Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теоретические основы международной торговли

  • 👀 575 просмотров
  • 📌 551 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теоретические основы международной торговли» pdf
Лекция 7. Теоретические основы международной торговли Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами или их представителями. Внешняя торговля – это совокупность экспортно-импортных операций отдельной страны. Это торговля одной страны с субъектами мирового хозяйства. Международная торговля является важной и исторически первой формой международных экономических отношений. В настоящее время в ней участвуют все субъекты мирового хозяйства. Основные факторы развития международной торговли: • международное разделение труда, специализация стран на производстве и торговле определенными товарами и услугами; • развитие товарного производства и рыночной экономики; • научно-техническая революция, ускорившая качественное преобразование всех элементов производительных сил и сдвиги в географической и товарной структуре мировых потоков товаров и услуг. Классические теории мировой торговли Развитие мировой торговли опирается на выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. Теория международной торговли дает представление о том, что находится в основе этого выигрыша от внешней торговли, или чем определяются направления внешнеторговых потоков. Международная торговля служит инструментом, посредством которого страны, развивая свою специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния населения. Меркантилистская теория международной торговли. Она возникла в период первоначального накопления капитала и великих географических открытий, основывалась на идее о том, что наличие золотых запасов является основой процветания нации. Наиболее известными представителями меркантилизма были английские экономисты У. Стаффорд (1554-1612), Т. Мен (1571-1641), французский экономист А. де Монкретьен (1575-1621), впервые употребивший термин «политическая экономия». Сторонником меркантилизма был русский экономист И. Т. Посошков (1652-1726), отстаивавший идеи развития отечественного производства, в частности путем развития торговли и увеличения товарооборота с другими странами, выступал за организацию в России цехов («Книга о скудости и богатстве», 1724). Внешняя торговля, считали меркантилисты, должна быть ориентирована на получение золота, поскольку в случае простого товарного обмена обычные товары, будучи использованными, перестают существовать, а золото накапливается в стране и может быть вновь использовано для международного обмена. Торговля при этом рассматривалась как игра с нулевой суммой, когда выигрыш одного участника автоматически означает проигрыш другого, и наоборот. Для получения максимальной выгоды предлагалось усиление государственного вмешательства и контроля за состоянием внешней торговли. Торговая политика меркантилистов, названная протекционизмом, сводилась к тому, чтобы создавать барьеры в международной торговле, защищающие отечественных производителей от иностранной конкуренции, стимулировать экспорт и ограничивать импорт, вводя таможенные пошлины на иностранные товары и получая взамен своих товаров золото и серебро. Выбор политики свободной торговли или протекционизма во внешней торговле в их бескомпромиссном варианте был характерен для прошлых столетий. В наше время эти два подхода взаимосвязаны и переплетаются. Но во все большей степени в этом противоречивом единстве проявляется ведущая роль принципа свободной торговли. Теория абсолютных преимуществ А. Смита. Впервые политика фритредерства (англ. free trade — свободная торговля) была определена А. Смитом при обосновании им 1 теории международной торговли, доказывающей необходимость либерализации условий ввоза заграничных товаров путем ослабления таможенных ограничений. А. Смит доказывал необходимость и важность внешней торговли, подчеркивая, что «обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в нем абсолютное преимущество». Анализ А. Смита явился исходной точкой классической теории, которая служит основой для всех видов политики свободной торговли. В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» в полемике с меркантилистами Смит сформулировал идею о том, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выиграть от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, где она обладает абсолютным преимуществом - выгодой, основанной на разной величине затрат на производство в отдельных странах - участницах внешней торговли. Отказ от производства товаров, по которым страны не обладают абсолютными преимуществами, и концентрация ресурсов на производстве других товаров приводят к увеличению общих объемов производства, росту обмена между странами продуктами своего труда. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо и Д. С. Милля. В работе «Начала политической экономии и налогового обложения» Рикардо показал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного (относительного) преимущества. При анализе направлений развития внешней торговли следует учитывать два обстоятельства: во-первых, экономические ресурсы - природные, трудовые и др. - распределены между странами неравномерно, во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Преимущества, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными, считал Д. Рикардо, поэтому даже страны, имеющие абсолютно более высокие уровни издержек производства, могут выиграть от торгового обмена. В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество и наименьшую слабость и для которого не абсолютная, а относительная выгода является наибольшей - таков закон сравнительного преимущества Д. Рикардо. По версии Рикардо совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные (вмененные) издержки. Таким образом, относительное преимущество - выгода, основанная на более низких альтернативных (вмененных) издержках в стране-экспортере. Отсюда в результате специализации и торговли выиграют обе страны, участвующие в обмене. Рассмотрим в упрощенном виде доказательства его теории. Возьмем две страны А и Б, и два товара - продовольствие и одежду, издержки на производство которых измеряются рабочим временем., как это показано в таблице 1. Таблица 1- Затраты труда на производство товаров в странах А и Б Продукт Страна А 1 ед. Продовольствия 1 рабочий день 1 ед. Одежды 2 рабочих дня Страна Б 3 рабочих дня 4 рабочих дня На первый взгляд, стране А вообще незачем возить к себе товары из страны Б, поскольку свои дешевле. Ей выгодно увеличивать их производство и продавать в страну Б. А поскольку наплыв дешевых товаров из страны А может подорвать собственное промышленное и сельскохозяйственное производство, страна Б будет вынуждена защищать его высокими импортными пошлинами. Однако здесь не учитываются сравнительные преимущества, суть которых заключается в следующем. В стране А на изготовление единицы одежды требуется вдвое 2 больше труда, чем на единицу продовольствия, а значит и цена ее будет в два раза выше. В стране же Б единица одежды будет стоить 4/3 единицы продовольствия. Соответственно единица продовольствия в стране А будет стоить 1/2 единицы одежды, а в стране Б - 3/4. То есть торговец из страны Б может доставить в страну А одну единицу одежды, обменять ее на 2 единицы продовольствия и, вернувшись обратно, получить прибыль в размере 2/3 единицы продовольствия (2 - 4/3 = 2/3). В свою очередь, торговец из страны А может доставить в страну Б 2 единицы продовольствия, обменять их на 6/4 единицы одежды и, вернувшись обратно, получить прибыль в размере 1/2 единицы одежды (3/2 - 1 = 1/2). Подобный обмен делает международную торговлю выгодной для обеих стран и способствует их специализации на производстве определенных товаров. Впоследствии Д. С. Милль в своем труде «Основания политической экономии» дал пояснения, по какой цене осуществляется обмен. Согласно Миллю, цена обмена устанавливается по законам спроса и предложения на таком уровне, что совокупность экспорта каждой страны позволяет оплачивать совокупность ее импорта - таков закон международной стоимости. Теория Хекшера - Олина. Это теория ученых из Швеции, появившаяся в 30-е годы XX века, относится к неоклассическим концепциям международной торговли, так как эти экономисты не придерживались трудовой теории стоимости, считая производительными, наряду с трудом, капитал и землю. Поэтому причина торговли у них разная обеспеченность факторами производства в странах - участницах международной торговли. Основные положения их теории сводились к следующему: во-первых, в странах наблюдается тенденция экспортировать те товары, для изготовления которых используются имеющиеся в стране в избытке факторы производства, и, наоборот, импортировать товары, для производства которых необходимы относительно редкие факторы; во-вторых, в международной торговле прослеживается тенденция выравнивания «факторных цен»; в-третьих, экспорт товаров может быть заменен перемещением факторов производства за пределы национальных границ. Неоклассическая концепция Хекшера - Олина оказывалась удобной для объяснения причин развития торговли между развитыми и развивающимися странами, когда в обмен на сырьевые товары, поступающие в развитые страны, в развивающиеся ввозились машины и оборудование. Однако не все явления международной торговли укладываются в теорию Хекшера - Олина, так как сегодня центр тяжести международной торговли постепенно смещается к взаимной торговле «подобными» товарами между «подобными» странами. В 1948 г. американские экономисты Поль Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хекшера-Олина, представив свою теорему: в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. В концепциях торговли, основанных на модели Рикардо с дополнениями Хекшера, Олина и Самуэлъсона, торговля рассматриуается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, с помощью которого можно сократить разрыв в уровне развития между странами. Парадокс Леонтьева Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в исследовании американского экономиста В. Леонтьева под названием «парадокс Леонтьева». Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера-Олина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с импортом был более трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил всем существовавшим ранее представлениям об 3 экономике США. По общему мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала и, в соответствии с теорией Хекшера-Олина, следовало, что США экспортируют, а не импортируют высококапиталоемкие товары. В последние годы открытие Леонтьева получило широкий резонанс. Многие экономисты из разных стран дискутировали на эту тему, разъясняя «парадокс Леонтьева». В итоге теория сравнительных преимуществ получила дальнейшее развитие путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию.Она стала включать понятие технического прогресса и неравномерности его распределения, различий между странами в существующей зарплате и прочие понятия. К числу новых обстоятельств можно отнести следующие: •неоднородность факторов производства, в первую очередь рабочей силы, различающейся по уровню квалификации. Согласно этому обстоятельству избыток в стране значительного количества высокоорганизованной и квалифицированной рабочей силы ведет к экспорту сложных изделий, в то время как преобладание неквалифицированного труда в структуре занятого населения склоняет экономику страны к производству и экспорту продукции, не требующей высокого уровня квалификации; значительную роль природных ресурсов, которые могут быть задействованы • в производстве только вкупе с большими объемами капитала (например, в отраслях добывающей промышленности). Это в известной степени объясняет, почему экспорт из развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является капиталоемким, хотя капитал в этих странах не является относительно избыточным фактором производства; на международную специализацию внешнеторговой политики •влияние государств. Государство может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства. Альтернативные теории мировой торговли Существенные изменения, происходящие в системе мирового хозяйства и международных отношений в послевоенный период, привели к возникновению ряда факторов, которые не всегда вписываются в классическую теорию сравнительных преимуществ. Эти новые факторы не столько отвергают классическую теорию, сколько в той или иной степени отражают новые реалии международных экономических отношений. Одной из современных теорий международной торговли является концепция «технологического разрыва» (Г. Хафбауэр, Р. Вернон; США). При анализе внутриотраслевого обмена странами со сходной экономической структурой авторы этой концепции заостряют внимание на временном разрыве в производстве и экспорте одних и тех же изделий в различных странах. Специализация при таком подходе определяется последовательностью начала производства изделий в разных странах с использованием тех факторов производства, которые позволяют в условиях их разновременного выхода на мировой рынок занимать прочные позиции. Страна, освоившая производство нового продукта, имеет сравнительные преимущества над другими, вследствие монополии на рынке данного товара, и обеспечивает удовлетворение как внутреннего потребления, так и внешнего спроса. Появление нового продукта в той или иной стране объясняется различиями в научно-техническом потенциале, уровне квалификации рабочей силы (в том числе и величине заработной платы), в степени восприятия производственным аппаратом достижений научно-технического прогресса. С середины 60-х гг. экономисты западных стран (Р. Вернон, Дж. Кравис, Л. Уэлс и др.) активно развивают теорию «жизненного цикла продукта». Эта теория объясняет развитие мировой торговли готовой продукцией на основе этапов ее жизни на рынке. Движение на рынке нового продукта проходит 4 несколько фаз: появление, рост спроса, его насыщение, спад. Переход продукта из одной стадии в другую создает новые возможности для размещения производства в разных странах с разной степенью обеспеченности необходимыми условиями производства, так как меняется характер производства, требуемый уровень квалификации рабочей силы и т. п. На первом этапе, когда продукт производится небольшими сериями, важнейшими факторами являются научные кадры и инженеры. В период роста производство продукта становится все более массовым, появляются имитирующие изделия в других странах, распространяются "ноу-хау". На этой фазе производство продукта начинает перемещаться в менее развитые в научно-техническом отношении страны. На третьей фазе цикла увеличивается число конкурирующих изделий, поддержание спроса осуществляется за счет снижения цен. На первый план выходит проблема снижения издержек производства. В результате появляется тенденция перемещения производства данного продукта в те страны, где издержки его производства ниже. Удовлетворение спроса на данный продукт в развитых странах идет за счет его импорта из стран с низкими издержками производства. В стране же - родоначальнице этого продукта происходит совершенствование технологии изделия или же взамен создается относительно новый продукт. Теория «жизненного цикла продукта», отражая определенные реальности развития производства многих продуктов, не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли. Существует немало товаров (например, товары с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, предоставляющие значительные возможности для дифференциации по качеству, с узким кругом потенциальных потребителей), которые не вписываются в теорию «жизненного цикла продукта». Теория эффекта масштаба. Некоторые экономисты раскрывают механизм международной торговли, используя эффект масштабности производства. Сторонниками такого подхода наряду с Б. Олиным, активно формировавшим эту теорию, являются Р. Дризе, П. Крюгман, Г. Хафбауэр и др. Суть этой теории в том, что страна с большим внутренним рынком будет экспортировать те товары, выгодность которых определяется экономией в крупномасштабном производстве. Международная торговля позволяет расширять рынок сбыта, формировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. Страна с небольшим внутренним рынком производства будет концентрироваться на выпуске продукции, не требующей особых преимуществ в масштабе, т. е. уникальной продукции, имеющей высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высокие продажные цены. Теория эффекта масштабности производства также не является универсальной, поскольку рассматривает лишь часть номенклатуры внешней торговли. К тому же реализация эффекта масштаба производства связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, превращающихся в монополистов. Соответственно, меняется структура рынков и механизм их функционирования. Они становятся олигополитическими со свойственной им монополистической конкуренцией, что мешает развитию международной торговли на принципах либерализации международных экономических отношений. Теория конкурентных преимуществ. Успешную попытку выявить новые факторы, определяющие развитие современной международной торговли, сделал американский экономист М. Портер. На основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится половина мирового экспорта, он выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности наций». М. Портер выделяет четыре атрибута страны, формирующих конкурентную среду, так называемый «национальный ромб». Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью следующих основных компонентов: 1) факторов 5 производства; 2) условий спроса; 3) состоянием обслуживающих и близких отраслей; 4) стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации. В традиционной теории торговли к параметрам факторов производства относят землю, рабочую силу и капитал. М.Портер разделяет их на основные и развитые. Первые это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила, дебетный капитал. К развитым факторам относятся современная инфраструктура обмена информацией на цифровой основе, высокообразованные кадры (инженеры, программисты и т.п.) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными дисциплинами. Случайные Обстоятельств а Параметры Факторов производства Стратегия фирм, их структура и соперничество Параметры Спроса Родственные и Действия поддерживающие Правительства отрасли Рисунок 1-Детерминанты конкурентного преимущества страны Значение основных факторов может снижаться из-за сокращения потребности в них или усиления конкуренции на мировом рынке, или же потому, что ТНК получают доступ к ним за счет перевода деятельности за рубеж. По этим причинам прибыль от основных факторов низка. Они сохраняют свою важность в добывающих отраслях и сельском хозяйстве, в производствах с низким уровнем технологии. Конкурентное преимущество на базе основных факторов весьма неустойчиво. Их обилие и дешевизна часто приводят к самоуспокоенности, неэффективному использованию, мешает внедрению передовых технологий. Для конкурентного преимущества наибольшее значение имеют развитые факторы. Они не так распространены и требуют для своего создания значительных человеческих усилий и капитала. Важное значение имеет специализация этих факторов - персонал с узкой специализацией, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях и т.п. Они создают более солидную основу для конкурентного преимущества, но требуют существенных объемов частного и государственного финансирования. Вторым детерминантом конкурентного преимущества отрасли является характер спроса и потребности покупателей на внутреннем рынке. Фирмы добиваются преимущества в тех отраслях, где спрос на внутреннем рынке дает им представление о предпочтениях покупателей раньше и точнее, чем зарубежным конкурентам. Важное значение имеет требовательность и разборчивость покупателей, которые вынуждают быстрее вводить новации и добиваться конкурентных преимуществ более высокого порядка. Большой внутренний рынок может дать конкурентные преимущества за счет эффекта масштаба и сокращения издержек. Третьим детерминантом является наличие в стране родственных и поддерживающих отраслей, которые конкурентоспособны на мировом рынке (поставщики оборудования, полуфабрикатов и т.п.). Это обеспечивает быстрый доступ к ресурсам, 6 координацию поставок и более тесные связи между промышленностью и поставщиками. Фирмы получают доступ к информационным идеям, к инновациям поставщиков, могут влиять на их технические усилия, что ускоряет внедрение новых технологий в отраслях. Четвертым детерминантом является характер создания, организации и управления фирмами в зависимости от конкуренции на внутреннем рынке. Развитие соперничества играет большую роль в процессе внедрения новшеств и обеспечении международной конкурентоспособности. Фирмы будут достигать успеха в тех отраслях, где методы управления и способы организации производства хорошо согласуются с источниками конкурентоспособности. В Италии, например, много малых фирм в отраслях, где экономия на масштабах производства незначительна или преодолевается с помощью кооперации (предпринимательские сети), и она является мировым лидером в ряде производств бытового назначения и пищевой промышленности (осветительная аппаратура, мебель, керамика, упаковочное оборудование и т.п.). В Германии высший управленческий персонал имеет инженерное образование и сильна тенденция к интеллектуализации и усовершенствованию процесса производства. Страны и фирмы добиваются успеха в тех отраслях промышленности, где цели и мотивация работников и управленцев совпадают с источниками конкурентоспособности, где цели владельцев и менеджеров совпадают с нуждами производства. Большое значение имеет также наличие капитала для инвестирования, порядок налогообложения, система вознаграждения работников, социальных ценностей, отношения к богатству и т.п. Действия правительства также оказывают влияние на каждый из детерминантов. Так, антимонопольная политика сказывается на конкуренции на внутреннем рынке, законодательные акты могут повлечь изменение спроса, государственные ассигнования на науку и образование - изменение факторов производства, поддерживаемое инвестирование и госсзаказы - ускоренное развитие отдельных отраслей и т.п. Хотя это влияние оказывается частичным, и правительственная политика может потерпеть поражение, если она является единственным источником национальных преимуществ. Отдельные детерминанты взаимозависимы, и слабое состояние каждого из них будет задерживать развитие и рост потенциала отрасли. Конкурентоспособные национальные отрасли не распределены равномерно по всей экономике, а связаны кластерами (пучками) отраслей. В Италии это пища, мода, благоустройство жилья, на долю которых приходится 40% экспорта. В Швеции - перевозки, металлургия, деревообработка (50% экспорта). Взаимодействие детерминантов позволяет понять, почему национальные отрасли чахнут и умирают. Исследования М. Портера получили официальное признание. Он принимал участие в разработке практических рекомендаций по государственной политике повышения конкурентоспособности национальных товаров США, Австралии, Новой Зеландиив в 90-х годах XX века. Помимо теорий, ставивших своей задачей объяснить и обосновать процессы международной торговли с позиций теории сравнительных преимуществ, в западной экономической мысли получает развитие направление, анализирующее характер современной международной торговли с позиции поведения крупных международных корпораций. Объективной основой такого подхода является тот факт, что 1/3 мировой торговли осуществляется через трансфертные цены, т. е. цены, действующие внутри межотраслевой филиальной сети крупных корпораций. По некоторым данным, на внутрифирменные связи приходится около 70 % всей мировой торговли, 80-90 % продаваемых лицензий и патентов, 40 % экспорта капитала. Возрастающая роль международных корпораций в мировой экономике существенным образом влияет на качественные характеристики торгового обмена. Действия международной корпорации в процессе прямого инвестирования или закупок, а также поставок сырья и комплектующих частей зачастую противоречит теории сравнительных преимуществ. ТНК разбивают монополию отдельных стран на обладание 7 сравнительными преимуществами. Они организуют производство там, где издержки производства наименьшие, и пользуются преимуществами в своих интересах. Теория международной торговли, в частности теория сравнительных преимуществ, утверждает, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в увеличении производства в отраслях, ориентированных на экспорт, в приросте общего благосостояния. Важную роль в обосновании этого тезиса играет теория «внешнеторгового мультипликатора». В соответствии с этой теорией эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями. Он может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, а следовательно и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. Затем придут в движение вторичные потребительские расходы. Однако не всегда наращивание экспорта приводит к благоприятному результату. Как показал американский экономист Я. Бхагвати в 1958 г., расширение экспорта сырья для стран, экономический рост которых связан в основном с этим ресурсом, может привести к ухудшению условий торговли и снижению благосостояния нации. Быстрое наращивание экспорта сырья приводит к такому падению мировых цен на этот продукт, которое перекрывает положительный эффект от экономического роста. Особое внимание следует обратить на последствия развития внешней торговли для экономики страны при изменяющемся предложении факторов производства. В долгосрочном периоде предложение факторов производства не остается постоянным: увеличивается накопленный капитал, вовлекаются в оборот новые месторождения полезных ископаемых, новые земли. Теорема Рыбчинского. Последствия неравномерного роста факторов производства приводят к тому, что преобладающий рост одного из них повышает удельный вес сектора, где он постоянно используется. При неизменных мировых ценах это приводит также к сокращению производства товаров в остальных секторах экономики. Это происходит потому, что всякий раз сектор, где наиболее интенсивно используется более дешевый фактор производства, «уводит» у другого все мобильные факторы производства. Указав на эту закономерность, английский экономист Т. Рыбчинский (в 1955 г.) сформулировал свою теорему: при неизменных ценах и наличии в экономике только двух секторов рост одного из факторов производства ведет к росту выпуска того товара, для производства которого этот фактор используется более интенсивно, и сокращению выпуска товаров в другом секторе. Из теоремы Т. Рыбчинского вытекает, что разработка новых месторождений, например нефти и газа, может затормозить развитие других отраслей, в частности обрабатывающей промышленности. И наоборот, активные капиталовложения и рост квалификации рабочей силы в быстрорастущей экономике с развитой внешней торговлей могут привести к сокращению добычи сырья и обусловить рост зависимости от его импорта. Практика подтвердила выводы английского экономиста. Выявленные им тенденции проявились в процессах экономического развития США и их отраслевой структуре внешнеэкономических связей. США превратились из нетто-экспортера в неттоимпортера минерального сырья; в частности, в результате накопления капитала и роста квалификации рабочей силы. В пользу выводов теоремы Рыбчинского свидетельствовала и практика активной разработки сырьевых ресурсов (нефти, газа) Канадой, Великобританией, Нидерландами, Норвегией в ущерб отраслей обрабатывающей промышленности и экспорта ее продукции. 8 Задача 1 Предположим, что страны А и Б производят два товара — сахар и сталь, уровень затрат на их производство характеризуется данными, приведенными в таблице, а предельные издержки замещения остаются неизменными при любых объемах производства. Страна Затраты на выпуск Затраты на выпуск 1 тонны стали ___ 1 тонны сахара А 150 100 Б 120 120 а) Имеет ли страна А абсолютное преимущество в производстве стали? б) Имеет ли страна Б сравнительное преимущество в производстве сахара? в) Какие товары будут экспортировать и импортировать страны А и Б в условиях свободной торговли? г) В каких пределах должно установиться соотношение мировых цен на сталь и сахар в условиях свободной торговли между странами А и Б? Обоснуйте свои ответы. Решение а) Нет, так как 150 > 120, т.е. затраты в абсолютном выражении на выпуск 1 тонны стали в стране А больше, чем в стране Б. б) Нет, так как 120/120 > 100/150, т.е. альтернативная цена 1 т сахара в стране Б больше, чем в стране А. в) Согласно теории сравнительных преимуществ, в условиях свободной торговли страны будут экспортировать те товары, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами и импортировать те товары, которые производятся другими странами с относительно более низкими издержками. То есть страна А будет экспортировать сахар и импортировать сталь, а страна Б — экспортировать сталь и импортировать сахар. г) Равновесная цена на сахар (сталь) в торговле между двумя странами будет находиться в промежутке между ценами замещения, которые существуют в условиях отсутствия торговли, т.е. 100/150 = 0,67 т стали < 1 т сахара < 120/120 = 1 т стали; 120/120 = 1 т сахара < 1 т стали < 150/100 = 1,5 т сахара. Задача 2 Россия и Англия производят по два товара каждая — лыжи и велосипеды. В России общее количество труда, расходуемое на их производство, составляет 1300 ч, а в Англии — 1000 ч. В России необходимо затратить 4 ч на производство каждой пары лыж и 5 ч — на каждый велосипед. В Англии на производство пары лыж тратится 2 ч, а на производство одного велосипеда — 4 ч. 1 Покажите границу производственных возможностей при одновременном производстве двух товаров отдельно для России и для Англии. 2 Подсчитайте относительную цену лыж в России и в Англии. Решение 1 Полностью израсходовав все рабочее время на производство лыж, Россия сможет произвести 1300/4 = 325 пар лыж, а полностью истратив его на велосипеды — 1300/5 = 260 велосипедов. Аналогично для Англии: 1000/2 = 500 пар лыж, 1000/4 = 250 велосипедов: 9 Россия лыжи 325 Англия лыжи 500 велосипеды велосипеды 260 250 2 Относительная цена товара представляет собой рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара. В условиях отсутствия торговли относительная цена лыж, выраженная через цену велосипедов, составит в России: 4/5 = 0,8, в Англии — 2/4 = 0,5. 10
«Теоретические основы международной торговли» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Суворова А. В.
Смотреть все 12 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot