Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Законодательство Российской Федерации в сфере технического регулирования.

  • 👀 381 просмотр
  • 📌 321 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Законодательство Российской Федерации в сфере технического регулирования.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Законодательство Российской Федерации в сфере технического регулирования.» docx
Лекция 1. Законодательство Российской Федерации в сфере технического регулирования. Задачей изучения дисциплины является получение системных знаний по основным вопросам МЕТРОЛОГИИ, СТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ Гражданская авиация является крупной, стремительно развивающейся индустрией, влияющей на социально-экономическое развитие. Она способствует процветанию и создаёт возможности для занятости, бизнеса и торговли. Она укрепляет контакты между людьми, странами и культурами; обеспечивает доступ на глобальные рынки и способствует развитию туризма. Но лидирующее положения в мировой экономике, в социальном и культурном развитии достигают лишь те страны, которые способны обеспечить качество продукции и услуг, создающее их производителям конкурентные преимущества, а потребителям – комфортные условия жизни. Эти вопросы очень актуальны для гражданской авиации, так как , вопрос качества предоставления транспортной услуги определяет порой рейтинг авиакомпании. Именно поэтому в ведущих странах мира проблема качества находится в центре экономических интересов и государства, и граждан; наибольшее значение она приобретает для стран с высоким экономическим развитием, когда рынок товара насыщен. В этих условиях качество продукции, процессов и услуг является важным фактором многогранной коммерческой деятельности, позволяющим удовлетворить все возрастающие потребности потребителя, обеспечить конкурентоспособность предприятия на внешнем и внутреннем рынках, повысить эффективность производства. Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Именно качество, возведенное в ранг национальной идеи, позволило ряду стран успешно выйти из состояния экономической депрессии. Необходимость обеспечения качества неразрывно связана с созданием гарантий высокой надежности и безопасности при создании и эксплуатации сложных технических сооружений, транспортных средств, в том числе воздушного транспорта, а также с охраной окружающей среды в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, Такую гарантию мы видим в заинтересованности государства при создании системы технического регулирования , инструментарием которого является лицензирование , аккредитация, сертификация, стандартизация продукции на соответствие качества и безопасности, метрологическое обеспечение производства ( для авиации это наземное обеспечение , ремонт авиац. техники , аэронавигационное управление воздушным пространством и тд) в условиях рыночной экономики, где иные требования к качеству выпускаемой продукции , к качеству транспортной услуге ( по перевозке пассажиров, грузов, почты) В современном мире выживаемость любой фирмы, авиакомпании -это ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг, определяются уровнем конкурентоспособности товара или услуг. В мировой практике экономическое пространство, в котором свободно перемещаются через границы государств товары, капитал, трудовые ресурсы, информация туда, где для них складываются более выгодные условия, считается эффективно работающим рынком. (примером может служить ЕВРОСОЮЗ) Создание такого рынка возможно, если государства будут принимать меры, направленные на устранение тарифных и технических (нетарифных) барьеров. Под техническим барьером понимаются различия в требованиях национальных и международных (зарубежных) стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок. С целью ликвидации таких технических барьеров в международных взаимоотношениях и повышения качества выпускаемой продукции (которое зависит от конкретной ситуации : с учетом таких критериев, как -экономика, кризис, мировая пандемия, условия использования продукции и услуг , в конкретизации ответственности за произведенную продукцию) Президентом РФ 27 декабря 2002 г. подписан Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом Регулировании», введенный в действие с 1 июля 2003 г., в котором зеркально отразились принципы ВТО , изложенныЕ в «Соглашениях по техническим барьерам в торговле»», «Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер» и «Кодексе добросовестной практики». Для гражданской авиации основой разработки национальных стандартов стали «Конвенция о гражданской авиации» и Приложения к ней (19 приложений- стандартов), а также Воздушное законодательство РФ. Структура технического регулирования авиационной промышленности; -законы РФ : -ВК РФ -« О стандартизации» «О техническом регулировании» «О единстве измерений» и др. -Нормативные правовые документы федеральных органов исполнитльной власти -международные и, региональные и др.зарубежные стандарты. (ИСО, ИКАО, ИАТА, ИОСА..) -межгосударственные, национальные , зарубежные стандарты. (гост, гостр, гост рв) -стандарты организаций, технические условия.(СТО) 1.Сфера технического регулирования. Настоящий Федеральный закон ( « О техническом регулировании) регулирует отношения, возникающие при: -разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ) -применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия; (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ) -оценке соответствия. Из этого определения следует разделение технических требований к объектам технического регулирования на правовые, гарантирующие их обязательное применение, и требования для добровольного применения (рис. 1.З.), т.е. техническое регулирование представлено двухуровневой системой нормативных документов: это -технические регламенты , в которых обозначены обязательные требования (к продукции и процессам ) -добровольные ( к обьектам стандартизации) для применения стандартов. В законе , так же определены отношения , не попадающие в законодательную сферу регулирования это : Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением -санитарно-эпидемиологических требований, -требований в сфере обращения лекарственных средств, -требований в области охраны окружающей среды, -требований в области охраны труда, требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии, требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии, - требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, - безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, -требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, -требований к обеспечению безопасности космической деятельности, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Рис. Элементы технического регулирования. 2. Обьекты технического регулирования Обьектами технического регулирования являются -продукция -услуги -работы -процессы: проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Наряду с вышеназванными объектами техничнского регулирования , для гражданской авиации можно добавить некоторые другие объекты, связанные с характерными особенностями авиационных перевозок, работ и услуг ВТ, такие как: Термины и определения, связанные с процессами производства ,применяемые в ГА; 1.Авиапредприятия (эксплуатанты ВТ), осуществляющие воздушные перевозки и авиационные работы, включая производственные процессы (работы) по обеспечению и производству полетов ВС; 2.Аэродромная деятельность; 3.Аэронавигационная деятельность 4.Аэропортовая деятельность; 5.Деятельность авиационного персонала; 6.Организация, техническое и программное обеспечение профессиональной подготовки авиаспециалистов; 7.Обслуживание и ремонт авиационной техники; 8.Продукция, процессы и услуги авиаремонтных заводов ГА 9.Метрологическое обеспечение авиакомпаний, аэродромов, аэропортов и другие. Безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; Транспортная безопасность- состояние защищенности обьектов транспортной инфраструктуры транспортных средств от актов незаконного вмешательства. (н-р16-фз, О транспортной безопасности.) (авиационная безопасность ст.83 ВК РФ Авиационная тр. безопасность- состояние авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации) ст84. Вк )(прил. к конв.нр 17) Перевозчик-юридическое лицо или индивдуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира в пункт назначения, а также выдать груз , багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю) (н-р фз-16) Безопасность полетов –это состояние авиационной системы или организации , при котором риски , связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня. Важным аспектом ФЗ, то, что он предусматривает разделение полномочий и ответственности государства и бизнеса за безопасность и качество продукции на основе рационального сочетания свободного предпринимательства и государственного регулирования, гармонизации их с международной практикой. При этом государство на основе новой категории нормативных актов - технических регламентов - берет на себя ответственность за установление приемлемых для общества требований безопасности и правил подтверждения соответствия продукции этим требованиям, определяемых на основе учета риска причинения вреда от ее применения. Регулирование процессов повышения качества и конкурентоспособности продукции ФЗ относит к рыночной, добровольной сфере. Здесь будут действовать такие категории документов, как национальные стандарты, носящие добровольный характер, а также стандарты организаций и технические условия. (контракты и договора) Стандарты , естественно, должны обеспечивать выполнение требований технических регламентов. И значит, на бизнес ложится ответственность за выполнение требований технических регламентов в процессе создания продукции и доказательство того, что эти требования фактически выполняются, путем подтверждения соответствия. Современные экономические условия обострили кризис управления производством, а формирование новой конкурентной среды заставило руководителей промышленных предприятий обратить внимание на качество производимых товаров и услуг. 2.Что мы понимаем под качеством услуги ? В зарубежной и отечественной литературе разных лет можно встретить множество определений понятий качества и проследить их эволюцию. Сложность заключается, с одной стороны, в многообразии объектов, к которым предъявляются требования по качеству, а с другой – в неопределенности и многозначности удовлетворенности потребителей, зависящей от исторических, социальных, экономических и других факторов. Приведем наиболее характерные определения качества. Качество  совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности. (Международный стандарт ИСО 8402:1994. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь. В настоящее время этот стандарт отменен в связи с введением стандарта ИСО 9000:2015, дающим современное определение качества). Качество – это мера, в которой комплекс свойств готового изделия (услуги) отвечает комплексу требований, имеющих решающее значение для выполнения изделием (при использовании услуги) его функций в заданных условиях при минимальных затратах на его производство (Ассоциация потребителей США). Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции и услуг , которая придает им способность удовлетворять обусловленные ими предполагаемые потребности потребителей. Все последующие термины и определения даны в соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь», который является аутентичным переводом международного стандарта ИСО 9000:2015. Данный стандарт описывает основные положения и устанавливает терминологию системы менеджмента качества (СМК). Качество – степень, с которой совокупность собственных (присущих) характеристик соответствует требованиям. В этом определении можно выделить три ключевых слова: степень, требования, характеристика. Степень  характеризует отличие одного объекта от другого. Требование (3.1.2)  потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Требования предъявляются к объектам, в качестве которых могут выступать продукция (услуга), процесс, организация, персонал, СМК. Широкий подход к объектам требований позволяет не анализировать качество конечного продукта, а включать в системный анализ все объекты, от которых зависит качество конечного результата деятельности. Требования устанавливаются в нормативных документах , они могут быть продиктованы потребителями или другими заинтересованными лицами. В системе менеджмента качества , кроме потребителя различают еще как минимум четыре заинтересованные стороны: акционеры и владельцы (собственники) предприятий, персонал, поставщики, государство. Поставщик  организация или лицо, предоставляющие продукцию. Примеры: производитель, оптовик, предприятие розничной торговли или продавец продукции, исполнитель услуги, поставщик информации. Поставщик может быть внутренним или внешним по отношению к организации. Кроме того, в ряде случаев необходимо учитывать интересы общества в целом, отдельных территориальных образований. Заинтересованная сторона  лицо или группа, заинтересованные в деятельности или успехе организации. Для управления качеством потребность или ожидания необходимо перевести в набор количественных или качественных характеристик. Характеристика – отличительное свойство. Характеристика может быть собственной или присвоенной, качественной или количественной. Существующие классы характеристик (физические, органолептические, этические, временные, эргономические и функциональные) позволяют создать сбалансированную систему показателей качества объекта. 3. Отличительные особенности услуги Продукция в соответствии со стандартом определяется как результат различных видов деятельности. Продукция – результат процесса. (перевозки) В общем виде под «продукцией» следует понимать материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами, полученный в определённом месте за определённый интервал времени и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера. При этом результаты труда могут быть представлены как в материально - вещественной форме (сырьё, материалы, технические устройства, продукты и т.д.), так и неовещестленными (энергия, информация, услуги и т.п.). Ясно, что приведенное выше определение относится только к овеществленным результатам труда. Вместе с тем имеются 4 общие категории продукции: 1 Услуги (например, авиаперевозки); 2 Программные средства (например, компьютерная программа); 3 Технические средства (например, авиатехника); 4 Перерабатываемые материалы (например, электроэнергия, авиатопливо). Многие виды продукции содержат элементы, относящиеся к различным общим категориям. Отнесение продукции к услугам, программным свойствам, техническим средствам или перерабатываемым материалам зависит от преобладающего элемента. Например, поставляемая продукция «перевозка пассажиров» состоит из технических средств (ВС, автотранспорта и их элементов), перерабатываемых материалов (авиатоплива, бортпитания), программных средств (программа управления ВС, пассажиропотоками) и услуг (процедур обслуживания авиапассажиров на этапах от продажи авиабилетов до доставки их в место назначения). При этом продукция воздушного транспорта играет двойственную роль. С одной стороны, она является продукцией четвёртой сферы материального производства (наряду с добывающей промышленностью, перерабатывающей промышленностью и сельскохозяйственным производством), которая в своем развитии также проходит различные ступени производства, всё равно, перевозит ли она людей или грузы. Потребительская стоимость произведенных в первых трёх сферах материального производства товаров может быть реализована лишь тогда, когда эти товары будут доставлены потребителю. Поэтому с точки зрения материального производства продукции вклад воздушного транспорта в формирование её полезности условно можно отождествлять со своеобразными изделиями, результатом труда (не имеющим, однако, вещественной формы), довершающим комплектацию товара с целью придания ему необходимой потребительской стоимости в пункте назначения. С другой стороны, продукция воздушного транспорта в сфере обращения выступает для населения и заказчиков в качестве услуги, как результата непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя в перевозках. К.Маркс так характеризовал понятие "услуга": "это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительскую стоимость, которую доставляет этот труд подобно всякому другому товару, но особая потребительская стоимость этого труда получила здесь специфическое название "услуги" потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности, что, однако, нисколько не отличает его, скажем, от какой-нибудь машины, например, от часов". Обеспечивая доставку пассажиров и грузов в соответствии с условиями договоров (авиабилетов) купли - продажи, воздушный транспорт оказывает услуги пассажирам и заказчикам. Поэтому под "продукцией воздушного транспорта" понимается конечный результат деятельности входящих в его систему организаций (эксплуатантов ВТ, служб и т.д.) по удовлетворению личных и общественных потребностей населения и заказчиков . (предприятий, организаций и т.п.) в виде транспортной услуги или процессов по перевозке пассажиров и грузов, как результата взаимодействия производителей и потребителей. Исключение составляет продукция авиации общего назначения, непосредственно участвующей в процессе материального производства, т.е. в создании продукции. Такие полёты для выполнения авиационных работ в зависимости от их цели, правил выполнения и технологий подразделяются по видам на: авиационно-химические работы в сельском хозяйстве, воздушные съемки, лесоавиационные работы по вывозке леса в горных районах, для охраны лесов и тушения лесных пожаров, строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы в строительстве, транспортно - связные работы и работы по оказанию медицинской помощи населению, обслуживание экспедиций в Арктике и Антарктике, разведку рыбных косяков, перевозку и установку мачт высоковольтных передач, контроль трубопроводов и другие. В этом случае понятие продукции как вида авиационных работ полностью соответствует вышеизложенной формулировке в общем виде. Как продукция материального производства (при транспортировке предмет труда изменяет своё пространственное положение), продукция воздушного транспорта имеет стоимость и потребительскую стоимость. Стоимость продукции воздушного транспорта -это овеществлённый в процессе перемещения пассажиров и груза труд работников ГА и труд работников, обеспечивающих полёты ВС на более ранних этапах - при создании ВС, производстве авиатоплива, доставке пассажиров в аэропорт и т.д. После доставки пассажиров и груза к мессту назначения к его стоимости прибавляется стоимость транспортировки до места назначения (например, центра города). В понятие авиатранспортной услуги включены и ряд сопутствующих перемещению грузов и пассажиров услуг. К числу таких услуг можно отнести продажу авиабилетов в агентствах, транспортно - экспедиторские операции и доставку пассажиров в аэропорт (к ВС), операции по разгрузке, выгрузке и хранению грузов, информационные и рекламные услуги. При выполнении сопутствующих услуг также создаётся определённая продукция (изготовление и оформление перевозочных документов, сохранение товарных характеристик грузов и т.д.). Эта продукция присовокупляется к основной продукции, повышая её полезность и привлекательность. Как продукция материального производства (при транспортировке предмет труда изменяет своё пространственное положение), продукция воздушного транспорта имеет стоимость и потребительскую стоимость. Стоимость продукции воздушного транспорта -это овеществлённый в процессе перемещения пассажиров и груза труд работников ГА и труд работников, обеспечивающих полёты ВС на более ранних этапах - при создании ВС, производстве авиатоплива, доставке пассажиров в аэропорт и т.д. После доставки пассажиров и груза к месту назначения к его стоимости прибавляется стоимость транспортировки до места назначения (например, центра города). Легко понять, что деятельность всех служб авиапредприятия, проделанная работа, каков бы ни был её объём, сама по себе не говорит о её полезности (полученной потребителем услуги), тем более о степени удовлетворения потребностей пассажиров и заказчика в транспортном обслуживании. Работа, воздушного транспорта - суть, деятельности по использованию имеющихся в его распоряжении технических средств, энергетических, материальных, людских и других ресурсов, организационных методов и форм управления - может быть по своим затратам значительно больше, чем полученный эффект конечного результата (например, при полетах незагруженных ВС). Свойство продукции – категория, которая обусловливает различие одного предмета относительно других или их общность, т.е. характеризует объективную особенность предмета при его создании, эксплуатации, утилизации. Признак – качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний продукции. Количественный признак является параметром продукции и может быть одним из показателей ее качества. Показатель качества (ПК)  количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям создания, эксплуатации, потребления. Применительно к транспортной услуге национальный стандарт ГОСТ Р 51004-96 «Услуги транспортные. Термины и определения» дает следующее определение: Транспортная услуга  результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя, грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями (гост р 51004-96 Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества) (гост р 51005-96 Услуги транспортные. Грузовын перевозки. Номенклатура показателей качества) (гост р 52113-2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества) В отличие от материальной продукции, где результат деятельности может быть отделен от самой деятельности и использован любым потребителем, услуга не может находиться вне сферы непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя. В сущности, услуга представляет собой внутреннюю деятельность поставщика по удовлетворению требований потребителя, в то же время производитель не является в классическом понимании собственником услуг. Анализируя особенности услуги можно выделить следующие её характерные свойства: • не может складироваться (храниться): услуга, для обеспечения которой выделены и использованы ресурсы, но которая не пользуюется запланированным спросом у потребителя, приводит к издержкам; • условия оказания услуги и существенное влияние ситуационных факторов обусловливают оценку ее качества потребителем; • не может быть заранее продемонстрирована: оценка качества осуществляется потребителем при выполнении услуги как одной из заинтересованных сторон; • заранее спланированная и реализованная услуга, как правило, не может транспортироваться в другое место или продаваться по частям; • для большей части видов услуг (транспортные услуги) недостатки не могут быть устранены после оказания услуги конкретному потребителю; • пользование транспортными услугами приводит к издержкам. Эти особенности влияют на процесс управления качеством услуги, они обусловлены тесным взаимодействием с потребителями и учетом их индивидуальных запросов. При управлении услугами необходимо учитывать: • зависимость планирования услуги от потребителя; • сложность установления взаимоприемлемых критериев качества услуги, исходя из требований потребителя и возможностей исполнителя; • гибкость форм и оперативность предоставления услуги; • обеспечение услуги в период пикового и низкого спроса на услугу; • культуру общения с потребителем; • доступность персонала сервисной организации для клиентов; • гигиену, безопасность, комфорт и эстетику места предоставления услуги; • формирование благоприятного образа организации, основная деятельность которой связана с оказанием услуг. 4. Общая характеристика требований Наиболее универсальными, т.е. применимыми к большинству товаров и услуг, являются требования: назначения, безопасности, экологичности, надежности, эргономики, ресурсосбережения, технологичности, эстетичности. Требования назначения — требования, устанавливающие свойства продукции, определяющие ее основные функции, для выполнения комплексного управления качеством, Э. Деминг — крупнейший ученый в области теории и методологии автор «японского чуда». Характеристика требований к качеству продукции – озависит от предназначения (производительность, точность, калорийность, быстрота исполнения услуги и др.), — функциональную пригодность;состав и структуру сырья и материалов; совместимость* и взаимозаменяемость**. Требования эргономики — это требования согласованности конст- рукции изделия с особенностями человеческого организма для обеспе- чения удобства пользования***. Требования ресурсосбережения — это требования экономного ис- пользования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов. Требования безопасности — отсутствие недопустимого риска, свя- занного с возможностью нанесения ущерба. Требования надежности — сохранение во времени в установленных пределах всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, тех- нического обслуживания, хранения и транспортирования. Требования экологичности — отсутствие вредного воздействия продук- ции на окружающую среду при производстве, эксплуатации и утилизации. Требования технологичности — приспособленность продукции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с минимальными затратами при заданных показателях качества. Эстетические требования — это требования к способности продукции или услуги выражать художественный образ, социально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаках формы (цвет, пространственную конфигурацию, качество отделки изделия или помещения). Положения стандарта, регламента, содержащие требования, которые должны быть удовлетворены, называются нормами. Если норма содер- жит количественную характеристику, то применяют термин «норматив». 4.1. Характеристика требований безопасности В законодательных актах и стандартах требования безопасности выделяют в особую группу как приоритетные. * Совместимость — пригодность продукции (процессов и услуг) к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований ** Взаимозаменяемость — пригодность одного изделия (процесса, услуги) для использования вместо другого изделия (процесса, услуги) в целях выполнения одних и тех же требований *** Эргономичность можно рассматривать так же, как проявление совместимости в системе «человек — изделие», «человек — техника». 5. Федеральный закон № 2-ФЗ «О защите прав потребителей» от 9.01.1996 (защищает потребителя от недобросовестного производителя и продавца, от приобретения не качественной прдукции) устанавливает права потребителей: • на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья; • на получение информации о товарах и об их изготовителях; • на просвещение; • на государственную и общественную защиту. Закон также определяет механизм реализации этих прав Поэтому естественно, что первый принцип менеджмента качества заключается в организации деятельности, ориентированной на потребителя, т.е. основные цели предприятия должны быть ориентированы на удовлетворение интересов потребителя, что составляет основу любого бизнеса. ( клиентоориентированная деятельность) Особенно это актуально для предприятия, оказывающего услугу и заботящегося об индустрии сервиса. Особенности потребителя сегодняшнего дня заключаются в следующем: • в условиях насыщенного товарного рынка имеет право выбора продукции и предприятий их производящих; • имеет достаточную правовую подготовку; • требует постоянного улучшения качества; • предъявляет рекламацию на каждый дефект; • отдает предпочтение обеспечению качества в технологическом процессе, не доверяя результатам окончательного контроля. Как видно, потребитель и его запросы могут существенно различаться, причем предпочтение определенных видов продукции и услуг может носить предвзятый характер. Однако для поставщика эти потребности являются объективной реальностью, их необходимо документировать, анализировать и учитывать при организации производства. Завоевание доверия потребителя является значимой маркетинговой функцией. При оказании услуг также необходимо учитывать следующие особенности: • потребители услуг более привередливы; применительно в гражданской авиации необходимо учитывать, что перевозка является промежуточным звеном для удовлетворения необходимых нужд; • существует острая нужда в компетентных сотрудниках, которые непосредственно взаимодействуют с потребителем. Федеральный закон «О техническом регулировании « определил две формы сертификации: обязательная и добровольная, что стало определяющим положением для внедрения сертифицированных эффективно функционирующих систем менеджмента качества на предприятиях гражданской авиации, которые рекомендованы федеральными авиационными правилами, сертификация продукции и услуг является инструментом защиты потребителя от недобросовестного производителя. 6. Принципы технического регулирования. Основные положения Закона РФ «О техническом регулировании» применительно к развитию стандартизации в гражданской авиации на основе технических регламентов. Работая с нормативными документами в сфере технического регулирования, а также стандартизации и сертификации в гражданской авиации, следует учитывать систему современных основных терминов и понятий, изложенных в Законе РФ «О техническом регулировании». Большую роль в понимании положений закона применительно к деятельности ГА играют принципы технического регулирования, включая: 1) принцип применения единых правил и установления требований к продукции или к связанным с процессам строительства, монтажа, наладки, производства, строительства, монтажа, наладки, реализации, хранения, перевозки, использования, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг населению. Этот принцип можно считать одним из основных условий внесения требований стандартизации в технические регламенты, что санкционирует приведение в соответствие эти требования и их изложение в технических регламентах и ряде других документов, необходимых в сфере стандартизации; 2) принцип соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития науки и техники; 3) принцип независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей ,продавцов, исполнителей и приобретателей. Иными словами, органы по аккредитации и сертификации должны быть независимы в административном, организационном, финансовом, экономическом смыслах; 4) должна быть установлена единообразная система и правила получения аккредитации; 5) должна иметься единая система правил и методов исследований, измерений и испытаний при реализации процедур обязательной оценки соответствия; 6) должен осуществляться принцип единства использования требований различных технических регламентов в условиях независимости, особенности и вида проводимой сделки; то есть технический регламент имеет статус обязательного для всех юридических и физических лиц на территории Российской Федерации, независимо от возникающих между ними в процессе ведения хозяйственной деятельности взаимоотношений. Основным направлением использования технических регламентов являются договорные взаимоотношения; 7) принцип неприемлемости какого-либо ограничения конкуренции при проведении мероприятий, связанных с получением аккредитации и сертификатов, что можно толковать, как поддержание здоровой конкуренции между претендентами на аккредитацию в качестве сертификационных органов, а также в качестве испытательных лабораторий, а в последствии – и повышение их работоспособности и производительности за счет повышения конкурентоспособности в сфере предоставления услуг сертификации; 8) принцип недопустимости совмещения в одном лице исполнителя полномочий сертификационного органа и надзорного или контрольного государственного органа; 9) принцип недопустимости совмещения каким-либо одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; 10) принцип недопустимости внебюджетного финансирования государственного органа по вопросам контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов. Говоря о принципах технического регулирования, нельзя не упомянуть о механизмах, сформулированных в Законе «О техническом регулировании», которые направлены на решение вопросов, связанных с достижением следующих целей: а) устранение разнообразных административных препятствий в сфере ведения бизнеса; и речь здесь идет о сокращении избыточного нормирования, контроля и обязательной сертификации; б) устранение разного рода ограничений для продвижения по пути технического прогресса и ноу-хау; в) увеличение активности предпринимателей в законотворческой сфере; 11) Недопустимости возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; Осуществление данных принципов невозможно без соответствующего их метрологического обеспечения. Под метрологическим обеспечением (МО) понимается установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений. Основной тенденцией в развитии МО является переход от существовавшей ранее сравнительно узкой задачи обеспечения единства и требуемой точности измерений к принципиально новой задаче обеспечения единства и качества измерений. Качество измерений - понятие более широкое, чем точность измерений. Оно характеризует совокупность свойств СИ, обеспечивающих получение в установленный срок результатов измерений с требуемыми точностью (размером допускаемых погрешностей), достоверностью, правильностью, сходимостью и воспроизводимостью. Закон о техническом регулировании буквально «пронизан» концепциями метрологического обеспечения в сфере своего влияния. В частности, он предусматривает три вида деятельности в аккредитованной испытательной лаборатории (центре): исследования, испытания, измерения. Этот Закон во многом перекликается с Законом об обеспечении единства измерении, а гармонизация этих законов зафиксирована в ст. 3 одним из принципов технического регулирования - «единством правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия»-Понимание одного из этих базовых постулатов Закона нацеливает соответствующие федеральные органы исполнительной власти на разработку подзаконной нормативной правовой базы в области метрологического обеспечения работ при создании и применении технических регламентов и процедур обязательной оценки соответствия. 7. Цели технического регулирования. Основные цели технического регулирования можно подразделить на две группы (рис 1.4): цели, связанные с государственным регулированием через технические регламенты и цели, связанные с саморегулированием через национальные стандарты и стандарты организаций. 8 .ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации); Цели принятия технических регламентов 1. Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ) обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. (абзац введен Федеральным законом от 18.07.2009 N 189-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ) 2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Содержание и применение технических регламентов 1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ) термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; радиационную безопасность населения; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 30.11.2011 N 347-ФЗ) электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений; другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. (абзац введен Федеральным законом от 01.05.2007 N 65-ФЗ) Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. Вопрос : какие требования должен содержать ТР РФ ? Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения. Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения---- имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Вопрос : какие особенности содержания технических регламентов (к требованиям не включенным в технический регламенти т.д.) : Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер. Технический регламент должен содержать обобщенные и (или) конкретные требования к характеристикам продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона целей принятия технического регламента. В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов). Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений пункта 9 настоящей статьи. (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ) Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит. Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных статьей 6 настоящего Федерального закона целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей. (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 189-ФЗ) Национальные стандарты Российской Федерации могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов. (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ) (п. 8 в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ) Технический регламент может содержать специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. Вопрос : какие минимально-необходимые требования к ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции должен содержать ТР РФ ? Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем). Ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут предусматриваться требования к продукции, методам ее обработки и производства, процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимых для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их перевозки материалов, а также методы и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в технических регламентах требования. Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры разрабатываются и применяются на основе научных данных, а также с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций в целях соблюдения необходимого уровня ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, который определяется с учетом степени фактического научно обоснованного риска. При оценке степени риска могут приниматься во внимание положения международных стандартов, рекомендации международных организаций, участником которых является Российская Федерация, распространенность заболеваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по борьбе с заболеваниями и вредителями, экологические условия, экономические последствия, связанные с возможным причинением вреда, размеры расходов на предотвращение причинения вреда. В случае, если безотлагательное применение ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер необходимо для достижения целей ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, а соответствующее научное обоснование является недостаточным или не может быть получено в необходимые сроки, ветеринарно-санитарные или фитосанитарные меры, предусмотренные техническими регламентами в отношении определенных видов продукции, могут быть применены на основе имеющейся информации, в том числе информации, полученной от соответствующих международных организаций, властей иностранных государств, информации о применяемых другими государствами соответствующих мерах или иной информации. До принятия соответствующих технических регламентов в случае, установленном настоящим абзацем, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры должны применяться с учетом соответствующих экономических факторов - потенциального ущерба от уменьшения объема производства продукции или ее продаж в случае проникновения, закрепления или распространения какого-либо вредителя или заболевания, расходов на борьбу с ними или их ликвидацию, эффективности применения альтернативных мер по ограничению рисков, а также необходимости сведения к минимуму воздействия вредителя или заболевания на окружающую среду, производство и обращение продукции. Вопрос : когда вступает в силу ТР РФ ? 1. Технический регламент, принимаемый постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2009 N 385-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ) 2. Правительством Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 9.1 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента утверждается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений перечень документов по стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. В случае отсутствия указанных документов по стандартизации применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования Правительством Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 9.1 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента утверждаются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. Проекты указанных правил и методов разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией или в случае, предусмотренном статьей 9.1 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию с использованием документов по стандартизации, опубликовываются в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещаются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за тридцать дней до дня утверждения указанных правил и методов. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2009 N 385-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ) Указанные правила не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. (п. 11 в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ) 3. Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ) 4. Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти организуются постоянные учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, в том числе потребителей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов. 5 . Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме. (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ) 6. Техническое регулирование в Таможенном союзе Техническое регулирование как инструмент формирования единого экономического пространства. Главное направление развития работ по техническому регулированию в России состоит в интеграции страны в международную деятельность по формированию единой системы технического регулирования на территории Таможенного союза (далее — ТС)" и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Формированию единой системы технического регулирования будет способствовать создание единого экономического пространства стран СНГ и реализация Дорожной карты" по общему экономическому пространству с Европейским союзом. Странами — участниками ЕврАзЭС являются Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Россия, Таджикистан. Странами-наблюдателями являются Армения, Молдова, Узбекистан. Техническое регулирование в рамках Таможенного союза осуществляется в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Таможенном союзе (приложение 1). Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Таможенном союзе (Соглашение). Оно выполняет роль наднационального закона в сфере технического регулирования [2]. В ст. 1 Соглашения (см. приложение 1) дано определение понятия "технический регламент Таможенного союза" (далее — ТР ТС) как межгосударственного документа, устанавливающего обязательные требования к объектам регламента и утверждаемого специальным наднациональным органом — Комиссией Таможенного союза (аналог Комиссии ЕС — высшего органа исполнительной власти Евросоюза). В соответствии с п. 4 ст. 3 и п. 3 ст. 5 ТР ТС призваны в обязательной сфере заменить национальные ТР. В соответствии со ст. 2 ТР ТС имеют прямое действие на всей территории ТС. В этом заключается одно из принципиальных отличий ТР ТС от технических регламентов Евразийского экономического сообщества (далее — ТР ЕврАзЭС), присоединение к которым осуществляется путем ратификации международных договоров в рамках ЕврАзЭС каждой из сторон. Субъектами технического регулирования в Таможенном союзе являются: • • Комиссия Таможенного союза (с 1 января 2012 г. — Евразийская экономическая комиссия); • • наделенные полномочиями национальные органы по техническому регулированию государств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (далее — Органы сторон); • • Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер (далее — Комитет). Комиссия ТС осуществляет руководство работами по техническому регулированию. Важной функцией Комиссии является рассмотрение проекта ТР ТС и его принятие. Комиссия принимает документы в области технического регулирования — единые перечни продукции (фрагмент Единого перечня показан в приложении 9), перечни органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), унифицированные документы, Положение о порядке ввоза продукции и пр. Рабочим органом Комиссии является Секретариат Комиссии. Органы сторон формируют и ведут национальные части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий, Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии. Национальные органы Стороны, ответственной за разработку ТР ТС, осуществляют разработку проекта ТР ТС с учетом предложений органов Сторон и действующих национальных ТР. Органы Сторон опубликовывают текст принятого ТР ТС на официальных сайтах и в официальном печатном издании органов по техническому регулированию Сторон. Координационный комитет решает такие задачи, как согласование решений уполномоченных органов сторон; рассмотрение вопросов нарушения обязательных требований, установленных в нормативных актах ТС; подготовка рекомендаций по совершенствованию деятельности в области технического регулирования; анализ практики применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках ТС Правительства стран ТС приняли концептуальные решения о переходе в области технического регулирования на единые обязательные требования к продукции и правила ее допуска на общий рынок путем принятия технических регламентов. В рамках ТС запланированы разработка и принятие 57 ТР. Объектом технического регулирования в соответствии со ст. 3 Соглашения является единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее — Единый перечень). В указанный перечень включен 61 объект — группы однородной продукции, в том числе такие потребительские товары, как пищевые продукты, игрушки, парфюмерно-косметическая продукция, мебельная продукция, синтетические моющие средства, низковольтное оборудование и пр. (см. фрагмент Единого перечня в Приложении 9). Для продукции, включенной в единый перечень, в отношении которой не вступили в силу ТР ТС или ТР ЕврАзЭС, действуют нормы законодательства ТС или законодательства Сторон в сфере технического регулирования. Единый перечень и порядок сто введения утверждаются Комиссией ТС. Стороны не допускают установления в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень. ТР ТС разрабатываются только в отношении продукции, включенной в единый перечень, если в отношении такой продукции не приняты ТР ЕврАзЭС. Цели и структура разрабатываемых технических регламентов принципиально не отличаются от описанных технических регламентов Российской Федерации. ТР ТС содержат следующие структурные элементы: предисловие; область применения; определения; правила обращения при вводе в эксплуатацию; требования безопасности; подтверждение соответствия; маркировку знаком соответствия; защитительную оговорку; заключительные положения; приложения. В структурном элементе "Защитительная оговорка" приводят положения, согласно которым государства-члены, руководствуясь защитой своих законных интересов, могут предпринимать меры по предотвращению доступа на рынок продукции, не соответствующей ТР. Кроме того, приводят положения о том, что государства, применившие защитительную оговорку, уведомляют другие государства-члены об изъятии с рынка такой продукции. В соответствии с решением Комиссии ТС продукция маркируется Единым знаком обращения на рынке государств — членов Таможенного союза (рис. 8, б). Со дня вступления в силу ТР ТС на территориях Сторон соответствующие обязательные требования, установленные законодательством Сторон, не применяются. Нормативная правовая база ТС и порядок подтверждения требованиям ТР ТС рассматриваются в разд. 7 гл. 4. Государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов проводится в порядке, установленном законодательством каждой Стороны. Уполномоченные органы Сторон при установлении несоответствия требованиям ТР ТС либо при выявлении опасной продукции в возможно короткий срок направляют соответствующие сведения в Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли ТС, уведомляют об этом уполномоченные органы других Сторон и принимают меры по недопущению такой продукции на территорию Сторон. Ответственность за несоблюдение требований ТР ТС устанавливается законодательством каждой Стороны. Программа разработки технических регламентов определяется в результате согласованного решения правительств стран ТС. Принято концептуальное решение о переходе в области технического регулирования на единые обязательные требования к продукции и правила ее допуска на общий рынок путем принятия единых наднациональных технических регламентов. Заключение: «Основными целями формирования единой системы технического регулирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) являются снятие технических барьеров в торговле на внутреннем рынке, его зашита от небезопасной продукции, повышение качества и конкурентоспособности производимой промышленностью Союза продукции». В ЕАЭС правовая база технического регулирования, применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер «защищает жизнь и здоровье людей, животных и растений от болезней, права потребителей и обеспечивает охрану окружающей среды». Многоступенчатость правового регулирования в Союзе (наличие наднациональных и национальных актов права), смешение различных сфер (например, норм технического регулирования и применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер), наличие различий и противоречий в национальных правовых системах. Положения данного закона позволяют сделать вывод, что новые нормативные документы, регламентирующие деятельность производителей авиационной техники и эксплуатирующих организаций, должны существенным образом отличаться от действующих в настоящее время. Контрольные вопросы : 1. Назовите цели принятия ТР РФ. (примените к обьекам гражданской авиации) 2. Какие требования должен содержать ТР РФ ? ( когда и кто имеет право вносить изменения в содержание ТР РФ) 3. Перечислите особенности в содержания технических регламентов (к требованиям не включенным в технический регламенти т.д.) 4. Назовите принципы технического регулирования (приведите примеры применения принципов в деятельности субьектов гражданской авиации) 5.Какие минимально-необходимые требования к ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции должен содержать ТР РФ ? 6. Когда вступает в силу ТР РФ ? 7.Алгоритм разработки, принятия технических регламентов. 8.Кто является заказчиком, разработчиком, кто имеет право отозвать технический регламент в соответствии с принятым законодательством. 9.Какова ответственность за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов 10.Какие обязанности возлагаются на изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов. 11. Какими правами наделены органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов. 12. В каких случаях происходит принудительный отзыв продукции, какова доля ответственности за нарушение правил выполнения работ по сертификации и ответственностт аккредитованной испытательной лаборатории (центра). 13.Актуальность проблемы качества для российских предприятий.(Какое законодательство действует в этой сфере) 14.Актуальность проблемы безопасности для субьектов гражданской авиации. (Какое законодательство действует в этой сфере) 15.Что такое качество, как его определяют стандарты (назовите элементы, определяющие качество) 16.Какие права потребителей устанавливает ФЗ «О защите прав потребителей), обьясните механизм реализации прав потребителей на ВТ. 17.Что вы понимаете под продукцией воздушного транспорта , стоимостью продукции. 18.Перечислите обьекты технического регулирования согласно фз-184, и обьекты гражданской авиации, определите градацию требований к обьектам. 19. Какую роль выполняет метрологическое обеспечение при реализации принципов технического регулирования. 20.Дайте определение техническому регламенту поясните его содержание (приведите примеры технических регламентов, применяемых в гражданской авиации, кто утверждает перечень продукции, на кот. Разрабатываются ТР РФ) 21. Назовите сферы применения технических регламентов. 22. Какие отношения Федеральный закон не регулирует (связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением ) 23.Перечислите стандартные требования, предьявляемые к продукции (процессам производства) 24.Назовите основные положения обеспечения государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (органы ГК(Н), обьекты ГК (н), полномочия). 25.Особенности технического регулирования в отношении оборонной промышленности. 26. Какую информацию несет знак обращения на рынке, знак соответствия Какой аналог этому знаку имеется на европейском рынке, рынке таможенного союза, рынке евроазиатского союза.
«Законодательство Российской Федерации в сфере технического регулирования.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Дедкова Т. А.
Смотреть все 170 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot