Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Дисциплина: Социальная психология
Раздел 1. Социальная психология как наука.
Автор: Плеханова Екатерина Алексеевна, к. пс. наук, доцент кафедры психологии
Обязательно к изучению на направлении: педагогическое образование
ПЛАН ЛЕКЦИИ
СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………1
Предмет и задачи социальной психологии. …………………………………….2
Основные этапы развития социальной психологии…………………………….5
Теоретические концепции в области социальной психологии……………… .6
Основные психологические направления и их вклад в развитие социальной психологии…………………………………………………………………..……6
Методы социальной психологии………………………………………………..9
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………10
СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1) Битянова М.Р. Социальная психология: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. – СПБ.: Питер, 2014. – 368 с.
Дополнительная литература:
1. Акопов Г.В. Социальная психология образования. – М.: Флинта, 2000.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология: теоретические подходы. - М.: Аспект Пресс, 2002.
3. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 336 с.
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2001.
5. Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л. Основы социально-психологических исследований. – М.: Гардарики, 2007. – 334 с.
6. Болотова А.К., Петровская Л.А., Жуков Ю.М. Социальные коммуникации. Учеб.пособие. – М.: Гардарики, 2008. – 279 с.
7. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учеб.пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. – М.: Смысл, 1999.
9. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005.
10. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 800 с.
11. Петровская Л. А. Общение – компетентность – тренинг. Избранные труды. – М.: Смысл, 2007. – 686 с.
12. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник для вузов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2009. – 336 с.
13. Социальная психология / под ред. А.Л. Журавлева. - М.: ПЕР СЭ, 2002. – 350 с.
14. Социальная психология. Хрестоматия: учеб. пособие / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 471 с.
15. Социальная психология: учебное пособие / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - 6-е изд. – М.: Академия, 2008. – 600 с.
Лекция 1. Социальная психология как наука
Предмет и задачи социальной психологии.
Социальная психология – молодая отрасль, состояние науки о человеческом поведении в некотором отношении напоминает математику до Евклида.
В конце 19 века были заложены предпосылки развития социальной психологии как самостоятельной науки.
А) субъективно-психологическая - появление Я как более позднего продукта развития человеческой цивилизации. До этого соц-психологическое мышление не разделяло человека от общества, его норм, ценностей, отсутствовала ценность индивидуальности. Они – Мы – Я.
Б) социальный заказ – объективные изменения социально-экономической структуры общества, массовые движения, развитие промышленности требовали новые знания об управлении человеческим обществом.
В) собственно научные – появление направлений, как психология народов В.Вундта, масс (Лебон), теория социальных инстинктов (Мак-Дауголл), социал-дарвинизм (ДжМид). Исотрически социально-философские учения Платона, Аристотеля, Монтескье, Гоббса, Локка, Руссо. Социологические вгляды Э.Дюркгейма, О.Конта.
Большой вклад в развитие социальной психологии внесли антропологи, психиатры, психологи и социологи.
В 1908 году Мак-Дугал «Введение в социальную психологию», Росс «Социальная психология» - поведение людей в группе отлично от одиночного - дата рождения социальной психологии. Эксперименты К.Левина, М.Шерифа (автокинетический эффект) доказали, что восприятие человека не есть прямая копия того, что существует, и что в определенных обстоятельствах на восприятие влияют сообщения окружающих.
Социологи изучают закономерности формирования, укрепления и распада человеч. групп. Эмиль Дюркгейм, Георг Зиммель, Габриэль Тард и Макс Вебер рассматривали группу как процесс взаимодействия людей.
В США социальная психология развивалась в русле положений дарвиновской теории эволюции (Джон Дьюи, У.Джемс, Джордж Мид – прагматисты – изучали функции человеческого поведения. От изучения «что происходит» к исследованию «каким образом это происходит», каким образом живые организмы – индивид или группа – приспосабливаются к условиям жизни.
Дж.Мид полагал, что отличительные признаки человека – способность к абстрактному мышлению, формированию представлений о себе и моральное поведение – развились как специфическое приспособление человека к потребностям жизни в группах.
Внушаемость, поведение толпы – коллективное приспособление, способ встретить кризис. Социализация – Кули, Парк, Томас – одна из главных проблем социологии.
Антропологи изучают культуры – особенно обряды, системы родства и артефакты доиндустриальных обществ. Они не только описывают, но и пытаются дать психологическую интерпретацию находок. Леви-Брюль, Маргарет Мид. М.Мид провела сравнительное исследование, посвященное развитию личности в условиях различных культур. Данные антропологии позволяют исследовать более обширные проблемы, как индивид овладевает культурой, интегрируется в нее, а также понять более глубоко вариабельность человеческого поведения.
Психиатры – причины патологии и методы лечения. Неопсихоанализ и ученики Фрейда отказались от попытки объяснить поведение только биологическими детерминантами и большую роль отводили социальномц окружению. А.Адлер – невроз как недостаток социального чувства, К.Хорни – базальное недоверие, Э.Фромм, Г.С.Салливан – межличностная психиатрия.
Итак, границы между этими науками оказались непрочными и в результате возникла междисциплинарная отрасль социальной психологии. Сейчас она имеет самостоятельный статус, так как ни общая психология, ни социология, ни психиатрия, ни антропология не может своими методами и принципами объяснить то, что касается поведения людей в обществе, группах, их взаимовлияние.
Социальная психология – молодая научная отрасль, дочерняя от психологии и социологии, она выявляет, как социальные условия влияют на поведение.
Г.Оллпорт в 60-е гг дал определение предмету СП: объяснить, как реальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивидов.
Д.Майерс – это наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга, как они относятся друг к другу.
С.Московичи - это наука о группах и индивидах, которые «создают свою реальность, управляют друг другом и создают связи, как объединяющие их, так и разъдиняющие».
Г.М.Андреева: изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их участием в социальных группах, а также психологические характеристики этих групп
Таким образом, предметом СП являются факты, механизмы и закономерности психологических характеристик межличностного и межгруппового взаимодействия.
Объект СП: социально-психологические явления – это феномены, возникающие в результате взаимодействия субъектов в определенных условиях. В зависимости от субъекта в/д-я: межличностные, групповые, межгрупповые, массовидные.
К универсальным механизмам социально-психологических явлений относят:
подражание – следование примеру, образцу;
внушение – процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания;
заражение – процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому;
убеждение – метод воздействия на сознание личности;
идентификация – процесс отождествления.
Каждый из нас связан друг с другом и со всеми людьми какими-то незримыми нитями. Они определяют наше поведение, мировосприятие, самоощущение. Именно изучение этих связей между людьми является предметом СП. Цель: сделать эти связи видимыми для всех.
Теоретические и прикладные задачи социальной психологии отражаются в ее функциях:
1) Познавательная (гносеологическая) – изучая множество частных случаев, ученые находят закономерности, постигают сущность этих явлений, от описания переходят к объяснению. Н-р, анализ деятельности успешных руководителей – менеджмент
2) Прогностическая – зная закономерности, тенденции можно предвидеть какие-либо социально-психологические последствия тии процессов. Н-р, развитие социал-националистической идеологии связано со снижением социально-экономического уровня жизни. Это приводит к дискриминационным действиям, фашизму.
3) Прикладная – знания и прогнозы используются для решения какой-либо конкретной проблемы (имиджмейкеры, регуляция климата, урегулирование конфликта) в области политики, экономики, педагогики.
4) Критическая - анализ тии решений, проектов с точки зрения их социально-психологической целесообразности и последствий. Н-р, унификация одежды в школе, введение самоуправления на местах, введение пластиковых карт для з/платы.
Основные этапы развития социальной психологии
I. описательный (сер19-10-20гг 20 века) - становление социально-психологического знания, совпадающиего с опытом построения первых социально-психологических теорий (психология народов В.Вундта, Лацаруса, Штейнталя, психология масс Г.Лебон и С.Сигеле), теория инстинктов социального поведения В.Мак-Дуголла). Европейская традиция развития науки 19 века.
II. 1908 – 1960- экспериментальный период. Два первых систематических руководства по социальной психологии – «Введение в социальную психологию» В.МакДуголла, «Социальная психология» Э.Росса. Росс начинает американскую социальную психологию. Фактически научное лицо социальной психологии складывается после Первой мировой войны. Решение определенных социальных задач в связи с бурным развитием капиталистических форм экономики в США (повышение производительности труда, развитие СМИ, усиление значение пропаганды и рекламы, психология управления). Приобретение статуса естественнонаучной дисциплины имело и негативные последствия: - отказ от этического контекста исследований и умозаключений, от мировоззренческого, нравственного аспекта; - отказ от попыток создания общей теории социального поведения.
В России – В.М.Бехтерев, М.Ланге, в Германии В.Меде, Ф.Оллпорт в США.
Социальная психология переезжает в США. Вторая мировая война в Европе, в России – до и после Окт.революции. До – и материалистические (Михайловский, Плеханов, Бехтерев, Рейснер), и идеалистические социально-философские течения (Ильин И.А., С.Франк, Г.Г.Шпет, Н.А.Бердяев, Г.И.Челпанов). С 30х гг социальной психологии в России нет.
Эксперимент, эмпирические открытия, недоверчивое отношение к теории.
После Второй мировой войны – укрепление общей экспериментальной ориентации СП в русле американских традиций (философия прагматизма и позитивизма)
III этап – конец 60- нач. 70х годов 20 века – критика американской социальной психологии. Возрождение европейских исследований.
С.Московичи, Г.Тэджфел.
«Новая» СП должна стать наукой о социальном поведении человека и отвечать ряду требований (Г.Тэджфел):
- учитывать взаимосвязь поведения человека и его социального окружения;
- не претендовать на мнимую объективность, независимость от культурного контекста и ценностей самого исследователя;
- включать в исследования смысловой, знаковый аспект человеческого общения;
- подчинять методы исследования теории, целям исследования;
- осознавать и учитывать общественную значимость и ответственность СП исследований и теоретических выводов.
Т.о., в СП возвращаются ценности, этическая направленность результатов, общественная значимость и ответственность.
В России также с 60-х годов происходит восстановление СП. Исследования коллектива и межличностного общения признаны в мировой СП.
Теоретические концепции в области социальной психологии
Психология народов (Штейнталь, Лацарус, Вундт). Гегель. Вундт считает, что коллективная психика есть сочетание индивидуальных психических состояний людей в определенных условиях. Три явления коллективной души: язык, мифы, обычаи.
Психология масс (Тард, Лебон, Сигеле, Московиси) – стандартизация жизни. Элита и масса. Масса регрессивна, невротична, неосознанна, консервативна, несмотря на революционный образ действий. Нуждается в поддержке вождя, который пленяет массу авторитетом и силой. Социальное подражание как основа поведения человека в обществе. Фрейд разделял эти воззрения. Михайловский, Плеханов также развивали идеи толпы и героя. Однако указывали на возможность преодоления слепого подражания посредством развития самосознания.
Теория инстинктов социального поведения (Макдугалл). Эволюционистское направление – борьба за существование среди себе подобных, приспособительное значение психики как средства адаптации к среде; изменчивость вида, естественный отбор и наследственность как движущие силы развития социальных организмов. Ч.Дарвин, Г.Спенсер – предшественники. Инстинкты преобразуются в чувства, н-р, инстинкт борьбы – в субъективном человеческом опыте – ярость и страх, инстинкт приобретения – чувство собственности. Ведущее – самоуважение, гордость.
Основные психологические направления и их вклад в развитие социальной психологии
1) Интеракционизм представлен следующими направлениями:
- символический интеракционизм (Дж.Мид, Кун, МакПартленд)
- ролевые теории (М.Вебер, Г.Зиммель, Т.Парсонс, Р.Линтон, И.Гоффман)
- теории референтной группы (Г.Хайман, Т.Ньюком, М.Шериф, Г.Келли, Р.Мертон).
Теория «зеркального Я» или символический интеракционизм (Ч.Кули, Дж.Мид)
Личность как функция, производная от социально обусловленного «Я» человека. Основное понятие – взаимодействие между людьми в процессе деятельности и общения. В ходе интеракций личности обмениваются символами и вырабатывают единые значения и смыслы, выраженные в знаковых системах. Язык, речь – главнейшая система. Символическая коммуникация – начало человеческой психики. Значения, вырабатываемые в ходе коммуникаций, изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей.
Р=f (В/д*символ)
Трехкомпонентная структура личности – I (Я) – импульсивное, творческое и движущее начало; me (меня, каким меня видят другие) – нормы, внутренний социальный контроль, «обобщенный другой» внутри; self (самость, личностное Я) – совокупность импульсивного и рефлексивного Я.
Ролевая теория личности (Морено, Парсонс)
Личность – производное от определенной роли. Статус личности выражает степень успешности освоения роли.
Роль – это функция личности, определяемая ожиданиями окружающих.
- существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенной положение, в его взаимодействии с другими.
- система специфических ожиданий по отношению к себе индивида
- роль как открытое наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.
Двойной аспект роли: наше восприятие роли и ролевые ожидания. Выбранные и предписанные.
Ролевое напряжение возникает, когда слишком много требований или слишком сложная роль.
Ролевой конфликт – при противоречиях между ожиданиями и восприятием, несовместимостью нескольких ролей между собой.
2) Необихевиористские теория личности (Скиннер)
Личность – совокупность паттернов поведения (реакций на стимулы)
Центральная идея – научение посредством подкрепления. Общество формирует нужный тип людей, создавая потребность в определенных подкреплениях (вторичные стимулы).
Халл – теория промежуточных переменных (ожидание, установка, восприятие) – Миллер, Доллард (теория фрустрации-агрессии и подражания)
Бандура – влияние социальных образцов поведения на агрессию. Эксперимент по научению через наблюдение агрессивному поведению. 2 фактора – НП 1: образцы поведения взрослых (агрессивное обращение с игрушками и неагрессивное), НП 2: последствия такого поведения (вознаграждение, наказание). ЗП – поведение детей.
Выделяют научение как основной процесс социализации. Научение через наблюдение.
В этих теориях личность рассматривается как пассивный объект, определяемый внешними факторами.
Теории межличностного взаимодействия (Тибо, Келли), социального обмена (Хоманс). Человеческое поведение как «функция его платежей». Взаимный обмен вознаграждениями и издержками.
3) психоаналитический подход (Фрейд)
Менее распространен в соц.психологии, нежели бихевиоризм.
Мотивирующим звеном является бессознательное. Личность представлена тремя компонентами: Оно, Я, Сверх-Я
Сверх-Я – заложенные в процессе социализации моральные нормы и установки. Человек и общество – антогонистические непримиримые силы. Соц-психол.проблема – конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами. Э.Фромм, Дж.Салливан и др. неофрейдисты внесли больший вклад в построение соц-психол. теорий. Адорно с концепцией авторитарной личности – воспитание, т.е. окружение личности, определяет ее характер и поведение. 2) – источники социальной активности
Др. психоаналитически ориентированные авторы рассматривают процессы в более многочисленной группе, чем диада (на их основе зародилась практика создания Т-групп), где используются соц-психол. механизмы воздействия людей друг на друга.
Теории: динамическая теория функционирования группы Байона, теория развития группы В.Бенниса и Г.Шепарда; трехмерная теория интерперсонального поведения В.Шутца.
Шутц выделяет 3 межличностные потребности: включения, в контроле, в любви. Сложившиеся в детстве образцы всецело определяют способы ориентации взрослого по отношению к другим.
4) когнитивизм (Пиаже, Найсер, Тернер, Тэджфел)
Социальное поведение личности как результат принятых решений на основе ее когниций (восприятия, интерпретации, ценностей).
Впечатления индивида о мире организуются в связные интерпретации, в результате образуются идеи, ожидания, верования, которые и выступают регуляторами социального поведения.
В основе – теория поля К.Левина и гештальтпсихология.
Гештальт – целостность восприятия, модель баланса, соответствия.
Левин помимо когниций включает понятие мотивационный аспект субъект-объектных отношений. Идея взаимодействия индивида и окружения, валентности. «Групповая динамика» - лидерство, сплоченность, групп.дискуссия.
К когнитивистиским теорям относятся: 1) теория когнитивного соответствия (Ф.Хайдер, Т.Ньюком, Л.Фестингер, Ч.Осгуд, М.Розенберг); 2) теории С.Аша.
Когнитивного соответствия – человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной системы.
Социальная категоризация как основа формирования социальной идентичности, и как следствие, - ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая враждебность.
Методы социальной психологии
1) методы сбора социально-психологических данных (эмпирические)
2) методы активного социально-психологического обучения (дискуссионные, игровые, тренинг)
Эмпирические
I. По условиям
• лабораторные (контролируемая ситуация)
• полевые (повседневная ситуация)
II. эмпирические
• корреляционные (выявление естественных связей между двумя факторами). Н-р, исследование связи между долголетием и статусом; самооценкой и успеваемостью. Проблема третьей переменной, не определяется причинно-следственные отношения.
• Опрос – с целью измерения переменных (статус, здоровье и др.) применяется опрос репрезентативной выборки людей.
Репрезентативная выборка из случайной выборки – группа людей, отобранных для опроса, в которой каждый человек изучаемой популяции имеет равные возможности участия / насколько выборка представляет исследуемую популяцию.
4 компонента, оказывающих влияние на результаты:
1. Нерепрезентативность выборки
Жребий, таблица случайных чисел, стратификационный отбор.
2. Последовательность вопросов – предыдущий вопрос оказывает влияние на последующий.
3. Право выбора ответа – закрытые, открытые вопросы. Варианты ответов заданные или свободные.
4. Формулировка вопроса
- Эксперимент (манипулирование к-либо фактором с целью выяснения, как он влияет на другой)
Когда возможно и этично, социальные психологи создают лабораторную имитацию повседневных процессов, чтобы точно проследить причину и следствие.
Варьируя всего 1-2 факторами – НП – экспериментатор выясняет, как их изменение влияет на нас, наше поведение, мышление, социальные отношения (ЗП).
Эксперимент используется в 2/3 социально-психологических исследований. 2/3 из них – это лабораторный Э. Например, в изучении предубеждений и агрессии смоделировали след. Ситуацию (пример).
И в экспериментах важно случайное распределение: уравнить группы по их социальному статусу, уровню интеллекта и т.д.
Этические требования:
• экспериментальный реализм
• снижение требуемых характеристик – намеки в эксперименте на то, какое поведение от испытуемого ждут
• согласие осведомленного испытуемого
• конфиденциальность, не навреди, после эксперимента
ГЛОССАРИЙ
№
Новое понятие
Содержание
Активная ссылка на источник
1
Социальная психология
наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
2
Предмет социальной психологии
факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальную общность.
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
3
Психология масс
социально-психологическая теория о взаимоотношениях личности и общества с "индивидуалистических" позиций. В основе - идея подражания (Г. Тард). Создатели теории - С. Сигеле, Г. Лебон (XIXв.).
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
4
Теория инстинктов социального поведения (В. Макдугалл)
теория, объясняющая социальное поведение врожденными инстинктами.
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
5
Общение
сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя процесс обмена информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
6
Межличностные отношения
субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
7
Социометрия
приема стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малой группе. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторых ситуациях.
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
8
Коммуникация -
обмен информацией между общающимися индивидами.
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
9
Информация
сообщения, сведения, передаваемые людьми друг другу в устной, письменной или другой материальной форме.
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
10
Вербальная коммуникация
коммуникация, в которой в качестве знаковой системы используется речь.
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
11
Невербальная коммуникация
коммуникация в которой используются различные неречевые знаковые системы.
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
12
Оптико-кинестетическая система знаков
более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика).
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
13
Проксемика
специальная область науки, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
14
Экстралингвистическая система знаков
включение в речь пауз, плач, смех, кашель, темп речи.
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
15
Паралингвистическая система знаков
система вокализации (диапазон голоса, тональность и т.д.).
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
16
Конфликт
столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
17
Эмпатия
постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
18
Аттракция
форма познания другого человека, основанная на устойчивом позитивном отношений к нему.
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
19
Каузальная атрибуция-
интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/
20
Эффект ореола (галоэффект)
распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.
http://www.studfiles.ru/preview/5299953/