Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социальные группы, их развитие и влияние на человека

  • 👀 346 просмотров
  • 📌 309 загрузок
  • 🏢️ Восточно – Европейский институт психоанализа
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социальные группы, их развитие и влияние на человека» pdf
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Тема 5. ГРУППА При изучении данной темы особое внимание следует сосредоточить:  на различных подходах к классификации социальных групп.  разобраться с тем, по каким основаниям принято классифицировать социальные группы.  познакомиться с основными научными направлениями в исследовании социальных групп в рамках социальной психологии и других наук. Конспект лекции.  Социальная группа и её основные характеристики.  Понятие социальной группы. Основные признаки социальной группы. Социально-психологические явления, возникающие в группах. Социальные группы, их развитие и влияние на человека рассматриваются многими науками, такими как социология, политология, психология, медицина и другие. Существует множество определений понятия "социальная группа". Это многообразие определений вызвано многообразием теоретических подходов, на базе которых эти определения формировались. К началу 70-х годов, в зарубежной психологии насчитывалось девять концепций, в той или иной степени определивших развитие групповой психологии: - теория поля; - интеракционистская концепция; - теория систем; - социометрическое направление; - психоаналитическая ориентация; - общепсихологический подход; - эмпирико-статистическое направление; - формально-модельный подход; - теория подкрепления; В настоящее время в отечественной групповой психологии выделяется четыре крупных исследовательских подхода в изучении социальных групп: 1. Деятельностный подход – основывается на принципе деятельности. Его приложение к исследованию группы способствовало появлению стратометрической концепции групповой активности А.В. Петровского, програмно-ролевой концепции группы М.Г. Ярошевского, концепции Г.М. Андреевой о модели социально-перцептивных ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) процессов в совместной деятельности, выявлению Д.И. Фельдштейном закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе. 2. Социометрическое направление – основывается на применение различных вариантов социометрии в качестве основного методического средства познания группы. В этом направление наиболее заметный вклад принадлежит Я.Л. Коломинскому и А.А. Реану. 3. Параметрическая концепция – создана Л.И. Уманским. Ёё идея заключается в том, что поэтапное развитие малой (контактной) группы осуществляется благодаря развитию её важнейших социально-психологических параметров. Самые значительные исследования в этом направлении касаются организационных (А.С. Чернышов), эмоциональных (А.Н. Лутошкин), динамических (А.Г. Кирпичник) характеристик малых групп. 4. Организационно-управленческий подход – базируется на представлениях о социальной организации и управленческой деятельности. Основателем этого подхода являлся Е.С. Кузьмин. В рамках этого подхода группа рассматривается как субъект управления. Рассмотрев теоретические подходы к определению понятия "социальная группа" следует привести его определение. Группой в психологии принято называть совокупность людей, выделенную на основе какого либо одного или нескольких общих для них признаков. Поскольку в обществе существует огромное количество социальных групп, то их принято классифицировать. Прежде всего, социальная психология выделяет такой признак, как размер групп: - малая группа – 2-30 человек; - средняя группа – 30-3000 человек; - большая группа – свыше трёх тысяч человек; Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Группа изучается с точки зрения любой общности: социальной, эмоциональной, целевой и др. Основные признаки социальной группы: ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) - наличие интегральных психологических характеристик (общественное мнение, психологический климат, групповые интересы), которые формируются с возникновением и развитием группы; - существование основных параметров группы как единого целого (композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции); - способность индивидов к согласованным действиям. Социально-психологический анализ группы проводится по следующим параметрам: - собственно характеристикам группы и - характеристикам, определяющим положение человека в группе. Характеристики группы: - композиция – совокупность характеристик членов группы, значимых для анализа группы как целого, например, возрастной или половой состав группы, социальное положение и т.п., - структура – определенная совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами, включающая описание функций каждого члена группы (формальная структура) и межличностные отношения (неформальная структура), - групповые процессы – динамические показатели группы как социального процесса отношений (развитие, сплочение, групповое давление, выработка и принятие решений и т.п.). Характеристики положения индивида в группе в качестве ее члена: - статус (позиция) – совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе и то, как его воспринимают другие члены группы, - роль – динамический аспект статуса, т.е. система реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности, - групповые ожидания существуют по отношению к каждому члену группы и его поведению, т.е. член группы воспринимается и оценивается другими. Для определения системы ожиданий существуют групповые нормы и групповые санкции. Групповые нормы – определенные правила, выработанные и принятые группой, которым подчиняется поведение членов группы для возможного выполнения совместной деятельности. Групповые санкции – механизмы, с помощью которых группа обеспечивает соблюдение норм. Различают поощрительные и запретительные, позитивные и негативные санкции. В социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. В отечественной социальной психологии выделяется подход Г.М.Андреевой. Особенности подхода: разделение групп на условные и реальные; Условные группы – совокупность людей, объединенных по какому-либо общему для них признаку (полу, возрасту, уровню образования, характеру деятельности и т.п.). ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Индивиды, входящие в состав такой группы, не имеют прямых или косвенных взаимоотношений. Такая общность людей не является группой в социальнопсихологическом смысле. Реальные группы – общность людей, существующая в определенном общем для них пространстве и времени и объединенная реальными отношениями, Реальные группы могут быть реальными лабораторными и реальными естественными. Лабораторные группы – группы искусственные, так как создаются в соответствии с замыслом исследователя, который предусматривает их состав по полу, возрасту, образованию и т.п. Реальные естественные группы разделяются на большие и малые социальные группы. Большие социальные группы представлены - неорганизованными, стихийно возникшими группа – стихийными группами, и - организованными, длительно существующими группами, - устойчивыми группами Малые социальные группы разделяются на становящиеся и развитые. Становящиеся малые группы заданы внешними социальными требованиями, но не сплоченные совместной деятельностью. Развитые малые группы – группы сложившиеся, характеризующиеся высоким уровнем развития. Американский психолог Ч.Кули подразделяет все разнообразие групп на первичные и вторичные. Первичные группы – контактные группы, в которых люди не только взаимодействуют, но и объединены эмоциональной близостью (семья, круг близких друзей), Вторичные группы, характеризующиеся безличным взаимодействием их членов, обусловлены официальными отношениями. Люди объединяются в такие группы стремлением к получению каких-либо выгод (политическая партия). Американский социальный психолог Г.Хаймен разделяет группы на референтные (индивид ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы и соотносит себя с этой группой) и группы членства (индивид принадлежит к группе в действительности). По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные – ассоциации, диффузные группы, и группы высокого уровня развития – коллективы. По отношению к социуму выделяют просоциальные (позитивное отношение к социуму) и асоциальные (негативное отношение к социуму). По количеству человек группы могут быть: большие, малые и микрогруппы (диады и триады). По продолжительности существования – кратковременные и долговременные. Наиболее употребительные типологии – по количеству человек и уровню развития. При рассмотрении проблем больших групп в социальной психологии изучаются следующие методологические вопросы: ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) - какие группы следует рассматривать в качестве больших; - структуру психологии больших групп, основные элементы, характер взаимосвязи и соподчинения этих элементов; - соотношение психики отдельных индивидов с элементами группой психологии; - методы, позволяющие изучать социально-психологические явления больших социальных групп. Большие образования людей разделяются на два вида: 1. случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория), 2. социальные классы, различные этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы. Отличительные признаки больших социальных групп: - специфические регуляторы социального поведения (нравы, обычаи, традиции), - образ жизни группы (особый тип контактов, особые формы общения), - особые интересы, ценности и потребности, - наличие специфического языка. Все исследователи (Г.Г.Дилигенский, А.И.Горячева, Ю.В.Бромлей) выделяют составные части структуры большой социальной группы: - психический склад (социальный или национальный характер, нравы, обычаи, вкусы и т.д.) как более устойчивое образование, - эмоциональная сфера (потребности, интересы, настроения) как более подвижное динамическое образование. При изучении больших социальных групп кроме методов социальной психологии используется методы социологии, этнографии, языкознания и других наук. Особое внимание уделяется исследованиям особенностей психологии - социальных классов (классовые потребности, интересы, «социальные чувства», социальный характер и т.д.). - этнических групп (психический облик нации, этнические стереотипы и т.д.), - стихийные группы (исследование общественного мнения, изучение толпы, массы, публики), - массовые движения (изучение механизмов присоединения к движению, соотношений мнений большинства и меньшинства, характеристик лидеров). Большие социальные группы и их основные характеристики. Принципы исследования психологии больших социальных групп. Содержание и структура психологии большой социальной группы. Особенности психологии социальных классов. Психологические особенности этнических групп. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей (прежде всего здесь имеются в виду исследования больших организованных, устойчивых социальных групп). Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что область психологии больших групп вообще не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще больше укрепляет подобные взгляды. Вместе с тем социальная психология без раздела о психологии больших социальных групп, очевидно, вообще не может претендовать на то, чтобы быть социальной психологией в точном значении этого слова. Прежде чем приступить к рассмотрению психологических особенностей некоторых конкретных больших групп, необходимо выделить как минимум те принципиальные методологические вопросы, без решения которых такое рассмотрение не может быть успешным. Прежде всего, это вопрос о том, какие же группы следует рассматривать в качестве "больших". Далее, какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи. В-третьих, это вопрос о том, каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами групповой психологии. Наконец, в-четвертых, какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений. Сразу же нужно сказать, что ответы на эти вопросы приходится отыскивать не только, а может быть и не столько в психологии, сколько в социологии. Это не означает, что в психологической литературе такие проблемы не освещаются, но означает то, что на них делается недостаточное ударение. Итак, что же такое "большая социальная группа"? Исходя из общих принципов понимания группы, мы не можем, конечно, дать чисто количественное определение этого понятия. В приведенной выше схеме было показано, что "большие" в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.). Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) группах. Это — нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп — это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп "язык" может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь. Однако общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность этих групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, какую-либо профессию и молодежь. Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности. Поэтому все "сквозные" характеристики больших групп должны быть наполнены специфическим содержанием. Теперь можно ответить на методологический вопрос: какова структура психологии больших социальных групп? При ответе на него необходимо обратиться к некоторым принципиальным положениям социологической теории. Посредствующим звеном между экономическим развитием и историей культуры в широком смысле этого слова являются обусловленные социально-экономическим развитием изменения в психологии людей. Эти изменения очевидны прежде всего не как индивидуальные изменения в установках, взглядах, интересах каждой отдельной личности, но именно как изменения, характерные для больших групп. Влияние сходных условий существования группы на сознание ее представителей осуществляется двумя путями: а) через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическими условиями жизни всей группы; б) через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде с четко выраженными чертами данной группы. Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это — различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека. В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании: 1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.) и 2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Каждый из этих элементов должен стать предметом специального социально-психологического анализа. При изучении психологии больших социальных групп могут применяться и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа. Результаты исследований, выполненных при помощи таких приемов, не всегда вскрывают причинно-следственные связи; в них, скорее, описываются некоторые функциональные зависимости, которые позволяют получить значимые корреляции. Выше упоминался, наряду с экспериментальным исследованием, и тип так называемого корреляционного исследования в социальной психологии. Он уместен и допустим, прежде всего, при изучении психологических характеристик больших групп. Кроме названных методов исследования, при изучении больших групп социальная психология использует также приемы, принятые в языкознании, поскольку в определенной степени ей приходится здесь иметь дело с анализом знаковых систем. Естественно, и в данном случае возникают проблемы, неизбежные при анализе объектов, требующих комплексного подхода, а большие группы именно являются таким объектом. Среди основных социально-психологических явлений на уровне взаимодействия больших социальных групп выделяют социальные стереотипы. Социальный стереотип - упрощенный, схематичный образ группы людей. В основном появляются в сознании людей, когда о группе мало информации. Выделяют этнические стереотипы (например, "все французы - любвеобильны" и т.д.), профессиональные стереотипы (например, "спортсмены наделены физической силой, но не интеллектом" и т.д.), гендерные стереотипы (гендер - социальный пол, социальнопсихологические характеристики мужчин и женщин, обусловленные социальным развитием и условиями) - стандартизированные представления о тех качествах, которые должны быть у мужчин и женщин (например, "все женщины - мягкие, заботливые, мужчины - защитники" и т.д.). Социальные стереотипы часто оказывают негативное влияние на развитие личности, так как наделяют данными устойчивыми чертами всех членов группы, даже тех, кто ими не обладает. Особенности психологии социальных классов. Среди всего многообразия больших социальных групп особый интерес представляют собой социальные классы, при анализе психологии которых социальная психология в особенно большой степени сопряжена с определенным социологическим подходом. В многотомном руководстве по социальной психологии под редакцией Г. Линдсея и Э. Аронсона указывается на то, что сам термин "класс" имеет различное содержание для американских и европейских исследователей. Для европейцев, по мысли автора, понятие это более "реально", так как идентификация с классом более очевидна, достаточно часто сопряжена с определением политической принадлежности. Для американской культуры вообще нехарактерно оперирование ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) понятиями "рабочий класс", "буржуазия" и т.п., но гораздо привычнее термины "средний класс", "низший класс" и т.п. Это связано с тем, что в социологических теориях социальная структура описывается при помощи такого понятия, как "социоэкономический статус", а не "социальный класс". Естественно, что это не может не сказаться на различиях в трактовке структуры психологии класса. При всех обстоятельствах, однако, важно учесть, что сущность социально-психологического анализа состоит в том, чтобы выявить связь между психологическими характеристиками группы и образцами поведения ее членов. Психологические особенности этнических групп. Другим примером больших социальных групп, значимых в историческом процессе, являются различные этнические группы. В отличие от психологии классов психологические особенности различных этнических групп и прежде всего наций исследованы значительно лучше. Выделилась специальная ветвь науки на стыке социальной психологии и этнографии — этнопсихология. Некоторые авторы вообще рассматривают этнопсихологию как составную часть социальной психологии. При разработке проблем этнической психологии акценты часто несколько смещены; в фокусе внимания из всех этнических групп оказываются только нации. Между тем нации как формы этнической общности людей сложились на относительно позднем этапе исторического развития — их возникновение, как известно, связано с периодом становления капитализма. Хотя нации и являются в современных обществах наиболее распространенной формой этнической общности, кроме них и сегодня существуют такие их разновидности, как народность, национальная группа и т.п. Поэтому было бы неправомерно всю проблему сводить только к изучению психологии наций. Отмеченный сдвиг акцента привел к неточности терминологии, употребляемой в этом разделе социальной психологии: при характеристике компонентов психологии этнических групп сплошь и рядом говорят не об "этническом характере", а о "национальном характере", не об "этнической психологии", а о "национальной психологии", "национальных чувствах", "национальном самосознании", хотя все эти образования представляют собой частный случай аналогичных проявлений общественной психологии этнической группы. Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта есть важнейшее содержание процесса социализации индивида. Через ближайшее окружение, прежде всего через семью и школу, личность по мере развития приобщается к специфике национальной культуры, обычаев, традиций. Способ осознания этнической принадлежности, прежде всего национальной, зависит от конкретных социально-исторических условий существования данной этнической группы. На уровне обыденного сознания можно зафиксировать целый ряд характеристик, которые свойственны именно данной этнической группе. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Малая социальная группа и её характеристики. Виды малых групп. Общая характеристика социально-психологических явлений возникающих в малых группах. В связи с широким многообразием малых групп, в психологической науке, кроме классификации по их величине, их принято классифицировать по целому ряду других оснований: По времени существования группы принято классифицировать как: - кратковременные; - долговременные; По структурной целостности: - первичные (неразложенные на составные части структурные подразделения организации, т.е. малые группы); - вторичные (набор из более мелких групп, т.е. средняя группа); По реальности существования группы принято делить на: - реальные; - условные (используются для социолого-статистического анализа); По способу существования группы бывают: а) официальные (например: учебная группа студентов, курсантов); Официальным группам присущи: - ясная рациональная цель; - определённые функции; - основанная на иерархии структура, предполагающая наличие должностей, прав и обязанностей, определённых соответствующими правилами; - формальные отношения между людьми; б) неофициальные. У неофициальной группы: - отсутствуют фиксированные цели и должности; - структура взаимоотношений и нормы взаимоотношений определяются непосредственно личными качествами людей; - отсутствуют ясно регулируемые правила членства, вступления и выхода из группы; - члены неформальной группы хорошо знают друг друга, часто видятся и входят в отношения доверия; Для образования малой группы, необходимо выполнение следующих условий: - постоянное общение на словесном, или ином уровне; - размер группы от 2 до 30 человек; - один и тот же отрезок времени взаимодействия; - наличие общей задачи, которую решают все члены группы; - совместная деятельность; ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) По степени значимости для индивида группы делятся на: группы членства, когда группа рассматривается просто как место пребывания индивида в социуме, далёкое от его интересов и ценностных ориентаций; референтные - значимые для человека группы. Сам он может к ним не принадлежать, но сравнивать своё поведение с членами этой группы, использовать её как эталон поведения, подражать её членам; Кроме этого, малые группы принято классифицировать ещё по двум параметрам: - по степени организованности; - по направленности развития; В психологической науке имеются также примеры классификации малых групп и по другим основаниям (В.А. Гаврилов, Л.П. Буева, Э. Росс, Ш. Бюллер, Д. Хоманс, Д. Тибо, Г. Келли и др.). Традиционно в психологии изучаются следующие параметры группы: - композиция (состав); - структура (система взаимосвязи); - групповые процессы; - групповые нормы и ценности; - системы санкций и др.; Таким образом, совершенно очевидно, что малые группы могут существенным образом отличаться друг от друга. Как известно, сам внешний статус определяет назначение группы, профессиональноквалификационную стратификацию позиций индивидов, обеспечивает периодическое, долговременное управляющее воздействие, регламентирует финансово-экономические отношения индивида с институтом его социализации, например с предприятием, воинским подразделением и т.п. Следовательно, под определением группы с внешним статусом попадает любая контактная группа. Из всего вышесказанного становится вполне очевидной необходимость анализа процессов развития малой группы с точки зрения её многопланового представления. В социально психологии предложен двухплановый анализ процесса развития малой группы: по уровням и по этапам. При поуровневом анализе определяют количественное и качественное соотношение социально-психологических свойств малой группы. В отечественной социальной психологии разработано несколько концепций поуровневого развития малой группы. Одна из них - "теория деятельностного опосредования межличностных отношений", представлена в работах А.В. Петровского. Другая называемая параметрической, представлена в работах А.Н. Лутошкина, Л.И. Уманского. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Анализ этих концепций свидетельствует о том, что, взаимно дополняя друг друга, они сближаются по теоретическим позициям, и в сходных чертах представляют динамику группового развития. Своё начало идея поэтапного (стадиального) развития малой группы, берёт в работах А.С. Макаренко. В ходе её дальнейшей разработки было выяснено, что группа проходит в своём развитии несколько этапов, каждый из которых отражает качественные изменения её психологии (А.В.Петровский, К.К.Платонов., Е.С.Кузьмин, Л.И.Уманский. Было также установлено, что поэтапное развитие малой группы происходит неравномерно: длительность этапов, а также темпы перехода от одного к другому могут различаться в зависимости от субъективных условий жизнедеятельности группы, иными словами, социальной ситуации. При определённых обстоятельствах, возможны остановки на том или ином этапе развития, которые очень важны, так как позволяют сохранить и расширить возможности группового роста благодаря действию интегративных механизмов, обеспечивающих единство группы (А.Л. Журавлёв, А.С. Макаренко, Л.И. Уманский. Понятие и природа лидерства. Теории происхождения лидерства. Стили и типы лидерства. Функции лидера. Личностные качества лидера. Исследование лидерства и лидерских качеств. Лидерство традиционно рассматривается как социально-психологический феномен отношения доминирования и подчинения в социальной группе. Данное психическое явление определяется объективными и субъективными факторами. К объективным факторам лидерства относятся: цели и задачи группы, текущие условия ее жизнедеятельности. К субъективным – индивидуально-типологические особенности членов группы и ее лидера, динамика межличностных отношений в группе, ситуативно возникающие тактические задачи группы, обусловленные динамикой межличностных отношений, организаторские способности лидера. Лидерство в группе определяется принятой лидером социальной ролью – ролью профессионала или социально-эмоционального авторитета, способного разрешать внутригрупповые конфликты.. Эффективное лидерство связано с сочетанием в одном лице обеих вышеуказанных ролей. Специфические групповые особенности предъявляют ряд требований к лидерству в данной группе. В ситуации выбора стиля лидерства, ориентированного на групповую задачу или на членов группы, предпочтительнее ориентация на групповую задачу. Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер – в системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции. Объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя. Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер – на групповые интересы. Выделяют два аспекта власти – формальный и психологический – в зависимости от ориентации лидеров и руководителей. Формальный, или инструментальный аспект власти, связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы. Различия между лидером и руководителем: 1)лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные. Лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации; 2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений; 3)лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство. 4)руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер, он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможность использовать только неформальные санкции. 5) Различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений. Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем. Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем – опосредованно. Сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лидера она ограничивается рамками данной группы. Некоторые социально-психологические аспекты влияния справедливы как для лидерства, так и для руководства. В некоторых источниках феномены руководства и лидерства рассматриваются как идентичные. Так, Д.Майерс считает, что лидерство – это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведет за собой группу. При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий. Понятие и природа лидерства. «Лидер – любой, кто занимает позицию доминирования, имеет власть или влияние в группе. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Лидерство – это обозначение осуществления полномочий власти и влияния внутри социальной группы». В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж.Терри, лидерство – это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С.О`Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели. Лидер – это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели. В характеристике самого понятия лидера групповой деятельности авторам представляется существенным подчеркнуть несколько обстоятельств. Во-первых - лидер не выдвигается группой на соответствующий пост, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы. Во-вторых - лидер выдвигается на роль неофициального руководителя, а, следовательно, с его личностью идентифицируется специфическая и не исчерпываемая системой официально общепринятые значения групповых норм и ценностей; в-третьих - лидер выдвигается на соответствующую роль в условиях не только специфической, но и всегда достаточно значимой для жизнедеятельности группы ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными. Теории происхождения лидерства. Теории лидерства пытаются выявить и предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными. Существует 3 основных теоретических подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: с позиции личных качеств, ситуационный и поведенческий подходы. «Теория черт» исходит из положений немецкой психологии конца 19-начала 20 в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Согласно личностной теории лидерства лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Развивая эту мысль можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) руководителями. Однако исследования показывают, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. В социологических концепциях М. Вебера и Э. Трельча [2, 264] был даже введен специальный термин для обозначения таких специфических черт лидера – харизма (от греч.-«милость», «благодать»). Харизма – исключительная одаренность человека, которая производит особое впечатление на окружающих его людей. Человек, обладающий харизмой, выглядит в глазах своих приверженцев как непогрешимый, имеющий сверхъестественную силу. С этой точки зрения рассматривалось влияние выдающихся политических деятелей, правителей, пророков. Действительно, встречаются люди, которых называют «прирожденными лидерами». Они являются таковыми в большинстве групп и во многих социальных ситуациях. Однако, чаще всего, лидер связан с конкретной группой и типичными для нее социальными ситуациями. «Теория черт» получила достаточно много опровержений в связи с тем, что разные виды жизнедеятельности социальной группы требуют разных качеств лидера. Тем не менее, нельзя не заметить, что определенный психологический и практический смысл в данной теории существует. По крайней мере, в тех случаях, когда исследуются конкретные виды деятельности. Существуют разные виды деятельности, которые требуют противоположных черт от лидеров. Таким образом, невозможно создать универсальную шкалу черт лидера. Разочарование в теории черт было настолько велико, что в противовес ей была выдвинута даже теория «лидера без черт». Но она по существу просто не давала никакого ответа на вопрос о том, откуда же берутся лидеры и каково происхождение самого феномена лидерства. Однако в конкретных психологических исследованиях мы можем достаточно часто встретиться с «теорией черт». Особенно широко она была распространена в 50-60-е годы, когда активно разрабатывались проблемы субъективных условий стрессогенного труда. На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство – продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными. Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям, то есть обращаются к ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) ситуационному подходу. Выявлено, что руководитель-лидер должен уметь вести себя поразному в различных ситуациях. Как это часто бывает в истории науки, два столь крайних подхода породили третий, более или менее компромиссный вариант решения проблемы. Этот третий вариант был представлен в, так называемой, системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует, поэтому, с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Большинство отечественных исследований лидерства осуществляются в рамках близких данной модели, хотя к ней добавляется нечто новое, продиктованное общими предпосылками исследования динамических процессов в группе. Феномен лидерства в малых группах рассмотрен в контексте современной групповой деятельности, т.е. во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группы для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния. Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Основной недостаток этого подхода в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства (чаще всего – демократический). Стили и типы лидерства Стиль лидерства – это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых). Журавлев А.Л. понимает под стилем руководства индивидуально – типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций. Несколько иначе определяет стиль руководства Шакуров Р.Х. С его точки зрения, в широком значении стиль руководства представляет собой целостную специфическую систему устойчиво повторяющихся особенностей деятельности руководителя (мотивов и целей, содержания, способов), обладающую внутренней гармонией и выработанную для эффективного осуществления функций управления в определенных условиях. В узком же значении стиль – это специфическая система способов деятельности (в т.ч. способов обращения). ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) По мнению Ревенко Н.В., стиль руководства является интегративной характеристикой деятельности руководителя, в которой отражаются личные качества руководителя, взаимоотношения с подчиненными и особенности деятельности. Одним из первых предложил классификацию стилей лидерства в зависимости от способа принятия решения глава школы гештальтпсихологии Курт Левин. Сразу же нужно оговориться, что в традиции социальной психологии исследуется вопрос о стиле лидерства, а не руководства. Но в связи с отмеченной неоднозначностью употребления терминов очень часто проблему обозначают как стиль руководства. Стили руководства, продемонстрированные взрослыми, получили обозначения, с тех пор прочно укоренившиеся в социально-психологической литературе: «авторитарный», «демократический» и «попустительский». Обозначение трех стилей в предложенных терминах имеет свое обоснование, связанное с личной биографией и позицией К. Левина. Были выявлены существенные различия между коллективами, руководимыми людьми с различными стилями принятия решений: - при авторитарном стиле лидер принимает решения единолично, определяя и регламентируя всю деятельность подчиненных, не давая им возможности проявить инициативу; - при попустительском стиле лидер вообще избегает принимать какое-либо решение, не участвуя в этом процессе и предоставляя подчиненным полную свободу действий; - при демократическом стиле лидер вовлекает сотрудников в процесс принятия решений, используя групповую дискуссию, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними ответственность за принятие решения. Исследования показали, что, хотя в группе, руководимой лидером с демократическим стилем руководства, уровень общей удовлетворенности работой и благоприятными взаимоотношениями был наивысшим, также как и стремление к творчеству, в группе лидера с авторитарным стилем показатели продуктивности были высокими, по сравнению с остальными группами. Попустительский стиль руководства приводил к беспорядкам, увеличению фрустрированности и конфликтам. Это неизбежно сказывалось на снижении объема и качества выполняемой работы по сравнению с двумя другими группами. Авторитарный стиль: - формальная сторона: деловые, краткие распоряжения, запреты без снисхождения, с угрозой, четкий язык, неприветливый тон, похвала и порицания субъективны, эмоции не принимаются в расчет, показ приемов – не система, позиция лидера – вне группы; - содержательная сторона: дела в группе планируются заранее (во всем их объеме), определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны, голос руководителя – решительный. Демократический стиль: - формальная сторона: Инструкции в форме предложений, не сухая речь, а товарищеский тон, похвала и порицание – с советами, распоряжения и запреты – с дискуссиями, позиция лидера – внутри группы; ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) - содержательная сторона: мероприятия планируются не заранее, а в группе, за реализацию предложений отвечают все, все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. Попустительский стиль: - формальная сторона: тон – конвенциональный, отсутствие похвалы, порицаний, никакого сотрудничества, позиция лидера – незаметно в стороне от группы; - содержательная сторона: дела в группе идут сами собой, лидер не дает указаний, разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера. Итак, каждый стиль имеет некоторые достоинства и недостатки. Каждый стиль может быть уместен в одних обстоятельствах и не уместен в других. Функции лидера. Емельянов Ю.Н. отмечает, что специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит. В демократичных группах решающее значение имеют совершенно другие функции, нежели в «авторитарных». Однако, это не значит, что руководить группами, с демократичной структурой, легче, чем с авторитарной. Просто эти функции качественно различны. Наиболее очевидной для лидера – администратора является роль верховного координатора деятельности группы, причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы. Лидер - плановик часто принимает на себя обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Одной из важнейших функций лидера - политика является установление целей и основной линии поведения группы. Лидер - эксперт часто является тем лицом, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту. Почти во всех случаях, когда члены группы зависят от человека, технические знания и квалификация которого необходимы для осуществления групповых целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера. Лидер - представитель группы является официальным лицом группы, выступающим во внешней среде от имени всех. Особенно важным обстоятельством, с точки зрения группы, является система поощрений и наказаний, которую лидер – источник поощрений и наказаний, применяет для контроля за деятельностью участников группы. В некоторых типах групп лидер - пример может служить моделью поведения для остальных членов группы, т. е. обеспечивает их наглядным указанием того, кем они должны быть и что они должны делать. Лидер - символ группы, являясь ядром групп, стремящихся подчеркнуть свое отличие от остальных индивидуумов, начинают выполнять функцию символов. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Нередко лидер - отменяющий индивидуальную ответственность играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности за личные решения и действия, которой они хотели бы избежать. Лидер - проводник мировоззрения, в большинстве случаев, служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. Лидер - «отец». Многочисленные роли лидера получают интеграцию во всеобъемлющей роли «отца» для членов группы. Истинный лидер – это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности. Лидер - «козел отпущения». Когда группа находится в состоянии фрустрации, лидер может оказаться тем замещающим объектом, на который «без разбору все шишки валятся». Лидер должен создавать условия для совместимости группы с внешней средой и делать то, чего не смогла сделать группа. Личностные качества лидера. Ж. Блондель пишет, что "черт" лидерства слишком много, чтобы делать выбор. В "Учебнике по лидерству" на основе 160 статей Р. Стогдилла, опубликованных с 1904 по конец 1960-х годов, классифицировано более 40 элементов, связанных с психологическими "чертами" лидеров. В свою очередь, эти 40 элементов сгруппированы по 6 основным рубрикам: физические данные (возраст, но также и энергичность), социальное происхождение, интеллект, "личность" (включая такие аспекты, как приспособляемость, энтузиазм, уверенность в себе, способность к постановке целей) и социальные характеристики (куда включены такие, свойства, как административные способности, популярность и такт). В ряде исследований данные компоненты личности связываются с лидерством. Однако в них не дано ключа к пониманию того, какие из этих компонентов сильнее связаны с лидерством, не говоря уже о том, на какое место каждый из них должен быть поставлен относительно других. Указывается, что такие черты, как ум, самообладание, уверенность в себе, стремление к результату, общительность и энергичность, позитивно коррелируют с лидерством. С другой стороны, очень немногие работы показывают экстравертность, воспитанность, популярность, такт или внешность, как свойства, позитивно коррелирующие с лидерством. Правда, это не означает, что данные свойства не связаны с лидерством. И все-таки психологи находят доказательства, что именно упомянутый первым ряд свойств очень значим для лидерства. Правда, в различные периоды связь того или иного свойства личности с лидерством оценивалась по-разному. Жеребова Н.С. в статье «Лидерство в малых группах, как объект социальнопсихологического исследования» пишет, что многочисленные исследования не могли доказать того, что лидеры обладают набором исключительных, чисто «лидерских черт». Емельянов Ю.Н. в статье «Лидерство и групповая динамика» также пишет, что, вряд ли, можно выделить личностные черты, которые во всех ситуациях позволяют безошибочно определить эффективного лидера. Так же считает и Аникеева Н.П. Однако ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) он считает, есть некоторые черты, достаточно хорошо характеризующие эффективного лидера в целом ряде различных ситуаций. Как правило, лидеры более умны (но не намного более), чем их последователи. Лидеры лучше приспособлены к обстановке и к жизни в целом, более склонны доминировать, в большей степени экстравертивны, более мужественны, менее консервативны и имеют большую степень чутья в области межличностных отношений, чем рядовые члены группы. Исследования, предпринятые психологами, дают ощутимое доказательство того, что личностные компоненты играют свою роль в развитии лидерства. И все-таки, пока нет общей модели или теории, которая помогла бы дать приемлемое определение того, что составляет личностную характеристику, также нет приемлемой гипотезы относительно связей между личностными элементами и ситуационными факторами. В очень большой степени трудности анализа влияния лидерства проистекают из того факта, что центральное понятие анализа – личность – само по себе достаточно неясно. Парыгин Б.Д. пишет в своей статье «Лидерство и руководство в структуре организации групповой деятельности и общения», что для выдвижения на роль лидера группы человек должен обладать определенной совокупностью личных социальнопсихологических качеств. В частности достаточно высоким уровнем инициативы и активности, опытом и навыками организаторской деятельности, заинтересованностью в достижении групповых целей, информированностью о делах группы и, наконец, достаточной общительностью и личной привлекательностью с соответствующим этим качествам высоким уровнем его престижа и авторитета в группе. Исследование лидерства и лидерских качеств. Различные модели лидерства породили громадное количество экспериментальных работ, число которых возрастает в геометрической прогрессии. Существует два основных метода выявления лидера в конкретной группе: 1) можно путем опроса членов группы выяснить, кому они отдают предпочтение как наиболее влиятельному лицу в выборе направлений деятельности группы (метод самодоклада); 2) можно попросить сторонних наблюдателей (или специально приглашенных консультантов) назвать тех членов группы, которые имеют наибольшее влияние на других, или зарегистрировать относительную частоту успешных актов влияния одних членов группы на других (метод наблюдения). Общим критерием этих двух методов выявления лидера является фактор влияния, оказываемого личностью на окружающих участников группы. Следовательно, первоначально мы можем определить лидеров как лиц, оказывающих влияние на деятельность группы. Контрольные вопросы для повторения и самопроверки: Дайте определение группы в социальной психологии. 1.Перечислите основные признаки социальной группы. 2.По каким основаниям принято классифицировать социальные группы? ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) 3.Какие науки, кроме социальной психологии» исследуют большие социальные группы? Учебные задания для самостоятельной работы: 1.Какие особенности групповых процессов и состояний проявляются в условиях экстремальной ситуации? 2.По каким параметрам проводится социально-психологический анализ группы? 3.Какие параметры относятся к числу важнейших социально-психологических характеристик группы? 4.Опишите, какие существуют способы профилактики (предотвращения) возможности возникновения социально-психологического феномена «огруппление мышления»?
«Социальные группы, их развитие и влияние на человека» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot