Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Личность. Соотношение базовых понятий; индивид, личность, субъект, деятельность, индивидуальность

  • 👀 385 просмотров
  • 📌 345 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Личность. Соотношение базовых понятий; индивид, личность, субъект, деятельность, индивидуальность
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Личность. Соотношение базовых понятий; индивид, личность, субъект, деятельность, индивидуальность» docx
Тема 4. Личность При изучении данной темы, особое внимание следует сосредоточить на том, что в социальной психологии личность: • рассматривается в условиях совместной деятельности и общения; • изучается процесс её социализации; • исследуются социальные установки личности и их изменение под влиянием социальных факторов; • изучается роль реальной группы в формировании личности и т.д. Конспект лекции. • Проблема личности в социально-психологическом контексте. • Соотношение базовых понятий; индивид – личность – субъект деятельность – индивидуальность. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии: социогенетический, биогенетический, психогенетический. В социальной психологии личность рассматривается в условиях совместной деятельности и общения, - изучается процесс социализации личности, - исследуются социальные установки личности и их изменение под влиянием социальных факторов ( группы), - изучается роль реальной группы в формировании личности и т.д. Соотношение базовых понятий; индивид – личность – субъект деятельность – индивидуальность. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное, человек – часть природы. Человек – живое существо, и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. Человеческое тело – его форма, строение. Функционирование есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Ананьев Б.Г. «Психологическая структура Личности» («Человек - как предмет познания») – системный или комплексный подход в изучении Личности. Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет). Индивид – Человек как индивид – это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (ассиметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках. Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность - есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение. Основные подходы к изучению личности в отечественной психологии - подходы Ананьева, Леонтьева, Платонова, Рубинштейна. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии: социогенетический, биогенетический, психогенетический. Биогенетический подход. В центре внимания находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологической возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и пр.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе. Теории, относящиеся к этому подходу: теория рекапитуляции Э. Геккеля и С. Холла и теория психосексуального развития З. Фрейда. Социогенетический подход. Акцент делается на изучении процессов социализации человека, освоение им социальных норм и ролей, приобретение социальных установок и ценностных ориентаций. Теории: концепция Э. Эриксона. ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Концепция Ж. Пиаже Наиболее разработанной и влиятельной из когнитивных теорий раз­вития считается генетическая эпистемология Ж. Пиаже. В ней непротиворечиво объединены представления о внутренней природе интеллекта и его внешних проявлениях. В центре концепции Ж. Пиаже — положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Персоногенетический подход Положения А. Маслоу и К. Рождерса. Содержание персоногенетического подхода наиболее ярко представлено в работах А. Маслоу и К. Роджерса. Они отвергают детерминизм внутреннего или средового программирования. По их мнению, психическое развитие — результат собственного выбора, сделанного человеком. Сам процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движущей силой является стремление к самоактуализации (по А. Маслоу) или стремление к актуализации (по К. Роджерсу). Эти стремления носят врожденный характер. Экологическая модель развития (Г. Крайг) Как утверждает Г. Крайг сегодня, возможно, самой влиятельной моделью развития стала модель экологических систем предложенная аме­риканским психологом Ури Бронфенбреннером. Согласно этой модели, развитие человека — это динамический процесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную среду, а с другой — испытывает воздействие со стороны элементов этой среды. Экологическая среда развития состоит из четырех вложенных одна в другую эко­систем, изображаемых с помощью концентрических колец. Социализация: понятие – содержание – механизмы. Социализация как инкультурация, интернализация, адаптации. Социализация – это взаимодействие человека с обществом. – процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление к условиям социальной среды. Результатом социализации является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам. Социализация – усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. С помощью социализации общество воспроизводит социальную систему, сохраняет свои социальные структуры, формирует социальные эталоны, стереотипы, стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные), образцы ролевого поведения. Социализация осуществляет социальную типизацию личности. Однако в силу своей природной автономности личность развивает и сохраняет тенденцию к независимости, свободе, формированию собственной позиции (автономизацию).. Следствием этого процесса является преобразование, как самой личности, так и общества. Обе тенденции сохраняют свою устойчивость и обеспечивают с одной стороны возобновляемость общественной жизни, с другой – реализацию личностных потенций, задатков, способностей, субъектности, духовности. Первичная социализация наиболее интенсивно проходит в первой, половине жизни. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации, - производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т. д. Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная социализация - сфера социальных отно­шений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Ресоциализация (лат re (повторное, возобновляемое действие) + лат socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) - это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни. Факторы социализации: 1. Макрофактор – социальные и природные детерминанты развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.( страна - государство, общество, культура). 2. Мезофакторы – детерминанты социализации, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины ( этнос- нация, региональные условия, тип поселения, средства массовой информации) 3. Микрофакторы – факторы, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах ( семье ,трудовом коллективе, религиозной организации, учебном заведении). Социализация – непрерывный процесс, длящийся всю жизнь Выделяют следующие ее этапы: 1-дотрудовая; 2-трудовая; 3-послетрудовая стадии. В процессе социализации личность померяет на себя и выполняет различные роли. По динамике выполняемых ролей можно понять о тех реальных взаимодействиях о тех статусно-ролевых отношениях, в которые личность была включена. Механизмы социализации: 1. Традиционный – усвоение человеком норм, эталонов , взглядов, характерных для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит на неосознаваемом уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. 2. Институциональный – взаимодействие человека с институтами общества (организациями) как специально созданными для социализации, так и реализующими эти функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные структуры и СМИ) 3. Стилизованный механизм реализуется в рамках субкультуры – комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт, поведенческих проявлений типичных для людей определенного возраста и конкретного профессионально-культурного слоя. Создает стиль жизни конкретного слоя. 4. Межличностный – функционирует в процессе взаимодействия человека с значимыми людьми благодаря эмпатии и идентификации. 5. Рефлексивный - связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает ценности, свойственные различным институтам общества. Л.С.Выготский говорил о социализации как о преобразовании интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и общения как об интерироризации или присвоении индивидом общественного опыта, культурных знаков ( культурно-историческая концепция развития высших психических функций). Всеобщими механизмами социализации являются интериоризация и экстериоризация. К механизмам социализации относят также : 1. Механизм самоограничения 2. Проекционный механизм 3.Механизм идентификации 4.Механизм интроекции. Описывая механизмы социализации, подробнее остановимся подробнее на механизме идентификации, результатом которого является идентичность личности. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней - социальная идентичность личности - осуществляется через принятие психологических характеристик группы, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Идентичность - субъективное чувство и наблюдаемое качество личной самотождественности, соединенное с определенной верой в тождественность и непрерывность некоторой картины мира, разделяемой с другими людьми. Личностная идентичность - самоопределение в терминах физических, интеллектуальных, нравственных черт индивида. Социальная идентичность - самоопределение в терминах отнесения себя к определенной социальной группе. Наиболее полно проблема социальной идентичности разработана в двух современных концепциях: А. Тэшфела - "теория социальной идентичности" и Дж. Тернера - "теория самокатегоризации". По А. Тэшфелу, социальная идентичность - это часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству. Социализация – вхождение человека в систему социальных связей. Социализация – двухсторонний процесс, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду и в систему социальных связей; процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности. Выделяют три аспекта: 1. Важно учитывать трансляцию культурно – задаваемых ценностей, моделей поведения. Социальное развитие личности в этом аспекте рассматривается как процесс, который носит название инкультурация. 2. Процесс социализации рассматривается как процесс усвоения или интернализации социального опыта. Акцент в исследованиях ставится на механизмах этого социального опыта. 3. Внимание уделяется анализу возможных результатов социализации и в этом случае социализация рассматривается, как адаптация. 4. Отражает момент активного воспроизводства человеком усвоенного социального опыта. Социализация как инкультурация. Внимание исследователей в роли культуры в индивидуальном развитии связано с контрастом между разнообразием обычаев, нравов разных народов. Ориентация на анализ факторов культуры в социальном развитии личности, формирование социального поведения, становление системы личностных ценностей, Я – концепция. Любая культура несёт в себе нормативный образ человека. Этот образ существует на уровне индивидуального и общественного сознания. Этот нормативный образ человека в культуре определяет особенности социализации. Ведущая задача социализации – межпоколенная трансмиссия культуры, передача по наследству от поколения к поколению всех свойств на конкретной культуре особенностей. Социализация понимается как процесс вхождения человека в культуру своего народа – инкультурация. Культура – «созданная человеком часть среды, включающая знание, искусство, обычаи, особенности веры». Два этапа инкультурации: 1. детство (освоение языка, норм и культурные ценности) Индивид пассивно усваивает культурные влияния. 2. зрелость (инкультурация во взрослом возрасте, которая носит прерывистый и фрагментарный характер: открытия изобретения новых идей). Способность к избирательному отношению. Культурная трансмиссия: 1. Вертикальная – культурные ценности передаются от родителей к детям. 2. Горизонтальная – человек осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками. 3. Не прямая (коса) – индивид обучается в специализированных институтах социализации, а так же на практике. Социализация как интернализация. Процесс социализации рассматривается с точки зрения того содержания, которое заложено в социальных влияниях на личность с точки зрения механизмов трансляции социального опыта. Интернализация - процесс, в ходе которого индивид изучает и воспринимает как обязательные социальные ценности и нормы, переводя их на "внутренний" уровень (лат. Interior – внутренний). Два аспекта этого процесса: 1. Усвоение модели поведения: ◦ Интернализация зависит от степени объективной и субъективной значимости модели (статуса того, чьё поведение служит моделью) ◦ Успешность интернализации индивидом модели поведения зависит от степени согласованности его ближайшего социального окружения. ◦ Межиндивидные различия процесса поведенческой интернализации не рассматривается исследователями, т.к. встречаются очень редко. ◦ Наиболее популярным объектом в исследованиях данной области выступают полоролевое и полосоциальное поведение. 2. Усвоение социальных значений: символов, ценностей и установок • Интернализация социальных влияний – многоуровневых процесс. • Результат интернализации неотвратим. Усвоенные ценности, установки, моральные представления изменяются только при изменении внешних социальных условий. • Индикатором усвоения социальных требований (на уровне личности) является добровольное утилитарное поведение. • Основным фактором успешности данного процесса является степень осознанности этих влияний. Акцентируются разные механизмы интернализации. В теории научения – классическое оперантное научение. В теории социального научения – наблюдаемое поведение. Психоаналитическая трактовка – рассматривает рационализацию. Социализация как адаптация. Процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды – это и есть адаптация. Нарушение этого процесса – дезадаптация. Бихевиоризм – адаптация: достижение человеком состояния социального равновесия между индивидом и группой, как отсутствие конфликтных отношений с ближайшим социальным окружением. Психоанализ – адаптация: формирование и развитие защитных механизмов и развитие защитных механизмов личности, они играют стабилизирующую и дестабилизирующую роль. Существуют два пути адаптации: 1. изменение мира под себя (Фрейд) 2. изменения себя под мир Факторы обеспечения успешности социальной адаптации: 1. способность к изменению своих ценностных ориентаций и Я- концепции 2. умение находить баланс между своими жизненными ориентациями и социальной ролью 3. по Колбергу, ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей Общие положения исследований социализации, как адаптации: ◦ социализация понимается, как конечный процесс ◦ ход и содержание социализации представляется как однозначно – заданные социальные требования ◦ социализация – количественный процесс изменения человека под влиянием внешних обстоятельств, а не как смена качественного своеобразных фаз ◦ социализация выступает как процесс, как реакция, следующая за изменениями социальной ситуации. Критерий успешности – «заглядывание вперёд». Основные подходы исследования социализации: 1. Биогенетические теории (Холл и Гейзел) 2. Социогенетические теории (Бенедикт и Маргарет Мид) 3. Интрокционистские теории (Дж. Мид и Кули) 4. Социально – экологический подход (Бронфенбеннер) 5. Теория социального научения (Скиннер и Бандура) 6. Психоаналитические теории (Фрейд, Блос, Эриксон) 7. Когнитивистские теории (Пиаже, Колберг) Теории социализации (Кули, Фрейд, Мид, Пиаже, Колберг и Эриксон) Чарльз Хортон Кули: Американские ученые Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-1931) считали, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Агенты социализации - все те, кто осуществляет социализацию или способствует ей, целенаправленно воздействуя на ход этого процесса. Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Агенты социализации - это родители, воспитатели, учителя, друзья, сверстники, коллеги, детские дошкольные воспитательные учреждения, школы, руководители трудовых коллективов, предприятий и учреждений, средства массовой информации (телевидение, радио и др.), вузы и средние специальные учебные заведения, производственные организации и учреждения и многие др. Так как социализация бывает первичная и вторичная, так и агенты социализации бывают – первичные и вторичные. Агенты первичной социализации — ближайшее окружение человека: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости. Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д. Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная — сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг). Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие — средства существования, церковь — духовное общение и т. п. Человек как жертва процесса социализации. Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Термин «виктимология» в социальной науке происходит от латинских слов «victime» (жертва) и «logos» (учение). Этот термин использовался в криминологии начиная с XVIII в. для описания жертв противоправного и криминального поведения индивида. Возникновение социальной виктимологии (Б. Мендельсон, Г. Гентинг) обусловлено тем, что человек не только объект, но и субъект социализации, исходя из этого, он может стать ее жертвой. По мнению А.В. Мудрика, это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Социальная виктимология изучает различные категории жертв, возникших в результате неблагоприятных социальных воздействий: людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей социальный, правовой, социально-психологический статус создает предпосылки неравенства, дискриминации, дефицита возможностей для обеспечения их жизнедеятельности, тормозит, препятствует физическому, социальному, психическому, культурному развитию и самореализации личности Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека. Социально-психологическая установка личности. Функции установок. Компоненты установки. Социально-психологическая установка личности. Социально-психологические установки есть состояния психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Понятие "установка" следует рассматривать не как вообще отношение, позицию к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозицию – готовность к определенному поведению в конкретной ситуации. Это понятие выражает конкретную связь между внутренним и внешним. Функции установок: № Функция установки Источник возникновения установки Смысл установки 1. Функция приспособления Связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде. Положительные установки к благоприятным стимулам. Отрицательные – к источникам неприятных стимулов. 2. Энергозащитная Связана с необходимостью поддерживать внутреннюю устойчивость личности. Отрицательные установки к тем лицам, действия которых могут послужить источником опасности для целостности личности. Источником отрицательной установки может служить негативное отношение к нам. 3. Ценностно-выразительная Связана с потребностями в личностной устойчивости. Положительные установки вырабатываются, как правило, к представителям нашего личностного типа. 4. Организации мировоззрения Вырабатываются по отношению к знаниям о мире. Научные представления+обыденные. Система установок – это совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях.   Компоненты установки: -   Когнитивный, содержащий знание, представление. -   Аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту. -   Поведенческий (конативный), выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту. Изменение (создание установки). В процессе человеческого общения, социального взаимодействия установки преобразуются. В общении всегда есть элемент осознанного или неосознанного стремления изменить установки другого человека. Установки образуют систему. Установки, находящиеся в центре и образующие большое количество связей называются центральными, фокальными установками (установки к знаниям, связанные с мировоззрением и моральным кредо личности). Главная центральная установка – это установка к собственному “Я”, так как в процессе социализации мы всегда соотносим все значимые для нас явления с мыслью о себе. Установка самооценки собственного “Я” оказывается в пересечении всех связей системы. Изменение фокальной установки не возможно без разрушения целостности личности. Концепция своего “Я” отрицательна только у крайне невротичных людей.  Периферийные установки имеют мало связей и поэтому легче и быстрее поддаются изменению. При изменении установки возможны следующие ситуации: 1.      Соседние установки изменяются по направленности ( с + на -); 2.      Может измениться степень важности установки; 3.      Может измениться принцип связи между соседними установками. В основе системы установок лежат как когнитивные, так и эмоциональные связи. Более надежным и быстрым способом изменения установок является, отношения к проблеме. Логический способ изменения установки срабатывает не всегда, так как человек избегает сведений, которые могут доказать ошибочность его поведения. Существует зависимость между вероятностью изменения установки и объемом информации об установке (с увеличением количества информации вероятность изменения повышается, но существует предел насыщения). Вероятность изменения установки зависит от ее сбалансированности. Человек стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс – несоответствие между установками или установками и реальным поведение человека. В случае сбалансированной системы установок речевое воздействие другого человека или группы действует по принципу ассимиляционного контрастного действия (Если мнение человека близко к мнению оратора, происходит объединение мнений (ассимиляция), если противоположно – человек еще больше убеждается в своей правоте (контраст)). Человек обладает системой селекции информации: на уровне внимания (внимание направляется туда, что интересует человека); на уровне восприятия; на уровне памяти. Методы воздействия: Совокупность приемов реализующих воздействие на: -        потребности, интересы, склонности, мотивацию; -        на установки, групповые нормы, самооценки людей; -        на состояние, в котором человек находится и которое изменяет его поведение. Чтобы изменить мотивацию человека вовлекают в новую деятельность. Для изменения поведения надо изменить иерархию его мотивов, актуализация мотивов более низкой сферы (н-р. метод регрессии).  Метод создания неопределенных ситуаций . Позволяет ввести человека в состояние “разрушенных установок”, потери себя, и если после этого показать ему путь выхода из неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом. Особенно если при этом произвести внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, вовлечение в общую деятельность… Требуемая социальная установка формируется у человека: 1.      Если он периодически включается в соответствующую деятельность; 2.      Многократно получает соответствующую информацию; 3.      Если он включается в престижную, значимую для него группу, в которой эта установка поддерживается (кооптация). Для формирования установки на требуемое отношение или оценку события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса (включить объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать эмоцию по поводу этого контекста). Для усиления (актуализации установки) способной вызвать эмоциональный или моральный протест человека используется прием “совмещения стереотипных фраз”, с тем, что хотят внедрить (стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания установки). Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием “воспоминания горького прошлого” (увидев прошлую жизнь в черном свете происходит снижение недовольства сегодняшним днем).  Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом направлении и с требуемым эффектом используют прием “канализации настроения” (провоцирование изливание гнева толпы на “стрелочника”). Если мотивация, установки и эмоциональное состояние людей учтены, воздействие наиболее эффективно. Чтобы изменить поведение группы необходимо изменить групповые нормы (групповые нормы определяют, регулируют поведение людей и группы в целом). Активное воздействие на групповые нормы может осуществить лидер либо включение в другую деятельность. Сопротивление при этом зависит от: - уровня групповой сплоченности; -  фиксировании на содержании старых норм и требований; -  от степени расхождения с новыми нормами. Влиять на групповую сплоченность можно через: 1. Осознание группой своей социальной роли или отличая от других групп; 2. Использование групповых символов; 3. Создание, формирование “мы-чувства”, когда человек чувствует себя внутри группы (эффект простонародья у политиков). Проблемы определения Я-концепции. Структура Я-концепции. Виды и классификации Я-концепции (образа-Я). Принятие Я-образа. Развитие Я-образа. Факторы, влияющие на Я-концепцию. Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего «Я-концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания. Проблемы определения Я-концепции. Сложность проблемы в определении Я-концепции подчеркивалась многими исследователями. Суть ее в слишком общем характере того, что мы определяем как «Я». У Бёрнса «Я-концепция» связана с самооценкой как совокупность установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «Я-концепции» автор называет образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Описывая юношескую «Я-концепцию», Р. Бёрнс указывает на общеизвестное противоречие: с одной стороны, «Я-концепция» становится более устойчивой, с другой стороны, «…претерпевает определенные изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации „Я-концепции“, в частности к способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец, в-третьих, требования, исходящие от социальной среды — родителей, учителей, сверстников, — могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т. д., могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на „Я-концепцию“ в пору юности». Таким образом, в зависимости от исходной проблемы и способов ее расчленения меняется и значение понятий и их бесчисленных производных. Структура Я-концепции Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает. Когнитивная Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая я-концепции. Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя. Наряду с прочим, когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов. Оценочная Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют: • Cоотнесение представлений о себе с «Идеальным я». • Соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями. • Оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности. Поведенческая Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая Я-концепции. Большинство современных ученых, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на Я-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто назвают «самостью». Другие подходы к структуре Я-концепции (Я-образа) Т. Ю. Каминская выделяет два подхода к разработке проблемы структуры Образа-Я. В первом подходе в структуре Образа-Я не выделяется мотивационного компонента, или выделяются лишь незначительные его составляющие. Так, С. Стейн определяет Я-Концепцию — «существующая в сознании индивида система представлений образов и оценок, относящаяся к самому субъекту». Л. А. Венгер говорит об Образе-Я как о совокупности обобщенных содержательных и оценочных представлений. Второй подход заключается в признании влияния мотивационного компонента (связь Образа-Я и поведения) на развитие Образа-Я. Иными словами, формируются предпосылки для включения мотивационного компонента в структуру Образа-Я. Наиболее же распространенным является представление о структуре «Образа-Я» как единстве когнитивного (образ своих качеств, способностей, внешности и др.), эмоционального (самоуважение, самоуничижение и т. д.) и оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и др.) компонентов (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский). Нагибина Н. Л. выделяет компоненты Я-образа, соответствующие определенным, традиционно выделяемым сферам психики: • Когнитивный компонент составляют структуры и качества образа Я, связанные с характеристиками познавательной сферы (Самосознание, Самовосприятие, Я-реальное, Самопознание, Самокопание, Самоконтроль, Самонаблюдение, Самовнушение и т. п.) • Эмоциональный компонент составляют структуры и качества образа Я, связанные с характеристиками эмоционально-волевой сферы (Самоощущение, Самочувствие, Самообладание, Самоконтроль, Саморегуляция и т. п.). • Ценностный компонент составляют структуры и качества образа Я, связанные с характеристиками ценностно-мотивационнойной сферы (Самопринятие, Я-идеальное, Свех-Я, Самоутверждение, Самоуважение, Самовоспитание, Самоопределение, Саморазвитие, Самоактуализация). • Поведенческий компонент составляют структуры и качества образа Я, связанные с характеристиками организации поведения (Самоподкрепление, Самоэффективность, Самоорганизация, Самопрезентация, Самостоятельность, Самодетерминация). Человек считается самореализованным, если Я-образ адекватен и максимально гармоничен во всех своих компонентах: когнитивном, эмоциональном, ценностном и поведенческом и направлен на достижение Я-идеального. Измерение Я-концепции В литературе представлен разнообразный набор методик для изучения Я-концепции (Образа Я) или его компонентов. Различные опросники Примеры: Методика исследования самоотношения (МИС) разработана Р. С. Пантелеевым (1989) и содержит 9 шкал. • внутренняя честность • самоуверенность • саморуководство • отраженное самоотношение • самоценность • самопринятие • самопривязанность • внутренняя конфликтность • самообвинение Методика диагностики социально-психологической адаптации разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом (1954). Методика апробирована и стандартизирована на разных выборках учащихся в отечественных школах и вузах. На русскоязычной выборке адаптированная А. К. Осницким. Шкала как измерительный инструмент обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих индивида к переоценке себя и своих возможностей, приятия или неприятия себя, других, эмоционального комфорта или дискомфорта, внутреннего или внешнего контроля, доминирования или ведомости, ухода от решения проблем. И. С. Кон поднимает вопрос о том, может ли индивид адектватно воспринимать и оценивать себя, в связи с проблемой соотношения главных функций самосознания — регуляторно-организующей и Эго-защитной. Чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен обладать адекватной информацией, как о среде, так и о состояниях и свойствах своей личности. Напротив, Эго-защитная функция ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа-Я даже ценой искажения информации. В зависимости от этого один и тот же субъект может давать как адекватные, так и ложные самооценки. Пониженное самоуважение невротика — это мотив и одновременно самооправдание ухода из деятельности, тогда как самокритика творческой личности — стимул к самосовершенствованию и преодолению новых рубежей. Виды и классификации Я-концепции (образа-Я) Я-образ (Образ-Я, Я-коцепция) — это некая глобальная самооценка. Я-образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным, структурированным и дезинтегрированным и т. д. Практически любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение. В. В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или «Я-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «Я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального Я» и «социального Я». Ш.Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку. Дж. Мид разработал в рамках своей концепцию идею "Зеркального Я" (восприятие личностью своего собственного "отражения" в сознании других людей). Более дробная классификация образов предложена М.Розенбергом: • «настоящее Я», • «динамическое Я», • «фактическое Я», • «вероятное Я», • «идеализированное Я». Принятие Я-образа Признание и принятие всех аспектов своего Я в противоположность «условному самопринятию» обеспечивает интегрированность Я-концепции, утверждает Я в качестве мерила самого себя и своей позиции в жизненном пространстве. Я-концепция (Я-образ) — то зерно, которое несет в себе как зародыш, так и его потенциал роста и развития. Согласованность работы всех структур, их гармоничное взаимодействие есть необходимое условие психологического комфорта. К. Юнг рассматривал «самость» как первичный образ, архетип, — комплекс, существующий в коллективном бессознательном. Самость — это архетип целостности, символ полноты человеческого потенциала и единства личности. И. С. Кон, раскрывая понятие «Я» как активно-творческое, интегративное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность, отмечает двойственность этого понятия, сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»: 1. «Я» как субъект мышления, рефлексивное «Я» — активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «Я» или «Эго»; 2. «Я» как объект восприятия и внутреннего чувства — объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «Я» или образ «Я», «понятие Я», «Я -концепция». Человеку свойственно иметь и строить не только теорию самого себя, такого, какой он есть сегодня в действительности, но и теорию идеального Я, такого, каким человек хочет быть в будущем. Полагается, что наличие такой концепции идеального Я, или будущего Я, является важнейшим мотивирующим фактором, побуждающим человека к действиям, направленным на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию, поиск подлинной жизни. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого). Хорни отделяет актуальное, или эмпирическое, Я от идеализированного Я, с одной стороны, и реального Я — с другой. Актуальное Я — всеохватывающе понятие для всего, чем является человек в данное время: для его тела и души, здоровья и невротичности. Актуальное Я — то, что имеет в виду субъект, когда говорит, что хочет знать себя, то есть хочет знать, каким является. Идеализированное Я — это то, чем субъект является в своем иррациональном воображении или чем должен быть согласно диктатам невротической гордости. Реальное Я — это «изначальная» сила, действующая в направлении индивидуального роста и самореализации, с которой субъект может вновь достичь полной идентификации, когда он свободен от невроза. Реальное Я — это то, на что ссылается субъект, когда говорит, что хочет найти себя. Реальное Я для невротиков является возможным Я — в противоположность идеализированному Я, которое невозможно достигнуть. Развитие Я-образа Несмотря на устойчивость, Я-образ — не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-образа влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Я-идентичность — я-образ в сравнении себя с другими и определении своего места в социальной структуре. «Человеческое „Я“ существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими» (И. С. Кон). Формирование адекватной Я-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества. Факторы, влияющие на Я-концепцию Все исследователи отмечают сложность и неоднозначность становления и развития образа-Я. Образ-Я — это системное, многокомпонентное и многоуровневое образование человеческой психики. Все составляющие этой системы имеют бесчисленное множество степеней свободы, что осложняет возможность научного подхода в диагностике и прогнозировании формирования Я-образа. По-видимому, точки роста и развития личности по пути самореализации совпадают с такими человеческими реальностями как самость, самоактуализация, Я-идеальное и стремлением человека к поиску гармоничного соответствия этих реальностей в своем образе-Я. Герген (Gergen, 1971) отмечает следующие факторы, относящиеся к оценкам других, которые влияют на представления индивида о самом себе: 1. Согласованность внешней оценки и Я-концепции. 2. Значимость представлений, которые затрагивает оценка. 3. Доверие к эксперту. Чем большим кредитом доверия пользуется эксперт, выносящий оценку, тем значительней его влияние (Bergin, 1962). 4. Число повторений. Чем больше число повторений выданной оценки, тем больше вероятность ее принятия. 5. Модальность оценки. Принятие или игнорирование внешней оценки зависит от того, позитивна она или негативна. Исходя из этого, внешняя оценка будет представлять собой угрозу Я-концепции в случаях, когда: • оценка не совпадает с представлениями индивида о самом себе и является негативной; • оценка затрагивает функционально значимые понятия, которые индивид использует для самоопределения; • эксперт, выносящий оценку, пользуется значительным кредитом доверия; • индивид подвергается систематическому воздействию одной и той же внешней оценки и не может ее игнорировать. Рефлективное «Я» — своего рода когнитивная схема, лежащая в основе имплицитной теории личности, в свете которой индивид структурирует свою социальную перцепцию и представления о других людях. В психологической упорядоченности представления субъекта о себе и своих диспозициях ведущую роль играют высшие диспозиционные образования — система ценностных ориентаций в частности. Контрольные вопросы для повторения и самопроверки: 1. Что входит в понятие «социальное развитие» человека? 2. Перечислите основные факторы, влияющие на процесс формирования личности в социуме. 3. Почему проблему личности традиционно принято считать центральной в психологической науке? 4. Чем отличаются между собой понятия «социализация» и «адаптация»? Учебные задания для самостоятельной работы: 1.Перечислите основные механизмы социализации и дайте им развёрнутую характеристику. 2.Изучите основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии: социогенетический, биогенетический, психогенетический. 3. Дайте определение понятию «социальный инфантилизм». 4. Как связаны предрассудки с индивидуалистической и коллективистической культурой? 5. Самостоятельно составьте детальный перечень факторов социализации на макро, мезо и микроуровнях.
«Личность. Соотношение базовых понятий; индивид, личность, субъект, деятельность, индивидуальность» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot