Сравнительная характеристика региональной экономической политики РФ и КНР: приграничное и межрегиональное сотрудничество
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция. Тема 4. Сравнительная характеристика региональной экономической политики РФ и КНР: приграничное и межрегиональное сотрудничество
Понятия
В условиях интеграции России в мировую экономику приграничным регионам отводится роль одного из авангардов международного сотрудничества. Развитие внешнеэкономических связей приграничных регионов должно компенсировать их удаленность от главных экономические центров страны, повысить их рыночную конкурентоспособность. Вместе с тем приграничные регионы не должны превращаться в экономические эксклавы, а должны поддерживать активные экономические связи с внутренними регионами. Китай оптимальный зарубежный партнер в решении Россией стратегической задачи подъема Сибири и Дальнего Востока.
Во-первых, только ориентация на динамично развивающийся китайский рынок позволит сделать экономически эффективной разработку природных ресурсов этих территорий, которая требует крупных капиталовложений и длительных сроков.
Во-вторых, подъем Сибири и Дальнего Востока отвечает интересам Китая, поскольку способствует решению задачи возрождения старой промышленной базы в соседних с Россией северо-восточных провинциях страны и улучшению ресурсного обеспечения экономики КНР в целом. Наконец, заметный рост торговли с Китаем, благодаря «демонстрационному эффекту», косвенно будет содействовать активизации торгово-экономических связей России с Японией и Республикой Корея. Во внешнеэкономической стратегии Пекина России отводится весьма важное место, прежде всего как крупному поставщику энергоносителей и сырья и рынку сбыта китайских товаров, включая технически все более сложные изделия машиностроения и электроники.
В межрегиональном сотрудничестве между Россией и Китаем существует ряд факторов, способствующих его развитию во всех сферах.
Во-первых, прочные политические связи. В октябре 2001 года руководители обеих стран одобрили «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой», способствующие дальнейшему укреплению стратегического партнерства между двумя странами. В 2007 году подписана совместная декларация, о согласованном развитии Дальнего Востока России с северо-восточными регионами КНР со старой промышленной базой. Далее. «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востоком КНР (2009-2018 годы)».
Во-вторых, географические преимущества. Наличие общих границ между двумя странами и единой транспортной и информационной сети, включающей в себя автомобильные дороги, железные дороги, аэропорты, порты, а также электро- и телекоммуникации, позволяющие значительно облегчить транспортировку товаров между Россией и Китаем.
В-третьих, геостратегические преимущества в АТР и глобальном экономическом пространстве.
Традиционно к приграничным территориям относят четыре субъекта Российской Федерации на Дальнем Востоке России – Амурскую область, Еврейскую автономную область, Приморский и Хабаровский края, и три китайских провинции на Северо-Востоке страны – Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин.
В более широком смысле, термин «приграничное сотрудничество» можно распространить и на территории, соседствующие с названными, имея в виду их роль в китайско-российском взаимодействии. Это - Автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ) в Китае, а также Красноярский край, Кемеровская и Иркутская области Сибирского федерального округа России.
«Приграничный регион» подразумевает то, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются барьерная, фильтрующая, контактная.
В Китае понятие «приграничная территория» определяется как 20-километровая зона в глубь от границы, если речь идет о сотрудничестве России и Китая на основе более четкого институционального и территориального определения данной категории.
Российское приграничье на современном этапе развития включает следующие зоны: Норвежско-финляндское; Балтийское, Белорусское, Украинское, Северо-Кавказское, Казахстанское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное. Восточно-Сибирское и Дальневосточное приграничье.
Выделяются три уровня приграничья: макроуровень, мезоуровень и микроуровень. Макроуровень – это все субъекты Федерации, имеющие выход к государственным границам. Мезоуровень приграничья – это административные районы в составе субъектов Федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Микроуровень – это приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу.
Типы приграничных регионов:
(1) отчужденные трансграничные регионы (Республики Северного Кавказа (за исключением Дагестана);
(2) сосуществующее приграничье (Дагестан; области на границах с Монголией и Китаем);
(3) взаимозависимое трансграничье (регионы на границах со странами СНГ и ЕС, тенденция в этом направлении имеется у областей, близлежащих с Китаем);
(4) интегрированные приграничные регионы пока отсутствующие, хотя соответствующие условия имеются у всех регионов на рубежах с государствами СНГ, в наибольшей мере – у Смоленской области.
В Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 года № 196-р, понятие «приграничная территория Российской Федерации» включает в себя пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря, где установлены пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу РФ, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе РФ, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска».
Приграничное сотрудничество.
Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации. Раздел 1. Общие положения: приграничное сотрудничество определено как «согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия РФ и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышение благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами».
Приграничная территория включает в себя пограничную зону, а также территории административных районов и городов, других территорий, прилегающих к государственной границе Российской Федерации.
В Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации от 9 февраля 2001 года, № 196-р. помимо этого обозначены основные участники, а также закреплены полномочия органов исполнительной власти на разных уровнях их реализации.
Основными принципами приграничного сотрудничества согласно Концепции приграничного сотрудничества Российской Федерации являются следующие положения:
- взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности других государств;
- мирное разрешение приграничных споров;
- взаимное уважение законодательства государств, осуществляющих приграничное сотрудничество, а также соответствующих международных договоров;
- обеспечение интересов России в приграничном сотрудничестве;
- не нанесение ущерба экономическим и иным интересам государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;
- учет особенностей приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, в том числе их разнородности, характера межгосударственных отношений и исторически сложившихся связей с сопредельными государствами, природно-ресурсных, социально-экономических, градостроительных, транспортных условий развития приграничной территории, а также характера угрозы национальной безопасности Российской Федерации на приграничной территории;
- соблюдение Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 года.
В данном документе ставится ряд задач развития приграничного сотрудничества:
- создание обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства между органами власти, деловыми кругами и населением приграничной территории Российской Федерации и органами власти, деловыми кругами и населением приграничных территорий сопредельных государств;
- развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельных государств;
- содействие взаимопониманию и дружбе между народами, населяющими приграничные территории Российской Федерации и сопредельных государств;
- упрощение взаимного общения заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными границами, поддержка соотечественников за рубежом, проживающих на приграничной территории;
- совместное создание и эффективное развитие экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях;
- совместное решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, гуманитарных и других проблем приграничных территорий;
- обеспечение поддержки органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления российских организаций, участвующих в обустройстве приграничной территории и решении задач развития приграничного сотрудничества;
- создание условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через приграничную территорию Российской Федерации, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов, терминалов и т.д.;
- повышение эффективности использования производственной и социальной базы приграничной территории;
- осуществление согласованной градостроительной политики на приграничной территории;
- создание условий для интеграции систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сопредельных государств с целью повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия;
- создание условий, способствующих прекращению оттока населения из стратегически важной и малонаселенной приграничной территории;
- противодействие в установленном законодательством Российской Федерации порядке проявлениям национализма, шовинизма, этнического и религиозного сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории;
- содействие реализации российской внутренней и внешней политики, обеспечению национальных интересов и национальной безопасности на государственной границе Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими правонарушениями.
В Федеральном законе «О приграничном сотрудничестве» (проект 66064-5) приграничное сотрудничество определяется как составная часть международных и внешнеэкономических связей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, представляющее собой согласованную с партнерами из сопредельных государств деятельность, направленную на социально-экономическое развитие территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации, повышение благосостояния населения этих территорий, укрепление взаимовыгодных и дружественных связей приграничный субъектов РФ и приграничных муниципальных образований с субъектами сопредельных федеративных государств и с административно-территориальными образованиями сопредельных государств.
Для определения и сопоставления категорий обратимся к «Европейской рамочной конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей». Документ определяет приграничное сотрудничество широко – как любые согласованные действия, направленные на усиление и поощрение отношений между соседними территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией двух и более договаривающихся сторон, а также заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения вышеуказанных целей.
Приграничное сотрудничество представляет собой сотрудничество между непосредственно прилегающими к государственной границе местными властями, направленное на решение узкого круга специфических проблем приграничных территорий. Такая форма сотрудничества не нуждается в создании специальных институтов, координирующих данную деятельность. Она может основываться на формальных (на основе соглашений о сотрудничестве между муниципалитетами или другими местными акторами), так и на неформальных контактах. В принципе организованные и согласованные визиты различных групп населения (от школьников и творческих коллективов до представителей местных администраций) в соседние приграничные муниципалитеты или коммуны является достаточным признаком приграничного сотрудничества). Естественно, приграничные контакты, которые являются основой приграничного сотрудничества и зачастую имеют исторические корни, могут развиваться в самых различных сферах в зависимости от того какие общие интересы и потребности существуют у местных сообществ по разные стороны границы.
Выделяют 3 типа приграничного сотрудничества: европейский, постсоветский, азиатский. Нас интересует азиатский тип, в частности российско-китайское сотрудничество.
Азиатский тип характерен для регионов России, пограничных с Китаем и Монголией. Специфическая особенность азиатского типа приграничного сотрудничества – взаимодействие территорий, относящихся к разным культурно-цивилизационным системам, что создает дополнительные препятствия и угрозы для расширения взаимовыгодного сотрудничества.
Трансграничное сотрудничество.
В условиях ускоряющихся процессов регионализации и интеграции особую актуальность приобретает трансграничное сотрудничество, которое способствует интенсификации политических, экономических и социокультурных связей между регионами государств.
Родственным понятием приграничному сотрудничеству является понятие «трансграничное сотрудничество». Трансграничное сотрудничество - специфическая сфера политической, внешнеэкономической, культурно-образовательной, экологической и подобных видов внешних отношений государств, осуществляемую на уровне приграничных регионов и охватывающую все их формы, отличающуюся возможностями и потребностью во все более активном их использовании, а также рядом особенностей: наличием границы и потребностью в ее обустройстве, общим пользованием ресурсов природы и разрешением возникающих проблем безопасности, более разносторонним взаимным общением населения сопредельных государств и индивидуальными связями людей, намного высшей нагрузкой на инфраструктуру (связь, дороги, инфраструктура придорожья, сфера обслуживания).
Таблица 1. Основные различия приграничного и трансграничного сотрудничества
Критерий
Приграничное сотрудничество
Трансграничное сотрудничество
Зона охвата
Приграничные местные сообщества
Приграничные (и соседние с ними) регионы
Основные акторы
Местные администрации
Региональные и местные власти, третий сектор, бизнес-сообщество
Полномочия
Ограничены вопросами местного развития
Включают проблемы
регионального развития
Направления сотрудничества
Проблемы и возможности, связанные с приграничным положением
Все сферы, включаемые в понятие «low politics»
Цели
Социально-культурное развитие
«Мягкая безопасность», экономическое развитие, большая независимость от центра
Нормативно-правовая
База
Не обязательна
Соглашения о сотрудничестве, совместные программы развития
Институциональная
Организация
Не обязательна
Трансграничный регион
Инструменты
Официальные и неофициальные контакты
Парадипломатия
Трансграничные регионы – более широкое понятие.
В группе трансграничных регионов (входят в состав международных регионов) выделяется особая группа - прибрежные регионы, то есть те регионы, которые имеют внешнюю границу с другими государствами, проходящую по морю (например, Краснодарский край, граничащий по Черному морю с Турцией) или имеющими выход в Мировой океан (например, Камчатская область на Дальнем востоке России).
Понятие прибрежный регион.
С пространственно-территориальной точки зрения прибрежные регионы характеризуются двойственным положением, что определяет их трансграничность:
- они включены в единое национальное экономическое пространство и являются подсистемой национальной экономики;
- они испытывают существенное влияние внешних, экзогенных, для страны факторов, имеющих происхождение в глобальном пространстве.
В Российской федерации 22 прибрежных регионов: Республика Карелия, Приморский край, Магаданская область, Корякский АО, Чукотский АО, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Астраханская область, Республика Саха-Якутия, Краснодарский край, Архангельская область, Камчатская область, Ленинградская область, Сахалинская область, Ненецкий АО, Красноярский край, Хабаровский край, Ростовская область, Калининградская область, Мурманская область, Санкт-Петербург. По площади приморские субъекты Российской Федерации составляют 54,2% территории страны. На территории приморских субъектов Российской Федерации (то есть тех, которые имеют выход к морю) проживает 22,5% населения страны.В результате присоединения к РФ новых субъектов - Республики Крым и г.Севастополя – количество прибрежных регионов составляет 24.
Государственное регулирование приграничного сотрудничества России и Китая
Китай является главным внешнеэкономическим партнером по развитию Дальнего Востока России, объем инвестиций в территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток по уже действующим проектам — 3,5 млрд долл., в портфеле еще находится около 30 млрд долл.»
Документы КНР, касающиеся развития приграничного и межрегионального сотрудничества с РФ
Инициатором российско-китайского сотрудничества в приграничных регионах является Китай, его активная позиция основывается на документах, принятых Госсоветом КНР, в частности: «Уведомление Госсовета КНР по вопросам приграничной торговли» № 2 от 3 января 1996 г.; «Положение о торговле с пересечением границы для жителей приграничных регионов» № 42-1996 г.; «Дополнительные положения о дальнейшем развитии приграничной торговли» № 844-1998 г. и договоры с властями приграничных территорий сопредельных стран.
Совместные документы, касающиеся развития приграничного и межрегионального сотрудничества
(1)Для развития российско-китайского приграничного сотрудничества большое значение имели совместная декларация об основных направлениях развития сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской народной республикой и межправительственное соглашение «О режиме российско-китайской границы» от 1994 г.
(2)В ноябре 1997 г. подписано «Соглашение о принципах сотрудничества между администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерацией и местными правительствами китайских провинций».
(3)В январе 1998 г. был создан Российско-китайский координационный совет по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству.
Базовым документом российско-китайского межрегионального и приграничного сотрудничества документом, является Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009–2018 гг.), утвержденная главами двух государств в сентябре 2009 г.
С 2009 г. по сентябрь 2014 г. координацию реализации Программы с российской стороны осуществляло Министерство регионального развития РФ. С сентября 2014 г. российская сторона представлена Министерством экономического развития.
Со стороны КНР регулирующей структурой выступает Государственный комитет КНР по развитию и реформе, в частности Департамент возрождения северо-востока Китая.
В течение первых трех лет китайская сторона уделяла незначительное внимание исполнению Программы: из 40 проектов китайские инвесторы не заинтересованы в реализации 29 (72,5 %).
Вместе с тем, в августе 2014 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании в области межрегионального и приграничного сотрудничества между Министерством регионального развития Российской Федерации и Государственным комитетом Китайской Народной Республики по развитию и реформам. В сентябре 2015 г. – Меморандум о взаимопонимании в области межрегионального и приграничного сотрудничества между Министерством экономического развития Российской Федерации и Государственным комитетом по развитию и реформе Китайской Народной Республики
Цель: обеспечение устойчивого социально-экономического развития регионов двух государств.
Наиболее востребованные российской стороной сферы: строительство транспортной инфраструктуры, в том числе высокоскоростных железных дорог, энергетика, добыча полезных ископаемых, лесная и обрабатывающая промышленность, сфера услуг».
В 2015 г. создан Совет сотрудничества между регионами северо-востока Китая и Дальнего Востока России с целью обновления модели сотрудничества.
Роль Китая: (1)инвестировать в свободный порт Владивосток и ТОР; (2)создать несколько «исключительных образцово-показательных районов сотрудничества»; (3)расширить каналы финансирования в экономику Дальнего Востока.
Интересы КНР: развитие морских портов и логистики, глубокая переработка ресурсов, переработка сельхозпродукции, НИОКР, строительство туристической инфраструктуры, строительство транспортной инфраструктуры; устранение барьеров сотрудничества.
Совместные проекты: развитие Северного морского пути, транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», привлечение китайских инвесторов в дальневосточные ТОРы и Свободный порт Владивосток, развитие сельского хозяйства.
В 2016 г. учрежден Российско-китайский фонда агропромышленного развития (РКФАР)
Ключевая цель Фонда развитие экспортоориентированных сельскохозяйственных проектов на Дальнем Востоке России с привлечением доступного долгосрочного финансирования из АТР. На поддержку РКФАР смогут рассчитывать операторы эффективных сельскохозяйственных проектов на Дальнем Востоке в сферах производства, переработки и реализации аграрной продукции (включая растениеводство, животноводство, аквакультуру), развития агропромышленной инфраструктуры.
Обязательным условием является использование современных аграрных технологий, обеспечивающих не истощительную эксплуатацию сельхозземель. Данные компании будут привлекать российскую рабочую силу в объеме не менее 80%. В реализацию проектов также могут быть привлечены иностранные работники, но их численность не должна превышать 20 %. В апреле 2016 г. подписано Акционерное соглашение о создании Российско-китайского фонда агропромышленного развития на Дальнем Востоке – юридически обязывающее соглашение и ключевой шаг для начала практической работы агрофонда уже в ближайшее время Согласно подписанному документу капитал Фонда составит до 10 млрд. долл., на первом этапе – 13 млрд. рублей. На всех этапах 90 % капитала формируют китайские инвесторы, 10% – российские. При этом Фонд развития Дальнего Востока получит 51% в управляющей компании РКФАР.
В апреле 2016 г. в рамках Российско-китайского финансового совета было подписано Рамочное соглашение о финансовом сотрудничестве в области развития Сибири и Дальнего Востока России. С российской стороны документ подписали Дальневосточный Банк ПАО Сбербанк, Байкальский Банк ПАО Сбербанк, Азиатско-Тихоокеанский банк, Фонд развития Дальнего Востока и Забайкальского региона; с китайской стороны – банк Харбина, банк Чунцина, банк Даляня, банк Внутренней Монголии, банк Хайнаня.
Цель соглашения: (1)наращивание взаиморасчетов в национальных валютах; (2)увеличение объемов торгового финансирования; (2)расширение списка инвестиционных проектов Сибири и Дальнего Востока. Сферы экономической деятельности: строительство инфраструктуры; добыча полезных ископаемых; генерация электроэнергии; строительство промышленных парков; развитие лесо-, агро-и рыбопромышленных комплексов.
Таким образом, нормативную базу российско-китайского приграничного и межрегионального взаимодействия составляют: Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009–2018 гг.); два Меморандума о взаимопонимании в области межрегионального и приграничного сотрудничества; Меморандум о взаимопонимании по укреплению российско-китайского регионального, производственного и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке.
Механизм реализации межрегионального сотрудничества регулируется МинЭк, Министерством регионального развития, Министерством по развитию Дальнего Востока с российской стороны, и Государственным комитетом КНР по развитию и реформам со стороны Китая. Кроме того, создан Совет сотрудничества между регионами северо-востока Китая и Дальнего Востока России.
Межрегиональное взаимодействие
Примером российско-китайского межрегионального взаимодействия, начиная с 2012 г. является двусторонний механизм сотрудничества между Приволжским федеральным округом и регионами верхнего, среднего течения реки Янцзы. В 2016 г. он получил статус Совета по сотрудничеству регионов Приволжского федерального округа Российской Федерации и верхнего, среднего течения реки Янцзы (Совет по межрегиональному сотрудничеству «Волга—Янцзы»). Механизм межрегионального взаимодействия «Волга-Янцзы» охватывал 14 субъектов Приволжского федерального округа и 6 регионов верхнего, среднего течения реки Янцзы (провинции Аньхой, Сычуань, Хубэй, Хунань, Цзянси и город центрального подчинения Чунцин). Формат - «круглый стола» руководителей регионов под председательством полномочного представителя президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В. Бабича и члена Госсовета КНР Ян Цзечи. Сферы взаимодействия: сельское хозяйство; производство оборудования, строительных материалов и продуктов питания; сооружения коммерческой и жилой недвижимости; химической промышленности; туризма.
-В 2015 г. был создан Совет сотрудничества между регионами Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая. Миссия Совета заключается в расширении кооперации в сфере инвестиций, логистики, освоении ресурсов, в переработке сельхозпродукции и модернизации транспортной инфраструктуры.
Еще один инструмент для взаимовыгодного взаимодействия работа Совета по межрегиональному сотрудничеству в рамках обновленной структуры Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. В июле 2017 г. в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву лидеры России и Китая договорились, используя опыт сотрудничества в рамках вышеуказанных межправительственных механизмов, «расширять охват и сферы межрегионального взаимодействия; содействовать реализации значимых проектов двустороннего сотрудничества, в том числе с использованием механизма Российско-китайского инвестиционного фонда по развитию регионального сотрудничества; создать механизм сотрудничества по развитию острова Большой Уссурийский (Хэйсяцзыдао), включая природоохранные мероприятия».
Государственное регулирование приграничного сотрудничества России и Китая
Китай является главным внешнеэкономическим партнером по развитию Дальнего Востока России, объем инвестиций в территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток по уже действующим проектам — 3,5 млрд долл., в портфеле еще находится около 30 млрд долл.»
Документы КНР, касающиеся развития приграничного и межрегионального сотрудничества с РФ
Инициатором российско-китайского сотрудничества в приграничных регионах является Китай, его активная позиция основывается на документах, принятых Госсоветом КНР, в частности: «Уведомление Госсовета КНР по вопросам приграничной торговли» № 2 от 3 января 1996 г.; «Положение о торговле с пересечением границы для жителей приграничных регионов» № 42-1996 г.; «Дополнительные положения о дальнейшем развитии приграничной торговли» № 844-1998 г. и договоры с властями приграничных территорий сопредельных стран.
Совместные документы, касающиеся развития приграничного и межрегионального сотрудничества
(1)Для развития российско-китайского приграничного сотрудничества большое значение имели совместная декларация об основных направлениях развития сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской народной республикой и межправительственное соглашение «О режиме российско-китайской границы» от 1994 г.
(2)В ноябре 1997 г. подписано «Соглашение о принципах сотрудничества между администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерацией и местными правительствами китайских провинций».
(3)В январе 1998 г. был создан Российско-китайский координационный совет по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству.
Базовым документом российско-китайского межрегионального и приграничного сотрудничества документом, является Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009–2018 гг.), утвержденная главами двух государств в сентябре 2009 г.
С 2009 г. по сентябрь 2014 г. координацию реализации Программы с российской стороны осуществляло Министерство регионального развития РФ. С сентября 2014 г. российская сторона представлена Министерством экономического развития.
Со стороны КНР регулирующей структурой выступает Государственный комитет КНР по развитию и реформе, в частности Департамент возрождения северо-востока Китая.
В течение первых трех лет китайская сторона уделяла незначительное внимание исполнению Программы: из 40 проектов китайские инвесторы не заинтересованы в реализации 29 (72,5 %).
Вместе с тем, в августе 2014 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании в области межрегионального и приграничного сотрудничества между Министерством регионального развития Российской Федерации и Государственным комитетом Китайской Народной Республики по развитию и реформам. В сентябре 2015 г. – Меморандум о взаимопонимании в области межрегионального и приграничного сотрудничества между Министерством экономического развития Российской Федерации и Государственным комитетом по развитию и реформе Китайской Народной Республики
Цель: обеспечение устойчивого социально-экономического развития регионов двух государств.
Наиболее востребованные российской стороной сферы: строительство транспортной инфраструктуры, в том числе высокоскоростных железных дорог, энергетика, добыча полезных ископаемых, лесная и обрабатывающая промышленность, сфера услуг».
В 2015 г. создан Совет сотрудничества между регионами северо-востока Китая и Дальнего Востока России с целью обновления модели сотрудничества.
Роль Китая: (1)инвестировать в свободный порт Владивосток и ТОР; (2)создать несколько «исключительных образцово-показательных районов сотрудничества»; (3)расширить каналы финансирования в экономику Дальнего Востока.
Интересы КНР: развитие морских портов и логистики, глубокая переработка ресурсов, переработка сельхозпродукции, НИОКР, строительство туристической инфраструктуры, строительство транспортной инфраструктуры; устранение барьеров сотрудничества.
Совместные проекты: развитие Северного морского пути, транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», привлечение китайских инвесторов в дальневосточные ТОРы и Свободный порт Владивосток, развитие сельского хозяйства.
В 2016 г. учрежден Российско-китайский фонда агропромышленного развития (РКФАР)
Ключевая цель Фонда развитие экспортоориентированных сельскохозяйственных проектов на Дальнем Востоке России с привлечением доступного долгосрочного финансирования из АТР. На поддержку РКФАР смогут рассчитывать операторы эффективных сельскохозяйственных проектов на Дальнем Востоке в сферах производства, переработки и реализации аграрной продукции (включая растениеводство, животноводство, аквакультуру), развития агропромышленной инфраструктуры.
Обязательным условием является использование современных аграрных технологий, обеспечивающих не истощительную эксплуатацию сельхозземель. Данные компании будут привлекать российскую рабочую силу в объеме не менее 80%. В реализацию проектов также могут быть привлечены иностранные работники, но их численность не должна превышать 20 %. В апреле 2016 г. подписано Акционерное соглашение о создании Российско-китайского фонда агропромышленного развития на Дальнем Востоке – юридически обязывающее соглашение и ключевой шаг для начала практической работы агрофонда уже в ближайшее время Согласно подписанному документу капитал Фонда составит до 10 млрд. долл., на первом этапе – 13 млрд. рублей. На всех этапах 90 % капитала формируют китайские инвесторы, 10% – российские. При этом Фонд развития Дальнего Востока получит 51% в управляющей компании РКФАР.
В апреле 2016 г. в рамках Российско-китайского финансового совета было подписано Рамочное соглашение о финансовом сотрудничестве в области развития Сибири и Дальнего Востока России. С российской стороны документ подписали Дальневосточный Банк ПАО Сбербанк, Байкальский Банк ПАО Сбербанк, Азиатско-Тихоокеанский банк, Фонд развития Дальнего Востока и Забайкальского региона; с китайской стороны – банк Харбина, банк Чунцина, банк Даляня, банк Внутренней Монголии, банк Хайнаня.
Цель соглашения: (1) наращивание взаиморасчетов в национальных валютах; (2) увеличение объемов торгового финансирования; (3) расширение списка инвестиционных проектов Сибири и Дальнего Востока. Сферы экономической деятельности: строительство инфраструктуры; добыча полезных ископаемых; генерация электроэнергии; строительство промышленных парков; развитие лесо-, агро-и рыбопромышленных комплексов.
Таким образом, нормативную базу российско-китайского приграничного и межрегионального взаимодействия составляют: Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009–2018 гг.); два Меморандума о взаимопонимании в области межрегионального и приграничного сотрудничества; Меморандум о взаимопонимании по укреплению российско-китайского регионального, производственного и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке.
Механизм реализации межрегионального сотрудничества регулируется МинЭк, Министерством регионального развития, Министерством по развитию Дальнего Востока с российской стороны, и Государственным комитетом КНР по развитию и реформам со стороны Китая. Кроме того, создан Совет сотрудничества между регионами северо-востока Китая и Дальнего Востока России.