Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социология как наука

  • 👀 423 просмотра
  • 📌 353 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социология как наука» doc
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА 1. Возникновение и становление социологии как науки. 2. Понятие социального. Объект и предмет социологии. 3. Функции социологии. Место социологии в системе гуманитарных наук. 4. Понятие общества. 1. Возникновение и становление социологии как науки. Социология – относительно молодая наука. Впервые термин «социология» был использован в качестве названия новой науки об обществе Огюстом Контом в его работе «Курс позитивной философии», первый том которой вышел в 1830г. Социология должна была интегрировать все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную, т.е. построенную на строгом изучении и проверке фактов, основу. Основная идея Конта – общество можно и должно изучать так, как изучают природу. Иными словами, социология должна исследовать общество, во-первых, как целостную систему; во-вторых, изучать общество научно-инструментальным (позитивным) методом. Предпосылки возникновения социологии: - Идея данной науки не случайно родилась во Франции в середине XVIII века, которая перенесла за короткий срок 3 революции - это предпосылки для изучения структуры общества и его изменения; - Развитие естествознания. - Развитие капиталистических отношений. 2. Понятие социального. Объект и предмет социологии Социальное есть результат совместной деятельности индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей и определяется их различиями их места и роли в конкретных общественных структурах. Это проявляется в различном отношении индивидов и групп к явлениям и процессам общественной жизни. Объект социологии – современное общество. Предметом социологического познания является изучение социальных явлений, процессов и отношений, проявляющихся в коллективном поведении и общественном мнении. Социология – наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества. 3. Функции социологии. Место социологии в системе гуманитарных наук. 1. Познавательная функция реализуется в системе познавательных средств, с помощью которых осуществляется познание социальных отношений. Это общие и специальные теории, методы сбора первичной информации, средства анализа информации и способы ее интерпретации. 2. Прогностическая функция реализуется в выработке на базе полученного знания о тенденциях развития общества в целом или его отдельных элементов всевозможных сценариев будущего состояния общественной системы с предложением проектов социального развития. 3. Практическая функция заключается в практической реализации социологических рекомендаций, которые служат основой для принятия управленческих решений. Чаще всего она связана с прикладной социологией, целью которой и является выработка конкретных практических рекомендаций. 4. Идеологическая функция связана с тем, что социология, будучи наукой, стремящейся к субъективно нейтральному знанию, не может не отражать социальные интересы различных слоев общества, т.к. они непосредственно входят в предмет данной науки. Поэтому социологические теории различаются не только содержательно, но и по очевидным политическим пристрастиям их авторов. Социология при своем стремлении к объективности просто не может выйти за пределы тех или иных идеологических предпочтений, и в определенной мере она становится теоретической основой политических идеалов и программ. 4. Понятие общества. 1. Общество людей - общество рассматривается как совокупность согласованно действующих людей, разделенных на социальные группы в соответствии с набором функций, необходимых для поддержания целостности данного общества. 2. Общество отношений - содержание понятия «общества» как объединения людей выводится не из понятия «люди», а из того, что этих людей связывает, т.е. взаимоотношений, взаимодействий. При этом общество становится более эфемерным, поскольку оно мыслится как система отношений. 3. Общество культуры - общество представляется как совокупность самовоспроизводящихся культурных систем разделяемых большинством социальных оценок и ценностей. КУЛЬТУРА КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 1. Особенности изучения культуры в социологии. 2. Структурные элементы культуры. Язык, ценности и нормы. 3. Субкультуры и контркультуры. 4. Взаимодействие культур. Этноцентризм и культурный релятивизм. 1. Особенности изучения культуры в социологии. В самом общем понимании культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека Для социологов понятие «культура» имеет особый смысл: в традициях, заложенных Э. Дюркгеймом, она рассматривается как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми. Культура предоставляет всему обществу, социальным группам и индивидууму нормированные способы организации поведения, формирования своих эмоций, оценок и чувств. Через культуру каждый человек получает возможность осознавать себя членом масштабной общности, маркировать свое окружение самобытными ценностно-символическими знаками, отображать свое индивидуальное Я. Функции культуры: 1. Коммуникативная - связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого), а также с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации. 2. Регулятивная - связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями. 3. Интегрирующая - связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем. 2. Структурные элементы культуры. Язык, ценности, нормы. 1. Язык Язык – система коммуникации, осуществляемая на основе звуков и символов, имеющих условные, но жестко структурированные значения. Особое место языка в культуре: ◦ Языком нельзя овладеть вне социального взаимодействия; ◦ В языке имеются определенные правила; ◦ Язык создает и организует опыт людей; ◦ Язык функционирует на основе значений, принятых в среде говорящих на нем людей. 2. Ценности Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать. Различают ценности: • терминальные (ценности цели) • инструментальные (ценности средства) 3. Нормы Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий). Различают следующие виды норм: • формализованные правила (кодексы, уставы, правила, т.е. все, что официально записано) • правила морали (связаны с представлениями людей о должном и правильном) • образцы поведения (мода) Структурные модели культуры: 1. Простейшая модель построения культуры разделяет ее на материальную и духовную. Под материальной культурой подразумеваются все предметы и материальные объекты культуры, каналы связей (дороги или информационные сети), созданные носителями данной культуры в процессе жизни разных поколений, а также те природно-ландшафтные явления, которые включены в культурную практику. Под духовной культурой понимается обширное пространство духовных ценностей – образов, представлений, оценок, символов, имеющих высокую значимость для практических областей деятельности и социальных отношений. 2. Элитарная и народная культура: Элитарная культура – вид культуры, характеризующийся производством таких культурных ценностей, которые, в силу своей исключительности, рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей, входящих в элитные группы. Народная культура – собирательное понятие, которое несет этническую или национальную смысловую нагрузку: это совокупность ценностно-нормативного и смыслового содержания, закрепленное и развиваемое в традициях. Массовая культура – феномен Нового времени, который объективно порождается процессами индустриализации и в наши дни развивается под воздействием перехода развитого общества к постиндустриальной, информационной культуре. Она общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. 3. Субкультуры и контркультуры. Субкультурой называется система норм и ценностей, которая отличает группу от более широкого сообщества. Это часть господствующей культуры, которая связана с социальными сообществами как своими носителями и которая отличается нормативным строем, ценностями, традициями, отличными от господствующей культуры в целом. Субкультура не отвергает культуру большинства, но в какой-то мере отклоняется от нее. Контркультурой называют разновидность субкультуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой. Контркультура стремится к формированию норм и ценностей, противоречащих основным аспектам господствующей культуры. Контркультура концентрирует в себе установки, противостоящие господствующей культуре, выдвигающие альтернативные принципы развития, новые духовные ориентиры. 3. Взаимодействие культур. Этноцентризм и культурный релятивизм. Известный исследователь, социолог, социальный антрополог, историк и этнограф М. Мид, выделила следующие виды культурного взаимодействия: ◦ ассимиляция как поглощение одной культуры другой; ◦ аккомодация как вынужденное приспособление, освоение языка иной культуры; ◦ культурный отбор как избирательное добровольное освоение ценностей другой культуры Этноцентризм – оценивание другой культуры с позиций своей собственной, которая изначально считается лучшей, прогрессивной и т.д. Культурный релятивизм – какую-либо культуру можно понять лишь на основе анализа ее ценностей в ее собственном контексте. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 1. Понятие социальной нормы. Относительность норм Социальные нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми. Социальные нормы, стихийно упорядочивая поведение людей, регулируют разнообразные виды социальных отношений. Виды норм: 1. Нормы – предписания. Они ограничивают выбор человека рамками обязательного поведения. 2. Нормы – дозволения. Они представляют собой указания на варианты поведения, которые желательны для исполнения, но не обязательны. 3. Нормы – запреты. Они указывают на действия, которые не разрешено совершать. Функции норм: 1. Нормы программируют поведение человека, т.е. определяют цель и указывают условия оптимальной ее реализации; 2. Нормы ориентируют человека в выборе что можно, что должно, а что нельзя делать; 3. Нормы прогнозируют возможные санкции за нарушение данной конкретной нормы. Относительность норм. • С исторической точки зрения общество меняется, вместе с ним меняются и социальные нормы. • Поскольку социальные нормы являются продуктом деятельности социальных групп, то с изменением социальной структуры, меняются и нормы. • В разных ситуациях нормы имеют разное действие. 2. Социальный контроль. Социальный контроль - нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции. Существует несколько видов социального контроля: 1. Прямой внешний – осуществляется через наказания, санкции, контролирующие и репрессивные органы. 2. Внутренний – осуществляется через нормы и ценности, включенные в социальную ориентацию личности. 3. Косвенный – осуществляется посредством идентификации личности с группой. Элементы социального контроля: 1. Индивид 2. Социальная общность (группа, слой, класс, общество) 3. Индивидуальное действие (контролируемое) 4. Социальное действие (контролирующее) Механизмы социального контроля: 1. Формальный – осуществляется государством путем законодательного определения запрещаемых действий и применения санкций за нарушения. Агентами формального социального контроля являются уполномоченные органы государственной власти(полиция, суды, психиатрические клиники), чья деятельность определена в соответствующих предписаниях. Санкции выступают в форме уголовного наказания, мер административной или дисциплинарной ответственности. Эффективность формального социального контроля прямо пропорциональна степени легитимности данной государственной власти или уполномоченных структур. 2. Неформальный – результат самоорганизации социальных взаимодействий. Его функция – нормативное регулирование социальных отношений, причем нормы данного вида контроля возникают в социальных группах стихийно и воспроизводятся в поведении их членов под угрозой применения определенных санкций. Агентами неформального контроля выступают сами группы или их авторитетные члены (родители, неформальные лидеры). Санкции выступают в виде угрозы (или реального применения) физического насилия, отвержения, лишения членства, упреков, порицаний, насмешки. Эффективность неформального социального контроля прямо пропорциональна степени единства социальной группы, уровня социальной сплоченности ее членов. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ 1. Понятие социальной общности. 2. Классификация социальных общностей. 3. Массовидные общности. 4. Социальные классы. 1. Понятие социальной общности Социальная общность – совокупность людей, связанных сходством жизненных условий, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной идентичности (т.е. самопричислением себя к данной общности). Социальная общность создается объективно, под воздействием общих условий жизнедеятельности, а также на основе общих интересов входящих в нее индивидов. Основные признаки социальной общности – наличие социального контроля и самоидентификация ее членов. Это говорит о прочности структуры общности. 2. Классификация социальных общностей 1. По способу существования: - фиксированные в социальной структуре общности; - нефиксированные в социальной структуре или массовидные общности. 2. По способу взаимодействия членов общности: - реальные общности – реально существующие, характеризующиеся наличием социального взаимодействия и социального - номинальные общности – классификационные группы, выделенные исследователем 3. Массовидные общности Массовидные общности отличают три характерные черты: ▪ Непосредственная пространственная близость людей; ▪ Объединение внешним стимулом; ▪ Особый эмоциональный настрой. Массовидные общности объединяют в единых поведенческих порывах очень разных, ничем не связанных, незнакомых людей (футбольные фанаты, зрители сериала, демонстранты, зеваки). Их однотипное поведение продиктовано не разумом, а чувствами, т.е. их за собой влечет не осознание общности целей, а ощущение общности эмоций. 4. Социальные классы Социальный класс – одна из центральных проблем социологии, которая до сих пор вызывает разноречивые мнения. Социальный класс понимают в двух значениях – широком и узком. В широком понимании класс – большая социальная группа людей, владеющая или не владеющая средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода (К.Маркс). Маркс анализировал классы через отношение к собственности на средства производства, соответственно классообразующим фактором выступает экономический, т.е. характер и способ производства. Иными словами, класс можно характеризовать как группу людей, занимающих одну и ту же позицию в экономической структуре общества. В узком значении класс – есть любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Классы появляются только при капитализме и знаменуют собой переход от традиционного к индустриальному обществу (М.Вебер). Класс у Вебера неразрывно связан с обменом товаров и услуг посредством денег, т.е. рыночным обменом. Рыночный обмен выступает регулятором отношений только при капитализме, стало быть классы существуют только при капитализме. В отличие от него для традиционного общества рынок и денежный обмен – только частный случай; именно поэтому структуру традиционного общества составляют статусные группы, и только современное – классы. В целом М.Вебер выделил три классообразующих фактора: - экономический – богатство как совокупность всех материальных ценностей, принадлежащих человеку; - политический – власть как возможность подчинять своей воле других людей, поступать по собственному усмотрению; - социальный – престиж как признание и уважение достоинств человека, высокая оценка его поступков, являющихся образцом для подражания. Современные представление о классах и фракциях внутри классов в индустриальных обществах. Доминирующий класс: наибольший объем всех форм капитала Средний класс: средний уровень объема всех форм капитала Низший класс: низкий уровень объема всех форм капитала Доминирующая фракция Наибольший объем экономического капитала, который может использоваться для “покупки” других видов капитала. Эта фракция состоит в основном из тех, кто является собственником средств производства, то есть классической буржуазии Большинство представителей этого класса имеют отношение к экономическому капиталу, но их экономический капитал в значительной степени меньше, чем у доминирующей фракции доминирующего класса. Эта фракция представлена мелкой буржуазией (собственники малого бизнеса) Сравнительно высокий уровень экономического капитала у представителей этого класса. Составлен из высококвалифицированных рабочих физического труда. Промежуточная фракция Некоторая часть экономического капитала в соединении со средним уровнем социального, культурного и символического капитала. Эта фракция составлена из специалистов с высшим образованием. Некоторая часть экономического, социального, культурного и символического капиталов, но гораздо меньше, чем у представителей промежуточной фракции доминирующего класса. Включает в себя канцелярских служащих. Низкий объем экономического и других видов капитала. Формируется из полуквалифицированных работников без специального образования. Подчиненная фракция Небольшой объем экономического капитала, но высокий уровень культурного и символического капитала. Эта фракция составлена из интеллектуалов, профессиональных артистов, писателей и всех тех, кто обладает культурными ресурсами, представляющими ценность для общества. Небольшой объем или отсутствие экономического капитала и сравнительно высокий уровень социального, культурного и символического капиталов. Эта фракция формируется из образованных работников, таких как учителя, и представителей других низкодоходных и рутинных профессий, вовлеченных в культурное производство Очень низкий объем экономического капитала. Некоторый символический капитал в форме идеологий для необразованных слоев и лозунгах для бедных и рабочих. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ 1. Понятие социальной группы. 2. Классификация социальных групп. 3. Структура социальной группы. 4. Лидерство в социальной группе. 5. Конформизм в социальной группе. 1. Понятие социальной группы Социальная группа – это совокупность людей, взаимодействующих определенным, упорядоченным образом на основе согласованных взаимных ожиданий соответствующего поведения друг друга. 2. Классификация социальных групп 1. По типу социального взаимодействия выделяют: - Первичные социальные группы - возникают там, где имеется постоянное взаимодействие между людьми. В таких группах общение носит личный и непосредственный характер. - Вторичные социальные группы - создаются в силу необходимости, для достижения определенных целей. Отношения в такой группе носят рациональный, формализованный характер. 2. По способу возникновения выделяют: - Формальные социальные группы - создаются для выполнения определенной задачи - Неформальные социальные группы - складываются самопроизвольно на основе общих интересов членов группы. 3. В зависимости от включенности индивида в группу выделяют: 3. По включенности индивида в группу выделяют: - Референтные группы - Это группы, чьи нормы и стандарты поведения разделяются индивидом, не обязательно принадлежащим к данной группе. Эти лица избирают нормы, принятые в подобных группах как образец для оценки собственных действий. - Группы членства – группа, в которую индивид включен, но нормы и ценности данной группы он не разделяет. 3. Структура группы Внешняя, объективная структура включает в себя сведения о демографической структуре группы, о профессиональном составе, образовании и социальном статусе ее членов. Она создается на основе функциональных обязанностей ее членов и представляет собой совокупность социальных ролей членов данной группы. Психологическая структура группы выражается в определенных видах взаимоотношений, возникающих между индивидами в повседневном общении. 4. Лидерство в социальной группе В ходе постоянного взаимодействия индивидов в группе их отношения начинают ранжироваться по степени важности для группы. Постепенно внутригрупповые отношения приобретают структуру, основанную на количестве предпочтений, оказываемых друг другу членами данной группы. Неизбежно из своей среды выделяются те, кому члены группы отдают наибольшее предпочтение. Лидером социальной группы является тот, по отношению к кому проявляется наибольшее число предпочтений. Структура лидерства конкретной группы складывается стихийно, но раз сложившись, начинает во многом определять поведение ее членов. Принципиальную важность приобретает роль лидера социальной группы. Центральный признак лидерства – способность оказывать влияние на убеждения и деятельность членов группы. 5. Конформизм в социальной группе Конформизм – это подчинение индивида мнению большинства, безусловное согласие с позицией окружающих, независимо от соответствия данной позиции оценке самого индивида. Это отказ от собственного мнения, принятие позиции социальной группы независимо от соответствия данной позиции своим ощущениям, логике, принятым нормам или морально-этическим стандартам. Конформность индивида предопределяется двумя принципиальными моментами: - нормативное влияние группы - подчинение нормам группы, стремление заслужить одобрение группы, боязнь быть отвергнутым. Степень конформности тем выше, чем больше интенсивность внутригрупповых связей. - информационное влияние группы - стремление в условиях неочевидности, неясности ситуации положиться на мнение других, предположительно обладающих более надежной информацией. Степень конформности тем выше, чем более неоднозначна, сложна и неопределенна оцениваемая индивидом ситуация. Максимальная степень конформности называется обезличиванием. Обезличивание проявляется в утрате индивидом осознания самого себя как самостоятельной, автономной личности; в отказе от самостоятельной оценки своих поступков. Особой разновидностью конформного поведения является автоматическое подчинение индивида команде лица, обладающего, по мнению индивида, властным авторитетом. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 1. Понятие социального института. Институционализация. 2. Классификация социальных институтов. 3. Функции социальных институтов. 1. Понятие социального института. Институционализация. Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции. Социальный институт представляет собой совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Социальные институты базируются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социальных групп и слоев, других социальных общностей. Характерные черты социальных институтов: 1. Цель деятельности 2. Конкретные функции, обеспечивающие достижение цели 3. Набор статусов и социальных ролей 4. Смысловые и ценностные системы (идеология, кодексы поведения, культурные символы) 5. Стабильность и деперсонализация деятельности Таким образом, социальные институты способны выполнять свое предназначение за счет упорядочивания, стандартизации и формализации социальной деятельности, связей и отношений. Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и непредсказуемого поведения на поведение регулируемое, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают: • Возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий. • Появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил. • Принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания. • Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института. 2. Классификация социальных институтов Все социальные институты обычно разделяют на: - главные (основные, базовые), которые удовлетворяют важнейшие жизненные потребности людей, коллектива и общества в целом; • частные, которые удовлетворяют второстепенные потребности людей и, как правило, скрываются внутри главных. Большинство социологов выделяют пять основных социальных институтов, удовлетворяющих значимые жизненные потребности: 1. Институт семьи и брака (потребность в воспроизводстве человеческого рода) 2. Политические институты (потребность в безопасности и социальном порядке) 3. Экономические институты (потребность в производстве и распределении материальных благ) 4. Институт образования (потребность в передаче знания и социализации индивидов) 5. Институт культуры (потребность в духовном развитии личности) 3. Функции социальных институтов Универсальные функции социальных институтов: 1. Закрепление и воспроизводство социальных отношений 2. Регулирование взаимодействий между членами общества 3. Сплочение членов социальных групп 4. Передача социального опыта. 5. Поддержание системы социального неравенства Функции и дисфункции в деятельности социальных институтов Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует поддержанию стабильности в обществе. Если институт вместо пользы приносит вред, т.е. «работает» на дестабилизацию общества, то такое действие называется дисфункцией. С содержательной точки зрения дисфункции выражаются в неясности целей деятельности, их противоречивой интерпретации, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета данного института. Явные и латентные функции социальных институтов Явные функции – официально заявленные, всеми осознаваемые, очевидные для всех. Явные функции социальных институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они записаны в уставах и кодексах (т.е. формально заявлены) и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции – скрытые, неосознаваемые и непреднамеренные, они выражаются в непредусмотренных результатах деятельности социальных институтов или лиц, их представляющих. Латентные функции выступают в качестве побочного эффекта деятельности социального института. Как правило, они тождественны заявочным функциям, но обычно между формальной и реальной деятельностью социальных институтов существует определенное расхождение (лаг), небольшое или очень глубокое. В последнем случае можно говорить о потенциальной нестабильности общества, в котором формальная и реальная структуры существенно различаются. Возникающий двойной социальный стандарт отношений, поведения, оценки, способов разрешения противоречий создает условия для широкой вариативности поведения и конфликта «долженствований» - законодательных и жизненных. Таким образом, состояние социальных институтов является значимым показателем социальной стабильности всей общественной системы: общество стабильно тогда, когда функции социальных институтов понятны, очевидны и неизменны. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 1. Понятие социальной структуры 2. Социальные статусы и роли 3. Социальное неравенство и социальная стратификация 4. Социальная мобильность 1. Понятие социальной структуры Социальная структура – это совокупность функционально взаимосвязанных элементов и связей между ними, составляющая внутреннее строение общества. Социальная структура отражает объективное деление общества на социальные общности, классы, слои, группы, указывая на различное положение людей по отношению друг к другу на основе многочисленных критериев. Таким образом, социальная структура – это строение общества в целом, система связей, организующая его основные элементы. 2. Социальные статусы и роли Социальный статус – это социальное положение индивида в обществе, которое определяется социальными признаками (собственность, профессия, образование), природными признаками (пол, возраст), а также престижем и местом в структуре власти. 1. Все статусы делятся на предписанные и достигаемые: Предписанные статусы назначаются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий. Достигаемые статусы – это социальные позиции, которые закрепляются через свободный выбор и конкуренцию, в зависимости от способностей и притязаний индивида. 2. Все социальные статусы можно разделить на собственно социальные и социобиологические: Собственно социальные статусы Социобиологические статусы 1. территориальные 2. религиозные 3. политические 4. экономические 5. профессиональные 1. пол 2. возраст 3. раса, национальность 4. здоровье 5. брачно-семейно-родственные статусы Социальная роль – это модель поведения, соответствующая определенному социальному статусу. Она включает в себя: - совокупность норм, определяющих поведение индивида в зависимости от статуса; - само поведение, реализующее эти нормы; - ожидания окружающих людей. 3. Социальное неравенство и социальная стратификация Социальное неравенство характеризует соотносительное положение индивидов и социальных групп в обществе. Данный подход предполагает сравнение и оценку субъектов социальной структуры. Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как социальная стратификация – распределение социальных групп в иерархически упорядоченном виде по возрастанию или убыванию какого-либо признака. Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот российско-американский социолог П.А.Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядоченность социальных слоев и имеет русский понятийный аналог – расслоение по какому-либо критерию (собственность, власть, престиж). Свойства стратификации: - социальность - стратификация внебиологична, это «продукт» человеческого общества; - универсальность – стратификация существовала всегда, это системное свойство общества; - функциональность - благодаря стратификации в обществе возникает социальная мобильность. 4. Социальная мобильность Социальная мобильность – это перемещение индивида или группы в социальном пространстве, изменение положения индивида или группы в социальной структуре. Виды социальной мобильности: 1. Вертикальная (восходящая и нисходящая) мобильность связана с переходом из одного социального слоя в другой; 2. Горизонтальная мобильность осуществляется тогда, когда перемещения происходят внутри одного социального слоя, а статус и престиж позиции не меняется; 3. Индивидуальная мобильность связана с переходом индивида из одной социальной общности в другую; 4. Групповая мобильность осуществляется тогда, когда меняется социальная структура, т.е. изменяются критерии стратификации; 5. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети изменяют свой статус по сравнению с родительским; 6. Внутрипоколенная мобильность означает изменение социальной позиции самим индивидом вне сравнения его с родителями. Каналы социальной мобильности – это способы, правила, нормы и традиции, используя которые люди перемещаются по социальной лестнице. К каналам социальной мобильности относятся: 1. Семья и брак; 2. Образование; 3. Политика; 4. Армия; 5. Церковь. Механизмы социальной мобильности: 1. Передача семейного статуса 2. Обучение 3. Профессиональная селекция Таким образом, социальная мобильность является показателем прогресса общества. Повышение внутренней мобильности, причем не столько реальных перемещений, сколько потенциальных возможностей их осуществления, определяет жизнеспособность и развитие общества. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1. Понятие социальных отношений. 2. Теория социального действия. 3. Социальные взаимодействия. 1. Понятие социальных отношений. Социальные отношения – отношения между группами людей и индивидами, которые занимают определенное положение в социальной структуре и имеют соответствующий статус и роли. Субъектами социальных отношений выступают различные общности людей, вступающие в активное взаимодействие, на основе которого формируется способ их совместной деятельности. Социальные отношения представляют собой отношения равенства и неравенства социальных групп по их положению и роли в социальной жизни. 2. Теория социального действия. Социальное действие: 1. целенаправленное социально значимое поведение; 2. человеческое поведение, с которым действующий индивид связывает некоторый субъективный смысл. Социальное действие связано с решением неких жизненных проблем и сознательно сориентировано относительно ответного поведения окружающих. Социальное действие характеризуется включенностью индивида в сферу действия определенного социального института, т.е. его активность организована и ограничена определенными нормами и свидетельствует, о том, что данный индивид разделяет определенный набор существующих в обществе ценностей. Таким образом, социальное действие возможно лишь в рамках общества с определенным уровнем развития культуры и социальной структуры. Классическую теорию социального действия создал в конце Х1Х века немецкий социолог Макс Вебер. Он считал, что социальным является только рациональное действие, при котором индивид осознает смысл и цели своих поступков, не подчиняясь эмоциям и страстям. Вебер выделил 4 типа социального действия: 1. Целерациональное – поведение, которое предполагает свободный и осознанный выбор цели и ориентировано на поведение других людей, которое используется как средство для построения своих собственных действий. 2. Ценностно-рациональное – поведение, которое базируется на сознательной ориентации или вере в нравственные или религиозные идеалы. 3. Традиционное – поведение, в основе которого лежит ориентация на запреты, нормы, правила, обычаи, традиции. 4. Аффективное – поведение, основанное на сильном эмоциональном порыве. 3. Социальные взаимодействия. Социальное взаимодействие можно охарактеризовать как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия. Формы социального взаимодействия: - непосредственное; - опосредованное, т.е. с использованием посредников, которыми могут выступать предметы, символы, ценности. Виды социального взаимодействия: - устойчивое и неустойчивое; - частное и публичное; - формальное и неформальное. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 1. Понятие социального конфликта. 2. Типология социальных конфликтов. 3. Развитие социального конфликта. 1. Понятие социального конфликта Социальный конфликт – особый вид социального взаимодействия, участники которого имеют несовместимые или взаимоисключающие ценности. Социальный конфликт – это силовое динамическое взаимодействие, осуществляемое индивидами или социальными группами на основе действительного или мнимого несовпадения ценностей и интересов, либо нехватки ресурсов. Симптомами социального конфликта являются: проявление недовольства, возникновение социальной напряженности, поляризация и мобилизация противодействующих сторон, готовность действовать определенным (обычно радикальным) способом. Основные характеристики конфликта • насильственность • интенсивность (определяется степенью вовлеченности в конфликт, это связано со значимостью исхода конфликта для участников) Факторы, определяющие конфликт связаны с состоянием социальных систем, в которых он разворачивается (например, стабильность семьи и т.д.) • Условия организации конфликтных групп. Насильственность конфликта может возрастать, если затруднена организация конфликтных групп. • Условия манифестации. Чем более выявлен конфликт, тем менее он интенсивен. • Социальная мобильность. Чем выше мобильность, тем менее интенсивен конфликт, чем сильнее связь с социальной позицией, тем сильнее конфликт. • Социальный плюрализм. Разделение или концентрация центров власти в социальных системах. • Информационная стабильность. Наличие или отсутствие информации о реальных ресурсах участников конфликта. 2. Типология социальных конфликтов 1. По характеру противоречий: антагонистические и неантагонистические; 2. По сферам проявления: экономический, политический, культурный и т.д.; 3. По времени действия: скоротечные и затяжные; 4. По формам проявления: явные и скрытые; 5. По своим последствиям: позитивные и негативные (конструктивные и деструктивные); 6. В зависимости от субъектов конфликта: ◦ международные ◦ межнациональные ◦ социальные ◦ межгрупповые ◦ межличностные ◦ внутриличностные 7. По содержанию: • действительные • случайные • заместительные • конфликты, возникающие в результате плохого знания существующего положения • скрытые • фальшивые В особую разновидность конфликтов входят: - конфликты, связанные с процессом модернизации; - индуцированные конфликты, т.е. возникающие под влиянием примера извне, на основе полученной через СМИ информации. 3. Развитие социального конфликта 1. Латентная фаза: скрытое зарождение конфликта, выражение недовольства; 2. Фаза формирования конфликта: исследование собственного ресурсного потенциала, первая проба сил; 3. Фаза расцвета конфликта: происходят активные действия; 4. Фаза угасания конфликта: исчерпаны ресурсы, начинаются переговоры; 5. Завершение конфликта: зависит от действий обеих сторон, их желаний и возможностей. Как правило, протекает в три этапа: • прекращение противоборства • предъявление взаимных претензий • реализация договорных действий по завершению конфликта Модели завершения конфликта: • Выигрыш – проигрыш • Проигрыш – проигрыш • Выигрыш – выигрыш На завершение конфликта влияет: • готовность обеих сторон принять некоторое соглашение; • четкость формулировок, ограниченность целей Стратегии отношения к конфликтам • Уход (попытки отклониться от конфликта) • Отмена (попытка ликвидировать противоречия, вызывающие конфликт) • Подавление (ликвидация оппонента) • Регулирование - подразумевает осознание неизбежности и возможной плодотворности конфликтов. Регулирование ориентируется на управление конфликтом. Формами регулирования выступают различные варианты переговоров. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. 1. Научные дисциплины, изучающие личность. Особенности изучения личности в социологии. 2. Теории личности. 3. Структура личности. 4. Социализация личности. 1. Научные дисциплины, изучающие личность. Особенности изучения личности в социологии. Чаще всего выделяют: - организм – человек как носитель психофизической активности; - индивид – человек как субъект «внешней» адаптивной активности, т.е. поведения; - индивидуальность – человек как субъект «внутренней» психической активности; - личность – человек как субъект сознательной и целенаправленной активности, т.е. деятельности. ◦ Философия больше оперирует понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную природу. В отличие от философии социология изучает прежде всего социальные качества человека, которые формируются у людей в процессе общежития, как непосредственный продукт сосуществования с другими. В психологии личность – это целостность психических свойств, процессов отношений, отличающих данного субъекта от другого. Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. В отличие от психологии для социолога личность – это то, что делает людей похожими друг на друга, т.е. социально типическое в людях. Итак, социология оперирует понятием «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека. В современной социологии личность означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности. Личность обычно определяется как: 1. индивид как субъект социальных отношений 2. определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Личность формируется в процессе взаимодействия людей между собой и с окружающим миром. 2. Теории личности. С точки зрения макросоциологии, (исследующей основные структуры общества) для которой важнее целое, а не части, интереснее групповое взаимодействие, а не межчеловеческое, личность является продуктом общества. В противоположность макросоциологическому взгляду «сверху вниз», микросоциология рассматривает проблематику личности непосредственно в поле межличностного взаимодействия. Статусно-ролевая концепция личности определяет личность как совокупность индивидуальных и социально-психических свойств, делающих человека способным к полноценному участию в социальном взаимодействии. Выработка личностных свойств происходит в ходе перемещения человека по различным статусным позициям (например, сын, муж, разведенный человек...). Личность в статусно-ролевой концепции предстает как репертуар социальных ролей, причем социальная роль - своеобразный механизм взаимодействия личности и общества. 3. Структура личности. З. Фрейд утверждал, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Биологические побуждения противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Id – источник энергии, направленный на получение удовольствия. Ego – контролирует поведение человека, руководствуясь принципом реальности. Super-ego – нормативная структура личности (совесть, мораль, представления о должном) регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами общества. Дж.Г.Мид считал, что общество и социальный индивид (социальное Я) конструируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Происхождение Я (личности) целиком социально, а главная его характеристика – способность становиться объектом для самого себя. Структура социального Я состоит из: I (Я-сам) – реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. Me (Я-меня) – это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей. Социальная структура личности выступает в двух отношениях: - в объективном плане как система статусов и ролей; - в субъективном плане как система диспозиций и ролевых ожиданий. 4. Социализация личности. Социализация – это освоение культуры, т.е. норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания данного сообщества. Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Этапы социализации 1. Первичная социализация - связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. 2. Вторичная социализация: - профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками. - включение индивида в систему общественного разделения труда. - пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Проблемы социализации в пожилом возрасте. ◦ роли пожилых людей четко не определены; ◦ вместо вступления в новые общественные группы пожилые становятся все более одинокими; ◦ подлинная роль стариков в современном обществе остается неясной, они не пользуются особым престижем или почетом. Ресоциализация: Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, т.е. усвоения новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Институты социализации ◦ семья; ◦ дошкольные и школьные образовательные учреждения; ◦ трудовой коллектив; ◦ общественные организации и политические партии; ◦ группы неформального взаимодействия (по интересам). Механизмы социализации По Г. Миду 1. Имитация – дети копируют поведение взрослых, не понимая его. 2. Игра (play) – дети понимают поведение как исполнение определенных ролей. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества. 3. Коллективные игры (game) или групповое членство – дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Установки и ожидания группы создают образ некоего «другого» - безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Следование правилам игры подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ. 1. Определение понятия «семья». Семья как социальный институт и малая группа. 2. Классификация семьи. Институт брака. 3. Функции семьи. 4. Распределение ролей и проблема лидерства в современной семье. 5. Кризис института семьи и брака. 6. Альтернативные семейные структуры и идеологии. 1. Определение понятия «семья» Семья как социальный институт и малая группа Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья как социальный институт – это социологическая категория, отражающая обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Семья как первичная группа состоит из конкретных людей, выполняющих определенные роли и связанных непосредственными личными эмоциональными отношениями. 2. Классификация семьи Социологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по шести параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также способу наследования имущества. По количеству поколений: ◦ расширенные; ◦ нуклеарные. В зависимости от типа экономического господства: ◦ патриархальные; ◦ матриархальные. По критерию лидерства: ◦ патернальная – доминирование мужчины; ◦ матернальная – доминирование женщины; ◦ эгалитарная (демократическая) – равенство ролей. Также: ◦ родительские – семьи происхождения; ◦ прокреационные – созданные взрослыми детьми, отделившимися от родителей. Институт брака Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни, он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии в отношениях жены и мужа между собой, а также в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак – своеобразный контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. Институт брака, самим фактом своего существования, свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и не одобряемые, а государство – на разрешенные и не разрешенные. 2. Функции семьи 1. Регулирование сексуальных отношений. 2. Воспроизводство населения. 3. Социализация. 4. Социальное самоопределение (узаконивание рождения, гражданства, передачи наследства, и т. д.). 5. Передача социального статуса. 6. Материально-бытовая поддержка членов семьи. 7. Психологическая поддержка членов семьи. 3. Распределение ролей и проблема лидерства в современной семье Изменение старых семейных ролей и появление новых вызывает напряжение и противоречие в ролевом наборе мужа и жены, т.к.: ◦ само по себе конфликтно соединение матери и работницы, работницы и домработницы, поскольку это не взаимодополняющие, а конкурентные позиции; ◦ конфликт возникает между ролями мужчины-работника и мужчины-главы семьи, если у женщины появляется роль работницы. В настоящее время женщине приходится выполнять три основные роли: супружескую, родительскую и профессиональную. В молодых семьях чаще всего решения принимаются на демократической основе, причем муж обычно принимает экономические решения, а жена – решения по организации досуга, выбору знакомых и воспитанию детей. 4. Кризис института семьи и брака Кризис семьи подразумевает неспособность выполнять те функции и ту роль, какую семья призвана выполнять всегда. Об этом свидетельствует: ◦ постоянное увеличение удельного веса матерей, воспитывающих ребенка без мужа; ◦ рост числа родителей, не связанных с воспитываемым ребенком биологическим родством; ◦ снижение брачности и рождаемости; увеличение числа однодетных семей; ◦ увеличение числа разводов, брошенных детей и сирот; ◦ кризис отцовской воспитательной роли. В целом, кризис семьи является институциональным и культурологическим, главной причиной которого является изменение общественных отношений. В первую очередь разрушаются связи между поколениями, родителями и детьми, семейные и этнические узы. 5. Альтернативные семейные структуры и идеологии 1. С заключением брака: - Гостевой брак (Франция): супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2 -3 раза в неделю. - Свингерство или брак по договоренности (США): временный обмен супругами в двух разных супружеских парах – социальные и эмоциональные узы законного брака сохраняются, но супружество утрачивает сексуальную исключительность. 2. Без заключения брака: - Гражданский брак (сожительство) - Коммуна: основной отличительной чертой жизни в коммуне является то, что брачные и кровные связи играют второстепенную роль, а главной становится эмоциональная поддержка, как жизненно важная необходимость, и возможность экономии материальных средств, которые делятся поровну.
«Социология как наука» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot