внутрихозяйственный - сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений, межхозяйственный - сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми; 6. факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель; 7. на основе стохастических моделей. Анализ финансового состояния предприятия проводится по следующим этапам: горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса (анализ динамики и структуры имущества и капитала предприятия); оценка ликвидности баланса; анализ платежеспособности предприятия; оценка вероятности банкротства; анализ финансовой устойчивости; комплексная оценка финансового состояния предприятия. Вопрос 2. Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса Исследование финансового положения организации начнем с горизонтального и вертикального анализа бухгалтерского баланса. Горизонтальный (динамический) анализ заключается в сравнении показателей отчетного года с данными предыдущего периода. Для этого рассчитывается абсолютное и относительное отклонение по каждой статье бухгалтерского баланса. Результаты анализа отражены в таблице 1. Таблица 1 – Горизонтальный анализ баланса ООО «Перспектива» (анализ динамики имущества и капитала предприятия) Сумма, тыс.р. Наименование статей Основные средства Финансовые вложения Прочие внеоборотные активы Итого внеоборотные активы Запасы НДС Дебиторская задолженность 2018 г. 2019 г. 114338 61847 176185 82835 1760 92845 232792 96279 329071 118035 4882 151608 Изменение абс., отн., % тыс.р. 118454 103,6 34432 55,7 152886 86,8 35200 42,5 3122 177,4 58763 63,3 30 Финансовые вложения Денежные средства и денежные эквиваленты Итого оборотные активы Всего имущество Уставный капитал Добавочный капитал Нераспределенная прибыль (убыток) Итого собственный капитал Долгосрочные заемные средства Прочие долгосрочные обязательства Итого долгосрочный заемный капитал Краткосрочные заемные средства Кредиторская задолженность Оценочные обязательства Итого краткосрочный заемный капитал Всего капитал 70 1500 1430 2042,9 9694 2445 -7249 -74,8 187204 363389 6835 14 51117 57966 144003 14884 158887 113466 33070 146536 363389 278470 607541 6835 14 54311 61160 322340 35377 357717 156219 32445 188664 607541 91266 244152 3194 3194 178337 20493 198830 42753 -625 42128 244152 48,8 67,2 0,0 0,0 6,2 5,5 123,8 137,7 125,1 37,7 -1,9 28,7 67,2 По данным таблицы видно, что за 2019 г. имущество организации увеличилось на 244152 тыс. р. или на 67,2 %. Произошло это за счет роста как внеоборотных, так и оборотных активов. Иммобилизованные активы увеличились на 152886 тыс.р. или на 86,8 % (основной рост наблюдается за счет основных средств). Мобильные активы увеличились на 91226 тыс. р. или на 48,8 %. В пассиве баланса бросается в глаза значительное увеличение долгосрочного заемного капитала – в 2,25 раза. Размер собственного капитала за 2019 г. вырос на 3194 тыс. р. или на 5,5 %. Краткосрочные обязательства также увеличились на 42128 тыс. р. или на 28,7 % (за счет увеличения краткосрочных займов). Следующим этапом является вертикальный (структурный) анализ бухгалтерского баланса. Он состоит в изучении доли каждой статьи в итоге баланса. Результаты анализа представлены в таблице 2. Таблица 2 – Вертикальный анализ баланса ООО «Перспектива» (анализ структуры имущества и капитала предприятия) Наименование статей Основные средства Финансовые вложения Прочие внеоборотные активы Итого внеоборотные активы Запасы НДС Дебиторская задолженность Финансовые вложения Денежные средства и денежные эквиваленты Итого оборотные активы Сумма, тыс. р. 2018 г. 2019 г. 114338 232792 61847 96279 176185 329071 82835 118035 1760 4882 92845 151608 70 1500 Структура, % 2018 г. 2019 г. 31,5 38,3 0,0 0,0 17,0 15,8 48,5 54,2 22,8 19,4 0,5 0,8 25,5 25,0 0,0 0,2 9694 2445 2,7 0,4 187204 278470 51,5 45,8 31 Всего имущество Уставный капитал Добавочный капитал Нераспределенная прибыль (убыток) Итого собственный капитал Долгосрочные заемные средства Прочие долгосрочные обязательства Итого долгосрочный заемный капитал Краткосрочные заемные средства Кредиторская задолженность Оценочные обязательства Итого краткосрочный заемный капитал Всего капитал 363389 6835 14 51117 57966 144003 14884 158887 113466 33070 146536 363389 607541 6835 14 54311 61160 322340 35377 357717 156219 32445 188664 607541 100,0 1,9 0,0 14,1 16,0 39,6 4,1 43,7 31,2 9,1 0,0 40,3 100,0 100,0 1,1 0,0 8,9 10,1 53,1 5,8 58,9 25,7 5,3 0,0 31,1 100,0 Вертикальный анализ баланса показал, что в составе имущества организации оборотные и внеоборотные активы занимают приблизительно равные доли (около 50 %). В структуре иммобилизованных активов наибольший удельный вес приходится на основные средства. В составе оборотных активов почти половину занимают запасы, а другую – дебиторская задолженность. Доля денежных средств незначительна (2,7 % в 2018 г. и только 0,4 % в 2019 г.). В структуре капитала наибольшую долю занимает заемный капитал – 84 % в 2018 г. и почти 90 % в 2019 г. Среди заемных средств в 2018 г. долгосрочный и краткосрочный капитал занимал приблизительно равные доли. К 2019 г. наблюдается увеличение удельного веса долгосрочных обязательств. Доля собственного капитала на конец 2018 г. составляла 16 %, а к концу 2019 г. уменьшилась до 10,1 %. Это говорит о высокой зависимости ООО «Перспектива» от внешних источников финансирования. Вопрос 3. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности организации Следующим этапом исследования является оценка ликвидности бухгалтерского баланса. Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку платежеспособности организации, т.е. ее способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. От ликвидности баланса следует отличать ликвидность активов, которая определяется как величина, обратная времени, необходимому для превращения их в денежные средства. Чем меньше время, которое потребуется, чтобы данный вид активов превратился в деньги, тем выше их ликвидность. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в 32 порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированных по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы организации подразделяются на следующие группы: А1. Наиболее ликвидные активы – к ним относятся все статьи денежных средств и краткосрочные финансовые вложения; А2. Быстро реализуемые активы – дебиторская задолженность со сроком погашения в течение 12 месяцев; А3. Медленно реализуемые активы – запасы, НДС, дебиторская задолженность со сроком погашения свыше 12 месяцев, прочие оборотные активы; А4. Трудно реализуемые активы - к ним относятся внеоборотные активы. Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты: П1. Наиболее срочные обязательства - к ним относится кредиторская задолженность; П2. Краткосрочные пассивы – это краткосрочные заемные средства, прочие краткосрочные обязательства; П3. Долгосрочные пассивы – долгосрочный заемный капитал, доходы будущих периодов; П4. Постоянные пассивы – это собственный капитал. Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4. В случае, когда одно или несколько неравенств системы имеют противоположный знак от зафиксированного в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе в стоимостной оценке. В реальной ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные. Для анализа ликвидности баланса составим таблицу 3. Таблица 3 - Анализ ликвидности баланса ООО «Перспектива», тыс. р. Актив А1 А2 А3 А4 Баланс 2018 г. 9764 92845 84595 176185 363389 2019 г. 3945 151608 122917 329071 607541 Пассив П1 П2 П3 П4 Баланс 2018 г. 33070 113466 158887 57966 363389 2019 г. 32445 156219 357717 61160 607541 33 Соотношение между активами и пассивами бухгалтерского баланса имеет следующий вид: в 2018 г. А1 < П1; А2 < П2; А3 < П3; А4 > П4; в 2019 г. А1 < П1; А2 < П2; А3 < П3; А4 > П4. Таким образом, оптимальное соотношение между группами по активу и пассиву ни в одном году из анализируемого периода не выполняется, следовательно, бухгалтерский баланс организации нельзя признать абсолютно ликвидным. ООО «Перспектива» испытывает недостаток ликвидных средств для своевременного погашения срочных обязательств. Далее следует переходить к оценке платежеспособности. Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. В процессе анализа платежеспособности рассчитываются следующие показатели: 1 .Коэффициент абсолютной ликвидности - показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств (норматив > 0,1-0,7). L1 = А1 / (П1 + П2). 2. Коэффициент критической оценки (промежуточной ликвидности) показывает, какая часть краткосрочных обязательств организации может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам (допустимое значение 0,7-0,8; желательно 1). L2 = (А1 + А2) / (П1 + П2). 3.Коэффициент текущей ликвидности - показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства (необходимое значение 1; оптимальное 1,5-2). L3 = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2). 4.Общий показатель платежеспособности (норматив ≥ 1). L4 = (А1 + 0,5·А2 + 0,3·А3) / (П1 + 0,5·П2 + 0,3·П3). В таблице 4 отражены результаты анализа платежеспособности предприятия. Таблица 4 - Значения коэффициентов платежеспособности ООО «Перспектива» 34 Показатель Коэффициент абсолютной ликвидности Коэффициент критической оценки Коэффициент текущей ликвидности Общий показатель платежеспособности 2018 г. 0,067 0,700 1,278 0,593 2019 г. 0,021 0,824 1,476 0,535 Значения коэффициентов ликвидности не соответствуют нормативным ограничениям. То есть организация испытывает проблемы со своевременным погашением своих обязательств. В 2018 г. ООО «Перспектива» могло своевременно погасить лишь 6,7 % краткосрочных обязательств, тогда как минимально допустимое значение составляет 10 %. К концу 2019 г. улучшения ситуации не произошло, общий показатель платежеспособности уменьшился. Далее целесообразно провести диагностику вероятности банкротства предприятия. Банкротство (несостоятельность) - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В отечественной и зарубежной литературе рассматриваются различные методы финансовой диагностики, построенные преимущественно на коэффициентном анализе и моделях вероятности угрозы банкротства. Согласно одной из методик для определения итогового показателя вероятности банкротства (Z) используют показатель текущей ликвидности и показатель удельного веса заемных средств в активах. Они перемножаются на соответствующие константы - определенные практическими расчетами весовые коэффициенты (a, b, c). В результате получаем следующую формулу: Z = a + b · Ктл + c · Кзс, где а = - 0,3877; b = - 1,0736; c = 0,0579; КТЛ – коэффициент текущей ликвидности; КЗС – отношение заемных средств к активам. Если в результате расчета значение Z < 0, то вероятность банкротства невелика. Если же Z > 0, то существует высокая вероятность банкротства анализируемой организации. В ООО «Перспектива» значения Z составили: 2018 г. Z= - 0,3877 - 1,0736 · 1,278 + 0,0579 · 0,840= - 1,711; 2019 г. Z=- 0,3877 - 1,0736 · 1,476 + 0,0579 · 0,899 = - 1,920; Показатель вероятности банкротства Z меньше 0. Таким образом, проделанные расчеты позволяют заключить, что анализируемой организации банкротство в ближайшее время не грозит. 35 Британские ученые Р. Таффлер и Г. Тишоу предлагают четырехфакторную прогнозную модель вероятности банкротства: Z= 0,53 х1, + 0,13х2 + 0,18х3 + 0,16х4, где х1 - прибыль от реализации / краткосрочные обязательства; х2 - оборотные активы / сумма обязательств; х3 - краткосрочные обязательства / сумма активов; х4 - выручка / сумма активов. Если величина Z счета больше 0,3, то у организации наблюдается устойчивое финансовое положение и неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно. Используя отчетность ООО «Перспектива» мы получили следующие значения: 2018 г. Z = 0,53·0,013 + 0,13·0,613 + 0,18·0,403 + 0,16·0,266 = 0,202; 2019 г. Z = 0,53·0,305 + 0,13·0,610 + 0,18·0,311 + 0,16·0,299 = 0,331. Поскольку значение Z больше 0,2 согласно модели Р. Таффлера и Г. Тишоу изучаемой организации банкротство в ближайшее время не грозит. Вопрос 4 Анализ финансовой устойчивости предприятия Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам ее финансово-хозяйственной деятельности. Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов и по имуществу в целом, дают возможность измерить достаточно ли устойчива анализируемая организация в финансовом отношении. На практике необходимо, чтобы выполнялось следующее соотношение: СК > (ОА + ВА) / 2, где СК - собственный капитал; ОА - оборотные активы; ВА - внеоборотные активы. По данным баланса ООО «Перспектива» получили следующее: 2018 г.: 187204 > 57966 · 2 – 176185; 2019 г.: 278470 > 61160 · 2 – 329071. В 2018-2019 гг. в ООО «Перспектива» данное соотношение не соблюдается, следовательно, организация является финансово неустойчивой. Это самый простой и приближенный способ оценки финансовой устойчивости. Кроме этого можно воспользоваться следующими коэффициентами: 36 1. Коэффициент капитализации - показывает, сколько заемных средств организация привлекла на 1 рубль, вложенных в активы собственных средств (нормативное значение не выше 1): U1 = Заемный капитал / Собственный капитал. 2. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования - показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников (нижняя граница 0,1; оптимально ≥ 0,5): U2 = Собственный оборотный капитал / Оборотные активы. 3. Коэффициент финансовой независимости - показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования (норматив ≥ 0,4-0,6): U3 = Собственный капитал / Общий капитал. 4. Коэффициент финансирования - показывает, какая часть деятельности финансируется за счет собственных, а какая за счет заемных средств (норматив > 1): U4 = Собственный капитал / Заемный капитал. 5. Коэффициент финансовой устойчивости - показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников (норматив ≥ 0,6): U5 = Перманентный капитал / Имущество организации. Исходя из данных баланса в ООО «Перспектива» коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость, имеют значения, представленные в таблице 5. Таблица 5 – Коэффициенты финансовой устойчивости ООО «Перспектива» Показатель Коэффициент капитализации Коэффициент обеспечения собственными источниками финансирования Коэффициент финансовой независимости Коэффициент финансирования Коэффициент финансовой устойчивости 2018 г. 5,269 2019 г. 8,934 -0,631 -0,962 0,160 0,190 0,597 0,101 0,112 0,689 Полученные значения коэффициентов не соответствуют нормативным ограничениям за исключением коэффициента финансовой устойчивости. Но это объясняется значительным размером и долей долгосрочных обязательств 37 в общей сумме источников финансирования. Оборотные активы организации полностью сформированы за счет заемных средств. Следует отметить ухудшение показателей к концу анализируемого периода. Следовательно, можно заключить, что ООО «Перспектива» полностью зависит от внешних источников финансирования. Обобщающим показателем финансовой независимости являются излишек (недостаток) источников средств для формирования запасов и затрат (ЗЗ). Для характеристики источников формирования запасов и затрат используется несколько показателей: 1) Наличие собственных оборотных средств (СОС); 2) Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (функционирующий капитал - ФК); 3) Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОВ). Трем показателям наличия источников формирования запасов и затрат соответствует три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками формирования: 1.Излишек (+) или недостаток (-) собственных средств (±Дсос); 2.Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (±Дфк); 3.Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат (±Дов). С помощью этих показателей мы можем определить трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации: S (Д) = 1, если Д > 0 или 0, если Д < 0. Можно выделить четыре типа финансовой ситуации, представленных в таблице 6. Таблица 6 - Определение типа финансовой ситуации Показатель ±Дсос ±Дфк ±Дов S (Д) Абсолютная независимость Д≥0 Д≥0 Д≥0 S (1,1,1) Тип финансовой ситуации Нормальная Неустойчивое независимость состояние Д<0 Д<0 Д≥0 Д<0 Д≥0 Д≥0 S (0,1,1) S (0,0,1) Кризисное состояние Д<0 Д<0 Д<0 S (0,0,0) Абсолютная независимость встречается крайне редко. Нормальная независимость гарантирует платежеспособность организации. Неустойчивое финансовое состояние сопряжено с нарушением платежеспособности, но при этом все же сохраняется возможность восстановления равновесия. При кризисном состоянии организация полностью зависит от внешних источников финансирования. 38 Определим тип финансовой ситуации в ООО «Перспектива» (таблица 7). Таблица 7 - Определение типа финансовой ситуации в ООО «Перспектива», тыс. р. Показатель Собственный капитал Внеоборотные активы Долгосрочные обязательства Краткосрочные займы и кредиты Запасы и затраты Собственные оборотные средства Функционирующий капитал Общая величина источников Достаточность собственных оборотных средств, ±Дсос Достаточность функционирующего капитала, ±Дфк Достаточность общей величины источников, ±Дов Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации, S (Д) 2018 г. 57966 176185 158887 113466 84595 -118219 40668 154134 2019 г. 61160 329071 357717 156219 122917 -267911 89806 246025 -202814 -390828 -43927 69539 -33111 123108 S (0,0,1) S(0,0,1) Таким образом, в ООО «Перспектива» в течение 2018-2019 гг. с точки зрения источников формирования запасов и затрат наблюдается неустойчивое финансовое состояние, при котором организация зависит от заемных средств. Собственного капитала и долгосрочных кредитов не хватает для финансирования материальных средств и пополнение запасов идет за счет привлечения краткосрочных займов.
«Сущность и функции корпоративных финансов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 205 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot