Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социальная психология личности

  • 👀 583 просмотра
  • 📌 552 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социальная психология личности» pdf
Тема 6. Социальная психология личности Различные подходы к пониманию и описанию личности. Понятие личности. Социально-психологические особенности личности. Психологическая структура личности. Социально-психологические типы личности. Темперамент личности. Характер личности. Акцентуация характера. Социализация личности. Этапы социализации. Стадии процесса социализации. В настоящее время современное общество проявляет большой интерес к проблемам человеческой личности. Практически все общественные науки обращены к этому: философия, социология, этика, педагогика, генетика. Особе место занимает психология и социология, так как именно они, обобщая другие понятия, предлагают различные подходы к описанию и пониманию личности. При этом личность рассматривается как: 1) некоторое психофизиологическое единство, которое включает в себя физическое и социальное окружение; 2) система (множество) черт, т.е. относительно устойчивых особенностей, проявляющихся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой, а также в поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей; 3) определенный тип с характерными особенностями поведения; 4) система конструктов. Конструкт — это своеобразная оценочная ось (например, плохой—хороший). Он представляет собой элементарную единицу нашего восприятия, отношения и т.п., в которой соединены объективные сведения и субъективная интерпретация их; 5) система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. При этом подходе ориентируются на содержание потребностно-мотивационной сферы; 6) деятельное Я субъекта, система планов, отношений, направленности, смысловых образований, корректирующих его поведение; 7) субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида вызывать значимые изменения в физическом и социальном окружении и т.п. Представленное многообразие подходов и определений указывает на разнообразие и сложность описания личности. Но личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных социальных отношений. Поэтому, можно утверждать, что личность - это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Личность постоянно находиться в системе общественных, производственных, политических, семейных и т.д. отношений, которые в свою очередь оказывают существенное влияние на ее психологию развития. Влияют и отношения людей в группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно воздействуют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли. Из чего следует, что личность — это сознательный и активный человек, который может выбирать любой образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами. Все зависит от тех социальных и психологических качеств, которые присущи личности и которые необходимо правильно понимать и учитывать [См.Гл.10]. В структуре проявлений личности выделяются три главные составляющие: 1) индивид, 2) персона и 3) индивидуальность. Индивид — это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода. Персону образуют социально-типические образования личности, что обусловлено сходным для большинства людей влиянием социального окружения. Индивидуальность — это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого (это индивидуальнонеповторимые особенности организма, и уникальные свойства личности). Развитие личности обусловлено разными факторами. К ним относят: 1. Физиологию высшей нервной деятельности - это специфика функционирования нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: работы всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков и т.д. 2. Анатомо-физиологические особенности – это характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние на его психику и поведение, на подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей. Например, слабое зрение и слух человека, естественно, сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе общения и взаимодействия. 3. Окружающая среда и общество - важнейшие факторы формирования личности. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует — общество. Обычно выделяют природно-географическую среду, которая оказывает большое влияние на развитие личности. Например, выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают. Природные особенности индивида заложены в нем от рождения, в том числе активность и эмоциональность. Активность — как социальная характеристика деятельности личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода. Она выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силе и быстроте протекания психических процессов и двигательных реакций. Эмоциональность определяющих — это совокупность динамику возникновения, качеств протекания и личности, прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям. Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих его отношение к окружающему миру. Большое влияние на развитие личности оказывают макро- и микросреда. Макросреда, т.е. общество в совокупности всех его проявлений, Например, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан иначе, чем представитель демократического государства. Микросреда, т.е. группа, микрогруппа, семья и т.д., где закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания. 4. Общественно-полезная деятельность – это труд, общение с другими людьми, в условиях которого развивается человек, воспитание и самовоспитание также формируют его важнейшие личностные качества. От того, насколько мы знаем эти факторы и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека. Психологическая структура личности, выраженная в полноте содержания личности и ее социально-психологических особенностях, определяются (Рис.4): 1) содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью; 2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества; 3) степенью осознанности человеком своего места в обществе; 4) содержанием и характером потребностей, интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью; 5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Социально-психологическая характеристика личности имеет свою внутреннюю структуру, основной фокус которой ориентирован на выделение социально-психологических качеств через осмысление всех черт, имеющих как индивидуальное, так и социальное происхождение [см подробнее 6, С.114-116]. Рис 4. Психологическая структура личности Социально-психологические типы личности. Психологическая наука совместно с другими отраслями знаний выделяют развитие некоторых социально-психологических качеств личности, разделяя людей на три категории — пикники, атлетики и астеники (по классификации Кречмера). Для них свойственны определенные особенности общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми. Пикники обычно отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в серьезные конфликты с окружающими. Атлетики очень общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, часто отличаются кипучей экспрессивностью. Астеники обычно малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией [6,С. 117-120]. Социально-психологическая характеристика человека достаточно своеобразна и изменчива, поэтому нельзя не учитывать индивидуальную динамику протекания его психических процессов, его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности. Классификация людей по типу нервной системы принадлежит древнегреческому врачу К.Галену (ок. 130 — ок. 200), жившему во втором веке нашей эры. За основу было взято учение Гиппократа (ок. 460 — ок. 370 до н.э.) о том, что человеческое тело состоит из четырех элементов: воздуха, воды, огня и земли[4,C.188-191]. Выделяют четыре типа темперамента: холерический, сангвинистический, флегматический, и меланхолический. Холерики отличаются резкостью, порывистостью. У них ослаблен инстинкт самосохранения и главенствуют инстинкты доминирования, сохранения достоинства и исследовательский. Самой природой им предназначено быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом — героями и рыцарями. Они выносливы, обладают сильной неуравновешенной нервной системой, поэтому бывают опрометчиво поспешны в словах и действиях, конфликтно несдержанны, с перепадами настроений и работоспособности. Отличаются повышенной впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональностью. Часто выглядят самонадеянными, высокомерными. Проявление холерического темперамента сильно зависит от направленности личности. У людей, занятых общественными делами, она проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. И если человек духовно не богат, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности и аффективности. Сангвиники обычно находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью. Их сильная уравновешенная подвижная нервная система обеспечивают быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям, изменчивости интересов, чувств, взглядов. Чувства у сангвиников легко возникают и сменяются. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиников в то же время могут вырабатываться поверхностность и непостоянство. Флегматикам чужда тревога. Их обычные состояния — спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим. Обладают сильной уравновешенной инертной нервной системой, обеспечивающей устойчивые настроения, постоянство чувств, привязанностей, интересов, взглядов, выносливость, устойчивость к длительным невзгодам, медлительность, упорство в работе, и если в войны ввязываются сангвиники, а воюют холерики, то восстанавливают вес разрушенное после войны флегматики. Новые формы поведения у них вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматики ровны и спокойны, редко выходят из себя, не склонны к аффектам. Сангвиники и флегматики являются достаточно уравновешенными в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место и роль в групповых и социальных процессах. Меланхолики отличаются инертностью в движениях, колебаниями и осторожностью в решениях. Они обладают слабой нервной системой, которая в напряженных стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, конфликт и т.п.) часто приводит в состояние растерянности, замедленности, ухудшения результатов деятельности или ее прекращения. Их реакция соответствует силе внешнего торможение. Им трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни они — люди глубокие и содержательные. При неблагоприятных условиях меланхолики могут превращаться в замкнутых, боязливых, тревожных людей. Они малообщительны [5,C.187-190]. В зависимости от типа темперамента, люди по разному проявляют эмоции, желания, отношения к окружающим, по разному реагируют на конфликтные ситуации и т.д.. Но знание возможной реакции поведения человека позволяет опираться на его положительные черты и преодолевать отрицательные. Социально-психологические характеристики людей с различными типами высшей нервной деятельности дополняют такие психологические особенности индивида, как экстра- и интровертированность. Экстраверсия (extra — вне) определяет психологические особенности (индивида), проявляющиеся во внешнем мире, внешних объектах, иногда за счет своих собственных интересов, принижения личной значимости. Экстравертам свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы, социальная адаптированность, открытость внутреннего мира. Интроверсия (intro — внутрь) характеризуется своим внутренним миром, фиксацией своего внимания на собственные интересы. Интроверты свои интересы считают наиболее важными, придают им высшую ценность. Для них характерны: замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, достаточно сложная социальная адаптация. Немаловажную роль в формировании социально-психологической характеристики личности играет характер. Он накладывает отпечаток на все его поступки и является результатом воспитания и деятельности. Зная черты характера человека, можно предвидеть его поведение и скорректировать ожидаемые действия. Но некоторые черты характера могут быть заострены, т.е. акцентуированы, что приводит к конфликтам и нервным срывам. Проявление акцентуации может быть слабой или ярко выраженной, что определяет уровень психопатии – болезненное уродство характера[5,C.172174; C.207-209]. Индивидуализация сформировать двенадцать акцентуаций классификацию типов: личности позволила ученым акцентуированных личностей, выделяя демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, интровертированный, дистимичный, тревожный, циклотимный, гиперактивный, эмотивный, экзальтированный и комфортный [6, С. 124-128; 7, С.160-165]. Важным регулятором поведения личности является Я-концепция — совокупность представлений человека о себе, взаимосвязанных с его самооценкой. Я-концепция выполняет тройную функцию: 1) способствует достижению внутренней согласованности личности; 2) определяет характер и особенности интерпретации приобретенного опыта; 3) служит источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя. Кроме этого, Я-концепция осуществляет регуляцию социального поведения личности. [Более подробно см.выше Гл. 11] Развиваясь и совершенствуясь под влиянием окружающих личность приспосабливается в обществе, несет за свое поведение и за свои поступки ответственность. Этот процесс называется социализация. Социализация происхождения и личности. Социализация формирования родовой - это природы исторический процесс развития человечества, филогенез; определение человека, т.е. - это процесс приобщения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Социализацию можно рассматривать как типичный и единичный процесс, так как является результатом освоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, Типичный процесс определяется социальными условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием стереотипов поведения. Социализация как единичный процесс связана с индивидуализацией личности, выработкой ею собственной линии поведения, обретением личного жизненного опыта и как результат - становлением индивидуальности [1,C266-275; 9, С.28-30]. Социализации личности (от лат. socialis - общественный) - это процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. В процессе социализации человек усваивает социальный опыт и у него формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни и в условиях целенаправленного формирования личности. Благодаря активности человека его жизненный путь, превращается в сложное двустороннее взаимодействие личности и социума. Личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым, преобразуя окружающий ее социальный мир и себя саму. Социальный опыт слагается из множества составляющих, среди которых выделяются две основные: а) нормы, правила, ценности, отношения и т.п. социальной среды; б) культура труда производственной и других видов деятельности. Получается, что становление и развитие личности как процесса овладения индивидом социального опыта и его приумножения в своем развитии, может быть представлен двумя этапами: 1. общей социализации личности – это формировании и закреплении основных социальных и психологических ценностей человека: трудовых, нравственных, эстетических, политических, правовых, экологических, семейно-бытовых и др.; 2. профессиональной социализации личности - процесс овладения человеком той или иной профессией, специальностью. Оба этапа взаимосвязаны и дополняют друг друга. Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации переживаются по-разному различными воспринимаются личностями. Поэтому и по-разному они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности разных людей. Следовательно, социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых социальных ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, усвоение социального опыта, лежащее в основе процесса социализации, становится и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает. Так личность является активным субъектом социализации, то и процесс адаптации оценивается как активно-развивающийся. Из чего следует, что социализация не только никогда не завершатся, но и никогда не бывает полной. Социализация личности осуществляется в процессе адаптации к окружающей среде и к социальным отношениям. Различают два вида адаптации: биофизиологическую и психологическую. Биофизиологическая адаптация личности — это приспособление организма к меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и др. внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям и в самом себе. В процессе биологической адаптации человек может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплая одежда, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. Психологическая адаптация - это процесс приближения внутреннего мира личности к социально-психологическим требованиям среды, условиям и содержанию общественной жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых функций. Это гармонизация внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды, активное освоение человеком природной и социальной среды во всем многообразии их проявлений [6,C.136-140]. Социально-психологическая адаптация личности — это процесс приобретения ею определенного статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Процесс социализации – это непрерывный процесс, длящийся в течении всей жизни, и проходит постепенно. В процессе социализации личность примеряет на себя разные социальные роли и выполняет их. Выделяют механизмы социализации. К ним относятся: механизм самоограничения, механизм проекции и механизм идентификации [4, С.214217]. Стадии процесса социализации. Основанием для классификации стадий социализации стало усвоение личностью социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Поэтому выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности и разделяется на два самостоятельных периода: 1. ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; 2. стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Трудовая стадия социализации охватывает весь период трудовой деятельности человека – это период зрелости человека. Послетрудовая стадия социализации - это период пожилого возраста, который представляет собой более сложный вопрос. Прежде всего, потому, что увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал пенсионеров. [1, С.195-199; 9, С. 30-32] Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение для становления личности. Ей важно знать, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития. Итак, двусторонний процесс социализации предполагает усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активное воспроизводство этих связей. То есть человек не только адаптируется к условиям социума, элементов культуры, норм, формируемых на различных уровнях жизнедеятельности общества, но и превращает их в собственные ценности, ориентации, установки благодаря собственной активности. Литература: 1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. – 5-е изд, испр. и доп. – М. :Аспект Пресс, 2008. – 265 с. 2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2007. – 363 с. 3. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] / Е. В. Андриенко. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 264 с. 4. Гуревич, П.С. Психология [Электрон. ресурс]. Учебник-М.: Юнити- Дана, 2012. - 320 с.-http://www.biblioclub.ru/book/118130/5. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М. И. Еникеев. М, Норма, 2005.- 347 с. 6. Крысько, В. Г. Социальная психология: учебник для вузов / В. Г. Крысько. – СПб. : Питер, 2007. – 431 с. 7. Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми: Советы руководителю: Учеб. Пособие. – 6-е изд.стереотип.- К.: МАУП, 2004.- 228с. 8. Социальная психология: учебное пособие для вузов /под ред. А. Н. Сухова, Л. А. Деркача, – 5-е изд., стереотип.-М. :Академа, 2007. – 600 с. 9. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / сост. И. В. Жуйкова. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – 156 с
«Социальная психология личности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Гафурова Н. В., Лях В. И., Феськова Е. В., Чурилова Е. Ю., Шаипова Т. Б., Осипова С. И.
Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot