Справочник от Автор24
Психология

Конспект лекции
«Социальная психология как наука. Методология и методы социальной психологии»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по психологии / Социальная психология как наука. Методология и методы социальной психологии

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Социальная психология как наука. Методология и методы социальной психологии», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Социальная психология как наука. Методология и методы социальной психологии». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Социальная психология как наука. Методология и методы социальной психологии», текстовый формат

Тема 1. Социальная психология как наука. Методология и методы социальной психологии Источники социально-психологических знаний. Предпосылки возникновения социальной психологии. Социальная психология в России. Предмет социальной психологии. Социальная психология и другие науки. Структура социально-психологической науки. Проблемы и задачи социальной психологии на современном этапе развития. Основные требования к научному исследованию. Проблемы соотношения теории и эмпирического материала. Проблемы выборки. Адекватность методов исследования. Валидность. Надежность. Методы, приемы и методики социальной психологии. Методы эмпирического исследования: наблюдение, изучение документов, опрос (интервью, анкетирование). Специализированные социально-психологические методы: социометрия, экспертная или групповая оценка личности, метод полярных профилей и т. д. Тесты. Эксперимент. Исследование различных шкал. Проективные методы. Применение компьютеров в диагностике особенностей группы и личности. Социальная психология возникла на стыке двух наук — психологии и социологии, и до сих пор сохраняет особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединения усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, т.к. общественные закономерности проявляются через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания. Другой причиной двойственного положения социальной психологии (далее СП) является история её становления, которая вызревала одновременно в недрах психологического и социологического знания. Все это преумножает трудности в выявлении круга проблем СП. В истории существования советской СП выделяют два этапа: 20-е гг. и конец 50-х — начало 60-х гг. Именно они помогают понять место социальной психологии в системе научного знания. Длительный перерыв в истории существования советской СП как самостоятельной науки, способствовал бурному развитию нового этапа социально-психологических исследований в России, который начался лишь в конце 50-х - начале 60-х годов. Сегодня СП по своему существу является наукой, стоящей близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому возможно использование ее результатов исследования различными общественными силами. Социальная психология – наука, изучающая психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия. Объектом СП являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (личности). Предметом - определенные социально-психологические феномены, которые классифицируют по многим основаниям: по принадлежности к различным социальным общностям и субъектам, по отнесенности к тем или иным классам психологических явлений, по устойчивости, по степени осознанности и т.д.[1, С.24-26; 2, С.67] Главной выступает классификацией принадлежность к социально-психологических различным социальным феноменов общностям и возникающие в субъектам. Выделяют социально-психологические явления, организованных общностях людей, к которым относятся большие и малые социальные группы. В больших группах — нациях (этносах), социальных классах, религиозных конфессиях, политических и общественных институтах (организациях) — возникают и функционируют сложные социально- психологические феномены, которые получили названия «психология нации», «классовая психология», «религиозная психология», «психология политики». (См.подробнее тему 7.) В малых группах функционируют и проявляются в основном такие социально-психологические явления, как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции [3,C. 7-10].(См. подробнее тему 8.) Кроме организованных общностей, существуют и общности неорганизованные (или слабо организованные), под которыми принято понимать толпу и другие разновидности скопления людей. Социальнопсихологические явления, которые здесь возникают, называют массовидными, а поведение людей — стихийным. К таким явлениям обычно относят психологию толпы, психологию паники и страха, психологию слухов, психологию массовых коммуникационных процессов (психологию воздействия), психологию рекламы и др.(См.подробнее тему 7.) Также СП изучает и личность, которая является непосредственным участником организованных общностей, субъектом взаимодействия и общения с другими людьми.[1,С.18-28] По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления разделяют на рационально осмысленные (социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции), эмоционально упорядоченные (социальные чувства и настроения, психологические климат и атмосфера) и массовидные (стихийные), функционирующие в обычных или необычных условиях (например, конфликтных, экстремальных). Кроме того, социально-психологические феномены рассматривают как явления, как процессы и как образования, — все зависит от того, какие цели преследуются при их изучении. Например, социальные чувства — это эмоциональная составляющая поведения и деятельности людей (явление), имеющая свою динамику (процесс) и включающая в себя их различные настроения, состояния и переживания (сложное образование). По устойчивости социально-психологические явления делятся на: - динамичные (различные виды общения), - относительно изменчивые (например, мнения и настроения), - статичные (обычаи, традиции). По степени осознанности - осознанными и неосознанными. СП как отрасль научных знаний решает конкретные задачи, которые включают в себя: 1) изучение и всестороннее осмысление сущности, содержания, форм проявления и закономерностей функционирования социально- анализ и психологических явлений и процессов; 2) теоретический возникновения и и практический развития, исторического источников и социального условий фона функционирования социально-психологических феноменов; 3) поддержание всесторонних связей с представителями других наук в интересах разъяснения (координации) своих позиций и усилий в совместном исследовании социально-психологических явлений и процессов; 4) прогнозирование политических, экономических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социальнопсихологических закономерностей и механизмов [2,C.6-8; 3, С.8-12]. СП выполняет определенные функции: • теоретико-методологическую, связанную с выявлением принципов, методов и путей познания сущности исследуемых ею явлений и процессов, закономерностей и механизмов их зарождения и проявления; формированием инструментального аппарата науки; определением направлений практического применения в общественной жизни результатов изучения социально-психологических феноменов; • мировоззренческую, с одной стороны, заключающуюся в синтезировании современных научных представлений о природе психологии людей и ее месте в системе духовной жизни общества; с другой — показывающую, как должен осуществляться процесс формирования правильных представлений о психологических составляющих системы: человек - группа - общность общество;  регулятивную - какое непосредственное воздействие и как социально- психологические явления и процессы оказывают на развитие и функционирование общественных отношений, а также пути, формы и средства эффективного управления ими; • прогностическую, функционирования правильно позволяющую на основе социально-психологических оценить и раскрыть динамику и учета явлений и перспективы специфики процессов развития общественного сознания и духовной жизни общества; • аксиологическую, помогающая определить реальные и мнимые социальнопсихологические ценности в жизни и деятельности людей, общества в целом. Решаемые СП научные задачи, а также большое разнообразие феноменов способствовали возникновению и развитию ее конкретных отраслей. К ним относятся: Этническая психология — отрасль СП, изучающая психологические особенности людей как представителей различных этнических общностей; Психология религии — изучающая психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность; Политическая психология — исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей; Психология управления (организационная психология) — уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития; Психология социального воздействия — отрасль СП, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизни и деятельности; Психология общения - раскрывает своеобразие процессов развития отношений и обмена информацией между людьми и социальными группами; Психология семьи (семейных отношений) - ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами начальной ячейки человеческого общества; Социальная психология личности — исследующая человека, включенного в различные общественные и межличностные отношения; Психология масс — изучающая особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха, психологические особенности функционирования слухов и мифов, массовых коммуникационных процессов, рекламы и др.[1,C 24-26] И, наконец, Психология конфликтных отношений (конфликтология) — бурно развивающаяся отрасль СП, нацеленная на доскональное исследование психологической специфики и содержания различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения. Для того чтобы продуктивно развиваться, СП должна поддерживать закономерные и прочные связи с другими науками, которые выстраиваются на взаимной основе. Это философия, социология и другие общественные науки, которые предоставляют СП возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к осмыслению сущности самих социально-психологических явлений и процессов, их происхождения и роли в жизни и деятельности общества. Общая психология методологически позволяет правильно СП осмыслить более точно психологические понять и особенности личности (индивида), являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики. Исторические науки показывают СП, как осуществлялось развитие сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений. Политические науки помогают СП правильно понять, какие политические явления (процессы) и как влияют на социальную психику людей в условиях политической жизни и деятельности. Экономические науки, раскрывая сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе, показывают социальным психологам, как они влияют на общественные отношения и сознание людей. Культурология, этнология, исследуя особенности культурного и этнического развития различных этнических общностей, дают возможность СП адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социальнопсихологических феноменов. Педагогические науки представляют СП информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов и служат теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания [3,C. 10-13]. Тесная связь с разными науками позволяет развиваться современной социальной психологии таким образом, что практические запросы опережают теоретические знания. Все это стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого выражается в том, что социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами. Таким образом, для современной социальной психологии, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и "достраивание" своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований [1,C.11-12. 24-26]. Социально-психологическое исследование – это вид научного исследования, осуществляющийся с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения этих людей в социальные группы (малые, средние и большие). Так же в СП исследуется специфика социально-психологических характеристик групп как микро, мезо и макрообъединений людей в рамках общества в целом. Совокупным предметом социально-психологического исследования являются отношения: личность - личность, личность - малая группа, личность - средняя группа, личность - большая группа и т.д., а так же внутригрупповые и межгрупповые отношения на всех уровнях.(См. подробнее темы 5 и 7.) В СП различают эмпирический, теоретический, методологический и процедурный уровни исследования. В совокупности эти уровни создают условия для разработки исследовательской программы. Проблема качества, т.е. проблема получения надежной социальнопсихологической информации в социально-психологическом исследовании, решается путем обеспечения принципа репрезентативности, а также путем проверки способа получения данных на надежность [1,C. 53-56]. В СП эти общие проблемы приобретают специфическое содержание. Будь то экспериментальное или корреляционное исследование, информация, которая в нем собрана, должна удовлетворить определенным требованиям. Учет специфики неэкспериментальных исследований не должен обернуться пренебрежением к качеству информации. Для СП, как и для других наук о человеке, выделяют два вида параметров качества информации: объективные и субъективные. Из-за того, что источником информации в СП всегда является человек, не считаться с этим фактом нельзя и следует лишь обеспечить максимально возможный уровень надежности тех параметров, которые квалифицируются как «субъективные». Ответы на вопросы анкеты или интервью составляют «субъективную» информацию, но и ее можно получить в максимально полной и надежной форме, а можно упустить многие важные моменты, проистекающие из этой «субъективности». Для преодоления ошибок и вводится ряд требований относительно надежности информации. Надежность информации достигается проверкой на надежность инструмента, с помощью которого собираются данные. В каждом случае обеспечиваются как минимум три характеристики надежности: обоснованность (валидность), устойчивость и точность. Обоснованность (валидность) инструмента- это его способность измерять именно те характеристики объекта, которые и нужно измерить. Исследователь, обычно им является социальный психолог, строя какую-нибудь шкалу, должен быть уверен, что эта шкала измерит именно те свойства, которые он намеревается измерить. Надежность теста означает согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой. Основным показателем при оценке надежности служит коэффициент корреляции. Социально-психологической практикой разработаны специальные методы исследования, такие как: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, метод обобщения независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опрос, тестирование, социометрия.[1,C47-65; 2, С.8-9; 3,С.12-20] Наблюдение — наиболее распространенный способ, с помощью которого исследуют социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется. Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованной обстановке, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в обычных условиях; необходимые констатирующим социально-психологические — когда оцениваются явления; лишь формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп. Метод анализа документов - процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах. Эта информация обычно содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе). Метод анализа документов продуктивным становится тогда, когда опирается на контент-анализ, включающий в себя математическую и статистическую обработку результатов. Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или из различных источников. Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности людей, в которых воплощаются их творческие силы и способности. Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным - вопросы ставятся устно; в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми. Письменный опрос или анкетирование делится на три вида: прессовое, почтовое и раздаточное. Прессовое анкетирование используются, когда вопросник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания. Почтовое анкетирование применяют, когда анкеты рассылаются по почте согласно адресам подписчиков или адресной книге учреждений коммунальных услуг. Раздаточное - предполагает личную раздачу и сбор исследователем вопросов. Первый вид анкетирования наиболее дешев, но и менее эффективен (3—5%). Второй предполагает уже 10—25% возврата анкет. А третий — наиболее предпочтителен, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%. Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя [1,C 57-61]. Социометрия - метод СП, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять: - социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; - конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; - формальных и неформальных «лидеров» и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связи между ними. Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений людей в группе) [4,C.16-27]. Кроме основных, СП использует также дополнительные методы, к которым обычно относятся приемы и способы обработки и анализа результатов ее исследования (факторный и корреляционный анализ, различные методы моделирования, техники компьютерной обработки данных и др.). В СП применяются и аппаратурные методы исследований, для которых используются технические устройства - аппараты, с помощью которых: а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления; б) снимаются показания о явлении изучаемых характеристик; в) фиксируются и частично подсчитываются результаты исследования. Изучение социально-психологических явлений сегодня осуществляется на основе специально разработанных компьютерных программ, которые быстро помогают диагностировать различные особенности личности, группы. Литература: 1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. – 5-е изд, испр. и доп. – М. :Аспект Пресс, 2008. – 265 с. 2. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М. И. Еникеев. М, Норма, 2005.- 347 с. 3. Крысько, В. Г. Социальная психология: учебник для вузов / В. Г. Крысько. – СПб. : Питер, 2007. – 431 с. 4. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / сост. И. В. Жуйкова. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – 156 с 5. Социальная психология [Электрон. ресурс]. Учебник 2-е изд., доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. -(Университетская библиотека ONLINE) http://www.biblioclub.ru/book/118146/ 6. Сериков, Г. Н. Педагогика. В 2кн. Кн исследования / Г. Н. Сериков. – М.: Владос, 2006 – 455 с. 2. Методология

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Психология

Методологическое знание в отношении к психологическим объяснениям.

Методологическое объяснениям знание в отношении к психологическим Объяснение является главной функцией науки. В социогуманитарных дисциплинах и психол...

Психология

Методологические основы социальной психологии

Лекция № 2 Тема: Методологические основы социальной психологии Цель: - обучающая: ознакомление студентов с основными принципами, методами и методиками...

Психология

Предмет, история и методы социальной психологии

Лекция 1. Предмет, история и методы социальной психологии Предмет социальной психологии  Социальная психология изучает следующие явления  1.   Психоло...

Психология

Социальная психология как наука

ТЕМА 1. Социальная психология как наука. При изучении данной темы, особое внимание следует обратить: • на выявление и исследование причин и условий за...

Психология

Социальная психология как наука: место, роль, объект, предмет, задачи и методология

ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. При изуче...

Психология

Этнопсихология как междисциплинарная область знаний

ГОЛИЦЫНСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра № 23 УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры № 23 полковник С.М. Мат...

Автор лекции

Шамрицкий Д.В.

Авторы

Педагогика

Методологические основы психолого-педагогического исследования

Лекция 1. Методологические основы психолого- педагогического исследования Вопросы лекции: 1.1. Методология педагогики: определение, задачи, уровни и ф...

Психология

Методологические и теоретические основы организационной психологии

Лекция. Тема 1. Методологические и теоретические основы организационной психологии Организационная психология научной дисциплиной стала совсем недавно...

Психология

Место социальной психологии в системе научного знания. Методологические проблемы социально-психологического исследования.

Лекция 1. Тема 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Методологические проблемы социально-психологического исследования. Место соци...

Психология

Становление и развитие социальной психологии

Лекция 1. Становление и развитие социальной психологии 2. Предмет структура и взаимосвязи социальной психологии 3. Методология и методы социальной пси...

Смотреть все