Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Стандартизация

  • 👀 686 просмотров
  • 📌 622 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Стандартизация» docx
Лекция 2. Стандартизация. 2.1 Научно-методические основы стандартизации. 2.1.1. Исторические основы развития стандартизации. 2.1.2 Понятие стандартизации как практической деятельности, как науки и как основы нормативного метода управления. 2.1.3 Объекты стандартизации в гражданской авиации. Виды стандартизации. 2.2. Принципы, функции и методы стандартизации. 2.2.1 Основные принципы проведения работ по стандартизации. 2.2.2 Функции стандартизации 2.2.3 Цели, задачи стандартизации в ГА. 2.2.3.Методы стандартизации в гражданской авиации. 2.2.4 Нормативная база стандартизации. 2.1.1. Исторические основы развития стандартизации. В последнее время в мире события сменяют друг друга с невероятной скоростью, человечество вовлечено в такие процессы, как глобализация, интеграция, регионализация и т.п., что способствует переплетению, слиянию экономики, культуры, науки, политики разных государств. Исходя из этого, государства становятся более зависимыми от международных отношений и международного публичного права, от правовых стандартов в различных его областях. Необходимость в единых формах общения возникла у человека в древности и нашла свое выражение в создании письменности, систем счета, денежных единиц, единиц мер и весов, летоисчислений, систем земледелия, архитектурных стилей уголовных кодексов, кодексов законов о труде (КЗОТ), международных обычаев, моральных норм, правил общения и прочее. Стандартизация в общем понимании - это одна из самых древних и всеобъемлемых видов деятельности человека. В процессе развития общества и производственных отношений развивалась и стандартизация, как деятельность по оптимальной степени упорядочения во всех областях человеческого существования. Стандартизация существовала еще в Древнем мире. В Древнем Египте, например, и других странах античного мира уже встречается стандартизация конструкций и размеров колесниц, луков и стрел и др. При строительстве египетских пирамид использовались кирпичи постоянного размера. Так, пирамида Хеопса построена более 40 столетий назад из 2,5 млн одинаковых известковых блоков, образующих практически беззазорные соединения. Величина зазора определялась толщиной волоса из бороды жреца. Стандартными были у египтян и рецепты бальзамирования мумий, которые сохранялись в течение тысячелетий. В Древнем Риме при строительстве городского водопровода также применялся принцип единообразия. Были установлены единые размеры труб диаметром в пять пальцев. Трубы размеров, отличающихся от установленных, запрещалось подключать к городскому водопроводу. Одним из первых «законов» в области стандартизации в нашей эре можно считать Уложение киевского князя Владимира о соблюдении единых мер веса и длины по всей Руси, датированное 966 годом. Заметим, что любая мера - это стандарт. Первый государственный орган, отвечающий за стандартизацию, - Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны - был создан в 1925г. Комитет руководил ведомствами, занимающимися стандартизацией, а также вводил в обращение утверждённые стандарты. За годы развития советского государства в СССР уделялось большое внимание стандартизации и, в частности, по созданию системы нормативно-технической документации по стандартизации с целью чётко обозначить набор стандартов качества продукции, её производства и использования. В 1990г. вышло Постановление Совета Министров СССР «О совершенствовании организации работы по стандартизации», которое должно было отвечать требованиям переходной экономики. Главная задача стандартизации была определена, как установление соответствия между системами стандартов. На сегодняшнем этапе развития общества стандарты (гражданской авиации, в экологической сфере, в пищевой промышленности) выходят на одно из первых мест и все чаще рассматриваются как средство регулирования отношений в коммерческой деятельности обьектов гражданской авиации , а также сфере обеспечения безопасности полетов, охраны природы и использования природных ресурсов, при этом статус применения и разработки стандарта – рекомендательный, и определяется установлением и применением добровольных требований к обьектам технического регулирования. 2.1.2 Понятие стандартизации как практической деятельности, как науки и как основы нормативного метода управления. Понятие стандартизации как практической деятельности, как науки и как основы нормативного метода управления. Наиболее общее понятие стандартизации, отвечающее современному уровню и отражающее её фактический смысл, сформировано международной организацией по стандартизации (ИСО): «Стандартизация - это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определённой области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач». Т.е. упорядочение обьектов стандартизации связано прежде всего, с сокращением многообразия типовых форм документов, управленческих документов, типовых конструкций технических обьектов, создания условий для разработки рационализаторских решений, которые влияют на конечный результат деятельности предприятий. Как отмечает И.М. Лифиц, нельзя не согласиться с мнением, что ни одна наука не может развиваться без элементов стандартизации, любая деятельность настолько упорядочена и, соответственно, эффективна, насколько она стандартизирована . (т.е. вложение на разработку стандарта 1 руб. дает прибыль при реализации конечной продукции 100 руб.) Согласно мнению А.П. Баталова, стандартизация – нормативный метод обеспечения качества продукции, это процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности . ( Национальная система стандартизации Российской Федерации - это организационно-плановое управление деятельностью по стандартизации в стране на базе комплекса нормативных документов по стандартизации , устанавливающих взаимосвязанные правила, нормы требования на всех уровнях управления экономикой страны). По новому представляется дефиниция стандартизации, содержащаяся в профильном законодательном акте – Федеральном законе «О стандартизации в Российской Федерации», (162-ФЗ) где под стандартизацией понимается деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении обьектов стандартизации. (ст.2.ФЗ0 (ДЕФИНИЦИЯ (лат. definitio - определение) - логическая операция: 1) раскрывающая содержание (смысл) имени посредством описания существенных и отличительных признаков предметов или явлений, обозначаемых данным именем (денотата имени); 2) эксплицирующая значение термина. ) Здесь содержится системный комплекс ее составляющих аспектов: а) динамический, деятельностный аспект – стандартизация является деятельностью; б) функционально-целевой аспект – деятельность по установлению положений для всеобщего и многократного применения; в) объектный аспект – имеющиеся или возможные задачи; г) телеологический аспект – с целью достижения оптимальной степени упорядочения в определенной области; (Телеоло́гия — онтологическое учение об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин. Ставит перед собой задачу ответить на вопрос «зачем, с какой целью?». Онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) – философская наука о бытии, основных видах и свойствах бытия. Термин «онтология» в 1613 г. предложил Р. Гоклениус, а закрепил его в науке немецкий философ и ученый Х. Вольф. Так, роль онтологии в учении Аристотеля исполняла его «первая философия», предметом которой он считал исследование сущего, его начал, свойств и форм. После Аристотеля учение о мире в целом, в отличие от наук о природе, по заглавию одного из его трудов получило название «метафизика».) д) результативный аспект – повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству. В видовом определении стандартизация может осуществляться на разных уровнях: - международная стандартизация, участие в которой открыто для профильных органов всех государств. Результатом работы по международной стандартизации являются международные стандарты или рекомендации по стандартизации, используемые государствами-участниками при создании или просмотре национальных стандартов; - межрегиональная стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов государств только одного географического или экономического региона мира; - национальная стандартизация – это стандартизация в пределах одного государства; стандарты организаций – заменили отраслевые стандарты, стандарты предприятий, стандарты обществ, кот. стали не актуальны и т.п. 2.1.3 Объекты стандартизации в гражданской авиации. Виды стандартизации. В общем смысле объект стандартизации это то, что может быть индивидуально описано и должно быть стандартизировано (рис. 1.4), т.е. продукция или услуга, для которой разрабатываются и устанавливаются стандарты и всё что связано с их производством и использованием. Понятие «продукция» в соответствии с Законом РФ «О техническом регулировании» определяется как «результат деятельности, представленный в материально -вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных или иных целях». "продукцией воздушного транспорта" понимается конечный результат деятельности входящих в его систему организаций (эксплуатантов ВТ, служб и т.д.) по удовлетворению личных и общественных потребностей населения и заказчиков . (предприятий, организаций и т.п.) в виде транспортной услуги или процессов по перевозке пассажиров и грузов, как результата взаимодействия производителей и потребителей. Исключение составляет продукция авиации общего назначения, непосредственно участвующей в процессе материального производства, т.е. в создании продукции. Такие полёты для выполнения авиационных работ в зависимости от их цели, правил выполнения и технологий подразделяются по видам на: авиационно-химические работы в сельском хозяйстве, воздушные съемки, лесоавиационные работы по вывозке леса в горных районах, для охраны лесов и тушения лесных пожаров, строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы в строительстве, транспортно - связные работы и работы по оказанию медицинской помощи населению, обслуживание экспедиций в Арктике и Антарктике, разведку рыбных косяков, перевозку и установку мачт высоковольтных передач, контроль трубопроводов и другие. В этом случае понятие продукции как вида авиационных работ полностью соответствует вышеизложенной формулировке в общем виде. В понятие авиатранспортной услуги включены и ряд сопутствующих перемещению грузов и пассажиров услуг. К числу таких услуг можно отнести продажу авиабилетов в агентствах, транспортно - экспедиторские операции и доставку пассажиров в аэропорт (к ВС), операции по разгрузке, выгрузке и хранению грузов, информационные и рекламные услуги. При выполнении сопутствующих услуг также создаётся определённая продукция (изготовление и оформление перевозочных документов, сохранение товарных характеристик грузов и т.д.). Эта продукция присовокупляется к основной продукции, повышая её полезность и привлекательность. Как продукция материального производства (при транспортировке предмет труда изменяет своё пространственное положение), продукция воздушного транспорта имеет стоимость и потребительскую стоимость. Стоимость продукции воздушного транспорта -это овеществлённый в процессе перемещения пассажиров и груза труд работников ГА и труд работников, обеспечивающих полёты ВС на более ранних этапах - при создании ВС, производстве авиатоплива, доставке пассажиров в аэропорт и т.д. После доставки пассажиров и груза к месту назначения к его стоимости прибавляется стоимость транспортировки до места назначения (например, центра города). Для транспортной продукции характерна неразрывность производства и потребления большого количества сопутствующих услуг нематериального содержания, например: повышение профессионального мастерства (услуги по обучению авиационного персонала), социально-культурные услуги для пассажиров и т.д. Так, результатом деятельности диспетчера УВД является информационная услуга экипажу ВС, а работников АТБ - техническое обслуживание ВС на земле между полётами и т.д. Объём продукции воздушного транспорта, как её количественная мера характеризуется количеством и номенклатурой единиц обслуживания с учётом трудоёмкости выполняемых операций (например, в т.км., количестве перевезённых пассажиров и грузов в чел. и тоннах и т.д.). Таким образом, говоря о свойствах «продукции воздушного транспорта», следует учитывать следующие её особенности: -продукция воздушного транспорта - это конечный результат деятельности служб организации ГА; -она имеет потребительскую стоимость; -выполняется в заданное время, в заданном месте; -является предметом договора между производителем и потребителем; -осуществляется при взаимодействии производителей (поставщиков) и потребителей услуг; -оценка качества услуг производится непосредственно потребителем услуг после их производства; -она должна удовлетворять потребностям потребителей; -она выступает в нематериальной форме. С другой стороны, продукция воздушного транспорта в сфере обращения выступает для населения и заказчиков в качестве услуги, как результата непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя в перевозках. Наряду с вышеназванными объектами стандартизации, для гражданской авиации можно добавить некоторые другие объекты, связанные с характерными особенностями авиационных перевозок, работ и услуг ВТ, такие как: -Термины и определения, применяемые в ГА; -Авиапредприятия (эксплуатанты ВТ), осуществляющие воздушные перевозки и авиационные работы, включая производственные процессы (работы) по обеспечению и производству полетов ВС; -Аэродромы; -Услуги ВТ; -Аэропортовая деятельность; -Авиационный персонал; -Организация, техническое и программное обеспечение профессиональной подготовки авиаспециалистов; -Авиационная техника; -Продукция, процессы и услуги авиаремонтных заводов ГА и другие. Типовая задача стандартизации заключается в следующем Имеется (или возможен) ряд решений (предметов или процессов): А;Б;В;Г;Д;Е;Ж.... Некоторые из них в ходе деятельности неоднократно повто- ряются: А; Б; В; Б; Г; Д; Б; Е; Ж; Б.... Среди повторяющихся есть варианты: А;Б1;В;Б2;Г;Д;Б3;Е;Ж;Б4... Из этих вариантов на основе научного анализа отбирают (или создают) оптимальный, который и оформляют в виде стандарта: Б, Б2; Б3; Б4.. .> Б3 = орt= соnst. Последовательность решения типовой задачи стандартизации можно представить в виде схемы (рис. 2.1): М н о ж е с т в о р е ш е н и й Б Унификация (выбор одного ре- шения) - Б3 = орt Анализ решений на оптимальность Узаконение выбранного одного решения - Бз =сопst Cтандартизация (документальное закрепление выбранного решения) 1 Разработка,оформление, согласование,принятие, издание, недрение,изменение, с стандарта в регламенти рованном порядке Рис.2.1. Последовательность решения типовой задачи стандартизации Таким образом, стандартизация появляется там, где есть повторяющаяся задачаи есть цели, имеющая варианты исполнения. Важнейшими конечными результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия объектов стандартизации их целевому или функциональному назначению; устранение технических барьеров в торговле; содействие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу и сотрудничеству. На практике выделяют 4 основных этапа стандартизации: 1) выбор продукции, работ или услуг, для которых будет проводиться стандартизация; 2) создание модели для стандартизируемой продукции, работ или услуг (заданных объектов); 3) утверждение оптимального качества созданной модели; 4) утверждение стандартов для созданной модели. Следует учитывать, что стандартизация реализуется в следующих формах: • документах по стандартизации; • эталонах и образцах; • рекомендуемой практики, т.е. в виде практических общепринятых традиционных правилах, приёмах, применяемых людьми в повседневной жизни в различных сферах деятельности. 2.1.4. Принципы, функции и методы стандартизации. Стандартизация как наука о методах и средствах стандартизации устанавливает принципы, выявляет, обобщает и формирует закономерности деятельности по стандартизации, а также, являясь совместной деятельностью учёных, инженеров и экономистов, заключается в отборе из множества видов продукции или процессов (работ) одинакового назначения, одного или небольшого числа наиболее прогрессивных видов этой продукции или процессов (работ) с наилучшим качеством или свойствами, отвечающими мировому уровню или потребностям общества и потребителей. Важнейшими направлениями становления стандартизации как науки в настоящее время являются: • разработка теории упорядочения объектов стандартизации и их свойств, развивающей методы систематизации, классификации и кодирования; • формирование теории оптимизации параметров объектов стандартизации, развивающей методы унификации, экономико-математического моделирования и расчётов наиболее оптимальных параметров объектов стандартизации; • совершенствование теории нормирования требований к объектам стандартизации, развивающей методы организации, планирования и практического осуществления деятельности по разработке и применению нормативных документов по стандартизации. Стандартизация как метод управления практической деятельностью (нормативный метод управления) относится к числу наиболее эффективных методов управления качеством. Сущность нормативного метода управления заключается в установлении и применении субъектом управления определённых норм и требований к объекту управления при разработке стандартов и других нормативных документов по стандартизации, обеспечении контроля за их соблюдением, установлении ответственности, а также применении экономических санкций или стимулов, побуждающих исполнителя соблюдать установленные требования. 2.2. Принципы, функции и методы стандартизации. 2.2.1. Основные принципы проведения работ по стандартизации. Стандартизация, как любая другая наука и как вид деятельности, базируется на определенных положениях – принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития. Важную роль в стандартизации играют методы её реализации. Понятие «метод» означает способ (или средства) достижения какой - либо цели или решения какой - либо задачи. Важность и роль принципов стандартизации определяется их включением в содержание Закона РФ «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015, ФЗ-162. Закон разработан в целях совершенствования государственного регулирования в сфере стандартизации. Он формирует базовые цели, принципы стандартизации, в том числе в сфере обороны и безопасности государства, устанавливает правовой статус национальной системы стандартизации и ее участников, определяет документы по стандартизации, полномочия национального органа Российской Федерации по стандартизации и другие вопросы, касающиеся обеспечения деятельности в сфере стандартизации в рамках национальной системы стандартизации, отвечающей наилучшей международной практике и международным соглашениям в данной сфере. Переход от централизованной системы управления к рыночным механизмам управления потребовал формирования новых (уточнённых) принципов и методов применения стандартизации для решения современных задач. Так, например, разработанная Концепция развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации предусматривает изменение статуса стандартов, применение которых становится теперь добровольным. Концепция посвящена тому, чтобы стандарты, как документы добровольного применения, работали с большей эффективностью, чем работали в плановой экономике в прошлом стандарты, обязательные для применения на государственном уровне. В целях исключения дублирования (пересечения) областей применения Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» из сферы технического регулирования исключены вопросы разработки и принятия стандартов национальной системы стандартизации, а вопросы применения стандартов в сфере технического регулирования (применение на добровольной основе стандартов в целях обеспечения выполнения требований технических регламентов) оставлены в предметной области Федерального закона «О техническом регулировании». 1) добровольность применения документов по стандартизации; Принцип «добровольного применения стандартов» означает, что со стороны государства должны отсутствовать претензии к составу и уровню по показателям качества продукции и услуг. Исключение составляют требования по безопасности, но они устанавливаются техническими регламентами. Исходя из того, что положения стандартов должны учитывать законные интересы заинтересованных лиц (разработчиком стандарта божет любо юридич или физическое лицо) , разработка и утверждение стандартов должна основываться на взаимном стремлении всех заинтересованных сторон, разрабатывающих, изготавливающих и потребляющих продукцию, процессы и услуги, к достижению согласия с учётом мнения каждой из сторон по существенным вопросам, включая: управление многообразием продукции, её качество, экономичность, применимость, совместимость и взаимозаменяемость, её безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды и другие вопросы, представляющие взаимный интерес (принцип согласия). 2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 296-ФЗ) 3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации; Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, по- луфабрикатов и комплектующих изделий. Поэтому стандартизация го- товой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество. Комплексность стандартизации предусмат- ривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сбороч- ные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также тех- нические средства, методы организации производства и способы контроля В программах комплексной стандартизации формируются требования к продукции (процессу) на протяжении всего её «жизненного цикла»: от научного замысла и проектной разработки до завершения использования изделия по назначению, вплоть до его утилизации для исключения загрязнения окружающей среды. Все элементы системы, подвергнутой стандартизации должны быть максимально совместимы (принцип системности). Этот принцип, выражающий единство, взаимосвязь, взаимообусловленность объектов, элементов и явлений, имеющих универсальный характер, в стандартизации реализуется через единство требований, единство норм, единство измерений, идентичность изложения и т.п. (примером являются разработанные комплексы стандартов, н-р :ГОСТ Р ГСИ-государственной системы обеспечения единства измерений, Система стандартов безопасности труда, Единая система программной документации) Системность — это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство. (от простого к сложному:) Система «Стандартизация в РФ» (это комплекс стандартов ГОСТ Р) устанавливает: - цели и принципы стандартизации; - требования к организации работ по стандартизации в РФ и в организациях; - документы в области стандартизации и требования к ним; - порядок разработки, утверждения, опубликования и распространения документов по стандартизации; - изображение и порядок применения знака соответствия национальным стандартам; - термины и определения в области стандартизации. Предоставление о системном целом будет неполным без учёта всего комплекса качеств стандартизации: материально - структурных, функциональных и совокупно - системных. Осознание нового многообразия и одновременно нового единства свойств объектов стандартизации связано с углублением изучения интегральных процессов, важных для раскрытия содержания категорий и показателей качества (например, показателей безопасности, надёжности, культуры обслуживания, регулярности полётов и т.д. для всех видов обеспечения производства полётов в авиатранспортной системе). 4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту; Как во всякой научной дисциплине принципы стандартизации предусматривают стабильность и динамичность стандартов. Стандарту должна быть присуща стабильность в течение определённого времени, независимо от того, изменяются или нет требования к объекту стандартизации, обусловленные научно техническим прогрессом. Понимание этого свойства ведёт к формированию упорядочивающей роли стандартизации, а соблюдение этого принципа устанавливает стабильность авиатранспортного производства, ликвидирует стихийные моменты технологического процесса и позволяет добиться максимальной эффективности эксплуатации авиационной техники в определённый период времени. 5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов; -Предусматривается проведение публичных обсуждений проектов национальных стандартов с правом участия в них всех заинтересованных лиц, обязанность Росстандарта размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечни национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в размещенных нормативных правовых актах -открытость разработки документов национальной системы стандартизации для достижения консенсуса всех заинтересованных сторон. В разработке документов по стандартизации заинтересованы и производители, и потребители (транспортной услугия, пользователи воздушного пространства ит.д.) и государство. Бывает, что интересы их не совпадают. Поэтому и необходимо обеспечить возможность максимально широкого обсуждения для достижения консенсуса, т.е. достижения согласия с учётом мнения каждой из сторон по существенным вопросам, включая: управление многообразием продукции, её качество, экономичность, применимость, совместимость и взаимозаменяемость, её безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды и другие вопросы, представляющие взаимный интерес (принцип согласия). При этом целесообразность разработки стандарта следует оценить с точки зрения его социальной, технической и экологической необходимости и приемлемости при применении 6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением; -то есть, документы по стандартизации должны устанавливать только такие требования к объектам, которые можно объективно проверить. А это можно сделать с помощью измерений, анализа и контроля (метрологической экспертизы документов). 7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации; -это процесс управления документами (документооборот) 8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам; 9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу; -Стандарты не должны противоречить друг другу или техническим регламентам, не должны создавать барьеров в международных связях гражданской авиации. Так, стандарты для готовой продукции должны быть непосредственно связаны со стандартами составных частей или сырья, из которого данная продукция была изготовлена. Это требует оптимальности требований (принцип оптимальности) включаемых в стандарты, когда при полном соответствии уровня качества продукции, процессов и услуг или достигнутого эффекта установленным требованиям затраты всех видов на их создание, потребление или эксплуатацию минимальны. -четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД. 10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа. Вместе с тем можно выделить принципы, отражающие международный аспект стандартизации, а также ее функционально-динамические признаки: применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта; системность стандартизации; эффективность стандартизации; принцип гармонизации. Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности доку­ментов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандар­ты, которые не создают препятствий в международной торговле. 2.2.2 Функции стандартизации К функциям стандартизации можно отнести те, которые совпадают с функциями других наук, но их сущность здесь видится несколько с других сторон: - функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов, она сводится к упрощению и ограничению; - охранительная (социальная) функция – обеспечение безопасности потребителя продукции (услуг), производителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации, охрана животных и растений; - ресурсосберегающая функция – обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов; - функция нормотворчества – проявляется в становлении норм и требований (правил, значений параметров, условий для исполнения) и т.д. Европейская экономическая комиссия ООН выделила четыре основных направления стандартизации: здравоохранение и обеспечение безопасности; улучшение окружающей среды; содействие научно-техническому сотрудничеству; устранение технических барьеров в международной торговле, которые являются следствием негармонизованных нормативных документов. Из этих основных направлений непосредственно выделяется ряд целей и задач, которые возлагаются на стандартизацию. 2.2.3 Цели и задачи стандартизации в ГА. Основные цели и задачи стандартизации на национальном уровне. 1. Стандартизация направлена на достижение следующих целей: 1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации; 2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера; 3) улучшение качества жизни населения страны; 4) обеспечение обороны страны и безопасности государства; 5) техническое перевооружение промышленности; 6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства. 2. Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих задач: 1) внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики; 2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; 3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию; 4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов; 6) предупреждение действий, вводящих потребителя продукции (далее - потребитель) в заблуждение; 7) обеспечение рационального использования ресурсов; 8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств. Цели стандартизации в гражданской авиации (ГА) определяют политику авиапредприятий в области обеспечения качества продукции процессов и услуг ВТ и направлены на: • обеспечение государственного регулирования сферы воздушных перевозок; • обеспечение безопасности воздушного транспорта (ВТ); • охрану жизни и здоровья авиапассажиров и работников ГА; • обеспечение сохранности и защиты от нанесения вреда имуществу потребителей авиатранспортной продукции (услуг); • обеспечение технической и информационной совместимости и вза-имозаменяемости продукции, процессов и услуг ВТ, • нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений, метрологического обеспечения единства измерений), сертификации и оценки качества продукции; в том числе при осуществлении межгосударственных и международных авиаперевозок, а также при взаимодействии с другими видами транспорта в транспортно-дорожном комплексе; • обеспечение охраны окружающей среды от неблагоприятного воздействия ВТ, возникающего при авиатранспортных процессах, техническом обслуживании и ремонте авиационной техники (AT), а также изготовлении и эксплуатации наземного оборудования; • рационализацию внутренней деятельности предприятий ВТ (т. е. усовершенствование перевозочной деятельности по удовлетворению спроса потребителей за счет улучшения транспортного обслуживания и минимизации производственных затрат на перевозку. ) • обеспечение качества процессов и работ во всех звеньях, составляющих инфраструктуру ВТ, содействие экономии людских и материальных ресурсов, а также улучшение экономических показателей предприятий ВТ в целом; • обеспечение зашиты интересов потребителей и государства в вопросах гарантированной номенклатуры и качества авиатранспортной продукции, процессов, услуг и обслуживания. авиапассажиров и грузовой клиентуры; • повышение конкурентоспособности на мировом рынке авиационных перевозок; • повышение эффективности взаимодействия предприятий ВТ с предприятиями промышленности, разрабатывающими и изготавливающими AT. Задачами стандартизации в гражданской авиации являются: • установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции, процессов и услуг ВТ в интересах потребителей и государства, в том числе сертификационных требований, обеспечивающих безопасность полетов и авиационную безопасность, • обеспечение различных видов и требований по совместимости (параметрической, конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной, организационной и др.), а также взаимозаменяемости продукции, при осуществлении внешней коммерческой хозяйственной деятельности ГА, в том числе международной. • формирование требований к новой AT, предназначенной для эксплуатации на ВТ; • обеспечении экономии топлива, энергетических ресурсов, в процессе осуществления производственной деятельности. • нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции, процессов и услуг ВТ; • установление норм экологической безопасности для безопасности жизни здоровья людей при осуществлении авиаперевозок и выполнении на обьектах ГА работ, сопровождающихся возникновением вредных воздействующих факторов (шум, вибрация, электромагнитные излучения ит.д.) • установление основополагающих требований к качеству обслуживания пассажиров и выполнения грузовых перевозок , обеспечивающих защиту интересов клиентов. • создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации по ВТ; • создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях качества продукции, процессов и услуг ВТ, а также о фондах нормативных документов, регулирующих деятельность ВТ, находящихся в обращении и др. • осуществление планирования перевозок – составление расписания и графиков перевозок, составленные на основе систематизации договоров, поданных заявок, изучения грузопотоков и совершенствование планирования материально – технического снабжения. • Оценка технической компетентности метрологических служб предприятий ВТ, осуществляющих калибровку специальных средств измерений. • унификация перевозочных документов и процессов управления. • установление терминов и определение основных понятий. • Обеспечение единства измерений в ГА путем установления и применения комплекса технических средств , направленных на достижение единства, требуемой точности измерений и повышение достоверности контроля за процессами.( правовые и другие основы которого регламентированы Законом "Об обеспечении единства измерений" от 27.04.93) • Аттестация испытательного оборудования • Разработка и аттестация методик выполнения измерений (МВИ) • Проведение высокоточных и арбитражных измерений. Проведение работ по взвешиванию ВС в процессе эксплуатации. • Быстрое обновление действующих стандартов с целью своевременной замены устаревших показателей и приведение их в соответствие с мировым уровнем. 2.2.4 Методы стандартизации в ГА Деятельность по стандартизации сложна и многогранна. Достижение высокого качества стандартизации предполагает использование ряда методов. Метод (от греческого «methodos») - путь, способ, приём теоретического исследования или практического осуществления при решении определенных задач, с помощью которых достигаются цели стандартизации, т. е. метод - это способ выполнения сложного действия, заранее запланированный и пригодный для многократного повторения. В стандартизации используются следующие комплексы методов: - философские; - общенаучные; - специальные. 1) Философские методы К ним относятся следующие: - метод соподчинения - научный метод теоретического исследования, представляющий собой форму движения мысли от абстрактного к всестороннему конкретному учению об объекте; - исторический метод - метод, позволяющий подходить к действительности как к развивающейся и изменяющейся во времени; - логический метод - метод, при котором выявляются логические связи и отношения, гарантирующие достоверные знания из исходных данных различ¬ных теорий. 2) Общенаучные методы Эти методы используются для реализации различных целей на теоретическом и эмпирическом уровнях научного познания. К ним относятся: - эмпирические методы (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение); - теоретические (идеализация, формализация, аксиоматический метод, экстраполяция); - эмпирико-теоретические методы (абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, систематизация, классификация). Методы оптимизации - Математический метод оптимизации - метод, основу которого составляют детальные математические модели сознания и функционирования оптимизированного объекта стандартизации. Этот метод отличается высокой точностью и обеспечивает прогнозирование качества при разработке опережающих стандартов. Однако он может быть использован только при оптимизации хорошо изученных объектов, условий их создания и применения. - Метод прямого прогнозирования с помощью экстраполяции (наиболее простой метод оптимизации). Использует главным образом статистику прошедшего времени и не позволяет учесть возможные изменения во времени. Поэтому метод экстраполяции лучше использовать при прогнозировании на короткий период времени. - Метод оптимизации на основе функционально - стоимостного анализа, т. е. на основе расчёта экономической эффективности, сопоставления во времени затрат и эффекта и выбора на этой основе наилучшего варианта. Но здесь не предусматривается анализ вариации эффекта от эксплуатации (применения) объекта стандартизации. - Метод на основе инженерных расчётов (прочности, точности, износоустойчивости, производительности и других показателей). Основывается на известных методах расчёта: точность метода достаточно велика, но он не может быть использован для сравнительной оценки различных объектов, а только однотипных. Экспертные методы Основаны на интуиции, эрудиции и опыте экспертов. Заключения экспертов должны отличатся высоким уровнем точности, надёжности, аргументированности, непредвзятостью, независимостью от мнения коллег, новизной, смелостью и масштабностью. Экспертные методы применяются тогда, когда знания об объекте не могут быть получены теоретическим путём или экспериментальными методами. Существуют следующие экспертные методы: эвристические (мозговая атака, сценарный, анкетный, атака разносом) и коллективной экспертизы. Наиболее объективным и перспективным методом считается метод коллективной экспертизы в рамках групп экспертов. Однако в зависимости от конкретных условий могут применяться комбинации этих методов. 2) Специальные методы Метод стандартизации – это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации. Наиболее употребляемые специальные методы стандартизации: – параметрическая стандартизация; – упорядочение объектов стандартизации; – унификация продукции; – агрегатирование; – комплексная стандартизация; – опережающая стандартизация Остановимся на более применяемых методах подробнее. Параметрической стандартизацией называется процесс стандартизации параметрических рядов и заключается в выборе и обосновании целесообразной номенклатуры и численного значения параметров. Параметрическим рядом называется набор установленных значений параметров. Параметр продукции – это количественная характеристика её свойств. Наиболее важными параметрами являются характеристики, определяющие назначение продукции и условия ее использования: 1) размерные параметры (размер одежды и обуви, вместимость посуды); 2) весовые параметры (масса отдельных видов спортинвентаря, масса ВС, Габаритные размеры груза); 3) параметры, характеризующие производительность машин и приборов (производительность вентиляторов и полотеров, скорость движения ВС, обьемы потребляемого топлива); 4) энергетические параметры (мощность двигателя и пр.). Параметрические ряды машин, приборов, тары рекомендуется строить согласно системе предпочтительных чисел — набору последовательных чисел, изменяющихся в геометрической прогрессии. Основным стандартом в этой области является ГОСТ 8032 «Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел». Упорядочение объектов стандартизации — универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано, прежде всего, с сокращением многообразия. Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных методов: систематизации, селекции, симплификации, типизации и оптимизации. Систематизация - метод стандартизации, заключающийся в группировке по общему признаку элементов, предметов, явлений, находящихся во взаимоотношении друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Примером результата работы по систематизации продукции может служить Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), который систематизирует всю товарную продукцию (прежде всего по отраслевой принадлежности) в виде различных классификационных группировок и конкретных наименований продукции. Селекция - деятельность, заключающаяся в отборе из предварительно классифицированных и ранжированных объектов стандартизации таких конкретных объектов, которые на основании анализа их перспективности и сопоставления с будущими потребностями признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве. Классификация - это метод стандартизации, заключающийся в установлении связей между показателями или классами объектов. Симплификация — деятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве. Симплифицированные объекты исключаются из смотрения как морально устаревшие или по другим критериям, что делает невозможными их дальнейшее производство и поставку на рынок. Типизация - метод стандартизации, заключающийся в разработке и установлении типовых конструктивных, технологических, организационных и других решений. В отличие от селекции, отобранные конкретные объекты подвергают каким-либо техническим преобразованиям, направленным на повышение их качества и универсальности. Этот метод иногда называют методом «базовых конструкций», так как в процессе типизации выбирается объект, наиболее характерный для данной совокупности, с оптимальными свойствами, а при получении конкретного объекта - изделия или технологического процесса выбранный объект может претерпевать лишь некоторые, частичные изменения или доработки. Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении оптимальных главных параметров (параметров назначения), а также значений всех других показателей качества и экономичности. Оптимизацию объектов стандартизации осуществляют путем применения специальных экономико-математических методов и моделей оптимизации. Целью оптимизации является достижение оптимальной степени упорядочения и максимально возможной эффективности по выбранному критерию. Унификация - один из важнейших методов стандартизации, заключающийся в рациональном сокращении видов, типов и размеров изделий одинакового функционального назначения, а также узлов и деталей, входящих в изделие с целью создания ограниченного числа взаимозаменяемых узлов и деталей, позволяющих собирать новые изделия с добавлением определенного количества оригинальных элементов. Чем больше унифицированных узлов и деталей в машине, тем короче сроки проектирования и изготовления, так как сокращается количество чертежей, количество вновь разрабатываемых технологических процессов, проектируемой оснастки, ниже стоимость производства новых изделий, выше серийность и, следовательно, уровень автоматизации производственных процессов, меньшая трудоемкость изготовления и т.д. Агрегатирование - метод стандартизации, заключающийся в компоновке машин (комплекса машин) из взаимозаменяемых, унифицированных узлов и агрегатов. Агрегатирование обеспечивает расширение области применения машин путем замены их отдельных узлов и блоков; возможность компоновки машин, приборов, оборудования разного функционального назначения из отдельных узлов, изготавливаемых на специализированных предприятиях; создание универсальных приспособлений при разработке технологической оснастки; дает возможность применения приспособлений и сложной технологической оснастки за счет использования общих агрегатов и узлов, организовать высокопроизводительный ремонт машин и других изделий за счет использования взаимозаменяемых агрегатов и узлов. Взаимозаменяемость - свойство деталей, узлов, агрегатов изготовленных независимо друг от друга занимать своё место в сборочной единице без дополнительной ручной или механической обработки (подгонки). Комплексная стандартизация — это стандартизация, при которой осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом и его основным элементам, так и к материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект, в целях обеспечения оптимального решения конкретной проблемы. Она обеспечивает наиболее полное и оптимальное удовлетворение требований заинтересованных организаций путем согласования показателей взаимосвязанных компонентов, входящих в объекты стандартизации, и увязки сроков введения в действие стандартов. Опережающая стандартизация — это метод, устанавливающий повышенные по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время. Процесс опережающей стандартизации непрерывен, то есть после ввода в действие опережающего стандарта сразу же приступают к разработке нового стандарта, которому предстоит заменить предшествующий. Сущность опережающей стандартизации состоит в том, что в стандартах устанавливаются перспективные требования для вновь разрабатываемой продукции, опережающие современный отечественный и зарубежный уровень, с целью, чтобы и в период производства этот уровень не уступал лучшим зарубежным аналогам. Тема 2.2.4 Нормативная база стандартизации. ( 162-ФЗ «О стандартизации в РФ») К законодательству Российской Федерации , регулирующему отношения в области стандартизации , относятся законы РФ , содержащие те или иные требования к обьектам стандартизации. Приоритет международно-правовых норм перед национальными является общепризнанным правилом международного права. Если международным договором , заключенным РФ с другими государствами, установлены правила, отлчающимися от тех, что содержатся в законодательстве РФ по стандартизации, то применяются правила международного договора, в ГА -это гармонизация национальных стандартов , обеспечивающих безопасность полетов и авиационную безопасностьс требованиями ИКАО , ИАТА и европейскими организациями. 14) стандартизация - деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации; Статья 14. Виды документов по стандартизации К документам по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся: 1) документы национальной системы стандартизации; 2) общероссийские классификаторы; 3) стандарты организаций, в том числе технические условия; 4) своды правил; 5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона. Терминология : 1) документ по стандартизации - документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом; (ДОК УМЕНТ-зафиксированнная на материальном носителе информация в виде текста, звукозаписи или изображение с реквизитами , позволяющими ее идентифицировать) 2) документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации (далее - документы национальной системы стандартизации), - национальный стандарт Российской Федерации (далее - национальный стандарт), в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (далее - основополагающий национальный стандарт), и предварительный национальный стандарт Российской Федерации (далее - предварительный национальный стандарт), а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники; 5) национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации; (п. 5 в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ) (Документ-облеченный в письменную форму носитель информации…) 6) объект стандартизации - продукция (работы, услуги) (далее - продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты; 6) объект стандартизации - продукция (работы, услуги) (далее - продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты; 8) основополагающий национальный стандарт - национальный стандарт, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов; Законодательство РФ о стандартизации (к 162-ФЗ). К законодательству Российской Федерации , регулирующему отношения в области стандартизации , относятся законы РФ , содержащие те или иные требования к обьектам стандартизации. Приоритет международно-правовых норм перед национальными является общепризнанным правилом международного права. Если международным договором , заключенным РФ с другими государствами, установлены правила, отлчающимися от тех, что содержатся в законодательстве РФ по стандартизации, то применяются правила международного договора, в ГА -это гармонизация национальных стандартов , обеспечивающих безопасность полетов и авиационную безопасностьс требованиями ИКАО , ИАТА и европейскими организациями. К статье 8) –основополагающие стандарты. Виды стандартов Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации. ГОСТ Р 1.0 установил следующие основные виды стандартов: • стандарты основополагающие; • стандарты на продукцию; • стандарты на услуги; • стандарты на процессы (работы); • стандарты на методы контроля; • стандарты на термины и определения. Основополагающий стандарт — стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области. Основополагающие стандарты национальной системы стандартизации Р,действующие на территории РФ.. 1. ГОСТ Р 1.0 - 2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»      (устанавливает основные положения по организации и проведению в Российской Федерации работ в области стандартизации, правила их опубликования, распространения и применения, а также задачи международного сотрудничества в области стандартизации).      2. ГОСТ Р 1.1 - 2013 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности»      (устанавливает правила создания и деятельности технических комитетов по стандартизации, а также включает рекомендуемое типовое положение о ТК)       3. ГОСТ Р 1.2 - 2014 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»       (устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (путем внесения изменений, поправок или пересмотра), а также правила осуществления отмены действующих стандартов)      При использовании настоящего стандарта в документах по стандартизации в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, учитывают также дополнительные требования, которые изложены в специальных стандартах, устанавливающих правила разработки, утверждения, обновления и отмены указанных документов       4. ГОСТ Р 1.4 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»      (устанавливает общие положения при разработке и применении стандартов организаций.)      Положения настоящего стандарта предназначены для применения организациями, расположенными на территории Российской Федерации, в том числе коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями, объединениями юридических лиц, а также техническими комитетами по стандартизации, организующими проведение экспертизы стандартов организаций)       5. ГОСТ Р 1.5 - 2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»      (устанавливает правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов, а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам Российской Федерации.      Настоящий стандарт не распространяется на действующие национальные стандарты Российской Федерации и признанные в этом качестве государственные стандарты Российской Федерации Государственные стандарты Российской Федерации признаны национальными стандартами в силу Постановления Госстандарта России от 30 января 2004 г. № 4 "О национальных стандартах Российской Федерации", зарегистрированного Минюстом России в качестве нормативного правого акта 13 февраля 2004 г. (№ 5546), которые были утверждены (приняты) до введения его в действие. Их приведение в соответствие с требованиями настоящего стандарта осуществляют в случае пересмотра данных стандартов по иным причинам, критерии которых установлены в ГОСТ Р 1.2-2004)       6. ГОСТ Р 1.6 - 2013 «Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы»      (устанавливает правила организации и проведения экспертизы проектов стандартов и проектов изменений к действующим стандартам, а также виды и содержание экспертизы)       7. ГОСТ Р 1.7 - 2014 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов»      (устанавливает правила оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов, которые разрабатывают на основе применения международных и региональных стандартов, а также национальных стандартов других стран.      Устанавливает правила оформления национальных стандартов Российской Федерации, предварительных национальных стандартов и рекомендаций по стандартизации, разрабатываемых на основе применения международных документов, не являющихся международными стандартами.      Не распространяется на национальные стандарты Российской Федерации, которые были утверждены (признаны в этом качестве) до введения его в действие. Их приведение в соответствие с требованиями настоящего стандарта осуществляют при очередном пересмотре указанных стандартов, а в обоснованных случаях - при разработке очередных изменений к ним.       Не распространяется на межгосударственные стандарты, которые по статусу являются региональными стандартами, но применяются в Российской Федерации непосредственно в качестве национальных стандартов)       8. ГОСТ Р 1.8 - 2011 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения»       (устанавливает правила проведения работ, осуществляемых в Российской Федерации по разработке, применению, обновлению межгосударственных стандартов, а также правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, и правила прекращения применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации.       Не распространяется на соответствующие работы с межгосударственными стандартами на оборонную продукцию, правила проведения которых установлены в специальных стандартах.       Установленные в настоящем стандарте правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, могут быть также применены при рассмотрении в Российской Федерации проектов правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, если их разрабатывают в других странах)       9. ГОСТ Р 1.9 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения»       (действие настоящего стандарта распространяется на:      - субъекты хозяйственной деятельности (юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели), производящие продукцию (оказывающие услуги), осуществившие в инициативном порядке добровольное подтверждение соответствия продукции и (или) услуг требованиям национальных стандартов Российской Федерации и заявившие о своем намерении применять на добровольной основе знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации;      - субъекты хозяйственной деятельности и организации, заключившие договоры (контракты) на поставку продукции, маркированной знаком соответствия национальным стандартам;       - органы сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие подтверждение соответствия продукции требованиям национальных стандартов в форме добровольной сертификации;      - организации, осуществляющие выдачу разрешения на право применения знака соответствия национальным стандартам, ведение реестра продукции, маркированной знаком соответствия национальным стандартам, и инспекционный контроль за его использованием).       10. ГОСТ Р 1.10 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены»       (устанавливает порядок разработки, утверждения изменения, пересмотра и отмены правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации.      Стандарт распространяется на правила стандартизации и рекомендации по стандартизации, утверждаемые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.      Настоящий стандарт предназначен для применения научно-исследовательскими и иными организациями, а также структурными подразделениями Федерального агентства).       11. ГОСТ Р 1.12 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения»      (устанавливает основные термины, применяемые при проведении работ по стандартизации в Российской Федерации на национальном уровне и при ссылках на национальные стандарты в других нормативных документах, а также определения этих терминов.      Термины, установленные настоящим стандартом, также могут быть применены при проведении работ по стандартизации на уровне организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций и объединений юридических лиц.      Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуется использовать в правовой, нормативной, технической и организационно-распорядительной документации, научной, учебной и справочной литературе).       12. ГОСТ Р 1.13 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования»      (устанавливает общие требования к подготовке, оформлению, изложению и публикации уведомлений, используемых при проведении в Российской Федерации работ по стандартизации на национальном и межгосударственном уровнях.      Не распространяется на документы о стандартизации в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии; процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения соответственно указанной продукции и указанных объектов)       13. ГОСТ Р 1.14 - 2009 «Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией»      (устанавливает требования к структуре, порядку формирования, утверждения и контроля за реализацией программы разработки национальных стандартов, в том числе стандартов ограниченного распространения.      Не распространяется на разработку программ при планировании деятельности по стандартизации оборонной продукции).       14. ГОСТ Р 1.15 - 2009 «Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования»      (устанавливает единые для организаций правила создания и функционирования служб стандартизации, а также включает рекомендуемое типовое положение о службе стандартизации организации.      В заинтересованных организациях настоящий стандарт (или его отдельные положения) применяют на основании ссылок на него в организационно-распорядительных и нормативных документах этих организаций).       15. ГОСТ Р 1.16 - 2011 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены»      (устанавливает правила разработки и утверждения предварительных национальных стандартов, а также правила их применения, проведения мониторинга применения и отмены)      16. ПР 50.1.008 - 2013 «Организация и проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации»      (устанавливают порядок организации и проведения работ по международной стандартизации в Российской Федерации для выполнения следующих задач:      - содействие конкурентоспособности отечественной промышленности на мировом рынке;       - координация работ по международной стандартизации в Российской Федерации;      - мониторинг выполнения обязательств Российской Федерации, связанных с членством в международных организациях по стандартизации, в том числе контроль соблюдения сроков голосования, представления позиции по проектам международных стандартов ИСО и МЭК, активности российских специалистов, включенных в международные ТК/ПК/РГ и другие структуры, обеспечивающие разработку международных стандартов;      - обеспечение участия российских технических комитетов по стандартизации и специалистов в работе по международной стандартизации;      - поддержка деятельности секретариатов технических комитетов и подкомитетов ИСО и МЭК, находящихся в ведении Российской Федерации;      - подготовка и проведение в Российской Федерации заседаний технических комитетов международных организаций по стандартизации;      - участие в международных заседаниях технических органов по стандартизации;      - организация проведения работ в целях принятия национальных стандартов Российской Федерации в качестве международных и межгосударственных стандартов).       17. ПР 50.1.025 - 2007 «Методика формирования перечня национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента»      (правила применяют при:      - разработке и актуализации Перечня;      - разработке проектов технических регламентов;      - пересмотре национальных стандартов и (или) сводов правил;      - изменении национальных стандартов и (или) сводов правил;      - экспертизе проектов технических регламентов, национальных стандартов и (или) сводов правил;      - формировании программ разработки национальных стандартов.      Настоящие правила не распространяются на проведение работ по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну).       18. ПР 50.1.074 - 2004 «Подготовка проектов национальных стандартов Российской Федерации и проектов изменений к ним к утверждению, регистрации и опубликованию. Внесение поправок в стандарты и подготовка документов для их отмены»      (распространяются на проекты стандартов, прошедших экспертизу и представленных техническими комитетами по стандартизации в национальный орган по стандартизации на утверждение, и подлежат применению структурными подразделениями национального органа по стандартизации и уполномоченными научными организациями по стандартизации).       19. Р 50.1.004 - 2011 «Подготовка межгосударственных стандартов для принятия и применения в Российской Федерации в качестве национальных стандартов»      (настоящие рекомендации направлены на обеспечение применения ГОСТ Р 1.8 и распространяются на следующие процедуры, осуществляемые в структурных подразделениях Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и уполномоченных им организациях:      - подготовку для принятия проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений к ним, автором которых является Российская Федерация;      - рассмотрение проектов стандартов, авторами которых являются другие государства - участники Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности;      - подготовку к введению в действие в Российской Федерации принятых стандартов;      - подготовку документов об отмене действующих стандартов или прекращении применения в Российской Федерации в одностороннем порядке;      - подготовку поправок к действующим стандартам.      Не распространяются на указанные процедуры в отношении стандартов на оборонную продукцию).       20. Р 50.1.039 - 2002 «Разработка, обновление и отмена правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и каталогизации»      (распространяются на процессы разработки, обновления (внесение изменений, пересмотр) и отмены следующих правил и рекомендаций, принимаемых Госстандартом России: правил по стандартизации; правил по метрологии; правил по сертификации; правил по аккредитации; правил по каталогизации; рекомендаций по стандартизации; рекомендаций по метрологии; рекомендаций по сертификации; рекомендаций по аккредитации; рекомендаций по каталогизации).       21. Р 50.1.057 - 2006 «Комплектование, хранение, ведение и учет документов Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и порядок предоставления пользователям информационной продукции и услуг. Основные положения»      (регулируют процессы: комплектования Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов; учета поступающих документов, их хранения и ведения, регистрации переводов международных и национальных стандартов, а также определяют порядок предоставления пользователям продукции и услуг на основе информационных ресурсов Федерального фонда и информационное обеспечение в рамках Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации (ВТО) и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер ВТО).       22. Р 50.1.058 - 2011 «Методика оценки стоимости разработки и экспертизы национальных стандартов Российской Федерации»      (устанавливают методический подход к оценке стоимости разработки национальных стандартов Российской Федерации, подходы к оценке стоимости экспертизы, а также исходные данные, порядок расчета, нормативы трудоемкости, используемые при планировании их разработки.      Распространяются на национальные стандарты и предназначены для применения организациями, предприятиями и другими субъектами научной и хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчиненности, участвующими в работах по стандартизации, техническими комитетами по стандартизации, а также федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, участвующими в обосновании трудоемкости разработки и экспертизы национальных стандартов в соответствии с действующим законодательством).       23. Р 50.1.075 - 2011 «Разработка стандартов на термины и определения»      (предназначены для применения при разработке национальных стандартов на термины и определения, предусмотренных Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании".      Устанавливают порядок и содержание работ по стандартизации научно-технической терминологии на всех этапах разработки стандартов на термины и определения, предусмотренных национальной системой стандартизации, дополняют общие требования национальной системы стандартизации с учетом специфики объекта стандартизации.      Применяются на всей территории РФ техническими комитетами по стандартизации, юридическими и физическими лицами, принимающими участие в разработке стандартов на "Термины и определения", а также подготавливающими заключения на проекты таких стандартов) Межгосударственная система стандартизации Представлена комплексом стандартов. : 24. ГОСТ 1.0 - 2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения».  25. ГОСТ 1.1 - 2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения»   26. ГОСТ 1.2 - 2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены».      27. ГОСТ 1.3 - 2014 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов».      28. ГОСТ 1.4 - 2015 «Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности».      29. ГОСТ 1.5 - 2001 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению».      30. ПМГ 03 - 93 «Порядок регистрации и подготовки к изданию межгосударственных нормативных документов по стандартизации».      31. ПМГ 04 - 94 «Порядок распространения межгосударственных стандартов и нормативной документации Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации».          ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Дополнительный материал - содержание комплекса национальных стандартов) • ГОСТ Р 1.0-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения (с Изменением N 1) ГОСТ Р от 23 ноября 2012 года №1.0-2012 • ГОСТ Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены ГОСТ Р от 30 декабря 2004 года №1.10-2004 • ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения ГОСТ Р от 30 декабря 2004 года №1.12-2004 • ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования (с Изменением N 1) ГОСТ Р от 30 декабря 2004 года №1.13-2004 • ГОСТ Р 1.16-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены (с Изменениями N 1, 2) ГОСТ Р от 16 ноября 2011 года №1.16-2011 • ГОСТ Р 1.2-2016 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены (с Поправкой) ГОСТ Р от 30 июня 2016 года №1.2-2016 • ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения ГОСТ Р от 30 декабря 2004 года №1.4-2004 • ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения (с Поправкой, с Изменением N 1) ГОСТ Р от 23 ноября 2012 года №1.5-2012 • ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы (с Изменением N 1) ГОСТ Р от 19 июня 2013 года №1.6-2013 • ГОСТ Р 1.7-2014 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов (с Изменением N 1) ГОСТ Р от 26 ноября 2014 года №1.7-2014 • ГОСТ Р 1.8-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения (с Изменениями N 1, 2) ГОСТ Р от 28 июня 2011 года №1.8-2011 • ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения (с Поправкой) ГОСТ Р от 30 декабря 2004 года №1.9-2004 • ГОСТ Р 1.1-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности ГОСТ Р от 19 июня 2013 года №1.1-2013 • ГОСТ Р 1.14-2009 Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией (с Изменениями N 1, 2) ГОСТ Р от 30 июня 2009 года №1.14-2009 Следующие 20 • ГОСТ Р 1.15-2009 Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования ГОСТ Р от 23 июня 2009 года №1.15-2009 • ГОСТ Р 1.17-2015 Стандартизация в Российской Федерации. Эксперт по стандартизации. Общие требования ГОСТ Р от 01 декабря 2015 года №1.17-2015 Стандарт на продукцию — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению . На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стандартов: 1.стандарт общих технических условий; 2. стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения. Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности. Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций. На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Имеются в виду стандарты по системам менеджмента качества. Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО. Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают: средства испытаний и вспомогательные устройства; порядок подготовки к проведению испытаний; порядок проведения испытаний; правила обработки результатов испытаний; правила оформления результатов испытаний; допустимую погрешность испытаний. Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий). Пример: Пример обсуждения нового сандарта ГОСТ Р ОСН 1.5 (проект, первая редакция). Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения 7 сентября 2016 — заканчивается 8 октября 2016   Проект Разработчик Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Технический комитет Технический комитет ТК 12 «Методология стандартизации» Взамен ГОСТ Р 1.5-2012  Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения ОКС/МКС/ISO ОКС 01.020 Описание Настоящий стандарт устанавливает правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации (далее под национальными стандартами подразумеваются и основополагающие национальные стандарты) и предварительных национальных стандартов Российской Федерации (далее – предварительные национальные стандарты), а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам Российской Федерации. В случае разработки национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов на основе применения международных и региональных стандартов, а также национальных стандартов других стран настоящий стандарт используют в части, не противоречащей правилам построения, изложения, оформления и обозначения, которые установлены в ГОСТ Р 1.7. Настоящий стандарт не распространяется на действующие национальные стандарты Российской Федерации и признанные в этом качестве государственные стандарты Российской Федерации, которые были утверждены (приняты) до введения его в действие. Их приведение в соответствие с требованиями настоящего стандарта осуществляют в случае пересмотра данных стандартов по иным причинам, критерии которых установлены в ГОСТ Р ОСН 1.2—2016 (пункт 5.3.1). При разработке изменения к действующему национальному стандарту Российской Федерации изложение и/или оформление данного стандарта может быть приведено в соответствии с настоящим стандартом в случае, когда это будет способствовать однозначному пониманию содержания действующего национального стандарта Российской Федерации. Файлы проекта • Проект_ГОСТ_Р_ОСН_1.5.pdf • Форма замечаний к проекту • • •   Показать описание и файлы проекта Обсуждения Приглашаем обсудить проект ГОСТ Р ОСН 1.5 по правилам построения стандартов Публичное обсуждение проекта взамен ГОСТ Р 1.5-2012 продлится до 8 октября 2016г. В настоящем стандарте область применения дополнена основополагающими национальными стандартами Российской Федерации, которые наряду с национальными стандартами Российской Федерации и предварительными национальными стандартами Российской Федерации являются объектами стандартизации настоящего стандарта после внесения в него изменения № 1. Национальные стандарты Российской Федерации, предварительные национальные стандарты Российской Федерации и основополагающие национальные стандарты Российской Федерации имеют статус национальных стандартов, что отражено в наименовании настоящего стандарта. В тексте настоящего стандарта в правилах построения, изложения, оформления и обозначения, общих для национальных стандартов Российской Федерации, предварительных национальных стандартов Российской Федерации и основополагающих национальных стандартов Российской Федерации, для указания объекта стандартизации использовано слово «стандарт». В случае необходимости отражения особенностей изложения, оформления и обозначения, которые характерны только для отдельного объекта стандартизации, данный объект указан конкретно. Установленные в настоящем стандарте правила построения, изложения, и оформления могут быть использованы при разработке правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации, а также сводов правил, стандартов организаций и технических условий. Библиография. Федеральные законы 1. «О техническом регулировании», 27.12.2002 № 184-ФЗ 2. «Об обеспечении единства измерений» - М. 27.04.93 № 4871-1 3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в ред. от 07.02.92 № 2300-1 с дополнениями и изменениями от 09.01.96 Ф3-2и от17.12.99ФЗ-212 4. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» - ФЗ-29 от 02.01.2000 5. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 ФЗ-134 6. «О стандартизации в РФ» в ред. 29.06. 2015г.
«Стандартизация» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 170 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot