Социальные группы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 7. Социальные группы
Понятие социальной группы. Проблемы поведения человека в социальной
группе. Классификации групп. Первичные и вторичные группы. Формальные и
неформальные группы. Основные характеристики групп. Функции групп.
Межгрупповые отношения. Изменение поведения личности под влиянием
социальных групп и культуры, социального положения и роли в группе.
Факторы, влияющие на изменение поведения. Межгрупповые конфликты.
Большие социальные группы и их влияние на поведение индивида.
Психологические особенности толпы и массы. Нации и этносы. Социальные
классы. Основные проблемы этнической социальной психологии. Особенности
психического склада нации и национального характера. Социально-классовые
различия.
Человек в общественной жизни выступает как член социальных
общностей - семьи, дружеской компании, трудового коллектива, нации, класса
и т.д. Его деятельность определяется деятельностью тех групп, в которые он
включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами.
Группа является одним из главных элементов социальной структуры
общества и представляет собой совокупность людей, объединенных любым
существенным признаком - общей деятельностью, общими экономическими,
демографическими, этнографическими и психологическими характеристиками.
Современная наука предлагает несколько определений социальной
группе, но, по мнению российских социологов, социальная группа — это
совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих
общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения
труда и деятельности.
Социальная группа (по определению Р. Мертона) существующая
устойчивая
совокупность
людей,
любая объективно
связанных
системой
отношений и регулируемых формальными или неформальными социальными
институтами.
Созданию социальных групп способствуют сходные интересы и цели
людей, осознание того факта, что при объединении действий можно достичь
большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом, социальная
деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех
групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между
группами [4,C.230-232].
Американский социолог Р. Мертон выделяет в социальной группе три
основные черты: взаимодействие, членство и единство. Социальные группы
характеризуются:
устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности
их существования;
относительно высокой степенью единства и сплоченности;
четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие
признаков, присущих всем членам группы;
возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве
структурных единиц.
Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является
членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам,
характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим
признакам, то возникает необходимость в их классификации по определенным
критериям [4, C.230-232].
Выделяют следующие разновидности социальных групп:
1. В зависимости от характера взаимодействия: первичные и вторичные.
Первичная группа - группа, в которой люди не только взаимодействуют
«лицом к лицу», но и тесно объединены эмоциональной близостью. К
первичной группе в первую очередь относится семья, потому что это первая
для любого человека группа, в которую он попадает. Семья играет
первостепенную роль и в социализации личности. Затем, школьный класс,
группа сверстников, студенческая группа и т.д. Осуществляя социализацию
индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между
личностью и обществом.
В процессе социализации, т.е. в
процессе включения личности в
определенную социальную среду и усвоение ее норм и ценностей, человек
только
в
группе
может
обеспечить
свое
выживание
и
воспитание
подрастающих поколений. Именно в семье, индивид овладевает необходимыми
социальными умениями и навыками. Первичные группы, именно для ребенка,
способствуют его включению в систему более широких социальных связей.
Вторичная группа — это более многочисленная группа, в которой связи
между ее членами менее эмоциональны, но более рациональны. Такая группа
характеризуется
складываются
безличным
официальные
взаимодействием
их
отношения.
группы
Эти
членов,
в
которой
противоположны
первичным. Значимость членов вторичных групп друг для друга определяется
не их индивидуальными свойствами, а умением выполнять определенные
функции. Людей для объединения во вторичные группы привлекает, прежде
всего, стремление получить экономическую, политическую или иную выгоду.
К вторичным группам относят любую производственную организацию,
профессиональный союз, политическую партию, религиозные объединения и
т.д.).
2.
В
зависимости
от
способа
организации
и
регулирования
взаимодействия группы делятся на: формальные и неформальные [7,C.40-41].
Формальная группа (официальная) - группа, обладающая юридическим
статусом, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных
норм, правил и законов. Формальная структура группы определяется внешними
факторами. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно
закрепленную иерархическую
структуру и
действуют
согласно
административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).
Неформальная группа (неофициальная) возникает стихийно, на основе
общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена
официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп
обычно стоят неформальные лидеры.
Структура данной группы определяется внутренними
факторами.
Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к
тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с
формальной. Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для
того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, объединении,
привязанности, дружбе, получении помощи, доминировании, уважении.
Неформальные связи возникают и развиваются спонтанно, по мере того, как
индивиды взаимодействуют друг с другом. На основе таких связей образуются
неформальные группы, например, компания друзей или единомышленников,
объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д. В этих
группах люди совместно проводят время, занимаются спортом, охотой и т. п.
Возникновению
неформальных
групп
может
способствовать
пространственная близость индивидов. Подростки, живущие в одном дворе или
близлежащих домах, могут составить неформальную группу, потому что
постоянно встречаются друг с другом, имеют общие интересы и проблемы.
Рабочие, выполняющие одни и те же операции в одном и том же цехе,
чувствуют психологическую близость, потому что имеют много общего. Это
приводит к зарождению солидарности и соответствующих неформальных
взаимосвязей.
3. В зависимости от принадлежности к группе индивидов - ингруппы и
аутгруппы.
Ингруппа — это группа, к которой индивид чувствует непосредственную
принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя
семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).
Аутгруппа - группа, к которой данный индивид не принадлежит и
поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другая школа, другая компания,
другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная
шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной.
Референтная группа – (термин впервые был предложен американским
социальным психологом Хайменом) это реальная или мнимая социальная
группа, в которой для индивида эталоном служит система ценностей, норм и
оценок. Референтная группа в системе отношений «личность — общество»
выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида
источником
норм
поведения,
социальных
установок
и
ценностных
ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему
определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и
других.
3.
По характеру совместной деятельности группы делятся на реальные,
условные и лабораторные.
4.
По уровню развития - ассоциации, корпорации, диффузные группы,
коллектив, команда.
5.
В зависимости от количественного состава и формы осуществления
связей — малые, средние и большие.
Малая группа — это немногочисленная группа людей, объединенная для
осуществления совместной деятельности. Она может принимать множество
форм,
но
исходными
являются
«диада»
и
«триада»,
их
называют
простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и
считается
крайне
непрочным
объединением,
в триаде активно
взаимодействуют три человека, она более стабильна.(См. тему 8.)
Средняя группа: от 40 до 150 человек, – к ней относятся рабочие
коллективы, учебные коллективы, жители одного района, одного села и т.д.
Большая группа — значительные по своим размерам совокупности
людей, занятых какой-либо совместной деятельностью.(См.ниже)
7. В зависимости от социально значимых признаков — реальные и
номинальные группы.
Реальные группы — это группы, выделяемые по социально значимым
критериям:
пол - мужчины и женщины;
возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;
доход - богатые, бедные, зажиточные;
национальность - русские, французы, англичане;
семейное положение - женатые, холостые, разведенные;
профессия (род занятий) - врачи, педагоги, экономисты, управленцы;
место жительства - горожане, сельские жители.
Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными
категориями,
—
выделяют
с
целью
проведения
социологического
исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать
число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих
именные стипендии и т.д.).
Выделяют еще такое понятие группы, как «квазигруппа». Квазигруппа
— это неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не
имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие
людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный
характер.
Основными видами квазигрупп являются:
- аудитория — это социальная общность, объединенная взаимодействием с
коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность
данного
социального
образования
(различие
личностных
качеств,
культурных ценностей и норм), определяет и разную степень восприятия и
оценки получаемой информации;
- толпа — временное, относительно неорганизованное, бесструктурное
скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве
общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и
связанных между собой сходством эмоционального состояния. (См.ниже)
Образуя группы, люди дорожат своим членством в них, так как группы
обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей не только каждого
из ее членов в отдельности, но и общества в целом. В связи с этим
социальные группы наделены определенными функциями: 1) социализации;
2) инструментальная; 3) экспрессивная; 4) поддерживающая.
Инструментальная функция группы состоит в осуществлении той или
иной
совместной
деятельности
людей.
Многие
виды
деятельности
невозможны в одиночку, поэтому участие в таких группах обеспечивает
человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности
самореализации. Примером таких групп может быть шахтерская бригада,
отряд спасателей, строительная бригада и т.д..
Экспрессивная
функция
группы
состоит
в
удовлетворении
потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту функцию
выполняют часто первичные неформальные группы. Будучи их членом,
индивид получает удовольствие от общения с психологически близкими ему
людьми.
Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди
стремятся к объединению в трудных для них ситуациях и перед лицом
опасности стремятся психологически приблизиться друг к другу. Они ищут
психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.
Данная функция группы может ярко проявляться в ходе сеансов групповой
психотерапии, при этом человек психологически настолько сближается с
другими членами группы, что его вынужденный уход (по окончании курса
лечения) тяжело им переживается.
В процессе взаимодействия малых или больших социальных групп
возникают межгрупповые отношения, которые складываются на основе
процесса восприятия и понимания друг друга. Основной характеристикой
межгруппового восприятия является его целостность – структурная
характеристика межгруппового восприятия. Когда люди относятся к одной и
той же социальной группе, у них обнаруживаются общие особенности
социальной перцепции.
Основные феномены межгруппового восприятия – это межгрупповая
предубежденность и ингрупповой фаворитизм.
Межгрупповая предубежденность проявляется в том, что члены одной
социальной группы относятся к представителям другой социальной группы
не так, как они относятся к членам своей социальной группы. Свою группу
они считают лучшей, поэтому и внутри группы складываются более
позитивные отношения по отношению к «чужим» социальным группам. Но
если внутри своей социальной группы возникают негативные моменты, то
члены группы относятся с пониманием и прощают другим членам группы
разные недостатки.
По
отношению
к
другим
социальным
группам
проявляются
преимущественно негативные моменты, а замечаемые недостатки считаются
резкими, грубыми и не прощаются.
Ингрупповой фаворитизм – это обратная сторона межгрупповой
предубежденности.
Она
проявляется,
когда
члены
группы
отдают
предпочтение «своим», то есть членам своей социальной группы. Для
«чужих» они отводят второе место и лишают их тех привилегий, которыми
обладают члены своей социальной группы.
Межгрупповые отношения также отличаются большей устойчивостью,
стабильностью и инертностью.
Но в любой социальной группе и между группами могут возникать
различные конфликтные ситуации.
Межгрупповой
конфликт
–
конфликт,
который
вызревает
и
развертывается между различными группами в пределах общности или
между группами, представляющими различные общности.
Конфликт
противоположных
представляет
собой
открытое
столкновение
позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия. На
вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре, где каждый
стремится отстоять свое мнение и доказать другому неправоту.
Условиями возникновения конфликта являются наличие противоречий
и состояния противоборства [7,C.87-92].
Проявлением такого рода конфликтов являются различные формы
враждебности, вплоть до весьма острых, сопровождаемых различными
побоищами
(например,
стычки
между
фанатичными
болельщиками
различных футбольных клубов, как в нашей стране, так и за рубежом).
Все типы конфликтов конструируются на основе типологизации. При
этом выясняются и отбираются для обобщения наиболее характерные
особенности, а второстепенные черты, признаки тех или иных конфликтных
ситуаций и действий остаются в стороне как несущественные для данного
типа конфликтного поведения. На самом же деле реальные способы и формы
возникновения, развития и разрешения конфликтов столь же разнообразны,
как многообразны всевозможные цели, интересы, потребности, которые
объединяют или разделяют людей в их конкретных помыслах, оценках и
действиях [2,C. 206-210].
Субъектами межгрупповых конфликтов
всегда
выступают
малые
группы. Примерами межгрупповых конфликтов может быть борьба за
выгодный заказ каким-то подразделением предприятия или
конкуренция
фирм за рынок сбыта.
Большие социальные группы - это общности людей, существующие в
масштабах общества, не предполагающие обязательных личных контактов. В
таких группах, как правило, вырабатываются общепринятые нормы
поведения, культурные ценности и традиции, общественное мнение и
массовые движения.
К большим группам относятся классы, социальные слои, этносы
(нации
и
народности),
политические
и
религиозные
общественные
конфессии,
организации,
профессиональные,
возрастные
группы
(демографические
прослойки
общества),
социально-профессиональные
группы и объединения, национально-этнические макрогруппы и т.д., – от 150
человек и до социальной «бесконечности».
К числу больших социальных групп относятся и массовые движения человеческие сообщества, как правило, непрочные и случайные, которые
характеризуются такими социально-психологическими признаками, как
отсутствие организованности; слабое взаимодействие между членами и
анонимностью [7,C.61-64].
Психология больших социальных групп формируется и проявляется в
ходе социальных отношений и массового общения. Именно в процессе
взаимодействия возникают и реализуются интересы, общественное мнение,
слухи, традиции и другие массовые социально-психологические явления
[4,C.277-278].
Одной из разновидностей большой группы является толпа. Толпа имеет
такие общие характеристики, как:
внушаемость - люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем
за ее пределами;
анонимность - индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней,
становится неузнаваемым, считая, что его сложно «вычислить»;
спонтанность (заражаемость) - люди в толпе подвержены быстрой
передаче и смене эмоционального состояния;
бессознательность - индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне
социального
контроля,
коллективными
поэтому
его
бессознательными
действия
инстинктами
«пропитываются»
и
становятся
непредсказуемыми.
В зависимости от способа формирования толпы и поведения людей в
ней различают следующие ее разновидности [7,C.63-66] (Рис.5):
случайная
толпа
- неопределенная
совокупность
индивидов,
образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за
внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);
конвенциональная толпа - относительно структурированное собрание
людей,
находящееся
под
воздействием
запланированных
заранее
определенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);
экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, образующаяся для личного
удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и
результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);
действующая (активная) толпа - производящая какие-то действия группа,
которая может выступать в виде сборища - эмоционально возбужденной
толпы, тяготеющей к насильственным действиям, и восставшей толпы группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными
действиями.
Рис.5 Виды толпы
Подвидом действующей толпы является паническая толпа, т.е.
скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой
воображаемой или реальной опасности. Паника — это социальнопсихологический феномен проявления группового аффекта страха. Причем
следует иметь в виду, что первичным является индивидуальный страх,
который, однако, выступает предпосылкой, почвой для страха группового,
для возникновения паники. Основная черта любого панического поведения
людей — стремление к самоспасению. При этом возникший страх блокирует
способность людей рационально оценивать данную ситуацию и препятствует
мобилизации
волевых
ресурсов
для
организации
совместного
противодействия возникшей опасности.
Паника может возникнуть при различных обстоятельствах: при
авариях, пожарах, стихийных бедствиях, террористических актах, в боевой
обстановке и т.д.
По своим масштабам паника не имеет границ. Она способна
охватывать людей, собранных как на ограниченном пространстве, так и
рассеянных на обширной территории. Трагический опыт свидетельствует,
что при панике, возникшей в ограниченном пространстве, например в театре,
ресторане, на стадионе, люди гибнут не столько от причин, породивших
панические действия (например, пожар), сколько от возникающей в таких
случаях давки [7,C.66-69].
Значительную социальную опасность для общества представляют
различные варианты экономической паники, возникающей в периоды
экономических
кризисов,
продовольственная
паника,
характерная,
преимущественно для стран с низким или относительно низким уровнем
материального положения населения.
Среди подвидов действующей толпы можно выделить стяжательную
толпу,
представляющую
собой
скопление
людей,
находящихся
в
непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за
обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для
удовлетворения
потребностей
или
желаний
всех
участников
этого
конфликта. Она многолика. Ее могут образовывать и покупатели в магазинах
при продаже товаров повышенного спроса при явном их недостатке; и
пассажиры, стремящиеся занять ограниченное количество мест в отходящем
автобусе или электричке; и покупатели билетов у билетных касс перед
началом
какого-либо
зрелищного
мероприятия;
и
вкладчики
обанкротившегося банка, требующие возврата вложенных денег; и лица,
грабящие материальные ценности или товары из магазинов и складов при
массовых беспорядках.
Агрессивная толпа - наиболее опасная, представляющая собой
скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже
убийству. При этом те, кто составляет агрессивную толпу, не имеют
рациональной основы для своих действий и, находясь в состоянии
фрустрации, часто направляют свой слепой гнев или ненависть на
совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к
происходящему, ни к самим погромщикам.
Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего
она является результатом трансформации случайной, конвенциональной или
экспрессивной толпы. Пример, футбольные болельщики, раздосадованные и
обозленные проигрышем любимой команды, легко могут превратиться в
агрессивную толпу, которая начинает крушить все вокруг, ломать скамейки
на стадионе, бить стекла ближайших домов и витрины магазинов, избивать
случайных прохожих и т.п.
Агрессивную толпу могут образовать многочисленные экспрессивные
зрители, пришедшие на концерт любимой рок-звезды.
Основным средством психологического воздействия, осуществляемого
участниками толпы, является слово, причем в основном экспрессивная,
эмоциональная лексика: призывы, междометия, например типичный крик
«Наших бьют».
Один из основных способов информационного психологического
воздействия личности или группы на других участников - внушение,
подкрепленное различными по содержанию сообщениями (уговорами,
угрозами, слухами, шантажом).
В условиях толпы имеет место особая реакция заражения, когда
психическое состояние, настроение и поведение личности или группы
резонируют, усиливаются путем многократного отражения по моделям
(образцу) цепной реакции, разгоняются, как частицы в ускорителе, и
тонизируют группу.
Толпа не всегда возникает случайно, стихийно. Довольно часто ее
возникновение провоцируется или она создается умышленно. В этих случаях
используются иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы,
слухи, захват заложников, голодовка, попытка самосожжения, блокирование
общественного транспорта.
Подражание также является одним из способов психологического
воздействия, при помощи которого формируется толпа и осуществляются те
или иные действия. В результате подражания: поведение другого человека
или массовое психическое состояние не только принимается, но и
воспроизводится, тиражируется.
Иногда, для того чтобы собрать толпу, прибегают к различным
необычным, зрелищным, эффектным приемам. Например, в Москве па
Красной площади не один раз совершались попытки самосожжения,
приковывания себя цепями и т.п., что всегда собирало толпу.
Популярным в последнее время катализатором толпы являются
блокирование общественного транспорта, групповая голодовка.
Участники
толпы
могут
использовать
в
качестве
способов
психологического воздействия пикетирование, «штурм» административных
зданий, ультиматум, «живое кольцо» и захват заложников. Использование
данных способов не самоцель, а средство достижения целей [6,C.233-239].
В истории развития социологической науки сложились различные
теории, объясняющие механизмы образования толпы (Г. Лебон, Р. Тернер и
др.). Но при всей несхожести точек зрения ясно одно: для управления
повелением толпы важно:
1) выявить источники возникновения норм;
2) определить их носителей путем структурирования толпы;
3) целенаправленно воздействовать на их создателей, предлагая толпе
значимые цели и алгоритмы дальнейших действий.
К социальной группе также относятся нации, классы и этносы. Этносы
– это социальная общность, исторически сложившаяся на определенной
территории,
осознающая
свое
этническое
единство
и
обладающая
относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим
языком.
В основе существования этносов лежит осознание ими своей
целостности, выражаемой понятием «мы» по сравнению с понятием «они».
Деформация
этого
явления
получила
название
этноцентризма,
т.е.
склонности человека воспринимать и оценивать различные явления на
основе культурных стереотипов своей этнической общности.
Существуют две исторические формы этнической общности людей —
племя и нация, соответствующие двум формам экономических отношений. В
основе племенного разобщения людей по территории расселения, культуре и
языку лежат родовые отношения. Племя представляло объединение родов,
которое становилось все более прочным на развитом этапе первобытной
формации. Чем больше разных родов входило в племя, тем более оно
становилось жизнеспособным и предотвращалось его вымирание [1,C155162].
С переходом от первобытной формации к экономической, основанной
на товарно-денежных отношениях, этнос в виде племени постепенно
превращается в этнос в виде нации. Племя характеризуется однородностью
стратификации, т.е. отсутствием социального неравенства.
Нация качественно отличается от племени, во-первых, тем, что она
объединяет
людей
разного
социального
происхождения.
Во-вторых,
возникновением государства, четких границ расселения его подданных и
сдерживанием кочевого образа жизни, наличием публичной власти и других
атрибутов государства, распространением культуры, традиций и обычаев
основной этнической общности и внедрением государственного языка. Втретьих,
формированием
и
самосознания, национальной
развитием
определенного
этнического
гордости, проявлением национализма и
шовинизма.
Нация — это высший этап развития этнической общности, которая
соответствует определенной экономической формации, формирующейся на
основе
общности
национального
самосознания,
территории,
языка,
особенностей материальной и духовной культуры, в том числе психического
склада, проявляющегося в национально-психологических особенностях,
традициях и обычаях [6,C.184-194].
Историческое развитие этнической общности, по мнению многих
ученых, — это те жесткие рамки многочисленных, но закономерных,
временных, качественных трансформаций жизни и особенностей психики ее
представителей, внешние и внутренние атрибуты которых предопределяют
своеобразие зарождения, функционирования и проявления национальной
психики.
Возраст этнической общности обычно свидетельствует о длительности
формирования
национальной
психики
людей,
возможностях
ее
перспективного развития или деградации. Чем он больше, тем устойчивее и
консервативнее проявления ее различных черт.
Язык и письменность этнической общности определяют своеобразие
мышления ее представителей, отражают в своем содержании разнообразие и
богатство их мировоззрения, взглядов на особенности своей жизни и
деятельности.
Национальная психика — составная часть общественного сознания
(общественной жизни), его важнейшего компонента — общественной
психологии. Это явление реальное, проявляющееся в поступках и поведении
людей и их групп и опосредующее все формы их общественного сознания —
идеологию, правосознание, мораль, религию, науку, искусство и философию.
Социальные классы — это большие, организованные группы людей,
занимающие строго определенное место в системе экономических и
общественных отношений конкретного социума (государства).
Классы
появляются
на
определенной
ступени
развития
производительных сил, когда создается излишек продукта, который можно
присвоить. Это значит, что классы возникают как результат развития
производительных
сил.
Их
существование
связано
с
исторически
определенными способами производства. Классовые различия в обществе
возникают на основе общественного разделения труда и появления частной
собственности на средства производства и поэтому являются основными
среди других различий между людьми.
Социальный класс является одним из главных субъектов общественных
отношений, и именно под его непосредственным влиянием развиваются
взаимодействие, взаимоотношения и общение людей, формируются их
настроения и мотивация, социальное самочувствие и удовлетворенность (или
неудовлетворенность) своей жизнью и положением в обществе.
В любом классовом обществе отношения между его субъектами, т.е.
объективные условия жизни составляющих его людей, неоднородны. При
этом наиболее принципиальные, глубокие и резкие различия в положении
людей обусловлены их принадлежностью к различным социальным классам.
Основу образования психологии социального класса составляют
условия его жизни, характер общественно-практической деятельности,
отношения с другими классами и межклассовыми группами, социальный
опыт, образ жизни и другие субъективные и объективные характеристики его
представителей.
Для правильного понимания содержания классовой психологии
необходимо знать, что представляет собой сознание класса, т.е. исторически
обусловленный уровень осознания членами социального класса своего
положения в системе существующих общественных отношений, а также
своих классовых потребностей и интересов. Понятие «сознание класса»
характеризуется
тесным
переплетением
политико-психологических
и
идеологических элементов [6,C.211-225].
Сознание класса — продукт длительного социально-исторического
развития, в основе которого лежит динамика потребностей людей,
принадлежащих к данному классу и возможностей их существования, а
также связанных с этим представлений и практических социальных действий
людей.
Развитие сознания класса в более конкретном выражении, включает в
себя три условно выделяемых уровня:
• типологический, при котором представители класса опознают себя и друг
друга по внешним признакам и фиксируют свою внешнюю схожесть, но
отсутствует сознание единства и общности интересов;
• идентификационный, когда появляется групповое самосознание на уровне
первичной общности, связанной общими условиями жизни и деятельности, а
также потребностями и интересами;
• уровень солидарности, при котором возникает осознание единства
интересов и ценностей большой общности и своей принадлежности к ней.
Психология социального класса выступает как выражение духовной
общности его интересов, взглядов, представлений, чувств. На низшем уровне
эта
общность
выражается
в
сходстве
социально-психологических
характеристик представителей класса, отражающих общность условий их
бытия и социального положения. На более высоком уровне она определяется
осознанием представителями класса своей принадлежности к нему и
отличием себя от других, т.е. принадлежащих к иному образованию. Самым
высоким уровнем духовной общности представителей класса является
классовая солидарность, характеризующаяся единством убеждений и
действий, взаимопомощью и поддержкой членов класса и основывающаяся
на общности классовых интересов, их готовность к совместным действиям во
имя этих интересов, достижения целей класса. Классовая солидарность
формируется не сразу, не вдруг, а в процессе достаточно длительного
развития класса.
Существуют социально-классовые различия. Это рабочий класс
(пролетариат),
включающий
наемных
индустриальных
и
сельскохозяйственных рабочих, а также низших и средних служащих
(торговых и конторских работников). Это класс буржуазии, в который входят
крупные и средние собственники средств производства, в том числе и
крупные фермеры, а также высший слой наемных управляющих, чьи доходы
основаны на монополистической собственности. Это средние социальные
слои населения, включающие мелкую буржуазию и мелких собственников
предприятий торговли и сферы обслуживания.
Достаточно многочисленной социальной общностью во многих странах
мира, особенно развивающихся, являются представители маргинальных
слоев, т.е. безработные, полубезработные, нищие, бомжи и другие
деклассированные элементы.
Безусловно, все эти классы отличаются по определению
статуса:
профессии, источник дохода, тип жилища, район проживания.
Исследователи ведущим классообразующим признаком считают
уровень дохода по которому определяют низший, средний и высший классы.
Между классами могут существовать как напряженные отношения,
связанные с наличием тех или иных социальных противоречий, так и
отношения
сотрудничества,
справедливого
обмена
результатами
их
деятельности. Об этом свидетельствует богатый опыт различных стран мира:
есть страны, где не проходит и дня без демонстраций трудящихся,
выступающих в защиту своих социальных прав, и есть страны, где массовых
выступлений представителей «низших» слоев общества практически нет.
Психология любого класса включает в себя такие элементы, как
потребности, интересы, чувства, настроения, взгляды, убеждения, ценности,
традиции и т.д. Обычно при этом различаются лишь их содержание,
соотношение и направленность [6,C. 224-226].
Классовая психология может претерпевать определенные изменения
под влиянием исторически изменяющихся условий жизни ее представителей,
под воздействием того или иного соотношения классовых сил, изменения
социальной
базы,
из
которой
пополняется
класс.
Она
может
детерминироваться национальными традициями и привычками, психологией
других классов.
Литература:
1.
Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов /
Г. М. Андреева. – 5-е изд, испр. и доп. – М. :Аспект Пресс, 2008. – 265 с.
2.
Анцупов, А. Я Конфликтология [Текст] / А. Я. Анцупов, A. M.
Шипилов. –М. : ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
3.
Кричевский, Р. Л. Психология малой группы [Текст] /Р. Л. Кричевский,
Е. М. Дубовская. – М. : Аспект-Пресс, 2007. – 520 с.
4.
Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.
И. Еникеев. М, Норма, 2005.- 347 с.
5.
Ефимова, Н. С. Социальная психология: учебник для бакалавров / Н. С.
Ефимова, А. В. Литвинова. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 442 с. —
Серия : Бакалавр. Углубленный курс.
6.
Крысько, В. Г. Социальная психология: учебник для вузов /
В. Г. Крысько. – СПб. : Питер, 2007. – 431 с.
7.
Социальная психология [Текст]: учебное пособие / сост. И. В. Жуйкова.
Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – 156 с.
8.
Социальная психология : учебник для студентов вузов [Электронный
ресурс] / под ред. А. М. Столяренко. - 2-е изд., доп. - Электрон.дан. - М. :
ЮНИТИ-ДАНА, 2011.