Статистика в системе национальных счетов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 4: Статистика в системе национальных счетов
1. Основные понятия системы национальных счетов
Важнейшим направлением статистики является изучение экономики
как единой системы, в которой непрерывно осуществляется процесс
производства, распределения и потребления.
Система национальных счетов (СНС) – это основа национального
счетоводства, являющаяся макростатической моделью рыночной экономики,
на основе которой осуществляется
экономико-статистический анализ
результатов ее функционирования и оценки эффективности.
СНС разрабатывает Организация объединенных наций (ООН) и
другими
международными
организациями.
Россия
применяет
международную систему учета с 1993 года.
Основная задача СНС – предоставить описание явлений и процессов,
характеризующих экономическую жизнь страны, и проследить взаимосвязь
между ними.
СНС
обеспечивает
органы
государственного
управления
систематизированной информацией в упрощенной форме, но полной по
содержанию для формирования социально-экономической политики и
регулирования экономики.
Таким образом, суть СНС сводится к формированию показателей
развития экономики на различных стадиях воспроизводства и взаимной
увязке этих показателей. Каждой стадии воспроизводства соответствует
специальный счёт или группа счетов. Счета используются для регистрации
экономических
операций,
осуществляемых
институциональными
единицами, которые являются резидентами данной страны. Эти операции
отражаются между резидентами и нерезидентами
Резидент – это любое лицо, проживающие в данной стране более 1
года независимо от гражданства.
Институциональная единица – экономическая единица, которая от
собственного имени способна владеть активами, принимать обязательства,
заниматься экономической деятельностью и осуществлять операции с
другими единицами. Это – предприятия, учреждения, организации и
домашние хозяйства.
Все
институциональные
единицы
группируются
по
институциональным секторам. Классификация институциональных секторов
представлена в таблице. ( см. отдельный лист)
Национальные счета – это набор взаимосвязанных таблиц, имеющих
вид балансовых построений (ведомостей). Национальные счета аналогичны
бухгалтерским, по методу построения. Каждый счет представляет собой
баланс в виде двусторонней таблицы, в которой ресурсы отражаются на
одной стороне, а их использование – на другой.
Ниже приведена схема счета.
Таблица 2 – Схема счета
Использование
Ресурсы
Показатели (статьи) использования
Показатели (статьи) ресурсов
Сальдовая статья - итоги ресурсов
Итого использовано
Итого ресурсов
Итоги операций на каждой стороне счета балансируются с помощью
балансирующей статьи, которая является ресурсной статьей следующего
счета.
2.Система сводных национальных счетов и их взаимосвязь
Счета разрабатываются по видам экономической деятельности, по
секторам экономики, по территориям. В структуре СНС можно выделить
следующие группы счетов:
1. Набор счетов для пяти секторов национальной экономики и
консолидированные счета для экономики в целом, в том числе
счета текущих операций, счета накопления, баланс активов и
пассивов.
2. Счета для отраслей экономики.
3. Счета внешних операций – это счета для сектора «остальной мир».
4. Счета для отдельных видов экономических операций.
По экономике в целом СНС РФ включает следующие
консолидированные счета:
- счет производства;
- счет образования доходов;
- счет распределения первичных доходов;
- счет вторичного распределения доходов;
- счет использования располагаемого дохода;
- счет операции с капиталом;
- финансовый счет;
- счет товаров и услуг, (который является сводным счетом).
Построение этих счетов характеризует непрерывный процесс
производства, распределения и потребления. Поэтому, счета внутренней
экономики построены так, что балансирующая статья обеспечивает баланс
(равенство) его правой и левой частей. Рассчитывается балансирующая
статья как разность между объемами ресурсов и объемами использования,
отражается она в разделе «Использование» и является исходным показателем
раздела «Ресурсы» последующего счета. Так достигается увязка
(взаимосвязь) счетов между собой и образование СНС.
Схематично
взаимосвязь
счетов
представлена ниже. (см. отдельный лист).
внутренней
экономики
3. Основные макроэкономические показатели
Макроэкономические показатели – это показатели результатов
функционирования экономики в целом на макроуровне.
Разработка консолидированных счетов на основе СНС позволяет
получить важнейшие стоимостные макроэкономические показатели
(агрегаты),
характеризующие
различные
стадии
экономической
деятельности: производство товаров и услуг, образование и распределение
доходов и конечное использование.
Изучению стадии производства отводится основная роль в данной
системе. Производство в СНС характеризуется показателями:
- выпуска товаров и услуг (В);
- промежуточное потребление (ПП);
- валовая добавленная стоимость (ВДС);
- валовой внутренний продукт (ВВП).
3.1.Выпуск товаров и услуг (В) – суммарная стоимость товаров и
услуг за год в экономике, которые имеют рыночный и нерыночный
характер, полученных в результате производственной деятельности
единиц – резидентов экономики в отчетном периоде.
Валовой выпуск (ВВ) – это объем производства товаров и услуг в
стоимостном выражении в основных ценах.
Термин «валовая» означает, что показатель включает потребленную в
процессе производства стоимость основного капитала.
3.2. Промежуточное потребление (ПП) это стоимость товаров и
услуг, которые потребляются с целью производства других товаров и услуг.
В состав промежуточного потребления не входит амортизация и включаются
следующие элементы:
- материальные затраты ( продукты и материальные услуги);
- нематериальные услуги;
- командировочные расходы;
- другие элементы промежуточного потребления.
3.3. Валовая добавленная стоимость (ВДС) исчисляется на уровне
отрасли экономики как разность между выпуском товаров, услуг и
промежуточным потреблением.
ВДС = ВВ – ПП
Валовой выпуск и валовая добавленная стоимость в СНС оцениваются
в так называемых в «основных ценах». Это цены включающие субсидии на
продукты, но не включающие налоги на продукты.
Субсидии – это текущие, не комплексные выплаты из федерального
бюджета предприятия при условии производства ими определенного вида
продукции или услуг.
Налоги на продукты – включают платежи, размер которых напрямую
зависит от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг.
Например: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы и др.
3.4. Валовой внутренний продукт (ВВП) является обобщающим
макроэкономическим показателем стоимости конечных товаров и услуг,
созданным в результате производственной деятельности институциональных
единиц. Определяется в ценах конечного потребления.
Валовой внутренний продукт является центральным показателем
уровня развития экономики и характеризует:
- тенденцию развития экономики;
- уровень жизни населения;
- уровень общественной производительности труда.
4. Методы расчета объема валового внутреннего продукта
Валовой внутренний продукт может быть определен на разных стадиях
воспроизводственного цикла соответствующими методами:
- производственным метод;
- распределительным метод;
- метод конечного использования.
Каждый метод исчисления имеет самостоятельное значение в
экономическом анализе.
4.1. Производственный метод позволяет рассчитать ВВП на стадии
производства и отразить отраслевую структуру и характер развития
экономики. Рассчитывается как:
ВВП =( ВВ – ПП) + ЧНП + ЧНИ,
(или ВВП=ВВ+ЧН/ - ПП где ЧН/ − чистые налоги на продукты и импорт)
где (ВВ- ПП)=ВДС,
ЧНП и ЧНИ – это чистые налоги на продукты и импорт. Термин «чистые»
означает, что налоги показаны за вычетом субсидий.
4.2. Распределительный метод позволяет рассчитать ВВП на стадии
распределения и отражает состав и структуру доходов. Рассчитывается так:
ВВП = ОТ + ЧНПиИ + ВПЭ + ВСД
где ОТ – оплата труда наемных работников
ЧНПиИ – чистые налоги на производство и импорт;
ВСД – валовые смешанные доходы
ВПЭ – валовая прибыль экономики – представляет собой часть добавленной
стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов на
оплату труда наемным работникам и чистых налогов на производство и
импорт.
4.3. Метод конечного использования позволяет определить вклад
результатов труда данного года в увеличение национального богатства
(валового сбережения). Рассчитывается так:
ВВП = КП + ВНК + ЧЭ
где КП – конечное потребление;
ВНК – валовое накопление капитала;
ЧЭ – чистый экспорт – это разница между экспортом и импортом, таким
образом,
ЧЭ = Э - И
Для оценки качества расчетов ВВП и других показателей различными
методами используют специфический показатель – статистическое
расхождение между произведенным и использованным ВВП. Валовой
внутренний продукт, скорректированный на инфляцию, называется реальным
ВВП.
Для корректировки используется индекс-дефлятор ВВП – это
отношение ВВП, исчисленное в текущих ценах, к объему ВВП, исчисленного
в сопоставимых ценах предыдущего периода.
Дефлятор ВВП в России, как и большинстве стран, определяется с
помощью агрегатной формулы Пааше
ДВВП =
∑ 𝒑𝟏 𝒒𝟏
∑ 𝒑𝟎𝒒𝟏
=
Номинальный ВВП
Реальный ВВП
где∑ 𝑝1 𝑞1 - ВВП анализируемого периода;
Где ∑ 𝑝0𝑞1 - ВВП в ценах базисного периода (предыдущего периода).
Дополнительно
Работы по обновлению и совершенствованию расчетов важнейших
макроэкономических показателей СНС
находятся под пристальным
вниманием зарубежных и отечественных статистических служб. В
настоящее время Статистическая комиссия ООН утвердила обновленную
версию СНС под названием «Система национальных счетов – 2008».
Спустя 16 лет (с марта 2009 г.) третья версия международного
стандарта по национальному счетоводству (СНС 1993 г.) реконструирована в
четвертую под названием "Система национальных счетов - 2008". Можно
говорить об ООН-ском стандарте "четвертого поколения". Обновление
международного стандарта по СНС, как и других международных
статистических стандартов, - объективная необходимость. "Методология
статистики в мире сейчас бурно развивается под влиянием глобализации
мировой экономики и внедрения быстро прогрессирующих компьютеров,
средств связи и сети Интернета. Все еще много нерешенных вопросов
сопоставимости показателей из-за разного законодательства стран и
условий работы органов статистики. Требуется углубление анализа и
предупреждающая информация".