Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социально-экономическая сущность и принципы организации финансов предприятия

  • ⌛ 2014 год
  • 👀 1865 просмотров
  • 📌 1839 загрузок
  • 🏢️ ТвГУ
Выбери формат для чтения
Статья: Социально-экономическая сущность и принципы организации финансов предприятия
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социально-экономическая сущность и принципы организации финансов предприятия» docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» . КУЗИНА С.В. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) Курс лекций для студентов экономического факультета по направлению «экономика»специальность «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» ТВЕРЬ, 2014 УДК ББК Рецензенты: Доктор экономических наук, профессор Карасева Л.А. Кандидат экономических наук, доцент Толкаченко О.Ю. Подробно рассмотрены вопросы финансового обеспечения хозяйственной деятельности, особенности организации финансов на предприятиях различных организационно- правовых форм хозяйствования. Изложены основные понятия финансовой деятельности предприятий, такие как затраты на производство продукции и выручка от ее реализации, формирование распределение и использование прибыли и др. Большое внимание уделено планированию прибыли, формированию и использованию основных фондов и основных средств. Для студентов и аспирантов экономического факультета, а также практических работников, связанных с экономической деятельностью хозяйствующих субъектов и изучающих финансы предприятий. С О Д Е Р Ж А Н И Е Тема 1. Социально-экономическая сущность и принципы организации финансов предприятия……………………………………………………….………………...……..7 1.1. Социально-экономическая сущность финансов организации (предприятия)………………………………………………………………………….….....…….7 1.2. Функции финансов организации (предприятия)………………………………….....10 1.3. Принципы организации финансов предприятия………………………………….…12 1.4. Финансовые ресурсы организации…………………………………………………...15 1.5. Финансовый механизм организации…..………………………………………….….17 Тема 2. Финансово-экономические и организационные основы деятельности важнейших рыночных структур управления промышленностью………………..19 2.1. Предприятие как первичное звено народного хозяйства…………………………..19 2.2. Особенности организации финансов в зависимости от организационно-правовой формы бизнеса…………………………………………………………………………….22 2.3. Цели и порядок объединения предприятий……...………………………………….25 2.4. Финансовые аспекты деятельности финансово-промышленных групп…..………30 2.5. Экономическое содержание капитала, доходов, денежных фондов и денежных средств организации………………………………………………………………………32 2.6. Формирование уставного капитала в зависимости от выбранной организационно-правовой формы………………………………………………………………..………....38 2.7. Добавочный капитал как инструмент прироста стоимости имущества организации……………………………………………………………..…………………………...39 2.8. Особенности формирования резервного капитала и прочих резервов в зависимости от организационно-правовой формы бизнеса…………………………………...….40 2.9. Нераспределенная прибыль как источник формирования специальных фондов предприятия………………………………………………………………………………..41 Тема 3. Финансирование затрат на производство и реализацию продукции……43 3.1. Экономическое содержание расходов и затрат предприятия……………….……..43 3.2. Классификация затрат, относимых на себестоимость продукции………………...45 3.3. Методы формирования расходов при определении финансового результата деятельности предприятия………………………………………………………………52 3.4. Методы формирования расходов предприятия при определении налогооблагаемой прибыли…………………………………………………………….53 3.5. Смета затрат на производство и реализацию продукции………………………….54 3.6. Калькуляция себестоимости продукции. Виды себестоимости продукции………………………………………………………………………………………….61 3.7. Расчет плановых затрат на реализацию продукции для определения размера плановой прибыли…………………………………………………………………………….63 3.8. Система управления затратами. Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности…………………………………………………………....…………..69 3.9. Пути и резервы снижения затрат на производство и реализацию продукции. Степень влияния различных факторов на затраты………………………………………….76 Тема 4. Выручка от реализации и валовой доход……………………………………78 4.1. Выручка от реализации и валовой доход предприятия. Виды выручки………..78 4.2. Методы отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг) и ее распределение…………………………………….………………………………………..80 4.3. Формирование и виды доходов при определении финансового результата деятельности организации……………………………………………………………………81 4.4. Группировка доходов организации при формировании налогооблагаемой прибыли организации……………………………………………………………………………81 4.5. Планирование выручки от реализации продукции (услуг)………………………..82 4.6. Факторы и резервы увеличения выпуска и реализации продукции………………88 Тема 5. Чистый доход и денежные накопления.…………………………………….91 5.1. Экономическая сущность и функции прибыли. Виды прибыли…………………..91 5.2. Формирование финансового результата от основной деятельности предприятия.……….……………………………………………………………………………….92 5.3 Планирование прибыли аналитическим методом и методом прямого счета. Сферы их применения, преимущества и недостатки……………………………………..……..94 5.4. Планирование прибыли на основе предельных издержек и предельного дохода (метод маржинального анализа)………………………………………………………..98 5.5. Факторы роста прибыли. Зависимость прибыли от жизненного цикла продукции………………………………………………………………………………...100 5.6. Распределение и использование прибыли………………………………………..101 Тема 6. Формирование и использование основных фондов….………………….104 6.1. Экономическая природа, состав, методы оценки основных фондов…………..104 6.2. Амортизация основных фондов и ее нормы. Методы начисления амортизации и их особенности…………………………………………………………………………..106 6.3. Инвестиции и их роль в совершенствовании воспроизводственной и технологической структуры основных фондов. Источники финансирования прямых инвестиций………………………………….…………………………………………………….112 6.4. Ремонтный фонд на предприятии, его формирование и использование………115 6.6. Оценка экономической эффективности использования основных фондов……117 Тема 7. Формирование и использование оборотных средств……………............119 7.1.Экономическое содержание оборотных средств организации, оборотного капитала………………………………………..…………………………………………………119 7.2 Кругооборот оборотного капитала…………...……………………………………..121 7.3. Состав и структура оборотных средств предприятия. Основы их организации..122 7.4. Показатели эффективности использования оборотного капитала. Значение и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств………………………………………126 7.5. Нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Аналитический метод определения потребности в оборотных средствах……………….…………………….131 7.6. Норматив оборотных средств, коэффициентный метод определения потребности в оборотных средствах…………………………………………………………………..135 7.6. Метод прямого счета как основной метод определения плановой потребности в оборотных средствах…………………………………………………………………..136 7.7. Источники формирования оборотного капитала предприятия…………………137 Тема 8. Финансовый план промышленного предприятия (Баланс доходов и расходов)………………………………………………………………………………..……140 8.1. Экономическое содержание и место финансового планирования в осуществлении хозяйственной и финансовой деятельности предприятия…………………………….140 8.2. Финансовый план промышленного предприятия. Его содержание и структура…143 8.3 Оперативные финансовые планы предприятия. Контроль за выполнением плана на предприятии…………………………………………………………………………….145 8.4. Бюджетирование как инструмент финансового планирования………………..146 Список литературы……………………………………………………………….…..149 Введение Финансы предприятий, являясь основой мобилизации финансовых ресурсов для всех звеньев финансовой системы, занимают определяющее место в формировании собственных денежных. средств. Переход к рыночной экономике вызвал серьезные изменения всей финансовой системы, и в первую очередь ее главного звена - финансов предприятий. Финансовые условия хозяйствования претерпели существенные преобразования, которые выразились в либерализации экономики, появлении новых форм собственности, проведении широкомасштабной приватизации, изменении условий государственного регулирования, введении системы налогообложения предприятий. Все это привело к повышению роли распределительных отношений. В результате осуществляемых в стране мероприятий по реформированию экономики появились неразвитый негосударственный сектор экономики, современная банковская система, рынки товаров, услуг, капитала и т.д. Целью предпринимательской деятельности предприятий является получение прибыли, которая служит основным источником и предпосылкой расширенного воспроизводства, роста доходов предприятия и его собственников. Этой цели можно достичь лишь при рациональной организации финансов, которая позволит не только укрепить собственное финансовое положение предприятий, но и обеспечить финансовую стабилизацию в стране. В учебном пособии раскрываются сущность предприятия как хозяйствующего субъекта, порядок организации его финансового обеспечения, планирования затрат на производство и реализацию продукции. Специальная глава посвящена выручке от реализации продукции (работ, услуг), ее использованию. Отдельно рассматривается прибыль предприятия, показаны способы и методы планирования прибыли и направления ее использования. В отдельных разделах излагаются вопросы формирования и использования основного и оборотного капитала, инвестиционной политики предприятия. Тема 1 Социально-экономическая сущность и принципы организации финансов предприятия 1.1. Социально-экономическая сущность финансов организации (предприятия). Финансы («financia» с французского «платеж», «доход») возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в экономических ресурсах, которые ограничены. Финансы предприятий связаны непосредственно с производством и отражают закономерности развития экономики страны. Они обслуживают сферу материального производства, в которой создается валовой внутренний продукт, национальный доход и национальный продукт. Финансы предприятий являются важнейшей составной частью единой финансовой системы государства. Существует три основных вида финансовых систем: а) бюджетная; б) банковская; в) рыночная. В Российской Федерации бюджетная система выступает ведущим звеном финансовой системы. Финансы в совокупности элементов экономики и их взаимодействии составляют единство экономики. Современная финансовая система государства состоит из централизованных финансов (финансы бюджетов различных уровней) и децентрализованных (финансы предприятий, отраслей народного хозяйства). Различают следующие отрасли народного хозяйства: 1) сельское хозяйство; 2) промышленность; 3) строительство; 4) транспорт; 5) связь. Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в бюджетах всех уровней и государственных внебюджетных фондах. Децентрализованные финансы – экономические отношения, опосредующие кругооборот фондов денежных средств предприятий, относящихся к разным отраслям народного хозяйства. Финансы организаций (предприятий) представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств, с целью обеспечения расширенного воспроизводства на предприятии и обеспечения расширения государственных задач. В соответствии со статьей 48 Гражданского Кодекса РФ: организация (предприятие) - это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, целью которой является обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала. Используя экономические ресурсы, предприятие самостоятельно определяет вид деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Выделяют следующие виды деятельности: 1. производство товаров; 2. оказание услуг; 3. выполнение работ. Организация (предприятие) может осуществлять какие-либо из видов предпринимательской деятельности либо одновременно все виды. Вид деятельности выбирается в соответствии с ОКВЭД (общероссийским классификатором видов экономической деятельности) Для того, чтобы организовать процесс производства необходимы экономические ресурсы, которые на предприятии всегда ограничены. От их рационального использования зависит эффективность деятельности любой организации. Различают следующие виды экономических ресурсов: 1. материальные; 2. трудовые; 3. финансовые. Экономические отношения предприятий в зависимости от видов экономической деятельности можно сгруппировать по следующим направлениям: • между учредителями в момент создания организации при формировании уставного (складочного, акционерного) капитала; • между отдельными организациями, связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости; • между организациями и их подразделениями – филиалами, цехами, отделами, бригадами – в процессе финансирования расходов, распределения и перераспределения прибыли, оборотных средств; • между организациями и их работниками при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятий, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям; • между организациями и финансовой системой государства при уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней, формирование внебюджетных фондов, предоставление налоговых льгот; • между организациями и банковской системой в процессе хранения денег в коммерческих банках, организации безналичных расчетов, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за кредит; • между организациями и страховыми компаниями и организациями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков; • между организациями и инвестиционными институтами в ходе размещения инвестиций, приватизации и другими хозяйствующими субъектами. Каждая из перечисленных групп имеет свои особенности и сферу применения, методы реализации. Однако все типы отношений носят двусторонний характер, их материальную основу составляет движение денежных средств, благодаря использованию которых формируются денежные потоки, ими сопровождается формирование уставного капитала организации, начинается и завершается кругооборот средств и использование денежных фондов различного назначения. 1.2. Функции финансов организации. Финансы предприятий входят в состав экономического базиса страны, поэтому они являются самостоятельной экономической категорией. Финансы организаций характеризуются теми же чертами, которые присущи в целом категории финансов. Вместе с тем, им присущи особенности, обусловленные их функционированием в сфере материального производства, где органически связаны все сферы воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен и потребление. Наиболее полно сущность финансов организации проявляется в их функциях. Вопрос о том, какие функции выполняют финансы организаций, является дискуссионным. Среди экономистов нет единого мнения по поводу функций финансов организаций (предприятий). 1. Распределительная функция финансов организации. Распределительная функция финансов организации проявляется в распределении валового внутреннего продукта в стоимостном выражении, формировании фондов денежных средств, определении основных стоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов, обеспечении оптимального сочетания интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий и организаций и государства в целом. В соответствии с распределительной функцией финансы осуществляют распределение и перераспределение национального дохода. При первичном распределении, осуществляемом на предприятии, из денежной выручки от реализации продукции образуются следующие денежные фонды: амортизации фонд; фонд оборотных средств; фонд оплаты труда; прибыль. Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с: а) межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; б) наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальной обеспечение, управление); в) перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода. Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Распределительная функция создает условия, при которых предприятия и отрасль, строго соблюдающие планово-финансовую дисциплину, могут бесперебойно осуществлять свою хозяйственную деятельность, исполнять финансовые обязательства. Таким образом, под распределительной функцией финансов предприятий следует понимать осуществление ими своей деятельности в процессе распределения общественного продукта, национального дохода и национального богатства. 2. Контрольная функция финансов организации (предприятия). Под контрольной функцией финансов предприятий следует понимать внутренне присущую им способность объективно отражать и, тем самым, контролировать состояние экономики предприятия, отрасли, всего народного хозяйства и активно воздействовать на их деятельность. Посредством финансов систематически контролируется выполнение производственных планов, несоблюдение режима экономии при использовании материальных и трудовых ресурсов общества. Контроль осуществляется внутри предприятия, во взаимоотношениях предприятия с другими предприятиями, с вышестоящей организацией и с финансово-кредитными учреждениями. Внутри предприятия контролируются количество и качество труда, использование основных и оборотных фондов, образование и использование поощрительных фондов и др. Контроль во взаимоотношениях между предприятиями проводится при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ при соблюдении договорных условий. Контрольная функция способствует выбору наиболее рационального режима производства и распределения общественного продукта и национального дохода на предприятиях и в народном хозяйстве, дает возможность своевременно выявлять нарушения в деятельности и принимать меры к их устранению. Функции финансов выступают во взаимосвязях и взаимообусловленности. Распределительная функция создает условия, при которых предприятие и отрасль, строго соблюдающие планово-финансовую дисциплину, могут бесперебойно осуществлять свою хозяйственную деятельность и выполнять финансовые обязательства. Контрольная функция дает возможность своевременно выявлять нарушения в деятельности и принимать меры к их устранению. Наличие дискуссий по вопросам сущности и функций финансов предприятий отраслей народного хозяйства свидетельствует о насущной необходимости дальнейшей разработки теории финансов предприятий. 1.3. Принципы организации финансов предприятия. Организация финансов предприятия строится на определенных принципах: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная ответственность, заинтересованность в результатах деятельности организации, формирование финансовых резервов. 1) Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что предприятие самостоятельно независимо от организационно-правовой формы хозяйствования определяет: • свою экономическую деятельность; • направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли. В рыночной экономике существенно расширились права предприятий в области коммерческой деятельности, краткосрочных и долгосрочных инвестиций. Рынок стимулирует предприятия к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны деятельности предприятий. Так, законодательно регламентируется взаимоотношения предприятий с бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами, государство определяет амортизационную и налоговую политику. 2) Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Реализация этого принципа - одно из основных требований предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия. В развитых странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70 и более процентов. К основным собственным источникам финансирования предприятий в РФ относятся: прибыль и амортизационные отчисления. Но общий объем собственных денежных средств предприятий недостаточен для осуществления серьезных инвестиционных программ. 3) Принцип материальной ответственности за результаты хозяйственной деятельности означает наличие определенной системы ответственности за веление и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных предприятий, их руководителей и работников предприятия. В соответствии с российским законодательством предприятия, нарушающие договорные обязательства, расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства, уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективности деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. К отдельным работникам применяется система штрафов, лишения премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины. 4) Принцип заинтересованности в результатах деятельности обусловлен основной целью предпринимательской деятельности - извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам предприятия, самому предприятию и государству в целом. На уровне отдельных работников реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда, за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений за выслугу лет, материальной помощи, а также выплат процентов по облигациям и дивидендов по акциям. Для предприятия данный принцип может быть реализован с проведением государством оптимальной налоговой политики и соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на фонд потребления и накопления. 5) Принцип обеспечения финансовых резервов обусловлен необходимостью формирования финансовых резервов, обеспечивающих предпринимательскую деятельность, которая сопряжена с риском из-за возможных колебаний рыночной конъюнктуры. В рыночной экономике последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который самостоятельно принимает решения, реализует разработанные программы с риском невозврата вложенных средств. Финансовые вложения предприятия также связаны с риском получения недостаточного процента дохода по сравнению с темпами инфляции или более доходными сферами приложения капитала. Наконец, могут иметь прямые просчеты в разработке производственной программы. Финансовые резервы могут формироваться на предприятиях всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли и других обязательных платежей в бюджетную систему. Денежные средства, направляемые в финансовый резерв, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости могли легко быть превращены в наличный капитал. 1.4. Финансовые ресурсы организации. Финансовые ресурсы организации (предприятия) – это совокупность собственных денежных доходов в наличной и безналичной форме и поступлений извне (привлеченных и заемных), аккумулируемых организацией и предназначенных для выполнения финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства. По источникам образования финансовые ресурсы подразделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешние), мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения. Основную долю в собственных финансовых ресурсах составляет прибыль, остающаяся в распоряжении организации и распределяемая решением руководящих органов управления . В зависимости от финансовой политики организации прибыль, остающаяся в ее распоряжении, может быть использована следующим образом: • направлена на потребление в полном объеме; • направлена на развитие, т. е. инвестирована полностью в другие проекты, не связанные с деятельностью организации; • реинвестирована в развитие организации в полном объеме; • распределена по первым трем направлениям. Вторым по значимости источником собственных финансовых ресурсов служат амортизационные отчисления – денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственных характер, так как включаются в состав затрат на производство продукции и затем в составе выручки от реализации продукции поступают на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства. Накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд, предназначенный для воспроизводства изношенных основных фондов. Привлеченные или внешние, источники формирования финансовых ресурсов можно разделить на собственные, заемные и бюджетные ассигнования. Это деление обусловлено формой вложения капитала. На рынке капиталов возможны два варианта привлечения денежных средств: долевое и долговое финансирование. При долевом финансировании осуществляется эмиссия и размещение своих акций на фондовом рынке. Второй вариант предлагает выпуск и размещение облигаций, т.е. предоставление капитала на основе облигационного займа. Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный в уставный капитал другой организации в целях извлечения прибыли или участия в управлении организацией. Ссудный капитал передается организации во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств других организаций в виде векселей, облигационных займов. Бюджетные ассигнования могут использоваться как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки организаций, продукция которых имеет общегосударственное значение. Финансовые ресурсы используются организацией в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в коммерческом банке и в кассе организации. 1.5. Финансовый механизм организации. Управление финансами организации осуществляется с помощью финансового механизма – части хозяйственного механизма, представляющей собой совокупность форм и методов управления финансами организации в целях достижения максимальной прибыли. К финансовым методам, используемым в управлении финансами, относятся: финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование, финансовое планирование, финансовый контроль, система расчетов, система финансовых санкций, кредитные операции. С помощью финансовых инструментов осуществляются любые операции на финансовом рынке. Они подразделяются на первичные и вторичные (производные). Операции с финансовыми инструментами всегда сопровождается финансовыми рисками. Информационное обеспечение позволяет пользователям финансовой отчетности оценить степень рискованности финансовых инструментов. Существует следующие виды рисков: 1. Ценовой риск включает в себя не только потенциальные убытки, но и потенциальную прибыль. Ценовой риск подразделяют на следующие виды: • валютный – риск того, что стоимость финансового инструмента изменится в результате изменения обменного курса иностранной валюты; • процентный – риск того, что стоимость финансового инструмента изменится в результате изменения рыночной процентной ставки; • рыночный – риск того, что стоимость финансового инструмента изменится в результате изменения рыночных цен независимо от того, какими факторами вызваны эти изменения. 2. Кредитный риск – риск того, что один из контрагентов, участвующих в финансовом инструменте, не сможет ликвидировать обязательство и вызовет убытки у второй стороны. 3. Риск ликвидности, или риск финансирования – риск того, что предприятие может встретится с трудностями при мобилизации средств для погашения своих обязательств по финансовому инструменту к определенному сроку. 4. Риск денежного потока – риск того, что величина будущих денежных потоков, связанная с денежным финансовым инструментом, будет колебаться. В случае долгового инструмента с плавающей процентной ставкой такие колебания могут привести к изменению фактической процентной ставки по финансовому инструменту, обычно с изменением его справедливой стоимости. 5. Предпринимательский риск – риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством работ, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов. Количественная мера предпринимательского риска определяется абсолютным и относительным уровнем потерь, отнесенных к базе, в качестве которой принимается состояние предприятия, расход ресурсов или ожидаемый доход от предпринимательства. Тема 2 Финансово-экономические и организационные основы деятельности важнейших рыночных структур управления промышленностью 2.1. Предприятие как первичное звено народного хозяйства. Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Согласно ст.132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. Юридическим лицом признается организация: - которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. - преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Признаки юридического лица. 1. Обособленное имущество, которое может находиться в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении; 2. Отвечает по своим обязательствам этим имуществом; 3. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; 4. Наличие расчетного счета в банке и самостоятельного бухгалтерского баланса, на котором числится имущество предприятия; 5. Быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Организация юридического лица. Юридическое лицо: - подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. - действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. - приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. - имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Ликвидация юридического лица. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано: • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными договорами, в т.ч. в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; • требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом; • по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов. • юридическое лицо, за исключение казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 Гражданского Кодекса РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом), если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. 2.3 Цели и порядок объединения предприятий. По законодательству РФ предприятия могут объединяться в концерны, ассоциации, холдинги и другие объединения. Объединение предприятий создаются на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии. При этом, предприятия сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение и выполняют свои функции на основании договоров с предприятиями. Цели объединения предприятий: • Слияние или присоединение фирмы аналогичного профиля. Целью такого действия может быть желание получить готовые производственные площади, новые патенты, лицензии, ноу-хау. Присоединяться может фирма целиком, отделение, филиал. • Слияние или присоединение фирмы другого профиля. Цель покупки – вертикальная интеграция или диверсификация производства. В этом случае еще более важно, чем в первом, получить готовое производство, опыт, специалистов. Чаще всего наиболее эффективна диверсификация не в совершенно новые или далекие дальние области, а в близкие, родственные (производство компьютеров – программное обеспечение – изготовление компонентов компьютеров). Присоединяться может фирма целиком, отделение, филиал. • Покупка отделения, филиала, филиальной сети, сбытовой сети. Такое нередко случается в торговой и финансовой сферах. Например, банк, задумавший создать сеть филиалов в своем городе или других регионах, может приобрести несколько филиалов или всю сеть у другого банка, испытывающего затруднения и нуждающегося в деньгах. • Покупка пакета акций, вплоть до контрольного. Цель предпринимателя – получить частичный или полный контроль над другим акционерным обществом. Выгоды здесь такие же, как в первых двух случаях – желание получить готовое производство, опыт, специалистов и тем самым усилить свои позиции и ослабить конкурентов. Различаются только механизмы приобретения. Рассмотрим варианты объединений предприятий. - объединение независимых предприятий; - объединение частично зависимых предприятий; - объединение зависимых предприятий. 1. Объединение независимых предприятий. В первом случае члены объединения сохраняют свою независимость и права в полном объеме. Структура объединения получается симметричной, т.к. все его члены имеют одинаковые права и обязанности. К таким объединениям относятся ассоциация (союз), картель и консорциум. Ассоциация — добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели. В качестве особенностей ассоциаций можно назвать: • это самая “мягкая” форма интеграции компаний; • ассоциация создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера; • возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера; • члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица; • ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов; • члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации; • члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для этой цели новое хозяйственное общество и участвовать в нем. Члены ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из нее по окончании финансового года. В этом случае они несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своим взносам в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами ассоциации (уставом и учредительным договором). С согласия членов ассоциации в нее может войти новый участник. Картель – это объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании (соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.). В первую очередь регулированию подлежит сбыт продукции. В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения запрещены, исключая отдельные отрасли (прежде всего, сельское хозяйство), и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, т.е. те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение конкуренции. Запрет может быть снят для следующих видов картелей: - картелей, на которые приходится небольшая доля рынка (например, в рамках Европейского Союза: если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5% производства определенного продукта; - картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка; - картелей, которые приносят пользу экономике всей страны, например, способствуют техническому прогрессу; - «кризисных» картелей, т.е. картелей, уменьшающих, например, излишние производственные мощности. Существует ряд факторов, определяющих эффективность деятельности картеля. Прежде всего, это участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над ценой продукции. Консорциум – временное договорное объединение для осуществления совместных проектов. Чаще всего консорциумы создаются для разработки месторождений полезных ископаемых. При этом предприятие может участвовать в конкретном консорциуме частью своих ресурсов, а остальные использовать в других областях бизнеса. Объединения независимых предприятий (предпринимателей) создаются тогда, когда имеется несколько (много) предприятий одного профиля, имеющих и осознающих общие интересы и/или цель и не являющихся прямыми конкурентами. Отношения между членами объединения и объединением чисто договорные, вступить в объединение и выйти из него можно в любой момент без согласия других его членов, члены объединения не теряют своей самостоятельности и прав юридического лица. 1. Объединение частично зависимых предприятий. Во втором случае (объединение частично зависимых предприятий) члены объединения к моменту его создания в определенной степени зависят друг от друга, координируют всю или часть своей деятельности, обмениваются акциями, но при этом права в области управления никому не передаются. Структура и в этом случае получается симметричная. К таким объединениям относятся синдикат и промышленная (коммерческая, финансовая, консалтинговая) группа. Синдикат – объединение, имеющее общую структуру продвижения товаров и услуг на рынки, осуществляющее общее управление сбытом, а также общее планирование в части сбыта и маркетинга. Промышленная (коммерческая, финансовая, консалтинговая) группа – объединение предприятий, ведущее скоординированную промышленную, коммерческую, финансовую, консалтинговую политику. Предприятия обычно ведут общий учет и управляют общими финансами. Нередко члены группы взаимно обмениваются акциями друг друга или создают совместные предприятия. 3. Объединение зависимых предприятий. В третьем случае часть членов объединения передают некоторые функции управления другим, теряя долю самостоятельности. Структура получается асимметричной, с разными правами и обязанностями у разных членов объединения. К таким объединениям относятся концерн, ФПГ (финансово-промышленные группы). Концерн — это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества. Особенности концернов: - концерн обычно является объединением производственного характера; - входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю; - в рамках концерна централизовано финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, кадровая политика; - головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ; - деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий; - в рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее компаний. В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают следующие виды концернов: Вертикальный Горизонтальный концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). концерн, объединяющий компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства. С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов: концерн подчинения концерн координации концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний Концерн, созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством. Концерн подчинения создается, как правило, для объединения производств по технологической цепочке, а концерн координации – в целях интеграции таких видов деятельности как проведение единой финансовой или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п. Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны. Причем капиталовложения международных концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными. Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы. 2.5. Экономическое содержание капитала, доходов, денежных фондов и денежных средств организации. Капитал организации. Капитал – самовозрастающая стоимость, т.е. стоимость, инвестированная в производство с целью извлечения прибыли. Капитал обеспечивает воспроизводство новой стоимости, созданной в процессе деятельности организации. Капитал является основным фактором производства. Как источник средств капитал находит свое отражение в пассиве баланса и делится на собственный и заемный; в зависимости от назначения капитал делится на основной и оборотный капитал. Основной капитал инвестируется во внеоборотные активы, а оборотный капитал авансируется в оборотные активы, т. е. капитал выступает как совокупность средств производства, что отражается в активе баланса. Собственный капитал – совокупность средств, принадлежащих учредителям предприятия на праве собственности. Собственный капитал делится на две части: 1) инвестированная часть, которая включает в себя уставный и добавочный капитал; 2) накопленная часть, которая возникает в результате распределения чистой прибыли (резервный капитал, нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного периода). Чем больше в структуре капитала приходится на собственный капитал, тем более устойчивым считается предприятие. Соотношение собственного и заемного капитала определяется индивидуально по каждому предприятию, т.е. решается задача оптимизации рациональной структуры капитала на основе следующих критериев: 1) Максимизация прироста рентабельности собственного капитала (эффект финансового рычага); 2) Минимизация средневзвешенной стоимости капитала; 3) Минимизация финансового риска. Доходы и расходы организации. Доходы организации формируются на основании ПБУ 9/99 «Доходы организации». Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала этой организации, за исключение вкладов участников. Под будущими экономическими выгодами следует понимать потенциальные возможности имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств и их эквивалентов в организацию («Концепция бухгалтерского учета» Минфин РФ от 29.12 1997 г.). При этом считается, что объект имущества принесет в будущем экономические выгоды, если он может быть: • использован обособленно или в сочетании с другим объектом при производстве продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи; • обменен на другой объект имущества; • использован на погашение кредиторской задолженности; • распределен между собственниками организации. Доходы организации по учетному признаку подразделяются: 1. Доходы от обычных видов деятельности (в уставе организации выбираются по коду «ОКВЭД»): выручка от продажи продукции, товаров, а также денежные поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг. 2. Другие поступления: 2.1. операционные доходы – такие поступления, которые имеет организация от выполнения хозяйственных операций с активами данных организаций; 2.2. внереализационные доходы – такие денежные поступления, которые имеет организация от выполнения хозяйственных операций, не связанных с ее основной деятельностью; 2.3. чрезвычайные доходы – такие денежные поступления, которые имеет организация от наступления форс-мажорных ситуаций. Под расходами организации признается умень­шение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала. При составлении Отчета о прибылях и убытках расходы класси­фицируются следующим образом: • расходы по обычным видам деятельности; • операционные; • внереализационные; • чрезвычайные. Расходы организации формируются в соответствии с ПБУ 10/99. Для налогового учета расходы организации делятся на: (1) экономически-обоснованные в соответствии с той технологией и оборудованием, которые используются для производства продукции; (2) документально-подтвержденные, которые определяются актами, разработанными на предприятии, стандартами, нормами, нормативами, первичной, промежуточной и результативной информацией. Таблица 2.1. Классификация доходов и расходов организации Доходы Расходы Доходы от обычных видов деятельности (в уставе организации выбираются по коду «ОКВЭД»): выручка от продажи продукции, товаров, а также денежные поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг. Расходы по обычным видам деятельности: таковыми признаются расходы, связанные с производством и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых свя­зано с выполнением работ, оказанием услуг. Сюда же относятся управленческие и коммерческие расходы. Операционные: - поступления, связанные с предоставлением во временное пользование за плату активов организации; - поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникших из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; - поступления, связанные с участием в уставном капитале других организаций; - прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности; - поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, продукции, товаров; - проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке. Операционные: - расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов ор­ганизации; - расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возни­кающих из патентов на изобретения, промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности; - расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; - расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списа­нием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; - проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); - расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; - прочие операционные расходы. Внереализационные: - штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора; - активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; - поступления в возмещении причиненных организации убытков; - прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; - сумма кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности; - курсовые разницы; - сумма дооценки активов; - прочие внереализационные доходы. Внереализационные: - штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; - возмещение причиненных организацией убытков; - убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; - суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; - курсовые разницы; - сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов); - прочие внереализационные расходы. Чрезвычайные доходы: - поступления, возникшие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности; - страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов. Чрезвычайные: расходы, возникаю­щие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализа­ции имущества и т.п.). Денежные фонды, денежные средства и денежные потоки организации. Денежные фонды - обособленная часть денежных средств хозяйствующего субъекта, получившая целевое назначение и относительно самостоятельное финансирование. Формирование денежных фондов осуществляется двумя способами: а) фонды, которые формируются в соответствии с законодательством РФ, формируются в обязательном порядке; к ним относят: фонд заработной платы, амортизационный фонд, резервный фонд, фонды специального назначения (фонд накопления, фонд потребления, фонд развития социальной сферы). б) формирование фондов по усмотрению самого предприятия (валютный фонд, , фонд на выплату отпускных, инвестиционный фонд, стипендиальный фонд и т. д.). Денежные средства организации – ограниченные денежные ресурсы, доступные для использования организацией на текущие цели и на цели развития предприятия. Денежные средства, задействованные в производственно-хозяйственной деятельности, отражаются в пассиве, и источником их формирования является собственный и заемный капитал. Денежные средства выделяются в денежные потоки по видам деятельности организации. Денежный поток (от англ. cash flow) – поступление (положительный денежный поток) и расходование (отрицательный денежный поток) денежных средств в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Различают следующие виды денежных потоков: - денежный поток от текущей деятельности; - денежный поток от инвестиционной деятельности; - денежный поток от финансовой деятельности. Разница между положительным и отрицательным потоком по конкретному виду деятельности называется чистым денежным потоком. Таблица 2.2. Денежные потоки организации. Денежный поток от текущей деятельности - движением денежных средств, вызванным получением выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг, запасов товарно-материальных ценностей; - получением авансов, арендной платы; - уплатой по счетам поставщиков; - выплатой заработной платы; - расчетами с бюджетом и внебюджетными фондами; - получением и возвратом краткосрочных кредитов и займов на цели, связанные с текущей деятельностью; - уплатой процентов по указанным кредитам и займам; - оплатой и получением неустоек, штрафов и т.д. Денежный поток от инвестиционной деятельности - движением денежных средств, обусловленным приобретением нематериальных активов; - капитальным вложением по формам капитализации активов предприятия и их реализацией; - получением и погашением долго- и краткосрочных кредитов и займов по вышеуказанных инвестиций; Денежный поток от финансовой деятельности - движением денежных средств в целях формирования и использования уставного и добавочного капитала; - распределением и использованием прибыли; - осуществлением долго- и краткосрочных финансовых вложений; - продажей корпоративных ценных бумаг; - получением долго- и краткосрочных кредитов и займов под финансовые вложения, включая оплату процентов за пользование заемными средствами; - погашением дебиторской и кредиторской задолженности нетрадиционными способами (вексель, путем перемены лиц в обязательстве отступного, клиринговых расчетов и т.д.) 2.6. Формирование уставного капитала в зависимости от выбранной организационно-правовой формы. Уставный капитал представляет первоначальную сумму средств учредителей, необходимую для функционирования предприятия и отражает закрепленное в уставе организации право на ведение собственной предпринимательской деятельности. В дальнейшем эта сумма может изменяться в зависимости от результатов деятельности. Увеличение или уменьшение уставного капитала фиксируется в балансе предприятия только после того, как внесены изменения в учредительные документы. Любое изменение в учредительных документах регистрируется в регистрационной палате. Вкладами учредителей могут быть денежные средства, имущество и иные имущественные права, нематериальные активы. При этом имущественные и нематериальные активы должны иметь денежную оценку, которую проводят фирмы, занимающиеся оценочной деятельностью. Формы уставного капитала (в зависимости от организационно-правовой формы): 1. Складочный капитал: полное товарищество, товарищество на вере. 2. Паевой капитал: производственные кооперативы. 3. Уставный капитал: общество с ограниченной ответственностью, публичные общества, непубличные общества. Для публичных обществ является обязательным расчет чистых активов по каждому году (ФКЦБ «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» от 29 января 2003 года № 03-6/ПЗ). Чистые активы – активы, сформированные за счет собственного капитала организации. Главный источник увеличения чистых активов – нераспределенная прибыль отчетного года. ЧА = [ВНА + ОА – (НДС + ЗУ + САП)] - [ ДП +КП ], где ВНА – внеоборотные активы; ОА – оборотные активы; НДС – налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям; ЗУ – задолженность учредителям; САП – собственные акции, выкупленные у акционеров предприятия; ДП – долгосрочные пассивы; КП – краткосрочные пассивы; Чистые активы – часть активов, освобожденных от обязательств. 1) Если сумма чистых активов больше суммы уставного, добавочного и резервного капитала, то предприятие работает эффективно; 2) Если сумма чистых активов меньше суммы уставного и добавочного капитала, это говорит о первом признаке банкротства; 3) Если сумма чистых активов больше размера уставного капитала, тогда предприятие находится на грани банкротства. 2.7. Добавочный капитал как инструмент прироста стоимости имущества организации. Добавочный капитал по своей экономической сущности является дополнением к уставному капиталу. Добавочный капитал может быть использован на погашение сумм снижения стоимости имущества, выявившихся по результатам его переоценки, на погашение убытков, возникших в результате безвозмездной передачи имущества другим предприятиям и лицам, на увеличение уставного капитала, на погашение убытка, выявленного по результатам работы предприятия за отчетный год. Увеличение и уменьшение добавочного капитала возможно при осуществлении следующих хозяйственных операций: 1. Переоценка основных средств (по восстановительной стоимости). Переоценка происходит либо индексным методом, либо методом прямого пересчета. 2. Дополнительная эмиссия акций (эмиссионный доход). Компания может разместить свои акции по цене, превышающей их номинал. В результате фирма получает дополнительный эмиссионный доход (положительную разницу между номиналом акций и ценой их размещения). 3. Начисление износа по восстановительной стоимости. 4. Сумма дооценки оборотных активов. 5. Сумма разницы, возникшая у предприятия, если уставный капитал формируется в свободно-конвертируемой валюте. 6. Субсидии, субвенции, дотации, гранты или средства целевого назначения. 7. Безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели. 8. Превышение стоимости вклада в уставный капитал. При создании или увеличении уставного капитала компании в качестве вклада в него могут быть внесены не только деньги, но и любое другое имущество (например, основные средства, нематериальные активы, материалы, товары и т.д.). Если стоимость этих ценностей больше, чем номинальный размер вклада учредителя в уставный капитал, у компании возникает добавочный капитал. Его сумма равна положительной разнице между стоимостью имущества, вносимого в уставный капитал и номинальной долей учредителя. 2.8. Особенности формирования резервного капитала и прочих резервов в зависимости от организационно-правовой формы бизнеса. Резервный капитал – часть собственного капитала компании, образуемая за счет ежегодных отчислений от прибыли, представляющая резерв денежных средств. Служит для социального развития предприятия, покрытия потерь, а также для выплаты дивидендов и пополнения капитала в случаях недостаточности получаемой прибыли. В соответствии с российским законодательством выделяют два способа формирования резервного капитала. 1) Обязательное формирование резервного капитала, предусмотрено: А) для предприятий с иностранным капиталом, которые должны осуществить отчисления в резервный фонд до тех пор, пока размер резервного капитала не достигнет 25 % уставного капитала; Б) для всех акционерных обществ путем обязательных ежегодных отчислений, но не менее 5 % от чистой прибыли (формируется до тех пор пока резервный капитал не достигнет 15% от уставного капитала). В) производственные кооперативы формируют не резервный, а паевой фонд – неделимая часть имущества, принадлежащая кооперативу. Этот фонд никогда не распределяется на паи, направления использования этого фонда определяются уставом кооператива. Резервный капитал предназначен: 1. Для покрытия убытков; 2. Для погашения облигационного займа; 3. Для выпуска акций для своих работников. 2) Необязательное формирование предусмотрено для остальных организаций. Так, например, сумма резервного капитала должна составлять не менее 15 % от уставного капитала, отчисления не менее 5 % от чистой прибыли. В соответствие с законодательством предприятию разрешено создавать резервы сомнительных долгов. Сомнительный долг – дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договорами, и не обеспечена никакими гарантиями. Создается на основе результатов, проведенных в конце отчетного года, инвентаризации дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность – счета к получению суммы, причитающейся предприятию от покупателей за товары и услуги, проданные в кредит. Размер резервов определяется отдельно по каждому сомнительному долгу. Отражаются резервы во внереализационных расходах, что приводит к уменьшению налогооблагаемой прибыли, поэтому механизм формирования резервов по сомнительным долгам должен быть отражен в приказе об учетной политике. 2.9. Нераспределенная прибыль как источник формирования специальных фондов предприятия. Источником формирования фондов специального назначения является чистая прибыль (нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет, выявленная в отчетном периоде). Механизм формирования фондов специального назначения отражается в приказе об учетной политике. Размеры фондов определяются в зависимости от выбранного стратегического курса предприятия и от жизненного цикла данного предприятия. Использование денежных средств этих фондов определяется в зависимости от финансового обеспечения развития предприятия, а также на выплату пособий по социальному пакету на работников предприятия. Фонд накопления – денежные средства, предназначенные для развития и расширения производства. Образуется за счет отчислений из чистой прибыли. Фонд накопления следует рассматривать в качестве финансового обеспечения мероприятий по созданию имущества данного предприятия. Этот фонд используется: 1. На инвестиционные цели в зависимости от формы капитализации инвестиций: а) новое строительство объектов производственного назначения; б) расширение действующего предприятия, которое предполагает расширение производственных площадей; в) реконструкцию; г) внедрение новых технологических процессов; д) техническое перевооружение и модернизация отдельных участков, цехов, подразделений предприятий; е) частичную замена устаревшего оборудования. 2. На инновационные цели. 3. На внедрение достижений НТП. 4. На подготовку и переподготовку кадров. 5. На другие расходы, не относящиеся на себестоимость и не являющиеся внереализационными расходами. Фонд потребления – денежные средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение, выплаты компенсационного характера и другие аналогичные цели. Образуется за счет отчислений из прибыли. Фонд потребления расходуется по следующим направлениям: - на обеспечение выплат по социальному пакету (оплата жилья, проезда, питания, дополнительного отпуска); - на выплату премии управленческому персоналу; - на материальное поощрение; - на выплату единовременных пособий ветеранам труда, пенсионерам; - на оплату путевок на лечение и отдых, экскурсий; - на уплату взносов на добровольное медицинское страхование; - на уплату страховых платежей по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу работников предприятия и другие выплаты, не связанные непосредственно с оплатой труда, не относимые на себестоимость продукции или внереализационные расходы.
«Социально-экономическая сущность и принципы организации финансов предприятия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 207 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot