Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социальная психология личности

  • 👀 381 просмотр
  • 📌 304 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социальная психология личности» docx
Лекция 2. Социальная психология личности Составитель А.А.Чекалина Вопросы к лекции 1. Сущность и формирование личности. Понятие о социализации. 2. Социально-психологические характеристики и типы личности. 3. Структура личности. Установки, ценностно-нормативная система личности. Влияние социальных норм на личность. 4. Социальные роли личности. Выполнение социальных ролей. Взаимовлияние личности и социальных ролей. 5. Я - концепция личности. Условия личностной самореализации. Социальная психология личности – неструктурированная область соц-психол. исследований, а потому сложная для какого – либо изложения. Личность – некая модель, с помощью которой мы пытаемся составить представления о внутренней жизни индивида с учетом его родовых признаков, а также объяснить и предсказать его поведение. Социальная психология выделилась и формировалась тогда, когда впервые была отрефлексирована необходимость объяснения механизмов регуляции социального поведения человека. Основной практический выход науки видится в анализе особенностей социальной адаптации, что непосредственно связанно конкретными общественными реалиями, поэтому изложение социальной психологии личности видится нам через понятие о социализации. 1. Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. Опыт социального общения человек приобретает еще до того как научится говорить. Важнейшими проводниками включения в социальные отношения являются семья, затем круг этот расширяется.Этот опыт, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности. Совершается процесс социализации человека. Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Это понятие характеризуют следующие положения • процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей • не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственного опыта • усвоение этого опыта субъективно, одни и те же ситуации по-разному воспринимаются и переживаются разными личностями, а потому, из одних и тех ситуаций разные личности выносят разный социальный опыт. Т.е. усвоение социального опыта становится источником индивидуализации личности, которая не только активно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает. Социализация может носить одновременно регулируемый, целенаправленный и нерегулируемый, стихийный характер. Например, воспитание (в официальных институтах целенаправлено, однако ребенок приобретает и тот социальный опыт, который является сопутствующим, случайным – реальный опыт взаимодействия учащихся между собой. Этот опыт может быть + или -, совпадать с целями воспитания или противоречить им). На этой основе ребенок начинает познавать и самого себя, осуществлять саморазвитие, выбирает свой жизненный путь, активно преобразовывать действительность. Т.о. личность – тот же индивид, но взятый со стороны его общественной сущности и общественной деятельности. Институты социализации. Роль семьи в социализации ребенка. Отмечают следующие механизмы социализации: • подражание, имитация, идентификация, заключающиеся в стремлении человека в воспроизводстве поведения других людей: мы копируем поведение других людей, отождествляем себя в той или иной мере с социальными ролями, перенимаем взгляды других людей; • социальной оценки желаемого поведения, где реакция окружающих является подкрепляющим и формирующим фактором (фасилитация – стимулирующее влияние и ингибиция – негативное, тормозящее влияние одного человека на другого); • конформность – податливость человека реальному и воображаемому давлению группы, проявляющееся в изменении его поведения и установок; негативизм – конформность наоборот - стремление любой ценой утверждать свою точку зрения. Эксперимент – охарактеризовать себя 20 словами. Различные подходы к пониманию и происхождению личности. 2. Психологи часто характеризуют людей на основании обобщенных характеристик, представляющих собой ряд взаимосвязанных психологических признаков, называемых чертами личности /тест Кеттела/. Личность характеризуют: • жизненный план, возникший в процессе обобщения и укрупнения жизненных целей – это реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности (вырисовывается из мечтаний, идеалов). • самоактуализация - процесс раскрытия и использования возможностей, их актуализация. Реализация потребности к самовыражению и самосовершенствованию. Маслоу предложил концепцию, которая описывает то, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении и отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность. Это • активное восприятие деяствительности и способность хорошо ориентироваться в ней • принятие себя и других людей такими, какие они есть • непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств • обладание чувством юмора • развитие творческих способностей • неприятие условностей, но без показного их игнорирования • способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно • открытое и честное поведение во всех ситуациях • способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее • приложение максимума усилий для достижения поставленных целей. • Атрибуция успеха и неудачи – приписывание причин. Люди делятся на стремящихся к успеху, к достижениям и на избегающих неудач. • Психологическая устойчивость – обеспечивающая способность не быть чрезмерно податливым к обстоятельствам, ситуации, влиянию других людей (или приспособление к обстоятельствам, или преобразование их). Здесь велика роль природных особенностей на разных возрастных этапах формирования личности. Изучение детей младшего школьного возраста показало, что для многих их них характерно резкое изменение поведения в двух ситуациях: когда ребенок выполняет задание совместно с другими детьми и в обстановке, когда ему нужно проявить самостоятельность, выступить самому перед другими детьми. В этих случаях многие испытывают робость, неуверенность., испытывая затруднения, часто прибегают к подражанию. Многие формы поведения 6-10 –летнего ребенка уже позволяют достаточно определенно предсказать логически связанные с ними формы поведения молодого взрослого. Пассивный уход из стрессовых ситуаций, зависимость от семьи, вспыльчивость, интеллектуальные интересы, тревожность в ситуациях социального взаимодействия, полоролевая идентификация и тип психосексуального поведения взрослого связаны аналогичными, в разумных пределах, поведенческими диспозициями а первые школьные годы. • Психологическая защита – использование защитных механизмов. Стремясь избавится от непрятных эмоциональных состояний. • Отрицание – когда реальная действительность для человека весьса неприятна. Он «закрывает на нее глаза». Прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность исходящей от нее угрозы. • Подавление оно относится к блокированию со стороны Я внутренних импульсов и угроз, идущих от сверх-Я. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам. • Рационализация – это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нормам и вызывающим беспокойство. Наиболее типичные, по мнению З.Фрейда, приемы рационализации следующие: А) оправдание своей неспособности что-либо сделать нежеланием это делать. Б) оправдать совершенного нежелательного действия влиянием обстоятельств. • Проекция – проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому человеку. Причем. Как правило, в преувеличенном виде. • Интеллектуализация – это своеобразная попытка уйти их эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах. • Замещение частичное, косвенное удовлетворение неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. (в Японии – макет начальника) • Идентификация – стремление следовать образцам, чтобы преодолеть собственную слабость. Различные типы личностей. Тип – специфические характеристики личности, определяющие установки сознания и проявляющиеся в деятельности. С совр. т.зр. психол. тип определяется через систему признаков и является устойчивым психич. образованием, которое определяет стереотипы и стиль поведения. • Влияние телосложения на характер: пикники, атлетики и астеники. • По отношению к деятельности: активный, пассивный. • По отношению к людям: интроверт, экстраверт (замкнутый, общительный) – связан с Т и психофизиологическими свойствами. • По коммуникативно-поведенческим особенностям: демонстративный, педантичный, возбудимый, застревающий, тревожно-боязливый и др. • Типы учителей – критерии общительность, различия в мотивации. Учителя рассматриваются как развивающие (ориентированные на развитие личности ребенка, выявление одаренности, обладают низкой тревожностью) и оценивающие, обращают внимание на умственное развитие ребенка, в результате завышенные требования, строгая проверка, четкое изучение предмета, отчужденность от детей. 3. Диспозиционная структура личности. Отправляясь от факта избирательности поведения, В.А. Ядов логически упорядочил конструкты, с помощью которых психологии объясняли предрасположенность или предуготованность индивида к включению в различные сферы социального общения. В итоге было выделено три уровня регуляции поведения: 1. элементарная фиксированная установка, 2. аттитюд, 3. ценностные ориентации. Установка. В отечественной литературе исследования установки связывают с именем грузинского психолога Д.Н.Узнадзе. Его работы приобрели мировую известность. Один из экспериментов Узнадзе состоял в том, что сначала испытуемому давали два шара, равных по весу, но отличающихся друг от друга по объему, – например, меньший шар в правую, а другой, больший – в левую руку. Через 10-15 повторных предъявлений испытуемый получал в руки пару равных по объему шаров. Когда же его просили сравнить эти шары, он был убежден, что они неравны, причем большим ему казался шар в той руке, в которой он прежде держал меньший по объему шар. В следующей серии экспериментов испытуемых гипнотизировали, нервные по объему шары они получали в состоянии транса, а вдобавок им внушали, что они должны сознательно забыть все, что происходило во время сна. Затем испытуемого отводили в другую комнату, там будили, а через некоторое время давали в руки шары, уже равные по объему. Подавляющему большинству испытуемых опять - таки большим казался шар в той руке, которая держала меньший из шаров. Данное явление назвали «установка» и определили его как готовность к определенной деятельности. Установкой можно объяснить и знакомые учителям «ошибки адаптации», когда ученик «по привычке» и на новые стимулы отвечает прежней реакцией, и «ошибки ожидания», когда он реагирует еще до того, как наступила исполнительная команда. Но нельзя не считаться с тем, что человек живет в большом обществе, поэтому появляется термин «социальная установка» первоначально в смысле широкого круга специфических отношений определенного типа личности к другим людям и самому себе, к работе и всей жизни. При изучении националистических аттитюдов выяснилось, что предубеждения зарождаются в детстве по ходу развития способности к дифференциации стимулов. Предрассудки появляются в ограничении контактов и последующем отвержении групп «они» и их стимулов. Только значительно позднее усваивается сложившееся в определенной культуре обоснование негативного отношения. Обнаружение описанной последовательности позволило изменить методы профилактики: вместо того, чтобы разъяснить младшим школьникам необоснованность националистических предрассудков, учитель демонстрировал пагубность дискриминации. Несколько дней подряд он всячески третировал и унижал брюнетов, хотя, разумеется, не они выбрали себе цвет волос и последний никак не связан с таким качеством как ум, честность, доброта. Когда дети на себе ощутили несправедливость такого обращения, учитель переключался на блондинов, находил новые основы дифференциации, пока, наконец, класс единодушно не поднимался против всякой дискриминации. Группы убеждений соединяются между собой и организуются вокруг объекта, оказавшегося в фокусе, предрасполагая человека к определенному поведению. Изменение аттитюдов может изменяться с приобретения опыта. Может стать результатом социальных усилий, когда убеждения аппелируют к существующей системе ценностей. И почти автоматически, если изменятся высшие этажи диспозиционной иерархии. В зависимости от того, «снизу» или «сверху» начинается изменение аттитюдов, оно приобретает постепенный или внезапный характер. Принципиальный вывод для школы: сформировать у учащегося чувство собственного достоинства, чтобы он стремился защитить и подтвердить свои притязания. Тогда же он сам мобилизует усилия, он будет учить самого себя. Из многочисленных источников известно, что самоотношение человека во многом определяется его Я-концепцией. Я-концепция – целостный образ, способ нашего осознания самих себя. Она включает все воспринимаемые свойства Я, а также связанные с ними чувства, убеждения и ценности, отношение индивида к своему прошлому, настоящему и будущему. Хотя сама по себе Я – концепция ничего не делает, она оказывает существенное влияние на наше мышление и поведение. Она представляет собой организованную совокупность многих Я (одновременно Я реальное и Я идеальное, Я зеркальное, Я социальное и др.), этим возможно объясняется возможная непоследовательность человеческого поведения. В самоотношении обычно принято выделять образ себя (наши представления о себе), образ тела (как мы его воспринимаем и ощущаем), самооценку и др. Описание себя кажется нам достаточно убедительным, независимо от того основываются ли они на объективном знании, или субъективном мнении, являются истинными или ложными. Когда вы пытались описать себя 20 словами, то словами пытались выразить основные характеристики привычного самовосприятия. Этих слов можно подобрать до бесконечности: описывающие атрибуты, статусы, роли, психологические свойства, имущественное положение и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом, кроме того, их иерархия может меняться в зависимости от времени, ситуации, пространства и т.д. Образ я не воспринимается человеком безлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции (например, рост – толщина. Даже эмоционально нейтральные характеристики содержат в себе скрытую оценку.). Чаще всего источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, а представления эти формируются в языке. Скучный, толстый, ленивый - Милый, умный, надежный + Самооценка отражает оценку личностью самой себя, а также возникающие при этом чувства относительно личностной значимости. Можно сказать, что самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Самооценка достаточно адекватная неадекватная завышенная заниженная (неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности) Я концепция выступает в качестве фильтра, через который мы просеиваем собственный опыт, поэтому впечатления, противоречащие Я концепции, как правило, искажаются или не осознаются. В основном люди склонны воспринимать преимущественно то, что соответствует их мнению о себе. Хотя мы сохраняем ядро своего Я относительно неизменным, множественные Я, образующие Я - концепцию, находятся в постоянном движении и более чувствительны к текущему опыту, чем к заключениям, сделанным ранее. В силу этого, по мере развития личности, Я - концепция тоже развивается. Наше социальное Я – впечатления, производимые, как нам кажется на других – могут улучшаться при изменении социальных ролей, под влиянием обстоятельств и в результате общения со своим непосредственным окружением. Обратная связь от окружающих может помочь нам посмотреть на себя со стороны. Критику в свой адрес мы можем использовать для личностного роста, заставляя работать ее энергию на нас, а не против нас, воспринимая ее как повод к обучению. Личностный рост предполагает уход от искаженных, созданных другими, нежелательных самовосприятий, усвоенных ранее, а также движение по направлению к большему самопринятию и самостоятельности. В процессе личностного роста мы становимся более открытыми собственному опыту, чем больше мы принимаем себя, тем больше мы начинаем принимать других. Возвращаясь к диспозиционной модели, сделаем выводы. Если происходит изменение Я – концепции (под влиянием психотерапии, религиозных убеждений, психического заболевания). За этим неизбежно следует изменение ценностей, установок, поведения, т.е. всего того, что, в свою очередь, воздействует на Я - концепцию, подкрепляя наступившие изменения. Модификация поведения могла бы произойти под влиянием изменения аттитюдов, но оно окажется краткосрочным, если ценности окажутся прежними. Во всех изменениях решающее слово остается за Я – концепцией. Ключевым в социальной психологии является представление о личности. Человек не хамелеон, меняющий свою окраску в зависимости от ситуации, и не попугай, в разных ситуациях повторяющий одни и те же заученные слова. Однако возможности конкретного индивида ограничены действиями других людей – и тех, с которыми он вступает в определенные отношения, и других, чей опыт, привычки и предрассудки усвоило современное поколение. Личность живет и действует в определенной социальной структуре, ее поведение обусловлено культурой определенного конкретно-исторического сообщества. Основными аналитическими единицами, позволяющими моделировать поведение индивида в совместной с другими людьми жизнедеятельности, являются социальная роль, социальный статус и его собственное Я. Мысль о том, что люди в их жизнедеятельности подобны актерам на сцене театра, высказывалась уже в очень давние времена. Шекспир: Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры, У них свои есть выходы, уходы и каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той. Далее младенец – школьник – любовник – воин – судья – нищий – «второе детство». В научный оборот термин вошел в 20-х годах прошлого века, благодаря исследованиям американцев Д.Мид и Р.Линтона. В первом приближении социальную роль можно было бы определить как функцию элемента социальной системы (индивида или группы), обусловленную его объективным положением внутри данной системы. Некоторые полагают, будто актер просто получает роль извне и послушно ее исполняет. Однако в сложных, быстро меняющихся условиях реальной жизни жесткая регламентация и буквальное исполнение губительно бы сказалось на результатах дела. В отличие от робота, человек всегда остается самоуправляющимся существом. Он может ничего не подозревать о предписанной ему функции, действует исходя из собственных представлений о ситуации, о наилучшем для него способе разрешения возникающих проблем. Принадлежность к полу определяется при рождении, но социальные роли мужчины или женщины человек научается постепенно. Однако в современных условиях городской жизни девочки проводят время с женщинами – матерями, учительницами, воспитательницами больше времени, чем мальчики с мужчинами. Некоторые воспитываются матерями-одиночками или учительницей, у которой не сложилась семейная жизнь. Представления о роли мужчины формируется женщинами, мало что понимающими в этой роли, а то и считающими мужчин ненадежными, безответственными. Соответственно, они требуют от будущего мужчины не ответственности, а подчинения. Естественно, мальчики не склонны удовлетворять некомпетентные указания и часто нарушают дисциплину. В конце концов, ребенок не только научается следовать образцам, но узнает, что другие люди адресуют ему определенные ожидания, которым должно соответствовать его поведение, и сам научается ожидать и требовать от других определенных реакций. Роль определяется как поведение, ожидаемое от индивида в соответствии с занимаемой им позицией, местом в данной системе социальных взаимосвязей. Человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его статусный набор. Статусный набор предполагает ролевой набор индивида. Человек – муж, отец, брат, друг и т.д. Вступая в общение, каждый определяет социальный статус другого человека и подбирает подходящую роль. Статус отвечает на вопрос «кто он?», роль – «как себя вести? Что делать?» Таким образом, в статусе индивид выступает как объект ориентации других участников взаимодействия, в роли – субъект, ориентирующийся на других. В статусе фокусируются права, в роли – обязанности. Нередко говорят, что роль – это динамический аспект статуса. Наличие одних позиций подразумевает наличие других, связанных с ней. Роли. Разнообразие ипостасей человека обыгрывается в юмористической миниатюре А.П.Чехова «Мои чины и титулы». «Я посланник. Каждое утро жена посылает меня на рынок за провизией. Я надворный советник. Каждое утро перед уходом на рынок я советуюсь на дворе с дворником по поводу текущих вопросов. Я городовой, потому что я живу в городе, а не в деревне. Я дворянин – это несомненно. Каждое утро я прогуливаюсь по двору, летом люблю спать на дворе, часто беседую с дворником и собаки мои называются дворняжками. Я товарищ прокурора Ивана Иваныча, который иногда заходит ко мне и не основании всех статей Х тома Св. Законов пьет у меня пиво. Отношения наши самые товарищеские. Я был особой 1У, 111, 11 и даже 1 классов, когда был в гимназии. Я следователь по особо важным делам. Не вынося посредственности, я обыкновенно следую пример, у того кто совершает особенно важные дела… Я кавалер, потому что имею Анну на шее…и какую Анну! Толстую, краснощекую, строптивую…» Между людьми, находящимися в связанных между собой позициях, констатируются соответствующие взаимоотношения, которые называются ролевыми. Роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей, и не зависит от его индивидуально-психологических свойств. Роли безличны: они зависят не от личности исполнителя, а лишь от исполняемой им «партии». Это влечет за собой определенные неудобства: хочет человек или не хочет, он должен (отсюда слово должность) поступать на общих основаниях – в соответствии с правами и обязанностями, придуманными позицией. Если он стал мужем, то ему придется отказаться от многих молодецких забав. Человек стремится стать тем, за кого его принимают окружающие. Разные индивиды выполняют свои роли по-разному, хотя при этом их действия могут характеризоваться как успешные. Что нужно для успешного овладения той или иной социальной ролью и для ее выполнения? • информация о ролевом поведении РП = Р*Я. Человек несет на себе отпечаток прошлых ролей. На ролевое поведение оказывает влиянии е роли, прежде исполнявшиеся индивидом и преломившиеся в его Я. • интернализация – согласие с требованиями роли, ее осознание (англ. пословица: самое трудное – понять, в чем заключается твой долг, тогда выполнить его значительно легче). То, что лучше осознается, лучше выполняется • мотивация – внутренняя побудительная сила, которая направляет людей к выполнению соц. ролей Ролевые символы – униформа, место социального взаимодействия, поведение (степень свободы в выполнении своей роли). Если поступки человека не соответствуют эскпектациям, если они не оправдывают ожиданий, то у окружающих могут возникнуть отрицательные эмоции, они могут проявляться в косых взглядах, определенных словах, жестах, поступках. Реакции социальной группы на поведение индивида, отклоняющиеся от социальных ожиданий, называются социальными санкциями. Различают формальные и неформальные социальные санкции. Примерами могут быть штраф за нарушение общественного порядка, тюрьма за преступления, или холодное молчание в ответ на неуместную шутку. Вероятность санкций вынуждает каждого (если он не хочет иметь неприятностей) в большей или меньшей степени принимать во внимание ожидания других участников. Проблема соотношения ролевого поведения и психических свойств личности. Хотя роль и сравнивают с маской, которую надевает на себя актер. Однако ее исполнение – это не притворство, и не игра. Роль формирует и действия, и поведение, и исполнителя . Если уж маска. То одна, на всю жизнь. Из маски подсобного рабочего нетрудно сделать маску ночного сторожа, гораздо труднее – дипломата и уж совсем невозможно – балерины. Педагогический стаж потому и ценится, что шлифует характер, приспосабливая его к условиям работы в школе. Личность – роль: иногда у человека доминируют одни и те же свойства при выполнении различных социальных ролей (на работе и дома). В другом случае, человек ведет себя по-разному при выполнении разных социальных ролей. Роль – личность. Профессиональная деформация личности – стереотипы действий, отношений становятся характерными для человека, что он никак не может и в других социальных ролях выйти за рамки стереотипов, перестроить свое поведение. У педагогов (И.С.Кон) – выработанная в школе дидактическая, поучающая манера нередко проявляется в сфере личных отношений. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их понятными порождает прямолинейность, негибкость мышления учителя. эксперимент Зимбардо
«Социальная психология личности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Гафурова Н. В., Лях В. И., Феськова Е. В., Чурилова Е. Ю., Шаипова Т. Б., Осипова С. И.
Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot