Статистика государственных финансов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Оглавление
2. Статистика государственных финансов 2
2.1. Организация и информационные источники статистики государственных финансов 2
2.2. Бюджетная классификация как основа статистики государственных финансов 4
2.3. Статистика налогов и налогообложения 12
2.4. Статистика бюджета 12
2.5. Статистика государственных внебюджетных фондов 12
2. Статистика государственных финансов
2.1. Организация и информационные источники статистики государственных финансов
Статистика государственных финансов (СГФ) включает в себя статистику бюджетов (федерального, субъектов Федерации, местных бюджетов), государственных внебюджетных фондов, государственный кредит, финансы государственных организаций, а также статистику налогов и налоговой системы.
Статистическое изучение государственных финансов должно обеспечить комплексную характеристику деятельности сектора государственного управления, влияния налогово-бюджетной политики, тарифной системы и мер социальной защиты на экономику страны.
Статистические данные, представленные в СГФ, отражают потоки (операции и другие экономические потоки) и запасы. Учет экономических операций в СГФ может проводиться по следующим методам: метод начислений, метод учета на основе наступлений платежа, метод учета на основе обязательств, кассовый метод. В СГФ метод начислений находит наибольшее применение, так как отражает все потоки ресурсов и, таким образом, дает наиболее полную оценку макроэкономического влияния налогово-бюджетной политики органов государственного управления.
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ является органом, ответственным за предоставление информации о состоянии государственных и муниципальных финансов.
По характеру предоставляемой информации в настоящее время можно выделить два основных ее вида:
информация, составляемая и предоставляемая в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
информация, составляемая по правилам руководства Международного валютного фонда по статистике государственных финансов 2001 г.
Информация, составляемая и предоставляемая в соответствии с бюджетным законодательством РФ, формируется каждым бюджетом бюджетной системы РФ самостоятельно. При этом информация о состоянии местных бюджетов аккумулируется на уровне субъекта РФ, консолидируется с данными о состоянии субъекта РФ и предоставляется в Федеральное казначейство в виде ежемесячного либо годового отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ.
Федеральное казначейство РФ составляет отчет об исполнении федерального бюджета.
После выверки указанных отчетов, исключения всех взаимных потоков Федеральное казначейство РФ составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и вместе с отчетом об исполнении федерального бюджета представляет их в Минфин России.
При этом Минфин России, получив указанную информацию, проводит анализ показателей и представляет ее в Правительство РФ, а также осуществляет ее публикацию.
Для успешного выполнения указанных функций Минфин России Устанавливает правила ведения бюджетного учета, формирования бюджетной отчетности и сроки ее представления в Минфин России.
В то же время органы исполнительной власти, организующие исполнение соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, вправе самостоятельно осуществлять публикацию сведений об исполнении бюджетов.
Бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов также являются бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и входят в состав сектора государственного управления, однако они не представляют отчетность в Федеральное казначейство. Отчетность государственных внебюджетных фондов представляется в Федеральную службу государственной статистики РФ, которая предоставляет указанную информацию Минфину России.
В связи с участием России в международных финансовых организациях возникла необходимость представления отчетности по международным стандартам.
В настоящее время Федеральное казначейство является органом, ответственным за составление данных по статистике государственных финансов в соответствии с методологией Международного валютного фонда.
На основании данных об исполнении федерального бюджета составляется ежемесячный Отчет по финансовой статистике, содержащий только данные по кассовым потокам. Он подлежит публикации в ежемесячном издании Международного валютного фонда 1п1етатлопа1 Ртапс1а1 8т.атл8тлс8. Указанный отчет является источником оперативной информации о состоянии государственных финансов Российской Федерации.
Вместе с тем ежегодно на основании данных, полученных от субъектов РФ, от государственных внебюджетных фондов и данных по исполнению федерального бюджета, Федеральным казначейством составляется Отчет по статистике государственных финансов, который основан на Руководстве по статистике государственных финансов 2001 г. и включает в себя показатели активов, обязательств, финансового результата, а также все операции сектора государственного управления. Отчет по статистике государственных финансов подлежит опубликованию в ежегодном сборнике Международного валютного фонда по статистике государственных финансов.
В настоящее время информация, касающаяся состояния государственных финансов Российской Федерации, публикуется на сайте Министерства финансов РФ по адресу \у\у\у.тгпГт.ги.
При этом Министерство финансов РФ предоставляет Федеральной службе государственной статистики показатели, необходимые для составления национальных счетов.
2.2. Бюджетная классификация как основа статистики государственных финансов
Глава 4. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БК РФ)
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает в себя следующие классификации:
1) классификацию доходов бюджетов;
2) классификацию расходов бюджетов;
3) классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
4) классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).
1 Классификация доходов бюджетов раскрыта в статье 20 БК РФ;
1. Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:
1) кода главного администратора доходов бюджета;
2) кода вида доходов;
3) кода подвида доходов;
2. Перечень главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете. Например
Приложение 5 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2016 год"
ПЕРЕЧЕНЬ ГЛАВНЫХ АДМИНИСТРАТОРОВ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Код бюджетной классификации Российской Федерации
Наименование главного администратора доходов федерального бюджета
главного администратора доходов
доходов федерального бюджета
1
2
3
007
Федеральное агентство научных организаций
020
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
020
1 14 02015 01 0000 410
Доходы от реализации продуктов утилизации вооружения, военной техники и боеприпасов (в части реализации основных средств по указанному имуществу)
020
1 14 02015 01 0000 440
Доходы от реализации продуктов утилизации вооружения, военной техники и боеприпасов (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)
3. Код вида доходов включает:
группу, подгруппу,
статью, подстатью
элемент дохода.
4. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
1) налоговые и неналоговые доходы:
налоги на прибыль, доходы;
налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
налоги на совокупный доход;
налоги на имущество;
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
государственная пошлина;
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
страховые взносы на обязательное социальное страхование;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
платежи при пользовании природными ресурсами;
доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
административные платежи и сборы;
штрафы, санкции, возмещение ущерба;
поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
прочие неналоговые доходы;
2) безвозмездные поступления:
безвозмездные поступления от нерезидентов;
безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
прочие безвозмездные поступления.
5. Доходы, указанные в абзацах втором, четвертом - десятом подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются налоговыми доходами бюджетов. Доходы, указанные в абзацах одиннадцатом - двадцать втором подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются неналоговыми доходами бюджетов.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
6. Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 1 июля 2013 г. N 65н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7. Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
8. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементами доходов являются:
1) федеральный бюджет;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации;
3) бюджеты муниципальных районов;
4) бюджеты городских округов;
4.1) бюджеты городских округов с внутригородским делением;
5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
6) бюджеты городских поселений;
6.1) бюджеты сельских поселений;
6.2) бюджеты внутригородских районов;
7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
9. Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов.
Министерство финансов Российской Федерации утверждает:
общие требования к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.
Финансовый орган субъекта Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
Финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
Классификация расходов бюджетов
1. Код классификации расходов бюджетов состоит из:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
2. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
3. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
1) общегосударственные вопросы:
функционирование Президента Российской Федерации;
и т.д. см бюджеты
Перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
РАЗДЕЛОВ И ПОДРАЗДЕЛОВ КЛАССИФИКАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ
Код
Наименование раздела, подраздела
0100
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ
0101
Функционирование Президента Российской Федерации
0102
Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Код
Наименование показателя
100
Доходы
110
Налоговые доходы
120
Доходы от собственности
….
300
Поступление нефинансовых активов
310
Увеличение стоимости основных средств
320
Увеличение стоимости нематериальных активов
330
Увеличение стоимости непроизведенных активов
340
Увеличение стоимости материальных запасов
Целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами, не включенными в государственные (муниципальные) программы направлениями деятельности органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета (в целях настоящего Кодекса - непрограммные направления деятельности), и (или) расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Каждому публичному нормативному обязательству, межбюджетному трансферту, обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), присваиваются уникальные коды целевых статей расходов соответствующего бюджета.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 310-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов устанавливаются финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.
Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливаются соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации.
5. Код вида расходов включает группу, подгруппу и элемент вида расходов.
6. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются:
1) группа "Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами":
подгруппа "Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений";
подгруппа "Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов";
подгруппа "Расходы на выплаты персоналу в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны";
подгруппа "Расходы на выплаты персоналу государственных внебюджетных фондов";
2) группа "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд":
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)
подгруппа "Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества";
подгруппа "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны";
подгруппа "Закупка товаров, работ и услуг в целях формирования государственного материального резерва";
подгруппа "Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд";
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)
…………………..
ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ (ГРУПП, ПОДГРУПП, ЭЛЕМЕНТОВ) РАСХОДОВ КЛАССИФИКАЦИИ
РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ
Код
Наименование вида расходов
100
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами
110
Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений
111
Фонд оплаты труда учреждений
……
242
….
Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий
243
Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества
244
Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд
7. Перечень единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементов видов расходов классификации расходов бюджетов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
(п. 7 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
8. Министерство финансов Российской Федерации утверждает общие требования к порядку формирования перечня кодов элементов видов расходов классификации расходов бюджетов при дополнительной детализации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Структура кода классификации доходов бюджетов
Код главного администратора доходов бюджета
Код вида доходов бюджетов
Код подвида доходов бюджетов
группа доходов
подгруппа доходов
статья доходов
подстатья доходов
элемент доходов
группа подвида доходов бюджетов
аналитическая группа подвида доходов бюджетов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1
5
7
1
1
6
9
4
4
6
1
4
Бюдж. Гор. округа
кбк 15711690040046000140
октМо 78701000
«Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов».
1 16 90040 04 6000 140
Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)