Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Служба ГАИ и транспортное законодательство

  • 👀 546 просмотров
  • 📌 496 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Служба ГАИ и транспортное законодательство
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Служба ГАИ и транспортное законодательство» doc
Рябоконь Ю. А. С Л У Ж Б А Г А И И Т Р А Н С П О Р Т Н О Е З А К О Н О Д А Т Е Л Ь С Т В О Конспект лекций 200000 Лекция 1 Предметом дисциплины являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта (АТ). Программа дисциплины 1. Дорожная аварийность. Современное состояние. 2. Государственная система обеспечения безопасности движения в РФ 3. Система обеспечения безопасности движения в транспортном предприятии 4. Учет и анализ дорожной аварийности 5. Правоохранительные органы и юридическая ответственность в дорожном движении 6. Дополнительные требования безопасности при перевозках пассажиров, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов 7. Экологическая безопасность транспортно-дорожного комплекса 8. Международное право в дорожном движении Состояние дорожной аварийности на автомобильном транспорте Сравнение показателей аварийности США и РФ в 2010 г США РФ Автопарк, ед 320 млн. 42 млн. Дороги с твердым покрытием, км 6 млн. 0,7 млн. Население, чел. 340 млн. 140 млн. Погибло, чел. 39 тыс. 26 тыс. Причины дорожной аварийности: На уровне государств: 1) неудовлитворительное социально-экономическое положение государства; 2) незаконопослушность населения; на уровне предприятий: не исполнение инструкций по обеспечению безопасности движения. на уровне единичного ДТП: любое ДТП происходит из-за одновременного и совместного действия нескольких факторов опасности. Определения: Обеспечение безопасности движения (ОБД) - исполнение инструкций, направленных на недопущение ДТП под принуждением государства. ОБД=И+И+Пр И - исполнение, И – инструкции, Пр – юридическая ответственность. Нормативно-правовой акт (НПА)- это опубликованный компетентным органом письменный документ, который устанавливает обязанности, права, ответственность, ограничения, взаимоотношения и т.п., и который состоит из двух частей: 1) нормы регулирования: (например, ПДД, ГОСТы); 2) правозащитной нормы: (например, гражданский, уголовный, трудовой кодексы и др). Проверка – процедура сопоставления исследуемого объекта (факт) с Н-П-А ? Должностное лицо- лицо, постоянно или временно, исполняющее организационно-распорядительные действия на основании нормативно-правового акта (например, приказа). Система нормативно-правового обеспечения в управлении любым объектом Конституция ФЗ (Федеральные законы) ПП (Постановления правительства), УП указы президента Ведомственные и региональные НПА Локальные организационно-распорядительные документы Лекция 2 Пример создания и исполнения нормативного акта в сфере ОБД Орган власти Нормативный акт Рис. 1. Последовательность исполнения государственной нормы (например, ПДД на дороге) Системный подход к ОБД Xi Yi Xn Перечень функций в транспортно-дорожном комплексе (ТДК), нормируемых государством -медицинский контроль -стандартизация -профессиональная -проектирование подготовка -производство -контроль квалификации -сертификация -контроль режима труда и -эксплуатация, ремонт и обслуживание отдыха -контроль технического состояния -производственный контроль -переоборудование -хранение АТС -стандартизация дорог -проектирование -строительство -обустройство -обслуживание и ремонт -контроль технико-эксплуатационных свойств -нормотворчество -планирование -координация -материально техническое и финансовое обеспечение -исследование в области перевозок -контроль на дорогах -обязательный Тех. Осмотр (ОТО) -сертификация ТО и Р ТС -лицензирование и инспектирование перевозок -экологический контроль -санитарный контроль -технический контроль дорожных условий -аттестация специалистов Лекция 3 Государственная аттестация специалистов - это процедура периодической проверки профессиональной состоятельности специалистов и руководителей. Проводится 1 раз в 5 лет. Выполняется, как правило, региональным органом УГАДН (МТ). Нормативное обеспечение: • Постановление Правительства РФ (ПП) № 876-91 «Об утверждении Положения об аттестации руководителей и специалистов транспорта». • Приказ министерства транспорта №75-98 «Квалификационные требования к специалистам АТ» Специалист должен знать: 1) нормативную базу по обеспечению безопасности перевозок; 2) требования к ТС (транспортным средствам) по условиям безопасности; 3) требования к дорожным условиям (ДУ) по условиям безопасности движения; 4) особенности психофизиологии труда водителя. Специалист должен уметь: 1) организовывать безопасные условия перевозки; 2) организовывать контроль технического состояния ТС; 3) вести делопроизводство по обеспечению безопасности перевозок. Алгоритм управления хозяйствующими субъектами Контроль достижения поставленной цели Текущий контроль Анализ Формулировка Состояния цели Объекта деятельности Формулировка Задач Обеспечение Исполнения задач Организационно правовая оценка предприятия 1) Назначение и организационная структура предприятия (определяется сферой производства и отношением к гражданскому праву); 2) Нормативно-правовое положение предприятия: -степень автономности; -обязанности предприятия по отношению к правительству; -формы ответственности; 3) Система показателей, используемых для оценки работы предприятия и для отчетности; 4) Права организаций, осуществляющих надзор за деятельностью предприятия от имени государства. Юридическая ответственность - это узаконенные меры принуждения к правомерному поведению. Обязанность- действие, подлежащее неукоснительному исполнению. Право- круг возможных действий, установленных нормативными правовыми документами и предназначенных для исполнения обязанностей. Типичные обязанности любого правоохранительного органа 1.Предупреждать правонарушения; 2.Прекращать правонарушения. Типичные права правоохранительного органа 1.Получать информацию по вопросам своей деятельности (часто в виде проверок); 2. Давать предписания об устранении правонарушений (предложение устранить выявленные неправомерные действия); 3.Запрещать неправомерные действия; 4.Налагать взыскания. Лекция 4 Перечень правоохранительных органов, действующих на транспорте и их назначение 1.Суды - выносят приговоры по уголовным, гражданским, административным правонарушениям 2.Органы внутренних дел (ОВД) – обеспечивают исполнение норм, объявленных государством в дорожном движении 3. Ространснадзор (Российская транспортная инспекция - УГАДН) – регулирует рынок транспортных услуг; обеспечивает предупредительную работу по ОБД в самих транспортных предприятиях 4. Государственная таможенная служба – обеспечивает защиту экономических интересов государства при пересечении государственной границы 5. Государственный комитет экологии – обеспечивает экологическую безопасность в транспортно-дорожном комплексе 6. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – обеспечивает исполнение санитарных правил на транспорте 7. Государственный комитет по противопожарной безопасности – обеспечивает противопожарную безопасность на транспорте 8. Государственный технический надзор (Гостехнадзор)– обеспечивает безопасность тихоходной техники (при Министерстве сельского хозяйства) 9. Федеральная инспекция по труду – контролирует безопасность условий труда в любых отраслях производства 10. Государственная инспекция по торговле и защите прав потребителей – защищает права потребителей 11. Госстандарт – вырабатывает стандарты и обеспечивает их исполнение и правил сертификации 12. Ревизорские Органы автомобильного транспорта – обеспечивают исполнение Правил перевозки пассажиров и грузов 13. Антимонопольный комитет – обеспечивает соблюдение тарифов и норм, установленных органами государственной власти 14. Прокуратура – обеспечивает соблюдение законности в сфере общественных отношений при использовании автомобилей Полиция на транспорте Полиция – это орган исполнительной государственной власти, который регулирует отношения в сфере государственной распорядительно-исполнительной деятельности. Состоит из двух частей: 1) криминальной полиции, 2) полиции общественной безопасности, которая состоит из: ГИБДД, вневедомственной охраны, службы участковых, патрульно-постовой службы (ППС) ГИБДД состоит из следующих функциональных служб: 1. Дорожно-патрульная служба (ДПС) - обеспечивает соблюдение в дорожном движении всех действующих норм, объявленных государством 2. Регистрационно-экзаменационные подразделения (РЭП) обеспечивают: -регистрацию ТС; учет принадлежности, перемещений ТС; -контроль, надзор за подготовкой водителей и выдачу водительских удостоверений. 3. Дорожная инспекция и организация движения (ДИ и ОД): обеспечение безопасных дорожных условий посредством контроля и совершенствования схем организации движения. 4. Техническая инспекция (ТИ) – обеспечивает безопасное состояние ТС в эксплуатации. 5. Контрольно-профилактический отдел (КПО) – служба внутренней безопасности - обеспечивает соблюдение законности в деятельности личного состава ГАИ. Структурная схема места ГИБДД в системе государственного управления Лекция 5 Меры со стороны государства по обеспечению безопасности на транспорте 1.Обеспечение безопасных условий труда: - безопасные дорожные условия (СНиПы); - безопасность транспортных средств (ГОСТы, технические регламенты); - режимы труда водителей (ведомственные нормативы); 2.Обеспечение безопасности товаров и услуг через стандартизацию и сертификацию (федеральные законы, постановления Правительства РФ, ГОСТы). 3.Обеспечение безопасности труда исполнителей через: - убеждение (учеба, агитация, пропаганда); - принуждение через ответственность юридических лиц. 4. Меры поощрительного характера: - психологическое воздействие (грамоты, общественное восхваление); -меры экономического характера (премии, подарки). 5.Меры принуждения к правомерному поведению: - все виды юридической ответственности в отношении физических и должностных лиц. Министерство транспорта РФ Департаменты и функциональные отделы РТИ - РОСТРАНСНАДЗОР - (УГАДН): назначение, структура, задачи РТИ создана в 1991 году в составе Минтранса РФ для организации цивилизационного рынка транспортных услуг. РТИ (УГАДН с 200000г) – федеральный орган для обеспечения предупредительной работы по ОБД и ОБ перевозок через инспектирование и лицензирование Функции ГАИ сфера дорожного движения _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _сфера производства _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ __ _ _ _ Требования к отношения с УГАДН (РТИ) Водителям клиентурой Требования к транспортным средствам (ТС) Рис. Распределение функций между ГИБДД и УГАДН Структура РОСТРАНСНАДЗОРА Обязанности УГАДН 1.Осуществлять инспектирование перевозчиков; 2.Выдавать лицензии; 3.Прекращать опасную деятельность. Перечень деятельности, подлежащей лицензированию 1.Международные перевозки; 2.Перевозка пассажиров АТ по России; 3.Перевозка опасных грузов и автомобилями грузоподъемностью свыше 3,5 тонн; 4.Подготовка водителей. Юридическая ответственность на транспорте Вид юридической ответственности Формы Основания Источник права 1.Дисциплинарная Выговор, замеча-ние, перевод на низ кооплачиваемую работу, увольнение Неисполнение должностных обязанностей Трудовой кодекс РФ, контракт 2.Материальная а) ограниченная ответ-сть (до 1 среднемесячного заработка), б) компенсация вреда в полном объеме Прямой имущественный вред 1) если предусмо-трено ТК РФ, 2) совершено в н/с, 3) не при испол-нении служебных обязанностей, 4) если по данному факту привлечен к уголовной отв-ти, 5) если предусмо-трено контрактом, 6) если составлен административный протокол Трудовой кодекс РФ, контракт 3.Административ-ная 1) предупреждение, 2) штраф, 3) лишение права управления ТС Административное правонарушение (нарушение какой-либо инструкции, нормативно-правового акта) КоАП (кодекс об административных правонарушениях) 2002 год 4.Гражданская Компенсация вреда в полном объеме Имущественный и моральный вред Гражданский кодекс 5.Уголовная ответственность 11 форм наказания преступление Уголовный кодекс Административное право-это отрасль права, регулирующая отношения в сфере государственной распределительно-исполнительной деятельности. Цель административного взыскания - обеспечение принципа справедливости, исправление нарушителя, предупреждение новых нарушений. Административный проступок (правонарушение) – виновное действие (бездействие), посягающее на установленный государством порядок и запрещенное КоАП под угрозой административного взыскания. Лекция 6 Задержание ТС [ ПП 759-03] 1.Основания по ТС: - заведомо неисправная рабочая тормозная система; -заведомо неисправное рулевое управление; - заведомо неисправное тягово-сцепное устройство в составе автопоезда ; -ТС в угоне и другие криминальные основания; 2.Основания по водителю : - нетрезвое состояние водителя; - отказ от освидетельствования на н/с; - водитель без прав, без свидетельства о регистрации ТС 3.При задержании оформляются документы: -протокол по задержанию ТС (2 шт.); -акт сдачи ТС на стоянку (2 шт.); 4.ТС возвращается владельцу по справке, выданной руководителем ДПС, задержавшего ТС, после устранения причины задержания. Схема производства дел по административной практике 2 1 3 4 1- Протокол об административном правонарушении, 2- Постановление по отношению к правонарушителю, 3- Жалоба, 4- Ответ на жалобу. Перечень действий, запрещенных КоАП должностным лицам под угрозой взыскания 1.Выпуск в линию ТС с превышением норм по ЗВ (загрязняющие вещества) и шуму; 2.Выпуск в линию ТС с неисправностями, либо переоборудованное ТС без согласования с ГАИ ст. 12.31 , незарегистрированных в ГАИ , не прошедших Гос. Тех. Осмотр ; 3.Нарушение правил перевозки опасных грузов (ОГ), крупногабаритных грузов (КГ) и тяжеловесных (ТВ) ст. 12.21; 4.Допуск к управлению ТС водителей без удостоверения и в нетрезвом состоянии ст. 12.32; 5.Предпринимательская деятельность без лицензии ст. 14.1; 6.Оказание некачественной услуги ст. 14.4 ; 7.Невыполнение в срок предписания ст. 19.5 ; 8.Нарушение ГОСТов и Правил сертификации ст. 19.19. Формы запрещения эксплуатации ТС 1) предупреждение 2) штраф 3) снятие знаков государственной регистрации 4) задержание ТС Основания для снятия знаков государственной регистрации [ ПП 759-03] 1) ТС не прошло ГТО 2) Заведомо неисправные: рабочая тормозная система, рулевое управление, тягово-сцепное устройство в составе автопоезда Гражданское право – регулирует имущественные отношения в обществе и связанные с ними неимущественные отношения (компенсация морального вреда). Цель – восстановить права пострадавшего, существовавшие до их нарушения, путем взыскания с лица, нарушившего право или причинившего убытки. Основные принципы гражданского права 1.Причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме (через суд), 2.Вред подлежит возмещению лицом, его причинившим, либо собственником ТС, если это лицо не докажет, что вред причинен не по его вине. 3.Регресс - встречное требование к работнику по возмещению ущерба предприятию, компенсировавшему причиненный ущерб пострадавшему. 4. Моральный вред в форме причинения вреда здоровью возмещается причинителем независимо от его вины. Уголовное право – регулирует общественные отношения в сфере преступности Цель уголовного права – защита граждан, общества, государства от преступных посягательств. Преступление – виновное, общественно опасное действие (бездействие), запрещенное УК под угрозой уголовного наказания. Цель наказания 1.Востановление справедливости, 2.Исправление правонарушителя, 3.Предотвращение других преступлений. Административные правонарушения отличаются от преступления последствиями. Виды вины Прямой умысел Умысел Косвенный умысел Вина Легкомыслие (водитель) Неосторожность Небрежность (должностное лицо) Прямой умысел – лицо осознавало опасность своих действий, предвидело последствия и желало их наступления. Косвенный умысел – лицо осознавало опасность своих действий, предвидело опасность последствий, допускало наступления последствий, но безосновательно не предполагало их наступления. Легкомыслие – лицо предвидело возможность наступления опасных последствий, но самонадеянно рассчитывало на ненаступление их. Небрежность – лицо не предвидело возможность наступления опасных последствий, хотя должно было и могло предвидеть. Перечень запрещенных Уголовным кодексом действий должностным лицам в сфере эксплуатации автотранспорта под угрозой наказания: Ст.171. Незаконное предпринимательство Ст. 238. Продажа товара, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (а также выдача … документа, удостоверяющего безопасность) Ст.266. … выпуск в эксплуатацию транспортного средства с техническими неисправностями Ст. 293. Халатность. (Недобросовестное, небрежное исполнение должностных обязанностей) Лекция 8 Схема соотношения видов юридической ответственности Вред 0 проступок преступление max Смягчающие отягчающие сопутствующие обстоятельства Дисциплинарная Материальная Административная Гражданская Уголовная Условия для привлечения гражданина к уголовной ответственности: 1-нарушение нормативно-правовых актов (Н-П-А); 2- вина; 3-вред; 4-причинно-следственная связь между действием и вредом. Система обеспечения безопасности перевозок в предприятии Система – набор общепринятых мер, направленных на недопущение ДТП при перевозках. Мероприятия делятся на 3 группы: 1) меры по обеспечению надежности труда водителей, 2) меры по недопущению выпуска в эксплуатацию неисправных ТС, 3) организационная работа по ОБД Таблица1. Меры по обеспечению надежности труда водителей Наименование Н-П-А (как ?) Отчетные документы Назначение 1.Ведение учетных дел на водителей Приказ МТ №27-95 Личная карточка водителя Сбор, хранение и передача информа-ции о профессио-нальной состоя-тельности водителя 2. Инструктажи Приказ МТ №27-95 Журнал Обеспечение водителя информацией об условиях перевозок 3.Мед. контроль: а) периодический; б) предрейсовый Пр МЗ 140- 97 Пр. МТ №27-95 Справка Журнал Для недопущения в линию непри-годных водителей 4.Стажировка Положение о ста-жировании водителей АТ, утв. 1990 Журнал, приказ о назначении на стажировку, договор о направ-лении на стажеров-ку водителей, ста-жировочный лист Проверка профессиональной пригодности водителя 5.Обеспечение установленного режима труда и отдыха водителей Пр МТ №15-04 Путевые листы, сменные графики, контрольная книжка водителя Недопущение переутомления водителей 6.Ежегодное повышение квалификации 20 часовой учебный план, утв. МАТ РСФСР Экзаменационная ведомость Восстановление утраченных знаний и повышение квалификации Комментарий к таблице1. п.1.О ведении учетных дел необходимо предупреждать водителей при приеме на работу. п.4. Раньше под стажировкой понималась дополнительная учеба водителей после длительного перерыва в работе или после окончания автошколы. В настоящее время под стажировкой следует понимать период взаимной адоптации водителя и предприятия. В стажировочном листе делается запись, «допускается к самостоятельной работе». п.6.Водитель учится всю жизнь, 20-ти часовой учебный план состоит из пяти разделов: -основы ОБД; -ПДД; -правовые вопросы; -оказание до врачебной помощи пострадавшим; -анализ типичных аварийных ситуаций. Во время учебы проводится воспитательная работа с водителями. Для увольнения водителя за не сдачу зачета, необходимо составлять контракт еще при приеме водителя на работу. Таблица 2. Меры по недопущению выпуска в эксплуатацию неисправных ТС Наименование Н –П – А (Как?) Отчетный документ Назначение 1.ГТО (гос. тех. осмотр) 1.Постановление правительства №880 1998г. об утверждении правил гос. тех. Осмотра 2.ПП №1008 Правила проведения тех. Осмотра 3.Постановление правительства №1090-93г. положение о допуске ТС 4.ГОСТ 51709-02 Акт, талон Для приведения тех. состояния ТС в соответствии с требованиями ГОСТов 2.ТО (тех. обслуживание автомобилей) Положение по ТО и Р ПС АТ 1984г. Договор, график учета пробега и учета ТО. Для недопущения неожиданного отказа ТС 3.Хранение ТС Правила тех. эксплуатации ПС АТ 1970г. Приказ, договор Для недопущения несанкцианиро-ванного использования ТС 5.Согласование с ГАИ, переоборудования ТС Приказ МВД 1240-2000г. Порядок согласования переоборудования ТС Свидетельство о регистрации ТС Для приведения конструкции ТС в соответствии с действующими стандартами Таблица 3. Организационная работа по ОБД Наименование Н –П- А (Как?) Отчетные документы Назначение 1.Назначение на должности специалистов аттестованных лиц ПП. №876-91г. Аттестат Для организации системы ОБД в предприятии 2.Назначение лица на предприятии, ответственного за безопасность движения Пр. 27 МТ 1995г. Приказ по предприятию Конкретизация лица для юр. ответственности за неисполнение мер по ОБД 3.Учет ДТП ПП. 647-95 и Пр. МВД № 2-95 Журнал Для принятия мер по недопущению ДТП. 4.Служебное расследование ДТП Положение о служебном расследовании ДТП, Пр.49-90 МАТ РСФР Акт служебного расследования Для выявления причин и условий в предприятии, способствующих ДТП 5.Планирование работы по ОБД Пр. МТ №27, 1995г. Годовой план Составление списка задач по БД 6.Ведение библиотечки нормативных документов по ОБД ПР. МТ №27, 1995г. Папка Для поддержания правовой грамотности инженерно-технического персонала Лекция 9 Обеспечение безопасности пассажирских перевозок Задачи при ОД пассажирских перевозок: 1.Прокладка маршрутов (наибольшая удаленность от места проживания пассажиров-500 м); 2.Размещение остановочных пунктов, их обустройство; 3.Размещение разворотных площадок, их обустройство; 4.Организация приоритета на маршрутах; 5.Нормиование скорости на маршруте. Нормативные документы при организации пассажирских перевозок: 1.Пр. 200-81г. МАТ РФ «Организация пассажирских перевозок автомобилями», 2.Пр. № 2-97 МТ РФ «Положение по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами» 3. Российская автотранспортная энциклопедия. – М.: 1998 Основные задачи: 1. Прокладка маршрутов: обеспечить выполнение требований к дорожным условиям – ширине проезжей части, уклонов и др. 2.Размещение и обустройство остановочных пунктов: Технические условия на размещение параметров и обустройство остановочных пунктов ОП ГПТ 1974г. а) остановочные пункты (ОП) должны размещаться на расстоянии 400-600 метров по длине маршрута в городских условиях; б) ОП должны быть максимально приближены к перекрестку или пешеходному переходу; в) остановка автобусов и троллейбусов должна быть за перекрестком на расстоянии не менее 40 м, на перегоне 3,5 от пешеходного перехода г) Параметры остановочного пункта: - ширина посадочной площадки не менее 1,5 м, L; - указатель размещается в начале посадочной площадки; д) посадочная площадка должна иметь возвышение над проезжей частью, уклон, освещение, водоотвод; е) на узких дорогах остановки должны быть разнесены по ходу движения на расстояние не менее чем 50 м друг от друга 4.Организация приоритета на маршрутах: а) автобусы и троллейбусы, отъезжающие от остановки, следует пропускать, б) применение специализации дорог (полос), запрещающих знаков 3.1 и 3.2, в) ограничение движения всех ТС по маршрутам ГПТ. г) применение специальной фазы при светофорном регулировании проезда перекрестков. 5.Нормирование скорости на маршруте: Заключается в установлении времени рейса. Для установления времени рейса сутки разбиваются на характерные периоды: начало движения, утренний пик, межпик, вечерний пик, перод вечернего спада, окончание движения. Для каждого периода рассчитывается время рейса. Среднее время рейса: 3t min +2t max Тр = 5 Проводится 5 измерений. Время рейса назначают по худшему автобусу. Вводится поправка: t max – t min Р = 5 Окончательное время рейса: Т = Тр + 2Р Для зимнего периода к времени рейса +15%, весенне-осеннего-12%. Дополнительные требования безопасности к перевозкам пассажиров автобусами 1.Требования к водителям: - необходимо иметь категорию Д, -стаж не менее 3 лет, -предрейсовый и послерейсовый мед. контроль, -ежегодная мед. комиссия, -ежегодные занятия по программе тех. минимум по 40 часов, -ежегодная аттестация водителей. 2. Требования к автобусам: -дополнительные световые сигналы (верхние и задние), -экипировка автобусов; указатели впереди, сбоку, сзади, внутри (№ маршрута, схема движения), -прохождение ГТО 1 раз в шесть месяцев, -на горных маршрутах пробег автобуса не должен превышать 300000 км, - остаточный рисунок протектора не менее 3 мм, -стаж водителя 3 года на пассажирских перевозках. 3. Требования к дорожным условиям: -маршрут открывает администрация, -перед открытием обследуются дорожные условия, составляется схема, на которой отмечаются опасные участки, остановки, разворотные площадки, -схема маршрута согласовывается с ГАИ, -дорожные условия обследуются 2 раза в год на основании Методики обследования. По результатам обследования маршрута, составляется акт и передается в администрацию (маршрут может быть закрыт). По ледовым переправам движение автобусов запрещено. При перевозке детей запрещено автобусам останавливаться вне дороги, двигаться задним ходом, V=60 км, должны быть включены фары, знак с надписью «дети», 2 сопровождающих взрослых и закрыты окна. Остановочные пункты обустраивают городские власти - коммунальными службами. Лекция 10 Дополнительные требования безопасности к перевозке опасных грузов Опасные грузы – вещества, физические, химические и биологические свойства которых могут причинить вред жизни, здоровью людей, либо окружающей природной среде. Нормативные документы: 1.Постановление правительства 372-92 «Утверждение правил перевозки опасных грузов АТ»; 2.Правила перевозки опасных грузов АТ Пр МТ №73-95 3.ГОСТ 19888 «Опасные грузы» (классификация, свойства, маркировка) Правила не распространяются на технологические перевозки (внутри предприятий) и перевозки Министерства обороны. Классы опасных веществ: 1.Взрывчатые вещества (ВВ), 2.Сжатые (сжиженные) газы (СЖГ), 3.Легко воспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), 4.Легко воспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТВ), 5.Окисляющие вещества (ОВ), 6.Ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ), 7.Радиактивные вещества (РВ), 8.Едкие вещества (ЕВ), 9.Прочие вещества. Основным нормативным документом является международный договор о перевозке, хранению опасных грузов – ДОПОГ (РФ подписала в 1995г). Особо опасные грузы (ООГ) – к особо опасным грузам относят вещества, которые требуют особых мер предосторожности (для перевозки необходимо получить разрешение органов внутренних дел, согласовать маршрут перевозки с ГАИ, Обеспечить сопровождение перевозки машиной ГАИ). Организация перевозок: 1.Требуется специальная лицензия (на перевозку опасных грузов), 2.Предприятием- перевозчиком назначается лицо, ответственное за безопасность перевозки опасных грузов, 3.Свидетельство о допуске ТС к перевозке конкретного вещества (необходимо получить в районном ГАИ и передать водителю), 4.Грузоперевозчик должен составить маршрутный лист (водитель предъявляет лист инспектору ДПС), 5.Грузоотправитель обязан иметь бригаду для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Система информации об опасности (СИО) 1) проблесковый маячок на кабине автомобиля, 2) информационные таблицы (закрепляются на ТС спереди и сзади) с указанием класса опасности вещества, номера вещества по ДОПОГу, кода экстренных мер, 3) специальная окраска ТС, 4) аварийная карточка выполняется на плотной бумаге и находится у водителя (содержит перечень мер по ликвидации последствий ЧП). Требования к водителям: 1) Водитель должен иметь стаж не менее 3 лет на данном типе ТС, 2) Водитель должен иметь личное свидетельство о его допуске к перевозке опасных грузов (получает после специальной учебы). Требования к ТС: 1) Допускаются к перевозке специально предназначенные и экипированные автомобили, 2) при перевозке грузов классов 1, 2, 3, 4 выпускная труба от глушителя выносится вперед и вправо (перед радиатром), выполняется защита топливного бака щитками с боков, а снизу сеткой, в кабине и снаружи АТС должно быть по двухполюсному выключателю электрической сети, заземляющая цепочка должна касаться земли для отвода статического электричества (длина 200 м), 3) у АТС цистерны – должна быть задняя защитная балка, отступающая на 100 мм от задней стенки, 4) должен быть набор ручного инструмента для ремонта ТС, 5) должно быть два огнетушителя, необходимый запас песка, 6) должно быть два оранжевых фонаря, 7) должно быть два знака «Въезд запрещен» (кирпич). Обязательное соблюдение маршрута; запрещена заправка на АЗС, запрещена остановка на дорогах общего пользования. Обязанности ГАИ при перевозке опасных грузов. 1.Выдавать свидетельство о допуске ТС к перевозке опасных грузов (районное ГАИ по месту нахождения перевозчика), 2.Согласование маршрута перевозки (служба ДИ и ОД), 3.Сопровождение (ДПС) при перевозке : -особо опасных грузов, - в горной местности, -при перевозке колонной - автомобилей более 3. 4.Надзор за соблюдением ПДД водителей (ДПС), 5) Оказание помощи при ДТП (ДПС). Требования к перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов Нормативная база: 1.Инструкция по перевозке КГ и ТГ, утверждено МТ и МВД 1996г. КГ - ТС с грузом или без груза, у которого хотя бы один габарит превышает норму, установленную ПП 1090-93: высота = 4 м, ширина = 2,6 м, длина: одиночных – 12 м, для автопоездов –20 м (или 2 и более прицепов). Правовая база: 1.КоАП ст. 12 пункт 21 «Нарушение правил перевозки опасных и крупногабаритных грузов» -на водителей - , -на должностных лиц – . 2.УК ст. 293 «Халатность» должностным лицам до 5 лет лишения свободы. ТС – тяжеловесные ТС делятся на 2 категории: 1.Обычные ТС, которым требуется разрешение на перевозку, если превышается хотя бы один параметр: -допустимая осевая нагрузка – 10 т, -допустимая полная масса: для одиночных: двухосных – 18 т, трехосных – 25 т; для автопоездов: трехосные – 28 т, четырехосные – 36 т, пятиосные – 38 т; сочлененные автобусы и троллейбусы – 28 т. 2.Тяжеловесы, движение которых контролируются при проезде через транспортные сооружения (для защиты от разрушения). Для организации перевозок КТГ: - получить разрешение в ОМСКАвтодоре (областное управление - отвечает за состояние дорог); - получить пропуск в УГАИ (служба ДИ и ОД). Лекция 11 Оценка эффективности работы службы БД предприятия Контингент водителей Условия перевозок Состояние ПС Отношение руководителя к работе по БД Неправильно оценивать эффективность работы службы БД предприятия по числу выявленных негативных фактов . Правильно оценивать работу службы БД по отчетам перед аттестационной комиссией о фактически выполненных мероприятиях, направленных на снижение опасности перевозок, которые были запланированы и поддержаны этой же комиссией. Разработка целевых программ Страны Количество АТС Количество убитых Япония 57 миллионов 11 тыс. Россия 22,7 миллионов 35 тыс. США 220 миллионов 43 тыс. А Аварийность Япония Т 60 70 80 90 2000 Целевая программа – комплекс мероприятий, связанных между собой единой целью R, выраженной количественно и обеспеченных соответствующими ресурсами. {(f1 (Х1) r1) +….+ (f n (Х n) r n)} =R f n – мероприятия по проблеме Х, r – прогнозируемый результат при решении проблемы Х, R – целевой показатель программы. Содержание целевых программ: 1.Паспорт программы (содержит): -название программы, -целевые показатели, -разработчик программы, -исполнители программы, -источники финансирования, 2.Актуальность и обоснование программы, 3.Механизмы исполнения программы, 4.Перечень задач программы, 5.Календарный план выполнения и финансирования программы, 6.Расчет предполагаемых результатов, 7.Система контроля исполнения программы. Лекция 12 Условия лицензирования перевозок Нормативная база : 1.Закон РФ 2002 г. «О некоторых видах предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию» 2.ПП 515-02 г. «Положение об РТИ» 3.Пр. МТ №15-94 г. «Требования по ОБД при перевозочной деятельности, подлежащей лицензии» (Лицензионные условия). Лицензия на перевозки выдается только после подтверждения перевозчиком способности выполнять лицензионные условия (устанавливается инспекционным контролем РТИ). Лицензионные условия 1.Обеспечить надежность труда водителей (Смотри Пр. МТ №27-95 г. Таблица 1) 2.Выполнение «Правил технической эксплуатации ПС» 1970 г. (См. Таблицу2 по Пр. №27) 3.Укамплектование штата аттестованными специалистами и руководителями. Государственная регистрация автомототранспортных средств (АМТС) и другой самоходной техники в РФ Цель регистрации – контроль и надзор за перемещением ТС в период их эксплуатации. Нормативная база: 1.ПП 938-94 г. «О Гос. регистрации АМТС и другой самоходной техники» 2.Пр. МВД 59-03 г. «Правила регистрации АМТС в органах ГАИ» Правовая база: 1.КоАП «Нарушение правил регистрации»: налагается штраф на граждан – 0,5 МРОТ, на должностных лиц до 30 МРОТ. Регистрационный документ, подтверждающий регистрацию ТС, является свидетельство. Основанием для регистрации является: ПТС, счет-справка или договор о продаже ТС. ПТС (паспорт ТС) выдается для подтверждения сертификации ТС. В России ПТС выдается: 1.Заводом-изготовителем на изготовленные ТС, 2.Таможенный комитет на АТС, ввезенные в Россию на срок более 6 месяцев, 3.ГАИ при изменении регистрационной даты. Лекция 13 Пример дела по ДТП 22.08.2003 18.00 Произошло ДТП ВАЗ 8 ГАЗ В 18.10 – прибывает инспектор ГИБДД и составляет документы: 1.Схема места ДТП, а) должна быть привязка автомобиля к недвижимым предметам (за центры колес), осыпь осыпь столб 3.8 2.9 1 2 б) место ДТП; в) следы движения автомобиля (колея, следы торможения), 2.Объяснение обоих водителей 3.Составлен протокол на автомобиль ГАЗ «не уступил дорогу» в протоколе есть место для пояснений правонарушителя (если есть возражение оно должно быть мотивированно); 4.По причине возражения против решения инспектора, инспектором составляется рапорт с указанием причины несогласия; 5. 2 – протокола на медицинское освидетельствование обоих водителей (если есть подозрение на состояние алкогольного опьянения); 22.08.03 20.20 Готовы протоколы. 25.8.3 10.00 НА водителя Ваза составляется протокол, т.к. он находится в нетрезвом состоянии, изымается удостоверение и выдается временное разрешение до вынесения постановления или решения суда. 26.08.03 ГАИ выносит постановление о наложении на водителя Газа штрафа в размере 100 рублей. По административным правонарушениям: 1.Выявление правонарушений и составление протокола; 2.Рассмотрение дела; 3.Вынесение решения; 4.Исполнение решения. 26.8.3 Окончание дела. 27.8.3 Владельцы гонят АТС в авто экспертное бюро, где составляются документы: 1.Акт осмотра ТС, 2.Договор об оценке ТС, 3.Составляется смета стоимости ремонта ТС. 29.8.3 Водитель Газа обращается к начальнику ГАИ с протоколом о несогласии с постановлением. 11.9.3 Суд выносит «постановление о лишении права управления» водителя Ваза за вождение в нетрезвом состоянии за 25.08.03. 7.10.3 Хозяин Ваза подает в гражданский суд иск на водителя Газа на возмещение ущерба. Суд выносит «определение» о принятии заявления о гражданском иске и начинается рассмотрение дела. 13.10.3 Протест прокурору, жалобу на постановление ГИБДД. 20.10.3 Суд запрашивает в ГАИ материалы по делу о ДТП 29.10.3 Собственник Газа подает встречный иск в суд, заявление и ходатайство об авто технической экспертизе для ответа на вопрос «как должны были действовать водители Газа и Ваза в данной ДТ ситуации?» Суд вынес определение принять встречный иск, проведено предварительное судебное заседание для установления личности сторон и обстоятельств дела. Появляется «определение» суда. Суд в открытом заседании … числа рассмотрел дело по иску Ваза к Газу и установил – ответчик не признает вины и ходатайствует об экспертизе. Заслушав стороны суд считает, заявленное Газом ходатайство обоснованно и подлежит удовлетворению, поскольку для ответа на поставленные вопросы требуются специальные познания. Суд принял решение о невиновности Газа, ущерб восстанавливается Вазом. Лекция 14 Производство дел об административных правонарушениях (АПН) Производство состоит из 4 стадий: 1.Выявление правонарушения (осуществляет инспектор, сержант); 2.Рассмотрение материалов по АПН (должностное лицо: капитан, начальник административной практики); 3.Вынесение постановления по материалам АПН (должностное лицо, начальник); 4.Исполнение постановления. Протокол об АПН 1.Составляется во всех случаях за исключением, если за нарушение предусмотрено не более 1 МРОТ и правонарушитель не оспаривает решение инспектора, протокол не составляется, а инспектор выдает правонарушителю постановление – квитанцию. 2.При неисправностях ТС составляется акт технического осмотра ТС. 3.Если нарушаются правила перевозки опасных грузов, то в протоколе об АПН указывается: -наличие маршрутного листа, -наличие свидетельства о допуске водителя и ТС к перевозке опасных грузов, -наличие аварийной карточки, -наличие системы информации об опасности (СИО), 4.Если за нарушение ПДД предусматривается лишение прав, то инспектором изымаются права и выдается временное разрешение до вынесения постановления судом, -в нетрезвом состоянии, -нарушение правил железнодорожного – переезда, -при превышении скорости > 60 км/ч, -выезд на полосу встречного движения (2-4 мес.), -легкие телесные повреждения (3-6 мес.), -отказ от мед. освидетельствования (1 год). 5.Запрещение эксплуатации ТС со снятием номерных знаков: -при отсутствии талона о ГОТ (или он просрочен), -за неисправности: тормозной системы, рулевого управления, тягово-сцепное устройство. 6.Срок давности по АПН составляет 2 месяца. 7.Обжалование постановления, решение суда по АПН, является законным в течении 10 дней. 8.Исполнение постановления об АПН: штраф должен быть уплачен в течении 30 дней, если штраф не оплачен, то лицо вынесшее постановление, направляет материалы по месту работы, учебы, а в отношении юр. лица в банк. Если это неэффективно, тогда материалы передаются судебным приставам. Исполнение наказания в отношении лишения права: если отказ, то судья передает материалы в ДПС, ППС, участковым, по месту работы. Учет и анализ аварийности на транспорте Нормативная база: 1.ПП 647-95 «Об утверждении правил учета ДТП» (учету подлежат все ДТП), 2.ПП 508-97 утверждены обязанности и распределены по ведомствам (4 ведомства): • ОВД (органы внутренних дел) ГАИ учитывает все ДТП, • Собственники ТС ведут учет всех ДТП, в которых участвовали их ТС, • Дорожно-эксплуатационные службы, участки (ДЭУ) учет ДТП на дорогах, закрепленных за ними, • Органы здравоохранения и лечебные учреждения ведут учет всех обращений граждан за медицинской помощью. 3.ПП 894-98 ввело форму статучета 1-БДД, которую ежегодно заполняет ГАИ по своей территории, 4.ПП 1441-98 «Правило Гос. учета показателей состояния БДД» собирается вся информация о дорожных условиях. Анализ аварийности 1.Статистический анализ, используется для сравнения показателей, выявления тенденций и закономерностей в сфере аварийности, основой статистического анализа являются цифровые массивы. 2.Топографический анализ, привязка информации об аварийности к конкретной местности: а) карта-схема улично-дорожной сети; ДТП б) линейный анализ, привязка ДТП к трассе дороги; Данные о происшествиях Дорога, улица в) масштабная схема перекрестка или др. участка дороги; № 41 12.02.89 На конкретной территории в масштабе наносится информация о ДТП 3.Ситуационный анализ - исследование динамики конкретного ДТП, во времени, применяется для учебы водителей 0,5 секунды до столкновения 1 секунда до столкновения 4.Автотехническая экспертиза - составление заключения и ответы на вопросы, поставленные судьей, прокурором, следователем, по обстоятельствам конкретного ДТП. 5.Служебное расследование ДТП выполняется силами самого предприятия, для выявления причин и способствующих ДТП условий и для их устранения. Пр. 49-90 МТ РСФСР «Положение о служебном расследовании». В данном положении существует форма акта служебного расследования. Актом заканчивается расследование. В акте 7 разделов: 1.Состав комиссии, место ДТП, его обстоятельства, 2.Условия предшествующие ДТП: -кто, когда выпустил водителя в линию, -проходил ли он мед. осмотр, -соблюдал ли установленный маршрут движения, 3.Сведения о дорожных условиях на месте ДТП, 4.Сведения о водителе: классность, стаж, разрешенные категории, участие в бывших ДТП, административные взыскания, 5.Информация о ТС: общий пробег, возраст, когда проходил ТО 2, выполнение заявочного ремонта, 6.Состояние профилактической работы у перевозчика, 7.Заключение причины ДТП и предлагаемые меры по устранению недостатков. Один экземпляр акта передается в РТИ. Лекция 15 Классификация ДТП 1.По тяжести: число ДТП с материальным ущербом, число раненных, число погибших. 2.По видам: 1.столкновение, 2.опрокидование (потеря устойчивости), 3.наезд на стоящее ТС, 4. наезд на препятствие, 5.наезд на пешехода, 6.наезд на велосипедиста, 7.наезд на гужевой транспорт, 8. наезд на животных, 9. прочие Показатели учета аварийности 1.Абсолютные: -число ДТП – -число раненных – -число погибших – 2.Относительные: -число ДТП на 1000 АТС, -число погибших на 10000 населения, -коэффициент тяжести – число погибших на 100 пострадавших, для России примерно 11, для Японии 2-3, для Омска и омской области 45. Лекция 16 Международное право в транспортно-дорожном комплексе Международным правом считается система норм, установленных путем соглашения суверенных государств и охраняемых совместными усилиями. Международное право служит упорядочению международных отношений. Международное соглашение имеет приоритет над национальными законами. Задачи, регулируемые международным правом в транспортном комплексе: 1.Общее развитие АТ (типаж), 2.Безопасность движения, 3.Таможенные вопросы, 4.Требования к конструкции ТС, 5.Перевозка опасных грузов, скоропортящихся, тяжеловесных, 6.Перевозка пассажиров. Органы международного права: Существует около 40 межправительственных и неправительственных организаций. 1948 г. КВТ ЕЭК ООН (Комитет по внутреннему транспорту европейско-экономической комиссии организации объединенных наций). 1948 г. Международный союз автомобильных перевозчиков – добровольная организация, которая защищает интересы автомобильных перевозчиков. 1978 г. АСМАП Ассоциация международных автомобильных перевозчиков. Входят 11 государств. Основные документы международного права: 1.Многосторонние соглашения (конвенция), 2.Двухсторонние соглашения (протокол об условиях международных перевозок). 1) «Конвенция о дорожном движении» РФ ратифицировала в1968 г. (является основой Правил дорожного движения). Определены требования при международных перевозках к документам, водителям, ТС, правила взаимодействия участников дорожного движения на дорогах. Подписали 152 государства. 2) 1975 г. «Европейское соглашение об автомагистралях» знак на дорогах европейских автомагистралей 3) 1959 г. «Европейское соглашение об автомобильной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ) МТ 73-95 «Правила перевозки опасных грузов» 4) 1960 г. «Таможенная конвенция по международной перевозке грузов с применением карточки МДП (ТИР) (перевозка без таможенного осмотра на границе)» Механизмы защиты международного права Ответственность сторон закладывается в самих соглашениях, например: 1.К виновным применять санкции национального законодательства по месту совершения нарушения, 2.Информировать компетентные органы (через МИД ) о принятии мер в отношении нарушителей (меры принимает дорожная инспекция ), 3.Выход из договора государства, если какая-либо сторона не выполняет условия договора. Лекция 17 Экологическая безопасность транспортного комплекса Вред от АТ: 1.Уничтожение природных ресурсов, сельско-хозяйственных угодий (при строительстве дорог), городских территорий (гаражи, дороги), цветные металлы, энергоресурсы. 2.Параметрические загрязнения: шум, вибрация, электромагнитные излучения, загрязняющие вещества. Нормативная база экологической безопасности 1.Законы: -ФЗ «Об охране окружающей природной среды» -1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» 2.Постановления правительства РФ 3.ГОСТы на предельно допустимую концентрацию вредных веществ в воде, воздухе, выбрасываемых выхлопными газами. 4.Приказы Министерства природных ресурсов. Правовая база 1.Кодексы – КОАП гл.8: «Выпуск в линию автомобилей неисправных и эксплуатация с превышением норм по шуму и объему загрязняющих веществ выхлопных газов», 2.ГК – гражданское право:- вред нанесенной окружающей среде, возмещается в полном объеме, 3.УК – уголовный кодекс: имеется гл. «Экологические преступления» Органы контроля экологической безопасности транспорта 1.Министерство природных ресурсов: -лицензирование, -экспертная работа. 2.Госкомсанэпидемнадзор (государственный комитет): -инспектирование, -контроль исполнения норм по выбросам, 3.Госсстандарт – контроль выполнения ГОСТов и наказание при нарушениях 4.РТИ 5.ГИБДД Экологическая документация автотранспортного предприятия 1.Экологический паспорт предприятия. 2.Расчеты предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы и канализационные коллекторы 3.Разрешение на сброс и водопользование, лицензия на выбросы в атмосферу, разрешение на хранение отходов и разрешение на вывоз отходов 4.Стандарты по предельно допустимым выбросам 5.Формы по экологической государственной отчетности. Лекция 18 Устав АТ Были внесены изменения в 1995 г. 1.Назначение устава: устав определяет обязанности, права, ответственность АТП независимо от форм собственности. Владельцы автомобилей при перевозке грузов, пассажиров, багажа, почты пользуются правилами, обязанностями и несут ответственность в соответствии с уставом. Устав регулирует отношения между перевозчиком АТ и другими видами транспорта. 2.Устав содержит: а) классификацию автоперевозок: -городские, -пригородные, -междугородние, -международные. б) классификацию автомобильных дорог: -федеральные, -местного значения, -дороги в населенных пунктах. в) правила организации перевозок: грузов, пассажиров, багажа, почты. г) содержит запрещение движения крупногабаритных и тяжеловесных грузов. д) общие требования к автовокзалам. 3.Устав обязывает: -обеспечивать техпомощь на автодорогах, -прекращать автомобильные перевозки в случаях стихийных бедствий, -обеспечивать подъездные пути к местам погрузки-выгрузки (П-В), -обеспечивать сохранность грузов, -обеспечивать безопасность условий П-В, -обязанность перевозчиков ГПТ обустраивать остановочные пункты. 4.Устав устанавливает порядок утверждения тарифов на услуги АТ. 5.Устав устанавливает ответственность перевозчиков, грузоотправителей (ГО), грузополучателей (ГП) и пассажиров за нарушение положений устава; устанавливает порядок предъявления исков, претензий и штрафов за неисполнение договорных обязательств; устанавливает порядок возмещения стоимости утраченных грузов и багажа; устанавливает ответственность за простой ТС, за задержку доставки груза. Перспективная нормативная правовая база по регулированию отношений в сфере АТ 1. 16.06.2003 г. вступил в силу ФЗ №184-02 «О техническом регулировании», который изменил принципы стандартизации в РФ и отменил закон «О стандартизации» и «сертификации» от 1993 г. 2. На основании закона №184-02 подготовлены технические регламенты: -АТС. Требования эксплуатационной безопасности, методы и правила проверки, -ТС, предназначенные для перевозки скоропортящихся продуктов, -перевозка опасных грузов, -процессы производства ТО и ремонта ТС, -перевозка пассажиров АТ. Требования и правила ОБД. -перевозка грузов АТ. Требования и правила ОБД. -перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Требования и правила ОБД. 3.В 2003 г. завершено согласование с Федеральными Министерствами проекта ФЗ «Устав АТ РФ» (Проект находится в правительстве).
«Служба ГАИ и транспортное законодательство» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 94 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot