Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психология социальной работы

  • 👀 301 просмотр
  • 📌 285 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психология социальной работы» ppt
Психология социальной работы ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ №1 Е.Н.К АТКОВА ( КАФ. ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ А МГПГУ) ИСТОРИЯ НАУКИ ПРЕДМЕТ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ работ ы как науки и специф ической социально- психологической деят ельност и обострение социальных коллизий в XIXв. в связи с индустриализацией и урбанизацией (ростом безработицы, преступности, алкоголизма и т.п.) Необходимость в специально подготовленных кадрах для оказания социальной помощи слабо защищенным, нуждающимся в ней слоях населения ( не только в филантропах) Развитие социальной работы В 90-е гг. ХIХ в. в Англии была организована лекционная и практическая работа, связанная с деятельностью общества благотворительности в Лондоне. В Германии в то же время открываются подобные курсы (в рамках женского движения). В США (в Нью-Йорке) основаны краткосрочные летние курсы, на основе которых организована профессиональная подготовка социальных работников. В 1899г. группа социальных реформаторов из Голландии (Амстердам) основала институт подготовки социальных работников. К 1910г. в Европе и Америке существовало 14 школ социальной работы. В 1920г. открыта первая в Латинской Америке школа социальной работы в Чили Безработица как социальная проблема Впервые к безработице подошли как к социальной проблеме. Потребность в активизации социальной работы возрастает в период кризисов. в США в 1929-1933 гг. 15 миллионов человек потеряли работу, нищета и страдания достигли пика. Правительство Франклина Рузвельта приняло «Новый курс» стабилизация экономики и социальная помощь бедным. Создание специального государственного агентства «Временное управление по чрезвычайной помощи» с квалифицированными социальными работниками «Государственная помощь безработным – это не подачка и не благотворительность, а социальная справедливость, которая основывается на праве каждого гражданина рассчитывать на минимальный уровень жизни в цивилизованном обществе». Франклин Рузвельт Система социальной защиты Проводники социальной защиты - социальные работники, которые оказывают социальные услуги клиентам. Социальная работа включает 2 основных элемента: 1.социальная защита 2.социальные услуги Объекты социальной работы Индивид Группа Семья Социальные институты Успех в социальной помощи зависит от социального окружения - местных властей, района, действующих здесь социальных институтов и учреждений, то все они тоже являются объектом социальной работы. Что объединяет социальную работу и психологию? Диагностическая школа в социальной работе М.Ричмонд В 1899г. М. Ричмонд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в области благотворительных организаций». В 1917г. М. Ричмонд «Социальные диагнозы», описание метода социальной индивидуальной психотерапии. Первый учебник по подготовке социальных работников в школах США . Главное в социальной работе произвести оценку, поставить правильный социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помощи. Этот диагноз должен носить научно обоснованны й характ ер в отличие от моральных оценок, которыми обычно руководствовались благотворительные организации. Например – бедность - социальная болезнь. Диагностический подход: Социальный диагноз- оценка личности клиента и его социального положения. Социальная помощь – это комбинация мер, которые ведут к изменению самого индивида и его социального окружения. Два взаимосвязанных метода по лечению социальных болезней: 1.косвенный метод лечения – т.е. воздействие на среду, возможность путем изменения социального окружения влиять на ближайшую среду клиента в направлении улучшения его состояния; 2.непосредственный метод лечения – воздействие «ума» на «ум», т.е. предложения, советы, уговоры и т.п. с целью побуждения клиента принять необходимые решения и шаги для улучшения своего положения. Здесь социальному работнику чрезвычайно важно было установить с клиентом доверительные отношения. Функциональный подход О.Ранк ситуация « здесь и т еперь» , существенным в процессе лечения являются отношения терапевта и пациента; воля индивида к переменам; акцент не на диагнозе, а на организации помощи клиенту, на самом клиент е и приеме им эт ой помощи – К.Роджерс; в центре социальной работы - клиент , и только то, что он сам выбирает в качестве темы для обсуждения (нет авторитарной позиции врача, как в психоанализе) «Психология изменения в социальной индивидуальной психотерапии» 1930 В. Робинсон; человек внут ренне ст ремит ся всегда к чему-т о позит ивному , находится в состоянии постоянного рост а и развит ия (идеи гуманистической психологии А. Маслоу) самоопределение (право клиента решать за себя) философы и психологи Дж. Тафт у Д. Дьюи; истинными движущими силами роста и развития индивида являются базовые потребности – находит ься в сост оянии зависимост и от других и развиват ь независимост ь. Развитие и изменение происходят в динамике и взаимодействии этих двух движущих сил. Метод решения проблем (синтетический) Х.Перлман В 60 – 70 г.г. ХХ в. в процессе полемики диагностической и функциональной школ - метод решения проблем. «Социальная индивидуальная психотерапия» Х. Перлман 1957. важ ное значение, как диагноза, так и процесса изменений. Жизнь есть решение разнообразных проблем, одни из которых люди могут более менее успешно решать в процессе своей жизнедеятельности, тогда как, другие требуют психосоциальной помощи со стороны специалистов. Социальная работа должна ставить перед собой цели: 1) усилить мотивацию клиента и с помощью укрепления его самосознания освободить энергию для изменений; 2) усилить – ментально, эмоционально и фактически – способност и клиента решать свои проблемы; 3) предоставить клиенту ресурсы , необходимые для решения проблем. Эти цели могут быть достигнуты только на основе доверительных отношений между психосоциальным работником и клиентом. Цели и задачи социальной работ ы Позитивное развитие общественных условий жизни и личных ситуаций людей. Социально-психологическая работа – это наведение мостов между индивидом и его окружением (С.Хессле). Усиление сопротивляемости индивида в отношении требований, предъявляемых средой, а также изменением среды и общества, так сказать, внутри самого индивида. Изменение общества, создание благоприятных условий жизни людей, которую проводят политические деятели, общественные движения, профсоюзы и т.п. предмет е и целях социальной работ ы 1. Психология составляет существенную часть содержания теории и практики социальной работы. 2. Основная цель социальной работы – улучшить жизнь клиентов путем изменения их внутреннего мира и внешних обстоятельств. 3. Весь смысл социальной работы, всех ее принципов, методов заключается в улучшении социального положения, лучшей приспособляемости клиента к ситуации. Основные блоки психологии социальной работы 1. общетеоретические психологические идеи и концепции, составляющие методологическую базу психологической практики социальной работы; 2. конкретные психотехнологии, т.е. психологические методы профилактики, диагностики и разрешения («лечения») социально-психологических проблем индивидов и отдельных групп, их социально-психологической адаптации и реабилитации; 3. особенности социально – психологической работы социальных работников с индивидами и разными группами населения, нуждающимися в психосоциальной помощи (учет специфики их социально – психологического поведения, образа мышления и действий). 3 способа изменений клиент а Психолог (соцработник) добивается изменений жизненных ситуаций клиента (клиентов) с помощью: а) собственных действий, без помощи клиента, б) путем прямого управления, в) путем косвенного управления. Примеры общения с клиентом Прилож ение 1 к лекции №1: Изучит е мат ериалы учебного пособия Ж .В. Бойко Эт ические основы социальной работ ы . – Х абаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. – 94 с. – С. 18. Практ ические задания к лекции 1 Вы полнит е задания по книге Ж .В. Бойко Эт ические основы социальной работ ы . – Х абаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. – 94 с. – С. 90 (прил. 2), С. 91 (прил. 3)
«Психология социальной работы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Гафурова Н. В., Лях В. И., Феськова Е. В., Чурилова Е. Ю., Шаипова Т. Б., Осипова С. И.
Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot